рефераты бесплатно

МЕНЮ


Роль силы в ненасильственной борьбе

Роль силы в ненасильственной борьбе

МГТУ имени Н.Э.Баумана

РЕФЕРАТ

ПО ПОЛИТОЛОГИИ

НА ТЕМУ :

“ РОЛЬ СИЛЫ В НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ БОРЬБЕ “

Cтудент :

Группа

:

Преподаватель :

Волкова И.В.

МОСКВА 1996 год.

- 2 -

Теория ненасилия

Термин ненасилие в последнее время становится всё более и

более популярным. Он прочно вошел в обиход политической лексики ;

без него редко обходятся в политологических дискуссиях оно всё

чаще встречается в прессе , в статьях , вышедших по поводу текущих

социальных и политических событий . Причин этому достаточно . Помимо

ужаса перед творящимся на наших глазах и всё возрастающим насилием

, помимо осознания гибельности насилия во имя любых целей , помимо

авторитета мыслителей , общественных деятелей , с которыми связываются

идеи и практика ненасилия , да и просто человеческой

привлекательности философии ненасилия , в быстром принятии слова

’’ненасилие’’ и связанных с ним ассоциаций кроется усталость от

привычных слов , с помощью которых принято выражать возвышенные

этические идеи .

Насилие и ненасилие присутствуют во всех культурах , у всех

народов . Насилие на протяжении многих веков было , можно сказать ,

формой общественного развития , а наряду с этим существовали

упования на ненасилие , различным образом выражаемые , вылившиеся на

уровне индивидуального самоопределения в непротивлении , неучастии ,

пассивности , уходе . Как известно , евангельский образ ненасилия и

состоит в этом : ‘’Не противься злому . Но кто ударит тебя в

правую щёку , обрати левую ’’. Многие из современных приверженцев

теории и практики ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный

материал для обосновании идеи ненасилия . Но ведь и по Евангелию ,

и по Деяниям Апостолов известно , что раннехристианская социально-

этическая доктрина , имея в качестве одного из краеугольных камней

заповедь ненасилия , вполне допускала из прагматических соображений

насилие в отношении ярых противников истинной веры или

вероотступников . Только благодаря реформаторству Л.В. Толстого

заповедь ‘’ не противься злому’’ приобрела тот смысл , который мы

стараемся вычитать в ней сегодня :’’ Не противься злу насилием ‘’,и

это - одна из ряда возможных интерпретаций евангельской заповеди .

В каждой культуре существуют две альтернативы : одна -

ориентация на насилие , другая - на ненасилие . При этом в разных

культурах указанная альтернатива проявляется по-разному . Чтобы полнее

понять идею ненасилия , рассмотрим проявление этой идеи в культурах

Востока , Запада и России.

Традиционным культурам , определяющим лицо Востока , присуще

гармонизирующие видение человека и космоса , их нерасчленённость ,

полное единение . ‘’Мир и я рождаемся вместе , и вся тьма вещей

составляет единое со мной ‘’ - говорится в даосском тексте ‘’ Чжуан-

цзы ‘’ ( 4 в. до н.э.).О той же гармонии говорят и конфуцианцы . По

словам Чан-Цзая ( 9 в. ) , ‘’ небеса - мой отец , земля - мать моя , и

даже такое мельчайшее существо , как ‘’ я’’ , находит себе место

среди них . Все люди - мои братья и сёстры , все существа - мои

друзья ’’ . Апофеозом ненасильственного отношения ко всему живому

является индийский джайнизм . ‘’ Книга о хорошем поведении ‘’ из

джайнского канона наставляет : ‘’ Причинение вреда земле подобно

избиению , ранению и убийству слепого ... Зная это , человек не

должен грешить против земли или позволять другим делать это ...

Человек , который воздерживается от причинения вреда даже ветру ,

знает о страданиях всех живых существ ... Тот , кто знает , что

плохо для него самого , знает , что плохо для других , и наоборот

... ‘’

- 3-

Но вот , что парадоксально : ненасильственное отношение к природе

имело негативные последствия для судеб народов

Востока . Потому что

невыделенность человека из природы проектировалась на общество .

Отсюда -отсутствие понятия индивид , личность .Человек рассматривается

как ‘’ песчинка’’ в природе и обществе . Его самоценность не

признаётся . Поэтому в традиционном обществе по отношению к человеку

допускается насилие со стороны государства . Об этом ярко

свидетельствует кастовая система , функционирующая до сих пор в

индийской культуре . В традиционной культуре Китая человек

рассматривается в качестве “ песчинки” , слагающей окружности

социальной иерархии , расположенные вокруг единого центра -

императорской власти , обладающей правом на любые формы насилия во

имя сохранения общественной системы ,” освящённой Небом “ . Короче

говоря , в восточном традиционном обществе наблюдается , с одной

стороны , ориентация на ненасилие в отношении к природе , а с

другой стороны , - насильственная ориентация государства по отношению

к человеку .

