рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государство и право зарубежных стран

ведущая роль президента в системе государственной власти, включая его право

брать в исключительных ситуациях всю полноту власти в свои руки (Франция),

назначать министров и увольнять их в отставку, руководить непосредственно

деятельностью некоторых министров, действовать в ряде случаев независимо от

премьер – министра и министров, издавать свои акты по некоторым важным

вопросам (назначение референдумов, применение исключительных полномочий и

др.) без контрассигнатуры премьер – министра и министров, руководить

заседаниями правительства. В полупрезидентской республике у президента есть

и такие полномочия, которые не существуют в условиях ни президентской ни

парламентарной республики. Таково, например, его право распустить или не

распустить парламент при определённых обстоятельствах, при выражении вотума

недоверия правительству.

От парламентарной республики восприняты разделение постов президента и

премьер – министра и главное – возможность ответственности правительства

перед парламентом. В полупрезидентской республике возможен вотум недоверия

(резолюция порицания). Правда, вынесение и принятие такой резолюции

порицания затруднено, поскольку требуется большое количество подписей

депутатов под проектом резолюции; если она не пройдёт, депутаты,

подписавшиеся под проектом, будут на некоторое лишены права вносить другие

резолюции недоверия. На практике такие акты крайне редки и ещё реже –

результативны (во Франции имели место единичные случаи успеха).

Во многих странах Латинской Америки существуют суперпрезидентские

республики (такой термин утвердился в зарубежной литературе). Полномочия

президента в этих странах шире, чем в США. В частности, назначение

министров и других высших должностных лиц не требует утверждения сената (в

США сенат утверждает около 6 тысяч назначений). Большую роль в политике

стран Латинской Америки традиционно играют вооружённые силы, на которые

опирается президент (их роль возросла в связи с частыми военными

переворотами, когда армия ставила и смещала президентов). Напротив, роль

политических партий традиционно слаба, ровно как и роль парламентов,

которые, как правило, послушно следуют за президентом.

В странах Африки и некоторых странах Азии в 60 – 80-х годах существовала

своеобразная форма президентской монократической (советской) республики,

хотя данная форма правления применяется только в «социалистических»

странах, где политический режим, как правило, тоталитарный, то есть

максимально удалённый от демократического. Независимо от того, как

конкретно именуются «представительные» органы в «социалистических» странах

– народные советы и Национальное собрание (парламент) во Вьетнаме, собрание

народных представителей в Китае, народные собрания в КНДР, ассамблеи

народной власти на Кубе, в доктрине этих стран более или менее

общепризнанно, что всё это – органы советского типа. Такую форму республики

использовали как лидеры стран, провозглашавшие социалистическую ориентацию

(например Гвинеи), так и в ёще большей степени государств, развивающихся по

капиталистическому пути (Тунис, Уганда, Центрально – Африканская

Республика, затем империи – Малави, Гвинея и др.).

Советская типажность проявляется в первоначальных признаках таких, как

производственно-территориальный признак формирования представительных

органов, обеспечивающих «чистоту классового состава», избрание вышестоящих

ступенями нижестоящих. В большинстве «социалистических» стран эти признаки

либо в последствии исчезли, как в СССР, либо вообще не появлялись, как в

Румынии. «Выборы» в эти органы, как правило, считались и сегодня считаются

всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании.

Для советской республики характерно:

1. Верховенство и полновластие советов либо «представительных» органов под

иными наименованиями – все остальные государственные органы (кроме

жестко централизованной прокуратуры) формируются советами

соответствующего уровня, ответственны перед ними и (или) подотчётны им

(включая даже суды).

2. Советы всех ступеней образуют единую систему, внутри которой существуют

отношения руководства и подчинения.

3. Поскольку депутаты советов выполняют свои функции, не оставляя основной

работы, сессии советов редкие и краткие, а их текущие полномочия

осуществляются их исполнительными органами на местах и особыми

сравнительно узкими коллегиальными органами в центре, решения которых

обычно подлежат последующему утверждению советами.

