Падение Византийской империи
почти сразу же это движение вышло из-под его контроля и попало в руки
людей, которые руководствовались причудливой смесью мотивов, замешанных в
той или иной мере на жажде обогащения и стремлении к захватам,
приправленных толикой уверенности в своей правоте, свойственной тем, кто
убежден, что Бог на их стороне. А поскольку все эти мотивы подкреплялись
непревзойденными организаторскими способностями венецианцев и совершенством
военного искусства французов, крестоносцы оказались неодолимыми. Именно эти
способности и умения обеспечили успех Четвертого крестового похода, и они
же в будущем – с конца XV до середины XX века – успех европейцев в
подчинении или контроле большей части мира. Но осуществляли эту экспансию и
пожинали ее плоды уже не папы и церковь, а государство Новой
Европы.(Васильев А.А. «История Византии. Латинское владычество на Востоке.
Эпоха Никейской и Латинской империй»)
ВОЗРОЖДЕНИЕ ВИЗАНТИИ
В XIII веке трудно было предугадать будущее развитие событий.
Политическая и хозяйственная активность далеко не всегда сочеталась с
военной квалифицированностью. Новые правители феодальных государств в
Греции и Фракии воевали друг с другом и не могли защитить своих подданных
от возобновившихся нападений болгар. С другой стороны, в Эпире «Западная
Греция» и в Анатолии сохранились части Византийской империи, существовавшие
теперь как самостоятельные государства. В 1261 году одна из армий внезапно
захватила Константинополь, и Византийская империя была восстановлена под
властью династии Палеологов.
Самую большую опасность для византийцев представляла экспедиция Карла
Анжуйского, брата Людовика IX, который победил в Южной Италии наследников
императора Фридриха II и получил из рук папы корону Неаполя и Сицилии.
Приготовления Карла шли уже полным ходом, когда сицилийцы восстали против
французской оккупации. В пасхальный понедельник 1282 года по сигналу
вечерних колоколов они перебили 2000 французских солдат в Палермо, а затем
предложили корону Сицилии арагонскому королю Педро III. Хотя участие в этом
Византии так и не было достоверно установлено, оно по крайней мере столь же
вероятно, как и первоначальный венецианский замысел изменить направление
Четвертого крестового похода. Однако вне зависимости от того, планировалась
«Сицилийская вечерня» или нет, она оказалась самым действенным ответом
Византии французам, которые втянулись в почти трехсотлетние войны с
испанцами за Южную Италию. С надеждами организовать поход на
Константинополь пришлось распрощаться.
Тем не менее Византия перестала быть великой средиземноморской
державой и, как часто бывает в подобных случаях, оказалась неспособной
контролировать те силы, которые сама же и вывела на сцену. В 1311 году
несколько тысяч каталонских и арагонских наемников, нанятых византийцами,
захватили герцогство Афинское. Древние классические здания Акрополя –
Пропилеи и Парфенон – превратились, соответственно, во дворец испанского
герцога и в церковь Св. Марии. Из всех «латинских» правителей
позднесредневековой Греции испанцы были, вероятно, самыми алчными и, вне
сомнения, самыми организованными. Испанские рыцари стали крупными
землевладельцами и открыли новые торговые возможности для купцов из Генуи и
Барселоны. Словно стремясь подчеркнуть свою отстраненность от прежнего духа
крестовых походов, герцогство Афинское в 1388 году заключило союз с
флорентийским банкирским домом Аччаюоли. Союз баронов, захвативших землю, и
купцов-капиталистов, впервые доказавший свою силу в 1204 году, вновь
продемонстрировал высочайшую эффективность.
ВИЗАНТИЯ И ТУРКИ-ОСМАНЫ
В целом мирные отношения между христианами и мусульманами в
рассматриваемую эпоху имели единственное исключение: турки-османы одну за
другой занимали провинции Византийской империи, столицей которой после
освобождения от латинян в 1261 году вновь стал Константинополь. Свое
название турки получили по правителю Осману (1288-1326); в целом они мало
отличались от других турецких племен, которые к концу XIII века завоевали
практически всю Малую Азию: все они были мусульманами и «гази», воинами
Аллаха. Правда, османов возглавляли самые способные вожди, которые весьма
умело создавали на захваченных территориях постоянные городские
администрации по образу Византии и центрально-азиатских тюркских
государств.