На Западе мы видим совсем другую альтернативу . Начиная с

античности , возрастает отпадение человека от космоса и человек по

отношению к природе выступает как “ царь “ , который вправе

управлять ею . Но с другой стороны , выделение человека из природы ,

придание ему “ царственного ” статуса позволило Западу , получив

первые импульсы в итальянском Возрождении , двигаться от идеи

индивида к индивидуальности и , наконец , личности . К новому времени

происходит фактически окончательный разрыв Европы с традиционным

обществом , тогда же возникают политологические понятия ” Запад ”

и

” Восток” . Новая экономическая и политическая реальность европейской

истории коренным образом меняет отношение к человеку , ведёт к

утверждению его

” естественных ”прав , к числу которых прежде всего относится право

на жизнь , на безопасность .

Сравнительный анализ культурных традиций Востока и Запада

помогает трезво оценить отечественную ситуацию . Не только в силу

нашего географического срединного положения , но и вследствие ряда

исторических причин , в России , по крайней мере в 20 в. ,

сложилась ситуация безальтернативности - ориентация на насилие и по

отношению к природе , и

к человеку в обществе .

Где же выход ? Наверное , единственная надежда для нашего мира

это“ узкий и прямой путь ненасилия ” ( М . Ганди ) . Это отказ от

насилия , от стремления подавить , эксплуатировать , манипулировать или

подчинить противостоящую сторону , признание её равноценности и

достоинства как партнёра диалога . Именно здесь кроется исток поиска

компромиссов , нахождения баланса сил и обретения солидарности ,

мирного разрешения конфликтов , трудных путей со-беседования и со-

труднечества , со-гласия и со-ревнования , со-страдания и со-чувствия ,

со-единения и со-средоточения . Жизнь оказывается важнейшей этической

ценностью . Отказ от идеологии господства и подчинения отнюдь не

означает отказ от власти , а лишь от определённых форм

осуществления власти - от авторитарно - деспотических и репрессивно -

насильственных механизмов её реализации , вообще недопускающих ни

самоорганизации , ни самоуправления , ни свободы личности .

Какие же методы можно применять в борьбе за ненасилие ?

Казалось бы ,

о применении силы не может идти и речи ( ведь борьба

ненасильственная ) ,

- 4 -

однако сила в ненасильственной борьбе не только применительна , но

и занимает

в ней очень важное место .

Рассмотрим этот интересный вопрос более подробно . Он нашёл

своё отражение в работе Дж.Шарпа “ Роль силы в ненасильственной

борьбе “.

В этой работе много интересных мыслей , большинство из них ,

достойных нашего приводится ниже .

Понятие силы

В основе ненасильственной борьбы лежит определённое понимание

природы силы в обществе и политике . Эту борьбу невозможно понять ,

если не принимать во внимание такого важного элемента , как сила .

Данное утверждение находится в прямом противоречии с широко

распространенными представлениями о то , что ненасильственное действие

теоретически и практически игнорирует реальность силы в политике ,

и что сторонники ненасильственных действий очень наивны , ибо не

видят в насилии источник политического могущества . Эти представления

связаны с отрицанием или игнорированием силы в политике и той

роли , какую она играет в процессе ненасильственной борьбы.

Ненасильственная борьба представляет собой политическую технику ,

которую необходимо понять исходя из её собственной природы , а не

объяснять или оценивать её по ассоциации или сходству с другими

явлениями . Эта техника скорее использует социальные , психологические

, экономические и политические методы воздействия на оппонента (

согласно учению ненасилия , субъекта , против действий или политики

которого ведется борьба , следует не называть врагом , противником , а

оппонентом .Тем самым выражается принципиальная готовность к

взаимопониманию , диалогу , сотрудничеству ) . Она включает около 200

методов символического протеста , социального несотрудничества ,

экономических бойкотов , трудовых забастовок , политического

несотрудничества и мирного вмешательства ( которое может

варьироваться от сидячего протеста до создания параллельного

правительства) . Эти разнообразные методы также именуются “ оружием “

ненасильственных действий.

Данную технику не следует путать с отличными от неё , но не

менее важными проявлениями религиозных и нравственных убеждений ,

которые предполагают уклонение от насилия . Однако гораздо чаще люди

и движения , осуществлявшие практику ненасильственной борьбы , не

принимали в принципе обязательства использовать только мирные

средства . Они использовали насилие прежде или готовы прибегнуть к

нему при определённых обстоятельствах в будущем . Иными словами , при

наличных условиях эти люди были готовы следовать благородной

стратегии ненасильственной борьбы для достижения конкретных целей ,

хотя и не были связаны обязательством использовать именно эти

средства в любых возможных ситуациях . Основной причиной выбора этой

стратегии была надежда увеличить свои шансы на успех в данном

конфликте .

