рефераты бесплатно

МЕНЮ


Герберт Кларк Гувер

населения. [3]

Экономика США в 20-е годы были переполнены исключениями из простых

рыночных отношений. В промышленном производстве преобладали крупные

корпорации, уже были приняты антимонопольные законы, созданы федеральные

комиссии и комитеты по регулированию отдельных отраслей, создана

Федеральная резервная система, словом, государство уже активно вмешивалось

в экономическую жизнь. Эти и другие формы вмешательства уже серьезно меняли

традиционную веру в индивидуализм и свободный рынок. Но все же, в

большинстве случаев считалось, что вмешательство, если и необходимо, то

время от времени, и принцип laissez faire оставался господствующим.

Америка в 20-е гг. процветала, но рыночная экономика развивается

циклично. Подъемы сменяются спадами, кризисами. Однако очевидная

цикличность экономического развития, повторяющиеся каждые 8-10 лет фазы

процветания, спада, кризиса и оживления считались до сих пор нормальным

явлением со способностью к самоисправлению. Такое "благодушное" отношение к

циклической динамике привело к катастрофе в 1929 г.

В ходе встреч с президентами железнодорожных компаний и финансовыми,

промышленными, торговыми и профсоюзными лидерами президент предсказывал

продолжительный кризис и появление 2–3 млн. безработных; он предупреждал

лидеров, что именно на них лежит основная ответственность за предотвращение

катастрофы. Гувер убеждал предпринимателей не снижать уровень производства

и заработную плату, а профсоюзных деятелей уговаривал не настаивать на

повышении оплаты труда.

Весной 1930 Конгресс выделил по плану Гувера 750 млн. долл. на

общественные работы, и несколько месяцев предприниматели были верны

обещанию поддерживать производство и не снижать заработной платы. Однако

начиная с мая-июня 1930, с утратой рынков сбыта, они все же были вынуждены

сократить производство. Уровень оплаты труда в целом поддерживался до лета

1931, однако увеличение числа безработных резко сократило общий фонд

заработной платы. Весной 1931 несколько увеличилось промышленное

производство, приостановилось банкротство банков, медленно пошла вверх

кривая занятости. Но развитие событий за рубежом не способствовало

улучшению ситуации. Обеспечив поддержку в Конгрессе, Гувер внес предложение

о введении моратория на выплату всех видов задолженности по иностранным

займам и репарациям, полагая, что экономический кризис имеет

преимущественно зарубежные корни.

Позже подчинившим себе все событием администрации Гувера стала

начавшаяся в октябре 1929 года в Америке "Великая депрессия".

Великая депрессия

Американское промышленное производство к 1932 году упало до уровня

1913, а внешняя торговля даже до уровня 1905 года. В зените кризиса зимой

1932-33 годов почти каждый четвертый рабочий был без работы. Драматически

обострился кризис у фермеров. Гувер стал пленником событий, он долго не

понимал масштабов экономической разрухи и социальной нужды. Его политика по

преодолению кризиса полагалась, в основном, на самоисцеляющие силы

капиталистической экономики. Он отклонял правительственный контроль

экономики и политику расходов для финансирования федеральных социальных

программ.

Тяжелейшей ошибкой было одобрение Гувером таможенного закона от июля

1930 года, который рекордными ставками таможенной пошлины оказал

катастрофическое воздействие на мировую торговлю. Федеральное фермерское

управление не справилось с ростом излишков в результате сокращения спроса

на внутреннем и внешнем рынке; попытка уговорить фермеров добровольно

сократить производство имела не больший успех, чем просьба о сохранении

уровня промышленного производства. В конце 1931 Гувер был вынужден пойти на

увеличение доли государственной помощи. В январе 1932 по инициативе

президента Конгресс принял решение о создании корпорации финансирования

реконструкции для выдачи займов на спасение железных дорог, банков,

кредитно-строительных ассоциаций и других финансовых институтов. Только в

конце 1930 года администрация Гувера начала переходить к антикризисным

мероприятиям. До 2 миллиардов долларов было предоставлено для

государственных субсидий в экономику. В июле 1932 года правительство

выделило отдельным штатам 300 миллионов долларов для оказания помощи и

пособий.

