Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.
Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра истории дореволюционной России.
Киселева Виктория Михайловна
Студентка V курса
очного отделения
Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.
дипломная работа
Научный руководитель:
Пашков Александр Михайлович
к.и.н., доцент
Петрозаводск
2002
Содержание.
Введение. 3.
Глава I. Функции и штаты Олонецкого губернского
правления в 1825 – 1855 годах 8.
Глава II. Функции и штаты Олонецкого губернского
правления в 1855 – 1881-е годы 18.
Глава III. Функции и штаты Олонецкого губернского
правления в 1881 - 1900-е годы 30.
Глава IV. Функции и штаты Олонецкого губернского
правления в 1901 - 1918-е годы 36.
Заключение 43.
Список используемых источников и литературы 44.
Приложение 52.
Введение.
В системе местных органов власти России 1825 – 1918 гг. огромную роль
губернские правления – высшие административные и полицейские учреждения в
губерниях.
Они были созданы в ходе губернской реформы 1775 года. Первоначально
представляли собой совещательный орган при губернаторе. Действуя по
принципам коллегиальности, губернские правления выполняли широкий ряд
функций и задач. Они обнародовали законы в губерниях, осуществляли надзор
за исполнением законов и государственных распоряжений, рассматривали
«пререкания» о подсудности между различными административными органами,
принимали меры к «охране спокойствия, безопасности и народного здравия». В
губерниях, где не было введено земское самоуправление, губернские правления
имели также функции хозяйственной полиции.
Во второй половине XIX века губернское правление окончательно
превращается в исполнительный орган при губернаторе, таким оно остается до
начала XIX века.
Система государственного регулирования традиционно играла большую роль в
жизни России. И до сих пор еще не решен вопрос об уровне влияния
государственных учреждений на процессы в экономической, социальной сфере,
культуре и т.д.
Особенно большое значение имеет этот вопрос для северных районов,
отличающихся суровыми природно-климатическими условиями и редким
населением.
Поэтому большой интерес представляет исторический опыт деятельности
государственных учреждений на севере, в частности, Олонецкого губернского
правления.
В настоящее время еще не создано научных работ, в которых Олонецкое
губернское правление было бы предметом специального изучения, поэтому цель
данной работы – показать роль и значение этого учреждения в структуре
других губернских учреждений. Задачами дипломной работы являются: показать
Олонецкое губернское правление, как местный орган власти, на протяжении
1825 – 1918 годов, рассмотреть каковы были его штаты и функции, направление
деятельности.
Хронологические рамки работы (1825 – 1918 гг.) связаны с тем, что в
Национальном архиве Республики Карелия (далее НА РК) практически не
сохранилось документов, возникших до 1825года. Кроме того, в декабре 1825
года на престол вступил Николай I, в годы правления которого усилились
бюрократические методы управления страной и выросла роль губернских
правлений на местах. Вторая дата связана с тем, что после установления в
январе 1918 года советской власти в Петрозаводске, начался слом
дореволюционного государственного аппарата и губернское правление было
закрыто.
По данной дипломной работе имеется довольно значительный круг источников
и литературы (общего плана).
Для изучения деятельности Олонецкого губернского правления большое
значение имеет работа Ерошкина Н.П. «История государственных учреждений
дореволюционной России». Это учебник по истории государственных учреждений,
выдержавший четыре издания. В нем содержатся краткие и сжатые
характеристики основных государственных учреждений России вплоть до 1917
года[1].
Новейшую точку зрения на деятельность губернских правлений содержат
статьи из Энциклопедии «Отечественная история. Дооктябрьский период» -
«Губернское правление» и «Губернская реформа, 1775 г.». в них содержатся
новые сведения, факты, характеристики ученых 1990-х гг., что позволяет
увидеть губернское правление в современной трактовке[2].
История самой Олонецкой губернии вызывала большой интерес, и поэтому к
100-летию её образования в Петрозаводске вышла обобщающая статья
Благовещенского И., в которой содержался обзор её истории за 100 лет
существования[3]. Здесь были даны характеристики всем учреждениям губернии
и четко очерчены состав и функции такового.
Важную информацию содержит учебное пособие «Источниковедение: теория,
история, метод». В нем даны этапы развития послужных списков чиновников
России[4].
Всесторонний анализ состояния губернии в XIX – начале XX вв. дан в
недавно вышедшем академическом коллективном исследовании «История Карелии с
древних времен»[5].
Большое значение для современников имеет статья Савицкого И.В. «Из
истории дворянства Олонецкой губернии». Это небольшая по объему работа дает
важные сведения о состоянии Олонецкого дворянства в XIX веке, позволяет
установить численность, уровень образования, материальное положение
чиновников Олонецкой губернии[6].
Таким образом на данный момент имеются работы по истории государственных
учреждений в целом, по истории чиновничества, но до настоящего времени
Олонецкое губернское правление, как орган управления Олонецкой губернией
специально не изучался.
Большое значение для изучения данной темы имеют и опубликованные
источники.
В качестве самого важного источника мною были использованы принятые в
1775 году «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи»[7].
