рефераты бесплатно

МЕНЮ


Социально - экономические, политические изменения в СССР в 1953 - 1980 гг.

сотни тысяч офицеров). Основания ля недовольства имелись у других слоёв

населения. Росло разочарование интеллигенции строго дозированной

номенклатурой «оттепелью». Рабочие и крестьяне устали от шумной борьбы

Хрущёва за «светлое будущее» при ухудшении текущей жизни.

Всё это помогло партийно-государственной номенклатуре, без каких либо

общественных потрясений избавиться от беспокойного лидера. Н. С. Хрущёв был

обвинён в «волюнтаризме и субъективизме», и на октябрьском (1964 г.)

пленуме ЦК КПСС санкционировалось смещение Хрущёва. Он был снят со всех

постов и отправлен на пенсию. Первым секретарём ЦК (с 1966 г. – генеральным

секретарём) был выбран Л. И. Брежнев.

По причине того, что пленум признал в дальнейшем нецелесообразным

совмещение в одном лице постов лидера партии и главы правительства

Председателем Совета Министров СССР назначили А. Н. Косыгина.

Смещением Хрущёва и назначением Брежнева [2]«аппарат» служивший долгие

годы орудием личной власти партийно-государственных лидеров, решительно

заявил о себе в качестве самостоятельного субъекта политики. В лице Л. И.

Брежнева и его окружения советская номенклатура - государственная, военная

и наиболее влиятельная партийная – нашла послушного проводника своей

коллективной воли.

С середины 60 – х гг. экономическая политика нового партийного

руководства переживала очередной всплеск преобразовательной деятельности.

С 1965 г. стала проводиться хозяйственная реформа, задуманная ещё при

хрущёвской администрации, она дала импульс для ускорения темпов развития

экономики. В целом данная реформа не посягала на директивную экономику, но

предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной

заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было

сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в распоряжении

предприятии оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчёт. Одновременно

упразднялись совнархозы и восстанавливался отраслевой принцип управления

промышленностью через министерства.

Реформа затронула и сельское хозяйство. В марте 1965 г. принято новое

постановление правительства, которым на Минсельхоз возлагались важные

плановые, организационные и контрольные функции. Производственные

территориальные (колхозно-совхозные) управления преобразовывались в

районные производственные. Был воссоздан центр управления аграрным

сектором. Для соблюдения принципа «коллегиальности управления» в ноябре

1969 г. создаётся Союзный Совет колхозов; Советы создавались также в

республиках, краях, областях и районах. Правительство вновь списало долги

с колхозов (к тому времени почти все они были убыточны), повысило

закупочные цены. Кроме того была установлена надбавка за сверхплановую

продажу продукции государству. Ощутимо повысилось финансирование аграрного

сектора экономики. В 1866 – 1980 гг. туда было направлено 383 млрд. рублей,

что составило 78% капиталовложений в сельское хозяйство за все годы

советской власти. За счёт этого мощного вливания средств началась

реализация ряда программ: комплексной механизации аграрного производства,

химизации почв и их мелиорации. В частности, вводятся в строй Большой

Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский каналы, оросившие живительной

влагой десятки тысяч гектаров засушливых земель.

Эти новации благотворно повлияли на экономическую жизнь страны. Восьмая

пятилетка (1966 – 1970) по темпам роста была одной из наиболее удачных за

всё послевоенное время. Но эффект от данных реформ в экономике оказался

кратковременным. Прирост объёма производства продукции за 1966-1970 гг.,

стабилизировавшийся в промышленности приблизительно на уровне

предшествующего пятилетия (50%), а с сельском хозяйстве превысивший его на

21%, в дальнейшем вновь стал сокращаться: соответственно до 43% и 13% в

девятой пятилетке, 24% и 9% - в десятой, 20% и 6% - в одиннадцатой.

Административно – командная система оказалась невосприимчивой к новым

формам управления и свела на нет позитивные стороны реформы.

