рефераты бесплатно

МЕНЮ


Национально-государственное строительство в 30х годах

объясняется их экономическим и культурным подъемом который несомненен,

однако думается, что истинные причины этой реформы лежат где-то глубже. В

литературе данная проблема всерьез еще не ставилась и не изучалась. Друга

группа членов союза образовалась за счет внешних факторов. В результате

подписания мирного договора с Финляндией весной 1940-го года территория

СССР несколько увеличилась. Большая часть новых земель была включена в

состав Карельской АССР, территория которой резко возросла. Именно это

обстоятельство было названо основной причиной основания Карельской АССР в

союзную республику. В действительности причины преобразования были иные.

Уже в самом начале Советско-Финской войны 2 декабря 1939 года, в

газете «Правда» было опубликовано сообщение, что в занятом нашими войсками

финском поселке Терийоки создано временное народное правительство

Финляндской Демократической Республики во главе с коммунистом У. В.

Куусиненом, альтернативное существующему правительству Финляндии. Оно было

немедленно признано Советским Союзом, заключившим с ним договор о

взаимопомощи и дружбе.[4] По всей видимости политики рассчитывали, что

развитие событий позволят сбросить буржуазное правительство Финляндии и

заменить его новым. Поскольку исход войны оказался не таким, как

предполагалось, то была создана своеобразная фикция: вновь присоединенная к

Советскому Союзу территория рассматривалась как находящаяся под властью

правительства Куусинена. Будучи объединенной с Карелией она и позволила

провозгласить Карело-Финскую союзную республику.

Далее летом 1940-го года на базе воссоединения молдаван была

образована Молдавская ССР. Еще при образовании МАССР было специально

отмечено, что ее западная и юго-западная границы определяются

государственной границей СССР. Это подчеркивало то, что Советское

правительство ни когда не признавала границу по Днестру законной, постоянно

добиваясь возвращения Заднестровья.

С оккупацией Бессарабии не мирилось не только Советское

правительство, но и сами трудящиеся края. Об этом факте говорит то, что уже

в пору создания Молдавской АССР в Бессарабии вспыхнула мощная Татар-

Бунарское восстание.

Дело изменилось в 1940-м году, когда окрепшее Советское государство,

использовав благоприятную международную обстановку, потребовал от Румынии

возвращения ему незаконно удерживаемых оккупантами Бессарабия.

Правительству Румынии пришлось удовлетворить это требование. Большая часть

Бессарабии была объединена с Молдавской АССР, Молдавский народ

воссоединился в одном государстве, который получил статус союзной

республики. 2 августа 1940-го года Верховный Совет СССР принял закон об

образовании Молдавской ССР, что по мнению исследователей означало

преобразование автономной республики в союзную.[5]

Летом же 1940 года число союзных республик выросло еще на три за счет

установления Советской власти в Прибалтике. После гибели власти советов в

Эстонии, Латвии и Литве в 1919-1920 годах там на долгие два десятилетии

установилась диктатура буржуазии, которая взяла курс на расширение

контактов с Западом и повернулась спиной к России, Советскому Союзу. Это не

могло не отразиться пагубно на экономики как России, так и Прибалтики. Для

развитых европейских держав Прибалтика была лишь аграрно-сырьевым

придатком. Они видели в этом, по их мнению европейском захолустье

преимущественно хороший плацдарм для нападения на страну Советов. В

условиях возрастающего политического кризиса прибалтийские государства

пошли на установление фашистских диктатур. В 1934-м году по примеру

нацистской Германии в прибалтийских республиках практически одновременно

была установлена фашистская диктатура. Президенты – Пяцтс, Ульманис,

Сметона взяли в свои руки единоличную власть. Были распущены парламенты,

запрещены все, даже буржуазные партии, введены ограничения всех

демократических свобод.

С началом Второй мировой войны экономическое и политическое положение

прибалтийских республик резко ухудшилось, связи с западными державами были

оборваны германской блокадой Балтийского моря. Соответственно, например, в

Латвии были введены карточки на сахар, бензин, керосин, ограничена продажа

многочисленных видов товаров. Отсутствие сырья и топлива привело к

свертыванию промышленного производства, росту безработицы и нищеты.

