рефераты бесплатно

МЕНЮ


Морские победы в Северной войне

искусных мастеров морского дела привести с собой до Москвы на своих

проторях, а те протори(расходы), как они придут, будут им заплачены. Сверх

того, отсюды из салдат даны будут для того учения по одному человеку. А кто

из салдат взять не похочет, а тем или знакрмца или человека своего тому ж

выучить, а салдатам будет прокорм и проезд из казны. А буде, коме салдат,

кто кого выучит, и за всякого человека за прокорм дано будет по сто рублёв,

и о том, салдат кто взять похочет или из своих кого учит, объявлять

комисарий генералу немедленно.

6)С Москвы ехать им сим зимним временем, чтоб к последним числам февраля

никто здесь не остался.

7) Пасы и приезжие (паспорта и средства для

поездки в Зап. Европу) даны вам будут из

Посольского приказу, людей, 23 из которых носили княжеский титул, для

обучения морскому делу. Позже, в декабре 1696 года Петру приходит мысль

снарядить за границу посольство, поручив ему заботу об организации коалиции

европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей. Посольство,

кроме того, должно было нанять за рубежом специалистов на русскую службу,

закупить оружие, а также пристроить для обучения новую партию дворян.

“Великое (чрезвычайное) посольство” 1697 - 1698 годов.

И вот, наконец, назначен день отъезда. Поручив управление страной князю

Ромодановскому и боярину Тихону Стершневу, сам император Пётр I под именем

урядника Преображенского полка Петра Михайлова вместе с посольством в

составе 250 человек выехали 9 марта 1697 года из Москвы. Формально его

возглавлял адмирал Ф.Лефорт и генерал Ф.Головин. Посольство назвали

“великим” из-за его многочисленности. Пётр 1, создав это посольство,

преследовал ряд первостепенных задач:

Основные: 1) Активизировать союзников по антитурецкой коалиции. 2)

Втянуть в войну с Турцией великие морские державы.

Второстепенные: Кроме поисков союзников Пётр ставил задачу изучить

кораблестроение и кораблевождение в Голландии и Англии. Для этих целей с

посольством ехало около 200 молодых людей для обучения вышеперечисленным

специальностям. Около полугода он работал на верфях Саардама и Амстердама.

Каждому из двухсот волонтеров удалось завербовать до десяти иностранных

специалистов: инженеров, врачей, корабельщиков. Посольство посетило

Пруссию, Польшу, Францию, Голландию, Англию, Австрию. Посольство

направилось в Голландию. Путь туда пролегал через Курляндию, Бранденбург,

Германию. Повсюду в их честь устраивали торжественные приемы, а Петру

иногда не удавалось сохранить инкогнито.

В начале августа 1697 года посольство прибыло в центр кораблестроения

Голландии –город Саардам. У царя была неделя времени, за которую он успел

купить инструменты у одной вдовы, обрядиться в голландское платье,

осмотреть бумажные и лесопильные предприятия и даже поработать топором.

Шестнадцатого августа 1697 года состоялся въезд посольства в Амстердам

(Нидерланды), где было достигнуто соглашение о том, что волонтеры будут

работать на верфи Ост-Индской компании. Конец августа и начало сентября

прошли в освоении премудростей кораблестроения. Девятого сентября был

заложен фрегат “Петр и Павел”, который в середине ноября был спущен на

воду. В выданном царю аттестате корабельным мастером Полем было

засвидетельствовано: “Петр Михайлов, находившийся в свите великого

московского посольства ... был прилежным и разумным плотником... ; кроме

того под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его

благородие изучил так основательно, что может, сколько мы сами разумеем в

том и другом упражняться ”. Так одна из задач посольства была выполнена:

волонтеры постигли азы кораблестроения. Большие трудности пришлось

преодолеть при закупке оружия и найме специалистов. Тем не менее удалось

приобрести 10000 ружей, 5000 мушкетов, 3200 штыков, корабельные припасы и

прочее. На русскую службу были наняты 350 матросов, а также боцманы,

шлюзные мастера и т.д.

