рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государственная Дума Р.Ф. и ее полномочия

допустившие иные нарушения законодательства России, несут

установленную законом ответственность.

КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ.

Глава 5 Конституции Российской Федерации раскрывает основы

организации и деятельности парламента Российской Федерации.

Согласно ст.11 Конституции Федеральное Собрание наряду с

Президентом и судами Российской Федерации осуществляет

государственную власть в нашей стране. На федеральном уровне

Федеральное Собрание представляет законодательную власть

Российской Федерации. Каждая палата устанавливает порядок работы

в самостоятельно принимаемом ею регламенте (ч.4 ст.101

Конституции).

Палаты в основном заседают раздельно. Единственным

совместным органом двух палат, является согласительная комиссия,

которая образуется палатами в случае возникновения разногласий

при принятии закона (ст.105 Конституции).

В связи с принятием Конституции России изменился

конституционный статус законодательного и представительного

органа государственной власти Российской Федерации. В новой

Конституции России перечень вопросов, подлежащих рассмотрению

палатами Федерального Собрания, более ограничен. Из сферы ведения

парламента исключены распорядительные и контрольные функции.

Парламентский контроль достаточно ограничен.

За палатами парламента сохранено право осуществлять контроль

за исполнением федерального бюджета (ст.101), а за

Государственной Думой - также полномочие решать вопрос о доверии

Правительству Российской Федерации.

Существуют три основные группы полномочий палаты, которые

установлены Конституцией: относящиеся к исключительному ведению

палаты (статьи 102 и 103); связанные с организацией деятельности

палаты (ст.101); по принятию федеральных законов (ст.105).

Статьи 102 и 103 являются юридическим выражением системы

сдержек и противовесов в построении и функционировании высших

органов законодательной, исполнительной и судебной власти. В

ст.103 определяются вопросы исключительного ведения

Государственной Думы. "К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение

Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение

вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в)

назначение на должность и освобождение от должности Председателя

Центрального банка Российской Федерации; г) назначение на

должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты

и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и

освобождение от должности Уполномоченного по правам человека,

действующего в соответствии с федеральным конституционным

законом; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против

Президента Российской Федерации для отрешения его от должности."

Частями 2 и 3 той же статьи установлено, что Государственная

Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению

Конституцией Российской Федерации, которые принимаются

большинством голосов от общего числа депутатов Государственной

Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен

Конституцией.

Регламентом Государственной Думы предусмотрен целый раздел

(IV), посвященный вопросам, которые относятся к исключительному

ведению Государственной Думы.

В частности, Государственная Дума дает согласие Президенту

России на назначение председателя Правительства в соответствии со

ст.103 Конституции Российской Федерации. Кандидат на должность

Председателя Правительства Российской Федерации докладывает

Государственной Думе программу основных направлений деятельности

будущего Правительства Российской Федерации (ч.2 ст.137

Регламента).

Согласие на назначение Председателя Правительства считается

полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало

большинство от общего числа депутатов Государственной Думы (ч.2

ст. 138 Регламента).

В случае отклонения кандидатуры Президент в течение недели

со дня ее отклонения вносит на согласование палаты новую

кандидатуру. А в случае двухкратного отклонения представленных

кандидатур на должность Председателя Правительства Российской

Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации в

течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вправе

представить третью кандидатуру (ст.140 ч.1 Регламента).

Условием, сдерживающим свободу Государственной Думы при

определении своей позиции по кандидатур на должность Председателя

Правительства является положение ч.4 ст.111 Конституции, в

которой указано, что в случае трехкратного принятия Думой решения

об отклонении представленных Президентом кандидатур на должность

Председателя Правительства Президент без предварительного

согласия ГД назначает Председателя Правительства, распускает

Государственную Думу и назначает новые выборы.

К исключительной компетенции Государственной Думы отнесено

решение вопроса о доверии Правительству (п."б" ст.103

Конституции), что является юридической формой ответственности

Правительства перед парламентом. В соответствии со статьями 143 и

144 Регламента, Государственная Дума принимает постановление о

недоверии Правительству Российской Федерации большинством голосов

от общего числа депутатов. Предложение о выражении недоверия

Правительству считается отклоненным, если оно не собрало

большинства голосов депутатов. Например, в связи с предложением

фракции ДПР о выражении недоверия правительству, на внеочередном

заседании Государственной Думы 27 октября 1994г. заслушивался и

обсуждался доклад председателя правительства Российской Федерации

В.Черномырдина. В результате поименного голосования за отставку

правительства высказалось 194 депутата. Таким образом,

необходимое количество голосов (226) для решения вопроса о вотуме

недоверия набрано не было.

