рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государство и право в период НЭПа

Государство и право в период НЭПа

Российский Университет Дружбы Народов

РЕФЕРАТ

(кафедра теории и истории государства и права)

На тему: Советское государство и право в период НЭПа (1921-1929 гг.).

Написал: студент юридического факультета

Группа юю-108

Константинопольский Василий Викторович

Принял: преподаватель

Горячева М.В.

Москва 1999

ПЛАН.

1. Введение.

2. Становление Российской Федерации.

3. Создание Союза Советских Социалистических Республик.

4. Первая конституция Союза и новые конституции республик.

5. Развитие государственного аппарата.

6. Реорганизация органов юстиции.

7. Органы государственной безопасности и рабоче-крестьянской милиции.

8. Развитие права.

А) Финансовое право.

Б) Гражданское право.

В) Семейное право.

Г) Трудовое право.

Д) Уголовное право.

9)Заключение

10) Список использованной литературы.

Введение.

Исход гражданской войны и интервенции после Первой мировой войны

убедительно показал, что вооруженной силой Советскую Россию и союзные с ней

республики не возьмешь. Поэтому началось постепенное признание Советского

государства. Этот процесс привел к известной Генуэзской конференции.

В конце 1921 г. Советская Россия обратилась к Антанте с предложением

провести международную конференцию для подсчитывания итогов войны. Антанта

откликнулась на это предложение рассчитывая на взыскание долгов с Советской

России, а также за национализацию предприятий и прочего имущества,

проведенную Советской властью. В свою очередь советская делегация,

возглавленная наркомом иностранных дел Г.В. Чичериным, предъявила свой

счет. В результате оказалось, что не Россия в долгах у Запада, а западные

державы еще должны нам. Впрочем, советские дипломаты не возражали против

постановки вопроса о возвращении долгов, но лишь при условии предоставления

Советскому государству новых займов, необходимых для подъема хозяйства.

Кроме того, Западу предлагалось широкое поле деятельности в Советской

России, в особенности всякого рода концессии.

Западные державы не согласились на эти предложения и конференция зашла

в тупик. Тем не менее в ходе конференции России удалось подписать в

пригороде Генуи - Раппало сепаратное соглашение с Германией о взаимном

отказе от претензий. Это положило начало миролюбивым взаимовыгодным

отношениям между Россией, а потом и Советским Союзом и Германии, длившимся

затем до самого прихода к власти Гитлера.

Историческое значение Генуи и в том, что усилилось признание Советской

России на международной арене.

Переход к миру ставил пред страной новые сложные задачи, прежде всего

в хозяйстве. Экономическое положение было ужасным. Нужно было

восстанавливать хозяйство, отброшенные по некоторым показателям на два века

назад. Военный коммунизм не создавал экономических стимулов для развития

производства, ибо работник, прежде всего крестьянин, не был лично

заинтересован в его расширении. Наоборот, он стал производить продукции не

больше, чем могла потребить его семья.

Очень важна была и политическая обстановка в стране. Военный коммунизм

создавал социальное напряжение. Крестьянство, еще терпевшее продразверстку,

опасаясь возвращения помещиков, теперь, когда эта угроза отпала, перестало

мириться с изъятием произведенной продукции. Грозным предупреждением

властям явилось известное Тамбовское восстание, оно проходило уже не только

под экономическими, но и под политическими лозунгами. На его подавление

была брошена даже регулярная армия во главе с бывшим царским офицером и

будущим советским маршалом Тухачевским.

Жизнь диктовала: нужно уходить от прежних методов экономического и

политического руководства. Об этом и пошла речь на Десятом съезде РКБ(б).

Основным звеном новой экономической политики, сокращенно именуемой нэпом,

явился переход от продразверстки к продналогу. Государство теперь стало

забирать лишь часть произведенной крестьянином продукции и создавало

производителю возможность продать остальное на рынке, а следовательно

улучшить свою жизнь. Переход к продналогу означал возвращение к рыночным

отношениям в экономике, прежде всего в сельском хозяйстве.

Становление Российской Федерации.

В послевоенные годы завершается процесс становления Российской

Федерации. К концу 1922 г. свою автономию получают все крупные и

компактно проживающие народы России. Создаются Дагестанская, Горская,

Якутская автономные республики, восстанавливается на новой основе Крымская

АССР, возникают Черкесская, Ойротская, коми, Кабардино-Балкарская,

Карачаево-Черкесская, Монголо-Бурятская, Чеченская автономные области.

Образование новых и развитие ранее созданных автономных единиц требует

установления, уточнения и дальнейшего совершенствования их границ.

Национально-территориальный принцип при определении границ автономных

образований, который проводился уже во время гражданской войны, теперь

осуществляется с некоторыми поправками. Если прежде обращалось главное

внимание на то, чтобы выделить территории, наиболее компактно заселенные

той или иной народностью, то теперь большее значение придается

экономической целостности автономных республик и областей. Проводится так

называемое «округление», т.е. к прежнему национальному ядру присоединяются

территории, хотя и менее густо заселенные коренным населением, но зато

вкупе составляющие экономическое целое с этим ядром.

