Понятие государства
Понятие государства
Содержание
1. Введение
2. Понятие государства
3. Признаки государства
4. Формы правления в государстве
5. Функции государства
6. Заключение
7. Литература
1. Введение.
Государство , политика , право и законодательство , являются ,
как , известно , объектами исследования различных гуманитарных наук /
юриспуденции , социологии , политологии и т.д. /.
Политические и правовые учения появились лишь в ходе
довольно долгого существования ранне классовое общество и государства.
Теория государства и права , как и всякая наука , имеет свою
историю возникновения , становления и развития. Без изучения теории
государства и права невозможно анализировать современные политические
процессы и явления.
Наука о государстве зародилась в странах Древнего востока , но
наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
Выдающийся мыслитель античности Платон / 427 –397 г.г. до н.э. /
написал произведение «государство» , « законы». Предшественники Платона
софисты / Протогор , Протик и др./ утверждали , что политика и
государство это чисто человеческое дело. «Человек – есть мера всех вещей» ,
а потому справедливость не является каким-то природным или божественным
установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми ,
противоречивое и не изменчивое творение человеческого разума.
Платон находил подобные учения неверными , что они , по его
мнению
призывом к неповиновению законам. Не смотря на достигнутые договорённости
, люди могут нарушать условия договора и тем самым нарушать установленный
порядок в обществе. Согласно Платону , «естественным » путём возникают
возникают лишь «порочные формы государства ». К таким порочным формам он
относит тимократию , аллигархию , демократию и тиранию. Тимократия – это
власть честолюбцев. Честолюбие влечёт за собой страсть к обогащению. В
результате тимократия
переходит в олигархию – господство немногих богачей. При этой форме
общественного устройства существует как бы два государства : одно для
богатых , другое для бедных. Между ними идёт непрерывная борьба. Эта борьба
заканчивается установлением демократии – власти большинства .
Демократическое государство сверх нормы « пропитана свободой ».
Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в
рабство. В данных условиях власть захватывает какой – либо сильный род , а
самый ловкий и коварный из его среды становится тираном.
Так демократия неизбежно превращается в тиранию – наихудшую форму
государственного устройства. Но и она не вечна , а постепенно разрушается.
Всё повторяется заново. Для того чтобы разорвать этот порочный круг ,
Платон , предлагает вариант идеалього государства – справедливого правления
« аристократов духа » - мудрецов. В нём должно быть « красивым всё в целом
» , сохраняется всеобщность государственного принципа : свобода государства
в отношению к индивиду. Основным условием и принципом совершенного
государства Платон выделяет справедливость , состоящую в том , что
каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение.
Он вводит строгую иерархию сословий : философы - правители , стражи –
воины , ремесленники и крестьяне – занимаются физическим трудом , а также
строго контролируемую систему образования и воспитания. У подданных нет
ничего своего : ни семьи , ни
собственности - всё общее. Идея Платона о разделении труда , лежащая в
основе возникновения государства.
Аристотель / 384 – 322 гг. до нашей эры / делает попытку анализа
реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического
материала. Аристотель утверждал , что человек – «политическое животное и
поэтому несёт в себе инстинктивное стремление к совместному жительству » ,
развитие общества идёт от семьи к общине , а от неё к государству – полису.
Он связывает функции и предназначение государства с высшей природой целью
человеческих существ – общением.
Государство , как семья и община , выступает формой общественных связей ,
к тому же высшей. Поэтому , по мысли Аристотеля , человек есть «животное
государственное ».
Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и
неправильные. Правильными являются те , где истинная цель состоит в общем
благе. К неправильным относятся такие формы , в которых имеются выгоды
одних правителей , а не народа. Государственный строй , по Аристотелю ,
представляет из себя такой порядок , при котором господство принадлежит
законно установленной власти. К правильным государствам он относит монархию
или царство , аристократию или господство лучших и « политию » или
республику. Каждой правильной форме противопоставляется
неправильная : тирания , где имеется в виду только польза правителя ;
олигархия , где правят богатые для собственной выгоды ; Демократия , где
властвуют бедные , имея в виду только себя.
В учении Аристотеля , как и у Платона , имеют место тоталитарные
тенденции : человек – часть государства , личные интересы строго подчинены
общественному благу. Гражданин – это частица политической общности. Граждан
Аристотель называл свободными людьми , но свободу он понимал как
противоположность рабству. Граждане занимаются военными ,
судебными и законодательными делами , а сельское хозяйство и промышленное
производство – это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность ,
но пользоваться ею , по мнению Аристотеля , следует сообща т.к. неравенство
становится причиной возмущений и переворотов. Политический идеал Аристотеля
– государство , в котором только закон есть сила , а наиболее подходящей в
политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя ,
основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.
