Авторитаризм и тоталитаризм
районного масштаба обладал всеми атрибутами власти — партийной,
хозяйственной, судебной, карательной и т.п. Поэтому для функционирования
тоталитарной власти не нужно было принуждения, идущего сверху вниз:
тоталитарный индивид добровольно подчинялся вышестоящему, получая в обмен
на покорность возможность абсолютной власти «на своем месте». Можно
сказать, что ограничения в структуре тоталитарной власти вытекали из
пересечения индивидуальных властей, что создавало непрерывное и постоянное
напряжение во всех узлах системы и было источником энергии, питавшей
существование этой системы.
С тоталитарной властью неразрывно связана тайна власти. Властный поступок
тоталитарного индивида всегда непредсказуем, спонтанен, вызывается не
столько внешней необходимостью, какими-то реальными обстоятельствами,
сколько тайными движениями его души. Теми движениями, которые имеют свою
индивидуальную логику, непредсказуемую с точки зрения нормальной логики. В
силу этой тайны система тоталитарной власти пронизана страхом. Страх есть
необходимое дополнение абсолютной власти, он столь же абсолютен, и это
страх не только перед «другими», но и перед самим собой. Абсолютный страх в
душе тоталитарного индивида перевоплощается и снимается в виде стремления к
абсолютной власти. Карательные органы в этой системе — материализация
повсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении
индивидуальных властей. Но их существование в большей степени вызвано
необходимостью искоренять инакомыслящих — тех, кто не принял условия
тоталитаризма, правила его игры, и имя им — миллионы. Они и составляли
основной контингент ГУЛАГа.
Верхний и нижний уровни в структуре тоталитарной власти взаимосвязаны и
взаимно необходимы друг для друга. На ее вершине находился Сталин, он был
символом абсолютной власти, поклонение ему как бы освящало и узаконивало
для каждого собственное приобщение к субстанции власти. В этой структуре
харизматический образ Ленина тускнел и отодвигался на периферию
общественного сознания, ибо системе нужен был живой символ, человек — знак
абсолютной власти. Образ Ленина слился с мавзолеем — материальным
воплощением «начала» этой власти. И ритуальное действо вокруг мавзолея,
совершаемое дважды в году, заново подтверждало законность системы. Нижний
уровень носителей тоталитарной власти, был также необходим Сталину — иначе
не хватило бы никаких усилий карательных органов, чтобы держать в
повиновении огромные массы людей. Причем отношение массы тоталитарных
индивидов к Сталину было интимно-психологическим и личностным: он был не
просто символическим знаком судьбы, но еще и индивидуальностью. Его
индивидуальные качества срослись с символическими, и в этой системе он
занимал место Бога. Славословия в его адрес заменили молитву и были
ритуальным элементом существования и осуществления тоталитарной власти
каждым на своем месте. Поэтому смерть Сталина означала конец тоталитаризма.
Естественно, не мгновенный, а протяженный в историческом времени.
Исчезновение личностного символа системы изменило духовную атмосферу внутри
ее. Новые поколения как бы вышли из-под влияния той идеологической и
психологической силы, которая формировала в каждом качестве тоталитарного
индивида.
Попытки заменить Сталина не удались — уж очень тесно срослись его личные и
символически-знаковые черты. В поле тоталитарного сознания его преемник
Хрущев получил значение комического героя — шута, напялившего на голову
корону.
Маршальские погоны, звезды Героя и орден Победы не превратили Брежнева в
того мифологического героя, каким воспринимался Сталин. Исчезла тайна
личности вождя, а вместе с ней и вождь. Вождь должен быть, по крайней мере,
равен системе, а не быть частицей, рожденной этой системой.
После смерти Сталина тоталитаризм в течение долгих тридцати лет переживал
обратное перерождение в авторитаризм, и именно механика этого обратного
перерождения диктовала необходимость обращения к Ленину, его наследию, но
не к тому, где он отказывался от социалистической утопии в пользу реально
достижимых целей, а к Ленину «до 21-го года», автору и творцу авторитарного
режима. Обращение к Ленину 21-го года ставило человека в положение если и
не диссидента, то оппозиционера по отношению к существовавшему режиму. С
этого обращения началась перестройка.
