Основы и практика госуправления
их целевое использование
. оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь
избирательным комиссиям, комиссиям референдумов
. заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов
и референдумов
. устанавливает нормативы изготовления (включая степень защищенности)
избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме,
списка избирателей, участников референдума и других избирательных
документов, а также документов, связанных с подготовкой и проведением
референдума
. рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие)
нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные
решения
. осуществляет иные полномочия
Деятельность Комиссии осуществляется на основе коллегиальности,
свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в
ее компетенцию.
Раздел II. Органы местного самоуправления РФ.
Глава 1. Местное самоуправление.
Часть 1 ст. 130 развивает положения о местном самоуправлении как
форме осуществления власти народом (ч. 2 ст. 3 Конституции) и основе
конституционного строя Российской Федерации (ст. 12). В данном случае
определяется его социальное назначение обеспечивать самостоятельное решение
населением вопросов местного значения, владение, пользование и
распоряжение муниципальной собственностью.
В этой сущностной функциональной характеристике местного
самоуправления обращается внимание на ряд важных моментов. Первое: назван
субъект местного самоуправления - население. Ему как сообществу граждан,
проживающих на соответствующей территории, и каждому в отдельности
гарантируется право на осуществление местного самоуправления
непосредственно и через своих представителей, причем независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям (см. ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" - СЗ РФ, 1995,
N 35, ст. 3506). Указанное право конкретизируется через систему
специальных прав, предусмотренных Конституцией:
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в
референдуме (ч. 2 ст. 32); обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления
(ст. 33); знакомиться с документами и материалами органов местного
самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина
(ч. 2 ст. 24); определять структуру органов местного самоуправления (ч. 1
ст. 131); выражать мнение по поводу изменения границ территорий местного
самоуправления (ч. 2 ст. 131); защищать право на местное самоуправление и
образующие его права в судебном порядке (ст. 46). Прецедент последнего был
создан определениями Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 1995
г. (Государство и право, 1995, N 7, с. 12-18), который поддержал решения
Ярославского областного суда по жалобам граждан и регионального отделения
"Демократической России" на правовые акты губернатора Ярославской области,
нарушающие права местного самоуправления, в частности право самостоятельно
формировать свои органы и распоряжаться собственными средствами.
Второе: в общем виде сформулировано поле деятельности местного
самоуправления - "вопросы местного значения", под которыми понимаются
вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения
муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального
образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 1
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации"). В их перечень Конституция включает жилищное
строительство и распределение жилья (ст. 40), муниципальное здравоохранение
(ст. 41) и образование (ст. 43), управление муниципальной собственностью,
охрану общественного порядка и др. (ст. 131, 132). Подробнее об этом
сказано в упомянутом Федеральном законе, где названо 30 предметов ведения
местного самоуправления и определено, что "муниципальные образования вправе
принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам
местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также
вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других
муниципальных образований и органов государственной власти" (ч. 2 ст. 6).
Третье: установлена экономическая основа местного самоуправления с
наделением населения правами собственника - владения, пользования и
распоряжения этой собственностью. Она признается и защищается наравне с
другими формами собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции). Федеральный закон
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" под муниципальной собственностью понимает собственность
муниципальных образований - городских, сельских и иных (ч. 1 ст. 1). В ее
состав, согласно названному Закону (ст. 29), входят средства местного
бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного
самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы,
находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и
организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,
муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения
образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и
недвижимое имущество.
Субъекты Российской Федерации передают в собственность муниципальных
образований объекты, находящиеся в собственности субъектов Российской
Федерации, необходимые для решения вопросов местного значения, в
соответствии с разграничением полномочий между субъектами Российской
Федерации и муниципальными образованиями,
а также между муниципальными образованиями. Споры, возникающие по этому
поводу, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном
порядке. Органы местного самоуправления управляют муниципальной
собственностью. Они же от имени муниципального образования осуществляют
права собственника в отношении имущества, входящего в состав данной
собственности; в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской
Федерации и уставами муниципальных образований, это право может быть
реализовано населением непосредственно. В соответствии с Законом органы
местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной
собственности во временное или постоянное пользование физическим и
юридическим лицам, сдавать их в аренду, отчуждать в установленном порядке,
а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности,
иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования
приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. В интересах
населения они могут устанавливать условия использования земель, находящихся
в границах муниципального образования. Муниципальная собственность может
быть приватизирована. При этом порядок и условия ее приватизации
определяются непосредственно населением или представительными органами
местного самоуправления. Доходы от приватизации объектов муниципальной
собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
Право муниципальной собственности регулируется Гражданским кодексом
Российской Федерации (ст. 125 и др.). Им, в частности, закреплено, что
особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество,
включая имущество, находящееся в собственности муниципального образования,
могут устанавливаться лишь законом (ч. 3 ст. 212). Четвертое: местное
самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов
местного значения. Самостоятельность - определяющая черта местного
самоуправления. Она выделяется при его характеристике как основы
конституционного строя (ст. 12 Конституции) и в других случаях (ч. 1 ст.
131, ч. 1 ст. 132); реализуется в пределах установленных полномочий;
производна от реально обеспеченных материальных, финансовых и других
условий функционирования местного самоуправления; корреспондирует
ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления; получает конкретное правовое выражение и гарантируется
(см. комментарий к ст. 12).
Часть 2 ст.130 раскрывает организационный механизм функционирования
местного самоуправления. Ведущую роль в нем играют формы прямого
волеизъявления граждан. На первое место в этом отношении Конституция
ставит референдум. Он, согласно федеральному закону "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяется
как голосование по вопросам местного значения (ч. 1 ст. 1). Этим же
Законом устанавливаются общие правила, касающиеся местного референдума (ч.
