рефераты бесплатно

МЕНЮ


Падение Византийской империи

почти сразу же это движение вышло из-под его контроля и попало в руки

людей, которые руководствовались причудливой смесью мотивов, замешанных в

той или иной мере на жажде обогащения и стремлении к захватам,

приправленных толикой уверенности в своей правоте, свойственной тем, кто

убежден, что Бог на их стороне. А поскольку все эти мотивы подкреплялись

непревзойденными организаторскими способностями венецианцев и совершенством

военного искусства французов, крестоносцы оказались неодолимыми. Именно эти

способности и умения обеспечили успех Четвертого крестового похода, и они

же в будущем – с конца XV до середины XX века – успех европейцев в

подчинении или контроле большей части мира. Но осуществляли эту экспансию и

пожинали ее плоды уже не папы и церковь, а государство Новой

Европы.(Васильев А.А. «История Византии. Латинское владычество на Востоке.

Эпоха Никейской и Латинской империй»)

ВОЗРОЖДЕНИЕ ВИЗАНТИИ

В XIII веке трудно было предугадать будущее развитие событий.

Политическая и хозяйственная активность далеко не всегда сочеталась с

военной квалифицированностью. Новые правители феодальных государств в

Греции и Фракии воевали друг с другом и не могли защитить своих подданных

от возобновившихся нападений болгар. С другой стороны, в Эпире «Западная

Греция» и в Анатолии сохранились части Византийской империи, существовавшие

теперь как самостоятельные государства. В 1261 году одна из армий внезапно

захватила Константинополь, и Византийская империя была восстановлена под

властью династии Палеологов.

Самую большую опасность для византийцев представляла экспедиция Карла

Анжуйского, брата Людовика IX, который победил в Южной Италии наследников

императора Фридриха II и получил из рук папы корону Неаполя и Сицилии.

Приготовления Карла шли уже полным ходом, когда сицилийцы восстали против

французской оккупации. В пасхальный понедельник 1282 года по сигналу

вечерних колоколов они перебили 2000 французских солдат в Палермо, а затем

предложили корону Сицилии арагонскому королю Педро III. Хотя участие в этом

Византии так и не было достоверно установлено, оно по крайней мере столь же

вероятно, как и первоначальный венецианский замысел изменить направление

Четвертого крестового похода. Однако вне зависимости от того, планировалась

«Сицилийская вечерня» или нет, она оказалась самым действенным ответом

Византии французам, которые втянулись в почти трехсотлетние войны с

испанцами за Южную Италию. С надеждами организовать поход на

Константинополь пришлось распрощаться.

Тем не менее Византия перестала быть великой средиземноморской

державой и, как часто бывает в подобных случаях, оказалась неспособной

контролировать те силы, которые сама же и вывела на сцену. В 1311 году

несколько тысяч каталонских и арагонских наемников, нанятых византийцами,

захватили герцогство Афинское. Древние классические здания Акрополя –

Пропилеи и Парфенон – превратились, соответственно, во дворец испанского

герцога и в церковь Св. Марии. Из всех «латинских» правителей

позднесредневековой Греции испанцы были, вероятно, самыми алчными и, вне

сомнения, самыми организованными. Испанские рыцари стали крупными

землевладельцами и открыли новые торговые возможности для купцов из Генуи и

Барселоны. Словно стремясь подчеркнуть свою отстраненность от прежнего духа

крестовых походов, герцогство Афинское в 1388 году заключило союз с

флорентийским банкирским домом Аччаюоли. Союз баронов, захвативших землю, и

купцов-капиталистов, впервые доказавший свою силу в 1204 году, вновь

продемонстрировал высочайшую эффективность.

ВИЗАНТИЯ И ТУРКИ-ОСМАНЫ

В целом мирные отношения между христианами и мусульманами в

рассматриваемую эпоху имели единственное исключение: турки-османы одну за

другой занимали провинции Византийской империи, столицей которой после

освобождения от латинян в 1261 году вновь стал Константинополь. Свое

название турки получили по правителю Осману (1288-1326); в целом они мало

отличались от других турецких племен, которые к концу XIII века завоевали

практически всю Малую Азию: все они были мусульманами и «гази», воинами

Аллаха. Правда, османов возглавляли самые способные вожди, которые весьма

умело создавали на захваченных территориях постоянные городские

администрации по образу Византии и центрально-азиатских тюркских

государств.