На предложенные Конгрессом широкие реформы, как, например, введение

национальных пособий по безработице, Гувер в 1932 году наложил свое вето.

Однако он подтвердил своей подписью закон Норриса Ла-Гуардиа в пользу

профсоюзов. Как оказалось, жесткая позиция президента перед лицом всеобщей

нужды быстро способствовала потере авторитета Гувера у общественности.

Чрезвычайно непопулярным было его решение в июле 1932 года прогнать с

помощью военной силы несколько тысяч ветеранов войны из Вашингтона, где они

устроили демонстрацию за предварительную выплату возмещения ущерба и

расположились лагерем недалеко от Капитолия. Федеральное фермерское

управление не справилось с ростом излишков в результате сокращения спроса

на внутреннем и внешнем рынке; попытка уговорить фермеров добровольно

сократить производство имела не больший успех, чем просьба о сохранении

уровня промышленного производства. В конце 1931 Гувер был вынужден пойти на

увеличение доли государственной помощи. В январе 1932 по инициативе

президента Конгресс принял решение о создании корпорации финансирования

реконструкции для выдачи займов на спасение железных дорог, банков,

кредитно-строительных ассоциаций и других финансовых институтов.

Тогда же он утвердил ассигнования Конгресса федеральным земельным

банкам, а в июле – банкам жилищного кредита, но категорически возражал

против прямой федеральной помощи безработным. В июле Конгресс принял закон

об оказании прямой помощи физическим лицам и о значительном расширении

общественных работ, но президент наложил на него вето, объявив

«непрактичным», «опасным» и «дискредитирующим всю нашу концепцию

правления». По предложению президента Конгресс затем принял закон,

уполномочивающий корпорацию финансирования реконструкции выдать заем в 300

млн. долл. тем штатам, чьи резервы исчерпаны, и 1 млрд. 500 млн. долл.

штатам и муниципалитетам на проведение самоокупающихся общественных работ.

Началом кризиса послужило внезапное беспрецедентное всеобщее падение

курса акций, возникла биржевая паника, переросшая в дальнейшем в длительную

полосу всестороннего экономического хаоса. Биржевая паника лишь внешне

отражала наступление экономического кризиса, она сама была следствием

нарушения процесса воспроизводства, вызвавшего обострение проблемы

реализации и массовое относительное перепроизводство товаров. В силу

трудностей сбыта и невозможности получить где-либо кредиты по всей стране

прокатилась волна банкротств. Согласно официальной статистике, за годы

кризиса потерпели крах более 110 тыс. торговых и промышленных фирм, 19

крупных железнодорожных компаний, разорилось свыше 5760 банков, а вместе с

ними и миллионы вкладчиков.

Начавшись в промышленности и кредитной системе, кризис охватил все

другие отрасли хозяйства — строительство, транспорт, торговлю. Под влиянием

резкого сокращения спроса на сельскохозяйственную продукцию начался

сильнейший аграрный кризис. К 1934 г. сбор пшеницы упал на 36%, кукурузы—на

45%. Катастрофически сокращались посевные площади. Резко упали цены: на

пшеницу и кукурузу — в 2,7 раза, на хлопок — более чем в 3 раза.

Неизбежным следствием явилось резкое ухудшение положения рабочих и

фермеров. За годы кризиса реальная заработная плата рабочих - уменьшилась

на 60%. Общее число безработных в 1933 г. достигло 17 млн. человек, В 1933

г. безработица в США составляла 24,9%, в 1937 — 14,3% и в 1938 – 19%.