В ходе переговоров стало совершенно очевидно, что шансов на заключение в

Европе союза для войны с Турцией нет, так как Европа стояла на пороге войны

за “испанское наследство”. Это исключало возможность продолжения войны с

Турцией, но давало возможность начать войну за выход к Балтике без риска,

что Швеция получит поддержку одной из крупных стран Европы. Россия может

попытаться привлечь на свою сторону Польшу и Данию, у которых были

серьёзные противоречия со Швецией в Прибалтике. Особенно важна позиция

Польши, поэтому ей оказывалась как дипломатическая, так и военная помощь

для выбора королём и утверждения на польском престоле саксонского курфюрста

Августа, что создало условия для сближения политики Польши и России. В

результате Россия могла иметь в войне со Швецией союзниками Польшу и Данию,

союзников правда, ненадёжных, и не очень заинтересованных в усилении

России.

Что же касается второй цели путешествия, то Пётр провёл 8 дней на

голландской верфи в Саардаме, рекомендованной ему одним из московских

знакомцев. Он удивил население маленького городка своим своим

экстравагантным поведением. В январе 1698 года Пётр поехал в Англию и

ставался там три с половиной месяца, работая преимущественно на верфи в

Дептфорде.

Заграничное путешествие Петра Великого имело очень большое значение. Во-

первых, пребывание в чужих краях в течение полутора лет окончательно

выработало личность Петра. Он получил много полезных знаний, привык к

культурным формам европейской жизни, умственно созрел. Во-вторых,

путешествие царя на Запад оживило отношения Москвы с Западом, усилило обмен

людьми между Русью и Европой. В-третьих, за границей Пётр узнал

действительные политические отношения держав, и вместо несбыточных мечтаний

об изгнании турок в Азию выработал трезвый план борьбы со Швецией за

Балтийское побережье.

Экзамен в Воронеже

К весне 1699 года из-за границы возвратились все волонтеры. Они

прибыли в Воронеж, где их назначили на корабли, готовящиеся к Керченскому

походу. В конце апреля Петр приказывает К. Крюйсу произвести на корабле

“экзерциции, сколько на якоре стоя, то исполнить можно”. Стольники в

присутствии царя демонстрируют неплохие навыки и сноровку. Что касается

умения управлять кораблем и командовать экипажем, то здесь ученики

показывают свою полную несостоятельность.

В начале июня 1699 года германский резидент Гвариент доносил своему

императору из Москвы: “Из числа 72 дворян, посланных для обучения в Италию

и Германию, только четверо выдержали экзамен, сделанный самим государем в

Воронеже. Остальным 68 представлено или вторично отправиться в чужие края и

оставаться там до приобретения нужных сведений, на свой счет, или

возвратить выданные на поездку деньги”.

Среди выдержавших экзамен были Ф. Урусов, князь А. Голицин, Ф. Плещеев.

Другим же наука не далась.

Практика учения молодежи существовала и в последующие годы. Князь Иван

Львов жил за рубежом и был обязан наблюдать за русскими. В своем письме от

1711 года он просил не посылать больше навигаторов в Англию, так как пользы

от них было мало: ”...для того, чтобы и старые научились там больше пить и

деньги тратить. Не могу их оплатить, а ныне хотят уже в тюрьмы сажать за

долги”. Надо было готовить кадры в своем Отечестве ...

По случаю создания российского флота, пётр 1 приказал начать чеканить

монеты

на “Монетном Дворе” в Петербурге и Москве, котороые выглядели так:

Таблица.

