Национально-государственное строительство в 30х годах
объясняется их экономическим и культурным подъемом который несомненен,
однако думается, что истинные причины этой реформы лежат где-то глубже. В
литературе данная проблема всерьез еще не ставилась и не изучалась. Друга
группа членов союза образовалась за счет внешних факторов. В результате
подписания мирного договора с Финляндией весной 1940-го года территория
СССР несколько увеличилась. Большая часть новых земель была включена в
состав Карельской АССР, территория которой резко возросла. Именно это
обстоятельство было названо основной причиной основания Карельской АССР в
союзную республику. В действительности причины преобразования были иные.
Уже в самом начале Советско-Финской войны 2 декабря 1939 года, в
газете «Правда» было опубликовано сообщение, что в занятом нашими войсками
финском поселке Терийоки создано временное народное правительство
Финляндской Демократической Республики во главе с коммунистом У. В.
Куусиненом, альтернативное существующему правительству Финляндии. Оно было
немедленно признано Советским Союзом, заключившим с ним договор о
взаимопомощи и дружбе.[4] По всей видимости политики рассчитывали, что
развитие событий позволят сбросить буржуазное правительство Финляндии и
заменить его новым. Поскольку исход войны оказался не таким, как
предполагалось, то была создана своеобразная фикция: вновь присоединенная к
Советскому Союзу территория рассматривалась как находящаяся под властью
правительства Куусинена. Будучи объединенной с Карелией она и позволила
провозгласить Карело-Финскую союзную республику.
Далее летом 1940-го года на базе воссоединения молдаван была
образована Молдавская ССР. Еще при образовании МАССР было специально
отмечено, что ее западная и юго-западная границы определяются
государственной границей СССР. Это подчеркивало то, что Советское
правительство ни когда не признавала границу по Днестру законной, постоянно
добиваясь возвращения Заднестровья.
С оккупацией Бессарабии не мирилось не только Советское
правительство, но и сами трудящиеся края. Об этом факте говорит то, что уже
в пору создания Молдавской АССР в Бессарабии вспыхнула мощная Татар-
Бунарское восстание.
Дело изменилось в 1940-м году, когда окрепшее Советское государство,
использовав благоприятную международную обстановку, потребовал от Румынии
возвращения ему незаконно удерживаемых оккупантами Бессарабия.
Правительству Румынии пришлось удовлетворить это требование. Большая часть
Бессарабии была объединена с Молдавской АССР, Молдавский народ
воссоединился в одном государстве, который получил статус союзной
республики. 2 августа 1940-го года Верховный Совет СССР принял закон об
образовании Молдавской ССР, что по мнению исследователей означало
преобразование автономной республики в союзную.[5]
Летом же 1940 года число союзных республик выросло еще на три за счет
установления Советской власти в Прибалтике. После гибели власти советов в
Эстонии, Латвии и Литве в 1919-1920 годах там на долгие два десятилетии
установилась диктатура буржуазии, которая взяла курс на расширение
контактов с Западом и повернулась спиной к России, Советскому Союзу. Это не
могло не отразиться пагубно на экономики как России, так и Прибалтики. Для
развитых европейских держав Прибалтика была лишь аграрно-сырьевым
придатком. Они видели в этом, по их мнению европейском захолустье
преимущественно хороший плацдарм для нападения на страну Советов. В
условиях возрастающего политического кризиса прибалтийские государства
пошли на установление фашистских диктатур. В 1934-м году по примеру
нацистской Германии в прибалтийских республиках практически одновременно
была установлена фашистская диктатура. Президенты – Пяцтс, Ульманис,
Сметона взяли в свои руки единоличную власть. Были распущены парламенты,
запрещены все, даже буржуазные партии, введены ограничения всех
демократических свобод.
С началом Второй мировой войны экономическое и политическое положение
прибалтийских республик резко ухудшилось, связи с западными державами были
оборваны германской блокадой Балтийского моря. Соответственно, например, в
Латвии были введены карточки на сахар, бензин, керосин, ограничена продажа
многочисленных видов товаров. Отсутствие сырья и топлива привело к
свертыванию промышленного производства, росту безработицы и нищеты.
