Аттестация государственных и муниципальных служащих
Аттестация государственных и муниципальных служащих
Российская академия государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Северо-Западная академия государственной службы
Кафедра Административного и уголовного права
РЕФЕРАТ
По курсу: «Правовые основы государственной службы»
На тему: «Аттестация государственных служащих»
Выполнила: студентка 412 группы
ф-та ГиМУ
************
Проверил:
Соловьева А.К.
Санкт-Петербург
2004
Введение
Каждый государственный и муниципальный служащий в течение своей
жизни не раз столкнется с аттестацией, порой тревожным и психологически
мучительным процессом, поэтому необходимо знать всю структуру аттестации и
быть готовым к ней, быть во всеоружии. Для госслужащего эта тема будет
актуальна и животрепещуща всегда. Поэтому считаю целью данной работы
разобрать аттестацию как процесс, который будет рассмотрен в реферате на
примере администрации и федеральных государственных служащих. К настоящему
времени разработано множество методов оценки персонала. Но именно
аттестация может быть основным методом анализа состояния персонала
государственной и муниципальной службы. Достоинство этого метода в
комплексном подходе, разноплановом отражении сложного труда руководителя.
Аттестация дает возможность получить интегрированную оценку деловых и
личностных качеств работника, его персонального вклада в результаты
деятельности организации (администрации).
Для раскрытия темы считаю важным раскрыть понятие аттестации, ее
этапы и проблемы.
Основная часть
1.Понятие аттестации
Аттестация как средство и способ проверки соответствия профессионального
уровня занимаемой должности в системе всех видов службы введена
сравнительно недавно — с середины 80-х годов1. Правовым началом аттестации
следует считать совместное постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного
Совета СССР, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 5 марта 1987 г.,
которым утверждено Примерное положение о порядке проведения аттестации
ответственных работников аппарата советских и общественных органов.1 На
основе этой директивы были приняты нормативные акты о порядке проведения
аттестации в отдельных видах службы на федеральном уровне. Аттестация —
«одно из правовых средств изменения трудового договора (контракта) между
государственным служащим и федеральным государственным органом. Подчиняться
правилам проведения аттестации и выполнять рекомендации аттестационной
комиссии — юридическая обязанность государственного служащего»2, которая
предполагает безусловную подчиненность служащего существующему порядку и
правилам, установленным федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации, а также не противоречащими им документами внутреннего
характера.
Аттестация государственных служащих проводится во исполнение Указа
Президента России "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы"3
в целях совершенствования деятельности аппарата государственных органов
управления, улучшения подбора и расстановки кадров, стимулирования роста их
квалификации и повышения ответственности за результаты принимаемых решений,
предупреждения ____________
1См: Манохин В.М. Служба и служащий в РФ: правовое регулирование. – М.:
Юристъ, 1997. – С.42.
2См: Ведомости Верховного Совета СССР,1987. № 12. Ст.153.
3См: Настольная книга государственного служащего / Отв. ред. В.И.Шкатулла.
– М..: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. – С. 318.
4См: Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в
системе государственной службы"// www.garant.ru
коррупции в аппарате государственного управления, развития инициативы
творческой активности1.
Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации"
гласит, что аттестация проводится для определения уровня профессиональной
подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой
государственной должности государственной службы, а также для решения
вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда2.
Основными задачами аттестации являются:
- определение служебного соответствия государственного служащего
занимаемой должности;
- выявление перспективы использования потенциальных способностей
работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;
- определение степени необходимости повышения квалификации,
профессиональной подготовки или переподготовки служащего;
- обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения
кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или
перевода на менее квалифицированную работу3. Аттестация призвана
содействовать выявлению общего кадрового потенциала и оптимальному
обеспечению функционального предназначения аппарата.
2. Требования к проведению аттестации
Для проведения аттестации необходимо:
1) сформировать аттестационную комиссию;
2) утвердить график проведения аттестации;
3) составить списки муниципальных служащих, подлежащих аттестации;
4) подготовить необходимые документы для аттестационной комиссии;
5) ознакомить муниципального служащего с условиями и порядком проведения
аттестации.
____________
1См: Положение Минтруда РФ 15 октября 1992 г. N 73 «О порядке проведения
аттестации государственных служащих органов исполнительной власти»//
www.garant.ru – Раздел 1, п.1.
