Сущность, содержание и форма права
Сущность, содержание и форма права
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ “ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА”..
ТЕМА ”Сущность, содержание и форма права.”
ВЕЧЕРНЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1 ГРУППА.
СЛУШАТЕЛЬ Петров И.И.
ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА №22
АДРЕС: 420037, г. Казань, ул. Гвардейская 3-27
Казань 2000 г.
Введение. 3
Сущность и содержание права 6
Происхождение права, основные пути его формирования 6
Признаки права, определение его понятия 7
Форма права: понятие и виды 13
Источники права 17
Внутренняя форма права. система права, ее элементы 18
Система права российской федерации 22
Заключение 27
Список используемой литературы 28
“ Jus est ars boni et aegui” - “Право есть
искусство добра и справедливости”.
(Римское
изречение).
“Право есть ничто без аппарата, способного
принуждать к соблюдению права.”
(В.И. Ленин.)
Введение.
Право, как и государство, является продуктом развития общества на
определенном этапе развития. Право развивается вместе с государством,
находясь с ним в тесной взаимосвязи.
Соотношение государства и права
| | | |
|Нормы права не могут возникнуть, | |Государство гарантирует реализацию |
|развиваться и функционировать без | |правовых норм, охраняет право от |
|государства, поскольку государство| |нарушений. Именно государственная |
|является тем политическим | |охрана, возможность государственного|
|механизмом, который формирует | |принуждения, стоящие за правом, и |
|право в виде общеобязательных | |отличают правовые нормы от других |
|правил поведения, то есть | |социальных норм, действующих в |
|юридических норм | |обществе. |
| | | |
|Нормы права являются результатом | | |
|правотворческой деятельности | | |
|государства в лице его | | |
|определенных компетентных органов | | |
|(парламента, правительства и т.п.)| | |
| | | |
|Таким образом, юридические нормы | | |
|становятся общеобязательными в | | |
|силу того, что они устанавливаются| | |
|(либо санкционируются | | |
|государством). | | |
Не только право зависит от государства, но и государство зависит от
права. Оно не может нормально функционировать, не опираясь на право.
В законодательном закреплении нуждается организация и деятельность
государственного аппарата.
Правовые нормы определяют систему государственного механизма, его
основные направления и принципы деятельности, полномочия
государственных органов.
Правовые нормы устанавливают юридическую основу для взаимоотношений
должностных лиц и граждан. Все это является важным условием режима
законности в обществе, исключающего произвол государства.[1]
Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе
как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи,
моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй
план, уступая место правовому регулированию общественных отношений.
Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе
нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества,
зрелости научной правовой мысли всевозможных объективных и субъективных
факторов.
Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о
праве, все эти учения имеют ряд общих положений:
. право есть социальное явление, без которого невозможно
существование цивилизованного общества;
. право в нормативной форме должно отражать требования
общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в
целом, а не отдельным его классам или социальным группам,
учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как
первоосновы общества;
. право частной собственности является основой всех прав человека;
. право есть мера поведения, установленная и охраняемая
государством.
Одной из фундаментальных задач науки является познание природы
права, раскрываемой главным образом через его сущность и содержание.
Без решения этой сложной и многогранной задачи невозможно получить
полноценное представление о праве.
Осмысление природы права имеет богатую историю. Известны
естественно-правовая, историческая, реалистическая, психологическая,
нормативистская, социологическая, позитивистская, и некоторые другие
доктрины права. Они существенно отличаются друг от друга. Если для
одной из них право есть прежде всего природное, естественное явление
(Цицерон, Локк), то для другой - выражение исторически складывающегося
духа народа (Савиньи, Пухта), для третьей - защищенный государством
интерес (Иеринг, Трубецкой), для четвертой - империативное переживание
людей (Петражицкий, Мэрилла), для пятой -внешний регулятор социальной
жизни (Штаммлер, Кельзон), для шестой - система правоотношений,
поведения людей (Эрлих, Шершеневич) и т.д. При всех различиях многие из
таких доктрин представляли собой какой-либо шаг в познании природы
права. Наряду с идеями, оказавшимися неоправданными, они содержали
рациональные моменты, которые внесли свой вклад в общее ученье о праве.
Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением
права в субъективном смысле - право как нечто принадлежащее индивиду,
как то, чем он может свободно распоряжаться под защитой государства без
чьего либо вмешательства (права на труд, на отдых и т.д.).
Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно
представляет собой норму свободы. Такое понимание права исходит из
утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в
какой для природы характерна необходимость.
Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно
базируется на определении права в качестве совокупности правил
поведения (право в объективном смысле, исходящих от государства или
поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических
дел.
Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и
обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости,
регулирующих борьбу и согласование свобод воль в их взаимоотношении
друг с другом.