Валовой доход фермеров сократился более чем вдвое. Вследствие

невозможности выплатить возникшие долги разорилось свыше 1 млн. фермеров

(считая членов семей), лишившихся собственности на землю. Десятки тысяч

обездоленных фермеров бежали в города в поисках средств к существованию,

пополняя ряды армии безработных. Положение безработных было отчаянным. Не

получая никакой помощи от государства, при отсутствии какого-либо

социального страхования, безработные вынуждены были нищенствовать и

голодать. Выселенные за неплатеж из своих квартир, они селились на окраинах

городов, где возникали выстроенные из ящиков и строительных отходов так

называемые "бидонвилли" ("поселки президента Гувера").

Кризис 1929-1933 гг. внешне проявлялся в перепроизводстве продукции -

в чрезмерном количестве товаров, поступавших на рынок. Изобилие было лишь

кажущимся. Перепроизводство возникло не в результате обеспечения

потребностей, а вследствие низкой покупательной способности населения.

Склады ломились от обилия нереализованных продуктов. В своих попытках

сдержать падение цен и сократить товарные запасы - сжигали пшеницу,

выливали цистерны с молоком.

От кризиса пострадали главным образом мелкие и средние фирмы. Что же

касается монополий, то они смогли выстоять и справиться с возникшими

затруднениями. Обладая крупными капиталами и резервами, корпорации

сокращали производство, приспосабливались к рынку, тормозили падение цен.

При этом, воспользовавшись положением своих конкурентов, они сумели их

поглотить и выйти к концу кризиса с еще более расширившимися возможностями.

Прежде самостоятельная металлургическая компания "Youngstown" была,

например, захвачена “Bethlehem Steel”, автомобильная фирма “Studebaker” —

концерном “General Motors”.

Правительство Г.Гувера пыталось ослабить действие кризиса путем

оказания финансовой помощи банкирам и промышленникам. Была создана

“Реконструктивная финансовая корпорация”, кредитовавшая кампании, чтобы

спасти их от банкротства. Тщетно пыталось изъять с рынка излишки

сельскохозяйственной продукции образованное правительством “Федеральное

фермерское бюро”, оказавшее практически помощь лишь крупным фермерам. В

1930 г. был принят высокий таможенный тариф, способствовавший резкому

сокращению ввоза в США товаров из-за границы. Все эти мероприятия, однако,

не могли остановить продолжавшего стихийно развивающегося экономического

кризиса.

Складывалась ситуация, когда за год потребляется больше капитала, чем

производится. В этих условиях, чистые инвестиции имеют знак минус, а в

экономике происходит деинвестирование, т.е. сокращение инвестиций. В США

имелось больше производственных мощностей, чем она использовала в текущем

производстве. В результате стимулы к замещению изношенного капитала, а тем

более к созданию дополнительного капитала были очень малы, либо вовсе

отсутствовали.

Не вдаваясь в подробности и не обсуждая различные оценки той

ситуации в деталях, попытаемся воспроизвести картину того, что же произошло

в действительности. С одной стороны было достаточно очевидно, что к началу

1928 г. экономика приблизилась к нормальному циклическому падению деловой

конъюнктуры. Но беда была в том, что до 1928 г. почти никто уже не следил

за экономическими показателями, а уже с 1926 г. начал сокращаться объем

жилищного строительства, падать объемы продаж автомобилей, главного товара

длительного пользования, сокращались производственные капиталовложения. Все

взоры были прикованы к фондовому рынку, на котором, вопреки общему

экономическому спаду, со второй половины 1928 г. начался настоящий бум. Но

главное объяснение - это неразумные экономические мероприятия государства.

Во-первых, Федеральная резервная система, отвечающая за контроль над ростом

денег и кредита, предприняла в 1927 г. меры по увеличению денежной и

кредитной эмиссии именно тогда, когда экономические показатели обещали

спад. Это была первая попытка противостоять экономическому циклу за все 30

лет существования ФРС. Поначалу казалось, что с помощью кредитной эмиссии

(объем кредитования увеличился в несколько раз) удаться избежать спада. И,

несмотря на короткое оживление начала 1929 г., основная часть всех кредитов

досталась рынку ценных бумаг: ушли на биржевые спекуляции.

Таким образом, можно утверждать, что экономический рост 20-х гг.

