Проблемы государственной службы и правовой механизм их регулирования по материалам управления государственной и муниципальной службы Московской области
Аттестация в узком смысле проводится с целью проверки и
оценки профессиональных, дедовых и личных качеств служащего,
установления его служебно-должностного соответствия предъявляемым
требованиям к службе, занимаемой государственной должности
государственной службы. Федеральный закон от 5 июля 1995 года "Об
основах государственной службы Российской Федерации" в ст. 24
определяет, что аттестация проводится для определения уровня
профессиональной подготовки и соответствия государственного
служащего занимаемой государственной должности на государственной
службе, а также для решения о присвоении государственному служащему
квалификационного разряда.
В 1992-1993 годах была проведена аттестация государственных
служащих, в результате которой 99% руководителей и специалистов
были признаны соответствующими занимаемой должности.
В 1996 году Указом Президента Российской Федерации было
утверждено Положение о проведении аттестации федерального
государственного служащего, в котором был установлен порядок
проведения аттестации, и было рекомендовано органам государственной
власти субъектов Российской Федерации и органам местного
самоуправления руководствоваться положениями указа при проведении
аттестации государственных служащих органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения защиты социальных прав лиц, замещающих
государственные должности Российской Федерации и должности
федеральных государственных служащих нормативными актами утверждены
некоторые социальные гарантии для указанных лиц, а также
рекомендовано субъектам Российской Федерации установить
соответствующие социальные гарантии за счет собственных средств.
Руководители и специалисты государственной службы Московской
области не относятся к категории низкооплачиваемых. Однако уровень
денежного содержания государственных служащих ограничен
соответствующими законодательными актами, где зафиксирован
определенный максимальный уровень, т.е. уровень заработной платы
ограничен, а возможность дополнительного заработка исключена
соответствующими законодательными актами, кроме научной и
преподавательской деятельности.
Также необходимо отметить отсутствие социальных гарантий для
лиц замещающих областные государственные должности. Это следствие
отсутствия возможности финансового обеспечения социальных гарантий
в настоящий период. Такое же положение остается и в 1998 году,
финансирование социальных гарантий не предусмотрено бюджетом
области. Поэтому за исключением некоторых социальных гарантий в
Московской области закон "Об основах государственной службы в
Российской Федерации" действует лишь в рамках ограничений.
Таким образом, анализ опыта функционирования государственной
службы и выявление проблем, связанных с ее становлением в
Московской области показали, что назрела необходимость разработки и
реализации региональной Программы государственной кадровой
политики, на основе которой и должно осуществляться развитие
государственной службы в ближайшие годы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г.
было принято Положение о федеральной государственной службе. Оно
закрепило основные принципы государственной службы, перечень
государственных должностей, обязанности и права государственных
служащих, порядок прохождения государственной службы. Тем самым
официально было положено начало реформированию государственной
службы в Российской Федерации, а также кодификации значительной по
объему части российского административного права, нормы которой
адресованы как служащим государственного аппарата, так и всем
гражданам, вступающим в отношения с этим аппаратом.
В своем социально-политическом качестве государственная
служба возникла с появлением самого государства. Процессы
разделения труда и усложнения социальной и политической структуры
общества, с неизбежностью приводят к соответствующему оформлению
социально-правового механизма государственного управления, в
деятельности которого и осуществляются функции государства. Именно
как социально-правовой институт управления мы и рассматривали
функционирование государственной службы.
В результате проведенного анализа правовой модели
государственной службы можно сделать ряд выводов, практическая
реализация которых позволит улучшить функциональные характеристики
государственной службы, придать ей направленность и добиться
должной эффективности.
На федеральном уровне, необходимо усилить нормативно-
правовое обеспечение деятельности государственной службы и прежде
всего в сфере социальной защиты государственных служащих,
приведения трудового законодательства в соответствие с нормативно-
правовыми актами, регулирующими деятельность государственной службы
России. Существует острая потребность в нормативных правовых актах,
развивающих и конкретизирующих базовый закон о государственной
службе. Дело в том, что нарушен один из ключевых принципов
правотворчества, гласящий: законодательные акты, предусмотренные в
базовом законе, должны разрабатываться и приниматься вместе с ним.
Поскольку на деле ни один закон принят не был, действие рамочного
закона в значительной мере оказалось парализовано. В связи с этим
следовало бы незамедлительно приступить к подготовке законов о
дисциплинарной ответственности госслужащих, об их денежном
содержании, о присвоении им квалификационных разрядов, о пенсиях
госслужащих, о должностном лице и административной процедуре (об
общих правилах взаимодействия государственных служащих с
гражданами) и т. д.
