рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государство и право в Древней Руси

Государство и право в Древней Руси

Государственно-правовая мысль Древней Руси

Введение 3

1 Государство и право в Древней Руси 5

1.1 Образование древнерусского государства 5

1.2 Социально-экономический строй 8

1.2.1 Управление 8

1.2.2 Социальный строй 13

1.2.3 Категории населения 15

1.2.4 Экономическое хозяйство 18

1.3 Политический строй 21

1.3.1 Князь 21

1.3.2 Община 22

1.4 Внутренняя политика 23

1.4.1 Занятие славян 23

1.4.2 Князь и его дружина 24

1.4.3 Вотчинная 25

1.4.4 Социальная организация и система управления государством 31

1.4.5 Восстания 33

1.5 Внешняя политика 38

1.5.1 Русско-Византийские отношения 38

1.5.2 Разгром Хазарского каганата 40

1.5.3 Борьба против кочевников 40

2 Русская правда – памятник права Древней Руси 43

2.1 Основные редакции Русской Правды 44

2.2 Возникновение Русской Правды. Источники 44

2.3 Влияние христианства на законодательство Древней Руси 47

3 Преступление и наказание по Русской Правде 51

3.1 Кровная месть 51

3.2 Краткая редакция Русской Правды 53

3.3 Виды преступлений и наказаний 54

3.3.1 Побои и оскорбление 54

3.3.2 Членовредительство 55

3.3.3 Правовое положение различных слоёв населения. Убийство. 55

3.3.4 Кража или порча имущества 56

3.4 Пространная редакция Русской Правды 58

3.5 Преступление и наказание по Пространной редакции Русской Правды в

сравнении с Краткой редакцией 59

3.6 Некоторые положения Русской Правды с точки зрения современного права

63

3.7 Регулирование ввоза и вывоза товаров 76

Заключение. 80

Список литературы 82

Введение

В настоящее время огромное значение в человеческой жизни имеет наука

права. Развиваясь в течение веков, она постоянно изменяла свой состав:

впитывала новые, более совершенные нормы и избавлялась от устаревших,

потерявших свою былую значимость, отживающих свой век. Давно доказано, что

институты права и государства тесно взаимосвязаны, что они постоянно

пересекаются, помогая развиваться друг другу. Наука права отнюдь не

является исключением. Она так же, как и многие другие отрасли, прошла

длинный тернистый путь развития, и дифференцировавшись вместе с

государством на протяжении многих столетий, дошла до наших времён.

В своей работе я хочу обратиться к истокам, к корням писаного права

Древней Руси - к «Русской Правде», чтобы, проанализировав содержание этого

уникального памятника древнерусского права, сравнить изложенные в нём

правовые нормы с ныне действующими, проследить за их развитием,

трансформацией, отмиранием некоторых из них. Также я попытаюсь сравнить

право Древней Руси с другими памятниками средневекового права, выделив их

общие черты и различия, тем самым пытаясь найти общие закономерности и

характерные особенности развития раннефеодальных государств в Европе.

На данный момент в нашей исторической литературе господствует

убеждение, что частная юридическая жизнь древней Руси наиболее полно и

верно отразилась в древнейшем памятнике русского права - в Русской Правде.

