рефераты бесплатно

МЕНЮ


М.М.Богословский и его методология по изучению истории России

М.М.Богословский и его методология по изучению истории России

Московский государственный областной университет.

Факультет истории, политологии и права.

РЕФЕРАТ:

«М.М.Богословский и его методология по изучению истории России»

Выполнила

Студентка 1 курса 13 группы

Гаврилова Ярослава Игоревна

г. Москва 2005 г.

Академик Михаил Михайлович Богословский (1867 – 1929) широко известен

как крупный специалист по русской истории 17-18 вв., профессор Московского

университета, подготовивший целый ряд виднейших советских историков. Его

исследования по земскому самоуправлению на русском Севере в 17 в. и

областной реформе Петра Великого не утратили своей значимости и в настоящее

время. Широкой популярностью пользуется составленная им пятитомная

биография Петра I.

Михаил Михайлович Богословский родился 25 (13) марта 1867 года в семье

действительного статского советника Михаила Михайловича Богословского.

Детство его прошло в селе Волынском под Москвой. Уже в последних классах

гимназии он решил продолжать обучение на историко-филологическом факультете

Московского университета. Окончив с золотой медалью гимназию в 1886 году,

Богословский поступил в университет, где любимыми профессорами его стали

П.Г.Виноградов и В.О.Ключевский. Павел Гаврилович Виноградов, по словам

Богословского, научил его скрупулёзному источниковедческому анализу, привил

любовь к работе с источником и заложил фундаментальные методические навыки,

которыми Богословский пользовался всю жизнь. Василий Осипович Ключевский

был любим им как лектор, мыслитель, который своими «образами истории»

зажигал любовь и жажду знаний у студентов. И Виноградов, и Ключевский

заметили и высоко оценили знания и способности Богословского, его упорство

и трудолюбие, дотошность и добросовестность.

В 1890 году Богословский окончил университет с золотой медалью за

конкурсное сочинение о писцовых книгах: «Писцовые книги, их происхождение,

состав и значение в ряду источников Московского государства XV, XVI, XVII

вв.» Эта работа занимает пять толстых тетрадей общим объемом в 271 лист; на

последнем листе рукой Ключевского поставлена оценка: «Весьма

удовлетворительно».

В процессе работы над архивными материалами у Богословского созрело

решение заняться историей России XVII – XVIII вв. и он обратился с

поддержкой к Ключевскому и был оставлен при университете для подготовки

магистерской диссертации. В 1894 – 1895 гг. он начал посещать Московский

архив Министерства юстиции для сбора материалов по теме диссертации и

участвовать в заседаниях Археографической комиссии при Московском

архитектурном обществе, а затем в историко-юридической комиссии при

юридическом обществе Московского Университета. Весной 1898 года

Богословский подготовил и успешно прочитал две пробные лекции и был

зачислен в штат факультета в качестве приват-доцента.

- 2 -

Началась его преподавательская деятельность, к которой он подходил

столь же добросовестно, как и к научной. Он во всём стремился следовать

своим кумирам, Виноградову и Ключевскому: первому – в организации занятий

по «Русской Правде», второму – в выборе тем для семинаров, в манере

изложения и тому подобное. Свой первый курс лекций 1898 / 1899

академическом году он посвятил эпохе Петра I: «Реформа Петра Великого в

русской исторической литературе». С этого времени началась его «Петриада»,

которую он разрабатывал до конца своих дней. Помимо преподавания в

Московском университете, Богословский в 1898 / 1899 учебном году читает ряд

лекций на коллективных уроках бывших слушательниц Высших женских курсов

В.И.Герье, закрытых до 1900 года. Университетский семинар 1901 года

Богословский опять-таки построил на изучении источников государственной

реформы Петра I, что совпадало с темой его диссертации.