Однако, не только и может быть не столько экономические трудности поставили

Прибалтику перед историческим выбором. Уже в 1939 г. стало ясным, что

Эстония, Латвия, Литва находятся под угрозой захвата фашистской Германией.

Нужно было или смиряться с этим, или опереться на Советский Союз и пойти

под его покровительство. В этих условиях договоры о взаимопомощи,

предложенные Советским Союзом республикам Прибалтики осенью 1939 г. явились

верным шансом для них сохранить свою государственность. Получив согласие на

размещение военных баз в Прибалтике и введя туда небольшие воинские

контингенты, Советский Союз не вмешивался во внутренние дела

прибалтийских–республик. Войскам был отдан об этом строгий приказ. Вся

западная печать придирчиво следила за нами и вряд ли кто мог упрекнуть

Красную Армию в нарушении суверенитета прибалтийских государств. Отмечает

это и американская писательница и журналистка А.Л.Стронг, бывшая очевидицей

событий в Литве. .[6]

К лету 1940 г. обстановка в Европе резко ухудшилась. Гитлеровская

Германия, которую практически не беспокоили объявившие ей войну в сентябре

1939 г. Франция и Англия, за последующую осень и зиму накопила силы и в

середине 1940 г. мощным броском захватила Голландию, Бельгию и Люксембург,

вышла к северной границе Франции, мало защищенной от нападения, и скоро

поставила эту страну на колени. Военные успехи на Западе позволили Гитлеру

перебросить свои силы на Восток.

В этих условиях Советский Союз счел необходимым усилить свои базы в

Прибалтике, чтобы защитить её и себя от германского вторжения.

Правительства прибалтийских республик с большой неохотой пошли на это. Не

рассчитывая на то, что с существующими правительствами, которые больше

устраивала перспектива гитлеровской оккупации, удастся договориться об

усилении своих военных баз, Советский Союз пошел на известный

дипломатический нажим, потребовав от президентов Эстонии, Латвии и Литвы в

июне 1940 г. заменить правительства своих государств на такие, которые

могли бы действительно обеспечить выполнение договоров о взаимопомощи.

Пяцтс (Эстония), Ульманис (Латвия), Сметона (Литва) вынуждены были пойти на

это. Были созданы новые правительства, облеченные властью надлежащими

президентскими актами. Вскоре эти правительства были признаны и державами

Запада.

Следует отметить, что смена правительства прибалтийских республик

явилась результатом не только демаршей Советского правительства. Она была

подготовлена Народным движением, развившимся в этих государствах особенно с

осени 1939 г. под руководством очень небольших, но боевых коммунистических

партий. Новые правительства, получившие название народных, не были

коммунистическими. Первоначально в эстонском правительстве не было вообще

ни одного коммуниста, а в латвийском их было всего двое. И политика,

которую они стали проводить, была не социалистической, а

общедемократической, антифашистской. При этом власть президента

сохранялась.

Среди мероприятий Народного правительства была и организация выборов в

новые парламенты, проведенная с соблюдением всех требований демократии. В

этих выборах коммунисты имели только одно преимущество - у них были

действующие партийные организации, вышедшие из подполья. Буржуазные же

партии, разогнанные в 1934 г., не сохранились и поэтому не смогли проявить

себя на выборах.

Избранные парламенты, как уже говорилось, на первой сессии провозгласили

свои республики советскими и решили просить Советский Союз о принятии их в

его состав. Замечание А.Л.Стронг по поводу Литвы : «Суверенное государство

переходило от капитализма к социализму вполне конституционным путем – без

кровопролития и уничтожения имущества»[7] - вполне применимо и к Латвии и к

Эстонии.

В августе 1940 г. Верховный Совет СССР удовлетворил ходатайства трех

прибалтийских республик. Они стали новыми членами Союза ССР.

Вскоре в республиках Прибалтики были приняты новые конституции. Они,

как и Основной Закон Молдавской ССР, восприняли принципы Конституции СССР

1936 г. Однако в Основных Законах этих республик не могли не отразиться

существенные особенности их общественного строя. Ведь в отличие от всего

Советского Союза социализм здесь еще не победил. Названные государства лишь

вступали в переходный от капитализма к социализму период.