2См: Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах
государственной службы Российской Федерации"" (с изменениями от 18 февраля
1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.)//Собрание законодательства РФ-
1995 - №31. – Ст.24, п.1.
3См: Положение Минтруда РФ 15 октября 1992 г. N 73 «О порядке проведения
аттестации государственных служащих органов исполнительной власти»//
www.garant.ru – Раздел 1, п.4.
3.Сроки проведения и график
Конкретные сроки, а также график проведения аттестации утверждаются
руководителем соответствующего органа (местного самоуправления)
исполнительной власти по согласованию с комитетом профсоюза и доводятся до
сведения аттестуемых работников не менее чем за один месяц до начала
аттестации.
Очередной аттестации не подлежат работники, проработавшие в занимаемой
должности менее одного года; молодые специалисты; беременные женщины;
служащие в течение года с момента присвоения им квалификационного разряда,
назначения на должность по конкурсу и (или) сдачи квалификационного
экзамена, окончания повышения квалификации или переподготовки
(переквалификации); достигшие возраста 60 лет, после которого можно
занимать только главные должности до 65 лет, если государство нуждается в
таком работнике1. Здесь квалификационные разряды присваиваются по
результатам квалификационного экзамена2. Женщины, находящиеся в отпуске по
уходу за ребенком, подлежат очередной аттестации не ранее чем через год
после выхода их на работу. График проведения аттестации утверждается
руководителем органа местного самоуправления (муниципальный служащий) и
доводится до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего не
менее чем за месяц до начала аттестации.
В графике указываются:
- наименование органа местного самоуправления (муниципальный служащий),
________
1См: Родионова М.Право государственного служащего на присвоение
квалификационного разряда// Российская юстиция.- 2001. - №2. – С.48.
2См: Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах
государственной службы Российской Федерации" (с изменениями от 18 февраля
1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.)//Собрание законодательства РФ-
1995 - №31. – Cт.7, п.1.
подразделения, в котором работает муниципальный служащий, подлежащий
аттестации;
- дата и время проведения аттестации;
-дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с
указанием ответственных за такое представление руководителей
соответствующих подразделений органа (исполнительной власти, госоргана и
т.д.) местного самоуправления1.
Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного
раза в четыре года. Работники аппаратов военных судов и Военной коллегии
подлежат аттестации один раз в три года. Порядок аттестации определяется
положением об аттестации работников аппарата федерального суда общей
юрисдикции, утверждаемым Председателем Верховного Суда Российской
Федерации. Аттестация военнослужащих, прикомандированных к аппаратам
военных судов и Военной коллегии, осуществляется в порядке, установленном в
Вооруженных Силах Российской Федерации2.
4. Этапы аттестации
4.1 Первый этап — организационный.
Прежде всего, глава администрации принимает решение о проведении
аттестации, сроках и ответственных за организацию и контроль. При этом
ответственными назначаются одни из заместителей главы администрации и
заведующий сектором кадров. Затем создается аттестационная комиссия под
председательством главы администрации. Сам глава районной или городской
администрации аттестуется в областной (краевой) аттестационной комиссии.
Аттестационная комиссия состоит из председателя, его заместителя,
секретаря и членов комиссии. Руководитель органа может привлечь к работе
независимых экспертов. В состав аттестационной комиссии включаются
представители кадровой и юридической служб государственного органа, а
также может включаться представитель соответствующего профсоюзного
органа3.
___________
1См: Порядок и условия прохождения муниципальной службы: М, 1999 – С.64.
2См: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О
военных судах Российской Федерации""//www.garant.ru – Cт.33, п.6.
3См: Овсянко Д.М. Государственная служба РФ: Уч. Пособие. – 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Юрист, 2002. – С.113.
Разрабатывается график прохождения аттестации персонала и утверждается
список экспертов, участвующих в процедурах оценки.
Рекомендуется не позднее, чем за две недели до начала проведения
аттестации в аттестационную комиссию предоставлять отзыв на подлежащего
аттестации служащего, подписанный его непосредственным руководителем. Отзыв
должен содержать полную и объективную оценку профессиональных и личностных
качеств служащего, показатели результатов его деятельности за
предшествующий период.
При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию
представляется также отзыв о служащем и его аттестационный лист с данными
предыдущей аттестации.