Упорядочивается правовое положение автономных единиц и укрепляется

стабилизация структуры государственного механизма автономных республик и

автономных областей. Правоотношения РСФСР с ее автономными частями теперь

приобретают более четкое и определенное содержание.

В 1922 г. в состав РСФСР вошел Дальний Восток. В ноябре, когда здесь

были окончательно разгромлены интервенты и белогвардейцы, Народное собрание

ДВР провозгласило власть Советов и обратилось с просьбой в высшие органы

Советской России включить территорию республики в состав РСФСР.

Создание Союза Советских Социалистических Республик.

Развитие федеративных отношений между независимыми советскими

республиками, создание ЗСФСР, становление Российской Федерации подготовили

образование Союза Советских Социалистических Республик, завершившее

определенный этап развития национально-государственного строительства в

стране.

Советские республики, попробовавшие разной формы связи между собой, на

практике убедились в полезности и даже необходимости более многогранного

объединения. К нему их звала, в первую очередь, экономика: исторически

сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами,

единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых

ресурсов каждой из республик в отдельности, требовавшая их интеграции для

наиболее рационального использования. К 1922 г. экономическое объединение

республик уже достигло больших успехов. Вместе с тем хозяйственные связи

между ними не были еще достаточно полными и единообразными. Взаимоотношения

между соответствующими органами республик были усложненными и запутанными и

не позволяли в необходимой мере достичь единства экономической политики.

Строить социалистическую экономику в таких условиях было невозможно. Надо

было создать по-настоящему единый аппарат управления, обеспечивающий

формирование единого хозяйства, регулируемого общим планом.

Процесс преобразования федеративных отношений между советскими

республиками начался весной 1922 г. В советской литературе обычно дело

изображалось так, что этот процесс был естественным результатом

объединенного движения народов. Конечно, за 5 лет, прошедших после Октября,

народы убедились, что разделенное существование национальных республик ни к

чему хорошему не приведет. Все более крепла вера, что спасение и развитие

страны возможно только в условиях объединения разрозненных национальных

районов. Документы показывают, что инициатива изменения этих форм пошла не

снизу, а в определенной степени сверху, притом весьма своеобразно. Начали

движения не массы, а чиновники, притом как раз не в направлении к

централизации, а в сторону ограждения прав республиканских органов

управления от директив центра.

Новая форма государственного единства Советской страны была найдена не

сразу. Некоторые руководящие работники РСФСР и других республик считали,

что вопрос об укреплении связей между независимыми советскими республиками

должен быть решен путем вступления союзных республик в состав РСФСР и даже

путем превращения всей Советской страны в унитарное государство.

Высказывалась и прямо противоположная точка зрения: выделить из РСФСР

все автономные республики и дать им права союзных. Некоторые

республиканские работники шли еще дальше, предлагая объединить советские

республики на основе конфедерации, что означало ослабление государственного

единства Советской страны по сравнению с уже достигнутым.

В ноябре 1922 г. Политбюро ЦК РКБ (б) одобрило «Основные пункты

Конституции СССР», на базе которых в декабре 1922 г. специальная комиссия

ЦК разработала проекты Декларации и Договора об образовании Союза ССР.

Как видим, вся подготовка создания СССР проходила на партийном уровне.

Можно сказать, что именно партии мы прежде всего обязаны созданием нового

союзного государства. Единая мощная партийная организация, объединяющая всю

страну, возглавляемая едиными Центральными органами, обеспечила

организованную, пропагандистскую и другую работу, направленную на создание

Союза.

В конце 1922 г. на проводимую работу откликнулись и народные массы.

Хотя каких-либо референдумов, опросов и т.п. по поводу создания СССР не

проводилось, массовые собрания, многолюдные митинги, представительные

съезды различных обществ и организаций демонстрировали волю населения к

созданию Союза, поддержку этой идеи.

Первая конституция Союза и новые конституции республик.

Основной закон СССР явился новым этапом в истории советского

конституционного строительства, отражающим в то же время определенную

преемственность принципов и идей, связывающую его с конституциями

республик, в первую очередь – с Российской, а так же с Закавказской.

Прежде всего – это идея федерации. Советский Союз подобно двум

названным республикам был конституирован как федеративное государство. Но

нельзя не заметить и существенной разницы между федерацией, сложившейся в

России, и новой формой федеративного объединения, каким явился Советский

Союз. Если РСФСР оформилась как государство с автономными образованиями, то

СССР – как союзное государство.

В союзном государстве сочетается суверенитет Союза с суверенными

правами его членов – союзных республик. Следовательно, носителями

суверенитета являются как Союз в целом, так и каждый из его членов в

отдельности.

Круг прав Союза очерчен преимущественно в ст. 1 и 2 Основного закона.

Среди вопросов, отнесенных к компетенции высших органов власти Союза,

выделяются две важнейшие группы: дела, связанные с внешними функциями

государства, и хозяйственные дела. Конституция относит к компетенции Союза

организацию и руководство вооруженными силами, а также объявление войны и

заключение мира. Широко и подробно определяет Основной Закон права Союза

СССР в сфере международных отношений – политических и экономических.

