рефераты бесплатно

МЕНЮ


Судебная власть РФ. Курсовая Работа.

Судебная власть РФ. Курсовая Работа.

0x01 graphic

МВД РФ

Барнаульский юридический институт

Курсовая работа

“Судебная власть РФ”

выполнил студент 1 «в» курса ОЮФ Бекшоков Ислам

проверил зам. начальника кафедры государственно-правовых дисциплин,

полковник вн. службы Качусов В.П.

оценка ______________

Барнаул - 2001г.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………3

2. Судебная власть в системе органов Российского государства………………4

3. Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия……………………5

4. Суд как орган судебной власти. Система судов Российской федерации:……8

4.1 Конституционный Суд………………………………………………………..10

4.2 Верховный Суд. Суды общей юрисдикции. Военные суды………………...22

4.2.1 Корпус мировых судей……………………………………………………….22

4.3 Высший Арбитражный Суд…………………………………………………….28

5. Заключение………………………………………………………………………….31

6. Список литературы…………………………………………………………………32

Введение

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов

пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует

государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой

проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что

концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет

к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше

вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствуют

многовековой опыт человечества. Самые посвященные властители, в руках

которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно

становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет,

попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека.

Такой опыт и подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных

явлений.

Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до

настоящего времени идея, в соответствии с которой, основные направления

(ветви) государственной власти должны разделятся, и вверяться в “разные

руки”. Это будет мешать узурпаторским намерениям, а вместе с этим

злоупотреблению властью и произволу. Чаще всего сторонники данной идеи

(концепции) придерживаются мнения, что государственная власть в целом

включает три направления (ветви) - законодательную, исполнительную и

судебную. Сферы их организации должны быть четко разграничены, они не

должны быть помехой друг другу. Разделение властей следовало бы каждую из

них, ставило бы в определенные рамки и балансировало.

Термин “судебная власть” употребляется в разных значениях. Так, можно

говорить, что судебная власть - это суд, систем соответствующих

учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь

определяет судебную власть как систему судебных органов государства,

осуществляющих правосудие. В ряде случаев можно встретить рекомендации

“обратиться к судебной власти” для защиты тех или иных интересов,

разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции Российской Федерации, носящая

название “Судебная власть”, содержит статьи, определяющие не только

копетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы,

правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.

Судебная власть - вид власти. Государственную власть осуществляют

соответствующие органы. Власть - это не только те или иные учереждения,

должностные лица, но и те функции, которые им пренадлежат, и осуществление

этих функций, их реализация. Смысл слова “власть” истолковывается в

основном значении как “право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и

распоряжений, начальствования”, “право и возможность распоряжаться,

повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество, господство, сила”.

Анализируя понятие “судебная власть” К.Ф. Гуценко пишет: “Будет ошибкой

сведение судебной власти к суду как государственному органу… властью

является то, что данный орган может и в состоянии сделать. По существу,

это полномочия, функция, но не исполнитель”. В.И. Швецов считает, что,

“исходя из семантики слова, “власть” следует понимать не как орган или

систему органов, ее осуществляющих, а как право, основанную на законе

возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение

этих действий”

2. Судебная власть в системе органов Российского государства

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства -

судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов,

возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем

конституционного, гражданского, уголовного, административного и

арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих

гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная

власть призвана охранять право, правовые устои государственной и

общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в

правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не

может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности

суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных

влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и

законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан,

правовой государственности в целом.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных

признаков:

Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется

государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют

государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти,

реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей

государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам,

образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей,

способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств

осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах.

Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и

привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия

присяжных, народных и арбитражных заседателей. В соответствии с Всеобщей

декларацией прав человека 1948 г. каждому человеку должно быть

гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело

было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости

независимым и беспристрастным судом.

Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть

вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти -

осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации принадлежит

только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и

подвергнуть его уголовному наказанию.

Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики судебной

власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции

Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно

означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо

стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений,

обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность

судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо

другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или

утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют

самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной

власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не

входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не

подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти.

Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует

правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных

дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры,

представляет собой высокую социальную ценность. Он призван обеспечить

законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть,

законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав

лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть.

Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти.

Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при

наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность

развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и

протекает в процессуальных формах.

Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их

полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими

федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не

вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею

законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том

числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции

Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает

толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом

Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех

органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений,

организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

3. Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия.

Судебная власть и правосудие - понятия родственные, близкие по содержанию,

но не тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие.

Правосудие - вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и

разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с

законом и установленной им процедурой.

