М.М.Богословский и его методология по изучению истории России
М.М.Богословский и его методология по изучению истории России
Московский государственный областной университет.
Факультет истории, политологии и права.
РЕФЕРАТ:
«М.М.Богословский и его методология по изучению истории России»
Выполнила
Студентка 1 курса 13 группы
Гаврилова Ярослава Игоревна
г. Москва 2005 г.
Академик Михаил Михайлович Богословский (1867 – 1929) широко известен
как крупный специалист по русской истории 17-18 вв., профессор Московского
университета, подготовивший целый ряд виднейших советских историков. Его
исследования по земскому самоуправлению на русском Севере в 17 в. и
областной реформе Петра Великого не утратили своей значимости и в настоящее
время. Широкой популярностью пользуется составленная им пятитомная
биография Петра I.
Михаил Михайлович Богословский родился 25 (13) марта 1867 года в семье
действительного статского советника Михаила Михайловича Богословского.
Детство его прошло в селе Волынском под Москвой. Уже в последних классах
гимназии он решил продолжать обучение на историко-филологическом факультете
Московского университета. Окончив с золотой медалью гимназию в 1886 году,
Богословский поступил в университет, где любимыми профессорами его стали
П.Г.Виноградов и В.О.Ключевский. Павел Гаврилович Виноградов, по словам
Богословского, научил его скрупулёзному источниковедческому анализу, привил
любовь к работе с источником и заложил фундаментальные методические навыки,
которыми Богословский пользовался всю жизнь. Василий Осипович Ключевский
был любим им как лектор, мыслитель, который своими «образами истории»
зажигал любовь и жажду знаний у студентов. И Виноградов, и Ключевский
заметили и высоко оценили знания и способности Богословского, его упорство
и трудолюбие, дотошность и добросовестность.
В 1890 году Богословский окончил университет с золотой медалью за
конкурсное сочинение о писцовых книгах: «Писцовые книги, их происхождение,
состав и значение в ряду источников Московского государства XV, XVI, XVII
вв.» Эта работа занимает пять толстых тетрадей общим объемом в 271 лист; на
последнем листе рукой Ключевского поставлена оценка: «Весьма
удовлетворительно».
В процессе работы над архивными материалами у Богословского созрело
решение заняться историей России XVII – XVIII вв. и он обратился с
поддержкой к Ключевскому и был оставлен при университете для подготовки
магистерской диссертации. В 1894 – 1895 гг. он начал посещать Московский
архив Министерства юстиции для сбора материалов по теме диссертации и
участвовать в заседаниях Археографической комиссии при Московском
архитектурном обществе, а затем в историко-юридической комиссии при
юридическом обществе Московского Университета. Весной 1898 года
Богословский подготовил и успешно прочитал две пробные лекции и был
зачислен в штат факультета в качестве приват-доцента.
- 2 -
Началась его преподавательская деятельность, к которой он подходил
столь же добросовестно, как и к научной. Он во всём стремился следовать
своим кумирам, Виноградову и Ключевскому: первому – в организации занятий
по «Русской Правде», второму – в выборе тем для семинаров, в манере
изложения и тому подобное. Свой первый курс лекций 1898 / 1899
академическом году он посвятил эпохе Петра I: «Реформа Петра Великого в
русской исторической литературе». С этого времени началась его «Петриада»,
которую он разрабатывал до конца своих дней. Помимо преподавания в
Московском университете, Богословский в 1898 / 1899 учебном году читает ряд
лекций на коллективных уроках бывших слушательниц Высших женских курсов
В.И.Герье, закрытых до 1900 года. Университетский семинар 1901 года
Богословский опять-таки построил на изучении источников государственной
реформы Петра I, что совпадало с темой его диссертации.
К 1902 году он закончил свою магистерскую диссертацию «Областная
реформа Петра Великого. Провинция. 1719-1727 гг.». Оппонентами выступали
профессор М.К.Любавский и приват-доцент А.А.Кизеветтер, высоко оценившие
работу. Опубликованная отдельной книгой, диссертация заслужила премию графа
Уварова, одобрение научной общественности, особенно Ключевского.
