Нормативно-правовой акт
материальном смысле. Он также уточняет, что "нормативный акт, исходящий от
законодательного органа, точнее было бы называть законом в формально-
материальном смысле, так как законом только в формальном смысле вернее
именовать акты ненормативного (индивидуального) значения, издаваемые
законодательными органами'7/4 с. 54//. Закон Республики Беларусь "О
нормативных правовых актах Республики Беларусь" под законом понимает
нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования
наиболее важных общественных отношений (ст. 2).
Представляется, что историческую эволюцию закона следует
рассматривать как "срез", аспект эволюции права в целом. Идея верховенства
права исторически значительно старше идеи верховенства закона (как и самого
закона). В Европе в раннеклассовую эпоху формируется дуализм доктрины и
структуры права, а для средневековья совершенно не характерны представления
о том, что государство может создавать и изменять право. Однако здесь уже в
древности складывается светская, а не религиозная концепция закона.
Возникнув в античном Риме, она оказала заметное влияние на развитие
понимания закона в странах Европы. Так, сами термины "закон",
"законодательство" во многих европейских языках происходят от латинского
"lex" (публичное (официальное) обязывание, мн. число leges). Значительно
технико-юридическое влияние римского права. Роль закона возрастает по мере
создания централизованных государств и особенно усиливается в период
абсолютизма. Но его верховенство утверждается лишь в наступлением
буржуазной эпохи и только в странах романо-германской правовой семьи.
Сегодня под верховенством закона в большинстве стран понимают прежде
всего верховенство конституции. Конституцию определяют как центр, ядро
правовой системы, источник государства и т.д. Неодинаковая юридическая сила
иных законов порождает проблему их соподчиненности, Она дополняется
проблемой соотношения закона и подзаконных актов, а в федеративных
государствах - соотношения нормативных актов федерации и ее субъектов.
Кроме того, сам термин "закон", как мы выяснили ранее, может иметь
различное значение. Закон может определяться как по формальным (акт
правотворчества, одобренный парламентом и главой государства), так и по
материальным (определенная конституцией сфера законодательного
регулирования, например в большинстве франкоязычных стран)
критериям.
С тех пор как право приобрело национальный характер, закон - в силу
его связи с верховной властью государства можно рассматривать как
проявление государственного суверенитета. Два аспекта суверенитета -
внутренний и внешний - обусловливают и соответствующие аспекты проблемы
верховенства закона. В принципе верховенство закона отражает лишь
внутренний аспект суверенитета, т.е. верховенство государственной власти
внутри страны. Внешний аспект суверенитета проявляется в соотношении закона
и международного права, значимость этой проблемы возрастает по мере
усиления интеграции государств. Европейская доктрина предполагает
формальное закрепление верховенства закона в системе источников права и
наличие системы политико-правовых гарантий верховенства закона (разделение
властей, независимость суда, конституционный контроль), а также и ряда
неправовых условий (определенный уровень материального
благосостояния и информированности членов общества, цивилизованный характер
отношений между классами и социальными группами). Вместе с тем механизм
законотворчества и применения закона порой бывает столь запутанным и
противоречивым, что определить место закона в системе источников права
непросто. Верховенство закона неразрывно связано с его легитимностью.
Американский ученый Р.Пилон утверждает, что термин "легитимность" в обычном
его понимании обозначает точку, где сходятся право и мораль. "Когда
правительство претендует на то, что его власть и его действия легитимны,
оно тем самым утверждает, что действует правильно не только с легальной, но
и моральной точки зрения" //7 с.62//. Однако, Р. Пилон полагает, что в
современном обществе практически невозможно единогласное одобрение
общегосударственных решений, и иногда значительная часть населения может
считать существующий строй незаконным.
Проблема соотношения конституционности и легитимности закона весьма
сложна и недостаточно исследована. Даже будучи принятым в соответствии с
установленной процедурой и в рамках компетенции законодательного органа,
закон может и не соответствовать господствующим в обществе
представлениям о справедливости. Верховенство закона реально лишь при
наличии и формально-юридического и сущностного критерия легитимности, ибо
учет только последнего из них может означать доминирование целесообразности
над законностью, а только первого - провоцировать использование закона в
антигуманных целях. Сама возможность "корректировки" закона в соответствии
с требованиями легитимности свидетельствует о существовании
источников права, конкурирующих с ним.
Речь идет об актах судебного конституционного контроля и судебной
практике. Критерием легитимности законов выступает конституция. Критерием
ее легитимности высшие принципы справедливости. В процессе судебного
конституционного контроля происходит "отсев" неконституционных законов
(норм), т.е., по существу, их корректировка с позиций легитимности.
Одновременно корректируется путем толкования сама конституция.
Корректировка закона осуществляется также и в процессе судебной практики.
Причем в системах общего и романо-германского права ситуация весьма сходна.