В июле 1995 года принимается закон, устанавливающий основы
государственной службы. Но уже до его принятия в субъектах России
были приняты свои законы. Вторая волна их принятия началась уже на
базе Федерального Закона. Поэтому в законах имеются ряд отличий.
Законы республик также отличаются тем, что содержат ряд
существенных несоответствий с Конституцией, Федеральными Законами.
По мнению ряда специалистов, одним из средств решения проблемы
могут стать разработка и принятие крупного кодификационного акта о
государственной службе. Проект кодекса уже подготовлен в
соответствии с президентским указом № 278 от 3 апреля 1997 года.
Что с собой принесёт кодекс государственной службы? Во-первых,
систематизацию многочисленных действующих нормативно-правовых
актов о госслужбе и создание на этой основе непротиворечивой
нормативно-правовой базы. Во-вторых, разработку и введение новых
норм с учётом первоочередных приоритетов. В-третьих, закладку в
кодекс “правовых ниш” для последующего органичного включения в
него новых норм. И главное: кодекс призван исчерпывающим образом
регулировать госслужбу, служить юридической базой для комплексной
реформы государственной службы. Правда, некоторые скептики
считают, что имеющийся нормативный материал пока недостаточен для
кодификации и следует сначала принять некоторые важнейшие законы
по развитию и конкретизации рамочного закона “Об основах
государственной службы Российской Федерации”, а уж потом
кодифицировать государственно-служебное законодательство. В этих
доводах есть рациональное зерно, которое, однако, не отменяет
необходимости, пусть и в отдалённой перспективе, систематизировать
и кодифицировать государственно-служебный правовой массив.
Современный подход к государственному управлению на уровне
субъекта Федерации на первое место ставит кадровую и информационную
политику.
Необходимо выделить два ее основополагающих принципа:
- эффективность и системность критериев отбора и оценки
специалистов
- ориентированность системы подготовки кадров на развитие и
планирование карьеры.
В таком субъекте Федерации, как Московская область,
современная кадровая политика должна быть деятельностно
ориентированной. Необходимо перенести центр тяжести с процедур,
правил и предписаний на конкретные действия с людьми,
ориентированные на конечный практический результат.
На основе качественного анализа кадрового состава
государственных служащих Московской области была выявлена
необходимость решения следующих наиболее острых проблем:
- повышение профессионализма и компетентности
государственного служащего;
- практическая реализация конкурсной системы отбора и
аттестации государственных служащих
- создание единого банка данных по кадровому потенциалу и
резерву
- устранение неопределенности его правового статуса;
- достижение социальной защищенности;
- актуальность адресной переподготовки и повышения
квалификации специалистов.
Целенаправленная работа в рамках предложенной в данном
исследовании во-первых, позволит избежать бесцельной траты средств
на не оправдывающие себя мероприятия, а во-вторых, решить проблему
адаптации новых кадров, повысить их профессионализм с учетом новых
требований и условий работы. Все это в результате послужит
достижению стабилизации и дальнейшего развития экономики одного из
крупнейших субъектов Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации: Принята
всенародным голосованием 12 декабря 1993г. М„ 1993.
2. Декларация прав и свобод человека и гражданина:
Принята Постановлением Верховного Совета РСФСР 22 ноября
1991 г. //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и
Верховного Совета РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.
3. Федеральный закон от 5 июля 1995 г. "Об основах
государственной службы Российской Федерации" //Собрание
законодательства Российской Федерации. 1995. N 37. Ст. 3588.
4. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации.
1995. N 35. Ст. 3506.
5. Закон Российской Федерации "О местном самоуправлении
в Российской Федерации" от 6 июля 1991 г. (в ред. законов
Российской Федерации от 24 июня, 22 октября 1992 г., 28
апреля 1993 г.) //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР
и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1010; 1992. N 34.
Ст. 1966; N 46. Ст. 2618;
1993. N 21. Ст. 748 (в ред. Федерального закона от 28
августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" //Собрание
законодательства Российской Федерации. 1995. N 35. Ст.
3506.)
^6. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об
общественных объединениях" //Собрание законодательства
Российской Федерации. 1995. N21.CT.1930.
7. Кодекс законов о труде Российской Федерации (в ред.
Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. и
Федерального закона от 24 ноября 1995 г.). М.:
Юрид. лит., 1993; Рос. газ. 1995. 5 дек.
8. Положение о государственной службе: Утв.Указом
Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2267
(в ред. Указа Президента Российской Федерации от 29 апреля
1994 г. N 841 и от 9 августа 1995 г.)//Собрание актов
Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 52.
Ст.5073; Собрание законодательства Российской Федерации.
1994. N 2. Ст.76; 1995. N 33. Ст.3358-
9. Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля
1994 г. N 298 "Об Управлении федеральной государственной
службы Президента Российской Федерации" //Собрание актов
Президента и Правительства Российской Федерации.
