Судебная власть РФ. Курсовая Работа.
Судебная власть РФ. Курсовая Работа.
0x01 graphic
МВД РФ
Барнаульский юридический институт
Курсовая работа
“Судебная власть РФ”
выполнил студент 1 «в» курса ОЮФ Бекшоков Ислам
проверил зам. начальника кафедры государственно-правовых дисциплин,
полковник вн. службы Качусов В.П.
оценка ______________
Барнаул - 2001г.
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………………3
2. Судебная власть в системе органов Российского государства………………4
3. Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия……………………5
4. Суд как орган судебной власти. Система судов Российской федерации:……8
4.1 Конституционный Суд………………………………………………………..10
4.2 Верховный Суд. Суды общей юрисдикции. Военные суды………………...22
4.2.1 Корпус мировых судей……………………………………………………….22
4.3 Высший Арбитражный Суд…………………………………………………….28
5. Заключение………………………………………………………………………….31
6. Список литературы…………………………………………………………………32
Введение
Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов
пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует
государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой
проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что
концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет
к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше
вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствуют
многовековой опыт человечества. Самые посвященные властители, в руках
которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно
становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет,
попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека.
Такой опыт и подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных
явлений.
Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до
настоящего времени идея, в соответствии с которой, основные направления
(ветви) государственной власти должны разделятся, и вверяться в “разные
руки”. Это будет мешать узурпаторским намерениям, а вместе с этим
злоупотреблению властью и произволу. Чаще всего сторонники данной идеи
(концепции) придерживаются мнения, что государственная власть в целом
включает три направления (ветви) - законодательную, исполнительную и
судебную. Сферы их организации должны быть четко разграничены, они не
должны быть помехой друг другу. Разделение властей следовало бы каждую из
них, ставило бы в определенные рамки и балансировало.
Термин “судебная власть” употребляется в разных значениях. Так, можно
говорить, что судебная власть - это суд, систем соответствующих
учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь
определяет судебную власть как систему судебных органов государства,
осуществляющих правосудие. В ряде случаев можно встретить рекомендации
“обратиться к судебной власти” для защиты тех или иных интересов,
разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции Российской Федерации, носящая
название “Судебная власть”, содержит статьи, определяющие не только
копетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы,
правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.
Судебная власть - вид власти. Государственную власть осуществляют
соответствующие органы. Власть - это не только те или иные учереждения,
должностные лица, но и те функции, которые им пренадлежат, и осуществление
этих функций, их реализация. Смысл слова “власть” истолковывается в
основном значении как “право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и
распоряжений, начальствования”, “право и возможность распоряжаться,
повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество, господство, сила”.
Анализируя понятие “судебная власть” К.Ф. Гуценко пишет: “Будет ошибкой
сведение судебной власти к суду как государственному органу… властью
является то, что данный орган может и в состоянии сделать. По существу,
это полномочия, функция, но не исполнитель”. В.И. Швецов считает, что,
“исходя из семантики слова, “власть” следует понимать не как орган или
систему органов, ее осуществляющих, а как право, основанную на законе
возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение
этих действий”
2. Судебная власть в системе органов Российского государства
Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства -
судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов,
возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем
конституционного, гражданского, уголовного, административного и
арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих
гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная
власть призвана охранять право, правовые устои государственной и
общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в
правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не
может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности
суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных
влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и
законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан,
правовой государственности в целом.
Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных
признаков:
Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется
государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют
государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти,
реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей
государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.
Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам,
образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей,
способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств
осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах.
Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и
привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия
присяжных, народных и арбитражных заседателей. В соответствии с Всеобщей
декларацией прав человека 1948 г. каждому человеку должно быть
гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело
было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости
независимым и беспристрастным судом.
Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть
вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти -
осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации принадлежит
только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и
подвергнуть его уголовному наказанию.
Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики судебной
власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции
Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно
означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо
стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений,
обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность
судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо
другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или
утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют
самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной
власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не
входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не
подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.
Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти.
Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует
правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных
дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры,
представляет собой высокую социальную ценность. Он призван обеспечить
законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть,
законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав
лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть.
Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти.
Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при
наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность
развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и
протекает в процессуальных формах.
Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их
полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими
федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не
вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею
законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том
числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции
Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает
толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом
Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех
органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений,
организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
3. Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия.
Судебная власть и правосудие - понятия родственные, близкие по содержанию,
но не тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие.
Правосудие - вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и
разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с
законом и установленной им процедурой.
