Судебные системы зарубежных стран
Судебные системы зарубежных стран
Уголовный и гражданский процесс в США.
Источниками уголовного и гражданского процессуального права применительно к
федеральной системе судов и к самостоятельным судебным системам каждого из
штатов служат соответствующие акты законодательства, правила, издаваемые
судебными органами, и нормы общего права. Особая роль в регулировании
вопросов уголовного процесса принадлежит Конституции США. В ее тексте, в
поправках IV, V, VI, VII, вошедших составной частью в Билль о правах (1791
г.), и в поправке XIV сформулированы не только многие существенные
положения о судоустройстве, в том числе о разграничении подсудности судов
федерации и штатов, но и важнейшие нормы, определяющие права обвиняемого на
различных стадиях уголовного процесса. Многие положения федерального
уголовно-процессуального права, в том числе связанные с производством
ареста и обыска, с разбирательством дела в суде, с обжалованием приговоров
и т.п., собраны в части II («Уголовный процесс») раздела 18 Свода законов
США (часть 1 этого раздела представляет собой федеральный Уголовный
кодекс). Одним из источников федерального уголовного и особенно
гражданского процессуального права служит также раздел 28 («Судоустройство
и судебная процедура») Свода законов США (в редакции 1948 г. с последующими
изменениями и дополнениями). Существенную роль в регулировании вопросов
судопроизводства по гражданским и уголовным делам играют нормативные акты,
изданные Верховным судом США на основании полномочий, предоставленных ему в
ряде актов Конгресса 1930-х гг., предписывать федеральным судам правила
процедуры по гражданским и уголовным делам. Важнейшими среди этих
постановлений Верховного суда являются следующие федеральные правила:
гражданского судопроизводства (1938 г.), уголовного судопроизводства (1946
г.), апелляционного производства (1968 г.) и о доказательствах (1975 г.).
Отдельно Верховным судом были изданы также правила производства в самом
этом суде (1980 г.), правила судебного разбирательства федеральными
магистратами дел о малозначительных преступлениях (1971 г.) и др. Такие
акты, как и изменения в них, вступают в силу, если после их одобрения
Верховным судом США не последует возражений со стороны обеих палат
Конгресса в ходе ближайшей его сессии. Они публикуются в Своде законов США
в качестве приложений к соответствующим разделам.
На уровне штатов в качестве источников уголовно-процессуального права
действуют нормы конституций штатов и разделы сводов законов, посвященные
соответствующим вопросам, весьма различающиеся по форме и содержанию. В
ряде штатов (Калифорния и др.) они объединены с уголовными кодексами в
одном нормативном акте. В отличие от реформы уголовных кодексов,
проведенной на базе Примерного УК 1962 г., уголовно-процессуальные кодексы
штатов не подверглись столь же основательной переработке и сближению,
несмотря на наличие общей модели в виде Примерного УПК и Примерного кодекса
о доказательствах, разработанных еще раньше, в 1930 и 1942 гг., тем же
Институтом американского права. В гражданских процессуальных кодексах
штатов наблюдается значительно большее сходство, поскольку законодатели в
различных штатах часто опирались на единый образец — ГПК штата Нью-Йорк
1848 г., составленный известным юристом Д.Филдом.
В качестве источников процессуального права в штатах выступают также
правила, разрабатываемые высшими судебными органами каждого из штатов
самостоятельно, но, как правило, с ориентировкой на соответствующие акты
Верховного суда США, — особенно велика здесь роль федеральных правил
гражданского судопроизводства, воспринятых во многих штатах практически без
изменений. Принципиальное значение для всех американских судов (и
федеральных, и штатов) имеют решения Верховного суда США, в которых
сформулированы постановления по процессуальным вопросам, прежде всего
некоторые решения, вынесенные в 1960-х гг. В решениях по делу Гидеонг (1963
г.) и по делу Эскобедо (1964 г.) закреплено право любого лица иметь
защитника при допросе в полиции; в решении по делу Мэпп (1961 г.) установ
лен запрет на использование в судебном процессе доказательств, полученньо
незаконным образом, особенно, как это было сформулировано в решении га делу
Миранды (1966 г.), если речь идет о полученном таким путем признаны
обвиняемого.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА США.