Однако, не только и может быть не столько экономические трудности поставили
Прибалтику перед историческим выбором. Уже в 1939 г. стало ясным, что
Эстония, Латвия, Литва находятся под угрозой захвата фашистской Германией.
Нужно было или смиряться с этим, или опереться на Советский Союз и пойти
под его покровительство. В этих условиях договоры о взаимопомощи,
предложенные Советским Союзом республикам Прибалтики осенью 1939 г. явились
верным шансом для них сохранить свою государственность. Получив согласие на
размещение военных баз в Прибалтике и введя туда небольшие воинские
контингенты, Советский Союз не вмешивался во внутренние дела
прибалтийских–республик. Войскам был отдан об этом строгий приказ. Вся
западная печать придирчиво следила за нами и вряд ли кто мог упрекнуть
Красную Армию в нарушении суверенитета прибалтийских государств. Отмечает
это и американская писательница и журналистка А.Л.Стронг, бывшая очевидицей
событий в Литве. .[6]
К лету 1940 г. обстановка в Европе резко ухудшилась. Гитлеровская
Германия, которую практически не беспокоили объявившие ей войну в сентябре
1939 г. Франция и Англия, за последующую осень и зиму накопила силы и в
середине 1940 г. мощным броском захватила Голландию, Бельгию и Люксембург,
вышла к северной границе Франции, мало защищенной от нападения, и скоро
поставила эту страну на колени. Военные успехи на Западе позволили Гитлеру
перебросить свои силы на Восток.
В этих условиях Советский Союз счел необходимым усилить свои базы в
Прибалтике, чтобы защитить её и себя от германского вторжения.
Правительства прибалтийских республик с большой неохотой пошли на это. Не
рассчитывая на то, что с существующими правительствами, которые больше
устраивала перспектива гитлеровской оккупации, удастся договориться об
усилении своих военных баз, Советский Союз пошел на известный
дипломатический нажим, потребовав от президентов Эстонии, Латвии и Литвы в
июне 1940 г. заменить правительства своих государств на такие, которые
могли бы действительно обеспечить выполнение договоров о взаимопомощи.
Пяцтс (Эстония), Ульманис (Латвия), Сметона (Литва) вынуждены были пойти на
это. Были созданы новые правительства, облеченные властью надлежащими
президентскими актами. Вскоре эти правительства были признаны и державами
Запада.
Следует отметить, что смена правительства прибалтийских республик
явилась результатом не только демаршей Советского правительства. Она была
подготовлена Народным движением, развившимся в этих государствах особенно с
осени 1939 г. под руководством очень небольших, но боевых коммунистических
партий. Новые правительства, получившие название народных, не были
коммунистическими. Первоначально в эстонском правительстве не было вообще
ни одного коммуниста, а в латвийском их было всего двое. И политика,
которую они стали проводить, была не социалистической, а
общедемократической, антифашистской. При этом власть президента
сохранялась.
Среди мероприятий Народного правительства была и организация выборов в
новые парламенты, проведенная с соблюдением всех требований демократии. В
этих выборах коммунисты имели только одно преимущество - у них были
действующие партийные организации, вышедшие из подполья. Буржуазные же
партии, разогнанные в 1934 г., не сохранились и поэтому не смогли проявить
себя на выборах.
Избранные парламенты, как уже говорилось, на первой сессии провозгласили
свои республики советскими и решили просить Советский Союз о принятии их в
его состав. Замечание А.Л.Стронг по поводу Литвы : «Суверенное государство
переходило от капитализма к социализму вполне конституционным путем – без
кровопролития и уничтожения имущества»[7] - вполне применимо и к Латвии и к
Эстонии.
В августе 1940 г. Верховный Совет СССР удовлетворил ходатайства трех
прибалтийских республик. Они стали новыми членами Союза ССР.
Вскоре в республиках Прибалтики были приняты новые конституции. Они,
как и Основной Закон Молдавской ССР, восприняли принципы Конституции СССР
1936 г. Однако в Основных Законах этих республик не могли не отразиться
существенные особенности их общественного строя. Ведь в отличие от всего
Советского Союза социализм здесь еще не победил. Названные государства лишь
вступали в переходный от капитализма к социализму период.
