рефераты бесплатно

МЕНЮ


Проблема отношений всей России с Кавказом

материального производства. Россияне, как исконные земледельцы, принялись

за свое привычное дело – хлебопашество. Но иные природные условия ставили

в тупик земледельцев. Е.Д. Фелицын писал: «Казак, привыкший вести

хозяйство на равнинах, был поставлен в совершенно новые, непривычные

условия среди горной природы, обнаженных скал, каменистых скатов, обилия

влаги и вообще чуждых почвенных и климатических особенностей».

Гребенское казачество, один из авангардов русских поселений на

Кавказе, жившее по началу в затеречных (горах), а затем – на Тереке, в

полной мере испытало тяготы новой жизни, ломки старых, укоренившихся

традиций ведения хозяйства, прежних представлений о целесообразности

вещей и красоте людей. Гребенцы и низовые терские казаки познакомились с

горской

культурой, удивившей их своей экзотичностью, а затем поразившей глубокой

разумностью.

На Терек, как в безопасное убежище, бежали не только русские люди,

но и кабардинцы, чеченцы, кумыки, ногайцы, закубанские черкесы.

Гребенское и терское казачество жило среди кабардинцев, чеченцев, кумыков

и общалось со многими другими горскими народностями. Трудовые люди –

русские и горцы – жили в дружбе и в таких естественных условиях

ассимилировали культуры друг друга, обогащаясь духовно и получая большую

практическую пользу.

Казаки, усомнившись в целесообразности своих традиционных методов

ведения хозяйства, стали присматриваться к горцам, особенно к соседям-

кабардинцам, у которых наиболее разумно было поставлено земледелие.

«Кабардинцы пашут легким плугом, не забирая глубоко, сеют зерно близко к

поверхности, нагреваемой солнцем, и почти не знают неурожаев».

Многовековое общение горцев с кавказской природой, глубокий народный ум,

отбор наиболее рациональных способов хлебопашества сформировали особую

систему земледелия с самобытными способами обработки почвы, уборки

хлебов, молотьбы, хранения хлеба и т.п., присущими только Кавказу.

Особенно ярко народное чувство меры и целесообразности проявилось в

изготовлении орудий труда. Форма орудий труда определяется их

функциональным назначением и зависит, по меньшей мере, от двух основных

факторов: уровня развития производства и физико-географической среды. Но

всегда остается место и для других влияний, например таких, как традиции

народа, его эстетические взгляды и т.д. Древние занятия горцев -–охота,

скотоводство, земледелие – усложняясь, постоянно активизировали людей в

изобретении все более совершенных инструментов для практической

деятельности.

Примитивные с точки зрения современного человека горские орудия туда

по тому времени были совершенными произведениями человеческого ума и рук.

Каждое орудие создавалось с установкой на максимальную целесообразность,

практичность, удобство. Такие предметы оценивались самими горцами и

казаками не только утилитарно, но и эстетически. Например, пахотные

орудия. В зависимости от сферы применения (горы, предгорье, плоскость)

они отличались не только конструкцией, но и размером, формой, весом.

Горцы тонко разбирались во всех особенностях своих пахотных орудий. Они

прекрасно понимали, какие орудия необходимы на дернистых, тяжелых

черноземных почвах, при поднятии целины и залежей, какие нужны на легких

лесных почвах и какие более удобны на распаханных землях.

По чьему примеру древние чеченцы заменили

горную соху на плуг?

Основав на плоскости аулы, чеченцы тотчас воспользовались выгодами,

которые могли извлечь от земли своей; подражая русским, они заменяют

горные сохи плугами, производят правильное хлебопашество и по этой

отрасли промышленности превосходят прочие племена окружных стран.

Сообразуясь с условиями своей земли, они обзавелись лучшим хозяйством,

развели рогатый скот, лошадей, овец и пчел и устроили прекрасные сады.

Они сеяли преимущественно пшеницу, просо, ячмень. Кукуруза им до того не

была еще известна и они научились ее возделыванию впоследствии. Такие

условия поставили плоскостных чеченцев выше их горных братьев; перенимая

от соседей все лучшее и полезное, они усовершенствовались в нравах,

обычаях и общежитии, даже самый язык их, состоявший из

природноподражательных звуков, делается благозвучнее. Они во всем

превосходят своих горных братьев. Из этого ясно, почему впоследствии все

предприятия чеченцев: возмущения, переселения, религиозные волнения и

прочие – начинались сперва плоскостными чеченцами и от них уже постепенно

распространялись в горы. Все люди, волновавшие Чечню, для достижения

своих целей обращались сперва к плоскостным жителям с твердой

уверенностью, что горные последуют за ними.