К середине XIV века турки закрепились на европейском берегу Дарданелл
и развернули последовательное наступление на Грецию и Балканы. Они разбили
болгар и сербов, а затем уничтожили войско западно-европейских добровольцев
при Никополе (1396). Это была самая серьезная попытка католического
христианство прийти на помощь восточным христианам; но ее жалкий конец не
смог убедить Запад в необходимости более существенных усилий.
С завоеванием христианских территорий стала постепенно меняться
политическая организация Османского государства. Турки-османы довольно
терпимо относились к вероисповеданию своих подданных, и, когда бедствие
захвата и грабежа оставались позади, их управление нередко было даже более
терпимым, чем все проникающая налоговая система Византии. Как и в первые
века арабо-мусульманских завоеваний, так и теперь, в XIV и XV вв., многие
христиане предпочитали не сопротивляться туркам и даже воевали на их
стороне. Османские султаны (это титул они получили от халифа Багдадского
после победы при Никополе) всемерно поощряли такое отношение; вскоре они
стали систематически набирать христианских мальчиков для административной
деятельности или профессиональной военной службы в качестве янычар[3]. Эта
практика, называемая «девширме», обеспечивала султанам верные войска,
которые создавали политический противовес силам турецких вельмож. Кроме
того, «девширме» требовала завоевания все новых христианских земель и тем
самым поощряла агрессивную политику османов.
В конечном счете Византия оказалась не в силах противостоять грозным
захватчикам. Имперская политика по-прежнему определялась придворными
интригами и борьбой различных претендентов на престол, а члены
императорского дома практически самостоятельно правили разными частями
Греции. Генуэзцы и венецианцы усиливали контроль над торговлей и свое
присутствие в созданных ими опорных пунктах на территории империи; но еще
хуже было то, что они использовали императоров в своей борьбе и отвлекали
ресурсы Византии от обороны против турок. Четырежды в XIV и XV вв.
византийские правители отправлялись на Запад с просьбой выступить в помощь
христианству; Мануил II (1391-1425) побывал даже в Париже и Лондоне. К
сожалению, императоры мало, что могли предложить взамен; обещания заключить
союз Восточной церкви с Римом неизменно и немедленно отвергались греческим
духовенством. После катастрофы у Никополя предчувствие неизбежности падения
Константинополя окрепло.
Но и турок были проблемы. Султан Баязид расширял свои владения не
только в Европе, но и в Восточной Анатолии. Турецкие вельможи, которых он
лишил земель, бежали ко двору Тимура. Великий монголо-тюркский завоеватель
решил покончить с новой и опасной силой на своих западных границах. В 1402
году у Анкары в Центральной Анатолии (ныне столица Турции) Тимур разгромил
армию Баязида; мусульманские вельможи покинули султана, и, по иронии
судьбы, ему осталось полагаться только на свои христианские войска.
Хотя Тимур практически не воспользовался свое победой и предпочел
вернуться к завоеванию Северной Индии, но фактически еще на 50 лет
отдалил завоевание Византии турками. Но настоящее возрождение прежней
Римской империи на Востоке было уже невозможно. Политические интересы и
религиозные настроения стали слишком узкими и эгоистическими. Когда группа
представителей греческой интеллектуальной элиты договорилась с папством на
Соборах в Ферраре и Флоренции (1439) о воссоединении церквей, их усилия
вновь не нашли поддержки в Константинополе. (Литаврин Г.Г. «Как жили
византийцы»)
ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ
Тем временем турки захватили большую часть Балканского полуострова,
вплоть до самого Дуная. Если раньше их вполне устраивало то, что
христианские правители сербов и болгар выступали в качестве вассалов
султана, то теперь они оккупировали и Сербию, и Болгарию. Последний
западный крестовый поход достиг Варны, лежащей на черноморском побережье, в
1444 году сербы, однако, отказались сражаться против своих турецких господ,
а венецианцы, на помощь которых на море рассчитывали участники похода,
предпочли мир с турками, чтобы не повредить своей торговли.