В соответствии с этим ст.4 Конституции Латвийской ССР, утвержденной 25
августа 1940 г., ставила задачу «полного уничтожения эксплуатации человека
человеком и построения социалистического общества». А ст.8 определяла, что
«наряду с социалистической системой хозяйства в Латвийской ССР допускаются
частные хозяйства единоличных крестьян, ремесленников и кустарей, мелкие
частные промышленные и торговые предприятия в пределах, установленных
законом». Аналогичные нормы содержались и в конституциях других новых
советских республик.
Кое-кому выгодно кричать о якобы насильственном включении Прибалтики в
Советский Союз, об её оккупации Красной Армией. Напомним, что выборы в
новые парламенты прибалтийских республик, проходившие летом 1940г., были
абсолютно свободными и совершались по демократичной избирательной системе,
заметно отличавшейся от того избирательного права, которое существовало при
фашистских диктаторах Эстонии, Латвии и Литвы. Выборы проходили при
внушительной активности граждан, и депутатов избирали подавляющим
большинством голосов. Законно избранные парламенты прибалтийских республик
по своей инициативе и совершенно свободно провозгласили советскую власть,
просили принять их страны в Советский Союз и утвердили свои советские
конституции. Свободу волеизъявления трудящихся Прибалтики могли наблюдать и
наблюдали дипломаты западных держав, что не помешало им, однако, вопреки
очевидным фактам, высказать свое негативное отношение к образованию новых
советских республик.
Таким образом в течение предвоенного периода количество союзных
республик в нашей стране выросло с 7 до 16.
Произошли в этот период также важные изменения границ некоторых
союзных республик. Здесь нужно отметить прежде всего присоединение западных
областей Белоруссии к БССР, т.е. воссоединение всего белорусского народа в
едином советском государстве, осуществленное в 1939г.
Когда Германия напала на Польшу и быстро разгромила её, возникла
угроза, что немецкие войска скоро окажутся на нашей границе. С другой
стороны, восточные районы тогдашней Польши были не чем иным, как
захваченными в ходе Гражданской войны и интервенции территориями,
заселенными по преимуществу белорусами и украинцами.
Как помним, после неудачного финала войны с Польшей в 1920 г.
Советской России пришлось согласиться на невыгодные условия мира и
отодвинуть свою границу, вернее границу советской Белоруссии, намного
восточнее.
Белорусское население районов, отошедших к Польше, оказалось под
тяжелым национальным и социальным гнетом и, естественно, мечтало об
объединении со всей Белоруссией. В сентябре 1939 г. это оказалось
возможным.
Как уже отмечалось, 17 сентября Советский Союз ввел свои войска в
Восточную Польшу, т.е. в Западную Белоруссию, а также в Западную Украину.
Население этих областей цветами встречало воинов-освободителей. Вскоре
избранное на демократической основе Народное Собрание Западной Белоруссии
приняло решение просить Советский Союз о включении её в состав Союза и
Советской Белоруссии. Эта просьба была, конечно, удовлетворена.
Аналогично присоединилась к Союзу и Западная Украина. А на следующий
год территория этой республики увеличилась еще больше, когда к ней были
присоединены три украинских уезда Бессарабии и Северная Буковина. Это
означало, что почти все украинские земли воссоединились в рамках Советской
Украины.
Следует отметить изменение границ одной республики, первоначально не
входившей в состав Союза – Литовской. Дело в том, что когда в 1920 году
Советской России пришлось признать буржуазную государственность в Литве,
были определены и границы новой республики, включавшие в себя Вильнюс и
Виленский край. Однако как только Литва изменила статус и лишилась
поддержки мощных восточных соседей, панская Польша тотчас отняла у нее
Виленский край вместе со столицей республики – Вильнюсом. Теперь же, когда
Красная Армия заняла Восточную Польшу, Советское государство решило вернуть
Литве Виленский край. При вхождении Литвы в состав Советского Союза, она
уже имела новые границы.
