рефераты бесплатно

МЕНЮ


Лекции по конституционному праву

образований. Например: между органами милиции и добровольной дружины.

3. по содержанию

а) общие – регулирующие общие отношения общего характера для всех

отраслей и сфер.

Общая часть.

б) особенные – регулирующие общие отношения в конкретной сфере

управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности

3. Административно-правовые отношения – это общественные отношения,

урегулированные нормами административного права, которые складываются в

сфере управления.

Особенности административно-правовых отношений.

1. Одной из сторон отношений является соответствующий орган

исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими

полномочиями государственно-властного характера.

2. для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна

сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой.

3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают

правом издания нормативного акта, т.к. действуют по поручению государства.

4. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе

любой из сторон. При этом согласие второй стороны не обязательно.

5. Споры, возникающие между участниками административно-правовых

отношений разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном)

порядке.

6. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она

несет ответственность в лице его органов перед государством.

4. 1. по субъектам можно разделить на отношения между:

а) вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, их

называют вертикальные пр-ния. Например, между главой администрации области

и района.

б) отношения между равнозначными, не подчиненными друг другу,

органами исполнительной власти – горизонтальные пр-ния. Например, 2

министерствами, 2 главами администрации.

в) органами исполнительной власти и находящимися в их подчинении

предприятиями, учреждениями, организациями. Например, между Мин. труда и

социального развития РФ и ВЮТ.

г) органами исполнительной власти и не находящимися в их подчинении

предприятиями, учреждениями, организациями. Например, финансовый контроль,

таможенный контроль.

д) исполнительными органами государственной власти и исполнительными

органами местного самоуправления. Например, гл. администрации области и

глава администрации города.

е) исполнительными органами государственной власти и

негосударственными организациями. Например, правительством и профсоюзами.

ж) органами государственно-исполнительной власти и гражданами.

Например, администрация района и лицо, проживающее там.

2. В зависимости от целей возникновения:

а) внутренние, связанные с формированием управленческих структур,

комплектование должностей служащих, распределением между ними прав,

обязанностей, ответственности и др.

б) внешние – отношения между органами исполнительной власти и

субъектами, не входящими в систему этих органов, т.е. гражданами,

общественными организациями.

3. по содержанию:

а) материальные, которые регулируются материальными нормами

административного права

б) процессуальные, связанные с разрешением индивидуально-конкретных

дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами.

5. Основанием возникновения, изменения и прекращения административных

пр-ний служит юридический факт. Юридические факты делятся на события и

действия.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъектов.

Действия – правомерные и неправомерные. Правомерные – соответствуют

требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на

государственную должность), неправомерные (деликты) – не соответствуют им

(административные и дисциплинарные проступки).

События (стихийные бедствия, смерть, достижение определенного

возраста – 16 лет).

Понятие и виды субъектов административного права

1. Понятие субъектов административного права.

2. Виды субъектов административного права.

1. Субъекты административного права - это обладатели прав и

обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий,

возложенных на него административным правом.

Субъекты административного права могут стать субъектами

административных пр-ний при наличии 3-х условий:

1. административно-правовые нормы, предусматривающие права и

обязанности субъекта

2. административной правоспособности и дееспособности субъекта

3. основание возникновения, изменения и прекращения пр-ний

(юридический факт)

Административная правоспособность – это установенная. и охраняемая

возможность субъекта вступать в административные пр-ния.

Административная дееспособность = способность субъектов своими

действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности,

реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

В качестве субъекта административного права можно рассматривать РФ,

субъектов РФ, государственные и негосударственные организации. В этой роли

они обладают административной правоспособностью, но в конкретных

административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной

дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

Субъект административно-правовых отношений - это лицо или

организация, которые в соответствии с действующим законодательством,

являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами

административного права, наделены определенными правами и обязанностями в

сфере государственного управления и способны их осуществлять.

2. Субъекты административного права могут быть индивидуальные и

коллективные.

Индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица

без гражданства.

Коллективные:

1) государственные организации

а) органы исполнительной власти

б) государственные предприятия, учреждения, организации и их

объединения

в) структурные подразделения органов исполнительной власти,

наделенные собственной компетенцией

2) негосударственные организации

а) общественные объединения (повт, виды)

б) трудовые коллективы

в) коммерческие структуры

г) органы местного самоуправления

Граждане как субъекты Административного права

1. Административно-правовой статус граждан

2. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти

3. административно-правовые гарантии прав граждан

Н/а: Конституция РФ

Закон РФ "О гражданстве" от 28 ноября 1991г.

Федеральный конституционный закон "Об уполномоченном по правам

человека в РФ от 26 февраля 1997 г.

Положение "О комиссии по правам человека при Президенте РФ" от 18

октября 1996 г.

1. Административно-правовое положение граждан определяется объемом и

характером административной правосубъектности:

1) административная правоспособность – это способность гражданина

иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права и

выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного

управления. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью

2) административная дееспособность - способность гражданина своими

действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности,

предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в

соответствии с административными нормами.

(В качестве субъектов административного права можно рассматривать РФ,

субъектов РФ, гос.).

Виды административной дееспособности:

1. полная, наступает с 18 лет

2. ограниченная, с 16 лет

На административную дееспособность влияет наличие у граждан

определенных заболеваний – душевная болезнь, слабоумие. В силу указанных

обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью

недееспособными.

Ст. 20

Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время

совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии

невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчет в своих действиях или

руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного

расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного

состояния.

2. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти

закреплены в Конституции РФ.

Права граждан: ст. 27, 31, 32 (ч. 1,4), 33, 42.

Обязанности: ст. 57, 58, 59.

Объем административной правосубъектности иностранных граждан и лиц

без гражданства уже, чем граждан РФ.

1. Они не могут занимать государственные должности.

2. Заниматься деятельностью, связанной с принадлежностью к

гражданству РФ (избирать и быть избранными).

3. Они не несут воинской обязанности

4. В отношении их допускается ограничение в передвижении и места

жительства в целях обеспечения безопасности. Иностранные граждане,

прибывшие в РФ для постоянного проживания, обязаны получить в ОВД вид на

жительство и в установленный срок зарегистрироваться.

Ст. 184

Нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил

пребывания в СССР, т.е. проживание без документов на право жительства,

несоблюдение установленного порядка регистрации или прописки либо

передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении

определенного им срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного

переезда через территорию СССР влечет взыскание штрафа.

Ответственность несут также должностные лица предприятий, учреждений,

организаций, принимающих в СССР иностранных граждан.

Непринятие гражданами, пригласивших в СССР иностранных граждан и лиц

без гражданства по частным делам и предоставившим им жилую площадь, мер к

обеспечению в установленном порядке их своевременной регистрации, прописки

или выписки влечет взимание штрафа. Ответственность несут и лица,

предоставляющие иностранным гражданам и лицам без гражданства жилища,

транспортных средств или оказывающих –им иные услуги в нарушение

установленных правил пребывания иностранными гражданами и лицами без

гражданства в СССР и правил транзитного переезда их через территорию СССР,

3. Предусмотрены в Конституции РФ (ст. 45, 46).

Для усиления гарантий соблюдения прав граждан создана комиссия по

правам человека при Президенте РФ и введена должность Уполномоченного по

правам человека в РФ, назначен Государственной Думой (Олег Нестеров),

который рассматривает жалобы граждан на действие государственных органов и

должностных лиц, если заявитель ранее обжаловал эти действия в судебном или

административном порядке и не согласен с решением, принятым по жалобе.

ПРАВА

Ст. 27

1. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право

свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет

право беспрепятственно возвращаться в РФ.

Ст. 31.

Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить

собрания, демонстрации, шествия и пикетирование.