Конституция отдает в ведение Союза представительство в международных

сношениях с другими государствами, изменение внешних границ Союза,

заключение договоров займов, ратификацию международных договоров,

руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров.

К ведению Союза Конституция отнесла и общее управление народным

хозяйством, его важнейшими отраслями.

Конституция закрепила за союзом большие и важные права, обеспечивающие

его нормальное функционирование, его внешнюю безопасность и внутреннее

развитие. Но большое внимание Основной закон уделяет и гарантиям прав

членов Союза – союзных республик.

Основной закон содержит специальную главу, трактующую суверенные права

этих республик.

Развитие государственного аппарата.

Строительство высших органов власти и управления Союза ССР.

Образование СССР означало возникновение нового государства с

соответствующим государственным аппаратом. Поскольку Советский Союз

объединял уже вполне сложившиеся республики, у него необходимости создавать

всю систему государственных органов снизу доверху.

Самым важным по значению и первым по времени возникновения явился

орган, выражающий верховенство народа, - съезд Советов Союза ССР.

Фактически съезд Советов, как высший орган власти Союза, выступил в

момент провозглашения СССР. I Всесоюзный съезд Советов, принявший решение

об образовании Союза, тем самым стал его высшим органом власти.

В основе организации всесоюзных съездов Советов лежали принципы,

которые сложились в практике работы республиканских, главным образом

всероссийских, съездов советов.

Очередные съезды Советов первоначально созывались ежегодно.

Громоздкость съездов, определенные сложности и дороговизна их созыва

побудили вскоре установить другую периодичность заседаний. IV съезд Советов

СССР в 1927 г. установил, что впредь съезды будут созываться раз в два

года. Конституция допускала также созыв чрезвычайных съездов.

В компетенцию Всесоюзного съезда советов Входили все без исключения

вопросы, которые Конституцией были отнесены к ведений Союза. К

исключительной компетенции съезда относилось утверждение и изменение

основных начал Конституции СССР.

В период между съездами Советов верховным органом власти являлся

Центральный Исполнительный Комитет Союза. По своей структуре ЦИК Союза

отличался от ЦИКов союзных республик. ЦИК был двухпалатным. Цель создания

двух палат заключалась в том , чтобы наиболее полно сочетать общие интересы

Союза со специфическими интересами отдельных народов, входящих в его

состав.

Одна из палат носила название Союзного совета, другая – Совета

Национальностей.

Обе палаты являлись равноправными. Законопроект получал силу закона

лишь в случае принятия его каждой из палат. В ходе разработки проекта

Коституции выдвигалось предположение наделить Совет Национальностей

большими по сравнению с Союзным Советом правами. Это предложение,

означавшее бы ослабление единства союзного государства, было отвергнуто.

ЦИК являлся законодательным и исполнителным органом. В качестве

верховного органа власти он обладал компетенцией, тождественной компетенции

съезда Советов СССР, кроме вопросов, отнесенных к исключительному ведению

съезду.

В период между сессиями ЦИК высшими законодательным и исполнительным

ограном являлся ответсвенный перед ним Президиум ЦИК Союза ССР. Президиум

Цик образовался из Президиумов Союзного Совета и Совета Национальностей, в

каждый из входило первоначально по семь человек.

Представительством Союза Советских Социалистических Республик являлся

Совет Народных Комиссаров, образуемый ЦИК. Совнарком был исполнительным и

распорядительным органом, но в то же время обладал и законодательными

функциями. В пределах предоставленных ему прав он мог издавать декреты и

постановления. В СНК входили, кроме председателя и заместителей

председателя, наркомы СССР.

Совет Народных Комиссаров СССР образовался позже, чем другие высшие

органы власти Союза.

Органами отраслевого управления в Союзе, как и в республиках, являлись

народные комиссариаты.

Общесоюзными именовались те наркоматы, которые образовывались только в

Союзе. В республиках подобных наркоматов не было. К общесоюзным относились

наркоматы иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей

сообщения, почт и телеграфов.

Наконец, третью группу составляли наркоматы, которые именовались

только в республиках. Сюда относились главным образом ведомства, на

деятельность которых влияли в большей мере национальные особенности

республик (например, наркоматы просвещения, юстиции и т.п.).

Реорганизация органов юстиции.

Эта задача была решена, прежде всего, путем организации органов,

непосредственно обязанных стоять на страже закона – советской прокуратуры –

сначала в РСФСР, а затем, в том же 1922 г., в Белоруссии, на Украине, в

Закавказье. Ранее функции прокуратуры в той или иной мере выполняли

различные органы, главным образом наркоматы юстиции республик.

При создании прокуратуры возник спор о принципах ее организации.

Предлагалось, в частности, осуществить двойное подчинение органов

прокуратуры – центру и одновременно местной государственной власти. В.И.

Ленин при решении этого вопроса твердо высказался против двойного

подчинения органов прокуратуры, за подчинение их только центру. Ленин

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.