рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государственный долг

рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот

способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только

откладывает этот рост. При высоком уровне процентных ставок и значительных

размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит

резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно

при низких темпах экономического роста.

Влияние различных методов финансирования бюджетного дефицита на

экономику схематически отражает таблица 1.1 [30, 222].

Среди других способов сокращения бюджетного дефицита следует упомянуть,

что в мировой практике широко используется привлечение в страну

иностранного капитала в виде инвестиций. С его помощью решается сразу не-

сколько задач экономического характера: сокращаются бюджетные расходы,

Таблица 1.1.

Влияние различных методов финансирования

бюджетного дефицита на экономику.

|Методы |Краткосрочный эффект |Долгосрочный |

|финансировани| |эффект |

|я | | |

| |Процент|Инвести|Денежна|Цены |Совокупный| |

| |ная |ции |я масса| |спрос | |

| |ставка | | | | | |

|Долговое |Растет |Сокраща|Не |Растут |Расширяетс|Процентные |

|финансировани| |ются |изменяе|незначи|я |платежи по |

|е | | |тся |тельно |незначител|долгу |

| | | | | |ьно |увеличиваются|

|Денежное |Снижает|Расширя|Увеличи|Растут |Растет |Инфляция |

|финансировани|ся |ются |вается | | | |

|е | | | | | | |

предназначенные на финансирование капитальных вложений, расширяется база

для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики,

улучшается состояние платежного баланса.

В СССР бюджет сводился с дефицитом с 1985 г. В 1987 г. он составил

8,4%, а начиная с 1988 г. - представлял собой двузначную цифру. В 1991 г.

ситуация с бюджетом вышла из-под контроля, что отражает таблица 1.2 [30,

224].

Таблица 1.2.

Дефицит бюджета в СССР (% к ВВП).

|Год |1985 г. |1986 г. |1987 г. |1988 г. |1989 г. |1990 г. |1991 г. |

|Дефицит |2,5 |2,5 |8,4 |11,0 |13,0 |15,0 |25,0 |

|бюджета | | | | | | | |

Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х –

начале 90-х годов в экономике России явились:

- низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой

результативностью внешнеэкономических связей;

- нерациональная структура бюджетных расходов (крупные

государственные инвестиции и военные расходы, кредиты развивающимся

странам) [67, 295].

Таблица 1.3 содержит данные о размерах дефицита федерального бюджета

России и источниках его покрытия в 1993-1996 гг. [34, 171].

Таблица 1.3.

Источники покрытия дефицита федерального бюджета России.

|Показатель |1993 г. |1994 г. |1995 г. |1996 г. |

| |трлн. |% |Трлн. |% |трлн. |% |трлн. |% |

| |руб. | |руб. | |руб. | |руб. | |

|Дефицит |16,7 |100 |60,5 |100 |73,0 |100 |88,6 |100 |

|Кредиты |9,9 |59,3|48,1 |79,5|0,0 |0,0 |0,0 |0,0 |

|Центрального | | | | | | | | |

|банка РФ | | | | | | | | |

|Займы на |0,2 |1,2 |6,9 |11,4|47,6 |65,2|56,1 |63,3|

|внутреннем | | | | | | | | |

|финансовом рынке | | | | | | | | |

|Иностранные займы|1,5 |9,0 |5,5 |9,1 |25,4 |34,8|32,5 |36,7|

|Другие источники |5,1 |30,5|0,0 |0,0 |0,0 |0,0 |0,0 |0,0 |

Как следует из представленных в таблице 1.3 данных, за анализируемый

период дефицит бюджета возрос в 5,31 раза. При этом в течение 1993-1994 гг.

источниками финансирования дефицита бюджета в основном служили кредиты

Центрального банка, которые, согласно действующему ныне Бюджетному кодексу

РФ, уже не могут быть использованы в таком качестве в настоящее время. В

1995-1996 гг. главными источниками покрытия бюджетного дефицита стали

внутренние заимствования, доля которых были примерно одинаковой в общей

величине бюджетного дефицита на протяжение всего периода (65,2 в 1995 г. и

63,3% в 1996 г.).

