История России (шпаргалка)
История России (шпаргалка)
Уважаемые студенты, и не только!
Эти шпаргалки по Истории России были созданы по лекциям одноименного
предмета в Новосибирском Государственном Университете в 2000 году на
Экономическом факультете для 1-го курса (лектор: Борзенков А.Г.).
Орфография, пунктуация и стилистика оставляют желать лучшего.
Ну, и, наверное, все знают как делаются шпаргалки: ставится мелкий шрифт и
2 колонки.
Удачи!!!
Студенты НГУ
Сокращения:
ВРК – военно-революционный комитет
ВРЦ – военно-революционный центр
СНД – съезд народных депутатов
Роль исторической культуры в жизни общества
Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.
(А.С. Пушкин).
В России нет исторической памяти потому, что мы начинаем каждый день с
чистого листа и поэтому обречены, чтобы повторять одни и те же ошибки.
(Чаадаев)
История есть политика опрокинутая в прошлое. (М. Н. Покровский 19 в)
Кто владеет прошлым, тот владеет будущим. (Оруэлл – писатель-фантаст 20 в)
Советский Союз – это страна, которая имеет непредсказуемую историю
(соврем.)
Если выстрелить в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в вас из
пушки. (Гамзатов Расул соврем.)
Стабильность общества: экономика (разрушена), авторитет властей (принцип
соц-й справедливости нарушен), авторитет собственной истории. Это три кита.
Поэтапно произошла дискредитация всех трёх принципов. Это и причина развала
СССР.
Овладение исторической культурой позволяет реализовать два подхода к
историческому прошлому:
1 рассматривать прошлое с позиции науки (выявление закономерностей).
История России, как историческая наука, занимается реконструированием
прошлого с целью выявления общего (закономерного) и особенного (специфика).
2 Сформулировать исторические уроки, как для политического руководства
страны, так и для общественности (населения, а им интеллигенции).
21-й век будет веком гуманитарных наук или его не будет. (Леви-Стросс)
Терминология
| |Правые силы |Левые силы |
| |Консервативные, реакционные|Сторонники революционных |
| |силы |преобразований в обществе, |
| | |сторонники социализма. |
|В обл. экономики |Ставка на частную |До сер 80-х отрицательно |
| |собственность |относились к частной |
| | |собственности. Акцент на |
| | |общественную. |
|В обл. политики |Идеалы: фашистские и |Отрицают буржуазную |
| |милитаристские группировки.|демократию. Идеал – |
| |Буржуазная демократия – |государство диктатуры |
| |полный плюрализм, признаки |пролетариата или другой |
| |демократической формы |диктатуры трудящихся. |
| |государства | |
|Социальная сфера |Выступают против соц. |За принцип соц. |
| |Справедливости, |справедливости. |
| |дифференциация в доходах. |Поддерживают общественные |
| |Борьба с соц. Программами. |программы, доступные для |
| | |широких слоев населения. |
|Идеология |Идея индивидуализма. |Отстаивали идеи |
| |Подогревают |интернационализма. |
| |националистические | |
| |настроения в обществе. | |
Правые силы:
1 когда они у власти – выступают против назревших перемен в обществе.
(Россия – НДР, Выбор России, Явлинский; Германия – ХДС; США –
республиканцы)
2 правые силы в оппозиции – выступают за реставрацию дореволюционных
порядков
После перестройки: социализм – тупиковый вариант, капитализм –
прогрессивный вариант. Левые стали правыми. Правые стали левыми т. к. кон
80-х выступают за рынок.
Ситуация до сер 90-х годов.
Бандитский капитализм – Немцов. Сегодня реабилитация понятия левых сил.
Всё вернулось обратно.
Ревизионизм – пересмотр в области теории основных принципов того или иного
политического течения.
Оппортунизм – диссидентская (инакомыслящая) деятельность в области
политической практики.
Уклон – отход от генеральной линии политической партии,
недифферинцированная диссидентская деятельность.