5. Тоталитаризм и личность
Существует ли угроза восстановления в нашей стране тоталитарного режима?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо выяснить условия, необходимые для
этого. Объективные условия налицо —сохраняется, а в ряде республик и
обновляется авторитарный режим, адаптирующийся к новым, демократическим
тенденциям, к восстановлению политической жизни. Но решающими для
возникновения тоталитаризма являются субъективные условия, а именно тот
исторический тип личности, который можно назвать тоталитарным индивидом.
Что это такое? Попробуем разобрать, этот вопрос на примере, так сказать,
классического образца. Предшественником тоталитарного индивида был маргинал
— человек, крутой ломкой истории вырванный из привычного «гнезда»
существования и заброшенный в новый мир. Маргинализация охватила во второй
половине XIX — начале XX века практически все классы русского общества.
Маргинал — человек переходного времени, как бы повисший между двумя
историческими эпохами и сделавший эту переходность принципом отношения к
действительности, принципом самоопределения. Для маргинала прошлое и
настоящее — не подлинное, умирающее бытие, которое несет на себе печать
неминуемого уничтожения, смерти. Будущее же для него под знаком вопроса,
это своего рода чистая возможность, полностью зависящая от воли человека-
творца. В среде профессиональных революционеров психология маргинальности
еще более усиливалась вследствие особого, «чемоданного» (между тюрьмами и
ссылками) образа жизни. Связь с действительностью подменялась прожектерским
конструированием утопии не только относительно будущего, но и относительно
настоящего. Реальная действительность пугала маргинала, представлялась ему
абсолютно чуждой силой.
В условиях революционной катастрофы, когда ход событий бросил
революционеров в самую пучину переворота, некоторые из них, вследствие
этого страха перед реальным миром, застыли в ситуации неопределенности,
отказавшись от выбора, выключившись из активной борьбы. Таким человеком и
был Сталин, по выражению Р. Слассера, человек, проспавший революцию. Да и в
годы гражданской войны, как пишет о нем Д. Волкогонов, он был скорее
послушным исполнителем, хотя занимал формально одно из самых высоких мест в
партийной иерархии. Такой индивид полностью отдается воле событий, тому
самому миру, которого он боится. Единственное для него средство сохранить
себя — это стремление к абсолютной власти, дающей полное господство над
чуждой, враждебной действительностью. И чем более неопределенным — в силу
своей новизны — оказывается мир после революции, когда уже не помогает
прежняя теория и когда нет рядом берущего на себя всю ответственность вождя-
вожака, тем больше овладевает душой теперь уже тоталитарного индивида это
стремление к власти, это переживание власти как высшего смысла бытия.
Позволяет ли современная обстановка прогнозировать возможность появления
нового тоталитарного индивида? На наш взгляд, нет. Во-первых, потому, что
появление тоталитарного индивида непредсказуемо, его тайна — в глубинах
индивидуальной души. Во-вторых, потому, что история не ходит дважды одними
и теми же путями. Конечно, согласно Марксу, возможно повторение
трагического в виде комического, но такой герой не может стать кумиром
современной массы. Нынешние сталинисты ждут другого героя. Что же касается
новых поколений, выросших после Сталина, то последние сорок лет выработали
у них прочный иммунитет против тоталитаризма: у них нет восторженной до
самоотречения веры в коммунистическую или какую-то иную, но столь же мощную
в социально-психологическом и идеологическом плане идею. От тоталитаризма
нас спасает безверие. Гораздо большую и реальную опасность представляет
собой авторитаризм консервативного или откровенно реакционного плана,
объективные и субъективные условия для появления которого налицо или, как
говорил Маркс, находятся в процессе становления.
Глава 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТОТАЛИТАРИЗМА И СТАНОВЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ.
За последний более чем 70-летний период у нас сложилась такая политическая
система, которая весьма эффективно служила целям сохранения обеспечивавшего
ее социально-экономического строя. Эта эффективность достигалась благодаря
абсолютному контролю со стороны политических структур — партии и
государства — над всеми сферами общественной жизни. Такая политическая
система может быть определена как тоталитарная. Понятно, что без разрушения
ее общественный прогресс невозможен. Большим шагом вперед в понимании
сущности общества, сложившегося в нашей стране, явился уже сам факт
признания тоталитаризма. Однако одного признания мало. Для преодоления
тоталитаризма необходимо точное знание его сущности, закономерностей
функционирования, элементов, обусловливающих его стабильность.