К 1902 году он закончил свою магистерскую диссертацию «Областная

реформа Петра Великого. Провинция. 1719-1727 гг.». Оппонентами выступали

профессор М.К.Любавский и приват-доцент А.А.Кизеветтер, высоко оценившие

работу. Опубликованная отдельной книгой, диссертация заслужила премию графа

Уварова, одобрение научной общественности, особенно Ключевского.

После защиты магистерской диссертации начался новый период в научной и

преподавательской деятельности Богословского. По-прежнему курс его

интересов составляет русская история XVIII столетия в особенности период

реформ Петра I. Он публикует статьи, очерки, брошюры, посвящённые эволюции

русского дворянства и его взаимоотношениям с абсолютизмом в XVIII веке;

приходу к власти Анны Иоанновны; развитию промышленности при Петре Великом

и так далее. В университет он читает лекции и ведёт семинары по русской

истории XVIII века.

Как признание определённой научной зрелости следует рассматривать

принятие Богословского в марте 1904 года в Общество истории и древностей

российских. Он был избран в члены-соревнователи ОИДР. Он неоднократно

выступал на заседаниях с сообщениями, рецензировал сочинения,

предоставленные на премию П.Ф.Карпова. В последние годы существования

Общества Богословский исполнял роль его секретаря и особенно часто выступал

с докладами.

С 1907 года Богословский начинает преподавать на Московских высших

женских курсах, а с 1908 года его утвердили в должности доцента в

Московской духовной академии по кафедре русской гражданской истории.

- 3 -

В 1911 году Богословский стал профессором по кафедре русской истории

Московского университета, став преемником Ключевского.

На 1910-е годы приходится расцвет научной и педагогической

деятельности Богословского. Он много работает, ведёт занятия, пишет статьи,

среди которых большинство формируется вокруг личности Петра I и его реформ,

а также по истории земского самоуправления.

В это время Богословский проявил инициативу и активно участвовал в

восстановлении исторического общества при Московском университете. В ноябре

1915 года он предложил С.К.Богоявленскому, Д.Н.Егорову и В.А.Михайловскому

обратиться к В.И.Герье. 10 января 1916 года состоялось открытие

Исторического общества. Герье был провозглашён «бессмертным председателем

Общества». Одной из основных своих целей общество положило создание критико-

библиографического журнала «Исторические известия», в котором Богословский

опубликовал ряд своих статей.

После Великой Октябрьской социалистической революции до 17 апреля 1925

года Богословский продолжал преподавательскую деятельность в Московском

университете, где был профессором.

В декабре 1920 года он становится членом-корреспондентом, а в апреле

1921 года действительным членом академии наук. Он выступал с научными

докладами и сообщениями, представлял нашу историческую науку за рубежом. Он

стал членом первого Исторического конгресса, состоявшегося в 1927 году в

Париже; опоздав на него из-за отсутствия визы, Богословский провёл большую

работу по приёму Онегинского музея в Париже, завещанного А.Ф.Онегиным

Академии наук. По приглашению Общества по изучению Восточной Европы группа

советских историков, включая Богословского, в 1928 году посетила Германию.

Когда в 1921 году по решению наркомпроса был организован Научно-

исследовательский исторический институт при факультете общественных наук

Московского государственного университета, то Богословский стал его

сотрудником и председателем одной из пяти его секций, а именно секции

русской истории. В эти годы он опубликовал целый ряд научных работ, среди

которых на первом месте остаются статьи по истории XVII – XVIII вв.. По-

прежнему Богословский продолжает работать над своей «Петриадой».

В 20-е годы учёный связал свою судьбу историческим музеем, возглавив

общий исторический разряд его и заведуя одновременно отделением XVII века.

На заседаниях общего исторического разряда Богословский проводил семинар

для научных сотрудников музея.

- 4 -

С 1923 по 1927 г. Богословский выполняет функции члена экспертной

комиссии от Академии наук в Центральной комиссии по улучшению быта учёных.

20 апреля 1929 года на 63-м году жизни Богословский скончался после

тяжёлой болезни сердца.

- 5 -

Проблема образования Древнерусского государства.