|Построен|Название верфи |Всего |

|о судов | | |

| |Переяс|Архан- |Воронеж|Петербу|Казанск|Астраха|Нижегор| |

| |- |гельска|ская |ргская |ая |нская |одская | |

| |лавска|я |группа |группа | | | | |

| |я | | | | | | | |

|Крупные | |

|суда | |

|Корабли |2 |7 |69 |27 |- |- |- |105 |

|Фрегаты |2 |7 |- |19 |- |- |- |28 |

|Бомбарди|- |- |7 |6 |- |- |- |13 |

|ровочные| | | | | | | | |

|суда | | | | | | | | |

|Брандеры|- |- |9 |- |- |- |- |9 |

|Прамы |- |- |- |- |- |- |- |- |

|Мелкие | |

|суда | |

|Яхты |5 |1 |4 |3 |3 |- |- |16 |

|Бриганти|- |- |60 |135 |4 |- |- |199 |

|ны | | | | | | | | |

|Галеры и|1 |- |39 |250 |15 |- |- |305 |

|скампаве| | | | | | | | |

|и | | | | | | | | |

|Другие |- |- |1 |101 |94 |7 |17 |220 |

|мелкие | | | | | | | | |

|суда | | | | | | | | |

|Всего. |10 |15 |189 |541 |116 |7 |17 |895 |

(Таблица общей численности судов, построенных при Петре 1, составлена по

данным, находящимся в книге “Список русских военных судов с 1688 по 1870

год”)

Северная война 1700-1721 гг.

После войны с Турцией за обладание Азовским морем стремления Петра 1

были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого

предопределялся наличием военной силы на море. Во время своего заграничного

путешествия Петр встретился и подружился с Августом II, королем польским и

курфюрстом саксонским, который склонил Петра примкнуть к союзу Дании,

Польши и Саксонии против Швеции, владевшей тогда почти всем побережьем

Балтийского моря. Петр склонился к этому союзу тем легче, что попытки его

составить союз христианских держав против Турции остались безрезультатными.

Петр 1 приступил к строительству Балтийского флота. На верфях рек Сязь,

Свирь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на

архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных

фрегата. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и медно-

литейных заводов на Урале. В Воронеже налаживается отливка корабельных

пушек и ядер к ним. За довольно короткий срок была создана флотилия,

которую составляли линейные корабли водоизмещением до 700 т, длиной до 50

м. На их двух-трех палубах размещались до 80 пушек и 600-800 человек

экипажа. К более маневренным и быстроходным кораблям относились фрегаты,

имевшие три мачты, одну-две палубы. Длина этих кораблей не превышала 35 м,

вооружались они пушками (до 40 единиц). Наиболее массовыми военными

кораблями были галеры, способные особенно эффективно действовать в шхерных

районах.

Летом 1700 г. русский посол Украинцев заключил в Константинополе

перемирие с Турцией на 30 лет, согласилась уступить России Азов с

прилегающей областью; Московское государство освобождалось от плат Турция

ежа ежегодной «дачи» крымскому хану; в Константинополь был допущен

постоянный резидент царского величества, с правами и привилегиями

резидентов «иных друзей блистательной Порты».

8 августа Петр получил от Украинцева донесение о заключении мира, а 9-

го он двинул свои войска к шведской границе (после того как Дания и Август

уже начали войну со шведами). Первоначальным соглашением было установлено,

что Петр должен был завоевать для себя Ингрию и Карелию, а Ливония должна

была достаться Августу. Так началась Северная война, которая продлиться 21

год, унесёт много жизней “ сынов отечества ”, как со стороны Швеции, так и

со стороны Российской Империи и союзников. Но в то же время докажет всему

мировому сообществу, как сильна и непоколебима воля русского солдата,

моряка в борьбе за своё будущее, за будущее своего Отечества!

Основные события, произошедшие в первые годы ведения войных действий:

1) 1701г. В Москве основана Навигацкая школа.

2) 1702г. Закладка первых судов для Балтийского флота (верфь на реке Сясь.

Взят Нотебург (крепость Орешек), переименованный затем в Шлиссельбург

(Петрокрепость).

3) 1703г. Первая морская победа в Северной войне. Построен первый морской

корабль для Балтийского флота "Штандарт". Постройка на отмели острова

Котлин крепости Кроншлот. В Воронеже открыта Адмиралтейская школа.

Учреждена первая медаль за морскую победу "В память взятия двух шведских

судов в устье Невы". Навигацкая школа переведена в Санкт-Петербург.

4) 1704г. Основание Кронштадта. Начало строительства адмиралтейской верфи

в Санкт-Петербурге. Родился Нагаев Алексей Иванович - гидрограф, картограф,

адмирал, автор первых атласов и лоции Балтийского моря.

5) 1705г. Указ Петра I о создании морского полка (начало организации

морской пехоты). Оборона Санкт-Петербурга в ходе Северной войны.

6) 1706г. Введен чин адмирала.