1994. N 8. Ст.586.
10. Указ Президента Российской Федерации от 11 января
1995 г. N 32 "0-^осударственных должностях Российской
Федерации" //Вести. Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации. 1995. N 3. С.29-30.
11. Указ Президента Российской Федерации N 33 "О
Реестре государственных должностей федеральных
государственных служащих" от 11 января 1995 г. (в ред. Указа
Президента Российской Федерации одт 13 июня 1995 г. N 587 и
от 9 августа 1995 г. -N 843) //Собрание законодательства
Российской Федерации. 1995. N 3. Ст. 174; N 25.
Ст.2378; N ЗЗ.Ст.3358 (Приложение: Сводный Перечень
государственных должностей Российской Федерации)
//Вести. Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
1995. N 3. С.31).
'12. О мерах по приведению законодательства Российской
Федерации в соответствие с Конституцией Российской
Федерации: Указ Президента Российской Федерации N 2288 от 24
декабря 1993 г. //Собрание актов Президента и Правительства
-Российской Федерации. 1993. N 52. Ст.5086.
13. Указ Президента Российской Федерации "О
первоочередных мерах по организации системы государственной
службы в Российской Федерации" от 3 июня 1993 г. //Собрание
актов Президента и Правительства Российской Федерации. 193.
N 23. Ст.2108.
14. Положение о Совете по кадровой политике при
Президенте Российской Федерации: Утв.Указом Президента
Российской Федерации от 3 июня 1993 г. N 848 //Собрание
актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993.
N 23. Ст.2108.
15. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря
1995 г. N 1208 "О Совете по вопросам государственной службы
при Президенте Российской Федерации" (в ред. Указа
Президента Российской Федерации от 6 февраля 1996 г. N 152
"О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации
от 1 ьдекабря 1995 г. N 1208 "О Совете по вопросам
государственной службы при Президенте Российской Федерации")
//Рос.газ. 1995. 14дек.; 19967 13февр.
16. Указ Президента Российской Федерации "О борьбе с
коррупцией в системе государственной службы" от 4 апреля
1992 г. //Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N
17. Ст.923.
17. О Российской академии государственной службы при
Президенте Российской Федерации: Указ Президента Российской
Федерации от 6 июня 1994 г. N 1140 (в ред. Указа Президента
Российской Федерации от 26 декабря 1995 г.) //Собрание
законодательства Российской Федерации. 1994. N 7. Ст.685;
Рос.газ. 1996. 4янв.
18. Вопросы Российской академии государственной службы
при Президенте Российской Федерации: Распоряжение Президента
Российской Федерации от 23 июня 1994 г. (в ред. Указа
Президента Российской Федерации от 26 декабря 1995 г.)
//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 9.
Ст. 1003; Рос.газ. 1996. 4янв.
19. Указ Президента Российской Федерации от 10 января
1994 г. N 66 "О структуре федеральных органов исполнительной
власти" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 30
мая 1994 г. N 1109) //Собрание актов Президента и
Правительства Российской Федерации. 1994. N 3. Ст.
190; Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N
6. Ст. 588.
20. О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих
государственных должности Российской Федерации и должности
федеральных государственных служащих: Указ Президента
Российской Федерации от 16 августа 1995 г. //Рос.газ. 1995.
24 авг.
21. Указ Президента Российской Федерации "О реформе
представительных органов власти и органов местного
самоуправления" от 9 октября 1993 г. N 1617 //Собрание актов
Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 41.
Ст.3924.
22. Указ Президента Российской Федерации "О реформе
местного самоуправления в Российской Федерации" от 26
декабря 1993 г.
23. Указ Президента Российской Федерации "О мерах по
обеспечению реформы местного самоуправления" от 21 марта
1994 г. N 557 //Собрание актов Президента и Правительства
Российской Федерации. 1994. N 13. Ст. 985.
24. Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля
1995 г. N 103 "О государственном заказе на переподготовку
и повышение квалификации государственных служащих"
//Собрание законодательства Российской Федерации.
1995.N33.CT.3358.
25. Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября
1995 г. "О первоочередных мерах по улучшению работы с
кадрами в системе государственной службы и реализации
Федерального закона "Об основах государственной службы
Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской
Федерации. 1995. N 37. Ст. 3588.
26. Положение о государственном заказе на
переподготовку о повышение квалификации служащих федеральных
органов исполнительной власти: Утв. Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 г. N
1462 //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.
N 1462 //Собрание
27.. Агеева Е.А. Юридическая ответственность в
государственном управлении. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.
С. 121-138.
28. Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А.
Административное право Российской Федерации; Учеб.: В 2 ч.