Правый уклон – реформистская деятельность в революционном движении. Нельзя
путать правый уклон и правые силы. Социальная база правого уклона – часть
мелкой буржуазии, рабочая аристократия, либеральная интеллигенция, отсталые
слои рабочего класса в благоприятных экономических условиях. Мелкая
буржуазия – не буржуа, а мелкие собственники города и деревни. (середняки).
Либеральная интеллигенция – часть интеллигенции, которая выступает за
демократические преобразования, но не последовательно.
Левый уклон – ориентация ряда участников революционного движения на
радикальные методы преобразования общества.
Радикализм – синоним суперреволюционности, форсирование революционного
процесса.
Тоталитаризм
Тоталитаризм – (целостность, целое) 1 пол 20-ого века для характеристики
политических и государственных систем, стремящихся к полному контролю над
всей жизнью общества в целом и над каждым человеком в отдельности. Критики:
Муссалини впервые упомянули термин тоталитаризм.
Тоталитаризм: 1 чёрный фашизм 2 красный социализм
1 Политика. Господство одной партии.
2 Идеология. Монополия одной идеологии.
3 Экономика. Стремление к единому экономическому базису. Господствует
одна форма собственности.
4 Внешняя политика. Изоляция от внешнего мира. Железный занавес. Внутри
страны создаётся образ врага.
5 Внутренняя политика. Сочетание политики кнута (репрессии против
инакомыслящих, против реальной оппозиции) и пряника (экономические подачки,
спекуляция на патриотических чувствах, альтруистических – бескорыстных).
Авторитаризм
Авторитаризм – государственный строй, характеризующийся режимом личной
власти, диктаторскими методами правления.
Отличие авторитаризма от тоталитаризма:
1 Политика. У авторитаризма политические партии не играют большой роли.
2 Идеология. У авторитаризма больше предпосылок для дальнейших
преобразований (после смерти диктатора).
3 Экономика. Авторитаризм допускает больший плюрализм форм
собственности.
4 Внешняя политика. Авторитаризм не изолируется от внешнего мира.
5 Внутренняя политика. Сочетание репрессивных и патернализ-х методов.
Патер – отец нации.
Авторитарный режим: 1 традиционный режим. Авторитарная власть –
монархия. 2 нетрадиционный (20 в ) – появился в условиях гражданской войны,
Пеночет (Чили), режим де Голля (Франция).
Демократия
1 Демократия, которая регулируется законом. Нач. 20 в философ Розанов:
демократия – способ, с помощью которого организованное меньшинство
управляет неорганизованным большинством .
2 Демократия – народ под влиянием демагогов, общество под влиянием
стадных инстинктов. В обществе начинают брать верх стадные инстинкты –
охлократия (власть толпы).
Олигархия – власть немногих (Березовский, Потанин)
Два вида демократии: 1 Представительная: управление обществом через
народных, выборных представителей (парламент). 2 Непосредственная:
управление обществом напрямую (референдум).
Демократия:
1 Политическая сфера: а) политический плюрализм б) власть должна
осуществляться народными представителями, а их выбирают конституционным
путём.
2 Идеология – равные условия для всех политических течений.
3 Экономика – плюрализм форм собственности.
4 Внешняя политика – политика открытости на международной арене,
поддержание демократических движений в других странах.
5 Внутренняя политика – строгое соблюдение юридических процедур
(законов). Кнут и пряник, но в строгих рамках закона. В законе всё
расписано.
Демократия – самая прогрессивная форма правления человеческого
общежития. Но так сказать нельзя т. к. подчинение большинства меньшинству.
Консенсус – решение принимается путём соглашения всех участников. Если
один не согласен, то всё!
Терминология по национальным отношениям
Племя – небольшая этническая группа в доклассовом обществе.
Народность – большая этническая группа в добуржуазном обществе
(феодальное, рабовладельческое).
Нация – историческая общность людей в индустриальном обществе.
Признаки нации:
1 наличие общей территории
2 наличие экономики на уровне промышленности
3 наличие общего языка (евреи – иврит)
4 наличие общей культуры
5 национальный характер
Этнос (более широкое понятие) – в историческом аспекте – развитие
национальной общности от племени до нации, вплоть до исчезновения.