К середине XIV века турки закрепились на европейском берегу Дарданелл

и развернули последовательное наступление на Грецию и Балканы. Они разбили

болгар и сербов, а затем уничтожили войско западно-европейских добровольцев

при Никополе (1396). Это была самая серьезная попытка католического

христианство прийти на помощь восточным христианам; но ее жалкий конец не

смог убедить Запад в необходимости более существенных усилий.

С завоеванием христианских территорий стала постепенно меняться

политическая организация Османского государства. Турки-османы довольно

терпимо относились к вероисповеданию своих подданных, и, когда бедствие

захвата и грабежа оставались позади, их управление нередко было даже более

терпимым, чем все проникающая налоговая система Византии. Как и в первые

века арабо-мусульманских завоеваний, так и теперь, в XIV и XV вв., многие

христиане предпочитали не сопротивляться туркам и даже воевали на их

стороне. Османские султаны (это титул они получили от халифа Багдадского

после победы при Никополе) всемерно поощряли такое отношение; вскоре они

стали систематически набирать христианских мальчиков для административной

деятельности или профессиональной военной службы в качестве янычар[3]. Эта

практика, называемая «девширме», обеспечивала султанам верные войска,

которые создавали политический противовес силам турецких вельмож. Кроме

того, «девширме» требовала завоевания все новых христианских земель и тем

самым поощряла агрессивную политику османов.

В конечном счете Византия оказалась не в силах противостоять грозным

захватчикам. Имперская политика по-прежнему определялась придворными

интригами и борьбой различных претендентов на престол, а члены

императорского дома практически самостоятельно правили разными частями

Греции. Генуэзцы и венецианцы усиливали контроль над торговлей и свое

присутствие в созданных ими опорных пунктах на территории империи; но еще

хуже было то, что они использовали императоров в своей борьбе и отвлекали

ресурсы Византии от обороны против турок. Четырежды в XIV и XV вв.

византийские правители отправлялись на Запад с просьбой выступить в помощь

христианству; Мануил II (1391-1425) побывал даже в Париже и Лондоне. К

сожалению, императоры мало, что могли предложить взамен; обещания заключить

союз Восточной церкви с Римом неизменно и немедленно отвергались греческим

духовенством. После катастрофы у Никополя предчувствие неизбежности падения

Константинополя окрепло.

Но и турок были проблемы. Султан Баязид расширял свои владения не

только в Европе, но и в Восточной Анатолии. Турецкие вельможи, которых он

лишил земель, бежали ко двору Тимура. Великий монголо-тюркский завоеватель

решил покончить с новой и опасной силой на своих западных границах. В 1402

году у Анкары в Центральной Анатолии (ныне столица Турции) Тимур разгромил

армию Баязида; мусульманские вельможи покинули султана, и, по иронии

судьбы, ему осталось полагаться только на свои христианские войска.

Хотя Тимур практически не воспользовался свое победой и предпочел

вернуться к завоеванию Северной Индии, но фактически еще на 50 лет

отдалил завоевание Византии турками. Но настоящее возрождение прежней

Римской империи на Востоке было уже невозможно. Политические интересы и

религиозные настроения стали слишком узкими и эгоистическими. Когда группа

представителей греческой интеллектуальной элиты договорилась с папством на

Соборах в Ферраре и Флоренции (1439) о воссоединении церквей, их усилия

вновь не нашли поддержки в Константинополе. (Литаврин Г.Г. «Как жили

византийцы»)

ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

Тем временем турки захватили большую часть Балканского полуострова,

вплоть до самого Дуная. Если раньше их вполне устраивало то, что

христианские правители сербов и болгар выступали в качестве вассалов

султана, то теперь они оккупировали и Сербию, и Болгарию. Последний

западный крестовый поход достиг Варны, лежащей на черноморском побережье, в

1444 году сербы, однако, отказались сражаться против своих турецких господ,

а венецианцы, на помощь которых на море рассчитывали участники похода,

предпочли мир с турками, чтобы не повредить своей торговли.