7) 1707г. Передача всей полноты военно-морской власти в руки

адмиралтейского президента адмирала Апраксина Федора Матвеевича и его

заместителя - вице-адмирала Крюйса Корнелия Ивановича.

8) 1709г. На Адмиралтейской верфи заложен первый линейный корабль

"Полтава" (по проекту Петра I и Феодосия Скляева). При Адмиралтействе

основана модель-камера - первый в истории России морской музей (Центральный

военно-морской музей).

9) 1710г. Взятие Выборга.

10) 1711г. В Санкт-Петербурге основан пушечно-литейный двор. В Архангельске

открыта адмиралтейская школа.

11) 1712г. В Санкт-Петербурге создан Галерный двор. Упразднены воинские

Морской и Адмиралтейский приказы в связи с учреждением воинской морской

канцелярии. Спущен на воду первый линейный корабль Балтийского флота

"Полтава".

12) 1713г. Родился Спиридов Григорий Андреевич, адмирал, заложивший основы

маневренной тактики флота. Мастером петербургской Партикулярной верфи

Алексеем Бурцевым предложен проект постройки колесных судов.

ГАНГУТСКИЙ БОЙ 1714г.

Первый период Северной войны закончился разгромом шведской армии под

Полтавой. Была решена важнейшая политическая и стратегическая задача:

уничтожена считавшаяся непобедимой в Европе шведская армия. Полтавская

битва изменила соотношение сил в пользу России. Казалось бы, здравый смысл

должен был подсказать шведскому королю Карлу XII, что войну, изнурительную

для народов обоих государств, пора кончить. Русский царь Петр I был

согласен после Полтавской победы заключить мирный договор при условии

возвращения России территории Эстляндии и Лифляндии, искони принадлежавших

нашим предкам. Но Карл XII об этом и слушать не хотел, так как Швеция еще

располагала сильным флотом, а военные действия шли не на шведской

территории, что делало войну не столь уже обременительной для населения

Швеции.

Для того чтобы добиться окончательной победы, Петр решил перенести войну

снова на Балтийское море, уничтожить значительную часть шведского флота и

овладеть Финляндией, а в случае дальнейшей затяжки войны перенести боевые

действия на территорию Швеции. Только так мог быть решен вопрос об

окончании Северной войны.

Ближайшей задачей русское командование поставило: отбросить Шведов с

Карельского перешейка, занять оборонительную линию Выборг, Вуокса,

Кексгольм и выбить шведов с Балтийского побережья от Нарвы до Риги,

обеспечив этим самым безопасность Петербурга.

Вторая половина 1709г. прошла в подготовке русской армии к новым,

завершающим действиям. В 1710 г. русские войска одержали ряд крупных побед

над шведами, взяв Выборг, Ригу, Ревель и другие города. Все побережье от

Нарвы до Риги и от Петербурга до Выборга оказалось в руках русских. Русский

флот теперь мог свободно действовать в Финском заливе, а при благоприятных

обстоятельствах входить и в Ботнический залив.

В 1711 г. Турция под влиянием Карла XII объявила войну России. Значительную

часть армии Петру I пришлось перебросить на юг, и действия в Прибалтике

возобновились только после Прутского похода 1711 г. Заключив мир с Турцией,

Петр решил окончательно овладеть Финляндией.

Сделать это можно было двояким путем: либо при помощи речного флота

через систему рек и озер вторгнуться внутрь страны, а оттуда идти к

прибрежным пунктам Ботнического залива, либо наступать от Выборга вдоль

побережья, комбинируя боевые действия сухопутных войск с действиями флота.

После всестороннего обсуждения русское командование приняло второй

способ, так как он облегчал устройство тыла и снабжение войск. Применение

же первого способа затруднялось особенностью театра военных действий: “было

зело тесно и каменисто, гористо, лесно и зело много вод, и телегам ехать с

великим трудом и зело бескормно”. Поэтому Петр I указал чинить всякое

приготовление к походу морем.

С исключительной энергией русские начали спешную подготовку к походу.

Голландский резидент в Петербурге де Би 26 апреля 1712 г. сообщал своему

правительству, что “все здесь пришло в движение, корабли выведены из

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.