Концепция Л. Н. Гумилёва
Книга Гумилёва – Древня Русь и великая степь.
а) Этнос. Временные рамки существования = 1200-1300 лет. Этнос проходит
4 стадии: 1 подъём 2 вершина 3 надлом 4 угасание.
б) Пассионарность – способность человека к сверхнапряжению, ради какой-
то высокой цели (жертвенная деятельность). Высшая цель может быть иллюзией.
Для возникновения каждого этноса нужна энергия, а чтобы этнос возник,
должен произойти пассионарный толчок (он дает геобиохимическую энергию (не
социальную).
Комплиментарность – совместимость, созвучие, соответствие. Может быть
положительна, а может быть отрицательна. Произошло два пассионарных толчка:
> 2 в. н.э. Проходил через Швецию, Румынию, Грецию, Египет (с севера на
юг).
> 8-10 в. Расцвет Киевского государства. 13 в. н.э. Литва, Белоруссия,
Малая Азия. 13-14 в. на европейской части возник литовский и русский
этнос (Московская Русь). Малая Азия => турки.
Концепция Гумилёва позволяет пересмотреть отношения русского и татарского
(монголо-татары) этносов. Если посмотреть на восточные летописи, то татары
назывались монголами. Современные татары не имеют отношения к татарам 13-
ого века. Современные татары ассимилированы.
Между русским и тюрко-язычными этносами была положительная
комплиментарность. Отношения складывались. Многие русские князья той эпохи
вели себя не менее жестоко, чем многие татары. Жестокость – черта той
эпохи. Немцы прокладывали себе дорогу через кровь и кости. Русские князья и
татарские ханы стали использовать друг друга в своих интересах. Татары
стали переходить на службу московских князей (скорее идеологическое
противостояние). Александр Невский после монголо-татарского нашествия
поехал в орду к хану Батыю, установил панибратские отношения (Новгород
будет использовать татаров против Швеции), т.е. Русские княжества
использовали внешнюю силу (золотую Орду).
1408 г – чудо: московское посольство послало за помощью Золотой Орды, её
получило для защиты от литовского княжества. Гумилёв считает, что процесс
сближения шёл до 20-х г 14 в. В это время в Золотой Орде раскол.
Побеждённые ушли на службу русским. Крупные идеологические изменения:
V ислам – государственная религия в орде (препятствует сближению). Орда
ориентируется на Среднюю Азию, Восток, а Москва на втором плане.
V К сер 14 в. – резкий рост русского патриотического самосознания.
Коллективным идеологом выступала русская православная церковь.
Персонально вклад внёс Сергий Радонежский. Главная заслуга – был главой
русской православной церкви, которая формировала русское самосознание,
государственность.
V Вокруг московских князей (сер 14 в.) сформировалась мощная корпорация
служилых людей. Они смысл жизни видели на военном поприще, люди с
пассионарными качествами. Люди – представители разных этносов: татары,
литовцы, мордва. Чтобы стать единым народом не хватало общей исторической
судьбы. 1380 - Куликовская битва (коллективный подвиг, битва). Население
Московской земли осознало себя русскими. Высокая цель – люди сражались за
идеал, за веру.
Формы этнических контактов по Гумилёву:
. Симбиоз – сочетание этносов. Когда каждый занимает свою экологическую
нишу, свой ландшафт и при этом полностью сохраняет свое национальное
своеобразие. Этническое взаимодействие. Симбиоз – источник силы и
могущества. Русские и тюрки – классический пример симбиоза.
. Ксения (гостеприимство - греч) – такое сочетание этносов, при которых
один этнос (гость) представляет вкрапление в теле другого этноса. Гость,
Ксения – живёт изолированно и не вмешивается в дела хозяина. Пример:
немцы (поволжские не вмешивались в дела населения). Присутствие Ксении
безвредно для коренного этноса, иногда и польза.