В США функционируют параллельно единая федеральная система судов и
самостоятельные судебные системы каждого из 50 штатов, округа Колумбия и
четырех федеральных территорий. В компетенцию федеральных судов входит
прежде всего рассмотрение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных
федеральным законодательством, и гражданских дел по искам к федеральным
властям и по спорам, возникающим в связи с применением федеральных законов
или между гражданами, проживающими в двух различных странах, если при этом
сумма иска превышает 10 000 долларов. По ряду вопросов компетенция
федеральных судов и судов штатов совпадает как по уголовным, так и по
гражданским делам, что вызвало к жизни весьма сложные правила разграничения
их функций. При определенных ситуациях у органов обвинения и у истцов по
гражданским делам создаются возможности выбора между обращением в суд
одного из штатов либо в федеральный суд, а в некоторых, весьма редких,
случаях допускается обращение в федеральный суд с жалобой по делу,
рассматривавшемуся в суде штата, но только если речь идет о толковании или
применении норм федерального права, если налицо «федеральный вопрос».
Подавляющая часть уголовных и гражданских дел рассматривается судами
штатов, и лишь относительно небольшая их часть (5—10%) оказывается
предметом разбирательства федеральных судов.
В федеральную систему судов входят Верховный суд США, апелляционные и
окружные суды, а также специальные суды. Всю систему федеральных судов
возглавляет Верховный суд США, который одновременно занимает исключительно
важное положение во всей структуре высших государственных учреждений наряду
с Конгрессом и президентом США. Верховный суд США — единственное судебное
учреждение, упоминаемое в Конституции США, — состоит из девяти судей,
одного из которых президент США назначает председателем. Члены Верховного
суда, включая председателя, назначаются президентом и утверждаются Сенатом.
Кворум, необходимый для принятия решения, составляют шесть членов суда.
Верховный суд рассматривает по первой инстанции дела по спорам между двумя
или более штатами, по искам, в которых одной из сторон являются послы
иностранных государств, и некоторые другие (на практике такого рода дела
немногочисленны). Основная его функция — рассмотрение жалоб на решения
нижестоящих федеральных судов и судов штатов, если в них затронут
«федеральный вопрос», а также просьб об отмене постановления любого суда,
которым признается противоречащим Конституции США закон какого-либо штата
или акт Конгресса США. Верховный суд вправе также, если последует просьба
апелляционного суда, разъяснить какой-либо вопрос права, возникший по
гражданскому или уголовному делу, и дать по нему обязательное толкование.
Верховный суд принимает к разбирательству дела по своему усмотрению, если
признает их достаточно существенными и общезначимыми, что бывает
относительно редко: в ответ на тысячи обращений ежегодно выносятся решения
лишь по 120—160 делам. При этом каждый судья высказывает свое мнение, после
чего обычно один из судей формулирует позицию большинства, т.е. решение
суда, а остальные либо полностью соглашаются с ним, либо присоединяются к
выводу, но расходятся в мотивировке решения, либо, наконец, излагают свое
мнение, противоположное позиции большинства (все мнения судей публикуются).
Апелляционные суды были созданы в 1891 г. в качестве судов промежуточной
юрисдикции между Верховным судом США и окружными судами. В настоящее время
имеется 13 апелляционных судов: один в федеральном округе Колумбия, II—в
каждом из апелляционных округов, охватывающих территорию от 3 до 10 штатов
и имеющих свой официальный номер, и, наконец, учрежденный в 1982 г.
Апелляционный суд федеральной юрисдикции, который рассматривает жалобы по
таможенным и патентным делам и жалобы на решения Претензионного суда.