Таблица 1.4 характеризует исполнение федерального бюджета и источники

финансирования его дефицита в 1997-1999 гг. [51].

Таблица 1.4.

Исполнение федерального бюджета и источники

финансирования дефицита в 1997-1999 гг.

|Показатели исполнения |1997 год.* |1998 год. |1999 год. |

|федерального бюджета | | | |

| |млрд. |% |Млрд. |% |млрд. |% |

| |руб.** |ВВП |руб. |ВВП|руб. |ВВП|

|ДОХОДЫ, всего |313.7 |12.4|299.3 |11.|611.7 |13.|

| | | | |1 | |7 |

|- в том числе налоговые доходы |262.6 |10.4|253.0 |9.4|505.0 |11.|

| | | | | | |3 |

|РАСХОДЫ, всего |500.0 |19.8|468.1 |17.|674.0 |15.|

| | | | |4 | |0 |

|ДЕФИЦИТ, всего |186.3 |7.4 |168.8 |6.3|62.3 |1.4|

|- внутренние источники покрытия |140.0 |5.6 |85.1 |3.2|53.6 |1.2|

|- внешние источники покрытия |49.2 |2.0 |91.4 |3.4|47.4 |1.1|

|Справочно: | | | |

|ВВП, млрд. руб. |2521.9 |2684.5 |4476.1 |

|Обслуживание государственного |41,4 |106,6 |99,4 |

|долга, млрд. руб. | | | |

|Обслуживание государственного |1,6 |4,0 |5,4 |

|долга, % к ВВП | | | |

|Обслуживание государственного |4,9 |14,2 |16,9 |

|долга, % к итогу бюджета | | | |

Примечания:

* данные рассчитаны по новой бюджетной классификации 1998 года

** млрд. деноминированных рублей

Последние 3 строки взяты из [48, 8-9].

Согласно приведенным в таблице 1.4 данным, в 1997 г. основным

внутренним источником финансирования дефицита федерального бюджета являлись

государственные краткосрочные облигации (ГКО), в 1998 г. – облигации

федеральных займов (ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД), в 1999 году – облигации федеральных

займов и облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ).

Кроме того, таблица 1.4 показывает негативную тенденцию замещения

внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета

внешними. Так, уже в 1998 г. внешних займов было привлечено на сумму,

превышающую сумму внутренних займов на 6,3 млрд. руб. (91,4 млрд. руб. и

85,1 млрд. руб. соответственно). Причиной этого послужило отсутствие

бюджетной эффективности рынка государственных долговых обязательств,

следствием – увеличение внешней зависимости России.

2. Характеристика современного состояния государственного долга России

2.1. История внешнего долгового финансирования дефицита бюджета России.

Очевидно, что нельзя рассматривать ситуацию с долгами России без

предварительного изучения истории вопроса.

Поскольку, как свидетельствуют данные таблицы 1.4, дефицит федерального

бюджета России в последние годы в основном покрывался за счет внешних

заимствований, особое внимание следует уделить именно внешним источникам

финансирования дефицита бюджета России.

Первый в истории России внешний заем был осуществлен Екатериной Второй

в 1769 году в Голландии под 5% годовых. Голландцы являлись основными

кредиторами России во второй половине XVIII – начале XIX вв. К 1815 г. долг

перед Голландией превысил 100 млн. гульденов, а расстроенные войной финансы

не позволяли рассчитаться с кредиторами. В эти годы произошла первая в

истории России реструктуризация внешнего долга страны. Долг был

окончательно погашен только через 76 лет – в 1891 г [58, 25].

Со второй половины XIX века Россия начала испытывать еще большую

нехватку внутренних ресурсов. Из-за границы в это время были получены

значительные средства, в основном для развития тяжелой промышленности и

железнодорожного транспорта. К этому моменту относится и подписание

договора с США (18 марта 1867 года), когда была продана Аляска за 7,2 млн.

