Правовые проблемы регулирования деятелности хозяйственных обществ
отражение всех операций, хранение обработанных документов и отчетности в
течение установленного срока но не менее трех лет несет
исполнительный орган хозяйственного общества.
Бухгалтерский учет может вестись в документарной или электронной
формах.
Законом определен порядок составления и представления финансовой
отчетности. Финансовая отчетность - это бухгалтерская отчетность,
которая содержит информацию о финансовом состоянии, результатах
деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный
период.
Состав финансовой отчетности различен:
. для предприятий: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о
движении денежных средств, отчет о собственном капитале, примечания;
12Приказ Минфина Украины от 30.11.99 г. №291
. для субъектов малого предпринимательства, представительств
иностранных субъектов хозяйственной деятельности - сокращенная по
показателям финансовая отчетность: баланс и отчет о финансовых
результатах.
Хозяйственные общества, имеющие дочерние предприятия, помимо отчета о
собственных хозяйственных операциях должны составлять финансовую
консолидированную отчетность.
Отчетным периодом является календарный год, однако
предусмотрено составление промежуточной квартальной
отчетности в
составе баланса и отчета о финансовых результатах.
Хозяйственные общества обязаны предоставлять финансовую
отчетность:
. органам управления;
. трудовым коллективам;
. учредителям (собственникам);
. иным пользователям в порядке, предусмотренном действующим
законодательством.
Сроки и порядок предоставления отчетности в органы
государственной налоговой службы и иным пользователям установлены
постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г.№ 419 «Об
утверждении Порядка представления финансовой отчетности». Срок
представления квартального финансового отчета (кроме сводного и
консолидированного) установлен не позднее 25 числа месяца следующего за
отчетным кварталом, годового – 20 февраля следующего за отчетным
годом.
Законом установлен круг лиц, обязанных публиковать годовую
финансовую и консолидированную отчетность (до 1 июня года, следующего за
отчетным) в периодических или в отдельных печатных изданиях: открытые
акционерные общества, валютные и фондовые биржи, кредитные союзы,
негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и иные финансовые
учреждения.
Часть 2 ст. 14 Закона « О бухгалтерском учете и финансовой
отчетности в Украине» устанавливает, что финансовая отчетность не
составляет коммерческой тайны, кроме случаев, предусмотренных
законодательством.
В случаях, прямо установленных действующим законодательством Украины,
хозяйственные общества могут перейти на упрощенную систему и
налогообложения, ведения бухгалтерского учета и отчетности13.
Помимо финансовой отчетности хозяйственные общества
обязаны представлять в органы государственной налоговой службы
налоговую отчетность в составе и порядке, установленном действующим
налоговыми законодательством. Налоговая отчетность, в отличие от
финансовой, позволяет работникам государственной налоговой службы
выявить объект налогообложения и проконтролировать правильность
расчета субъекта предпринимательской деятельности размера уплачиваемых
ими налогов и обязательных сборов (платежей). В качестве примеров
форм налоговой отчетности могут быть названы: Декларация по налогу
на добавленную стоимость, Декларация о прибыли, Отчет об удержании и
внесении в бюджет налога на прибыль нерезидентов, Расчет сбора в Фонд
Чернобыля, Расчет платы за специальное использование недр при
добыче полезных, Расчет сбора за загрязнение окружающей природной
среды, расчет акцизного сбора, Декларация о валютных ценностях,
доходах, имуществе, которые принадлежат резиденту Украины и находятся за
ее пределами, расчет платы за специальное использование водных ресурсов,
отчетность, связанная с применением электронных контрольно- кассовых
аппаратов и др.
В соответствии со ст. 8 Закона «О государственной статистике»14
все
13Указ Президента Украины «Об упрощённой системе налогообложения,
учёта и ответственности субъектов малого предпринимательства от 3.07.98 г.
№727 в редакции Указа от 28.06.1999 г. №746/99»
14Закон Украины «О государственной статистике» от 17.09.1992 г. (ВВР,
1992 г. №42 ст.608)
юридические лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью,
подают сведения, необходимые для проведения государственных статистических
наблюдений, порядок подачи статистических данных определяется в формах
государственной статистической отчетности, утверждаемых органами
государственной статистики (Министерством статистики Украины и иными
уполномоченными органами).
В случаях, предусмотренных действующим законодательством,
отчетность должна предоставляться и в иные государственные органы:
Государственной службе занятости, Пенсионному фонду, Фонду
государственного социального страхования, областным дорожным организациям и
др.
Достоверность и полнота годового баланса и отчетности общества
должны быть подтверждены аудитором (аудиторской фирмой).