После защиты магистерской диссертации начался новый период в научной и
преподавательской деятельности Богословского. По-прежнему курс его
интересов составляет русская история XVIII столетия в особенности период
реформ Петра I. Он публикует статьи, очерки, брошюры, посвящённые эволюции
русского дворянства и его взаимоотношениям с абсолютизмом в XVIII веке;
приходу к власти Анны Иоанновны; развитию промышленности при Петре Великом
и так далее. В университет он читает лекции и ведёт семинары по русской
истории XVIII века.
Как признание определённой научной зрелости следует рассматривать
принятие Богословского в марте 1904 года в Общество истории и древностей
российских. Он был избран в члены-соревнователи ОИДР. Он неоднократно
выступал на заседаниях с сообщениями, рецензировал сочинения,
предоставленные на премию П.Ф.Карпова. В последние годы существования
Общества Богословский исполнял роль его секретаря и особенно часто выступал
с докладами.
С 1907 года Богословский начинает преподавать на Московских высших
женских курсах, а с 1908 года его утвердили в должности доцента в
Московской духовной академии по кафедре русской гражданской истории.
- 3 -
В 1911 году Богословский стал профессором по кафедре русской истории
Московского университета, став преемником Ключевского.
На 1910-е годы приходится расцвет научной и педагогической
деятельности Богословского. Он много работает, ведёт занятия, пишет статьи,
среди которых большинство формируется вокруг личности Петра I и его реформ,
а также по истории земского самоуправления.
В это время Богословский проявил инициативу и активно участвовал в
восстановлении исторического общества при Московском университете. В ноябре
1915 года он предложил С.К.Богоявленскому, Д.Н.Егорову и В.А.Михайловскому
обратиться к В.И.Герье. 10 января 1916 года состоялось открытие
Исторического общества. Герье был провозглашён «бессмертным председателем
Общества». Одной из основных своих целей общество положило создание критико-
библиографического журнала «Исторические известия», в котором Богословский
опубликовал ряд своих статей.
После Великой Октябрьской социалистической революции до 17 апреля 1925
года Богословский продолжал преподавательскую деятельность в Московском
университете, где был профессором.
В декабре 1920 года он становится членом-корреспондентом, а в апреле
1921 года действительным членом академии наук. Он выступал с научными
докладами и сообщениями, представлял нашу историческую науку за рубежом. Он
стал членом первого Исторического конгресса, состоявшегося в 1927 году в
Париже; опоздав на него из-за отсутствия визы, Богословский провёл большую
работу по приёму Онегинского музея в Париже, завещанного А.Ф.Онегиным
Академии наук. По приглашению Общества по изучению Восточной Европы группа
советских историков, включая Богословского, в 1928 году посетила Германию.
Когда в 1921 году по решению наркомпроса был организован Научно-
исследовательский исторический институт при факультете общественных наук
Московского государственного университета, то Богословский стал его
сотрудником и председателем одной из пяти его секций, а именно секции
русской истории. В эти годы он опубликовал целый ряд научных работ, среди
которых на первом месте остаются статьи по истории XVII – XVIII вв.. По-
прежнему Богословский продолжает работать над своей «Петриадой».
В 20-е годы учёный связал свою судьбу историческим музеем, возглавив
общий исторический разряд его и заведуя одновременно отделением XVII века.
На заседаниях общего исторического разряда Богословский проводил семинар
для научных сотрудников музея.
- 4 -
С 1923 по 1927 г. Богословский выполняет функции члена экспертной
комиссии от Академии наук в Центральной комиссии по улучшению быта учёных.
20 апреля 1929 года на 63-м году жизни Богословский скончался после
тяжёлой болезни сердца.
- 5 -
Проблема образования Древнерусского государства.