долл., поскольку царская семья не могла в то время обеспечивать оборону

русских поселений в Северной Америке.

В конце прошлого века российским правительством было выпущено несколько

золотых займов, которые впоследствии были также реструктуризированы.

Дореволюционная Россия капиталы из-за рубежа привлекала в основном в виде

государственных займов и частных инвестиций, хотя эти средства не были

решающими для развития национальной экономики, а скорее дополняли

внутренние накопления. Полтика царской России нацеливалась на поддержание

экономической независимости и максимально возможного национального

самообеспечения.

Первые попытки получить большой международный заем с помощью

французского правительства восходят ко времени русско-японской войны, когда

Россия стала испытывать серьезные финансовые затруднения. 17 апреля 1906 г.

был выпущен «Российский государственный 5% заем 1906 г.» на общую сумму

2250 млн. французских франков, из которых французские банки должны были

разместить 1200 млн., русские – 500 млн., английские – 330 млн., австро-

венгерские – 165 млн. и голландские – 55 млн. [58, 26].

Деньги, реализованные от займа, должны были быть оставлены у участников

займа из расчета 1% и затем переданы постепенно правительству России в

течение года. Заем был заключен сроком на 50 лет и должен был быть погашен

до 1956 г. при этом царское правительство взяло на себя важное, имевшее

политическое значение условие не заключать новый заем ни в какой другой

стране и обратиться к французскому правительству, если появится нужда в

валюте до истечения двухлетнего срока с момента заключения займа.

Российский внешний заем 1906 г. имел больше значение для расстановки

политических сил в Европе в начале XX века и знаменовал важный этап в

наметившемся процессе экономического и военно-политического сближения

России с англо-французской Антантой и одновременно роста зависимости от

нее. Так, в результате принятых обязательств Россия должна была

сосредоточить основные силы против Германии, а русскому фронту против

Австро-Венгрии отводилась второстепенная роль, что ограничивало оперативную

свободу российского командования. Благодаря этому займу, Россия удержала

установленное еще в 1896 г. денежное обращение, основанное на золоте.

Вообще публичные займы царской России размещались без определенного

деления на внутреннюю и внешнюю задолженность, а состояли из двух основных

категорий: займов для общих нужд государства (65%) и для строительства

железных дорог (35%). На начало 1914 г. общий публичный долг составлял 8,8

млрд., иностранная часть задолженности была менее 45% [58, 27].

После революции 1917 г. государственная политика внешней независимости

стала еще более жесткой и целенаправленной, что объяснялось, прежде всего,

необходимостью восстановления основных устоев и параметров дореволюционной

самообеспеченной экономики в условиях внешней кредитной блокады. В

обоснование такой политики следует отметить, что стратегия предоставления

заемных средств той или иной стране, как со стороны правительств,

международных организаций, так и со стороны коммерческих структур, во все

времена определялась, прежде всего, политическими соображениями, затем

экономическими и уже затем гуманитарными. Политическую окраску имеют и

современные неформальные клубы кредиторов – Парижский и Лондонский, процесс

принятия решений которыми фактически не регулируется никакими положениями

[60, 59].

Наверное, единственный в истории классический дефолт – отказ

большевиков от царских долгов – произошел в России. Это повлекло за собой

исключение России из международных отношений и конфискацию всей иностранной

собственности (на 300 млрд. долл.) [40, 6]. Однако, уже к 1927 г. советское

правительство расплатилось с самыми крупными кредиторами: банками «Креди-

Лионэ», «Сосьете-Женераль» и другими.

Историческая оправданность стремления к внешней независимости в полной

мере проявилась в Великой Отечественной войне, выигранной при минимальной

поддержке со стороны западных союзников. Хотя заимствования по

американскому ленд-лизу (системе материальной поддержки союзников США по

антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны), полученные в виде

аренды военной техники и поставок продовольствия, внесли огромный вклад в

повышение мобильности советской армии. Поставки по ленд-лизу в период с 11

марта 1941 г. по 1 августа 1945 г. получили 42 страны, их объем,

приходящийся на СССР, составил 9,8 млрд. долл. [69, 59].