1 ст. 8, 22, 44, 52, 57), в том числе закрепляется, что:
- решение о его проведении принимается представительным органом
местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию
населения в соответствии с уставом муниципального образования. В случае,
если в муниципальном образовании представительный орган местного
самоуправления не сформирован, местный референдум может назначаться главой
местной администрации (главой местного самоуправления) по требованию
граждан в количестве не менее 5% числа избирателей муниципального
образования;
- в нем имеют право участвовать все граждане, проживающие на
территории муниципального образования, обладающие избирательным правом,
причем только непосредственно и на добровольной основе;
- голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением
граждан не допускается;
- решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении
какими-либо органами государственной власти, государственными должностными
лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации
требуется издание нормативного правового акта, орган местного
самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять
такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования
подлежат официальному опубликованию (обнародованию);
- решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан в пределах
полномочий местного самоуправления, обязательны для исполнения всеми
расположенными на территории муниципального образования предприятиями,
учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм,
а также органами местного самоуправления и гражданами; неисполнение или
ненадлежащее исполнение таких решений влечет ответственность в соответствии
с законами; данные решения могут быть обжалованы в суд.
Предполагается, что положения по поводу местного референдума получат
развитие законах субъектов Российской Федерации и, в соответствии с
ними, в уставах муниципальных образований. В них, в частности, должны
найти отражение порядок назначения и проведения референдумов, принятия и
изменения принятых ими решений, виды референдумов и случаи, когда они
обязательны, гарантии участия в них граждан.
Конституционный Суд Республики Карелия постановлением от 14 мая 1996
г. по делу о проверке конституционности республиканского закона "О
референдуме в Республике Карелия" констатировал важность закона субъекта
федерации, определяющего механизм реализации права граждан на местный
референдум, но одновременно подчеркнул, что осуществление данного права не
может ставиться в зависимость от условий, не имеющих отношения к
гражданину, ибо подобное приводит к нарушению его непосредственно
действующего конституционного права на участие в местном референдуме.
Местное самоуправление осуществляется гражданами и путем муниципальных
выборов. С их помощью население непосредственно выражает свою волю о
составе представительных органов (депутатах), членах иных выборных органов
местного самоуправления, выборных должностных лицах местного
самоуправления, дает им необходимую демократическую легитимацию.
Конституция Российской Федерации закрепляет право избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления, а также случаи, когда
граждане лишаются этих прав (см. комментарии к ч. 2, 3 ст. 32). Ее
положения конкретизируются Федеральным законом "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994 г. (СЗ
РФ, 1994, N 33, ст. 3406), который распространяется в том числе на выборы
органов местного самоуправления (ст. 1).
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" определяет, что муниципальные
выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом
избирательных прав граждан (ч. 1 ст. 23). Федеральное законодательство,
таким образом, создает необходимые предпосылки демократической
однородности выборов на всех уровнях, включая местное самоуправление.
Субъекты Российской Федерации принимают законы о порядке проведения
муниципальных выборов. Данный вопрос отражается в уставе муниципального
образования. При этом формулируемые в названных актах положения не могут
противоречить Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав
граждан Российской Федерации", но в них могут устанавливаться
дополнительные гарантии избирательных прав граждан (ст. 1).
Федеральные органы государственной власти и органы государственной
власти субъектов Российской Федерации гарантируют проведение муниципальных
выборов. Это означает, что названные органы создают необходимые правовые,
материально-технические, финансовые и иные условия для таких выборов, не
препятствуют их проведению и защищают избирательные права граждан. Именно с
позиций гарантий местного самоуправления Конституционный Суд Российской
Федерации в постановлении от 30 мая 1996 г. по делу о проверке
конституционности п. 1 ст. 58 и п. 2 ст. 59 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с
изменениями от 22 апреля 1996 г. (Российская газета, 15 июня 1996 г.)
пришел к выводу о допустимости указания Федеральным законом сроков, в
течение которых должны быть сформированы путем выборов новые органы
местного самоуправления. При этом данная мера ограничена переходным
периодом и рассматривается как средство, упорядочивающее процесс
становления системы местного самоуправления и не допускающее затягивания
создания ее выборных органов; она не нарушает права органов государственной
власти субъектов федерации и муниципальных образований назначать конкретную
дату выборов, а лишь ставит реализацию указанного права в определенные
временные рамки.
Рассматриваемая часть статьи исходит из того, что граждане
осуществляют местное самоуправление также путем "других форм прямого
волеизъявления". К таковым Федеральный закон "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит
собрания (сходы) граждан (ст. 24). Они способствуют выражению общественного
мнения, позволяют населению публично направлять, контролировать и оценивать
деятельность органов местного самоуправления. В отдельных поселениях, если
подобное предусмотрено уставом муниципального образования и соответствует
закону субъекта Российской Федерации, данные собрания (сходы) могут
выполнять полномочия представительных органов местного самоуправления. В
этом случае они считаются правомочными при участии в них более половины
жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и
изменения его решения, пределы его компетенции устанавливаются уставом
муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской
Федерации. Федеральный закон закрепляет право населения на правотворческую
инициативу в вопросах местного значения (ст. 25). Она реализуется в
соответствии с уставом муниципального образования и, если выделить главное,
заключается в том, что население вносит в органы местного самоуправления
проекты правовых актов, которые подлежат обязательному рассмотрению на
открытом заседании с участием представителей населения, а результаты
рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
Граждане непосредственно участвуют в решении дел местного значения
путем индивидуальных и коллективных обращений, направляемых в органы
местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления.
Федеральным законом установлено (ст. 26), что названные адресаты обязаны
дать ответ по существу обращений в течение одного месяца. За нарушение
сроков и порядка ответа на обращения граждан законом может быть
предусмотрена административная ответственность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|