В 1453 году молодой и энергичный султан Мехмед II выступил против
Константинополя. Мощные укрепления, выдержавшие в течение веков множество
осад, были разрушены стенобитными орудиями султана. 29 мая 1453 года
Константинополь был взят турками. Последний император, Константин IX, погиб
в сражении[4]; история великой Римской империи закончилась – через тысячу
лет после падения самого Рима.
В отличие от падения Римской империи на Западе в V веке гибель
Восточной империи в XV веке объяснить гораздо легче. Четвертый крестовый
поход и непрестанное западное вмешательство в дела Византийской империи
фатальным образом подорвали ее политическую мощь. Исконная враждебность и
агрессивность славянских государств Балканского полуострова не позволяли
императорам, за исключением кратких периодов, собрать силы для отражения
мусульманской экспансии. Наконец, нестабильность византийской политической
системы, неумеренные церковные привилегии и растущая концентрация земель, а
вместе с ними богатства и политическое влияние, в руках немногочисленных
знатных родов – все это низвело некогда могущественную и хорошо
управлявшуюся Византийскую империю на уровень заурядного средиземноморского
города – государства, не обладавшего торговой энергией Венеции или
Флоренции. Подобные города-государства, даже итальянские республики или
автономные фламандские коммуны, были очень уязвимы перед целенаправленными
атаками крупных государств с профессиональными армиями. Все они потерпели
поражение и в большинстве своем капитулировали в XV или в начале XVI вв.
(Koenigsberger H.G. Early Modern Europe, 1500-1789 / /Yistory of Europe.
London, 1987. Ch.2.) Но падение Константинополя означало нечто большее, чем
падение города-государства и последнего оплота великой империи. Оно
означало, что в то самое время, когда католическая Европа начинала свою
великую заморскую экспансию, она вынуждена была занять пассивную и чреватую
опасностями оборону в самом центре своих земель.
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПАДЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Падение Византии было обусловлено комплексом как внешних, так и
внутренних причин. Империя была надорвана латинским завоеванием начала XIII
в. С конца XIII в. Византия вела почти непрерывные войны на западе и
востоке империи. Они, а также кровавые междоусобицы XIV в. изматывали
государство, уничтожали его ресурсы. Силы слабеющей Византии и набиравшей
мощь Османской державы были уже в XIV в. несопоставимы. Но главнейшими
причинами гибели Византии были все-таки упадок городов, ремесленного
производства и торговли, оскудение крестьянства. Страна переживала
политическую раздробленность, которая пришлась на самый критический период
в ее истории. Помощь Византии со стороны других государств, нередко
преследовавших своекорыстные цели, была недостаточна для отражения натиска
османов. Рост самосознания греческого народа сдерживался господством
устаревшей доктрины oqrevtybpvf? Провозглашавшей универсальность и
исключительность богохранимой «империи ромеев» в ее древних границах.
Османское завоевание тяжело отразилось на экономике и социальном
развитии Юго-Восточной Европы, привело к длительному регрессу в развитии
производительных сил. Хотя османское господство укрепило хозяйственное
положение части феодалов, которые пошли на сотрудничество с завоевателями,
расширило внутренний рынок, обеспечило большую централизованность, оно
ухудшило положение народов Балкан, испытавших жестокий национальный и
религиозный гнет. (Рансимен С. «Падение Константинополя»)
Утверждение османов на византийской территории сделало ее плацдармом
турецкой агрессии против стран Центральной и Восточной Европы, Ближнего
Востока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Черная смерть положила конец более чем трехсотлетнему периоду роста
населения, экономической экспансии, основания городов и освоения новых
пахотных земель; ничего подобного Европа не испытывала со времен варварских
нашествий, погубивших Западную Римскую империю. И все же чума не уменьшила
ни плодородия земель, ни таланта работников. Для тех, кто выжил, жизнь во
многих случаях стала легче, а еда и одежда – доступнее и разнообразнее. В
Западной и Южной Европе крестьянская зависимость постепенно исчезала.