В современной зарубежной политологии явление тоталитаризма изучено
сравнительно глубоко. Для нас же, выросших и воспитанных в условиях
тоталитаризма, представляет еще большую трудность увидеть в привычном,
«естественном» способе политического существования жесткие черты,
объединяющие его с фашистскими системами Германии, Италии, Испании,
репрессивными государствами Южной Америки.
Исторический опыт и практика показывают, что тоталитарную систему нельзя
изменить, реконструировать, ее можно только разрушить. Вслед за
конструктивным преодолением тоталитаризма общество неизбежно должно прийти
к демократизации всех сфер общественной жизни.
Таким образом, только теоретический анализ позволит преодолеть комплекс
«современника», позволит взглянуть как бы со стороны на происходящие в
обществе процессы, увидеть корни существующего сегодня порядка вещей, а,
следовательно, научно обосновать пути его изменения. Именно такой
теоретический анализ мы и попытались осуществить в этой главе.
1. Понятие и сущность тоталитаризма
Тоталитаризм возник в Европе, точнее, на периферии европейской цивилизации,
как результат некоего синтеза элементов азиатского деспотизма (включая
крепостничество в его русском и прусском вариантах) с радикальными
идеологическими доктринами, так или иначе апеллирующими к идеям социализма.
При этом «периферию европейской цивилизации» следует понимать не только
географически, но и как взаимодействие социокультур-ных и политических
комплексов двух типов цивилизаций, в результате которого и рождался этот
синтез. Европейская капиталистическая структура с ее веками отработанными
институтами республиканизма, парламентской демократии, рыночно-
частнособственнической экономики, с ее заботой о свободах, правах и
гарантиях индивида, т.е. со всем тем, что в наши дни именуется гражданским
обществом и правовым государством, по сути своей несовместима с
тоталитаризмом. В то же время европейские свободы позволили появиться на
свет радикальным доктринам, не считающимся с моралью и человеком. Это, по
сути, издержки самих свобод, прав и демократических институтов,
выработанных веками. В противовес европейской традиции в неевропейском
мире, и, прежде всего на традиционном Востоке, господствующая система
связей была построена на возвышении власти и принижении личности, на
господстве командно-административного способа управления в экономике,
политике, в обществе в целом. И хотя религиозно-этические нормы оказывали в
этом смысле смягчающее воздействие, именно неевропейская структура
(азиатский деспотизм с присущим ему «поголовным рабством») была
фундаментом, на котором при благоприятных условиях мог созреть (или на
который можно было, уже в наши дни, в почти готовом виде перенести)
тоталитарный режим.
Столкновение элементов восточной и европейской структур на периферии Европы
(Россия, Пруссия, Испания) при благоприятных для этого обстоятельствах
(социальный кризис и рост радикализма) способствовало выходу на передний
план явного или латентного азиатского деспотизма, который и стал опорой
носителей радикальных теорий переустройства мира. Естественно, что чем
сильнее были элементы азиатчины, тем большим оказался простор для произвола
бесчеловечного и аморального радикализма.
При первом приближении тоталитаризм характеризуют следующие взаимосвязанные
и взаимообусловленные признаки: — тотальный государственный контроль над
обществом;
— всеобщая монополизация и централизация власти в руках государственной
бюрократии;
— система жесткого полицейского террористического контроля над всеми
гражданами (исключение — только для вождя);
— политизация (в плане пропаганды) всей жизни и уничтожение политики как
таковой;
— господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром
политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия не
является политической: она не способна действовать без государственной
власти, строго централизована и выступает в качестве дополнения к правящей
группировке. Члены такой массовой партии — корпоративная элита, сплоченная
сознанием избранности и морального превосходства над обществом. Ее функции:
управление тоталитарным обществом и контроль над ним; подготовка и
выдвижение новых лояльных режиму кадров. Она является буфером между
центральной властью и обществом и осуществляет репрессивные функции к
инакомыслящим;
— идеологизация общества и общественной жизни на основе единой
государственной идеологии;
— унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни
(например, единый политдень и пр.);
— ставка на обновление общества на основе утопических глобальных идей;
— ставка на свою расу (может быть, в скрытом и закамуфлированном виде,
например, в нашей стране идея «единого советского народа»).