Рассматривая проблему образования Древнерусского государства,

Богословский придерживался исторического источника, а именно «древнейшей

летописи» «Повесть временных лет». Автор писал, что в то время с

южнорусских славян (поляне, северяне и вятичи) брали дань хазары, а с

северных славянских племён (чуди, мери и веси) брали дань «варяги из-за

моря». Затем в 862 году славяне и финны изгнали варягов за море, перестали

платить им дань и «начали управляться сами». Но «не было в них правды, и

начались восстания, друг на друга, усобицы и войны»[1]. Тогда они решили

призвать князя, который бы «владел ими и судил их по праву». Они обратились

к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет;

придите княжить и владеть нами». Из варягов вызвались три брата и стали

княжить: старший, Рюрик, в Новгороде; Синеус на Белоозере, Трувор в

Изборске (близ Пскова).

Богословский считал, что сохранившаяся летопись не вполне

соответствует действительности, что она была написана каким-то книжником XI

века, который пытался объяснить происхождение русского государства, а затем

этот рассказ был включён в летопись. Однако, несмотря на то, что летопись

нельзя назвать достоверной, в ней, возможно, найти события, действительно

имевшие место в прошлом.

Далее автор даёт нам сведения о происхождении варяг и их родины

Нормандии, а также историю Нормандии и её взаимосвязь с Русью, тем самым,

выявляя причину призвания именно варягов славянскими племенами, следующим

образом: «Норманны, обитатели Скандинавского полуострова, были хорошо

известны восточным славянам, которые называли их варягами. В IX веке

население Скандинавии настолько возросло, что скудная почва полуострова

была не в состоянии его прокармливать. И вот выходцы норманны, отважно

переплывая море на своих небольших ладьях начинают делать набеги на все

европейские страны. Обыкновенно они вплывают в устья больших рек и

захватывают окрестные местности. В Западной Европе норманнские дружины под

начальством своих предводителей, викингов и конунгов, основали несколько

государств: герцогство Нормандию на севере Франции, Английское королевство,

королевство Сицилию. Много норманнов появлялось и в русских городах, куда

они проникали по рекам Западной Двине, по Неве и Волхову. По Днепру они

спускались в Чёрное море и плавали в Грецию, так что Днепр и речная система

озера Ильменя носят даже в летописи название: «Путь из варяг

1. М.М.Богословский: «Учебник русской истории». Москва 1914 год. Стр. 21

- 6 -

в греки». Варяги являлись на Русь и в Византию частью с торговыми, а частью

с военными целями. В Константинополе у византийского императора служил

также особый отряд телохранителей из варягов.

Русские торговые города, когда их стали тревожить нападения печенегов,

начали приглашать к себе на службу варяжские отряды в виде гарнизонов для

защиты жителей и для охраны торговых караванов в пути. В XI веке, когда

составлялась летопись, сохранилось уже только отдельное мутное воспоминание

об этих неоднократных приглашениях варяжских дружин русскими городами для

защиты. Летописец и переделал это воспоминание в виде легендарного рассказа

о призвании варягов.

Однако варяжские дружины среди славянских племён не всегда были так

мирно настроены. Иногда они действовали вооружённой рукой, завоёвывали

города, основывали княжества, в которых их конунги назывались князьями»[1].

Придерживаясь исторических сведений летописи, Богословский

предполагает, что одновременно с Рюриком, «сидевшим в Новгороде», в Киеве

варяжские конунги, Аскольд и Дир, основали своё княжество. Наиболее видным

и выдающимся варяжским конунгом завоевателем был Олег, явившийся

родственником Рюрика и опекуном его малолетнего сына Игоря. Далее

сообщалось, что Олег, собрав большое войско, двинулся из Новгорода и

покорил города по Днепру: Смоленск, Любеч и Киев, приказав убить Аскольда

и Дира. Завоевание Новгородским князем Олегом земель по Днепру положило

начало русскому государству со столицей Киевом.