Насколько мне позволяет знание изучаемого материала, я полностью согласен с

этим утверждением, ибо в Русской Правде охвачены чуть ли не все отрасли

современного права. В этом документе достаточно подробно говорится о

существовавших в то время договорах: купли-продажи (людей, вещей, коней, а

также самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или

без), личного найма (в услужение, для выполнения определённой работы); в

нём чётко регулируется правовое положение отдельных групп населения

(зависимые и независимые), зафиксированы основные черты частного права. Но

наиболее обширным и подробнее других изложенным разделом является раздел,

посвящённый преступлению и наказанию, а также судебному процессу в Древней

Руси. В своей работе я остановлюсь именно на этом разделе и,

проанализировав доступный мне научный материал, постараюсь довести до

сведения читателя основные положения, изложенные в нём. Перечислив основные

виды преступлений и наказаний за них, проанализировав принципы наступления

уголовной ответственности за совершение преступлений различной тяжести, я

попытаюсь разобраться в правовом положении различных слоёв населения,

определить меру влияния на систему наказаний различных источников права, а

также сравнить нормы, посвящённые преступлению и наказанию, в Русской

Правде с нормами обычного славянского права, действовавшими до её создания,

выявить в них общие и различные черты. Кроме того, я попытаюсь определить

степень влияния христианства на судебный процесс и разобраться в

особенностях судебного процесса того времени. Последняя же задача,

поставленная мною в этой работе - это сравнить систему преступления и

наказания по Русской Правде с аналогичной системой в действующем на данный

момент законодательстве, найти, проанализировать и сравнить общие черты и

характерные для них особенности, а также выделить существенные,

принципиальные отличия в содержании понятий преступления и наказания по

Русской Правде и аналогичных понятий в современном законодательстве.

Государство и право в Древней Руси

Политическая организация восточных славян в 1-м тысячелетии нашей

эры.

Политорганизация возникает на определенном этапе развития и именно 1-

ое 1000-летие предшествовало образованию государства и государственности у

восточных славян (но на этот период существует множество различных точек

зрения). Но именно в это время они пришли из центральной части Европы.

Именно в это время образовываются “союзы союзов”, которые по сути

есть союзы племенных союзов, которые по отношению к внешним племенам были

единым целым, но изредка враждовали между собой.

В этих племенах и появился институт старейшин, проводились племенные

собрания, появились родовые традиции, но до сих пор нет отдельно армии, нет

территории.

В первой половине 1-го 1000-летия шло освоение восточно-европейской

равнины и заселение ее княжествами, которые были подчинены принципу военной

демократии. Там селились племена:

словени, на территории Новгорода

поляне, на территории Киева

северяне, древляне и т.д.

Восточные путешественники того времени выделяют 3 государства (или

предгосударства?) на территории России в IX веке

Куявия – на территории Киева

Славия – на территории Новгорода

Арсения – точно не ясно

Эти государства были центрами тогдашней цивилизации на территории

Руси. В тот период появились первые датируемые славянские летописи, из

которых мы узнаем, что поляне – платят дань хазарам (которые создали

хазарский каганат) и что славени зависят от полян.

1 Образование древнерусского государства

Из ряда существующих в исторической науке концепций государства

образование происхождения славян наиболее полно отвечает требованиям

современной науки так называемая Днепровско-Одерская концепция

происхождения славян академика Б.А.Рыбакова, в соответствии с которой с

середины II тыс. до н.э. в северной части Восточной Европы между Днепром

и Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из

состава индоевропейцев. По мнению Седова и некоторых других ученых,

историю праславян следует вести приблизительно с середины I тыс. до н.э.

социальные Факторы

В письменных источниках, относящихся к началу нашей эры, славяне

упоминаются под названием "венеды". Известно что венеды вели оседлый

образ жизни,знали пашенное земледелие. У них существовала внутренняя

торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя торговля, в частности, с

Римом. Торговля ускоряла процесс дифференциации общества, способствовала

появлению богатой социальной верхушки. Малая семья, состоящая из мужа,

жены, детей, становилась составной частью важнейшей социальной клеточки

общества - сельской общины. В сельской территориальной общине выделялись

отдельные, зажиточные семьи, обладавшие определенной собственностью. В VIв.

усиливается военная и политическая власть. Все это ускоряло имущественную и

социальную дифференциацию славянского общества, и формирование в ней

классовых отношений. По мере углубления социальной дифференциации в

союзах племен все более усиливалось государственное начало, что неизбежно

вела в конечном счете к образованию государства. Но этот процесс

потребовал длительного времени.

