Социально - экономические, политические изменения в СССР в 1953 - 1980 гг.
сотни тысяч офицеров). Основания ля недовольства имелись у других слоёв
населения. Росло разочарование интеллигенции строго дозированной
номенклатурой «оттепелью». Рабочие и крестьяне устали от шумной борьбы
Хрущёва за «светлое будущее» при ухудшении текущей жизни.
Всё это помогло партийно-государственной номенклатуре, без каких либо
общественных потрясений избавиться от беспокойного лидера. Н. С. Хрущёв был
обвинён в «волюнтаризме и субъективизме», и на октябрьском (1964 г.)
пленуме ЦК КПСС санкционировалось смещение Хрущёва. Он был снят со всех
постов и отправлен на пенсию. Первым секретарём ЦК (с 1966 г. – генеральным
секретарём) был выбран Л. И. Брежнев.
По причине того, что пленум признал в дальнейшем нецелесообразным
совмещение в одном лице постов лидера партии и главы правительства
Председателем Совета Министров СССР назначили А. Н. Косыгина.
Смещением Хрущёва и назначением Брежнева [2]«аппарат» служивший долгие
годы орудием личной власти партийно-государственных лидеров, решительно
заявил о себе в качестве самостоятельного субъекта политики. В лице Л. И.
Брежнева и его окружения советская номенклатура - государственная, военная
и наиболее влиятельная партийная – нашла послушного проводника своей
коллективной воли.
С середины 60 – х гг. экономическая политика нового партийного
руководства переживала очередной всплеск преобразовательной деятельности.
С 1965 г. стала проводиться хозяйственная реформа, задуманная ещё при
хрущёвской администрации, она дала импульс для ускорения темпов развития
экономики. В целом данная реформа не посягала на директивную экономику, но
предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной
заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было
сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в распоряжении
предприятии оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчёт. Одновременно
упразднялись совнархозы и восстанавливался отраслевой принцип управления
промышленностью через министерства.
Реформа затронула и сельское хозяйство. В марте 1965 г. принято новое
постановление правительства, которым на Минсельхоз возлагались важные
плановые, организационные и контрольные функции. Производственные
территориальные (колхозно-совхозные) управления преобразовывались в
районные производственные. Был воссоздан центр управления аграрным
сектором. Для соблюдения принципа «коллегиальности управления» в ноябре
1969 г. создаётся Союзный Совет колхозов; Советы создавались также в
республиках, краях, областях и районах. Правительство вновь списало долги
с колхозов (к тому времени почти все они были убыточны), повысило
закупочные цены. Кроме того была установлена надбавка за сверхплановую
продажу продукции государству. Ощутимо повысилось финансирование аграрного
сектора экономики. В 1866 – 1980 гг. туда было направлено 383 млрд. рублей,
что составило 78% капиталовложений в сельское хозяйство за все годы
советской власти. За счёт этого мощного вливания средств началась
реализация ряда программ: комплексной механизации аграрного производства,
химизации почв и их мелиорации. В частности, вводятся в строй Большой
Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский каналы, оросившие живительной
влагой десятки тысяч гектаров засушливых земель.
Эти новации благотворно повлияли на экономическую жизнь страны. Восьмая
пятилетка (1966 – 1970) по темпам роста была одной из наиболее удачных за
всё послевоенное время. Но эффект от данных реформ в экономике оказался
кратковременным. Прирост объёма производства продукции за 1966-1970 гг.,
стабилизировавшийся в промышленности приблизительно на уровне
предшествующего пятилетия (50%), а с сельском хозяйстве превысивший его на
21%, в дальнейшем вновь стал сокращаться: соответственно до 43% и 13% в
девятой пятилетке, 24% и 9% - в десятой, 20% и 6% - в одиннадцатой.
Административно – командная система оказалась невосприимчивой к новым
формам управления и свела на нет позитивные стороны реформы.
Руководство страны в целом осознавало необходимость интенсификации
производства: шло сокращение количества строящихся крупных предприятий (с
800 до 200 в год). Начиная с девятой пятилетки (1971-1975 гг.) акцент
переносится на создание десятков гигантских территориально-производственных
комплексов (ТПК): Западно-Сибирского по добыче и переработке нефти,
Павлодарского - Экибастузского и Канско-Ачинского по добыче угля, Саяно-
Шушенского по обработке цветных металлов и др. В целях ускоренного развития
экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 – 1984 гг. была проложена
Байкало-Амурская магистраль. Вдоль неё предполагалось развернуть сеть новых
ТПК, но на их закладку средств уже не хватило, и знаменитый БАМ до
сегодняшнего времени приносит сплошные убытки.