Сущность и содержание права
Происхождение права, основные пути его формирования
Правила поведения (социальные нормы),
действовавшие в родовой общине племени
| | | |
|Нормы обычаев, | |Многие из обычаев |
|регулировавшие труд, | |являлись одновременно |
|охоту, рыбную ловлю, | |и нормами морали, |
|быт, | |религии, |
|семейные отношения | |регулировали |
| | |отправление обрядов |
Особенности норм поведения родовой общины
| | | |
|Выражали интересы | |Их исполнение |
|всех членов рода. | |обеспечивалось привычкой, |
|У членов рода не было | |естественной потребностью |
|разграничения прав | |соблюдать |
|и обязанностей | |укоренившиеся правила, |
| | |а также при |
| | |необходимости |
| | |общественным мнением |
| | |общины |
Пути возникновения права в процессе перехода
от первобытнообщинного строя
к государственной организации общества
| | | | | |
|Санкционирование | |Юридический | | |
|государственных норм | |прецедент | | |
|первобытных | |(судебное или | |Издание |
|обычаев | |административное | |государством |
|и превращение | |решение | |новых нормативных |
|их в нормы | |по конкретным | |актов, |
|права (обычаи), | |делам), которому | |содержащих нормы |
|которые | |государство придает | |права |
|уже стали | |юридически | | |
|охраняться | |обязательную силу | | |
|от нарушений | |для | | |
|государством | |аналогичных дел | | |
| | | | | |
Признаки права, определение его понятия
| | | |
| | |выражают |
| | |волю и интересы |
|Исходят от государства | |определенных слоев |
| | |населения |
| | |либо |
| | |большинство общества |
ПРАВО
система норм,
правил поведения,
которые
| | | |
|сформулированы | |охраняются от нарушений |
|в специальных | |не только силой |
|государственных | |общественного мнения, |
|документах - | |но и мерой государственного |
|нормативных актах | |принуждения |
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРАВЕ
Теория естественного права Историческая
школа права
(Локк, Руссо, Монтескье, Радищев) (Гуго, Савиньи,
Пухта)
| | | |
|Кроме позитивного права, которое | |Право - выражение духа народа, |
|создается государством, существуют | |народного правового убеждения, |
|стоящие над ним естественные | |формирующегося подобно языку, |
|неотъемлемые права, принадлежащие | |постепенно, независимо от |
|человеку | |государства. Законодатель не может|
|от рождения | |творить нормы по своему |
|(право на жизнь, свободное | |усмотрению, а вправе лишь |
|развитие, труд | |фиксировать то, что сложилось в |
|и т.п.) | |виде норм |
Реалистическая школа права Социологическая
теория права
(Иеринг)
(Эрлих, Муромцев, Паунд)
| | | |
|Право есть защищенный | |Право - система правоотношений, |
|государством интерес, оно ничто без| |реальное поведение людей, |
| | |регулируемое правом |
|государственной | | |
|власти | | |
Теория солидаризма Нормативистская
теория
(Дюги)
(Кельзен, Штаммер)
| | | |
|Объективное право составляют | |Право - иерархия норм, |
|правила социальной солидарности, | |нормативный регулятор общественных|
|которым подчинено государство и | |отношений; |
|граждане | |оно немыслимо без государства, |
| | |а государство немыслимо без права |
Психологическая теория права Материалистическая
(классовая)
(Мэрилл, Петражицкий) теория права
(Маркс, Ленин)
| | | |
|Существует подлинное право, | |Право есть возведенная в закон |
|которое представляет собой | |воля господствующего класса, |
|психологические переживания | |содержание которой определяется |
|людей об их правах и обязанностях, | |материальными условиями |
| | |жизни общества |
|и официальное | | |
|право - совокупность норм | | |
2. Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни
складывались длительное время. Довольно четко юридическая наука
определяет свойства права, те характерные черты, которые придают праву
качество государственного регулятора общественных отношений:
а) нормативность, поскольку право состоит из правил поведения
общего характера,
б) неразрывная связь с государством, так как нормы права исходят от
государства и охраняются в необходимых случаях его принудительной
силой.
Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно
рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. С
течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право -
это политическая справедливость, для средневековых ученых -
божественное установление, для Ж.-Ж.Руссо - общая воля, Р.Иеринга -
защищенный интерес, Л.Петражицкого - императивно - атрибутивные эмоции,
для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ
государства и т.д.
Многозначность определений права, не утихающие споры о его существе
привели некоторых исследователей к пессимистическому выводу, что
сущность права познать нельзя. Очевидно, поэтому, поправляя И.Канта,
который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский
теоретик права Н.Н.Алексеев заметил: “Юристы никогда не найдут
определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что
такое природа вообще”.
Действительно, мы уже убедились, что проблема право понимания в
достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение самые
разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы
проявления в зависимости от характера экономического развития общества,
его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право
напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно
непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков
человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и
способы удовлетворения различных потребностей как отдельными
индивидами, так и общностями людей.
Итак, какова же природа права, в чем, иначе говоря, заключается его
сущность? Известно, что сущность любого предмета, явления философия
считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и
отношений, составляющих их основу, определяющих природу и выражающих
самые необходимые, внутренне глубинные связи и отношения предмета,
явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки.
Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая
качественная основа права, которая отражает его истинную природу и
назначение в обществе.
Сущность права, таким образом, отражает основную, решающую его
связь с социальной структурой и материальными производственными
Страницы: 1, 2, 3
|