В условиях установленной законом однопартийности руководитель партии

провозглашался пожизненным президентом (название ключевой должности

государства может быть и другим). Парламент, состоявший из членов партии,

подчинённых президенту, реальных полномочий не имел. Президент сам был

министром многих министерств, имевших решающее значение. Последней формой

этого рода была КНДР до 1995 г., ныне форма президентской монократической

республики не существует, хотя сын покойного президента и генерального

секретаря правящей партии теперь является фактическим руководителем

страны, не занимая решающих государственных должностей.

Данная форма правления напоминает парламентарную республику, поскольку

правительство формируется «парламентом» и юридически ответственно перед

ним, но она и резко отличается от парламентарной формы тем, что никакого

баланса властей здесь нет – разделение властей даже теоретически не

признаётся; ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа,

воплощённого в советах.

Форма монократической президентской (советской) республики отличается от

правления военных хунт и других подобных «республиканских» форм тем, что

она зачастую одета в пышные «демократические» одежды, скрывающие её

диктаторскую сущность.

ВЫВОД: Из сказанного выше видно, что тенденция мирового развития форм

правления заключается в создании смешанных и гибридных форм. Соединяются не

только черты президентской и парламентарной республики, но иногда и

некоторые черты республики и монархии.

3.Конституционное закрепление форм государственного устройства. Виды форм

государственного устройства

Конституционное закрепление форм государственного устройства.

Конституция государства определяет название государства, его сущность,

содержание, форму правления, форму государственного устройства и

политический (государственный) режим.

Для примера привожу несколько статей из конституций некоторых

государств.

Основной закон Федеративной Республики Германии.

Статья 20.

1. Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным

федеративным государством.

Конституция Австрийской Республики.

Статья 2.

1. Австрия является федеративным государством.

2.Федеративное государство образуется из самостоятельных земель:

Бургенланда, Каринтии, Нижней Австралии, Зальцбурга, Штирии, Тироля,

Форарльберга, Вены.

Конституция Бельгии.

Статья 1.

Бельгия является федеративным государством, состоящем из сообществ и

регионов.

Конституция Португальской Республики.

Статья 6.

Государство является унитарным и уважает в своей организации принципы

автономии местных органов власти и демократической децентрализации

государственного управления.

При анализе приведённых выше статьей конституций, и конституций других

государств видно, что форма государственного устройства может закрепляться

в конституции прямо, то есть в конкретной статье или пункте статьи ( как в

конституциях Португалии, Бельгии, Германии, Австрии и др.), и косвенно, то

есть когда в конституции нет прямого указания на форму государственного

устройства конкретного государства, но она вытекает из общего текста

конституции (Греция, Франция и Испания Италия и др.).

Форма государственного устройства – это территориальная организация

государственной власти, территориальное устройство, взаимоотношение между

государством и составляющими его частями, между отдельными частями

государства, между центральными и местными органами власти. Принято

различать три основные формы государственного устройства: унитарное

государство, федерацию и третья форма – так называемое регионалистическое

(конфедерация) государство (Италия, Испания и др.), но это в основном

переходная форма, соединяющая некоторые черты унитаризма, автономии и

федерализма.

Унитарное государство (от латинского unus – один)– это целостное

централизованное государство, административно-территориальные образования

которого не имеют статуса государственных образований. Оно состоит из

администраивно-территориальных единиц – областей, провинций, губерний,

которые затем делятся на районы, уезды, а последние – на общины, коммуны и

др. в отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяются

города, особенно крупные, города и крупные сёла тоже часто имеют статус

общин, иногда органы местного самоуправления существуют и в мелких,

входящих в общину (выборные старосты, солтысы – в Польше, кметы в

Болгарии). Число звеньев в административно-территориальном делении может

быть различным. В единичных очень мелких государствах, например Науру и

Тувалу в Океании, каждое из которых насчитывает менее 10 тыс. жителей,

вообще нет административно-территориального деления, в некоторых странах

оно двухзвенное (округа или области и общины), в иных – четырёхзвённое

(Франция). Наиболее распространено трёхзвённое административно-

территориальное деление типа: область–район–община. Некоторые из таких

единиц рассматриваются в качестве территориальных коллективов, и тогда в

них создаются местные органы самоуправления, другие такого статуса не

имеют, и в этом случае создаются только органы местного управления.