Рассматривая проблему образования Древнерусского государства,
Богословский придерживался исторического источника, а именно «древнейшей
летописи» «Повесть временных лет». Автор писал, что в то время с
южнорусских славян (поляне, северяне и вятичи) брали дань хазары, а с
северных славянских племён (чуди, мери и веси) брали дань «варяги из-за
моря». Затем в 862 году славяне и финны изгнали варягов за море, перестали
платить им дань и «начали управляться сами». Но «не было в них правды, и
начались восстания, друг на друга, усобицы и войны»[1]. Тогда они решили
призвать князя, который бы «владел ими и судил их по праву». Они обратились
к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет;
придите княжить и владеть нами». Из варягов вызвались три брата и стали
княжить: старший, Рюрик, в Новгороде; Синеус на Белоозере, Трувор в
Изборске (близ Пскова).
Богословский считал, что сохранившаяся летопись не вполне
соответствует действительности, что она была написана каким-то книжником XI
века, который пытался объяснить происхождение русского государства, а затем
этот рассказ был включён в летопись. Однако, несмотря на то, что летопись
нельзя назвать достоверной, в ней, возможно, найти события, действительно
имевшие место в прошлом.
Далее автор даёт нам сведения о происхождении варяг и их родины
Нормандии, а также историю Нормандии и её взаимосвязь с Русью, тем самым,
выявляя причину призвания именно варягов славянскими племенами, следующим
образом: «Норманны, обитатели Скандинавского полуострова, были хорошо
известны восточным славянам, которые называли их варягами. В IX веке
население Скандинавии настолько возросло, что скудная почва полуострова
была не в состоянии его прокармливать. И вот выходцы норманны, отважно
переплывая море на своих небольших ладьях начинают делать набеги на все
европейские страны. Обыкновенно они вплывают в устья больших рек и
захватывают окрестные местности. В Западной Европе норманнские дружины под
начальством своих предводителей, викингов и конунгов, основали несколько
государств: герцогство Нормандию на севере Франции, Английское королевство,
королевство Сицилию. Много норманнов появлялось и в русских городах, куда
они проникали по рекам Западной Двине, по Неве и Волхову. По Днепру они
спускались в Чёрное море и плавали в Грецию, так что Днепр и речная система
озера Ильменя носят даже в летописи название: «Путь из варяг
1. М.М.Богословский: «Учебник русской истории». Москва 1914 год. Стр. 21
- 6 -
в греки». Варяги являлись на Русь и в Византию частью с торговыми, а частью
с военными целями. В Константинополе у византийского императора служил
также особый отряд телохранителей из варягов.
Русские торговые города, когда их стали тревожить нападения печенегов,
начали приглашать к себе на службу варяжские отряды в виде гарнизонов для
защиты жителей и для охраны торговых караванов в пути. В XI веке, когда
составлялась летопись, сохранилось уже только отдельное мутное воспоминание
об этих неоднократных приглашениях варяжских дружин русскими городами для
защиты. Летописец и переделал это воспоминание в виде легендарного рассказа
о призвании варягов.
Однако варяжские дружины среди славянских племён не всегда были так
мирно настроены. Иногда они действовали вооружённой рукой, завоёвывали
города, основывали княжества, в которых их конунги назывались князьями»[1].
Придерживаясь исторических сведений летописи, Богословский
предполагает, что одновременно с Рюриком, «сидевшим в Новгороде», в Киеве
варяжские конунги, Аскольд и Дир, основали своё княжество. Наиболее видным
и выдающимся варяжским конунгом завоевателем был Олег, явившийся
родственником Рюрика и опекуном его малолетнего сына Игоря. Далее
сообщалось, что Олег, собрав большое войско, двинулся из Новгорода и
покорил города по Днепру: Смоленск, Любеч и Киев, приказав убить Аскольда
и Дира. Завоевание Новгородским князем Олегом земель по Днепру положило
начало русскому государству со столицей Киевом.