В Древнем Риме Марк Тулий Цицерон / 106 – 43 гг до н.э. / в работах
« О государстве » и « Законы » уделял большое внимание разработкам проблем
правового равенства. Согласно Цицерону , государство и право возникают не
по произволу , а в соответствии со всеобщим требованием природы ,
включаемым в том числе , и веления человеческой природы. Государство , по
Цицерону , основано на всеобщем равенстве и справедливости , оно также
является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и
общности интересов. Причиной образования государств является охрана
собственности. В основе права лежит справедливость , первым требованием
которой является не навредить другим и не покушаться на чужую
собственность.
Цицерон выделяет три формы государства : царская власть , власть
оптимистов /аристократии / , народная власть /демократия /. Лучшей формой
государства Цицерон считает смешанную форму , важнейшим достоинством
которой является прочность государства и правовое равенство его граждан.
Важным в учении Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта
правового общения. Он также впервые выделяет «право народов» , существенным
принципом которого является необходимость соблюдения обязательств ,
налагаемих международными договорами.
В средние века учение об общественном устройстве предложил Августин
Авелий / 354-430 гг./ и Фома Аквинский / 1224 –1274 гг. /.Епископ
Иппонийский Августин выдвинул учение о двух градах : божественном и
человеческом. Согласно этому учению все люди принадлежат к одному из этих
«градов». Человеческий град – это град проклятых Богом людей , нечестивцев
, которые обречены на гибель. Град божий или Божье царство образуют
праведники , которые предопределены к спасению. С приходом Христа и
созданием христианской церкви « град Божий » реализуется через деятельность
церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в
средневековье идея господство церкви над государством,
духовной власти над светской. На ней базируется мысль о вселенских правах
папы Римского на власть , его право назначать и смещать государей.
Доминиканский монах Фома Аквинский учил , что повиноваться властям
следует лишь в той мере , в какой они благословенны духовной властью. Если
же власть просто завоёвана , отобрана у законного правителя , то всякий
вправе ей сопротивляться. Точно также можно и должно не повиноваться
распоряжениям властей , если они предписывают греховные деяния. Фома
Аквинский бал сторонником монархии. Однако он различал два типа монархии :
абсолютную и политическую. Политическую монархию он считал предпочтительней
, так как в ней монархи руководствуются законом и действуют в его пределах.
В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии
науки о государстве сыграл итальянец Никколо Макиавелли /1469 – 1527 гг/.
В работах « Государь » и « Рассуждения па первую декаду Тита Ливия » он
рассматривает государство как политическое состояние общества : отношение
властвующих и подвластных , наличие соответствующим образом устроенной ,
организованной политической власти , юстиции , учреждений и законов. При
рассмотрении формы государственного устройства он отдаёт предпочтение
республике , а не монархии. Единовластие необходимо при создании и
реформировании государств , а республиканское правление является лучшим для
поддержания государственной власти. Макиавелли отмечает также большое
влияние на государство борьбы противоположных классов : простого народа и
элиты , имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он
выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную
республику или смешанную форму государства , в которой сочетается
демократический , аристократический и монархический элементы власти.
В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе
развитие мысли о государстве связано с целой плеядой таких философов , как
Т. Гоббс , Дж. Локк , Б. Спиноза , Ш. Монтескье , М.Ф. Волтер , Ж.-Ж. Руссо
и др. Одним из основоположников теории общественного договора является
английский мыслитель Томмас Гоббс /1588 – 1679 гг./. В работе « Левиафан
или материя , форма и власть государства » он описывает хаос естественного
догосударственного существования людей , жизнь без красоты , промышленной
культуры. В этом обществе были только конфликты , но люди , будучи
разумными , нашли выход из хаоса – общественный договор. Они согласились
передать все свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Политика и
её носитель , государство , по мнению Гоббса , учреждаются людьми путём
договорённости между собой , индивиды доверяют единому лицу , верховной
власти над собой. Государство и есть
лицо , использующее силу и средство для людей , как оно считает необходимым
для их мира и общей зашиты. Гоббс выступал защитником монархической власти.
Он утверждал , что заключив общественный договор и перейдя в гражданское
состояние , индивиды утрачивают возможность изменить форму правления ,
освободится из - под действия верховной власти. По его мнению , могут
существовать три формы государства : монархия , демократия и аристократия ,
которые различаются не природой и содержанием воплощённой в них власти , а
пригодностью к осуществлению той цели , для которой они были установлены.
Права государственной власти, по теории Т.Гоббса , были вполне совместимы
с интересами классов,
осуществляющих английскую революцию. Совершенно очевидно , что по
современным меркам Гоббс больше консерватор , чем либерал , т.к. даже
либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал так , что
выводы оказались консервативными : свобода возможна лишь в том случае ,
если люди передают право распоряжаться ею монарху.
Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именами
Иммануил Кант /1727 – 1804 гг./ и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля / 1770
– 1831 гг./. Кант в работах « К вечному миру » и «Метафизические начала
учения о праве » даётся обоснование внутренних моральных истоков свободы
человека и роли права в установлении границ произвола. Человек, по Канту ,
- это цель , а не средство. Способность человека « давать себе закон » и
без всякого внешнего принуждения бороться за осуществления этого закона
выражает его моральную автономию. Высшей формой , обеспечивающей свободу ,
выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс
индивидуального самовоспитания. Каждый может быть хозяином самому себе.
Смысл принуждения , по Канту , состоит в эквиваленте возмещения ущерба ,
который принёс потерпевший от преступления. Право обладает принудительной
силой , носителем которой выступает государство. Гегель разрабатывает
учение о свободной воле , которая соотносится с правом и представлена в
виде трех ступеней развития:
абстрактное право , моральность и нравственность. Абстрактное право
относится к проблемам собственности и договора ; учение о морали касается
проблем умысла и вины , намерения и блага , добра и совести ; учение о
нравственности включает проблематику семьи , гражданского общества и
государства.
2.Понятие государства.
Понятие государственная общественная организация содержит общие –
основные признаки государства . Некоторые из признаков государства
состовляют относительно неизменные основы государственной организации
человеческого общества , а некоторые из признаков , по мере развития
общества теряют или изменяют новые структуры и функции.
Само понятие – это логически оформленная общественная мысль о
классе предметов, явлений. /2/
Существует несколько позитивных взглядов на признаки государства:
а/ социологический; б/ марксистский.
Социологическая концепция определения понятия государства
выделяют три его признака: а/ совокупность людей – народ ; б/
господствующую над ними власть ; в/ территорию как предел действия этой
власти. Эти признаки , взятые в еднстве , образуют понятие о государстве
как соединение людей под одной властью в пределах определёной территории.
Марксистская концепция рассматривает государство как историческое
явление. Предпосылки возникновения государства можно обнаружить уже в
первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати , которая
выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на обычиях ,
традициях , авторитете старейшин , представлявших всеобщие интересы.
Но разделение общества на классы и связаное с этим услажнение
общественной жизни требовали создание особого органа , регулируюшего
различные функции общества. С одной стороны , господствующие классы для
удержания в повиновении эксплуатируемых классов нуждались в особой силе.
Такой силой и явилось государство , которое возникло как организация
политической власти экономически господствующего класса. С другой стороны ,
поскольку этот класс выступает со стороны всего общества , постольку его
политическая организация является формой организации всего общества в
целом. Поэтому государство является органом , управляющим делами всего
общества. Если государство небыло всеобщей общественной организацией ,
политической оболочкой всего общества , то оно не могло быть и органом
политической власти одного класса над другим.
Чтобы полнее раскрыть специфику государства , необходимо
проанализировать его признаки: а/ наличие особого слоя людей , занятых
управлением т.е. аппарата чиновников; б/ публичная власть т.е. органы
политического принуждения / армия , разведка , милиция , суд , тюрьмы и
т.д. /; в/ территориальноеделение общества на отдельные ячейки
государственного управления , при помощи которых государственная власть
охватывает своим влиянием всё население страны.
Эти признаки , взятые в единстве , дают возможность определить
является ли данное общественное образование государством или нет. В своих
работах Маркс и Энгельс размышляли о признаках государства в работах ,,
Происхождение семьи , частной собственности и государства “, ,, варварство
и цивилизация.
3.Признаки государства
Государство – это сложное социальное образование , которое можно
познать путём абстракции. Ему присущи следующие признаки.
Территория – это пространственная основа государства , его
физическая , материальная опора. Без территории государство не существует ,
хотя может изменяться во времени / уменьшаться в результате поражения в
войне , или увеличиваться в процессе экспансии , или изменяться в процессе
экспансии , или изменяться в соответствии с договорами о делимитации
границы /. Линия государственной границы на местности обозначается
пограничными знаками. Она может проходить по суще , водному и воздушному
пространству , континентальному шельфу и т.д. / На территории государства
проживает население , где в полной мере действует власть политическая.
Территориальная принадлежность человека выражается в таких
терминах , как ,, подданный “ , ,, гражданин “ , ,, лицо без гражданства
“ ,
,, иностранец “. Гражданин устойчивая правовая связь лица с конкретным
государством. /1/ В монархических государствах , как правило , термину «
гражданство » соответствует термин « подданство»./1/ Приобретение «
гражданства » происходит , как правило , по рождению / на основе « права
Страницы: 1, 2, 3
|