Наряду с административно-территориальными единицами в унитарном

государстве могут быть одно или несколько автономных образований. В

зависимости от этого различаются простые и сложные унитарные государства. В

простом унитарном государстве существуют только административно-

территориальные единицы, в сложном есть автономия. В отдельных унитарных

государствах Африки являющихся республиками (Уганда, Гана, Намибия и др.),

есть своеобразные единицы – традиционные королевства, восстановленные в 90-

х годах.

По степени централизации принято различать централизованные и

относительно децентрализованные унитарные государства (всякое унитарное

государство в определённой степени централизованно). В централизованном

унитарном государстве на места (в региональные, а иногда, в частности, в

некоторых развивающихся странах и в общинные звенья) назначаются из центра

чиновники, которые либо управляют этими территориями (нередко это бывает в

районном звене, в Болгарии и Польше – в областном), либо руководят

определёнными сферами (полицией, охраной общественного порядка) и

осуществляет контроль за законностью деятельности органов местного

самоуправления (например, в режьонах и департаментах Франции), либо

заниматься и тем и другим. Полностью централизованных унитарных государств

нет, в общинном (низовом) звене существуют те или иные выборные органы

местного самоуправления, которые нередко сохраняются даже в условиях

военных режимов (в современной Нигерии).

В децентрализованном унитарном государстве нет назначаемых на места

чиновников, во всех звеньях административно-территориального деления

(областного, районного, общинного характера) существуют только выборные

органы (советы) или выборные должностные лица. Это органы (советы) общей

или отраслевой компетенции (например, шерифы графств - начальники полиции в

штатах США). Советы нанимают или утверждают государственных служащих для

управления отдельными отраслями местной жизни (Великобритания и др.). У

выборных советов

Существует своя, определённая советом, компетенция, в которую центральные

органы не вправе вмешиваться (кроме чрезвычайных событий или нарушения

законов, и то в последнем случае такое вмешательство осуществляется через

суд). В России в соответствии с законом об обших принципах местного

самоуправления 1995 г. назначенных на места чиновников обшей компетенции

быть не должно, органы самоуправления и главы местных администраций

избираются.

Сказанное выше о централизованном и децентрализованном унитарном

государстве относится к субъектам федерации – государственным образованиям

(штатам, провинциям, землям и т.д.). Они подразделяются на административно-

территориальные единицы. Их устройство может быть централизованным

(субъекты федераций в Венесуэле, Индии и др.) и децентрализованными (штаты

в США, кантоны в Швейцарии, различные субъекты Федерации в России).

Федеративное государство – это государственное устройство, при котором

несколько суверенных государств или государственных образований образуют

одно союзное (федеративное) государство. Термин “федерация” происходит от

латинского глагола “federate”- объединять, укреплять союзом. Федерация –

сложное государство. В отличие от унитарного, которое состоит только или в

основном из административно-территориальных единиц, составными частями

федерации являются государства-члены или государственные образования. Они

занимают всю или подавляющую часть территории (в некоторых государствах,

например в США, наряду с субъектами существуют и другие единицы –

федеральные территории, федеральные владения, федеральный округ, которые

управляются особым образом).