В странах с романо-германской правовой системой судебная практика
изначально не признавалась источником права, но постепенно она фактически
стала таковым. При этом ее юридическая сила равна силе закона или даже
превосходит ее //8 с. 185//. Нельзя не согласиться с Р.Давидом,
утверждающим, что "абсолютный суверенитет закона в странах романо-
германской правовой семьи является фикцией", так как "наряду с законом
существуют и иные значительные источники права" 119 с. 104,107//. Все
сказанное позволяет сделать вывод об ограниченности действия принципа
верховенства закона. По существу, в "чистом" виде концепция верховенства
закона (в ее традиционном понимании) реализовывалась лишь в классическом
мусульманском праве. И в тех правовых системах, где принцип верховенства
закона провозглашается, действие его далеко не безусловно. Это связано с
тенденцией к ограничению полномочий парламента в пользу органов
исполнительной власти. Поэтому реальное место закона в системе источников
права во многом определяется соотношением компетенции парламента и
правительства (президента).//10 с.42//Ограниченность действия принципа
верховенства закона объясняется также его взаимодействием с нормами
международного права. Последнее обычно обладает либо приоритетом, либо
равной с законом юридической силой. В связи с этим во франкоязычных
странах, например, условием вступления в силу международного договора,
положения которого противоречат конституции, является соответствующее
изменение конституции. А ратификации международного соглашения,
противоречащего действующему законодательству, предшествует процедура
отмены или изменения закона. Наконец, в мире утверждается представление о
первичности естественных и неотчуждаемых прав человека по отношению к
позитивным правовым нормам. В итоге нормы о правах и свободах личности,
хотя и закрепляются в конституции, декларациях и хартиях, имеющих
конституционное значение, но рассматриваются в основе своей как
надконституционные. Соответствие норм конституции и законов естественным и
неотчуждаемым правам человека становится критерием их легитимности //10
§2//.
Таким образом, возможны два подхода к проблеме верховенства закона.
"Узкий" состоит в формально-юридическом определении места закона в системе
источников права. "Широкий" предполагает рассмотрение источников права во
взаимосвязи и взаимодействии с политической, идеологической, социальной и
другими системами. Тогда принцип верховенства закона приобретает
многомерность и рассматривается сквозь призму демократии (или ее
отсутствия), идей, положенных в основу правопонимания, характера отношений
в обществе и т.д. Представляется, что именно такое видение проблемы
позволяет раскрыть реальную роль и назначение закона в той или иной
правовой системе.
2.2. Виды законов
Классификация законов основывается на различных критериях, зависящих
от правовой системы. Так, Ю.А. Тихомиров предлагает дифференциацию: 1) по
содержанию, то есть по регулируемым законами отношениям в обществе; 2) по
способу воздействия на них, то есть по сферам социальной и государственной
жизни. Также вышеуказанный автор классифицирует законы в зависимости от
юридической силы, от структурной формы законодательных актов. Последний
критерий служит для выделения обычных тематических и укрупненных законов
(кодексы и т.п.). Законы также можно классифицировать по порядку их
подготовки, рассмотрения и принятия. В особую группу Ю.А. Тихомиров
объединяет законы государства, имеющего федеративное устройство, так как
для этих государств присущи системы законов, характеризующиеся двумя или
даже тремя уровнями//12 с. 69//.
Законы по их юридической силе могут быть разделены на обычные и
конституционные. Понятие последних носит полемический характер, так как их
формулировка у различных авторов неодинакова. Так, некоторые правоведы
относят к ним Конституцию и законы, которыми вносятся изменения и
дополнения в Основной Закон. Другие ученые предлагают под конституционными
законами понимать законы, принятие которых предусмотрено в Конституции.
Г.Ф. Шершеневич подразумевает под конституционными законами те законы,
"которые определяет государственное устройство, то есть устройство
верховной власти и устройство тех органов, которым поручаются различные
функции верховной власти, законодательство, суд и администрация", а также
"те нормы, которым законодатель придает особенно важное значение и желает
сообщить характер твердости и постоянства" //13 с. 114//. Обыкновенными
законами Г.Ф. Шершеневич считал все остальные законы, которые не относятся
к конституционным.
В некоторых государствах в особую группу выделяют программные
законы, содержащие изложение общих принципов, а не конкретных предложений.
В качестве программных законов Республики Беларусь Г.А. Василевич выделяет
"законы, которыми определяются основные направления внутренней и внешней
политики республики Беларусь, ее военная доктрина", а также "законы об
утверждении бюджета" //6 с.91//.
Многие авторы различают законы по пространству их действия общие и
местные. Под первыми понимаются законы, в сферу действия которых входит вся
территория определенного государства, местные же законы действуют только на
определенной его части. Однако следует отметить, что такая дифференциация
присуща в основном государствам федеративного устройства.