3.7. Контроль за деятельностью хозяйственных обществ
В соответствии со ст. 17 Закона «О хозяйственных обществах
проверки финансовой деятельности общества осуществляется государственными
налоговыми инспекциями, другими государственными в пределах их
компетенции, ревизионными органами общества и аудиторскими службами.
Проверки не должны нарушать нормальный режим работы общества.
Проверки финансовой деятельности хозяйственного общества могут
быть внутренними и внешними.
Внутренние проверки осуществляются органами и должностными лицами
самого общества, уполномоченными на это законом и учредительными
документами. Органом, на который возлагается контроль за финансово
- хозяйственной деятельностью общества, является ревизионная комиссия. В
акционерных обществах проверки финансовой деятельности могут также
осуществляться наблюдательным советом. В коммерческих банках обязательно
создается служба внутреннего аудита15. Внешние проверки
осуществляется государственными органами, саморегулирующимися
организациями, иными юридическими и физическими лицами, имеющими
независимый от общества статус, уполномоченными при
осуществлении
функции контроля законом, договором или иным правовым
актом. Внешние проверки в зависимости от статуса контролирующего
субъекта подразделяются на государственные и негосударственные.
Государственные органы, уполномоченные осуществлять проверки
финансовой деятельности общества, по своему статусу
подразделяются на правоохранительные органы и органы
исполнительной власти (органы
административного контроля). Компетенция государственных
органов по осуществлению проверок финансовой деятельности
хозяйственных обществ как субъектов предпринимательства определяется
ч.3 ст.15 «Закона о предпринимательстве», Законом «О государственной
контрольно – ревизионная службе в Украине», Указом
Президента «О некоторых мерах по де регулированию предпринимательской
деятельности», «О прокуратуре», «О милиции», «Об оперативно- розыскной
деятельности», «О службе безопасности Украины», «Об организационно -
правовых основах борьбы с организованной преступностью» и целой серией
иных законов и подзаконных нормативных актов. Правоохранительные и
исполнительные органы имеют различный объем полномочий в области
контроля за осуществлением финансовой деятельности. Различны также
основания и порядок проведения ими проверок.
Органами государственной исполнительной власти, которые имеют право
проводить проверки финансово – хозяйственной деятельности субъектов
предпринимательства являются:
. органы Государственной налоговой службы Украины относительно уплаты
налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и
15Положение об организации внутреннего аудита в коммерческих банках,
утверждённым постановлением Правления Национального банка Украины от
20.03.1998 г. №114
государственные целевые фонды, неналоговых платежей;
. таможенные органы – в отношении уплаты ввозной пошлины, акцизного сбора и
налога на добавленную стоимость, которые взимаются в случае ввоза
(пересылки) товаров на таможенную территорию Украины в момент
пересечения таможенной границы;
. органы государственного казначейства, государственной
контрольно-ревизионной службы – относительно бюджетных
займов и кредитов, гарантированных средствами бюджета, целевого
использования дотаций и субсидий, других бюджетных ассигнований,
средств внебюджетных фондов, а также надлежащего выполнения
государственных контрактов, про авансированных за счет бюджетных
средств.
Выездные проверки, проводимые данными органами, могут быть плановые
и внеплановые. Плановой выездной проверкой считается проверка,
которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа.
Плановая проверка проводится по совокупным показателям
финансово - хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства по
письменному решению руководителя соответствующего контролирующего
органа не чаще одного раза в год. Субъекту предпринимательской
деятельности не позднее чем за десять календарных дней со дня
проведения проверки должно быть направлено письменное сообщение с
указанием даты ее проведения.
Плановые выездные проверки проводятся всеми контролирующими
органами одновременно в день, определенный органом государственной
налоговой службы.
Внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не
предусмотрена в планах работы контролирующего органа. Внеплановая
проверка проводится при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
а) по последствиям встречных проверок выявлены
факты, которые свидетельствуют о нарушении субъектов
предпринимательской деятельности норм законодательства;
б) субъектом предпринимательской деятельности не
представлены в установленный срок документы обязательной отчетности;
в) выявлена недостоверность данных, заявленных в документах обязательной
отчетности;
г) субъект предпринимательской деятельности подал в установленном
порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами
контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня получения
запроса;
е) проводится реорганизация (ликвидация) предприятия.
Внеплановая выездная проверка может осуществлятся и на основании
решения Кабинета Министров Украины.
Порядок проведения проверок органами государственной налоговой
службы регулируется Порядком проведения оперативных проверок и
рассмотрения материалов по ним, утвержденным распоряжением Государственной
налоговой администрацией Украины от 15.09. 1998г. № 272-р, Порядком
периодичности проверок и проведения обследований производственных,
складских, торговых и других помещений, утвержденный приказом
Государственной налоговой администрации Украины от 30.07.1998г. № 371 и
другими нормативными актами. На каждого работника, принимающего участие в
оперативной проверке должно оформляться удостоверение на проверку.