Большинство федераций – это крупные или средние государства. В

совокупности в федерациях проживает около трети населения земли. Одни из

них созданы на основе союза, объединения независимых государств (например,

Танзания в 1964 г. на основе объединения Танганьики и Занзибара), другие

образованны «сверху», при принятии конституции на основе автономии

составных частей (Пакистан в существующих границах на основе конституции

1973 г.). Отдельные федерации строятся с учётом национального, этнического,

национально-лингвистического фактора (Индия, Бельгия с 1993 г., Эфиопия с

1994 г.), в иных этот признак не учитывался (США) и не мог быть учтён

(ОАЭ). Ещё одна группа федераций сочетает учёт этнических и территориальных

моментов. В России, где существуют национальные республики, большинство

субъектов федерации образованно по территориальному признаку. В Канаде лишь

одна из 10 провинций имеет большинство франко-канадского населения,

остальные девять созданы по территориальному признаку (население – англо-

канадцы). Наконец, Нигерия специально реорганизована таким образом, чтобы

ни в одном штате не доминировала какая-либо этническая общность (племя).

Большинство федераций характеризуются одинаковым статусом её субъектов, но,

например, в Индии штаты неравноправны, существует их градация, в России

Конституция1993 г. провозглашает равноправие субъектов, но на деле

республики имеют свои конституции и гражданство, тогда как области и края

принимают лишь уставы и собственного гражданства не имеют.

Большую часть территории федеративного государства занимают субъекты

федерации. Наряду с субъектами в состав многих федераций входят и другие

территории: федеральный округ – столица с прилегающими окрестностями,

федеральные территории, федеральные владения. Федеральные территории могут

находиться под управлением федеральных властей, а могут иметь и ту или иную

степень самоуправления. Федеральные владения обычно самоуправления не имеют

(за исключением племенных советов в некоторых странах).

Субъекты федераций часто имеют свои конституции, которые они, в отличие

от автономий, принимают сами. Субъекты федерации могут иметь своё

гражданство, создают своё правительство, возглавляемое избранным

губернатором или формируемое партией, победившей на выборах в местный

парламент, во главе с главным министром штата (Индия). В штатах США, как и

в федерации, коллегии правительства по существу нет, поскольку многие

должностные лица штата, как и губернатор, избираются населением и

губернатору не подчинены (атторней штата, государственный секретарь штата и

др.). В кантонах Швейцарии весь состав правительства избирается

непосредственно гражданами.

Своя судебная система у субъектов федерации имеется в редких случаях,

обычно существует единая федеральная система судов (Россия, Индия и др.).

Субъекты федераций в монархиях, как правило, имеют республиканскую форму

правления (Австралия, Бельгия, Канада), в Малайзии – часть субъектов

управляется по республиканской системе, но большинство субъектов - монархии

во главе с султанами. В ОАЭ все семь субъектов имеют монархическую форму

правления (их главы - эмиры). Штаты (субъекты) иногда имеют свои символы –

герб, флаг, столицу, могут заключать соглашения между собой, но не

политического характера (Австралия, Германия, Швейцария). Они могут

заключать неполитические соглашения так же и с субъектами федераций других

государств, с самими государствами. Есть у них и координирующие органы –

совещания премьер-министров, ассоциация легислатур и др.

Составные части государства, не являющиеся субъектами федерации, своих

конституций не имеют. Иногда они создают местные парламенты, которые обычно

носят совещательный характер и действуют при назначаемом из центра

губернаторе. Владения управляются федеральными органами, «ассоциированные

государства» - это единицы, ответственность за оборону которых и их внешние

сношения несёт правительство США. Несубъекты федерации, за редкими

исключениями, не представлены в верхней палате и иногда посылают одного

представителя в нижнюю палату с правом совещательного голоса. Некоторые из

них бывают представлены в сенате (Бразилия, Нигерия), но с меньшим числом

по сравнению со штатами. В последнее время появилась особая форма

ассоциированного государственного объединения. Примером тому является

Европейское Сообщество.

Различают симметричные и асимметричные федерации. В состав симметричной

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.