Это основной законодательный акт, определяющий структуру и деятельность
губернских учреждений.
Не менее важное значение имеет сборник «Российское законодательство XI –
XX вв.» и опубликованный в нем закон «О должности наместнического или
губернского правления», определявший функции, штаты, а также
делопроизводство Губернских правлений в России[8].
Важным источником является и принятое в 1845 году «Учреждение губернских
правлений»[9], в котором давался новый порядок производства и решения дел в
губернских правлениях, были определены новые штаты и оклады содержания
чиновников.
Не меньшую важность имеют указы от 1865 и 1876 годов, определявшие новое
устройство губернских правительственных учреждений и, в частности,
губернских правлений[10].
Важными и ценными источниками являются «Общее губернское учреждение»
(1857 года) и переизданное в 1892 году «Учреждение губернских
правлений»[11].
Основой для анализа деятельности Правления послужили и документы 2-го
фонда, хранящиеся в Национальном архиве Республики Карелия (далее НА РК).
В НА РК по данной теме сохранилось 19605 единиц хранения за 1802 – 1918
годы, из них по описям (всего 74 описи), дела, начиная с 1794 – 1796 и
после небольшого перерыва с 1802 – 1918 годы.
По первой главе имеется довольно много дел, в частности, одно дело по
функциям и штатам губернского правления[12].
Что касается формулярных списков за 1825 – 1855 годы, то здесь имеются
отдельные дела. Это в большинстве своем дела 40-х – 50-х гг. (за 1844 –
1855-е гг. – всего 14 дел)[13].
По второй главе имеется 5 дел по функциям и штатам Олонецкого губернского
правления[14].
За 1855 – 1881-е гг. сохранилось очень много формулярных списков (24
дела)[15].
По третьей главе сохранилось 17 формулярных списков за 1881 – 1900-е
годы[16].
По четвертой главе сохранилось 3 дела по функциям и штатам губернского
правления[17].
Что касается формулярных списков за 1901 – 1918-е годы, то здесь имеется
большое число дел. Описи 43 и 68 содержат формулярные списки, и здесь
имеется 22 дела за 1901 – 1918 годы[18].
Таким образом, комплекс данных, взятых в совокупности источников, вполне
позволяет рассмотреть тему «Функции и штаты Олонецкого губернского
правления в 1825 - 1918 годах».
Данная дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения,
списка литературы и приложения.
Глава I. Функции и штаты Олонецкого губернского
правления в 1825 – 1855 годах.
В XVIII - начале XIX века вся Россия была поделена на губернии. Большую
роль в правлении губерний играло губернское правление – высшее
административно – полицейское учреждение губернии.
Это в полной мере относится к деятельности Олонецкого губернского
правления, как органа управления Олонецкой губернии[19].
Олонецкая губерния возникла в 1784 году по указу Екатерины II.
Петрозаводск сделан губернским городом.
В 1796 году Олонецкая область была упразднена. И лишь 12 марта 1801 года
указом Александра I от 9 сентября Олонецкая губерния была восстановлена.
3 января 1802 года совершилось открытие главного в губернии учреждения –
губернского правления. Накануне его открытия (2 января 1802 года) в
Петрозаводске были произведены выборы должностных лиц от дворян, купечества
и поселян. Чиновники, определённые от правительства по выбору, 3 января
1802 года были введены в губернское правление лично первым гражданским
губернатором А.М. Окуловым.
В этот же день были открыты палаты: казенная, уголовная, гражданская,
приказ общественного призрения, советские суды, городовые магистраты и
ратуши.
31 июля 1802 года были изданы штаты городов Олонецкой губернии, и
Петрозаводск оставлен в ней губернским городом.
Отныне Олонецкая губерния имела в своем составе семь уездов:
Петрозаводский, Олонецкий, Лодейнопольский, Вытегорский, Каргопольский,
Пудожский и Повенецкий[20].
Олонецкая губерния просуществовала вплоть до 1922 года, а четырьмя годами
раньше прекратило своё существование Олонецкое губернское правление[21].
Рассматривая деятельность Олонецкого губернского правления в I половине
XIX века, нужно обязательно отметить, что возникновение его было
обусловлено рядом внутреннеполитических причин.
В конце XVIII века в России складывалась ситуация, связанная с
необходимостью упорядочения системы управления страной, сложившейся ещё при
Петре I. Страна нуждалась в реформах, особенно в области местного
управления. Кроме того, правительство стояло перед проблемой необходимости
усиления власти на местах, так как в ходе восстания Пугачева 1773-1774 г.г.
местные учреждения часто проявляли слабость и действовали не эффективно.
И поэтому правительством Екатерины II 7 ноября 1775 года были изданы
«Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Благодаря им
достигалась значительная децентрализация местного управления[22].