Руководство страны в целом осознавало необходимость интенсификации

производства: шло сокращение количества строящихся крупных предприятий (с

800 до 200 в год). Начиная с девятой пятилетки (1971-1975 гг.) акцент

переносится на создание десятков гигантских территориально-производственных

комплексов (ТПК): Западно-Сибирского по добыче и переработке нефти,

Павлодарского - Экибастузского и Канско-Ачинского по добыче угля, Саяно-

Шушенского по обработке цветных металлов и др. В целях ускоренного развития

экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 – 1984 гг. была проложена

Байкало-Амурская магистраль. Вдоль неё предполагалось развернуть сеть новых

ТПК, но на их закладку средств уже не хватило, и знаменитый БАМ до

сегодняшнего времени приносит сплошные убытки.

В 1979 г. брежневское руководство предприняло ещё одну попытку оживить

промышленное производство и ударить по заполнившей все центральные

ведомства дутой отчётности с мест. ЦК КПСС и Совмин СССР приняли

постановление, определившее, что отныне показателем эффективности работы

предприятия становится «чистая продукция» – та, на изготовление которой

конкретный завод или фабрика затрачивали собственные материалы, энергию и

труд. До реализации этого постановления дело фактически так и не дошло, так

как оно увязло в бесконечных бюрократических согласованиях и уточнениях.

Создавались научно-производственные объединения; возникали новые

отрасли промышленности: роботостроение, микроэлектроника и др.;

предпринимались попытки более гибкого планирования (вводились перспективные

и комплексные планы). Однако эти тенденции не стали определяющими для

развития экономики.

Основу экономики составляли военно-промышленный и топливно-

энергетический комплексы. В условиях высоких цен на нефть и газ на мировом

рынке страна сделала ставку на расширение продажи сырья, так как цены на

них возросли там только за 70-е гг. почти в двадцать раз. За 1960 – 1985

гг. доля топливно-сырьевого экспорта в СССР поднялась с 16,2 до 54,4%, а

доля машин и сложной техники упала с 20,7 до 12,5%. Внешняя торговля СССР

приобретала отчётливо выраженный «колониальный» характер. Зато казна

сказочно обогатилась за счёт сотен миллиардов «нефтедолларов». Это был

прямой заём дряхлевшей брежневской администрации у будущих поколении нашей

страны. Однако во второй половине 70-х гг. в мире разразился энергетический

кризис. Гибкая рыночная экономика ведущих капиталистических стран

перестраивалась на энергосберегающие технологии, спрос на нефть снизился, и

цены на неё на мировом рынке начали стремительно падать. Это больно ударило

по директивно-затратной экономике СССР.

Темпы роста по сравнению с серединой 60-х гг. упали более чем в три

раза. Наступило состояние стагнации, когда темпы роста имели тенденцию к

сокращению до абсолютного нуля. При этом все попытки вывести страну из

надвигающегося кризиса в начале 80-х гг. не имели успеха.

Не менее тяжёлое положение сложилось и в сельском хозяйстве, так как с

середины 70-х гг. в сельскохозяйственной политике упор делался на

агропромышленную интеграцию – организационное кооперирование колхозов и

совхозов с обслуживающими их отраслями промышленности, транспорта,

торговли, строительства. Ретивые чиновники начали с насаждения РАПО

(районных агропромобъединений) и закончили созданием в 1985 г. нового

административного монстра – Госагропрома СССР, подмявшего под себя без

какой-либо пользы для дела пять союзных министерств. Венцом

бумаготворчества аграриев из ЦК КПСС явилась «Продовольственная программа»,

принятая в 1982 г. Она обещала досыта накормить страну к 1990 г. через

развитие сети агропромов, насыщение сельского хозяйства техникой,

удобрениями, коренное улучшение социально-культурной сферы села и т. п.

Впервые в документ такого уровня был включён призыв повернуться лицом к

личному подсобному хозяйству, что, впрочем, как и многое другое, осталось

благим пожеланием и голым лозунгом. А реальность того времени была такова:

обладая плодородными землями, наша страна превратилась в лидера по закупкам

зерна за границей. Потери сельскохозяйственной продукции доходили до 40%,

качество техники оставалось низким. Крайне неэффективно проводились

мелиоративные работы, шла бездумная химизация почв.

Замедление темпов роста экономики в сочетании с остаточными принципами

финансирования социальных программ отразилось на уровне благосостояния

советских людей. Приобретая всё более городской характер, социальная

структура советского общества, развивалась, казалось, в рамках общемировых

тенденций. Однако резким отклонением от них был гипертрофированный рост

удельного веса наёмных работников, особенно рабочих. Он не только отражал

стремление системы «государственного социализма» превратить всех граждан в

зависимых от государства работников по найму, лишённых средств

производства, но и свидетельствовал об экстенсивном развитии экономики, при

котором производственные отрасли поглощали основные трудовые ресурсы.