сопровождался и рядом негативных социальных последствий. Рост богатства

нации не сопровождался сколь-нибудь существенным изменением традиционных

форм его распределения. В результате плоды экономического роста пожинались

преимущественно верхним классом, в первую очередь монополиями, а средние и

низшие классы оказывались в роли экономических неудачников.

В результате страна была ввергнута в водоворот мирового экономического

кризиса. Лавина банкротств, падение производства (самая низкая отметка - в

1932г.), многомиллионная армия безработных обнажили глубину социального

неравенства. Государственная политика в социальном страховании на

протяжении десятилетий выражалась формулой "твердого индивидуализма", что

означает, что забота о миллионах жертв кризиса является их личным делом

или, в крайнем случае, делом местных властей и частных благотворительных

фондов.

И хотя ранее консервативная доктрина государственного невмешательства

в рыночный процесс и социальные отношения являлась официальным кредо

американского правительства и обеих главных партий — республиканской и

демократической, тяжелая экономическая ситуация требовала пересмотра этих

взглядов.

Внешняя политика

Внешняя политика Гувера также в значительной степени была отмечена

воздействиями кризиса мировой экономики и ухудшившейся международной

позицией США. Еще до начала кризиса в июне 1929 года план Янга при активном

участии США предпринял пересмотр немецких репарационных выплат. Выплаты

репараций и военных долгов сорвались в результате кризиса. Мораторием,

названным его именем, Гувер в июне 1931 года пытался сдержать коллапс

отсрочкой всех международных правительственных долгов на один год. На деле

с тех пор были надолго приостановлены выплаты репараций и военных долгов.

Гувер принципиально продолжал внешнеполитический курс своих обоих

предшественников. Он также твердо придерживался неучастия в Лиге Наций и

непризнания СССР. В его миропонимании в странное соединение вступили

националистическое самосознание, чувство международной ответственности,

вера в превосходство "белых народов" и желание уберечь страну от новой

войны. Гувер верил в международную кооперацию без принуждения, в мирную

международную систему, основанную на власти общественного мнения. У него

была глубокая неприязнь к войне и разорительной гонке вооружений.

Гувер старался улучшить отношения с Латинской Америкой, разрушить

недоверие к "колоссу на севере", отбросить интервенционные притязания и

империалистические жесты запугивания и развивать экономическое и культурное

сотрудничество. Кризис перечеркнул, правда, эти намерения, однако к концу

его президентства был осуществлен вывод американских войск из Никарагуа и

подготовлен вывод с Гаити. В вопросе разоружения Гувер достиг на Лондонской

конференции 1930 года вместе с Англией и Францией компромисса, который

Предусматривал верхний предел тоннажа для крейсеров, эсминцев и подводных

лодок, но существовал недолго.

Упадок сил

Широкомасштабное предложение Гувера по разоружению на Женевской

конференции 1932 года, которое бы полностью запретило оружие нападения и на

треть сократило бы национальные вооруженные силы, осталось в области благих

намерений. На нарушение договора японцами во время "Маньчжурского кризиса"

1931- 32 годов Гувер и Стимсон отреагировали 7 января 1932 года названной

их именами доктриной, которая подтверждала непризнание Соединенными Штатами

японских завоеваний или сделок в Китае, достигнутых насилием.

Экономическими акциями против Японии, на которых настаивал Стимсон, Гувер

ничего не приобрел.

В сравнении с поставленными Гувером задачами его внешняя политика в

кризисные годы несмотря на все усилия осталась нерезультативной. Так же

мало она могла помешать дальнейшему ухудшению международной позиции страны.

Осенью 1932 года перед предстоящими выборами президента авторитет

Гувера достиг низшей точки. Однако республиканцы выдвинули его, так как у

них не было альтернативы для Гувера. Демократы выставили кандидатом

губернатора-реформатора Нью-Йорка Франклина Д. Рузвельта. Ввиду

изменившейся вследствие кризиса расстановки политических сил и

неэффективности его антикризисных мероприятий Гувер потерпел на выборах

тяжелое личное поражение. Конгресс теперь опять был в руках демократов.