В 1979 г. брежневское руководство предприняло ещё одну попытку оживить
промышленное производство и ударить по заполнившей все центральные
ведомства дутой отчётности с мест. ЦК КПСС и Совмин СССР приняли
постановление, определившее, что отныне показателем эффективности работы
предприятия становится «чистая продукция» – та, на изготовление которой
конкретный завод или фабрика затрачивали собственные материалы, энергию и
труд. До реализации этого постановления дело фактически так и не дошло, так
как оно увязло в бесконечных бюрократических согласованиях и уточнениях.
Создавались научно-производственные объединения; возникали новые
отрасли промышленности: роботостроение, микроэлектроника и др.;
предпринимались попытки более гибкого планирования (вводились перспективные
и комплексные планы). Однако эти тенденции не стали определяющими для
развития экономики.
Основу экономики составляли военно-промышленный и топливно-
энергетический комплексы. В условиях высоких цен на нефть и газ на мировом
рынке страна сделала ставку на расширение продажи сырья, так как цены на
них возросли там только за 70-е гг. почти в двадцать раз. За 1960 – 1985
гг. доля топливно-сырьевого экспорта в СССР поднялась с 16,2 до 54,4%, а
доля машин и сложной техники упала с 20,7 до 12,5%. Внешняя торговля СССР
приобретала отчётливо выраженный «колониальный» характер. Зато казна
сказочно обогатилась за счёт сотен миллиардов «нефтедолларов». Это был
прямой заём дряхлевшей брежневской администрации у будущих поколении нашей
страны. Однако во второй половине 70-х гг. в мире разразился энергетический
кризис. Гибкая рыночная экономика ведущих капиталистических стран
перестраивалась на энергосберегающие технологии, спрос на нефть снизился, и
цены на неё на мировом рынке начали стремительно падать. Это больно ударило
по директивно-затратной экономике СССР.
Темпы роста по сравнению с серединой 60-х гг. упали более чем в три
раза. Наступило состояние стагнации, когда темпы роста имели тенденцию к
сокращению до абсолютного нуля. При этом все попытки вывести страну из
надвигающегося кризиса в начале 80-х гг. не имели успеха.
Не менее тяжёлое положение сложилось и в сельском хозяйстве, так как с
середины 70-х гг. в сельскохозяйственной политике упор делался на
агропромышленную интеграцию – организационное кооперирование колхозов и
совхозов с обслуживающими их отраслями промышленности, транспорта,
торговли, строительства. Ретивые чиновники начали с насаждения РАПО
(районных агропромобъединений) и закончили созданием в 1985 г. нового
административного монстра – Госагропрома СССР, подмявшего под себя без
какой-либо пользы для дела пять союзных министерств. Венцом
бумаготворчества аграриев из ЦК КПСС явилась «Продовольственная программа»,
принятая в 1982 г. Она обещала досыта накормить страну к 1990 г. через
развитие сети агропромов, насыщение сельского хозяйства техникой,
удобрениями, коренное улучшение социально-культурной сферы села и т. п.
Впервые в документ такого уровня был включён призыв повернуться лицом к
личному подсобному хозяйству, что, впрочем, как и многое другое, осталось
благим пожеланием и голым лозунгом. А реальность того времени была такова:
обладая плодородными землями, наша страна превратилась в лидера по закупкам
зерна за границей. Потери сельскохозяйственной продукции доходили до 40%,
качество техники оставалось низким. Крайне неэффективно проводились
мелиоративные работы, шла бездумная химизация почв.
Замедление темпов роста экономики в сочетании с остаточными принципами
финансирования социальных программ отразилось на уровне благосостояния
советских людей. Приобретая всё более городской характер, социальная
структура советского общества, развивалась, казалось, в рамках общемировых
тенденций. Однако резким отклонением от них был гипертрофированный рост
удельного веса наёмных работников, особенно рабочих. Он не только отражал
стремление системы «государственного социализма» превратить всех граждан в
зависимых от государства работников по найму, лишённых средств
производства, но и свидетельствовал об экстенсивном развитии экономики, при
котором производственные отрасли поглощали основные трудовые ресурсы.
