Избирательная система в РФ
тот же период ранее зарегистрированные межрегиональные, региональные и
местные политические общественные объединения либо трансформируются в
структурные подразделения новых политических партий, либо утратят статус
политического объединения и будут действовать как общественные объединения
на основании их уставов, которые будут применяться в части, не
противоречащей комментируемому Федеральному закону.
Основными принципами деятельности политических партий провозглашаются
законность и гласность, свобода партий в определении своей внутренней
структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением установленных
законом ограничений. Запрещается создание и деятельность политических
партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение
основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации,
подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований,
разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Деятельность политических партий также не должна нарушать права и свободы
граждан, гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами.
В соответствии с Законом политическая партия может быть создана на
учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в
политическую партию общероссийской общественной организации,
общероссийского общественного движения. Для подготовки и проведения
учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета.
В случае же преобразования действующего общественного объединения в
политическую партию образование организационного комитета необязательно.
Политические партии и их региональные отделения подлежат государственной
регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица. При этом
регистрация региональных отделений осуществляется после регистрации
политической партии и должна быть завершена более чем в половине субъектов
Федерации не позднее чем через шесть месяцев со дня регистрации
политической партии. Только после этого политическая партия может
осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае
свидетельство о государственной регистрации политической партии утрачивает
свою силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный
реестр юридических лиц, аннулируется.
В целях обеспечения демократических принципов в организации и
деятельности политических партий Законом предусматриваются требования к их
уставам. Соблюдение этих требований позволит обеспечить выборность и
сменяемость руководящих органов политических партий, а также
демократическую процедуру принятия решений, в том числе при выдвижении
кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и
органы местного самоуправления.
Согласно Закону членство в политической партии является добровольным,
фиксированным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть
граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть
членами политической партии иностранные граждане, лица без гражданства, а
также лица, признанные судом недееспособными. Ограничение права на
вступление в политические партии или обязанность приостановления членства в
политической партии может устанавливаться для определенных категорий
граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и
федеральными законами. Член политической партии может состоять только в
одном региональном отделении данной политической партии - по месту
постоянного или преимущественного проживания.
В целях обеспечения финансовой прозрачности деятельности политических
партий Законом определяется порядок формирования денежных средств и иного
имущества политической партии, а также порядок представления партией
ежегодно финансовых отчетов.
В качестве одного из видов государственной поддержки политических партий
предусматривается ежегодное государственное финансирование партий по
результатам их участия в выборах, а не в период проведения самих выборов,
как это предусмотрено действующим законодательством. Такая форма
финансирования политических партий достаточно широко распространена в
мировой практике. Государственное финансирование политической партии (за
счет средств федерального бюджета) осуществляется при условии, что
выдвинутый этой партией либо избирательными блоком, в состав которого
входила партия при проведении выборов, федеральный список кандидатов на
выборах депутатов Государственной Думы или кандидат на должность Президента
Российской Федерации получил не менее 3% голосов избирателей, принявших
участие в голосовании, либо по одномандатным избирательным округам по
выборам в Государственную Думу было избрано не менее 12 кандидатов,
выдвинутых политической партией или избирательным блоком. Выделение
бюджетных средств в указанных целях предусматривается начать с 2004 года.
Поскольку политические партии играют особую роль в организации
электоральных процессов, Законом установлено, что политические партии
являются единственным видом общественных объединений, которые обладают
правом самостоятельно выдвигать кандидатов при проведении выборов в органы
государственной власти (эта норма вступит в силу по завершении
двухгодичного переходного периода). Одновременно определены критерии, в
соответствии с которыми партия признается участвующей в выборах:
а) выдвинутый ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит)
и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
б) выдвинутых ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит)
и зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации не менее чем в 5 процентах
одномандатных избирательных округов;
в) выдвинутого ею (или избирательным блоком, в состав которого она
входит) и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской
Федерации;
г) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и
зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица
субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10
процентах субъектов Российской Федерации;
д) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и
зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты
законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации
не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации;
е) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и
зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы
местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской
Федерации.
