рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правовые проблемы регулирования деятелности хозяйственных обществ

отражение всех операций, хранение обработанных документов и отчетности в

течение установленного срока но не менее трех лет несет

исполнительный орган хозяйственного общества.

Бухгалтерский учет может вестись в документарной или электронной

формах.

Законом определен порядок составления и представления финансовой

отчетности. Финансовая отчетность - это бухгалтерская отчетность,

которая содержит информацию о финансовом состоянии, результатах

деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный

период.

Состав финансовой отчетности различен:

. для предприятий: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о

движении денежных средств, отчет о собственном капитале, примечания;

12Приказ Минфина Украины от 30.11.99 г. №291

. для субъектов малого предпринимательства, представительств

иностранных субъектов хозяйственной деятельности - сокращенная по

показателям финансовая отчетность: баланс и отчет о финансовых

результатах.

Хозяйственные общества, имеющие дочерние предприятия, помимо отчета о

собственных хозяйственных операциях должны составлять финансовую

консолидированную отчетность.

Отчетным периодом является календарный год, однако

предусмотрено составление промежуточной квартальной

отчетности в

составе баланса и отчета о финансовых результатах.

Хозяйственные общества обязаны предоставлять финансовую

отчетность:

. органам управления;

. трудовым коллективам;

. учредителям (собственникам);

. иным пользователям в порядке, предусмотренном действующим

законодательством.

Сроки и порядок предоставления отчетности в органы

государственной налоговой службы и иным пользователям установлены

постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г.№ 419 «Об

утверждении Порядка представления финансовой отчетности». Срок

представления квартального финансового отчета (кроме сводного и

консолидированного) установлен не позднее 25 числа месяца следующего за

отчетным кварталом, годового – 20 февраля следующего за отчетным

годом.

Законом установлен круг лиц, обязанных публиковать годовую

финансовую и консолидированную отчетность (до 1 июня года, следующего за

отчетным) в периодических или в отдельных печатных изданиях: открытые

акционерные общества, валютные и фондовые биржи, кредитные союзы,

негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и иные финансовые

учреждения.

Часть 2 ст. 14 Закона « О бухгалтерском учете и финансовой

отчетности в Украине» устанавливает, что финансовая отчетность не

составляет коммерческой тайны, кроме случаев, предусмотренных

законодательством.

В случаях, прямо установленных действующим законодательством Украины,

хозяйственные общества могут перейти на упрощенную систему и

налогообложения, ведения бухгалтерского учета и отчетности13.

Помимо финансовой отчетности хозяйственные общества

обязаны представлять в органы государственной налоговой службы

налоговую отчетность в составе и порядке, установленном действующим

налоговыми законодательством. Налоговая отчетность, в отличие от

финансовой, позволяет работникам государственной налоговой службы

выявить объект налогообложения и проконтролировать правильность

расчета субъекта предпринимательской деятельности размера уплачиваемых

ими налогов и обязательных сборов (платежей). В качестве примеров

форм налоговой отчетности могут быть названы: Декларация по налогу

на добавленную стоимость, Декларация о прибыли, Отчет об удержании и

внесении в бюджет налога на прибыль нерезидентов, Расчет сбора в Фонд

Чернобыля, Расчет платы за специальное использование недр при

добыче полезных, Расчет сбора за загрязнение окружающей природной

среды, расчет акцизного сбора, Декларация о валютных ценностях,

доходах, имуществе, которые принадлежат резиденту Украины и находятся за

ее пределами, расчет платы за специальное использование водных ресурсов,

отчетность, связанная с применением электронных контрольно- кассовых

аппаратов и др.

В соответствии со ст. 8 Закона «О государственной статистике»14

все

13Указ Президента Украины «Об упрощённой системе налогообложения,

учёта и ответственности субъектов малого предпринимательства от 3.07.98 г.

№727 в редакции Указа от 28.06.1999 г. №746/99»

14Закон Украины «О государственной статистике» от 17.09.1992 г. (ВВР,

1992 г. №42 ст.608)

юридические лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью,

подают сведения, необходимые для проведения государственных статистических

наблюдений, порядок подачи статистических данных определяется в формах

государственной статистической отчетности, утверждаемых органами

государственной статистики (Министерством статистики Украины и иными

уполномоченными органами).

В случаях, предусмотренных действующим законодательством,

отчетность должна предоставляться и в иные государственные органы:

Государственной службе занятости, Пенсионному фонду, Фонду

государственного социального страхования, областным дорожным организациям и

др.

Достоверность и полнота годового баланса и отчетности общества

должны быть подтверждены аудитором (аудиторской фирмой).