По сравнению с нищетой 30-х гг. и первого послевоенного десятилетия
материальное положение основной части населения улучшилось. Всё меньше
людей жило в коммуналках и бараках. Обыденными стали телевизоры,
радиоприёмники, холодильники, телефоны и прочие коммунальные блага. Люди
лучше одевались и питались. В квартирах многих из них появились домашние
библиотеки.
И всё же в социальной сфере постепенно накапливались кризисные явления.
Почти приостановился и без того медленный подъём жизненного уровня
трудящихся, наблюдавшийся в первое десятилетие брежневского правления.
Поскольку он достигался главным образом путём повышения зарплаты рабочим и
служащим, гарантированных выплат за труд колхозникам обозначалась
диспропорция между денежной массой, находящейся в руках населения, и вяло
увеличивающимся предложением товаров и услуг, низким их качеством. В этих
условиях со второй половины 70-х гг.углубляется товарный голод – дефицит
сначала на престижные и высококачественные изделия, затем на обыденные. В
отдельных регионах начала вводиться карточная система распределения
продуктов.
Начиная с середины 60-х гг. практически не росли темпы жилищного
строительства. «Квартирный вопрос» усугублялся из-за небывалой ранее
миграции в города крестьян (им было разрешено получать паспорта и выбирать
место жительства), а также ввоза предприятиями для использования на
малоквалифицированных и непопулярных среди коренных горожан работах так
называемых «лимитчиков» - людей со стороны, получавших временную прописку
и любым путём старавшихся закрепиться в городе.
На здравоохранение тратилось не более 4% национального дохода (в
развитых странах – 10 –12%). С 1956 г. не изменялось законодательство о
пенсиях, а в стране проживало 57 млн. пенсионеров. 40% всех трудящихся были
заняты неквалифицированным тяжёлым трудом. С 1970 по 1985 г. на два года
уменьшилась средняя продолжительность жизни и по этому важнейшему
показателю СССР откатился на 35-е место в мире, по уровню детской
смертности – на 50-е.
Одной из важнейших причин такого положения вещей был несогласованный,
внутренне противоречивый характер хозяйственной политики: меры к развитию
экономических стимулов сочетались с ограничением прав предприятий, а
призывы к «творчеству на местах» дополнялись жёсткими директивными
указаниями. В результате нарастала дезорганизация всей хозяйственной
системы, а «плановая» социалистическая экономика становилась в полном
смысле «застойной».
Механизм социально – экономического торможения быль столь сильным, что
в 1979 – 1982 гг. по сравнению с 1978 г. объём произведённой продукции
оказался абсолютно ниже примерно на 40% всех видов. Поставки на экспорт
энергоносителей и ценного сырья уже не могли спасти положение, а лишь
усугубляли экологический кризис, вызванный бездумным «освоением» природных
богатств. Снижение уровня жизни десятков миллионов людей, отсутствие
стимулов к труду вызвали процессы физической и социальной деградации.
Страна вплотную подошла к кризису всей социально – экономической системы.
Конец 60-х – начало 70-х гг. становиться временем «разрядки»
международной напряжённости (суть её состояла в снижении уровня
международной напряжённости и нормализации отношении со странами Запада),
закреплённой рядом важных договоров – о космосе (1967), запретившем
использование космического пространства и небесных тел в военных целях; о
нераспространении ядерного оружия (1968); о морском дне, запретившем
размещение оружия массового поражения на дне морей и океанов; а также
конвенцией о бактериологическом оружии (1971), договором ОСВ – 1 с США
(1972), ограничившим системы противоракетной обороны, и договором ОСВ – 2
(1979) по ограничению ракет средней дальности.
Решения Парижской мирной конференции по Вьетнаму (1973) ликвидировали
очаг напряжённости в Юго-Восточной Азии. В 1975 г. в Хельсинки прошло
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в работе которого
приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Итоговый документ
Совещания закреплял послевоенные границы в Европе и был призван сыграть
важную роль в налаживании отношении между странами мира, расширив их
экономические, политические, культурные и гуманитарные контакты.