Ненасильственная борьба является техникой противостояния силы

противнику - оппоненту . Группа , выступающая в качестве оппонента ,

обычно обладает значительной административной , экономической ,

политической и военной мощью .

Эта группа обычно представляет собой контролируемый элитой

государственный аппарат , который враждебен благополучию и интересам

широкого населения . Однако часто в качестве оппонента выступает

внегосударственное образование ,поддерживаемое государственными

структурами.

- 5 -

Широкие круги населения , которые испытывают отрицательное воздействие

политического курса и действий группы , которая рассматривается в

качестве оппонента , могут быть названы “ притесняемой “ группой .Эта

группа может

заниматься отдельными проблемами или выступать против политики в

целом , или даже может не признавать режима . Но группа , которая

фактически участвует в ненасильственной борьбе , меньше “ притесняемой

” группы , хотя количество людей и различных социальных институтов ,

вовлечённых в эту борьбу , может широко варьироваться .

Эта борьба не может быть понята или разумно организованна без

внимания к возможности силы . Термин “ сила ” используется здесь для

обозначения всей совокупности различных видов воздействия и

давления ( включая санкции ), помогающих группе или обществу сохранить

себя , реализующих их политический

курс и способствующий ведению внутренней и внешней борьбы . Сила

может измеряться соответствующей возможностью контролировать ситуацию

, людей и институты , или возможностью мобилизовывать людей и

институты на определённое действие .Такого рода сила может быть

использована , чтобы дать возможность группе достичь определённой

цели ; осуществить или изменить политический курс ; побудить других

людей вести себя так , как того желают обладатели силы ;

сопротивляться или поддерживать существующую систему , политику и

отношения ; изменить или разрушить существующую расстановку сил или

институтов ; или совершенствовать комбинацию всех этих факторов .

Политическая сила может находиться в руках правительств ,

государства , институтов , оппозиционных движений и других групп .Она

может быть использована непосредственно , но может быть и резервной

способностью ,

оказывая влияние лишь фактором своего существования .

Чтобы понять роль силы в ненасильственных действиях , необходимо

взглянуть на её природу и динамику , - как в группе оппонентов ,

так и в группе ненасильственного действия .

Зависимость правителей

Часто упускается из виду тот факт , что сила , которой обладают

отдельные индивиды и группы на высших уровнях политического

руководства и управления в любом правительстве (т.е. те , кого мы

для краткости называем

” правителями” ), не является чем - то изначально присущим . Эту силу

они получают извне , из общества , которым они управляют .

Главы правительств и политических систем не являются ни

всемогущими , ни обладающими самовоспроизводящейся силой . Господство

правителей и политической элиты зависит в конечном счёте от

сотрудничества населения и общественных институтов .

Политическая сила возникает из взаимодействия всех или хотя бы

нескольких источников , таких как :

1) . Власть. Устойчивость и действенность власти правителей и её

легитимность в глазах подданных.

2) . Человеческие ресурсы . Число людей , поддерживающих , сотрудничающих

или оказывающих особое содействие , их число относительно всего

населения , а также формы и устойчивость их организаций .

3) . Знания и навыки .Умения , знания и возможности этих людей , их

способность удовлетворять потребности правителей .

- 6 -

4) . Скрытые факторы . Психологические и идеологические факторы ,

такие как привычки , отношение к повиновению и подчинению , наличие

или отсутствие общественного доверия , идеология , чувство долга.

5) . Материальные ресурсы . Собственность , естественные и финансовые

ресурсы,

экономическая система , система связи и транспорта .

6) . Санкции . Характер и сила принуждения и наказания , которые

имеются в распоряжении правителей для применения их как против

подданных , так и в международных конфликтах .

Почти всегда существует проблема , в какой степени некоторые или

все эти источники силы имеются в наличии ; исключительно редко (

если не сказать никогда) складывается ситуация , когда все они даны

полностью или полностью

отсутствуют . Увеличение или уменьшение силы правителей зависит от

сочетания этих источников .

Правители в большей мере зависят от повиновения и

сотрудничества тех , кем управляют . Отвергая их право руководить ,

подданные тем самым берут назад всеобщее или групповое соглашение ,

которое только и делает существование правительства возможным . Эта

потеря власти ведёт к

дезинтеграции силы правителей . Когда потеря власти достигает крайней

степени , это угрожает самому существованию такого правительства .

Ситуация ограничения или отказа подданных от сотрудничества

опасна для любого режима , потому что именно своим сотрудничеством

подданные способствуют функционированию и увековечиванию существующей

системы . Как экономическая , так и политическая системы функционируют

благодаря содействию многих людей , организаций и малых групп , а

правители зависят от их сотрудничества и содействия . Чем более

обширен и более детализирован контроль правителей , тем более они

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.