В соответствии с этим ст.4 Конституции Латвийской ССР, утвержденной 25

августа 1940 г., ставила задачу «полного уничтожения эксплуатации человека

человеком и построения социалистического общества». А ст.8 определяла, что

«наряду с социалистической системой хозяйства в Латвийской ССР допускаются

частные хозяйства единоличных крестьян, ремесленников и кустарей, мелкие

частные промышленные и торговые предприятия в пределах, установленных

законом». Аналогичные нормы содержались и в конституциях других новых

советских республик.

Кое-кому выгодно кричать о якобы насильственном включении Прибалтики в

Советский Союз, об её оккупации Красной Армией. Напомним, что выборы в

новые парламенты прибалтийских республик, проходившие летом 1940г., были

абсолютно свободными и совершались по демократичной избирательной системе,

заметно отличавшейся от того избирательного права, которое существовало при

фашистских диктаторах Эстонии, Латвии и Литвы. Выборы проходили при

внушительной активности граждан, и депутатов избирали подавляющим

большинством голосов. Законно избранные парламенты прибалтийских республик

по своей инициативе и совершенно свободно провозгласили советскую власть,

просили принять их страны в Советский Союз и утвердили свои советские

конституции. Свободу волеизъявления трудящихся Прибалтики могли наблюдать и

наблюдали дипломаты западных держав, что не помешало им, однако, вопреки

очевидным фактам, высказать свое негативное отношение к образованию новых

советских республик.

Таким образом в течение предвоенного периода количество союзных

республик в нашей стране выросло с 7 до 16.

Произошли в этот период также важные изменения границ некоторых

союзных республик. Здесь нужно отметить прежде всего присоединение западных

областей Белоруссии к БССР, т.е. воссоединение всего белорусского народа в

едином советском государстве, осуществленное в 1939г.

Когда Германия напала на Польшу и быстро разгромила её, возникла

угроза, что немецкие войска скоро окажутся на нашей границе. С другой

стороны, восточные районы тогдашней Польши были не чем иным, как

захваченными в ходе Гражданской войны и интервенции территориями,

заселенными по преимуществу белорусами и украинцами.

Как помним, после неудачного финала войны с Польшей в 1920 г.

Советской России пришлось согласиться на невыгодные условия мира и

отодвинуть свою границу, вернее границу советской Белоруссии, намного

восточнее.

Белорусское население районов, отошедших к Польше, оказалось под

тяжелым национальным и социальным гнетом и, естественно, мечтало об

объединении со всей Белоруссией. В сентябре 1939 г. это оказалось

возможным.

Как уже отмечалось, 17 сентября Советский Союз ввел свои войска в

Восточную Польшу, т.е. в Западную Белоруссию, а также в Западную Украину.

Население этих областей цветами встречало воинов-освободителей. Вскоре

избранное на демократической основе Народное Собрание Западной Белоруссии

приняло решение просить Советский Союз о включении её в состав Союза и

Советской Белоруссии. Эта просьба была, конечно, удовлетворена.

Аналогично присоединилась к Союзу и Западная Украина. А на следующий

год территория этой республики увеличилась еще больше, когда к ней были

присоединены три украинских уезда Бессарабии и Северная Буковина. Это

означало, что почти все украинские земли воссоединились в рамках Советской

Украины.

Следует отметить изменение границ одной республики, первоначально не

входившей в состав Союза – Литовской. Дело в том, что когда в 1920 году

Советской России пришлось признать буржуазную государственность в Литве,

были определены и границы новой республики, включавшие в себя Вильнюс и

Виленский край. Однако как только Литва изменила статус и лишилась

поддержки мощных восточных соседей, панская Польша тотчас отняла у нее

Виленский край вместе со столицей республики – Вильнюсом. Теперь же, когда

Красная Армия заняла Восточную Польшу, Советское государство решило вернуть

Литве Виленский край. При вхождении Литвы в состав Советского Союза, она

уже имела новые границы.