Завладев плоскостью, чеченцы, не опасаясь уже более никого, смелее

начинают свои хищнические действия и, довольствуясь ограждением своей

свободы от притязаний кумыков и кабардинцев, признавая их братьями по

религии, все свои предприятия обращают против русских.

Когда добровольно признали власть царя чеченцы и ингуши?

Вторая половина ХVIII в. стала переломным этапом в русско-чеченских

отношениях. В 50 – 60-х гг. чеченцы, ингуши, карабулаки не раз обращались

к кавказской администрации с просьбой принять их в подданство России,

присягали на верность и отдавали аманатов (заложников).

С началом первой русско-турецкой войны Чечня и Ингушетия вновь

подняли вопрос о принятии их в подданство России. В 1768 г. «вместе со

своими детьми и народом» повторно присягнул Али-султан Казбулатов. Его

племянники, братья Алюибековы, последовали его примеру и «отдали младшего

Али-хана в аманаты».

На верность России присягали также владетели Багдыхан, Мамаш и

другие, а от имени чеченских обществ – старшины селений Заука, Гельта,

Алды, Карте.

В 1769 г. к кизлярскому коменданту обратились представители

ингушского народа с просьбой принять их в русское подданство. Вести

переговоры с представителями Ингушетии было поручено кизлярскому

коменданту. В феврале 1770 г. 24 ингушских старшины, возглавляемые Тарой

Чопановым и Сурховом Мирзахановым, явились в Кизляр к коменданту генералу

И. Немичу с «доношением», в котором писали, что они,

«присланные от всего народа», имеют «усердное желание поступить в вечное

российское подданство» и что они «желают все генерально креститься».

Старшины просили, чтобы к ним в Ингушетию был прислан «чиновный человек»,

могущий принять присягу на верность России от всего ингушского населения.

Они при большом стечении народа подписали соглашение и от всех «старшин и

народов» присягали. Впоследствии (в 1772 г.) старшины говорили:

«Самоперсонально шли мы в подданство, не из принуждения, но

самопроизвольно; в коем и ныне состоим непоколебимо…». В 1771 г. во время

движения войск под командованием капитана Дегостодия в Осетию 4 ингушских

старшины, «ранее не подданных», от имени своих обществ принесли присягу в

подданстве России.

Так в результате активной деятельности ингушских представителей и

русских властей на Северном Кавказе Ингушетия вошла в состав России.

В 1771 г. свою верность России подтвердили карабулаки.

В это же время усилилось переселение различных обществ Чечни в

районе Терско-Сунженского междуречья. В 50 – 60-х гг. ХVIII в. по

правобережью Терека возникло более 10 крупных селений численностью до 400

дворов. Все переселившиеся по разрешению русского правительства стали

подданными России и отныне никогда больше не теряли этого статуса. В них

постоянно вливались выходцы общин горной зоны края, известной в

источниках под названием «Дальние Чечни». Жители равнин сохраняли прочную

связь с сородичами, оставшимися в горах. Тем самым идея принятия

российского подданства проникала практически во все общества Чечено-

Ингушетии.

После победоносного окончания войны с Оттоманской Портой и

присоединения Кабарды и Осетии к России создались более благоприятные

условия для включения Чечено-Ингушетии в состав многонационального

государства. Стремление заселить плодородные равнины земли, наладить

выгодные торгово-экономические связи, покончить с феодальными усобицами

определило неуклонный рост прорусской ориентации во всех слоях чеченского

народа.

В 1778 г. вновь принесли присягу алдинцы и тогда же получили

высочайшее повеление переселиться на реку Сунжу. В 1779 г. гихинцы

поселились на подвластной России территории напротив Науровской казачьей

станицы, считаясь подданными российскими. Одновременно на реке Сунже было

основано ичкерийской фамилией Ахшпатой селение Сограчан-Юрт. В связи с

массовым переселением было принято соглашение, по условиям которого все

оседавшие на контролируемой Россией территории чеченцы и ингуши считались

«подданными российскими» и отныне «были охраняемы». В кабардинскую

присягу 9 декабря 1779 г. по настоянию русской администрации были внесены

пункты, запрещавшие князьям «пускаться в воровские промыслы» на чеченцев

и «притеснять по одному праву сильнейших ингушей».