В 1453 году молодой и энергичный султан Мехмед II выступил против

Константинополя. Мощные укрепления, выдержавшие в течение веков множество

осад, были разрушены стенобитными орудиями султана. 29 мая 1453 года

Константинополь был взят турками. Последний император, Константин IX, погиб

в сражении[4]; история великой Римской империи закончилась – через тысячу

лет после падения самого Рима.

В отличие от падения Римской империи на Западе в V веке гибель

Восточной империи в XV веке объяснить гораздо легче. Четвертый крестовый

поход и непрестанное западное вмешательство в дела Византийской империи

фатальным образом подорвали ее политическую мощь. Исконная враждебность и

агрессивность славянских государств Балканского полуострова не позволяли

императорам, за исключением кратких периодов, собрать силы для отражения

мусульманской экспансии. Наконец, нестабильность византийской политической

системы, неумеренные церковные привилегии и растущая концентрация земель, а

вместе с ними богатства и политическое влияние, в руках немногочисленных

знатных родов – все это низвело некогда могущественную и хорошо

управлявшуюся Византийскую империю на уровень заурядного средиземноморского

города – государства, не обладавшего торговой энергией Венеции или

Флоренции. Подобные города-государства, даже итальянские республики или

автономные фламандские коммуны, были очень уязвимы перед целенаправленными

атаками крупных государств с профессиональными армиями. Все они потерпели

поражение и в большинстве своем капитулировали в XV или в начале XVI вв.

(Koenigsberger H.G. Early Modern Europe, 1500-1789 / /Yistory of Europe.

London, 1987. Ch.2.) Но падение Константинополя означало нечто большее, чем

падение города-государства и последнего оплота великой империи. Оно

означало, что в то самое время, когда католическая Европа начинала свою

великую заморскую экспансию, она вынуждена была занять пассивную и чреватую

опасностями оборону в самом центре своих земель.

ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПАДЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Падение Византии было обусловлено комплексом как внешних, так и

внутренних причин. Империя была надорвана латинским завоеванием начала XIII

в. С конца XIII в. Византия вела почти непрерывные войны на западе и

востоке империи. Они, а также кровавые междоусобицы XIV в. изматывали

государство, уничтожали его ресурсы. Силы слабеющей Византии и набиравшей

мощь Османской державы были уже в XIV в. несопоставимы. Но главнейшими

причинами гибели Византии были все-таки упадок городов, ремесленного

производства и торговли, оскудение крестьянства. Страна переживала

политическую раздробленность, которая пришлась на самый критический период

в ее истории. Помощь Византии со стороны других государств, нередко

преследовавших своекорыстные цели, была недостаточна для отражения натиска

османов. Рост самосознания греческого народа сдерживался господством

устаревшей доктрины oqrevtybpvf? Провозглашавшей универсальность и

исключительность богохранимой «империи ромеев» в ее древних границах.

Османское завоевание тяжело отразилось на экономике и социальном

развитии Юго-Восточной Европы, привело к длительному регрессу в развитии

производительных сил. Хотя османское господство укрепило хозяйственное

положение части феодалов, которые пошли на сотрудничество с завоевателями,

расширило внутренний рынок, обеспечило большую централизованность, оно

ухудшило положение народов Балкан, испытавших жестокий национальный и

религиозный гнет. (Рансимен С. «Падение Константинополя»)

Утверждение османов на византийской территории сделало ее плацдармом

турецкой агрессии против стран Центральной и Восточной Европы, Ближнего

Востока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Черная смерть положила конец более чем трехсотлетнему периоду роста

населения, экономической экспансии, основания городов и освоения новых

пахотных земель; ничего подобного Европа не испытывала со времен варварских

нашествий, погубивших Западную Римскую империю. И все же чума не уменьшила

ни плодородия земель, ни таланта работников. Для тех, кто выжил, жизнь во

многих случаях стала легче, а еда и одежда – доступнее и разнообразнее. В

Западной и Южной Европе крестьянская зависимость постепенно исчезала.