М.: ТЕИС, 1994. Часть 1: Сущность и основные институты
административного права.
'29.АннерсЭ. История европейского права. М.: Наука, 1994. С.
322-326.
30. Атаманчук Г,В. Обеспечение рациональности
государственного управления. М.: Юрид. лит., 1990, С. 214-
229.
31. Атаманчук Г.В. Государственная служба как сфера
управления//ТТробл. теории и практики управления. 1992. N 4.
С. 214-229.
32. Бахрах Д.Н. Административная власть как вид
государственной власти //Государство и право. 1992. N 3. С.
13-20.
33. Бахрах Д.Н. Административное право: Учеб.: Часть
общая. М.: БЕК, 1993. С.97-123.
34. Бельский К.С. О ранговом отборе государственных
служащих //Пробл. становления гос. и муниципальной власти в
России. Екатеринбург, 1995, С. 12-15.
35. Брэбан Г. Французское административное право. М.:
Прогресс, 1988.
36. Варламов К. Кадры и социальное управление //Пробл.
теории и практики управления. 1992. N 4. С. 63-68.
37. Волошина В.В. Правовые проблемы регулирования
государственной службы в Российской Федерации; Автореф.
дис.... канд. юрид. наук. М., 1993.
38. Государственная служба; Кадровая политика:
Зарубежный опыт. М., 1995. Вьш.2
39. Явакин В.И. Категория "государственная служба" в
административном праве //Пробл. становления гос. и
муниципальной власти в России. Екатеринбург, 1995. С. 48-51.
-
40. Манохин В.М. Правовое государство и проблема
управления по усмотрению//Сов. государство и право. 1990. N
1. С. 23-26.
41. Манохин В.М. Концепция Закона о государственной
службе //Сов. государство и право. 1991. N 12. С. 90-98.
42. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской
Федерации:
Проблемы реформы //Юридические зап. Воронеж: Изд-во ВГУ,
1995. Вып. 3; Пробл. гос. власти. С. 31-51.
43. Старилов Ю.Н. Чиновники России на пути к
профессионализму //Рос. юстиция. 1995. N9. С, 40-42.
44. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской
Федерации:
Направления реформирования и концепция программы
специального учебного курса //Государство и право. 1995. N
1. С. 37-55.
45. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: БЕК, 1995.
46. Фаянс Н.И. Советская государственная служба на
современном этапе:
Автореф. дис. канд. юрид. наук. М„ 1955.
47. Казанцев Н.М. Концепция формирования
государственной службы в субъектах Российской Федерации., М.
1994.
-----------------------
[1] Служба в государственных и общественных организациях. Мехквуз - сборник
науч. трудов. под ред. Бахрах Д.Н. и др. - Свердловск, Манохин В.М.
Концепция закона о государственной службе. Советское гос-во и право. -
1991. № 12. с. - 90 - 98.
[2] Манохин В М. Советская государственная служба. М., 1966, с.72.
[3] Атаманчук Г В Основные положения концепции развития государственной
службы в Российской Федерации(доклад). 28 апреля 1992 г.//Вестн.
государстадрой службы М., 1992. С.5.
[4] Собрание законодательства РФ, 1995, Х° 31, ст.2990.
[5] Лазарев Б.М. Государственная служба..., 1993, с.З.
[6] Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права
//Государство и право 1994 №3 с.16
[7] Государственная служба .Зарубежный опыт. М., РАГС, 1997.
[8] Мальцев Г.В. Права личности: юридическая норма и социальная
действительность. М., 1979. с.50.
[9] Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Изд-во
Воронежского университета. 1997.С.145.
[10] См.: Манохин В.М. Правовое государство и проблема управления по
усмотрению. // Сов. гос. .и право, 1990,№1,с.23-26.
[11] См., например: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право
Российской
Федерации. Часть 1. Сущность и основные институты административного права.
Учебник. М., 1995, с. 135-156.
[12] Тихомиров Ю.А //Публичное право. М. 1995, с. ЗО.
[13] Матирко В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате.
М., Дело, 1996. с.б1.
[14] См.: Бельский К.С. О концепции реформы государственной службы в
России. - Гос. и право, 1994, М 4,с. 29,30
[15] Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988, с.325-327.
[16] Тварийонавичюс П.А. Совершенствование системы профессиональной
подготовки кадров хозяйственных руководителей: Автореф. дис. докт. экон.
наук. M.I 985
[17] Конституция Российской Федерации. Энциклопедический словарь /Авт.
коллектив:
В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А.Юдин - М.: Большая Российская энциклопедия,
1995-С.231.
[18] Казанцев Н.М. Концепция формирования государственной службы субъектах
Российской Федерации М., 1994.
[19] Старилов Ю.Н. Государственная служба-с.128
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|