Россия на пути экономических реформ
Россия на пути экономических реформ
Содержание.
Вступление
............................................................................
........................ 2
Глава 1. История российской экономики в посл.1/3 XIX - нач. XX в. .....
6
1. Аграрные реформы 60-х гг. XIX в.
............................................................ 6
1. Реформы Столыпина и Витте
................................................................. 10
1.2.1. Финансовые реформы С.Ю.Витте
.................................................... 10
1.2.2. Аграрные реформы П.А. Столыпина
................................................ 12
1.3. Реформы 20-х гг. XX в. НЭП
..................................................................... 15
1.3.1. Денежная реформа 1922 – 1924 гг.
.................................................. 15
1.3.2. Основные элементы НЭПа
............................................................... 18
Глава 2. Россия в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в.
................................. 21
1. Причины негативных процессов в экономике России
............................. 21
2.2. Проблемы инфляции и дефицита в российской экономике
.................. 23
2.3. Демократические преобразования в жизни российского общества и
экономики
............................................................................
........................................... 27
Глава 3. Современный этап реформирования российской экономики 30
1. Экономические потенциалы национальной экономики
.......................... 30
1. Государство – Общество – Экономика
.................................................... 32
1. Проблемы интеграции национальной экономики в мировую экономическую
систему
..........................................................................
.................................... 36
Заключение
............................................................................
....................... 40
Список использованной литературы
....................................................... 42
Вступление.
Равна ли экономика национальной экономике – ? А если нет, так что же
это такое?
Экономика – это наука об эффективном использовании ограниченных
экономических ресурсов – природных запасов, трудовых ресурсов и капитала –
с целью удовлетворения неограниченных человеческих потребностей.
В основе же государственной политики находится не собственно рыночная
экономика ( она предполагает удовлетворение потребностей посредством спроса
и предложения ) как таковая, а ее национальная модель.
Этот термин – «национальная экономика» – представляется в двух
ипостасях: им обозначают пространственно определенную и национально
специфическую организацию экономической жизни и отрасль науки, изучающую
эту реальность. Второе исследует следующее:
экономический потенциал страны, его размещение, национальный рынок,
место страны в мировой экономике;
специфику форм правления универсальных экономических причинно-
следственных связей, таких, как рост производительности и снижение
трудоемкости изделий; повышение доли сбережений по мере роста доходов;
различное воздействие экспорта и импорта на экономический рост;
степень государственного вмешательства в экономику ( от почти
свободного рыночного хозяйства до его почти полного огосударствления ),
создание национального экономического порядка;
традиции и национальную психологию, ответственные за поведенческие
реакции членов общества.
Многие исследователи полагают, что несущей конструкцией национальной
модели являются традиции и менталитет, на них крепится общий формат –
государственное регулирование, к ним приспосабливается инструментарий
экономической политики.
Для полноты картины нужно, на мой взгляд, раскрыть сущность
российского менталитета, российских традиций и духовных воззрений русского
человека, т.е. суть национального характера.
По словам Н.Ф. Федорова[1], меланхолический склад россиянина
обусловлен широтой евразийского пространства, что не способствовало якобы
развитию упорства во внутренней борьбе, но создавало удаль, могущую иметь
применение не только битвах с кочевниками. Климат России закалял человека.
Бескрайние просторы при относительно низкой плотности населения
порождали так называемое «пространственное видение» ( Н. Бердяев ),
относящееся еще ко времени перемежно-подсечного земледелия[2]. Бескрайние
просторы наделены странной властью – они завораживают, поглощают человека.
Само слово «простор» непереводимо, «мы – геологический продукт обширных
пространств», – считал Чаадаев.
Россиянина посещает порою некая отрешенность от всего мирского,
возникающая на фоне монотонности существования и жизненной тоски, увлечения
религиозной мистикой, ожиданиями «чуда».
В числе свойств нашего народа можно назвать также терпение, смирение,
своего рода инстинкт самосохранения в горькую годину. Петр Чаадаев писал о
«слепой покорности силе вещей и всякой власти». В то же время эта черта
является как бы обратной стороной веры в предначертанность, в судьбу.
Русского человека отличает преобладание эмоционального начала над
рациональным. Другой эмоционально окрашенной особенностью его души является
выдающийся художественный вкус и талант; недаром Россию называют родиной
воображения, склонного порою к утопиям и трагизму.
Столь же важными для нашей страны являются традиции и духовное
начало, религия – православие. Вспомним, что всякий раз, когда Россия
выходила из, казалось бы, безнадежного положения, народ был охвачен порывом
– неким общим стремлением. Так было в Смутное время, во время нашествия
Наполеона, в революцию 17-го года, во время Великой Отечественной войны и
восстановления разрушенной экономики. Этот общий порыв заставлял людей
работать, идти на лишения, мириться с горем. В сознании людей он всегда
связывается с духовным и живым, с образом Совести народной.
Своими корнями этот символ уходит в духовный опыт нашего народа, в
его религию.
Дух западного ( европейского и американского ) капитализма был
сформирован тем аскетическим акцентом, присутствующем в протестантстве.