В случае если в течение пяти лет после создания партии ее участие в
выборах не соответствует установленным критериям, такая политическая партия
подлежит ликвидации.
Законом предусмотрены и иные основания ликвидации политической партии, а
также основания приостановления ее деятельности.
В связи с принятием Федерального закона "О политических партиях"
предусмотрено внесение соответствующих изменений и дополнений в Федеральный
закон "Об общественных объединениях", а также в федеральные законы,
устанавливающие гарантии избирательных прав граждан и регулирующие порядок
проведения выборов в органы государственной власти и органы местного
самоуправления.
Не принижая огромной позитивной роли, которой новый Федеральный закон
должен сыграть в совершенствовании общественно-политических отношений,
нельзя не отметить и ряд внутренних противоречий, содержащихся в Законе,
которые могут породить определенные проблемы на практике.
Закон запрещает создание и деятельность на территории Российской
Федерации политических партий иностранных государств и структурных
подразделений указанных партий. Членами российских политических партий не
вправе быть иностранные граждане и лица без гражданства. Вместе с тем Закон
разрешает политическим партиям устанавливать и поддерживать международные
связи с политическими партиями и иными общественными объединениями
иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации.
Аналогичным образом право политических партий создавать объединения и
союзы с иными общественными объединениями, в том числе вступать с ними в
избирательные блоки, плохо согласуется с запретом на создание политических
партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной
принадлежности, поскольку для общественных объединений таких ограничений не
установлено.
В течение двух лет наряду с регистрацией вновь образующихся
политических партий предстоит перерегистрация, назовем это так, уже
существующих политических общественных объединений, которые примут решение
о преобразовании в политические партии. По истечении указанного срока
общероссийское политическое общественное объединение, не преобразовавшееся
в политическую партию, утрачивает статус политического общественного
объединения и действует как общероссийская общественная организация или
общероссийское общественное движение на основании устава, который
применяется в части, не противоречащей Закону "О политических партиях".
3.3. Законодательство о выборах и законодательство о СМИ и свободе
информации
В ходе выборов в Государственную Думу в 1999 г. высветилась одна из
существенных особенностей Федерального закона "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а именно:
он оказался недостаточно согласован с законодательными актами,
регулирующими свободу слова и свободу массовой информации. Как известно, в
период проведения выборов в Государственную Думу деятельность средств
массовой информации осуществляется в общем режиме, установленном
Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О
средствах массовой информации", а также некоторыми иными законодательными
актами о средствах массовой информации с учетом ряда специальных требований
и ограничений, предусмотренных в Федеральном законе "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и в
Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации". Однако последние
законы содержат весьма противоречивое регулирование участия средств
массовой информации в избирательных кампаниях. Этими нормами должны
руководствоваться как руководители средств массовой информации, так и
журналисты, участвующие в освещении избирательной кампании. Соответствующие
правила обязательны и для непосредственных субъектов избирательного
процесса (кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков),
являющихся в избирательной кампании партнерами СМИ. В итоге в период
выборов обостряются вопросы о пределах регулирования деятельности СМИ в
период избирательной кампании.
В тех случаях, когда избирательные комиссии, осуществляя контроль за
предвыборной агитацией, исходили из приоритета норм избирательного
законодательства над положениями законодательства о СМИ, это вызывало
естественное сопротивление СМИ и приводило к определенной дестабилизации
избирательного процесса. Зачастую ограничительное регулирование
предвыборной агитации средствами избирательного законодательства, имея в
виду достижение одних целей, на деле приводило к достижению результатов,
которые весьма сложно объяснить с точки зрения логики Конституции, да и
общепринятых норм проведения выборов в демократическом обществе. Так,
согласно Федеральному закону "О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации" (пункт 4 статьи 56), кандидат,
зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, не вправе
воспользоваться бесплатным эфирным временем на каналах организаций
телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 2 статьи 55 Федерального
закона (т.е. общероссийских государственных организаций телерадиовещания).