По содержанию законы делятся на общие, которые
распространяются на всех граждан определенного государства, и специальные,
действующие только в отношении определенного круга лиц, имеющих
специфический признак, отличающий их от других людей.Также в юридической
литературе существуют деления, классифицирующие законы по субъектам
законотворчества, по отраслевой принадлежности, по форме выраженности и
другие.
2.3. Конституция страны - основной нормативный правовой акт. Виды
конституций.
Конституции - важнейший институт демократии. В современном
значении они возникли в конце ХVIII века. Первая конституция,
действующая и до настоящего времени, появилась в 1787 году в США. В 90-е
годы того же столетия были приняты конституции во Франции (1791 и 1793
года) и Польше (1793 год). В настоящее время практичкески во всех
странах мира имеются конституции.
Конституция играет огромную роль в жизни каждого государства, что
определяется их особым местом в правовой системе страны.
Конституция имеет высшую юридическую силу и является основой всего
остального законодательства страны. Она регулирует базовые общественные
отношения и затрагивает практически все области жизни общества -
политическую, экономическую, социальную и другие (5, стр. 32). Вот какое
определение Конституции дал русский ученый Лазарев В.В. –“Конституция -
основной закон государства, закрепляющий основы государственного и
общественного строя, формы правления и государственного устройства,
правовой статус личности, принципы избирательной системы, порядок
формирования и компетенцию основных государственных органов.”(7, стр.
24). Как и всякое другое, данное определение отражает типичные,
сущностные признаки конституции, которые не всегда свойственным
отдельным её видам.
Конституцию, занимающую особое место в системе каждой страны,
отличают от других правовых актов следующие черты):
1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени
которого она принимается;
2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;
3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, то есть
та сфера общественных отношений, воздействие на которые она
распространяет;
4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая
сила, порядок принятия, внесения в неё поправок, специфические формы
охраны и другие.(11,стр.176).
Рассмотрим эти особенности подробнее.
Конституция в современном значении этого понятия является актом,
который принимается народом или от имени народа. Эта сущностная черта
конституции и поныне признаётся доминирующей в конституционной теории и
практике. Не случайно конституции большинства стран мира начинаются
словами: «Мы, народ ... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т. п.)
настоящую конституцию».
Идею о причастности народа к принятию конституции не могли
игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. В СССР, например,
это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936
года, проводившегося в течении 6 месяцев с широчайшим размахом и
призванного «освятить» Основной Закон волей народа (15, стр. 83).
Особенность субъекта, принимающего конституцию обуславливает и
вторую существенную черту понятия конституции - её учредительный
характер. Поскольку народ в демократическом государстве является
носителем суверенитета и единственным источником власти, именно он
обладает таким её высшим проявлением, как учредительная власть. В
содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и
посредством её учреждать те основы общественного и государственного
устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная
власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы
устройства общества и государства (17,стр.51)
Вся история конституционного развития как нашей, так и зарубежных
стран служит этому подтверждением. Через Конституции получали
легитимность принципиальные изменения всего общественного строя.
Именно на признании Конституции в качестве проявления
учредительной власти народа основываются особый порядок её принятия,
верховенство, её роль во всей правовой системе государства,
непререкаемость для всех учреждённых ею властей, в том числе и для
законодательной (14, стр. 146).
Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что её
предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это
означает, что для установления положений конституции не существует
никаких правовых, юридических ограничений. Не может быть такой правовой
нормы, которая не могла бы быть включена в Конституцию по признаку её
несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Так,
законы не могут противоречить Конституции. Указы Президента не должны
противоречить Конституции и законам, постановления Правительства не
могут противоречить Конституции, законам, указам Президента (38, ст.
10). У Конституции нет такого юридического «потолка».
Разумеется, из этого не следует вывод о том, что содержание
конституционных установлений определяется произвольно, что в неё могут
быть включены любые нормы.
На процесс выработки Конституции воздействует широкая система
факторов - экономических, политических, социальных, исторических, сила
традиций, преемственность конституционного развития страны и другие.
Важной чертой, характеризующей понятие Конституции, является
особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того
слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.
Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим
характером, не присущим никакому другому правовому акту. Она затрагивает
все области жизни общества - политическую, экономическую, социальную,
духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные
основы общественных отношений(13, стр41).
Конституцию отличают и особые юридические свойства, которые
производны от перечисленных выше сущностных черт конституции. Это
означает, что не юридические свойства являются основой её особого
статуса в правовой системе, а наоборот, последний предопределяет
юридическую специфику Конституции.
Она выражается :
в верховенстве Конституции;
в её высшей юридической силе;
в её роли как ядра правовой системы;
в особой охране Конституции;
в особом порядке принятия и пересмотра Конституции, внесения в неё
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|