Для развитых союзных республик характерно в данный период и изменение
их правового статуса. Новая Конституция СССР закрепила те тенденции к
централизации, которые наблюдались на всем протяжении переходного от
капитализма к социализму периода. Управление промышленностью, которое до
упразднения ВСНХ было сферой совместной компетенции Союза и союзных
республик, теперь все больше переходило в руки Союза, поскольку новые
промышленные наркоматы создавались преимущественно как общесоюзные.
Централизация управления сельским хозяйством выразилась в создании
Наркомзема СССР, которому были подчинены наркоматы земледелия республик.
Созданный в 1932 году Наркомат зерновых и животноводческих совхозов с
самого начала стал общесоюзным органом. Налоговая реформа централизовала
финансовые отношения. Конституция 1936 года создала единую стройную систему
прокурорских органов, окончательно подчинив прокуратуры республик прокурору
Союза. Конституция отнесла также к ведению союза издание уголовного,
гражданского, процессуальных кодексов. Были расширены и еще некоторые
другие права Союза.
Причины определенного изменения статуса союзных республик были
двоякого свойства – объективные и субъективные. С одной стороны, построение
и дальнейшее развитие социалистического общества закономерно предполагают
его все большую интеграцию, создание единого хозяйства, которое не мыслимо
без дальнейшей политической консолидации. С другой стороны, элементы
избыточной централизации были порождены субъективистскими взглядами И. В.
Сталина.
Получает дальнейшее развитие советская автономия. Конституция СССР
изменила круг и характер автономных единиц. Как уже отмечалось, две из них
были преобразованы в союзные республики, в то же время некоторые автономные
области были преобразованы в АССР. Конституция закрепила и возникновение
новой формы автономности – национального округа. Уже на грани 30-х годов
автономность получают наиболее отсталые районы страны. Это прежде всего
народы Крайнего Севера, шагнувшие в социализм прямо из родового строя. В
1926 году ЦИК и СНК РСФСР утвердили временное положение об управлении
туземных народностей и племен северных окраин РСФСР. Положение допускало, в
частности, возможность родовых туземных Советов.
Благодаря последовательному проведению национальной политики,
направленной на всесторонний подъем экономики и культуры ранее отсталых
народов, государству удалось относительно быстро добиться заметных успехов
в развитии малых народностей Крайнего Севера и Дальнего Востока. Это
позволило создать национально-государственные образования этих народов, что
в дальнейшем способствовало поднятию их культурного и хозяйственного
уровня. Поднялся, естественно, и политический уровень. В частности в 30-х
годах был ликвидирован родовой принцип построения органов власти. Советы
стали здесь строится как и по всей стране.
Формой автономии для народов Крайнего Севера был избран национальный
округ. Первый национальный округ – Коми-Пермяцкий – был образован еще 1925
году. В 1929 году был создан Ненецкий округ. Теперь образование
национальных округов народов Крайнего Севера и Дальнего Востока приняло
массовый характер. В 1930 году были созданы Корякский, Чукотский,
Таймырский, Эвенкийский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий национальные
округа. Национальные округа были образованы только в РСФСР. Они вошли в
состав соответствующих областей и краев.
Идет и качественное развитие автономии народов СССР, отражающее их
неуклонный рост, успехи на пути от отсталости к прогрессу. В 1932 году Кара-
Калпакская автономная область была преобразована в автономную республику. В
1935 году такое же преобразование коснулось Калмыкии, а в 1934 – Удмуртии и
Мордовии. Особенно показателен пример развития правового статуса Мордовии.
Вопрос об автономии мордовского народа был поставлен еще в середине 20-
х годов. Однако большим препятствием в деле ее создания была распыленность
мордовского населения между несколькими губерниями, отсутствие достаточно
крупного компактного национального ядра. Тем не мене в 1928 году в составе
Средне-Волжской области был создан Мордовский округ с центром в г.
Саранске, мордовское население в округе составляло лишь 1/3. В 1930 году
округ был преобразован в автономную область, вошедшую в состав Средне-
Волжского края. При этом территория области была несколько изменена, что
привело к некоторому увеличению удельного веса коренного населения в новых
границах области. А вскоре область была преобразована в автономную
республику.