Итак, Богословский представил проблему образования Древнерусского

государства как завоевательную политику варяжских конунгов относительно

славянских племён и русских земель, считая варягов норманнами, а их родину

– Нормандией. Таким образом, образование государства было напрямую связано

с норманнами и их враждебном отношении к славянам.

Социально-экономический и политический строй Киевской Руси.

Что касается социального строя Киевской Руси, то Богословский разделял

светское общество на три класса: свободных, полусвободных и рабов.

Дружинники являлись высшим разрядом свободных людей. Люди, населявшие

города, и крестьяне, пахавшие свою землю, носили название смердов и также

относились к разряду свободных. Смерды платили князю дань. Класс

полусвободных

1. Там же стр. 21 – 22

- 7 -

составляли закупы. Класс несвободных людей (холопы, рабы, челядь) был

особенно многочислен в Киевской Руси.

Торговля рабами процветала в ней с древнейших времён.

Экономический строй Киевской Руси Богословский рассматривал как

торговые отношения с Византией. Он писал, что излишки дани, собиравшейся

натуральными продуктами (мёдом, воском, драгоценными мехами) князья сбывали

с рук посредством торговли. Эти товары, включая рабов, князья поставляли на

иноземный рынок:

Арабский и византийский. С этих рынков в обмен они получали

драгоценные металлы, материи, вина, произведения искусства и продукты

обрабатывающей промышленности. В состав торгового каравана входили ладьи с

княжескими товарами.

Богословский отмечал, что из-за возникавших торговых недоразумений с

Византией, киевские князья вели с ней войны, совершали набеги на

Константинополь. Нападения Руси на Византию оканчивались договорами,

имевшие характер торговых трактатов.

Политический строй Киевской Руси. Главой государства являлся князь,

который «часто переходил из одной волости в другую». Богословский

рассматривал следующие причины такого перемещения князей:

1. разделы между князьями волостей по наследству

2. усобицы, когда один князь захватывал волость другого и садился на его

место

3. городские вече, которые «призывали к себе желательных князей и удаляли

неугодных»[1]

В своей волости князь являлся военным защитником. Он стоял во главе

своей дружины и оборонял свою волость от внешних врагов. Также князь держал

в своих руках судебную власть: он или сам судил людей или поручал это своим

помощникам – тиунам. Богословский замечал, что судебная деятельность князя

была для него источником дохода, потому что в пользу князя поступали

денежные штрафы, которыми наказывались преступления.

Раздробленность.

Раздробленность Руси Богословский рассматривал как упадок Киевской

Руси в конце XII века. Киевская Русь в первой половине XII века, в

особенности в княжении Мономаха и сына его Мстислава достигла высокой

степени процветания. Спокойствие, доставленной Руси этими князьями,

благоприятно отражалось на торговле. Города богатели, в них возводились

величественные храмы, сооружения которых требовали больших затрат и

свидетельствовало о том, что у

1. Там же. Стр. 44

- 8 -

русских скопились большие капиталы. Развивалась промышленность, и делало

значительные успехи просвещение. Но это процветание Киевской Руси

продолжалось недолго.

Выявляя причины упадка Киевской Руси, Богословский остановился на двух

из них: княжеские усобицы и нападения половцев.

Войны между князьями сопровождались разорением страны, пожарами,

грабежом имущества, уводом пленников и продажей их в рабство. Воевать по

понятиям того времени означает опустошать города и сёла, жечь, грабить и

брать в плен мирных жителей.

Богословский отмечал, что, рассказывая о каком-либо походе одних

князей против других, летопись нередко замечает в заключении, что

победители вернулись из похода «ополонившиеся челядинами и скотом», то есть

забрали скот и жителей, обратив последних в рабство.

«Вторым несчастьем для Киевской Руси было соседство со степняками. В

1036 году Ярослав нанёс решительное поражение печенегам и после этого

поражения они исчезли. Но с печенегами Ярослав мог справиться, только

потому, что с Востока их теснило новое показавшееся в степях кочевое племя

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.