Разочарованный и одинокий Гувер покинул пост президента 4 марта 1933 года.

Гувер как политик

Герберт Гувер, несмотря на преимущественно негативный итог деятельности

его администрации, принадлежит к ярким личностям в политической жизни

страны того времени. Новые исследования более справедливо оценивают общие

достижения Гувера, чем старые клише, которые клеймили его как доктринера,

консервативного идеолога и старомодного политика и взваливали на него

ответственность за катастрофический масштаб большого кризиса. Если измерять

политику Гувера как президента только по его провалу в экономическом

кризисе, то пускается из виду, что и любой другой президент в "Великой

депрессии" натолкнулся бы на границы своей власти. Не только будучи

министром торговли в годы своей самой плодотворной политической

деятельности, но и на посту президента Гувер проявил новаторские стороны и

реформистские начала в своем политико-экономическом мышлении. Сегодня

исследования не так строго, как раньше, проводят границы между скорее

неформальным экономическим регулированием Гувера и обязательным

экономическим регулированием согласно "новому курсу".

Гувер умер 20 октября 1964 года в возрасте 90 лет в Нью-Йорке. Он был

похоронен на своей родине в Вест Бранче, Айова, где с 1962 года находится

библиотека имени президента Герберта Гувера.

Заключение

При всех существующих разногласиях по поводу отдельных сторон его

политики лично я в Гувере вижу выдающегося, способного, часто дальновидного

политика своего времени. После ухода из Белого дома Гувер прожил еще 31

год, дольше, чем любой другой экс-президент. Сначала он жил в Нью-Йорке в

гостинице "Уолдорф-Астория" и резко критиковал политику Ф. Рузвельта "новый

курс", который, по его мнению, приведет или к фашизму, или к социализму.

Так же непоколебимо он отвергал в период между началом мировой войны и Перл-

Харбором вступление в войну на стороне Великобритании, а с июня 1941 года в

качестве союзника СССР. Сброс атомных бомб на японские города в конце войны

возмутил его как человека "из-за убийства без разбора женщин и детей". При

президенте Трумэне и Эйзенхауэре в период с 1946 по 1955 год Гувер еще раз

исполнял правительственные поручения в качестве координатора американской

организации продовольственной помощи для Европы и в качестве руководителя

комиссии по реорганизации правительственного аппарата в Вашингтоне. Он не

одобрил военное вмешательство его страны в Корее и Вьетнаме.

— Даже после того, как он покинул пост президента США, но продолжал

служить «отечеству».

С годами Гувер постепенно превращался в почтенного государственного

деятеля Республиканской партии. В 1946 по заданию президента Г.Трумэна он

объездил 25 стран Европы и Азии для изучения продовольственной проблемы, а

годом позже посетил с аналогичной миссией ряд стран Южной Америки. В 1947 и

1953 Трумэн назначал его главой комиссий по изучению деятельности

исполнительной власти США.

Список литературы

1.Харц Л. Либеральная традиция в Америке. Пер. с англ. /Общ. ред.

Соргина В.В. – М.: Прогресс-Академия, 1993.- 400с

2.Закон о восстановлении национальной экономики (16 июля 1933г.)

//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие /Под

ред. проф. З.М. Черниловского - М., 1994.- 413с.

3.Американские президенты: 41 исторический портрет от Джоржа

Вашингтона до Билла Клинтона. Ростов-на-Дону; издательство «Феникс»,1997-

640с.

4.Гувер, Герберт Кларк // www.krugosvet.ru

5.Американские президенты // www.coinxpert.ru

6. The Hoover Library and Museum preserves the Presidential records

of Herbert Hoover //

www.usahistory.com

-----------------------

[1] Харц Л. Либеральная традиция в Америке. – М., Прогресс – Академия,

1993г - 400с, с.315

[2] Харц Л. Либеральная традиция в Америке. – М., Прогресс – Академия,

1993г - 400с, с.322

№Лойберг М.Я. История экономики: Учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 1998.- 128с.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.