3.7. Контроль за деятельностью хозяйственных обществ

В соответствии со ст. 17 Закона «О хозяйственных обществах

проверки финансовой деятельности общества осуществляется государственными

налоговыми инспекциями, другими государственными в пределах их

компетенции, ревизионными органами общества и аудиторскими службами.

Проверки не должны нарушать нормальный режим работы общества.

Проверки финансовой деятельности хозяйственного общества могут

быть внутренними и внешними.

Внутренние проверки осуществляются органами и должностными лицами

самого общества, уполномоченными на это законом и учредительными

документами. Органом, на который возлагается контроль за финансово

- хозяйственной деятельностью общества, является ревизионная комиссия. В

акционерных обществах проверки финансовой деятельности могут также

осуществляться наблюдательным советом. В коммерческих банках обязательно

создается служба внутреннего аудита15. Внешние проверки

осуществляется государственными органами, саморегулирующимися

организациями, иными юридическими и физическими лицами, имеющими

независимый от общества статус, уполномоченными при

осуществлении

функции контроля законом, договором или иным правовым

актом. Внешние проверки в зависимости от статуса контролирующего

субъекта подразделяются на государственные и негосударственные.

Государственные органы, уполномоченные осуществлять проверки

финансовой деятельности общества, по своему статусу

подразделяются на правоохранительные органы и органы

исполнительной власти (органы

административного контроля). Компетенция государственных

органов по осуществлению проверок финансовой деятельности

хозяйственных обществ как субъектов предпринимательства определяется

ч.3 ст.15 «Закона о предпринимательстве», Законом «О государственной

контрольно – ревизионная службе в Украине», Указом

Президента «О некоторых мерах по де регулированию предпринимательской

деятельности», «О прокуратуре», «О милиции», «Об оперативно- розыскной

деятельности», «О службе безопасности Украины», «Об организационно -

правовых основах борьбы с организованной преступностью» и целой серией

иных законов и подзаконных нормативных актов. Правоохранительные и

исполнительные органы имеют различный объем полномочий в области

контроля за осуществлением финансовой деятельности. Различны также

основания и порядок проведения ими проверок.

Органами государственной исполнительной власти, которые имеют право

проводить проверки финансово – хозяйственной деятельности субъектов

предпринимательства являются:

. органы Государственной налоговой службы Украины относительно уплаты

налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и

15Положение об организации внутреннего аудита в коммерческих банках,

утверждённым постановлением Правления Национального банка Украины от

20.03.1998 г. №114

государственные целевые фонды, неналоговых платежей;

. таможенные органы – в отношении уплаты ввозной пошлины, акцизного сбора и

налога на добавленную стоимость, которые взимаются в случае ввоза

(пересылки) товаров на таможенную территорию Украины в момент

пересечения таможенной границы;

. органы государственного казначейства, государственной

контрольно-ревизионной службы – относительно бюджетных

займов и кредитов, гарантированных средствами бюджета, целевого

использования дотаций и субсидий, других бюджетных ассигнований,

средств внебюджетных фондов, а также надлежащего выполнения

государственных контрактов, про авансированных за счет бюджетных

средств.

Выездные проверки, проводимые данными органами, могут быть плановые

и внеплановые. Плановой выездной проверкой считается проверка,

которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа.

Плановая проверка проводится по совокупным показателям

финансово - хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства по

письменному решению руководителя соответствующего контролирующего

органа не чаще одного раза в год. Субъекту предпринимательской

деятельности не позднее чем за десять календарных дней со дня

проведения проверки должно быть направлено письменное сообщение с

указанием даты ее проведения.

Плановые выездные проверки проводятся всеми контролирующими

органами одновременно в день, определенный органом государственной

налоговой службы.

Внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не

предусмотрена в планах работы контролирующего органа. Внеплановая

проверка проводится при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) по последствиям встречных проверок выявлены

факты, которые свидетельствуют о нарушении субъектов

предпринимательской деятельности норм законодательства;

б) субъектом предпринимательской деятельности не

представлены в установленный срок документы обязательной отчетности;

в) выявлена недостоверность данных, заявленных в документах обязательной

отчетности;

г) субъект предпринимательской деятельности подал в установленном

порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами

контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня получения

запроса;

е) проводится реорганизация (ликвидация) предприятия.

Внеплановая выездная проверка может осуществлятся и на основании

решения Кабинета Министров Украины.

Порядок проведения проверок органами государственной налоговой

службы регулируется Порядком проведения оперативных проверок и

рассмотрения материалов по ним, утвержденным распоряжением Государственной

налоговой администрацией Украины от 15.09. 1998г. № 272-р, Порядком

периодичности проверок и проведения обследований производственных,

складских, торговых и других помещений, утвержденный приказом

Государственной налоговой администрации Украины от 30.07.1998г. № 371 и

другими нормативными актами. На каждого работника, принимающего участие в

оперативной проверке должно оформляться удостоверение на проверку.