Таким образом, к 1780 г. на верность России присягнули почти все

общества Чечни.

Вхождение Осетии в состав России.

К середине ХVIII в. укрепились русско-осетинские отношения.

Большинство населения Осетии ориентировалось на Россию и неоднократно

обращалось к русскому правительству с просьбой принять их под свою власть

и покровительство. В начале 1770 г. старшины Восточной Осетии обратились

к кизлярскому коменданту И. Немичу с «доношением», в котором писали, что

их общества имеют «усердное желание поступить в вечное ее императорское

величества подданство» и что они «желают крестила». Старшинам был выдан

«открытый лист», подтверждающий их русское подданство. Россия была

заинтересована в присоединении Осетии, которая занимала важное

стратегическое положение для связи с Закавказьем. В ходе русско-турецкой

войны царское командование использовало эту территорию для

беспрепятственного продвижения войск, военных транспортов в Грузию.

Исходя из этого, в период заключения договора с Портой русское

правительство ставило перед дипломатами задачу, чтобы «те места

осетинские старались выговорить в вечное и беспрекословное владение

Российское».

В соответствии с желанием осетинского народа русское правительство в

октябре 1774 г. в крепости Моздок начало переговоры с Осетией. С русской

стороны переговоры вел астраханский губернатор П.Н. Кречетников. Осетия

была представлена посольством из 20 человек. В состав посольства входили

не только влиятельные феодалы, но и лица крестьянского происхождения.

Разнородный в социальном отношении состав посольства свидетельствует о

том, что идея присоединения Осетии к России поддерживалась всеми слоями

осетинского народа.

В ходе переговоров обсуждались следующие вопросы: присоединение

Осетии к Российской империи; переселение осетин в предгорную равнину

Центрального Кавказа; создание военной крепости и форпостов для их защиты

от нападения соседних феодалов. По всем этим вопросам была достигнута

договоренность, нашедшая свое отражение в соответствующем документе.

Члены осетинского посольства со своей стороны «передали» России свои

«горы в вольное употребление».

Основные правила, которые изданы были главнокомандующим для принятия

покорности горских племен, составляют важный исторический документ,

послуживший основанием к умиротворению многих племен и к приведению их в

подданство России, заключаются в следующем:

1) При изъявлении покорности они должны принять присягу на

верноподданство государю императору.

2) Выдать атаманов от тех лиц, от которых мы потребуем.

3) Изъявлять покорность должно все общество, а не отдельные роды или аулы

его.

4) Только от племен, прилегающих непосредственно к нашим кордонным

линиям, принимать покорность, как находящихся под ближайшим нашим

надзором и влиянием, а удаленных от нас в неприступных местностях не

считать покорными до того времени, пока они не выселятся на указанные

места.

5) Племена, принявшие покорность, должны всех русских пленных и беглых

выдать беспрекословно.

6) Всех, живущих в их аулах, которые не захотят принести покорность

нашему правительству, жители аула обязаны выслать далее к непокорным

горцам и не принимать хищнических партий, абреков и других беглых от

нас туземцев. Если же кто из них примет и не объявит о том ни старшине

аула, ни поставленному над ним приставу, то того по требованию

русского начальства жители обязаны выдать беспрекословно для ссылки в

Россию.

7) В случае явного содействия какого-либо аула неприятелю во враждебных

его действиях против русских, этот аул немедленно будет выселен во

внутрь края, согласно особому приказанию главнокомандующего.

8) Вновь покорившиеся жители должны поселиться в больших аулах на тех

местах, которые мы укажем, и не жить отдельными хуторами.

Почему казакам полюбилась кавказская бурка?

В соприкосновении с горской культурой коренные изменения претерпел

внешний облик россиян. Можно себе представить, насколько гибким был ум

переселенцев, насколько пластично и подвижно их понимание прекрасного,

что в течение нескольких десятилетий (уже к началу ХVII в.) все

казачество и в большей степени остальное население полностью восприняло

костюм кавказских горцев, отвечающий условиям жизни и характеру

деятельности казачества.