Для развитых союзных республик характерно в данный период и изменение

их правового статуса. Новая Конституция СССР закрепила те тенденции к

централизации, которые наблюдались на всем протяжении переходного от

капитализма к социализму периода. Управление промышленностью, которое до

упразднения ВСНХ было сферой совместной компетенции Союза и союзных

республик, теперь все больше переходило в руки Союза, поскольку новые

промышленные наркоматы создавались преимущественно как общесоюзные.

Централизация управления сельским хозяйством выразилась в создании

Наркомзема СССР, которому были подчинены наркоматы земледелия республик.

Созданный в 1932 году Наркомат зерновых и животноводческих совхозов с

самого начала стал общесоюзным органом. Налоговая реформа централизовала

финансовые отношения. Конституция 1936 года создала единую стройную систему

прокурорских органов, окончательно подчинив прокуратуры республик прокурору

Союза. Конституция отнесла также к ведению союза издание уголовного,

гражданского, процессуальных кодексов. Были расширены и еще некоторые

другие права Союза.

Причины определенного изменения статуса союзных республик были

двоякого свойства – объективные и субъективные. С одной стороны, построение

и дальнейшее развитие социалистического общества закономерно предполагают

его все большую интеграцию, создание единого хозяйства, которое не мыслимо

без дальнейшей политической консолидации. С другой стороны, элементы

избыточной централизации были порождены субъективистскими взглядами И. В.

Сталина.

Получает дальнейшее развитие советская автономия. Конституция СССР

изменила круг и характер автономных единиц. Как уже отмечалось, две из них

были преобразованы в союзные республики, в то же время некоторые автономные

области были преобразованы в АССР. Конституция закрепила и возникновение

новой формы автономности – национального округа. Уже на грани 30-х годов

автономность получают наиболее отсталые районы страны. Это прежде всего

народы Крайнего Севера, шагнувшие в социализм прямо из родового строя. В

1926 году ЦИК и СНК РСФСР утвердили временное положение об управлении

туземных народностей и племен северных окраин РСФСР. Положение допускало, в

частности, возможность родовых туземных Советов.

Благодаря последовательному проведению национальной политики,

направленной на всесторонний подъем экономики и культуры ранее отсталых

народов, государству удалось относительно быстро добиться заметных успехов

в развитии малых народностей Крайнего Севера и Дальнего Востока. Это

позволило создать национально-государственные образования этих народов, что

в дальнейшем способствовало поднятию их культурного и хозяйственного

уровня. Поднялся, естественно, и политический уровень. В частности в 30-х

годах был ликвидирован родовой принцип построения органов власти. Советы

стали здесь строится как и по всей стране.

Формой автономии для народов Крайнего Севера был избран национальный

округ. Первый национальный округ – Коми-Пермяцкий – был образован еще 1925

году. В 1929 году был создан Ненецкий округ. Теперь образование

национальных округов народов Крайнего Севера и Дальнего Востока приняло

массовый характер. В 1930 году были созданы Корякский, Чукотский,

Таймырский, Эвенкийский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий национальные

округа. Национальные округа были образованы только в РСФСР. Они вошли в

состав соответствующих областей и краев.

Идет и качественное развитие автономии народов СССР, отражающее их

неуклонный рост, успехи на пути от отсталости к прогрессу. В 1932 году Кара-

Калпакская автономная область была преобразована в автономную республику. В

1935 году такое же преобразование коснулось Калмыкии, а в 1934 – Удмуртии и

Мордовии. Особенно показателен пример развития правового статуса Мордовии.

Вопрос об автономии мордовского народа был поставлен еще в середине 20-

х годов. Однако большим препятствием в деле ее создания была распыленность

мордовского населения между несколькими губерниями, отсутствие достаточно

крупного компактного национального ядра. Тем не мене в 1928 году в составе

Средне-Волжской области был создан Мордовский округ с центром в г.

Саранске, мордовское население в округе составляло лишь 1/3. В 1930 году

округ был преобразован в автономную область, вошедшую в состав Средне-

Волжского края. При этом территория области была несколько изменена, что

привело к некоторому увеличению удельного веса коренного населения в новых

границах области. А вскоре область была преобразована в автономную

республику.