Ст. 32 (ч. 1, 4)

1. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами

государства как непосредственно, так и через своих представителей

4. Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Ст. 33

Граждане РФ имеют право обращаться лично , а также направлять

индивидуальные и коллективные обращения в гос. органы и органы местного

самоуправления

Ст. 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную

информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиняющего его здоровью

или имуществу экологическим правонарушением.

ОБЯЗАННОСТИ

Ст. 57

каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы,

устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков,

обратной силы не имеют.

Ст. 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно

относиться к природным богатствам.

ГАРАНТИИ

Ст. 59 – в./ с

Ст. 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ

гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не

запрещенными законом.

Ст. 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействия) органов государственной

власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и

должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ

обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если

исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства прав. защиты.

Исполнительная власть как Субъект административного права

1. Понятие и виды органов исполнительной власти.

2. Президент и его полномочия в сфере исполнительной власти.

3. Федеральные органы исполнительной власти.

4. Органы исполнительной субъектов РФ.

Н/а Конституция РФ, гл. 4-6

Федеральный конституционный закон "О правительстве РФ" от 31 декабря

1997

Указ Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной

власти" от 14 августа 1996 г. Указ Президента "О структуре федеральных

органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г.

Указ президента "О совершенствовании структуры федеральных органов

исполнительной власти" от 17 марта 1997 г.

1. Орган исполнительной власти – это организация, которая являясь

частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию,

территор. масштаб. деятельности, образована в соответствии

законодательством, наделена правом выступать по поручению государства,

призвана в порядке осуществления исполнительной и распорядительной

деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственных, социально-

культурных, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым

управлением.

Виды органов исполнительной власти:

1. в соответствии с федеральным устройством

а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство,

федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы,

федеральные надзоры, департаменты, главные управления, агентства).

б) органы исполнительной власти РФ

2. В зависимости от объема и характера компетенции

а) органы общей компетенции, которые осуществляют управление

большинством отраслей, их сферой деятельности.

Правительство, администрация субъектов.

б) органы отраслевой (спец.) комп. – осуществляют руководство

отдельными сферами или отраслями управления (министерства, ведомства,

структурные подразделения администрации).

в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают спец. вопросами

управления, имеющими межотраслевое значение. Государственные комитеты,

федеральные комиссии и надзоры.

г) органы смешанной компетенции, т.е. органы, имеющие признаки как

отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности.

Министерство здравоохранения РФ руководит подведомственными органами

здравоохранения и осуществляет межотраслевое управление мед. службами МВД и

мин. обороны.

3. по порядку разрешения подведомственных вопросов.

а) единоначальные органы, в которых основные вопросы разрешаются их

руководителем. Администрации, министерства

б) коллегиальные, решающие основные вопросы на коллегиальной основе,

т.е. большинством голосов, входящих в их состав. Правительство,

государственные комитеты.

2. Президент формально не является главой исполнительной власти, но

он активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов.

Это выражается в следующих формах:

1. непосредственно, т.к. многие из федеральных органов исполнительной

власти подчинены ему непосредственно. (администрация Президента,

Правительство, некоторые министерства)

2. косвенно, т.е. через Правительство. Правительство руководит

министерством.

повт. полн. П-та в сфере исполнительной власти ст. 83 КРФ.

3. Федеральная исполнительная власть является двуступенчатой.

Правительство и федеральные органы (министерства и др.)

повт. состав и компетенцию П-ва, ст. 110, 114 Конституции РФ.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят:

1. федеральные министерства, это федеральный орган исполнительной

власти, проводящий государственную политику и осуществляет управление в

установленной сфере деятельности, а также координирующий в этой сфере

деятельности деятельности иных органов исполнительной власти. Министерством

единолично руководит министр, который по должности входит в Правительство,

издает приказы, распределяет обязанности между заместителями.

ст. 260 МВД РФ

Министерство здравоохранения РФ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.