Костюм народов Северного Кавказа – явление глубоко самобытное,

уникальное в своем роде творчество горцев. Его удивительная

целесообразность и красота была настолько явной, что, появившись у

адыгов, этот костюм стал национальной одеждой почти всех народов Кавказа.

Предельно рациональный и универсальный, он позволяет горцу оставить плуг

и молниеносно взяться за оружие. Одежда является и ярким выражением

эстетических воззрений народа, в частности, представлений о человеческой

красоте. У кабардинца, по народным представлениям об идеале, должны быть

такие широкие плечи и такая тонкая талия. Этот идеал красоты требовал

соответствующего покроя одежды, которому сполна отвечали бешмет и

черкеска.

Постоянная военная деятельность казаков, как их основное занятие,

настоятельно требовала рационального костюма, и он был уже в готовом виде

у горцев. Незаменимой и предельно удобной оказалась кавказская бурка,

изумительно приспособленная к горным условиям. О бурке писали: «Способная

к накидке и назад, и наперед, и на бок, она ограждала всадника, с какой

бы стороны ни била на него непогода, прикрывала и предохраняла от

дождевой мокроты лук, колчан со стрелами, огнестрельное оружие и руку,

держащую поводья, она же, будучи войлоком, покрытым космами, представляла

упругую защиту и против сабельных ударов, и против уколов пики, стрелы, а

при горячем отступлении, когда уже не думают о препятствиях, если нужно

было броситься в реку, не выходя из седла, она мгновенно накидывалась на

глаза коню». Если прибавить к этому еще то, что бурка служила отличной

своеобразной войлочной палаткой в ночлегах, можно представить насколько

важной вещью она была для горцев и стала для казаков.

Облик гребенского казака, а затем терского и кубанского неразделимо

связан с понятием о подтянутости, постоянной готовности к действию,

сочетающимися с изяществом и красотой осанки воина, слитого воедино с

конем. Воинские учения, военные походы, военизированный быт родили особую

выправку и осанку казаков.

Своим обликом казак был во многом обязан и одежде. Высокие требования

к идеальному порядку в костюме и сбруе коня были не щегольством, а

жизненной необходимостью. Во всем казаки старались отличаться ловкостью,

статностью и мужественной грациозностью.

Куначество… Что это за обычай?

Самое широкое распространение у всех народов Северного Кавказа имело

гостеприимство. Удовлетворяя потребности всех социальных слоев, этот

обычай долгое время играл весьма важную роль в общественной жизни горцев,

особенно в условиях феодальной междоусобицы, экономической и

территориальной разобщенности.

В основе обычая гостеприимства лежали известные общечеловеческие

категории нравственности, что делало его весьма популярным далеко за

пределами Кавказа. Любой человек мог остановиться в качестве гостя в

любом горском жилище, где его принимали с большим радушием. Даже убийца и

тот мог пользоваться в полной мере обычаями гостеприимства в доме его

кровного врага. Горцы, даже самые бедные, всегда были рады приезду гостя,

считая, что вместе с ним приходит благо. Ограбивший или обидевший гостя

подвергался суровому наказанию. Народы Северного Кавказа для гостя

строили специальное помещение - кунацкую – или выделяли одну из комнат

жилища.

Весьма значительную роль в общественной жизни горцев играло в ХVI –

ХVII вв. куначество. Тот, кто хоть раз воспользовался гостеприимством

другого, становился его кунаком, и в обязанность их обоих входила

взаимная поддержка в разных житейских случаях.

У адыгов лица, пожелавшие быть кунаками, давали друг другу клятву и

совершали специальный обряд, согласно которому в чашку с брагой опускали

золотые монеты и пили из нее по очереди. У чеченцев и ингушей лица,

вступившие в куначеские отношения, обменивались оружием, боеприпасами,

давали клятву или слово быть друзьями-кунаками.

С куначеством был непосредственно связан обычай куначеского патроната,

получивший распространение в ХVIII в., например, у адыгов. Суть его

заключалась в том, что слабые семьи под влиянием разных обстоятельств

(преследование, угроза закрепощения, необходимость спасения от кровной

мести) на правах гостеприимства вступали под покровительство влиятельного

и знатного феодала. Лица, связанные обычаем патроната, считались

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.