Однако этот процесс шел неравномерно, а жизненные условия во многом
зависели от случайностей, поскольку эпидемии чумы повторялись; если люди не
становились жертвами гнева Божьего, то они почти всегда страдали от
честолюбия властителей, от притеснений налоговых сборщиков, от грабежей и
убийств, чинимых солдатами. Эти и другие несправедливости стали приводить к
народным восстаниям, оправдание которым часто искали в новых учениях и
ереси.
По мере того как разрушение феодальных отношений на уровне земельной
сеньории привело к постепенному исчезновению крестьянской зависимости, их
разрушение на уровне вассально-ленных связей означало постепенное
исчезновение военных обязанностей вассалитета. На обоих уровнях негибкая
феодальная система отношений сменилась отношениями более свободными и
подвижными, в которых все большее значение приобретала оплата деньгами. В
то же самое время рост благосостояния, распространение образования и
укрепление власти местных владетельных особ существенно ослабили
необходимость в церкви как унифицированной международной организации, а
сама церковь застыла в тех старых формах, которые когда-то способствовали
ее величайшему триумфу, но теперь мешали приспособиться к новым условиям.
Это было время насилия и внезапной смерти; время, когда жизнь становилась
богаче и насыщенней и вместе с тем таила в себе больше риска и больше
неопределенностей; время, когда Европа в промежутке между концом крестовых
походов и началом заморской экспансии могла обратить силы на себя самое.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Васильев А.А. История Византии. Латинское владычество на Востоке.
Эпоха Никейской и Латинской империй. Пг., 1923.
2) Васильев А.А. История Византии. Падение Византии. Эпоха Палеологов.
(1261-1453). Л., 1925.
3) Кенигсбергер Г. Средневековая Европа 400-1500 гг., Весь мир, М., 2001.
4) Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1974.
5) Макиавелли Н. Государь, гл. 15.
6) Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 г. М., 1983.
7) Успенский Ф.И. История Византийской империи. М., Л., 1948. Т. III.
-----------------------
[1] Ссоры между крестоносцами и греками, вызванные необходимостью выплатить
огромную сумму за возвращение Исаака II на престол (эти деньги можно было
собрать только путем увеличения налогов), начались еще в конце 1203 года.
Жители Константинополя выступали против правительства Исаака II и Алексей
IV, поднимали мятежи. Оппозиционная аристократия выставила претендентом
Алексея V Дуку, который в конце января-начале февраля 1204 года совершил
переворот, сверг отца и сына, приказал их убить и наотрез отказался платить
обещанные ими суммы крестоносцам. Тогда последние в марте приняли решение о
создании собственной империи в Константинополе и в апреле пошли на приступ
византийской столицы.
[2] Имеется ввиду, что крестоносное войско состояло в большинстве из
франкоязычных воинов, хотя далеко не все из них были этническими французами
или подданными французского короля; так, императором стал граф Фландрийский
Бодуэн, королем Фессалоники – маркиз Монферратский Бонифаций. Кроме того,
следует отметить, что термин «Латинская империя» был изобретен историками в
конце XVIII века, дабы отличать это государство от греческой православной
Византийской империи (кстати, название тоже конца XVIII века). На деле,
империя всегда называлась Римской – Ромейской в греческом произношении,
Романией – в латинском.
[3] Янычар (турец. Yeni Ceri – букв. «новое войско») – созданная в 1330
году в Османской (Оттоманской) империи пехота, состоявшая из собранных по
«налогу крови» рабов: христианских мальчиков 8-12 лет – подданных турецкого
государства. Они обращались в ислам, жили и воспитывались при дворе, не
могли иметь ни собственности, ни семьи (до XVII в.). Следует отметить, что,
хотя в областях турецкой державы, населенных христианами, среди гражданской
(не военной) администрации было не мало христиан (не обязательно местных
уроженцев; так, в населенных болгарами землях чиновниками в большинстве
были греки), они не обращались в мусульманство и не набирались по «налогу
крови».
[4] В разных исторических традициях счет византийских монархов разнится
ввиду соправительства и вопроса о том, признавать или не признавать
законными некоторых узурпаторов. В отечественной историографии последним
владыкой Восточного Рима считается Константин XI.
Страницы: 1, 2
|