Были образованы также две новые автономные области – Хакасская и

Еврейская.

Уже в начале периода было произведено одно существенное изменение в

административно-территориальном устройстве, закрепленное затем и в

Конституции. В целях улучшения работы местных советов в административно-

территориальном делении страны было ликвидировано окружное звено. Это

устранило лишнюю ступень в системе органов власти и управления и позволило

направить высвободившихся работников для укрепления районного звена.

Заключение

Настоящая курсовая работа является попыткой осмысления одного из

интереснейших на мой взгляд, периода, периода 30-40х годов. Причем на его

фоне рассматривалась актуальнейшая во все времена проблема развития

«советского единства», отчасти которой, а точнее ее результата, коснулось

наше поколение.

Не секрет, что разные ученые по-разному смотрят на эти вопросы и

довольно-таки редко можно встретить объективную позицию. Преобладают либо

явно негативные оценки происходящего, такие как «насильственный ввод войск

- плебисцит - и советская республика», либо уже ярко позитивные

«рукоплескания или то, что например прибалтийские республики хирели без

России» и т.п.

Но факт остается фактом. К истории нельзя применить сослагательное

наклонение. Может создание СССР было насильственное механическое

объединение, а может и нет. Предпосылки для объединения этих независимых

государств были: это и общие экономические цели и оборонительные и

историческая привязанность народов. Налицо условия для создания

конфедеративного государства, но проблема вся в том, что им уже нельзя было

централизованно управлять, а принцип прагматизма, который возобладал в

послеоктябрьский период властно требовал сохранить бывшую Российскую

Империю максимально сильной и целой ибо в противном случае становилась

проблематичной отводимая ей большевиками роль «двигателя» мировой

революции. А поскольку ничего не получилось с унитарным государством, то

была попытка создать федеративное, которая более или менее увенчалась

успехом. Итак уже в 40-х годах в состав СССР входили 16 республик: РСФСР,

УССР, БССР, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения,

Грузинская, Казахская, Киргизская, Карело-Финская, Латвийская, Литовская,

Эстонская и Молдавская ССР.

Библиография

1. Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских

социалистических республик // Сб. док. Т. VI. М., 1964. С. 464-465.

2. История национально-государственного строительства СССР. 1917-1908 гг.

т.1. с.354

3. Донгаров А.Г. Война, которой могло не быть // Вопросы истории. 1990. №5.

с.38.

4. Иванов В.М., Кастаки Г.И. Конституционное развитие Молдавской ССР.

Кишинев, 1979 г. с.94

5. Стронг А.Л. Новый путь Литвы. М. 1990 г. с.11.

6. История государства и права России/Учебник. Изд. Былина. М. 1996. Отв.

Ред. Ю.П. Титов.

7. История государства и права России/Учебник. Изд. Былина. М. 1998. Отв.

Ред. С.А. Чибиряев.

8. История государства и права России/Учебник ч.2. М. 1997. Отв. Ред.

Чистяков. Изд. «Век»

9. Пособие по истории отечества./Изд. «Простор». М. 1994.

10. Абрамов А.В. История России. М. 1993.

11. Долуцкий И.И. Отечественная история ХХ века. М. 1994.

12. История государства и права СССР, ч.2./Под ред. И.О. Чистякова и Ю.С.

Кукушкина. М. 1971.

-----------------------

[1] Первоначально в СССР входили РСФСР, Украинская ССР, Белорусская СССР и

Закавказская федерация

[2] Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских

социалистических республик // Сб. док. Т. VI. М., 1964. С. 464-465

[3] История национально-государственного строительства СССР. 1917-1908 гг.

т.1. с.354

[4] Донгаров А.Г. Война, которой могло не быть // Вопросы истории. 1990.

№5. с.38.

[5] Иванов В.М., Кастаки Г.И. Конституционное развитие Молдавской ССР.

Кишинев, 1979 г. с.94

[6] Стронг А.Л. Новый путь Литвы. М. 1990 г. с.11.

[7] Стронг А.Л. Там же.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.