Пастыри учат, что Бог предопределяет человеческие судьбы, но свидетельством
богоизбранности являются твоя энергия, твои успехи. Тем самым
предпринимательство получало нематериальный стимул к активной деятельности.
В православии же провозглашается равенство всех людей перед Богом.
Это и есть символ Совести нашего народа: «Спасутся все или никто».
Вот что является ключом к пониманию духовных начал российского общества. А
как известно, экономические успехи и благосостояние народа вытекают из его
духовного возрождения, обновления. Таким образом, для нашего общества
высшей ценностью, в отличие от западной морали, является коллективизм.
Но российский коллективизм – это особый исторический феномен. Он
является терпимым в отличие от жесткого коллективизма в Японии. Речь,
конечно же, идет не о коллективизме советском, который был канонизирован и
выхолощен в СССР официальной государственной доктриной.
Российский же коллективизм, если он получит благоприятные условия для
своего развития, сыграет свою роль не только в судьбе нашей страны, но и в
«решении фундаментальной задачи, стоящей сегодня перед человечеством:
сохранить жизненный мир человека в борьбе с глобальной экспансией
технократических систем» (Д. Львов).
Еще нужно отметить срединное положение России, судьба которой, по
образному выражению А. Герцена, заключается в том, чтобы стать великим
караван-сараем цивилизации между Европой и Азией, и которая испытывает в
большей или меньшей степени влияние и от той и от другой, в то же время не
принадлежа ни той, ни другой, а являясь чем-то особенным, нашим. . .
Все вышеназванные факторы требуют того, чтобы экономические реформы,
проводимые в стране, не являлись бы западной калькой, наложенной на
российскую действительность, а опирались бы на российские традиции,
менталитет, конкретные исторические условия.
В России многократно проводились экономические преобразования. Были
реформы Ордин-Нащокина и Петра Великого, «золотой век» Екатерины и время
Сперанского. Но наибольшего размаха они достигли в конце XIX – начале XX
в., когда был проведен ряд крупных социально-экономических преобразований
Александром II, Столыпиным и Витте. Поэтому в это время в России
наблюдались необычайный размах предпринимательской активности и
промышленный бум.
Не надо также забывать эпоху НЭПа, но это уже был конец рыночного
реформирования в России, крах рыночной экономики. И вот теперь, после
семидесяти с лишним лет, встал вопрос о возвращении к рынку, об
экономических рыночных реформах, делается попытка осуществить это (но на
это нужны десятилетия), Россия пытается, словно блудный сын, вернуться в
лоно мировой семьи, от которой она отгородилась на долгое время семьдесят
лет назад. Поэтому я хочу сформулировать задачу своей работы так:
исследовать экономические преобразования с целью анализа причины
негативных процессов конца 80-х – начала 90-х гг. XX в. в экономике страны;
оценить делающиеся попытки современных рыночных преобразований и
интеграции в мировую экономическую систему, для того чтобы попытаться
ответить на вопрос:
есть ли у России будущее? Сможет ли страна создать у себя рыночное
правовое демократическое общество?
Моя работа состоит из трех глав. В первой я пытаюсь рассмотреть
социально-экономические изменения конца XIX – начала XX столетия, потому
что они сыграли большую роль в переходе России к рыночной модели хозяйства;
во второй – увидеть причину инфляции и дефицита в российской экономике и в
то же время рассказать о демократических преобразованиях в обществе,
которые явились положительным событием для того времени и имели далеко
идущие последствия, т.к. без демократического общества также не существует
рыночной экономики; в третьей же главе мне хочется описать попытки
международной интеграции нашего государства, его реальные возможности и
экономические потенциалы.
Для ответа на поставленный вопрос в своем реферате я опираюсь на
несколько основных источников. Это – книги Бункиной «Национальная
экономика», Явлинского «Россия: наследство и возможности», статьи Львова и
Бачурина, опубликованные в различных номерах журнала «Экономист». А
отдельно по главам мне очень помогли сборник речей Столыпина и мемуары
Витте, книга Аникина «Путь исканий» ( в том, что касается реформ 60-х гг.
19 – начала 20 в. ), работа Синельникова ( в главе об инфляции ) и книга
«Россия и будущее европейское устройство» для описания международной
интеграции России. Другими источниками я также пользовался в большей или
меньшей степени и благодарен их авторам.
Глава 1. История российской экономики в последней трети XIX – начале
XX века.
1.1. Аграрные реформы 60-х гг. XIX в.
Общественная дискуссия по поводу отмены крепостного права. Подготовка и
проведение реформ. Содержание общественных изменений. Последствия
преобразований 60-х гг. Итоги.
В первой половине XIX в. состояние общественного мнения можно
охарактеризовать как почти единодушное признание необходимости отмены
крепостного права. Настолько резкое его изменение по сравнению со 2-й
половиной XVIII в. свидетельствовало о том, что Россия запаздывала с
решением этого вопроса. Почти такое же единодушие отмечалось в обществе по
поводу необходимости реформирования системы землевладения и
землепользования. Однако чрезвычайно дифференцированным представлялось
общественное мнение по поводу условий владения и пользования землей.