По сравнению с нищетой 30-х гг. и первого послевоенного десятилетия

материальное положение основной части населения улучшилось. Всё меньше

людей жило в коммуналках и бараках. Обыденными стали телевизоры,

радиоприёмники, холодильники, телефоны и прочие коммунальные блага. Люди

лучше одевались и питались. В квартирах многих из них появились домашние

библиотеки.

И всё же в социальной сфере постепенно накапливались кризисные явления.

Почти приостановился и без того медленный подъём жизненного уровня

трудящихся, наблюдавшийся в первое десятилетие брежневского правления.

Поскольку он достигался главным образом путём повышения зарплаты рабочим и

служащим, гарантированных выплат за труд колхозникам обозначалась

диспропорция между денежной массой, находящейся в руках населения, и вяло

увеличивающимся предложением товаров и услуг, низким их качеством. В этих

условиях со второй половины 70-х гг.углубляется товарный голод – дефицит

сначала на престижные и высококачественные изделия, затем на обыденные. В

отдельных регионах начала вводиться карточная система распределения

продуктов.

Начиная с середины 60-х гг. практически не росли темпы жилищного

строительства. «Квартирный вопрос» усугублялся из-за небывалой ранее

миграции в города крестьян (им было разрешено получать паспорта и выбирать

место жительства), а также ввоза предприятиями для использования на

малоквалифицированных и непопулярных среди коренных горожан работах так

называемых «лимитчиков» - людей со стороны, получавших временную прописку

и любым путём старавшихся закрепиться в городе.

На здравоохранение тратилось не более 4% национального дохода (в

развитых странах – 10 –12%). С 1956 г. не изменялось законодательство о

пенсиях, а в стране проживало 57 млн. пенсионеров. 40% всех трудящихся были

заняты неквалифицированным тяжёлым трудом. С 1970 по 1985 г. на два года

уменьшилась средняя продолжительность жизни и по этому важнейшему

показателю СССР откатился на 35-е место в мире, по уровню детской

смертности – на 50-е.

Одной из важнейших причин такого положения вещей был несогласованный,

внутренне противоречивый характер хозяйственной политики: меры к развитию

экономических стимулов сочетались с ограничением прав предприятий, а

призывы к «творчеству на местах» дополнялись жёсткими директивными

указаниями. В результате нарастала дезорганизация всей хозяйственной

системы, а «плановая» социалистическая экономика становилась в полном

смысле «застойной».

Механизм социально – экономического торможения быль столь сильным, что

в 1979 – 1982 гг. по сравнению с 1978 г. объём произведённой продукции

оказался абсолютно ниже примерно на 40% всех видов. Поставки на экспорт

энергоносителей и ценного сырья уже не могли спасти положение, а лишь

усугубляли экологический кризис, вызванный бездумным «освоением» природных

богатств. Снижение уровня жизни десятков миллионов людей, отсутствие

стимулов к труду вызвали процессы физической и социальной деградации.

Страна вплотную подошла к кризису всей социально – экономической системы.

Конец 60-х – начало 70-х гг. становиться временем «разрядки»

международной напряжённости (суть её состояла в снижении уровня

международной напряжённости и нормализации отношении со странами Запада),

закреплённой рядом важных договоров – о космосе (1967), запретившем

использование космического пространства и небесных тел в военных целях; о

нераспространении ядерного оружия (1968); о морском дне, запретившем

размещение оружия массового поражения на дне морей и океанов; а также

конвенцией о бактериологическом оружии (1971), договором ОСВ – 1 с США

(1972), ограничившим системы противоракетной обороны, и договором ОСВ – 2

(1979) по ограничению ракет средней дальности.

Решения Парижской мирной конференции по Вьетнаму (1973) ликвидировали

очаг напряжённости в Юго-Восточной Азии. В 1975 г. в Хельсинки прошло

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в работе которого

приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Итоговый документ

Совещания закреплял послевоенные границы в Европе и был призван сыграть

важную роль в налаживании отношении между странами мира, расширив их

экономические, политические, культурные и гуманитарные контакты.