В случае, если Президент России не согласился с решением

Государственной Думы о недоверии Правительству, Государственная

Дума в течение трех месяцев вправе провести повторное голосование

по вопросу о выражении недоверия Правительству.

В зависимости о того, кто является инициатором рассмотрения

вопроса, в ч.3 и 4 ст.117 устанавливается различный режим

отношений Президента и Государственной Думы в случае принятия

последней решения о недоверии Правительству. Общим и главным

моментом здесь является то, что выражение Государственной Думой

недоверия Правительству не влечет обязанности Президента принять

решение об отставке Правительства.

Государственная Дума назначает на должность и освобождает от

должности Уполномоченного по правам человека, который назначается

ею на срок, установленный федеральным конституционным законом об

Уполномоченном по правам человека (ст.147 Регламента). Если

кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека

отклонена палатой, фракции и депутатские группы вправе предложить

для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное

рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после

получения палатой соответствующего представления в порядке,

установленной главой 19 Регламента.

Государственная Дума назначает на должность и освобождает от

должности председателя счетной палаты и половины состава ее

аудиторов. Кандидатуры представляются Комитетом Государственной

Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и назначаются на срок

предусмотренный федеральным законом о Счетной палате. Вопрос о

назначении и освобождении от должности аудитора Счетной палаты и

Председателя Счетной палаты решается на заседании Государственной

Думы большинством голосов от общего числа депутатов.

В соответствии с пунктом "г" статьи 83 Конституции

Российской Федерации кандидатура на должность Председателя

Центрального банка представляется Президентом России.

Государственной Думой назначается Председатель Центрального банка

Российской Федерации на срок, предусмотренный Законом РСФСР "О

Центральном банке РСФСР" и считается назначенным, если за него

проголосовало большинство от числа избранных депутатов

Государственной Думы. Освобождение от должности Председателя

Центрального Банка осуществляется после представления Президента

в Государственную Думу, в свою очередь, Государственная Дума

большинством голосов от числа избранных депутатов принимает

решение об его освобождении (статьи 158-161 Регламента).

Государственная Дума может вынести предложение о выдвижении

обвинения против Президента России для отрешения его от

должности, которое может быть внесено по инициативе не менее

одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы. В

предложении должны быть конкретные указания на признаки

преступления, которое вменяется в вину Президенту Российской

Федерации (ст.163 Регламента). В соответствии со статьей 164

Регламента предложение о выдвижении обвинения против Президента

направляется в Верховный Суд Российской Федерации для дачи

заключения о наличии в действиях Президента России признаков

преступления. Специально созданная комиссия проверяет

обоснованность выдвинутого против Президента Российской Федерации

обвинения и большинством голосов принимает заключение о наличии

фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о

выдвижении обвинения. По итогам обсуждения двумя третями голосов

от общего числа депутатов палаты Государственная Дума принимает

постановление о выдвижении обвинения против Президента Российской

Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого

преступления для отрешения его от должности или об отказе в

выдвижении обвинения против Президента, которое является

окончательным и подлежит официальному опубликованию (ст.167

Регламента).

Согласно п."е" ст.103 в ведении Государственной Думы

находятся вопросы амнистии, она принимает решение об объявлении

амнистии. На уровне субъектов Федерации решения об амнистии

приниматься не могут. Эти вопросы - исключительная компетенция

Российской Федерации в лице Государственной Думы (п."о" ст.71).

Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем

принятия постановления большинством голосов от общего числа

депутатов Государственной Думы. Постановление об объявлении

амнистии, в соответствии со ст.169 Регламента, подписывается

Председателем Государственной Думы и подлежит официальному

опубликованию в течение трех дней.

В ст. 170 Регламента Государственной Думы утвержден порядок

рассмотрения внешнеполитических вопросов: "Государственная Дума

рассматривает внешнеполитические вопросы по собственной

инициативе, или в связи с обращением Президента Российской

Федерации, ибо по докладам и сообщениям Правительства Российской

Федерации и комитетов палаты."

В частности, Президент Российской Федерации в установленном

порядке вносит в Государственную Думу подлежащий ратификации

Международный договор Российской Федерации с проектом

федерального закона о его ратификации, пояснительной запиской и

другими необходимыми материалами.