Отношения внутри «мировой системы социализма» в очередной раз были
осложнены вооружённым вторжением стран – участниц ОВД по инициативе
советского руководства в Чехословакию (1968) с целью остановить процесс
демократических преобразовании и построения социализма с «человеческим
лицом», предпринятый тогдашним чехословацким руководством и его лидером –
А. Дубчеком. С начала 70-х гг. начинается война между двумя
социалистическими странами – Китаем и Вьетнамом. Начало 80-х гг. было
отмечено также затяжным общественно-политическим кризисом в Польше.
Принятие комплексной программы экономического сотрудничества в рамках
СЭВ (1971) приводит к некоторому росту экономического потенциала стран –
участниц, однако в перспективе всё более изолирует их от экономики от
мировой системы разделения труда. В отношениях с развивающимися странами
наибольший приоритет остаётся за Египтом, Ираком, Кампучией, Анголой,
Мозамбиком, Эфиопией, Никарагуа. Рост экономической помощи «дружественным
режимам» начинает серьёзно сказываться на состоянии экономики самого СССР,
в немалой степени способствуя углублению наметившегося острого кризиса в
стране.
Конец 70-х – начало 80-х гг. были отмечены резким ухудшением
международной обстановки и серьёзным усилением ядерной угрозы. Процессы
«разрядки» были сорваны, в том числе и по вине советского руководства. В
декабре 1979 г. оно приняло решение о введении войск на территорию
Афганистана с целью сохранения там просоветского режима. Начавшаяся в
результате этого десятилетняя афганская война стала национальным позором
для государства и обернулась трагедией миллионов советских и афганских
семей. Изначально непопулярная в стране и мире война резко подорвала
престиж СССР в глазах мирового сообщества и стала политическим и
нравственным приговором «брежневщине» и всему прочему «застойному» режиму.
Международная атмосфера резко [3]«похолодала»: в начале 80-х гг. США
приступают к осуществлению широкой программы размещения оружия в космосе
(система СОИ), а СССР – к размещению нового класса ракет (СС – 20) на
территории Восточной Европы. Новый виток гонки вооружений приводит к
усилению глобальной напряженности, настоятельно требующей своего разрешения
принципиально новыми политическими методами.
Главный (хотя и не вполне официальный) лозунг эпохи Леонида Брежнева,
начавшейся в 1964 г., - «стабильность», отсутствие резких перемен.
«Советские люди с уверенностью смотрят в завтрашний день», - неоднократно
повторял Леонид Ильич. В то же время именно в эпоху Брежнева в обществе
назревали будущие перемены.
Государственная идеология в 60-70-гг. почти утратила своё былое
значение, оставшись чем-то вроде внешнего фасада. Как ни странно, это
положение почти ни кого не устраивало. Высшие слои общества раздражала
необходимость как-то скрывать свой достаток, который противоречил
официальным идеям равенства. Большая часть населения, наоборот, возмущалась
неравенствам и привилегиям. Часто они расценивались как «воровство»,
«взяточничество» и т. п.
В ноябре 1982 г. Л. Брежнев скончался.
Итак, Советское государство, выполнив задачи диктатуры пролетариата,
стала общенародным и в стране построено развитое социалистическое общество,
в котором сложилось новое историческая мощность людей – советский народ,
общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся
(Конституция СССР 1979 г.). В стране провозглашались демократические
свободы: совести, слова, собраний, демонстраций.
Но наряду с этим ужесточилась цензура, идеологический контроль над
творческой и научной интеллигенцией. Происходило всё более серьёзное
отставание от требований времени, научно-технического прогресса.
1. История, И. Ф. Фирсов, Тюмень 1997.
2. История Советской России, Э. Карр, М., 1990.
3. История Советского Союза, Д. Боффа, М., 1990.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение………………………………………………………………………1
2. «Оттепель»…………………………………………………………………….3
3. СССР в годы «коллективного руководства»………………………………...9
4. Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг………………………………… ..14
5. Заключение……………………………………………………………………16
6. Список литературы……………………………………………………………17
-----------------------
[1] Карр Э. История Советской России. М., 1990.
[2] Боффа Д. История Советского Союза. М., 1990.
[3] Фирсов И. Ф. История, Т., 1997.
Страницы: 1, 2
|