Конституционные основы местного самоуправления РФ
Конституционные основы местного самоуправления РФ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ
СЛУЖБЫ РФ
Второе высшее образование
Юридический факультет
РЕФЕРАТ
на тему № 26: «Конституционные основы местного самоуправления РФ»
по курсу: Конституционное право РФ
Слушатель Семёнов В.Г.
Преподаватель проф. Альхименко В.В.
Москва
1999 год.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
1. Введение. 3
2. Что такое “ местное самоуправление”? 4
3. Определение “общих принципов” местного самоуправления 9
4. Финансовые основы местного самоуправления 10
5. Местное самоуправление и Федерация 14
6. Заключение 15
7. Список использованной литературы 16
1. ВВЕДЕНИЕ.
Никто не станет отрицать, что роль местного самоуправления неуклонно
возрастает и приобретает общегосударственное значение. Муниципальные органы
сегодня не только решают самые насущные жизненные проблемы людей, они
являются важнейшим слагаемым в деле формирования гражданского общества в
современной России, составляют одну из основ демократического строя.
Принятие Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" и вступление его в силу с 1 сентября
1995 г. стало новым этапом в процессе формирования местного самоуправления
в современной России. Накопленный к этому времени опыт показал, что на пути
реализации Федерального закона возникает много проблем, связанных не только
с созданием необходимой материально-финансовой базы местного
самоуправления, но и с оценкой Закона, толкованием его отдельных положений
и норм, пониманием самой концепции местного самоуправления, лежащей в
основе Закона, наконец, содержания Общих принципов организации местного
самоуправления.
Становление местного самоуправления - один из центральных вопросов
развития конституционного строя и всего государственного механизма нашей
страны.
Необходимость разделения властей является прямым следствием
разделения и противостояния индивидуального и социального интереса, чаяний
в жизни малых, так или иначе спаянных (например, объединенных проживанием
на одной небольшой территории) групп населения и крупных социальных
образований. Наличие двух фундаментов и равная опора на них, т.е. баланс и
разделение общественных свобод (часто называемых общественными
обязанностями) и свобод индивидуальных, баланс и разделение законов, баланс
ветвей власти и их функций - вот основной принцип, согласно которому должно
строиться здание общественной жизни. Только в таком случае это здание может
устоять во времена потрясений, выдержать губительный для любой жесткой
социальной конструкции напор технологических новшеств, изменений среды
обитания, честолюбивых замыслов отдельных представителей политической и
интеллектуальной элиты, конкуренции этнических и региональных групп.
Всяческие дефиниции местного самоуправления - в его Советском
варианте, в муниципальном, или в любом другом, — должны исходить из наличия
двух оснований здания общественной жизни. Это, во-первых, учет своего,
местного интереса. Должно реализовываться именно местное САМОуправление.
Советы (муниципалитеты, или какие-либо другие органы местного
самоуправления) должны хозяйствовать в интересах людей, а не клянчить у
центральной власти. Эти органы должны получать больше свободы, больше
материальных средств, они должны править вместе с населением, используя все
формы прямой демократии. Должна быть обширная и тщательно оберегаемая сфера
компетенции этих органов. Однако и, во-вторых, местное управление должно
быть проводником общего интереса, должно действовать в единой связке с
Центром и быть вписанным в структуру Федеральной власти. С этой точки
зрения, следует говорить о местном УПРАВЛЕНИИ.
Неоднозначность местного самоуправления порождает двойственность его
идеалов. Оно призвано и защищать права (и свободы) населения от диктата
Центра, и доводить до населения упорядочивающую волю этого Центра. Говоря
коротко, идеалами местного самоуправления являются свобода проживающих на
одной территории граждан и общественный порядок.
Для Российской Федерации это стремление ее субъектов присвоить себе
максимум суверенитета всегда было чревато серьезными конфликтами, а сейчас
еще и угрожает целостности России. Единственным "противоядием" центробежных
тенденций является самостоятельность небольших компактных территорий
проживания населения - местное самоуправление. Должны быть гарантии
местного самоуправления против республик, против областей и краев. Только в
таком случае можно остановить распад Федерации.[1]
2. ЧТО ТАКОЕ “МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ”?
Федеральный закон “Об общих принципах организации местного
самоуправления” от № -ФЗ (в ред. от 17.03.97 г. № 55-ФЗ) в соответствии с
Конституцией Российской Федерации определяет роль местного самоуправления в
осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы
местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления,
устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в
Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и
гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою
ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через
органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из
интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное
самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ
конституционного строя Российской Федерации (ст.2).
Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными
законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами
субъектов Российской Федерации.
Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации вопросов
местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации,
устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить
Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону,
ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.
В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в
законах, положениям Конституции Российской Федерации, настоящего
Федерального закона применяются положения Конституции Российской Федерации,
настоящего Федерального закона.
Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное
самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных
образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав
граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а
также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление
местного самоуправления как непосредственно, так и через своих
представителей независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в
органы местного самоуправления.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы местного
самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с
документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы
человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой
полной и достоверной информации о деятельности органов местного
самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Предметы ведения местного самоуправления (ст.6):
1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения,
а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться
органы местного самоуправления.
2. К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их
соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного
бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых
вопросов местного значения;
4) комплексное социально - экономическое развитие муниципального
образования;
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых
помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного,
основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений
здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных
органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их
деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных
образований;
10) создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории муниципального
образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения,
месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для
строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-
и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного
значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных
учреждений, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли,
общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном
образовании;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной
собственности;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации
муниципального образования;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в
муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального
образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании,
организация муниципальной пожарной службы.
Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая
самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между
муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального
образования другому не допускается.
Положения данного Федерального закона в равной мере распространяются
на республики, края, области, города федерального значения, автономную
область, автономные округа.
Муниципальное образование имеет Устав, в котором указываются:
1) границы и состав территории муниципального образования;
2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального
образования;
3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении
вопросов местного значения;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименование и полномочия выборных, других органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
6) срок полномочий депутатов представительных органов местного
самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления,
выборных должностных лиц местного самоуправления;
7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов
органов местного самоуправления;
8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного
прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных
должностных лиц местного самоуправления;
10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов
местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления,
основания и порядок прекращения их полномочий;
11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
12) условия и порядок организации муниципальной службы;
13) экономическая и финансовая основа осуществления местного
самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью;
Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным
образованием самостоятельно. Устав принимается представительным органом
местного самоуправления или населением непосредственно.
Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации
в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации обязаны создавать необходимые
правовые, организационные, материально - финансовые условия для становления
и развития местного самоуправления, и оказывают содействие населению в
осуществлении права на местное самоуправление (ст.9).
Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы,
эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально
- экономические, национальные и иные местные традиции (ст.11).
К органам местного самоуправления относятся:
1. Выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным
законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных
образований.
2. Другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных
образований.
Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных
образований является обязательным.
Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами
муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов
местного значения.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами
государственной власти и государственными должностными лицами не
допускается.
Структура органов местного самоуправления определяется населением
самостоятельно.
Органы местного самоуправления:
1. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов,
избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при
тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации.
Численный состав представительного органа местного самоуправления
определяется уставом муниципального образования.
В исключительном ведении представительных органов местного
самоуправления находятся:
1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального
образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального образования,
утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление местных налогов и сборов;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной
собственностью;
6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных
образований.
В отдельных поселениях уставом муниципального образования в
соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть
предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов
местного самоуправления собраниями (сходами) граждан (ст.15).
2. Исполнительный орган - уставом муниципального образования могут быть
предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного
должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного
самоуправления на территории муниципального образования, а также должности
иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица
местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению
Страницы: 1, 2
|