внешнеполические факторы

Неблагоприятно складывается и внешнеполитический фактор. На

экономическом развитии славян тяжело отразилось нашествие гуннов. В

результате этого задержалось и их собственное развитие. Как считал

М.Н.Тихомиров, о причинах возникновения государства было "развитие

земледелия и ремесла в области экономики, развитие феодализма - в области

общественных отношений". Так в VII-VIIIвв. в связи с ростом

производительности труда становилось вполне возможной индивидуализация

производства. Подготавливались условия для перехода от раннеклассовых

отношений к феодализму. Экономический прогресс у восточных славян являлся

движущей силой их общественного развития. При условии существования

индивидуальных хозяйств дополнительный продукт, получаемый в них и

достигавший значительных размеров, становился собственностью производителя

и мог являться источником обогащения. Так возникло сначала имущественное, а

потом и социальное неравенство. Так же в это время складывалась и росла

частная собственность у зажиточных член общины. Формировалась социальная

верхушка общеста.

общественные факторы

Большое значение для образования государства имели союзы племен. В

начале существования таких союзов племен, формой организации управления

была военная демократия. Однако при этом еще долгое время сохранялась

первобытные демократические учреждения - народные собрания и совет

старейшин: Но народное собрание превращалось в собрание воинов которому

военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал свою

волю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин.

Таким образом шел процесс преобразования органов общественного

самоуправления в государственные органы. Военная демократия постепенно

перестала в военноиерархическое правление-княжение. Органы общественного

самоуправления превращались в органы господства и угнетения,направленные

против народа. Завершалось тем самым оформление государственного строя,

важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпадающей

непосредственно с населением, отделенной от него публичной власти,

располагающей специальным аппаратом управления и распространяющейся на

определенную территорию. Военный предводитель крупного союза племен

превращался в правителя - князя. Главенство князей приобретало характер

осуществления властных классовых функций. Приближенные князя становились

его советниками и наместниками. Дружина превращалась в военную силу,

которая подавляла сопротивление эксплуатируемых масс и вела захватнические

и оборонительные войны. Указанный процесс преобразования органов

общественного самоуправления в государственные органы не был актом

единовременным для всех союзов восточнославянских племен. В VIIIв. в

условиях борьбы с кочевниками в Среднем Приднепровье произошло объединение

нескольких союзов племен или княжений в "союз союзов" под названием "Русь"

столицей которого стал Киев.

"Союзы союзов"

"Союзы союзов", объединявшие по несколько союзов племен-княжений,

являлись новыми образованьями и отражали более высокий этап в процессе

восточнославянской консолидации.

Примерно на рубеже VIII-IXвв. приднепровский союз союзов племен "Русь"

перерастает еще более мощное объединение с названием "Русская земля",

включавшее значительное число союзов славянских племен. Летопись их

перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи, Север. Это уже

почти половина восточных славян. Правила в этом государственном

объединении, по своей вероятности, династия Кия, представителями которой в

середине IXв. были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд.

2 Социально-экономический строй

1 Управление

В современной исторической науке сложилось традиция, изоб ражающая

Киевскую землю чуть ли не оплотом монархизма в Киевской Руси и

противопоставляющая ее в этом отношении городам с сильным вечевым началом,

таким, как Полсук и Новгород.

Князь

В.Л.Янин и М.Х.Плешковский усматривают в новгородской республике

нечто финаменальное, совершенно непохожее на социально - политическую

организацию древнерусских княжеств, в частности Киевского княжества, где

господствовала якобы монархическое начало.

М.П.Толочко пишет о том, что "верховным главой" в Киеве являлся

великий князь. Правда, известную роль играло и вече: "При сильном киевском

князе вече была послушным придатком верховной власти, при слабом -

зависимость была обратной. Другими словами, в Киеве XI-XIIвв. существовали,

дополняя друг друга, а нередко и вступая и в противоречие, орган феодальной

демократии (вече) и представитель монархической власти (великий князь)".