В соответствии со ст.173 Регламента "Совет Государственной

Думы, исходя из содержания поступившего на рассмотрение договора,

определяет ответственный комитет по подготовке к его ратификации

Государственной Думой и направляет договор и проект федерального

закона о его ратификации с сопроводительными материалами на

заключение в соответствующий комитет. Пакет документов

одновременно направляется в Комитет Государственной Думы по

международным делам и (или) в Комитет по делам Содружества

Независимых Государств и связям с соотечественниками в

соответствии с их компетенцией.

Ответственный комитет направляет свое заключение в

Государственную Думу, а также направляются рекомендации других

комитетов, если они содержат предложение воздержаться от

ратификации или сопроводить ее оговорками. После чего

Государственная Дума принимает федеральный закон о ратификации

международного договора большинством голосов от общего числа

депутатов (ст.180 Регламента).

В соответствии со ст.183 Регламента "Государственная Дума

может в случае необходимости заключать с парламентами других

государств и с международными парламентскими организациями

соглашения о межпарламентском сотрудничестве".

Статьей 191 Регламента предусмотрено, что Комитет

Государственной Думы по международным делам и Комитет по делам

СНГ и связям с соотечественниками в соответствии с их

компетенцией совместно с другими комитетами Думы по профилю их

деятельности проводя при необходимости консультации с Президентом

России по вопросам назначения и отзыва дипломатических

представителей Российской Федерации в иностранных государствах и

международных организациях.

Согласно ст.194 Государственная Дума может обращаться в

Конституционный Суд Российской Федерации: с ходатайствами по

разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации

нормативных актов Президента России, Совета Федерации,

Государственной Думы, Правительства, конституций республик,

уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов

Российской Федерации, международных договоров, не вступивших в

силу для Российской Федерации; с запросом о толковании

Конституции Российской Федерации и по другим вопросам,

относящимся к ведению Государственной Думы, предусмотренным в

ст.125 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст.104 Конституции Российской Федерации

Государственная Дума обладает правом законодательной инициативы.

Депутаты Государственной Думы вносят на рассмотрение:

законопроекты и поправки к ним; законодательные предложения о

разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и

федеральных законов; законопроекты о внесении изменений и

дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы

РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.

Внесению законопроекта в законодательный орган предшествует

продолжительная работа по его подготовке. К процессу подготовки

законопроектов субъекты права законодательной инициативы обычно

привлекают различных специалистов и соответствующие учреждения.

Все законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную

Думу (ст.104 ч.2 Конституции).

В соответствии с частью 3 той же статьи законопроекты о

введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске

государственных займов, об изменении финансовых обязательств

государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы,

покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в

Государственную Думу только при наличии заключения Правительства

Российской Федерации.

Процедура принятия федерального закона Государственной Думой

в соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях. Во

время первого чтения обсуждаются основные положения

законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора

проекта, затем заслушиваются содоклады и проводятся прения. По

завершении прений депутаты приступают к принятию решения по

законопроекту с учетом всех замечаний и предложений. В случае

решения об одобрении законопроекта и продолжении работы над ним

проект передает я на обсуждение комитета, ответственного за его

подготовку. После того, как комитет вновь представит в палату

доработанный проект закона проводится его второе чтение на

пленарном заседании. На этом этапе происходит постатейное

детальное обсуждение законопроекта, каждой его статьи и внесенных

депутатами поправок. Завершающей стадией является третье чтение

законопроекта, во время которого уже не разрешается вносить

никаких поправок. Третье чтение состоит лишь в голосовании за или

против законопроекта в целом. Государственная Дума может принять

решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в

первом чтении. Государственная Дума может принять закон после его

обсуждения в первом чтении.

Для принятия федерального закона необходимо большинством

голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное

не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение

пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст.105

части 2 и 3 Конституции).

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат

принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового

валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной

эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров

Россий8ской Федерации; статуса и защиты государственной границы

Российской Федерации; войны и мира.

Следует особо отметить закрепленное в Конституции различие

функций палат по принятию федеральных законов.

Согласно Конституции законодательная деятельность

сосредоточена преимущественно в Государственной Думе:

законопроекты вносятся в Государственную Думу; существует

возможность преодоления несогласия Совета Федерации с законом,

принятым Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет

Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.