Признаки правосудия:
а) принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающихся прав и
свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или
невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);
б) общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу
решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех
государственных органов, органов местного самоуправления, общественных
организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей
территории Российской Федерации. Неисполнение судебного решения влечет
применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до
лишения свободы);
в) правосудие осуществляется только двумя способами:
1-й рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел по
спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и
организаций;
2-й рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение
установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении
преступления, либо оправдание невиновных;
г) правосудие осуществляется только судом (судьей);
д) правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной
законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел.
Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия:
законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их
права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.
Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих
сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в
Конституции Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральном конституционном
законе от 31 декабря 1996 года “О судебной системе Российской Федерации”.
Характеристика отдельных принципов правосудия:
1). Принцип законности - это принятие только нормативно-правовых актов,
соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с
соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также
неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ,
законов и иных нормативных актов всеми государственными органами,
юридическими и физическими лицами, и т. п.
В сфере правосудия принцип законности означает соблюдение и исполнение
законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не
применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ.
Суд также не вправе применять закон или иной правовой акт, противоречащий
международному договору Российской Федерации.
2). Принцип соблюдения прав и свобод личности при осуществлении
правосудия. Правовые гарантии обеспечения прав человека включают в себя:
право на жизнь и исключительный характер смертной казни; при осуществлении
правосудия запрещаются любые действия, причиняющие вред жизни или здоровью
человека или унижающие его достоинство (пытки, истязания и пр.);
специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность
частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание
телефона и т.п.); неприкосновенность жилища и особый порядок производства
обыска; установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и
свобод человека и гражданина.
3). Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в Российской
Федерации осуществляется только судами (ст. 118, ч.1), учрежденными в
соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом “О судебной системе
Российской Федерации “. В Российской Федерации не допускается создание
иных (в том числе чрезвычайных) судов (ст. 118, ч. 3).
4). Принцип независимости судей. Судьи, народные, присяжные и арбитражные
заседатели независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и
своим правосознанием, без какого-либо влияния на них со стороны кого бы то
ни было (включая органы законодательной, исполнительной властей, а также
вышестоящих судов). Гарантии независимости судей обеспечиваются:
неприкосновенностью судей; созданием органов судейского сообщества;
материальным и социальным обеспечением судей; правом судей на отставку;
жесткой регламентацией процедуры осуществления правосудия и т.д.
5). Принцип законности, компетентности и беспристрастия суда. Данный
принцип призван способствовать правильному и справедливому разрешению
гражданских и уголовных дел. Компетентность суда обеспечивается путем
установления жесткого порядка наделения судей, народных, присяжных и
арбитражных заседателей и полномочия, в том числе определения требований,
которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности.
Обеспечение права на рассмотрение его дела тем судом, которому оно
подсудно существуют особые правила определения подведомственности и
подсудности различных катигорий дел. Изъятие дела из одного суда и
передача его в другой допускается только в случаях, предусмотренных в
законе, с соблюдением определенной процедуры. Обеспечение рассмотрения
дела надлежащим составом суда, то есть возможные составы суда при
рассмотрении уголовных дел по первой инстанции:
а) один судья-профессионал (в случае рассмотрения районным судом дела о
преступлении, максимальное наказание, за которое не превышает 5-ти лет
лишения свободы);
б) один судья-профессионал и два народных заседателя (по всем делам, кроме
тех, которые судья рассматривает единолично);
в) три судьи-профессионала (с согласия обвиняемого по всем делам, кроме
тех дел, подсудных районному суду);
г) один судья-профессионал и 12-ть присяжных заседателей (по ходатайству
подсудимого в судах среднего звена субъектов Российской Федерации, где
предусмотрено рассмотрение дел с участием присяжных заседателей, по делам
о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы
на срок свыше 15-ти лет либо пожизненное заключение или смертная казнь).
Гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматриваются по первой
инстанции судьей единолично (большинство дел) либо судьей и двумя
народными заседателями.
Рассмотрение дел в кассационной, апелляционной и надзорной инстанциях
проводится всегда в коллегиальном составе суда.
Беспристрастность суда от участия в разбирательстве дела отстраняются
судебные заседатели:
а) имеющие прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела (друзья,
родственники и т. п.);
б) участвовавшие в выполнении каких-либо функций по делу (следователи,
адвокаты, эксперты и т. п.).
6). Равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом
означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их
одинаковыми правами, возложение одинаковых обязанностей и единообразное
возложение ответственности. Равенство перед судом предполагает равное
наделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец,
ответчик, подсудимый, свидетель).
7). Принцип состязательности и равноправия сторон предполагает наделение
сторон равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и
законных интересов при осуществлении правосудия.
8). Право граждан на судебную защиту гарантирует судебную защиту прав и
свобод личности от действия (бездействия) органов государственной власти,
органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных
организаций, которые могут быть обжалованы в суд.
9). Каждый подозреваемый, обвиняемый и подсудимый имеют право на защиту.
Самому эффективно защищать свои интересы, право на бесплатного адвоката и
т. д.
10). Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|