Бурная общественная дискуссия привела к тому, что внимание власти
сконцентрировалось на двух вариантах. Первый – освобождение крестьян без
земли и ставка на крупное помещичье хозяйство. Второй, компромиссный
либеральный вариант, подразумевал собою сохранение и крупного помещичьего
землевладения, и общинного землевладения с индивидуальным крестьянским
землепользованием.
Поражение России в Крымской войне явилось одним из факторов,
ускоривших начало проведения реформ. В марте 1856 г. Александр II заявил о
намерении и необходимости реформировать Россию. Одним из первых решался
вопрос о сроках проведения реформ и учете различного положения трех
категорий крестьян: частновладельческих, удельных и государственных. В 1857
году дворянам предложили образовать дворянские комитеты для обсуждения
конкретных условий освобождения крестьян и устройства их пореформенного
быта. К 1858 году выявились две принципиальные позиции участников
дискуссий: а) сохранить всю землю в собственность дворян и на ней развивать
крупное хозяйство; б) отдать полевую землю крестьянам за выкуп, тем самым
допустив развитие двух типов хозяйства: крупного помещичьего и мелкого
крестьянского. В апреле 1858 г. Александр II пресек дебаты и высказался за
второй, поддерживаемый меньшинством Государственного совета, высшего
законосовещательного органа Российской империи, вариант. В 1859 году были
образованы Редакционные комиссии для составления общих проектов о новом
устройстве крестьянского быта на основе проектов губернских комитетов. В
конце 1860 г. проекты положений Редакционных комиссий поступили в
Государственный совет, от членов которого царь потребовал действовать не
как помещики, а как государственные чиновники. А 19 февраля 1861 г. в
России были опубликованы «Манифест об освобождении крестьян от крепостной
зависимости» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной
зависимости»[3]. Они положили начало реальному реформированию, которое
прошло в три этапа: в 1861 г. от крепостной зависимости освобождались 10,5
млн. ревизских душ частновладельческих крестьян, которых по ревизии (
переписи ) 1858 г. насчитывалось 20,2 млн. человек, или 39% всего
населения, относимого к крестьянскому сословию[4]; в 1863 г. – 1,5 млн.
ревизских душ удельных крестьян, т.е. сидевших на землях, которые
принадлежали лично членам царской фамилии (2 млн., или 4%, по переписи); а
в 1866г. – 10 млн. ревизских душ государственных, или казенных, крестьян
(16,5 млн, или 32%, по ревизии)[5] вместе с их семьями.
Крестьяне получали личную свободу без всяких условий и формально не
платили ничего за свою личность. Но система оплаты крестьянами выделяемой
им земли была построена таким образом, что фактически они платили «не за
землю только, но и за в все выгоды крепостного права, т.е. главным образом,
за потерю права облагать крестьян произвольными оброками»[6].
В основе реформы лежал принцип, что вся земля – собственность
помещиков. Поэтому были определены условия получения крестьянами наделов.
Закон устанавливал размер барщины, которую крестьяне должны были
обрабатывать в тех имениях, где до освобождения применялась барщина, в
размере «40 дней мужских» и «30 дней женских» и размеры денежного оброка
для остальных крестьян.
Не позже чем через три года барщина заменялась оброком. Крестьяне,
привязанные обработками и выплатами к своим прежним хозяевам назывались
временнообязанными. Завершением реформы считалась выкупная операция. Либо
по согласию между крестьянами и помещиками, либо по воле последних
крестьяне выкупали свою землю. Размер выкупа устанавливался путем
капитализации оброка из расчета 6% годовых, иначе говоря, путем умножения
годовой суммы оброка на 16 2/3. При этом 80% суммы помещикам выплачивало
государство, а остальное – крестьяне. Крестьяне становились должниками
государства и погашали долг в течение 49 лет со дня ее выдачи с выплатой
относительно высокого процента – 6,5 годовых. К тому же крестьяне, кроме
уплаты выкупа, должны были еще платить государству традиционный личный
налог – подушную подать, что подчас ложилось на них тяжелым бременем. После
завершения выкупной операции прекращались обязательные отношения между
помещиками и крепостными и последние становились свободными крестьянами-
собственниками.
Для содействия процессу выкупных платежей российское правительство
использовало два банка: Крестьянский и Дворянский, выступая посредником и
гарантом платежных отношений. Дворянский банк был основан в 1885 г. и
предоставлял помещикам дешевый кредит. Крестьянский банк был основан в 1882
г. для предоставления дешевого долгосрочного кредита сельским жителям. За
20 лет банк помог крестьянам купить свыше 7 млн. десятин сверхнадельной
земли.
В то же время была сохранена община как гарант крестьянских
платежей. После завершения выкупных платежей крестьянин становился не
частным собственником земли, а ее владельцем. Каждый крестьянин был
приписан к своей общине, без согласия мирского схода ( общего собрания
членов общины ) не мог из нее выйти, сохранялась круговая порука, т.е. мир
обязан был платить за своих несостоятельных должников, члены сельской
общины сообща пользовались сельскохозяйственными угодьями и т.д. Община
принимала на себя также и обязанность разверстки земли между крестьянскими
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|