. Химера – соединение несоединимых этносов. Рядом поселяются два этноса,
которые имеют отрицательную комплиментарность. Этносы, как правило, не
вступают в контакт, не перемешиваются. Один этнос часто эксплуатирует
другим. Зачастую небольшой эксплуатирует большой. Примеры: Евреи, иудеи,
поволжские булгары. Чеченцы и русские. Если симбиоз – источник силы, то
химера – источник опасности.
Московская альтернатива становления средневековой Российской
государственности.
На завершающем отрезке существования династии Рюриковичей победила
московско-имперская альтернатива. В русле формирования российской империи.
Почему Москва?
1 удобное географическое положение: пересечение русских земель, удобные
водные пути. Но Москва-река – бедная золушка по сравнению с Волгой. И
другие города имели более выгодное положение.
2 Москва – этнический центр России. Но этнографы считают, что
формирование этноса не может ограничиваться городом. (Тверь, Рязань,
Новгород)
3 Москва имела удобное стратегическое положение (военно-оборонительное).
Исторические факты говорят об обратном. (более безопасный Новгород,
Архангельск)
4 Москва и её князья возглавили процесс национального сопротивления
монголо-татарскому игу. Несмотря на подвиг Д. Донского – искл. из общего
правила. Поведение московских князей – часто далеко не героично. Другая у
них тактика.
Истинные причины возвышения Москвы (руско совет. Ист. Зимин):
1 Военная – московские князья сумели создать вокруг себя мощную
корпорацию военно-служилых людей. Источник существования – военная
деятельность => Экспансия как внутри так и во вне. Два направления: 1
внутри – закабаления социальных слоёв московских князей 2 внешне – борьба с
врагами
2 Социально-экономический фактор – ликвидация свободного крестьянства,
закобаление – источник экономического обогащения московских князей и их
ближайшего окружения.
3 Религиозный (или идеологический). Московские князья сумели превратить
церковь в своего союзника. Московские князья пригласили митрополита в
Москву. Москва – центр русской православной церкви.
4 Морально-психологический. Для многих русских князей (представителей
династии Рюриковичей) Москва – своеобразный магнит. Князья стремятся в
Москву. Здесь можно прославится, все интересные события здесь происходят.
Пассионарная энергия князей (подпитка Москвы).
Московская альтернатива была не самой прогрессивной (в глобальном
масштабе) т.к. Московская альтернатива несла закабаление народа:
крестьянства+деспотичные методы управления страной.
«Москва спасла Россию, но (при этом) задушила все, что было свободного в
русской жизни» (Герцен). Апогей московской альтернативы - Иван III, Иван IV
(задушена главная феодальная республика Новгород, Псков).
Новгородская альтернатива
Синоним республиканской модели формирования русской государственности.
Не только Новгород. Обширная территория – от Финляндии до ... (от Карелии
до Урала)
Литовская альтернатива
Нынешняя Литва и средневековая – это разные вещи. Литва – одна из самых
могущественных государств Европы (военных).
Территории: в основном русские земли принадлежали Киевской Руси. От
Балтийского до Черного моря. Географический (национальный) – славянское
население стало преобладать в литовском княжестве. Идеология и культура:
русский язык – второй государственный язык, Русская правда – главный
юридический документ литовского княжества. Дополнительное + : т. к. Литва
ближе к Европе, то возможно на территории российского государства было бы
меньше деспотичных
вещей.
Демократические традиции в дореволюционной России
Предпосылки для демократической (республиканской) альтернативы:
1 феодальные купеческие республики 12- 15 веков. (Новгород и Псков). Эти
республики имели развитую демократическую систему. Вече посадник (=мэр)=> тысяцкий (военный предводитель
городского ополчения). Церковное лицо выбиралось на вече.
2 военизированные крестьянские республики по 15 век (в лице российского
казачества). Дон, Кубань, Восток, Урал, Сибирь. Принципы самоуправления:
казаческий совет, выбирали атаманов с функциями главнокомандующего (защита
границ).
3 16-17 века в России существовала практика (демократическая) земских
соборов. Сословный всероссийский парламент => Учредительное собрание. Когда
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|