Указанная норма была введена в закон с учетом опыта парламентских выборов в
1995 г. для того, чтобы руководители так называемых "карликовых"
избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов по федеральному
избирательному округу, не могли использовать бесплатное эфирное время,
предназначенное для избирательного объединения в целом, для поддержки
избирательной кампании лидера партии, зарегистрированного по одномандатному
избирательному округу. На практике же получилось, что многим известным
политикам, лидерам политических партий и движений создавались препятствия
для выступлений с изложением позиции партии, движения на каналах
общероссийских государственных телерадиокомпаний в счет бесплатного
эфирного времени.
Перед законодателем стоит задача согласовать избирательное
законодательство с законодательством о СМИ, обеспечив последовательное
соблюдение всех прав и свобод граждан в период избирательных кампаний.
Ограничения, налагаемые в соответствии с законом о выборах на ведение
агитации через СМИ зарегистрированными кандидатами, избирательными
объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные
списки кандидатов, не могут затрагивать свободы выражения мнений по
политическим вопросам в СМИ для граждан, общественных объединений. Жесткое
запретительное регулирование в данном направлении способно создать
существенные препятствия для осуществления свободы слова, свободы массовой
информации, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
3.4. Законодательство о государственной службе
В отношении использования "административного ресурса" избирательным
законодательством установлены определенные запреты. В частности:
- зарегистрированным кандидатам, замещающих согласно Федеральному
закону "Об основах государственной службы Российской Федерации"
государственные должности категории "А", запрещается использовать
преимущества своего должностного положения;
- зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной и
муниципальной службе, должны быть освобождены на время участия в выборах от
выполнения служебных обязанностей и также не вправе использовать
соответствующие преимущества;
- зарегистрированный кандидат, замещающий государственную должность
категории "А" или выборную муниципальную должность, вправе вести
предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных
обязанностей время.
Вместе с тем законодательством о государственной службе недостаточно
регулируется ряд весьма значимых для избирательного процесса правовых
понятий. К их числу можно отнести, например, такие как "рабочее время" и
"время отдыха", "иная служебная зависимость" (например, по отношению к
должностям категории "А"). Без нормативного уточнения этих понятий
невозможно реально ограничить использование баллотирующимися чиновниками
любых рангов своих полномочий и возможностей. В результате нарушается
принцип равенства кандидатов, являющийся базовым для всей системы
избирательных правоотношений в цивилизованном обществе.
Особое качество приобретает "административный ресурс" в случаях
активного участия ведущих представителей как исполнительной, так и
законодательной власти федерального и регионального уровня в создании и
поддержке деятельности общественно-политических организаций, выступающих в
роли избирательных объединений и блоков. В то же время согласно статье 11
Федерального закона "Об основах государственной службы Российской
Федерации" государственным служащим запрещено использовать служебное
положение в интересах общественных объединений, а также использовать в
неслужебных целях средства материально-технического, финансового и
информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную
информацию.
Таким образом, для предотвращения вышеуказанных злоупотреблений
служебным положением в период избирательной кампании требуется, с одной
стороны, конкретизация положений законодательства о государственной службе,
ограничивающих подобные нарушения, а с другой более последовательное
соблюдение запретов и ограничений, имеющихся в действующем избирательном
законодательстве. Вместе с тем следует также признать, что решение ряда
вопросов связано не только с законодательным регулированием, но и с
упрочением этических начал государственной службы.
3.5. Законодательство о благотворительной деятельности, гражданское
законодательство
Статус благотворительных организаций и порядок их деятельности
определяются Федеральным законом "О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях". Согласно статье 6 этого Федерального
закона благотворительной организацией является неправительственная
(негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная
для реализации предусмотренных этим Федеральным законом целей путем
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|