Были расширены все распорядительные и исполнительные права местных
чиновников и учреждений. Губернская реформа Екатерины II внесла
единообразие в устройство губерний, разграничив места административные,
судебные и финансовые. Административно – полицейские учреждения и
должностные лица были представлены губернатором, губернским правлением,
Приказом общественного призрения, в уездах – земским исправником
(капитаном), нижним земским судом, городничим, финансово – хозяйственные –
Казенной палатой, в уездах – Казначействами, судебные – палатами уголовного
и гражданского суда, совестным судом, а также сословными судами – верхним
земским судом, губернским магистратом, верхней расправой.
В уездах судебные функции находились также в ведении уездного суда,
городского магистрата и нижней палаты.
Губернская реформа создала и систему прокурорского надзора (при
губернском сословном суде назначались прокурор и два стряпчих; в уезде –
подчиненный губернскому прокурору уездный стряпчий)[23].
Губернатор являлся главой местной администрации и управлял губернией с
помощью административных учреждений: канцелярии губернатора, губернского
правления, ряда комиссий, комитетов и присутствий.
Но все же основным административным учреждением было губернское
правление, возглавляемое губернатором[24].
Оно находилось в ведении Министерства внутренних дел и подчинялось по
закону Сенату, однако на практике широкие полномочия губернатора подчинили
губернское правление их власти, и уже к середине XIX века оно превратилось
в своеобразную исполнительную канцелярию при губернаторе[25].
В первой половине XIX века роль губернского правления в общей системе
органов управления губернией была значительной. Оно управляло в силу
законов всей губернией. Это исполнительное, полицейское и распорядительное
учреждение: оно обнародует и объявляет в подчиненных областях законы,
указы, учреждения, повеления и приказания императора, Сената и прочих
государственных учреждений[26].
В соответствии с существовавшим законодательством у губернского правления
были широкие полномочия: «оно наблюдает за правильным течение дел в других
учреждения (полицейских, торговых, благочиния и других), побуждает их к
исполнению своих дел, наблюдает за исправностью правительственных мест,
порядком и тишиной в губернии[27]. Кроме того, оно имеет право отправлять
все исполнительные дела, дела, требующие скорейшего решения, может налагать
арест на имение или часть его по приговору судебного места, рассматривает
затянувшиеся по какой – либо причине дела присутственных мест»[28].
С 1 января 1845 года на все 45 губернских правлений Российской империи
было распространено новое «Учреждение». Новый порядок вводился начальниками
губернии постепенно в течение первого полугодия сроком на три года.
Губернские правления в России были разделены на 3 разряда по роду и
количеству поступающих в них дел. Олонецкое губернское правление было
отнесено к 3-му разряду. Согласно указу 1845 года губернское правление
делилось на общее присутствие канцелярии (см. Табл.1).
Роль общего присутствия сводилась к ознакомлению с новыми
законодательными актами и распоряжениями, к ряду хозяйственных операций, к
обсуждению некоторых мелких вопросов организации и делопроизводства[29].
Основные же дела губернского правления были сосредоточены в канцелярии,
аппарат которой составляли три отделения и канцелярия присутствия[30].
Первое отделение заведовало оборудованием законов, наблюдением за
исполнением распоряжений губернатора и губернского правления, газетой
«Губернские ведомости».
Оно занималось определением на службу, увольнением, наградами и пенсиями
чиновников и канцелярских служителей, как самого правления и подчиненных
ему мест, так и других губернских и уездных государственных учреждений.
Отделение также собирало и доставляло в Герольдию Правительствующего сената
послужные списки служащих губернии. Кроме того, оно ведало охраной
общественного спокойствия, приводило присяги на подданство России,
оказывало содействие врачебной управе и оспенному комитету[31].
Через второе отделение губернатор осуществлял руководство полицией, через
третье – связь администрации с местными судами, через четвертое – с
финансово-хозяйственными органами[32].
Дела, решаемые в губернском правлении, делились на судные (дисциплинарные
взыскания чиновников, отдача их под суд, сомнения в правильности применения
законов и жалобы на делопроизводство; они решались коллегиально),
распорядительные (утверждались губернатором) и исполнительные (решались по
отделениям губернского правления).
Что касается состава Олонецкого губернского правления, то он складывался
постепенно, по мере усложнения задач, ставящихся перед ним. Первоначально
(еще в XVIII веке) в губернском правлении заседал губернатор с двумя
советниками; также сюда назначались губернский прокурор, губернский
стряпчий казенных дел и губернский стряпчий уголовных дел. С принятием
«Учреждения» 1845-го года в состав правления на правах старшего члена был
включен вице-губернатор[33].Однако уже к XIX веку штаты губернского
правления необычайно возросли. Состав его расширялся за счет введения в
него должностных лиц, ведающих специальным управлением (губернский
врачебный инспектор, губернский инженер)[34].
Таким образом, к 1845-му годы штаты губернского правления значительно
возросли.
В общее присутствие входили: губернатор (председатель), вице-губернатор,
три советника (в том числе, один – старший) и асессор. Старший секретарь
управлял канцелярией присутствия. Здесь же состояли два помощника секретаря
(один – начальник ревизионного стола, другой – переводчик), регистратор с
двумя помощниками и экзекутор с помощником. Каждое отделение находилось под
управлением одного из трех советников по назначению гражданского
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|