Формирование территориальных связей, складывание города - волости (города -

государство) более или менее хорошо прослеживается на материалах,

относящихся к истории Киевской земли. Под 996г. летопись сообщает о том,

что старая система родовой защиты начинает давать сбои. Владимир как

представитель отживающего строя ищет пути решения этой проблемы. С

летописью перекликается известная былина об Илье Муромце и Соловье -

разбойнике. В образе Соловья следует видеть не "столько придорожного

грабителя, сколько представителя косных сил родоплеменного строя." Прав

Б.А.Рыбаков, отметивший, что соловей - не обычный разбойник на большой

дороге, который живет за счет проезжих торговых караванов.Можно сказать,

что образ Соловья порожден эпохой формирования территориальных связей.

Родовой строй уходил в прошлое отнють не безболезненно, подчас отчаянно

сопротивлялся. Весьма характерно упоминание летописью бедняков и нищих,

живых в Киеве во времена Владимира: "И сотвори (Владимира. -Авт.) праздник

велик... болярам и старцем градским, и убогим раздая именье много". Князь

"повеле всякому нищему и убогому приходите на двор князь и взимает всяку

потребу питье и яденье, и от скотьниць кунами". Эти убогие и нищие конечно,

явление нового времени - периода распада старого родоплеменного единства.

Община

В коллизиях гибели родоплеменного строя рождалась новая киевская

община, которая властно заявляет о себе со страниц летописи. Это несмотря

на то что летописец стремился в первую очередь отразить деятельность

князей. В 980г. Владимир, собрав огромную рать, пошел на своего брата

Ярополка княжившего в Киеве. Ярополк не мог "стати противу, и затворился

Киеве с людьми своими и с Блудам". Владимиру удалось склонить к измене

Блуда. И стал Блуд "лестью" говорить князю: "Кияне слются к Владимеру,

глаголюще" Преступай к граду, яко предамы ти Ярополка. Побегни за град."15

Напуганный Ярополк "побежал", а Владимир победно "вниде в Киев". Отсюда

ясно, что уже в этот ранний период положение князя в Киеве в немалой мере

зависело от расположения к нему городской массы. Поэтому не выглядит

неожиданной и история, произошедшая с тмутараканским Мстиславом, когда он

"приде ис Тъмутороканя Кыяву, и не прияма его кыне". Князья, правившие в

конце X начале XIвв. считались с растущей силой городской общины,

стремились ее как-то ублажить. Не случайно Святополк скрывая от киевлян

смерть Владимира,18 а сев на стол, созвал "кыян" и "нача даяти им именье".

После убийства Бориса и Глеба, он также "созвав люди, нача дояти овем

корзна, а другим кунами, и раздая множество". Крепнущая городская община

держала в поле зрения и религиозный вопрос, Князь Владимир предстает на

страницах летописи в окружении не только дружинном, но и народном. Вместе с

"людьми" он совершает языческие жертвоприношения. Особенно важно

подчеркнуть причастность "людей" киевской общины к учреждению христианство

на Руси. Они присутствуют на совещании по выбору религии, подают свой

голос, избирают "мужей добрых и смысленных" для заграничного путешествия с

целью "испытания вер". В одной из скандинавских саг говорится о том, что по

вопросу о вере русский князь созывает народное собрание. При решение

важнейших вопросов князья должен были считаться с мнением городской общины.

Внимательное отношение к городской общине станет еще понятнее, если учесть,

что она обладала военной организацией,в значительной степени независимой от

князя. Вои, городское ополчение - действенная военная сила уже в этот

ранний период. Именно с воями князя Владимир "поиде противу" печенегам в

992г. Любопытно, что в легенде, помещенной в летописи под этим годом,

героем выставлен не княжеский дружинник, а ..нама - кожемяка - выходец из

простонародья. В 997г. Владимир не сумел выручить белогвардейцев, поскольку

"не бе бо вой у него, печенег же множьство много". Без народного ополчения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.