Отношения внутри «мировой системы социализма» в очередной раз были

осложнены вооружённым вторжением стран – участниц ОВД по инициативе

советского руководства в Чехословакию (1968) с целью остановить процесс

демократических преобразовании и построения социализма с «человеческим

лицом», предпринятый тогдашним чехословацким руководством и его лидером –

А. Дубчеком. С начала 70-х гг. начинается война между двумя

социалистическими странами – Китаем и Вьетнамом. Начало 80-х гг. было

отмечено также затяжным общественно-политическим кризисом в Польше.

Принятие комплексной программы экономического сотрудничества в рамках

СЭВ (1971) приводит к некоторому росту экономического потенциала стран –

участниц, однако в перспективе всё более изолирует их от экономики от

мировой системы разделения труда. В отношениях с развивающимися странами

наибольший приоритет остаётся за Египтом, Ираком, Кампучией, Анголой,

Мозамбиком, Эфиопией, Никарагуа. Рост экономической помощи «дружественным

режимам» начинает серьёзно сказываться на состоянии экономики самого СССР,

в немалой степени способствуя углублению наметившегося острого кризиса в

стране.

Конец 70-х – начало 80-х гг. были отмечены резким ухудшением

международной обстановки и серьёзным усилением ядерной угрозы. Процессы

«разрядки» были сорваны, в том числе и по вине советского руководства. В

декабре 1979 г. оно приняло решение о введении войск на территорию

Афганистана с целью сохранения там просоветского режима. Начавшаяся в

результате этого десятилетняя афганская война стала национальным позором

для государства и обернулась трагедией миллионов советских и афганских

семей. Изначально непопулярная в стране и мире война резко подорвала

престиж СССР в глазах мирового сообщества и стала политическим и

нравственным приговором «брежневщине» и всему прочему «застойному» режиму.

Международная атмосфера резко [3]«похолодала»: в начале 80-х гг. США

приступают к осуществлению широкой программы размещения оружия в космосе

(система СОИ), а СССР – к размещению нового класса ракет (СС – 20) на

территории Восточной Европы. Новый виток гонки вооружений приводит к

усилению глобальной напряженности, настоятельно требующей своего разрешения

принципиально новыми политическими методами.

Главный (хотя и не вполне официальный) лозунг эпохи Леонида Брежнева,

начавшейся в 1964 г., - «стабильность», отсутствие резких перемен.

«Советские люди с уверенностью смотрят в завтрашний день», - неоднократно

повторял Леонид Ильич. В то же время именно в эпоху Брежнева в обществе

назревали будущие перемены.

Государственная идеология в 60-70-гг. почти утратила своё былое

значение, оставшись чем-то вроде внешнего фасада. Как ни странно, это

положение почти ни кого не устраивало. Высшие слои общества раздражала

необходимость как-то скрывать свой достаток, который противоречил

официальным идеям равенства. Большая часть населения, наоборот, возмущалась

неравенствам и привилегиям. Часто они расценивались как «воровство»,

«взяточничество» и т. п.

В ноябре 1982 г. Л. Брежнев скончался.

Итак, Советское государство, выполнив задачи диктатуры пролетариата,

стала общенародным и в стране построено развитое социалистическое общество,

в котором сложилось новое историческая мощность людей – советский народ,

общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся

(Конституция СССР 1979 г.). В стране провозглашались демократические

свободы: совести, слова, собраний, демонстраций.

Но наряду с этим ужесточилась цензура, идеологический контроль над

творческой и научной интеллигенцией. Происходило всё более серьёзное

отставание от требований времени, научно-технического прогресса.

1. История, И. Ф. Фирсов, Тюмень 1997.

2. История Советской России, Э. Карр, М., 1990.

3. История Советского Союза, Д. Боффа, М., 1990.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение………………………………………………………………………1

2. «Оттепель»…………………………………………………………………….3

3. СССР в годы «коллективного руководства»………………………………...9

4. Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг………………………………… ..14

5. Заключение……………………………………………………………………16

6. Список литературы……………………………………………………………17

-----------------------

[1] Карр Э. История Советской России. М., 1990.

[2] Боффа Д. История Советского Союза. М., 1990.

[3] Фирсов И. Ф. История, Т., 1997.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.