Тоталитарные политические режимы бывают правого (фашизм) и левого
(коммунизм) толка. Между ними существуют определенные различия.
Фашизм находится в состоянии противоборства с коммунистами и социал-
демократами. Это защитная реакция капиталистического способа производства
на радикализацию общества. В рамках фашистских режимов произошло
установление монопартийной диктатуры над органами государственного
управления без уничтожения старой государственной машины. Монопартийная
диктатура осуществляет тотальный контроль над обществом. В то же время
сохраняется узкая сфера экономической свободы граждан от государства
(например, заводы Круппа в Германии остались в частной собственности).
Коммунизм возникает как реакция азиатского способа производства на попытки
его радикальной капитализации. В рамках коммунистического режима происходит
слом государственной машины «до основанья, а затем...» — замена старого
типа государства новым, Советами. Устанавливается тотальный контроль над
обществом и тотальное руководство всем общественным развитием.
В 1925 г. термин «тоталитаризм» впервые ввел в политический лексикон
Муссолини для характеристики своего движения и режима. При этом он опирался
на философские труды одного из ведущих идеологов итальянского фашизма
Джованни Джентиле. Однако в Германии этот термин не привился: Гитлер не
любил заимствований и предпочитал определять свой режим как авторитарный.
Мощный импульс к осмыслению и концептуальному оформлению тоталитаризма дала
война. Исследованию этого феномена посвящены работы многих западных
политологов, например Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» (Нью-Йорк, 1951);
Карла Фридриха и Збигнева Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия»
(1956); Беррингтона Мура «Террор и прогресс в СССР: некоторые причины
изменений и стабильности в советской диктатуре»; Г. Маркузе «Борьба
тоталитаризма против либерализма» и другие.
В нашей стране термины «тоталитаризм», «тоталитарный» появились в
послевоенный период и до последнего времени использовались в
пропагандистских целях для характеристики фашистских и профашистских
режимов на Западе. Однако даже такое употребление этих терминов было весьма
эпизодическим, предпочтение отдавалось другим формулировкам —
«агрессивный», «террористический», «авторитарный», «диктаторский». Даже в
четвертом издании Советского энциклопедического словаря (1986) вслед за
беглым упоминанием о том, что «понятие тоталитаризм употреблялось буржуазно-
либеральными идеологами для критической оценки фашистской диктатуры»,
следует основная характеристика этого понятия: «активно используется
антикоммунистической пропагандой по отношению к социалистическим
государствам, которые клеветнически отождествляются с «тоталитарными»
режимами и противопоставляются «демократическому «свободному» обществу».
2. Основная характеристика тоталитарной системы
Тоталитаризм (от лат. «тоталь» — всеобщий, всеобъемлющий) — это
политический режим, при котором гражданин является объектом полного
контроля и управления. Он характеризуется фактическим бесправием индивидов
при формальном сохранении их прав. Политический режим зависит от степени
развития общества, внешних факторов, от власти.
В антиутопиях Е. Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984» тоталитарный строй
описан как замкнутое рационально-технократическое общество,
расчеловечивающее человека, превращающее его в «винтик» на основе
психофизической инженерии и уничтожения морали, любви, религии, подлинного
искусства и науки. С середины 30-х годов различные концепции тоталитаризма
начинают распространяться в социально-философской и художественной
литературе как осмысление практики нацизма и сталинизма.
Мы попытаемся дать характеристику тоталитарной политической системы на
примере нашей страны по следующим направлениям: идеология, политика,
экономика.
За 75 лет СССР прошел три этапа тоталитаризма: первый — с 1917 года до
конца 20-х годов; второй — с конца 20-х до середины 50-х годов; третий — с
середины 50-х до середины 80-х годов.
Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть,
сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и тоталитарные
режимы, прежде всего — режимы идеологические. Они рождены идеологией и
Страницы: 1, 2, 3
|