В литературе встречаются различные оценки ленд-лиза для экономики СССР

и его победы в отечественной войне. Так, советские источники подчеркивали

тот факт, что поставки по ленд-лизу составляли лишь незначительную часть

объема отечественного производства (долгое время во многих публикациях

фигурировала цифра около 4%).

Однако трудно переоценить помощь автомобильной техникой, внесшую

огромный вклад в повышение мобильности советской армии. За период военных

действий было поставлено 427 тыс. машин (в основном, «Студебекер», а также

«Додж» и «Форд»), что составило 195% от общего выпуска советских машин.

Поставки продовольствия по ленд-лизу по калорийности из расчета норм

военного времени могли бы обеспечить содержание 10-миллионной армии в

течение более чем трех лет [69, 60].

Огромное значение для авиационной промышленности имели американские

поставки алюминия, которые составили 258 тыс. тонн, что примерно было равно

его производству в СССР.

Для самих США производство ленд-лизовских товаров дало дополнительный

мощный толчок развитию американской экономики, созданию новых рабочих мест.

Ленд-лиз принес огромные политические дивиденды, которые способствовали

упрочению положения Соединенных Штатов в мире.

Сейчас реализация соглашения от 18.10.1972 г. об урегулировании

претензий США к СССР по ленд-лизу в размере 722 млн. долл. до 2001 г.

фактически приостановлена.

Кроме ленд-лизовских поставок Англия и Канада осуществляли поставки в

СССР по кредитам, хотя размер последних был значительно меньше поставок по

ленд-лизу. Важное значение имело соглашение о канадском кредите в размере

10 млн. долл. от 8 сентября 1941 г. на закупку пшеницы и муки.

Англия предоставила кредит на основе соглашения от 16 августа 1941 г. в

размере 10 млн. фунтов стерлингов на 5 лет из расчета 3% годовых. В 1942 г.

сумма кредита возросла до 25 млн. фунтов стерлингов, а в последствии была

еще увеличена. В настоящее время основная часть этих кредитов погашена [69,

61].

Принцип обеспечения внешней независимости претворялся в жизнь вплоть до

конца 80-х годов, поэтому внешнеэкономические связи Советского Союза в этот

период отличались безукоризненной платежеспособностью. Однако строгая

государственная внешнеторговая и валютная монополия, отказ от участия в

международных экономических организациях, а также контроль за общением с

внешним миром привели к самоизоляции страны, что проявилось в отставании,

как в экономическом отношении, так и в финансовом. Первое выражалось в

перекосах развития различных отраслей, например, опережающем развитии

военно-промышленного комплекса в ущерб сельскому хозяйству и гражданским

отраслям промышленности, приведшем к утрате самообеспеченности

продовольствием и другими товарами народного потребления, увеличению их

импорта, изысканию для этого дополнительных валютных средств и, как

следствие, росту займов за рубежом.

С распадом СССР к негативным последствиям такой политики прибавились

такие факторы, как потеря части территориально-хозяйственного пространства

и всех связанных с ним прежних преимуществ и развал устоявшихся внутренних

экономических связей [58, 27].

Все это, вылившись в глубокое падение национального производства с

исчезновением целых промышленных отраслей, финансовый кризис и дефолт по

внешнеэкономическим обязательствам, открыло страну для возрастающего

влияния зарубежных сил, оставшихся по своей сути геополитическими.

В 80-е гг. правительство Горбачева М.С. заняло значительные средства на

мировых финансовых рынках: около 20 млрд. долл. – кредиты зарубежных

правительств, 20 млрд. долл. – кредиты коммерческих банков, еще 5 – 10

млрд. долл. составили поставки зарубежных предприятий, предоставивших свою

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.