Были образованы также две новые автономные области – Хакасская и
Еврейская.
Уже в начале периода было произведено одно существенное изменение в
административно-территориальном устройстве, закрепленное затем и в
Конституции. В целях улучшения работы местных советов в административно-
территориальном делении страны было ликвидировано окружное звено. Это
устранило лишнюю ступень в системе органов власти и управления и позволило
направить высвободившихся работников для укрепления районного звена.
Заключение
Настоящая курсовая работа является попыткой осмысления одного из
интереснейших на мой взгляд, периода, периода 30-40х годов. Причем на его
фоне рассматривалась актуальнейшая во все времена проблема развития
«советского единства», отчасти которой, а точнее ее результата, коснулось
наше поколение.
Не секрет, что разные ученые по-разному смотрят на эти вопросы и
довольно-таки редко можно встретить объективную позицию. Преобладают либо
явно негативные оценки происходящего, такие как «насильственный ввод войск
- плебисцит - и советская республика», либо уже ярко позитивные
«рукоплескания или то, что например прибалтийские республики хирели без
России» и т.п.
Но факт остается фактом. К истории нельзя применить сослагательное
наклонение. Может создание СССР было насильственное механическое
объединение, а может и нет. Предпосылки для объединения этих независимых
государств были: это и общие экономические цели и оборонительные и
историческая привязанность народов. Налицо условия для создания
конфедеративного государства, но проблема вся в том, что им уже нельзя было
централизованно управлять, а принцип прагматизма, который возобладал в
послеоктябрьский период властно требовал сохранить бывшую Российскую
Империю максимально сильной и целой ибо в противном случае становилась
проблематичной отводимая ей большевиками роль «двигателя» мировой
революции. А поскольку ничего не получилось с унитарным государством, то
была попытка создать федеративное, которая более или менее увенчалась
успехом. Итак уже в 40-х годах в состав СССР входили 16 республик: РСФСР,
УССР, БССР, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения,
Грузинская, Казахская, Киргизская, Карело-Финская, Латвийская, Литовская,
Эстонская и Молдавская ССР.
Библиография
1. Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских
социалистических республик // Сб. док. Т. VI. М., 1964. С. 464-465.
2. История национально-государственного строительства СССР. 1917-1908 гг.
т.1. с.354
3. Донгаров А.Г. Война, которой могло не быть // Вопросы истории. 1990. №5.
с.38.
4. Иванов В.М., Кастаки Г.И. Конституционное развитие Молдавской ССР.
Кишинев, 1979 г. с.94
5. Стронг А.Л. Новый путь Литвы. М. 1990 г. с.11.
6. История государства и права России/Учебник. Изд. Былина. М. 1996. Отв.
Ред. Ю.П. Титов.
7. История государства и права России/Учебник. Изд. Былина. М. 1998. Отв.
Ред. С.А. Чибиряев.
8. История государства и права России/Учебник ч.2. М. 1997. Отв. Ред.
Чистяков. Изд. «Век»
9. Пособие по истории отечества./Изд. «Простор». М. 1994.
10. Абрамов А.В. История России. М. 1993.
11. Долуцкий И.И. Отечественная история ХХ века. М. 1994.
12. История государства и права СССР, ч.2./Под ред. И.О. Чистякова и Ю.С.
Кукушкина. М. 1971.
-----------------------
[1] Первоначально в СССР входили РСФСР, Украинская ССР, Белорусская СССР и
Закавказская федерация
[2] Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских
социалистических республик // Сб. док. Т. VI. М., 1964. С. 464-465
[3] История национально-государственного строительства СССР. 1917-1908 гг.
т.1. с.354
[4] Донгаров А.Г. Война, которой могло не быть // Вопросы истории. 1990.
№5. с.38.
[5] Иванов В.М., Кастаки Г.И. Конституционное развитие Молдавской ССР.
Кишинев, 1979 г. с.94
[6] Стронг А.Л. Новый путь Литвы. М. 1990 г. с.11.
[7] Стронг А.Л. Там же.
Страницы: 1, 2
|