В состав каждого апелляционного суда входит от 4 до 23 судей. Обязанности
председателя возлагаются на того из них, кто дольше всех входит в состав
этого суда, однако не достиг 70 лет. В работе каждого апелляционного суда
принимает участие один из членов Верховного суда США (они закреплены за
одним-двумя апелляционными судами). Первые 12 апелляционных судов
рассматривают жалобы на приговоры и решения окружных судов, на
постановления ряда административных органов, если в них усматривается
нарушение правовых норм, а также издают приказы по некоторым вопросам в
качестве суда первой инстанции. Как правило, дела слушаются коллегией из
трех судей, однако если речь не идет об апелляционной жалобе, они могут
рассматриваться и одним или двумя судьями. Для разбирательства жалоб на
решения судей и коллегий апелляционного суда, а также для устранения споров
между судьями созываются пленарные заседания апелляционного суда. В связи с
существенным увеличением числа дел, рассматриваемых апелляционными судами
(почти в 10 раз за период 1960—1980 гг.), в них были резко ограничены либо
в ряде случаев вовсе отменены выступления сторон и принимаются иные меры
для ускорения процедуры разбирательства дел.
Окружные суды (иногда их название переводится как «районные») — основное
звено федеральной судебной системы. Вся территория страны поделена на
округа с учетом границ между штатами, так что в одном штате имеется от
одного до четырех округов. Соответствующие окружные суды созданы также в
четырех заморских территориях США. Всего в настоящее время насчитывается 95
окружных судов, в каждом из которых от 2 до 27 судей (один из них
назначается председателем по тем же правилам, что и в апелляционных судах).
Они рассматривают по первой инстанции гражданские и уголовные дела,
входящие в компетенцию федеральной юстиции, а также жалобы на действия
административных ведомств. Уголовные дела и гражданские иски по большинству
категорий дел с суммой иска свыше 20 долларов слушаются с участием
присяжных, если на этом настаивает обвиняемый или истец. При окружных судах
функционируют федеральные магистраты (эта должность учреждена в 1968 г.).
Они занимаются, в основном, подготовкой дел к слушанию и контролем за
исполнением судебных решений. Магистраты вправе самостоятельно
рассматривать уголовные дела по обвинению в малозначительных преступлениях,
если те наказываются лишением свободы на срок до одного года и штрафом до 1
000 долларов, однако при условии, что обвиняемый не настаивает на
разбирательстве его дела судьей окружного суда. В 1978 г. при каждом из
окружных судов как их дополнительные органы были учреждены суды по делам о
банкротствах, которым поручено рассмотрение этой весьма многочисленной
категории дел. Жалобы на их решения могут быть принесены, как правило, в
окружной суд.
Наряду с системой общих судов существует несколько специализированных
федеральных судов. Их система подверглась значительным преобразованиям в
1982 г. Важное место в ней занимает Претензионный суд. Он рассматривает
гражданские иски частных лиц и корпораций к правительству США на сумму
свыше 10 000 долларов с требованием о возмещении ущерба, причиненного
нарушением договоров и по ряду других оснований.
В 1980 г. был переименован в Суд по внешней торговле прежний Суд по
таможенным делам. Он состоит из девяти судей, которые могут выносить
решения единолично и заседают либо в Нью-Йорке, где находится его штаб-
квартира, либо, при необходимости, в одном из других портовых городов США.
В ряду других федеральных судебных учреждений с различной специализацией, в
частности, имеется самостоятельный Налоговый суд, рассматривающий споры,
которые возникают в связи с определением размеров федеральных налогов и их
уплатой.
Судебные системы штатов США.
В американских штатах действуют весьма различающиеся между собой системы
судов. По большей части их особенности объясняются историческими условиями
формирования судебной системы в данном штате. Порою вновь образовывавшиеся
штаты заимствовали схему судебной организации у соседних штатов. Чаще всего
в штатах используются двух- и трехступенчатая системы общих судов, а также
различные суды ограниченной или специальной юрисдикции. Двухступенчатая
система общих судов, включающая в себя лишь суды первой инстанции и высший
судебный орган, обычно свойственна небольшим по размерам и населению
штатам, а трехступенчатая, с судами промежуточной, апелляционной
юрисдикции, — более крупным штатам, в судах которых рассматривается большое
количество гражданских и уголовных дел.
Суд, возглавляющий судебную систему в штате, чаще всего носит название
верховного суда, однако в ряде штатов он называется апелляционным судом.