Однако этот процесс шел неравномерно, а жизненные условия во многом

зависели от случайностей, поскольку эпидемии чумы повторялись; если люди не

становились жертвами гнева Божьего, то они почти всегда страдали от

честолюбия властителей, от притеснений налоговых сборщиков, от грабежей и

убийств, чинимых солдатами. Эти и другие несправедливости стали приводить к

народным восстаниям, оправдание которым часто искали в новых учениях и

ереси.

По мере того как разрушение феодальных отношений на уровне земельной

сеньории привело к постепенному исчезновению крестьянской зависимости, их

разрушение на уровне вассально-ленных связей означало постепенное

исчезновение военных обязанностей вассалитета. На обоих уровнях негибкая

феодальная система отношений сменилась отношениями более свободными и

подвижными, в которых все большее значение приобретала оплата деньгами. В

то же самое время рост благосостояния, распространение образования и

укрепление власти местных владетельных особ существенно ослабили

необходимость в церкви как унифицированной международной организации, а

сама церковь застыла в тех старых формах, которые когда-то способствовали

ее величайшему триумфу, но теперь мешали приспособиться к новым условиям.

Это было время насилия и внезапной смерти; время, когда жизнь становилась

богаче и насыщенней и вместе с тем таила в себе больше риска и больше

неопределенностей; время, когда Европа в промежутке между концом крестовых

походов и началом заморской экспансии могла обратить силы на себя самое.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Васильев А.А. История Византии. Латинское владычество на Востоке.

Эпоха Никейской и Латинской империй. Пг., 1923.

2) Васильев А.А. История Византии. Падение Византии. Эпоха Палеологов.

(1261-1453). Л., 1925.

3) Кенигсбергер Г. Средневековая Европа 400-1500 гг., Весь мир, М., 2001.

4) Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1974.

5) Макиавелли Н. Государь, гл. 15.

6) Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 г. М., 1983.

7) Успенский Ф.И. История Византийской империи. М., Л., 1948. Т. III.

-----------------------

[1] Ссоры между крестоносцами и греками, вызванные необходимостью выплатить

огромную сумму за возвращение Исаака II на престол (эти деньги можно было

собрать только путем увеличения налогов), начались еще в конце 1203 года.

Жители Константинополя выступали против правительства Исаака II и Алексей

IV, поднимали мятежи. Оппозиционная аристократия выставила претендентом

Алексея V Дуку, который в конце января-начале февраля 1204 года совершил

переворот, сверг отца и сына, приказал их убить и наотрез отказался платить

обещанные ими суммы крестоносцам. Тогда последние в марте приняли решение о

создании собственной империи в Константинополе и в апреле пошли на приступ

византийской столицы.

[2] Имеется ввиду, что крестоносное войско состояло в большинстве из

франкоязычных воинов, хотя далеко не все из них были этническими французами

или подданными французского короля; так, императором стал граф Фландрийский

Бодуэн, королем Фессалоники – маркиз Монферратский Бонифаций. Кроме того,

следует отметить, что термин «Латинская империя» был изобретен историками в

конце XVIII века, дабы отличать это государство от греческой православной

Византийской империи (кстати, название тоже конца XVIII века). На деле,

империя всегда называлась Римской – Ромейской в греческом произношении,

Романией – в латинском.

[3] Янычар (турец. Yeni Ceri – букв. «новое войско») – созданная в 1330

году в Османской (Оттоманской) империи пехота, состоявшая из собранных по

«налогу крови» рабов: христианских мальчиков 8-12 лет – подданных турецкого

государства. Они обращались в ислам, жили и воспитывались при дворе, не

могли иметь ни собственности, ни семьи (до XVII в.). Следует отметить, что,

хотя в областях турецкой державы, населенных христианами, среди гражданской

(не военной) администрации было не мало христиан (не обязательно местных

уроженцев; так, в населенных болгарами землях чиновниками в большинстве

были греки), они не обращались в мусульманство и не набирались по «налогу

крови».

[4] В разных исторических традициях счет византийских монархов разнится

ввиду соправительства и вопроса о том, признавать или не признавать

законными некоторых узурпаторов. В отечественной историографии последним

владыкой Восточного Рима считается Константин XI.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.