Работники без надлежаще оформленного удостоверения на проверку не
имеют права принимать участие в проверках субъектов предпринимательской
деятельности. Форма удостоверения на проверку определена в Распоряжении
Государственной налоговой администрации Украины «Об удостоверении на
проверку» от 20.05.1997г. № 89-р. Порядок проведения проверок и
ревизий органами государственной контрольно - ревизионной службы в
Украине, утвержденной приказом Главного контрольно - ревизионного
управления Украины от 26.11.1999г. №107.
Государственные органы по делам защиты прав потребителей
осуществляют внеплановую проверку деятельности субъектов
предпринимательской деятельности исключительно на основании полученных от
потребителей жалоб о нарушении такими субъектами законодательства о защите
прав потребителей. Жалобы потребителя должны подаваться в письменном
виде, с указанием данных о потребителе (Ф.И.О., серия и номер документа,
удостоверяющего личность) и данных о товаре, при продаже которого были
нарушены права потребителя.
Ко внешним проверкам, осуществляемым негосударственными
структурами, относятся прежде всего аудиторские проверки.
Порядок проведения аудиторских проверок регулируется
Законом «Об аудиторской деятельности» от 22.04.1993г16.
Аудит – это проверка публичной финансовой отчетности,
первичных документов и другой информации по финансово- хозяйственной
деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности
их отчетности, учета, его полноты и соответствия
действующему законодательству и установленным нормативам. Аудит
осуществляется независимыми лицами (аудиторами) или аудиторскими
фирмами, имеющими лицензию на занятие аудиторской деятельностью,
на основании договора, заключенного с обществом или его
участниками.
Проведение аудита является обязательны для:
1) подтверждение достоверности и полноты годового баланса и отчетности
хозяйственных обществ, отчетность которых специально обнародуется;
2) подтверждение достоверности и полноты годового баланса и отчетности
хозяйственных обществ с годовым хозяйственным оборотом не менее чем 250
не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (проверка проводится один
раз в три года;
16ВВР, 1993 № 23, ст.243 Аудиторская деятельность в Украине Сборник
нормативных документо,1999 г., ст.131-136.
3) подтверждения достоверности и полноты годового баланса и отчетности
хозяйственных обществ – эмитентов ценных бумаг;
4) подтверждение достоверности и полноты ликвидационного баланса
за исключением обществ с годовым хозяйственным оборотом не менее 250
не облагаемых минимумов доходов граждан;
5) проверки финансового состояния хозяйственных обществ, если они
выступают в качестве учредителей открытых акционерных обществ, банков,
предприятий и иностранными инвестициями, холдинговых компаний,
инвестиционных фондов, доверительных обществ и иных финансовых
посредников.
Хозяйственный суд в определении о возбуждении дел о банкротстве
может обязать должника представить аудиторское заключение или
провести аудит.
Если у должника отсутствуют для этого средства хозяйственный суд
может рассматривать дело о банкротстве и при отсутствии аудиторского
заключения.
По результатам проведения аудита составляется аудиторское
заключение.
Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку
утверждены специальные требования относительно аудиторской
проверки акционерных обществ и предприятий – эмитентов облигаций
(кроме коммерческих банков и институционных инвесторов) утверждены
решением ГКЦБРФР от 19.03. 1997г. № 517; Требование Государственной
комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку относительно аудиторской
проверки страховых компаний (акционерных обществ и предприятий – эмитентов
облигаций), утверждены решением ГКЦБФР от 03.07.1997г №1518;
17Бюллетень «О приватизации», 1997 №8, с.54
18Бюллетень «О приватизации», 1997 №19, с.10
Требования к порядку планирования и аудиторскому отчету при проверке
инвестиционных фондов, утверждены решением ГКЦБФР от 12.12.1998г №
193.
Ряд специальных требований предъявляется к независимому аудиту
банков, а также их учредителей и участников (акционеров).
Данные требования установлены положением о порядке создания и
регистрации коммерческих банков, утвержденном постановлением
правления НБУ от 21.07.1998г. (подпункт «е» пункта 2.1.);
Положением о порядке выдачи банкам лицензий на осуществление банковских
операций,
утвержденном постановлением Правления НБУ от 06.05.1998г. № 181 (пункт
6.4.)19 и другими документами.
19ОВУ, 1998 г. №23, с.857 (Официальный вестник Украины)
Глава 4. Прекращение деятельности хозяйственных обществ
4.1. Реорганизация хозяйственных обществ
Прекращение деятельности хозяйственных обществ регулируется ст.37
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|