Они состоят из пяти — девяти судей, один из которых назначается
председателем суда. Верховные и соответствующие им суды штатов занимаются,
главным образом, рассмотрением апелляционных жалоб на решения нижестоящих
судов. В большинстве штатов они рассматривают жалобы лишь на судебные
решения, которые касаются вопросов права, в остальных — также и по вопросам
факта. В большинстве штатов верховные суды сами решают, принимать ли к
рассмотрению апелляционные жалобы и иные обращения к ним, кроме приговоров
к смертной казни, жалобы на которые подлежат обязательному разбирательству
в верховном суде штата. В отдельных штатах действует правило, согласно
которому верховный суд обязан рассматривать все без исключения поступающие
к нему жалобы.
В качестве суда первой инстанции эти суды чаще всего издают лишь судебные
приказы в случае непосредственного обращения к ним, например с жалобой на
незаконное содержание под стражей (приказ «хабеас корпус»), а в некоторых
случаях принимают связанные с изданием приказов дела к своему производству,
если они отличаются особой сложностью. Особенно велика роль верховных судов
штатов в толковании конституций и оценке законодательства штатов в связи с
рассматриваемыми ими судебными делами или жалобами на решения
административных органов. Значение этой функции существенно возросло за
последние десятилетия, когда в отдельных штатах верховные суды стали
проводить линию на более решительную, чем в решениях Верховного суда США,
защиту прав граждан.
Суды промежуточной юрисдикции (термин «промежуточный» иногда входит в их
официальное название) созданы в ряде штатов для рассмотрения жалоб на
приговоры и решения судов первой инстанции и других судебных учреждений.
Они носят различные названия, но чаще всего их именуют апелляционными
судами. Иногда в штатах создается отдельный уголовный апелляционный суд, в
ряде случаев суды промежуточной юрисдикции функционируют на правах
апелляционных отделений верховного суда штата. В их состав входят от 10 до
50 судей. Слушание дел обычно проводят коллегии из трех судей. В некоторых
штатах апелляционные суды рассматривают по первой инстанции, в том числе и
с участием присяжных заседателей, определенные категории гражданских и
уголовных дел. В этом случае процесс ведет единоличный судья.
Основное звено судебной системы штатов — суды общей юрисдикции, которые
выступают под самыми разными названиями, например: в штате Нью-Йорк это
верховные суды, в штате Калифорния — высшие суды, но чаще всего они
именуются окружными судами. В их организации и количественном составе
наблюдаются весьма существенные различия. Как правило, они рассматривают по
первой инстанции уголовные дела обо всех преступлениях, предусмотренных
законодательством соответствующего штата, кроме малозначительных уголовных
проступков, и гражданские дела с любой суммой иска, кроме тех категорий
дел, для разбирательства которых созданы в данном штате специализированные
суды. В некоторых штатах окружные суды вправе рассматривать лишь уголовные
дела о преступлениях, за которые может быть назначено лишение свободы на
срок до пяти лет или даже только до одного года, что значительно расширяет
прерогативы апелляционного суда данного штата в качестве суда первой
инстанции. Вместе с тем окружные суды выступают в качестве вышестоящей
инстанции по отношению к судам ограниченной юрисдикции, поскольку они
вправе в ряде случаев рассматривать жалобы на их решения.
Дела в окружных судах рассматриваются либо единоличными судьями, либо
судьями с участием присяжных заседателей. В настоящее время количество
присяжных заседателей в американских судах любых инстанций, в том числе и в
федеральной системе судов, составляет при разбирательстве уголовных дел 12
или меньше, но не менее шести присяжных, при разбирательстве гражданских
дел — чаще всего шесть, если стороны не потребуют увеличения числа
присяжных. В большинстве штатов для признания подсудимого виновным
требуется вынесение присяжными единогласного вердикта. Назначение
подсудимому наказания, как правило, входит в компетенцию только судьи,
однако в некоторых штатах присяжные своим вердиктом должны решать и вопросы
наказания (о допустимости вынесения смертного приговора и др.).
Страницы: 1, 2
|