Признаки правосудия:

а) принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающихся прав и

свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или

невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);

б) общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу

решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех

государственных органов, органов местного самоуправления, общественных

организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей

территории Российской Федерации. Неисполнение судебного решения влечет

применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до

лишения свободы);

в) правосудие осуществляется только двумя способами:

1-й рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел по

спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и

организаций;

2-й рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение

установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении

преступления, либо оправдание невиновных;

г) правосудие осуществляется только судом (судьей);

д) правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной

законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел.

Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия:

законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их

права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих

сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в

Конституции Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральном конституционном

законе от 31 декабря 1996 года “О судебной системе Российской Федерации”.

Характеристика отдельных принципов правосудия:

1). Принцип законности - это принятие только нормативно-правовых актов,

соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с

соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также

неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ,

законов и иных нормативных актов всеми государственными органами,

юридическими и физическими лицами, и т. п.

В сфере правосудия принцип законности означает соблюдение и исполнение

законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не

применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ.

Суд также не вправе применять закон или иной правовой акт, противоречащий

международному договору Российской Федерации.

2). Принцип соблюдения прав и свобод личности при осуществлении

правосудия. Правовые гарантии обеспечения прав человека включают в себя:

право на жизнь и исключительный характер смертной казни; при осуществлении

правосудия запрещаются любые действия, причиняющие вред жизни или здоровью

человека или унижающие его достоинство (пытки, истязания и пр.);

специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность

частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание

телефона и т.п.); неприкосновенность жилища и особый порядок производства

обыска; установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и

свобод человека и гражданина.

3). Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в Российской

Федерации осуществляется только судами (ст. 118, ч.1), учрежденными в

соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом “О судебной системе

Российской Федерации “. В Российской Федерации не допускается создание

иных (в том числе чрезвычайных) судов (ст. 118, ч. 3).

4). Принцип независимости судей. Судьи, народные, присяжные и арбитражные

заседатели независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и

своим правосознанием, без какого-либо влияния на них со стороны кого бы то

ни было (включая органы законодательной, исполнительной властей, а также

вышестоящих судов). Гарантии независимости судей обеспечиваются:

неприкосновенностью судей; созданием органов судейского сообщества;

материальным и социальным обеспечением судей; правом судей на отставку;

жесткой регламентацией процедуры осуществления правосудия и т.д.

5). Принцип законности, компетентности и беспристрастия суда. Данный

принцип призван способствовать правильному и справедливому разрешению

гражданских и уголовных дел. Компетентность суда обеспечивается путем

установления жесткого порядка наделения судей, народных, присяжных и

арбитражных заседателей и полномочия, в том числе определения требований,

которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности.

Обеспечение права на рассмотрение его дела тем судом, которому оно

подсудно существуют особые правила определения подведомственности и

подсудности различных катигорий дел. Изъятие дела из одного суда и

передача его в другой допускается только в случаях, предусмотренных в

законе, с соблюдением определенной процедуры. Обеспечение рассмотрения

дела надлежащим составом суда, то есть возможные составы суда при

рассмотрении уголовных дел по первой инстанции:

а) один судья-профессионал (в случае рассмотрения районным судом дела о

преступлении, максимальное наказание, за которое не превышает 5-ти лет

лишения свободы);

б) один судья-профессионал и два народных заседателя (по всем делам, кроме

тех, которые судья рассматривает единолично);

в) три судьи-профессионала (с согласия обвиняемого по всем делам, кроме

тех дел, подсудных районному суду);

г) один судья-профессионал и 12-ть присяжных заседателей (по ходатайству

подсудимого в судах среднего звена субъектов Российской Федерации, где

предусмотрено рассмотрение дел с участием присяжных заседателей, по делам

о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы

на срок свыше 15-ти лет либо пожизненное заключение или смертная казнь).

Гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматриваются по первой

инстанции судьей единолично (большинство дел) либо судьей и двумя

народными заседателями.

Рассмотрение дел в кассационной, апелляционной и надзорной инстанциях

проводится всегда в коллегиальном составе суда.

Беспристрастность суда от участия в разбирательстве дела отстраняются

судебные заседатели:

а) имеющие прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела (друзья,

родственники и т. п.);

б) участвовавшие в выполнении каких-либо функций по делу (следователи,

адвокаты, эксперты и т. п.).

6). Равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом

означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их

одинаковыми правами, возложение одинаковых обязанностей и единообразное

возложение ответственности. Равенство перед судом предполагает равное

наделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец,

ответчик, подсудимый, свидетель).

7). Принцип состязательности и равноправия сторон предполагает наделение

сторон равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и

законных интересов при осуществлении правосудия.

8). Право граждан на судебную защиту гарантирует судебную защиту прав и

свобод личности от действия (бездействия) органов государственной власти,

органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных

организаций, которые могут быть обжалованы в суд.

9). Каждый подозреваемый, обвиняемый и подсудимый имеют право на защиту.

Самому эффективно защищать свои интересы, право на бесплатного адвоката и

т. д.

10). Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.