Работники без надлежаще оформленного удостоверения на проверку не

имеют права принимать участие в проверках субъектов предпринимательской

деятельности. Форма удостоверения на проверку определена в Распоряжении

Государственной налоговой администрации Украины «Об удостоверении на

проверку» от 20.05.1997г. № 89-р. Порядок проведения проверок и

ревизий органами государственной контрольно - ревизионной службы в

Украине, утвержденной приказом Главного контрольно - ревизионного

управления Украины от 26.11.1999г. №107.

Государственные органы по делам защиты прав потребителей

осуществляют внеплановую проверку деятельности субъектов

предпринимательской деятельности исключительно на основании полученных от

потребителей жалоб о нарушении такими субъектами законодательства о защите

прав потребителей. Жалобы потребителя должны подаваться в письменном

виде, с указанием данных о потребителе (Ф.И.О., серия и номер документа,

удостоверяющего личность) и данных о товаре, при продаже которого были

нарушены права потребителя.

Ко внешним проверкам, осуществляемым негосударственными

структурами, относятся прежде всего аудиторские проверки.

Порядок проведения аудиторских проверок регулируется

Законом «Об аудиторской деятельности» от 22.04.1993г16.

Аудит – это проверка публичной финансовой отчетности,

первичных документов и другой информации по финансово- хозяйственной

деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности

их отчетности, учета, его полноты и соответствия

действующему законодательству и установленным нормативам. Аудит

осуществляется независимыми лицами (аудиторами) или аудиторскими

фирмами, имеющими лицензию на занятие аудиторской деятельностью,

на основании договора, заключенного с обществом или его

участниками.

Проведение аудита является обязательны для:

1) подтверждение достоверности и полноты годового баланса и отчетности

хозяйственных обществ, отчетность которых специально обнародуется;

2) подтверждение достоверности и полноты годового баланса и отчетности

хозяйственных обществ с годовым хозяйственным оборотом не менее чем 250

не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (проверка проводится один

раз в три года;

16ВВР, 1993 № 23, ст.243 Аудиторская деятельность в Украине Сборник

нормативных документо,1999 г., ст.131-136.

3) подтверждения достоверности и полноты годового баланса и отчетности

хозяйственных обществ – эмитентов ценных бумаг;

4) подтверждение достоверности и полноты ликвидационного баланса

за исключением обществ с годовым хозяйственным оборотом не менее 250

не облагаемых минимумов доходов граждан;

5) проверки финансового состояния хозяйственных обществ, если они

выступают в качестве учредителей открытых акционерных обществ, банков,

предприятий и иностранными инвестициями, холдинговых компаний,

инвестиционных фондов, доверительных обществ и иных финансовых

посредников.

Хозяйственный суд в определении о возбуждении дел о банкротстве

может обязать должника представить аудиторское заключение или

провести аудит.

Если у должника отсутствуют для этого средства хозяйственный суд

может рассматривать дело о банкротстве и при отсутствии аудиторского

заключения.

По результатам проведения аудита составляется аудиторское

заключение.

Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку

утверждены специальные требования относительно аудиторской

проверки акционерных обществ и предприятий – эмитентов облигаций

(кроме коммерческих банков и институционных инвесторов) утверждены

решением ГКЦБРФР от 19.03. 1997г. № 517; Требование Государственной

комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку относительно аудиторской

проверки страховых компаний (акционерных обществ и предприятий – эмитентов

облигаций), утверждены решением ГКЦБФР от 03.07.1997г №1518;

17Бюллетень «О приватизации», 1997 №8, с.54

18Бюллетень «О приватизации», 1997 №19, с.10

Требования к порядку планирования и аудиторскому отчету при проверке

инвестиционных фондов, утверждены решением ГКЦБФР от 12.12.1998г №

193.

Ряд специальных требований предъявляется к независимому аудиту

банков, а также их учредителей и участников (акционеров).

Данные требования установлены положением о порядке создания и

регистрации коммерческих банков, утвержденном постановлением

правления НБУ от 21.07.1998г. (подпункт «е» пункта 2.1.);

Положением о порядке выдачи банкам лицензий на осуществление банковских

операций,

утвержденном постановлением Правления НБУ от 06.05.1998г. № 181 (пункт

6.4.)19 и другими документами.

19ОВУ, 1998 г. №23, с.857 (Официальный вестник Украины)

Глава 4. Прекращение деятельности хозяйственных обществ

4.1. Реорганизация хозяйственных обществ

Прекращение деятельности хозяйственных обществ регулируется ст.37

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.