Кадровая служба органа местного самоуправления не менее чем за неделю до
начала аттестации должна ознакомить каждого муниципального служащего с
представленным отзывом о его служебной деятельности. При этом аттестуемый
муниципальный служащий вправе представить в аттестационную
комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий
период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.
Например, в администрации, если отдельным руководителям приходится
готовить заключения на многих работников, то, советует ученый, "в этом
случае целесообразно шире использовать их заместителей. Глава
администрации, как правило, готовит заключения на своих заместителей, а
также руководителей тех отделений, управлений и департаментов, которые
замыкаются на него по организационно-управленческой схеме."1
________________
1См: Лысенко В. Технология аттестации государственных и муниципальных
служащих// Кадры. – 1998 - №4 – С.31.
Председатель аттестационной комиссии проводит рабочее совещание с
обязательным участием всех аттестуемых я их непосредственных руководителей,
в ходе которого обсуждаются цели и задачи оценки персонала, технология и
график ее проведения. Все аттестуемые знакомятся с образцами документов и
порядком их заполнения.
Каждому аттестуемому вручаются три документа1:
1."Анкета"
Анкета
для аттестации государственного (муниципального) служащего
Фамилия_________________________________________________________________
Имя_____________________________________________________________________
Отчество_________________________________________________________________
Аттестация проводится за_______________ год
Год рождения_____________________________________________________________
Место рождения___________________________________________________________
Национальность___________________________________________________________
Семейное положение_______________________________________________________
Имеются дети,
сколько______________________________________________________
Место
жительства__________________________________________________________
Образование_______________________________________________________________
(учебное заведение и год окончания)
Специальность по
образованию_______________________________________________
Стаж работы по
специальности________________________________________________
Знание иностранных
языков___________________________________________________
Ученая степень, ученое звание, научные труды и
изобретения______________________
Стаж работы на управленческих
должностях____________________________________
Повышение квалификации, где, когда
обучался__________________________________
Имеется ли сертификат, диплом, удостоверение о подготовке по новым
направлениям работы в условиях рыночной экономики, кем, когда
выдан_______________________________________________________________________
__
__________________
1См: Лысенко В. Технология аттестации государственных и муниципальных
служащих// Кадры. – 1998 - №4 – С.32 (Анкета), С.33 (Бланк самооценки),
С.34 – 35 (Тест для государственного (муниципального) служащего).
Работа по совместительству с момента поступления на государственную
(муниципальную) службу, где, в каком
качестве____________________________________________________________________
__
Выполнявшаяся до поступления на государственную (муниципальную) службу
общественная работа, какая, в качестве кого
__________________________________________________________________
Занимаемые управленческие должности до поступления
на государственную (муниципальную) службу, какие,
где_______________________________ Знание опыта государственного
(муниципального) управления в других странах (личный опыт,
стажировки, из литературы)
____________________________________________________________________________
_
Повышение квалификации по управлению (менеджменту) когда,
где___________________
Мотивы поступления на государственную (муниципальную)
службу____________________
Поощрения за время нахождения на государственной (муниципальной) службе
(если имеете, то какие?)
____________________________________________________________________________
_____________________________ Взыскания за время нахождения на
государственной (муниципальной службе) (если имеете, то
какие?)________________________________________________________________
Государственный (муниципальный)
служащий_____________________________________
Подпись
ФИО
Дата
заполнения________________________________________________________________
2."Бланк самооценки"
Оценка (самооценка) профессиональных, деловых и личных качеств
государственного (муниципального) служащего
(Заполняется непосредственным руководителем, в случае самооценки —
аттестуемым).
(должность)
Оцените, пожалуйста, по пятибалльной системе деловые и личностные
качества аттестуемого (свои деловые и личностные качества).
|Качества |Оценка|
| | |
|1. Способность разъяснять законы и | |
|инструкции, дать совет по их применению в | |
|конкретной ситуации. | |
|2. Способность в любой ситуации отстаивать| |
|позицию главы администрации, направленную | |
|на осуществление реформ. | |
|3. Способность проводить в жизнь политику | |
|реформ. | |
|4. Способность разрешить конфликтную | |
|ситуацию | |
|5. Умение и навыки использования в работе | |
|ЭВМ | |
|6. Способность идти на компромиссы. | |
|7. Способность своевременно и точно | |
|выполнять распоряжения вышестоящих | |
|организаций и должностных лиц. | |
Страницы: 1, 2, 3
|