Итак, Богословский представил проблему образования Древнерусского
государства как завоевательную политику варяжских конунгов относительно
славянских племён и русских земель, считая варягов норманнами, а их родину
– Нормандией. Таким образом, образование государства было напрямую связано
с норманнами и их враждебном отношении к славянам.
Социально-экономический и политический строй Киевской Руси.
Что касается социального строя Киевской Руси, то Богословский разделял
светское общество на три класса: свободных, полусвободных и рабов.
Дружинники являлись высшим разрядом свободных людей. Люди, населявшие
города, и крестьяне, пахавшие свою землю, носили название смердов и также
относились к разряду свободных. Смерды платили князю дань. Класс
полусвободных
1. Там же стр. 21 – 22
- 7 -
составляли закупы. Класс несвободных людей (холопы, рабы, челядь) был
особенно многочислен в Киевской Руси.
Торговля рабами процветала в ней с древнейших времён.
Экономический строй Киевской Руси Богословский рассматривал как
торговые отношения с Византией. Он писал, что излишки дани, собиравшейся
натуральными продуктами (мёдом, воском, драгоценными мехами) князья сбывали
с рук посредством торговли. Эти товары, включая рабов, князья поставляли на
иноземный рынок:
Арабский и византийский. С этих рынков в обмен они получали
драгоценные металлы, материи, вина, произведения искусства и продукты
обрабатывающей промышленности. В состав торгового каравана входили ладьи с
княжескими товарами.
Богословский отмечал, что из-за возникавших торговых недоразумений с
Византией, киевские князья вели с ней войны, совершали набеги на
Константинополь. Нападения Руси на Византию оканчивались договорами,
имевшие характер торговых трактатов.
Политический строй Киевской Руси. Главой государства являлся князь,
который «часто переходил из одной волости в другую». Богословский
рассматривал следующие причины такого перемещения князей:
1. разделы между князьями волостей по наследству
2. усобицы, когда один князь захватывал волость другого и садился на его
место
3. городские вече, которые «призывали к себе желательных князей и удаляли
неугодных»[1]
В своей волости князь являлся военным защитником. Он стоял во главе
своей дружины и оборонял свою волость от внешних врагов. Также князь держал
в своих руках судебную власть: он или сам судил людей или поручал это своим
помощникам – тиунам. Богословский замечал, что судебная деятельность князя
была для него источником дохода, потому что в пользу князя поступали
денежные штрафы, которыми наказывались преступления.
Раздробленность.
Раздробленность Руси Богословский рассматривал как упадок Киевской
Руси в конце XII века. Киевская Русь в первой половине XII века, в
особенности в княжении Мономаха и сына его Мстислава достигла высокой
степени процветания. Спокойствие, доставленной Руси этими князьями,
благоприятно отражалось на торговле. Города богатели, в них возводились
величественные храмы, сооружения которых требовали больших затрат и
свидетельствовало о том, что у
1. Там же. Стр. 44
- 8 -
русских скопились большие капиталы. Развивалась промышленность, и делало
значительные успехи просвещение. Но это процветание Киевской Руси
продолжалось недолго.
Выявляя причины упадка Киевской Руси, Богословский остановился на двух
из них: княжеские усобицы и нападения половцев.
Войны между князьями сопровождались разорением страны, пожарами,
грабежом имущества, уводом пленников и продажей их в рабство. Воевать по
понятиям того времени означает опустошать города и сёла, жечь, грабить и
брать в плен мирных жителей.
Богословский отмечал, что, рассказывая о каком-либо походе одних
князей против других, летопись нередко замечает в заключении, что
победители вернулись из похода «ополонившиеся челядинами и скотом», то есть
забрали скот и жителей, обратив последних в рабство.
«Вторым несчастьем для Киевской Руси было соседство со степняками. В
1036 году Ярослав нанёс решительное поражение печенегам и после этого
поражения они исчезли. Но с печенегами Ярослав мог справиться, только
потому, что с Востока их теснило новое показавшееся в степях кочевое племя
Страницы: 1, 2
|