рефераты бесплатно

МЕНЮ


Арбитражное процессуальное право

ст. 11 АПК РФ арбитражные суды разрешают споры на основании Конституции РФ,

федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и постановлений

Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов

исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов РФ и

международных договоров РФ. Арбитражный суд, установив при рассмотрении

дела несоответствие акта государственного органа, органа местного

самоуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышение

полномочий, принимает решение в соответствии с законом.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены

законом, то применяются правила международного договора.

В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение,

арбитражный суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а

при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла

законов (аналогия закона и аналогия права). Арбитражный суд в соответствии

с законом и международным договором РФ применяет нормы права других

государств.

При рассмотрении и разрешении споров арбитражные суды руководствуются

законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах (ст. 3 АПК РФ).

Это законодательство находится в ведении РФ. Субъекты Федерации не имеют

права принимать нормы, регламентирующие процесс в арбитражных судах.

Пункт 2 ст. 3 Арбитражного процессуального кодекса РФ включает

принципиальную норму о том, что порядок судопроизводства в арбитражных

судах в Российской Федерации, определяется Конституцией РФ, федеральным

конституционным законом об арбитражных судах, Арбитражным процессуальным

кодексом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами.

Все арбитражные процессуальные нормы трудно или невозможно включить в

закон об арбитражных судах или в Арбитражный процессуальный кодекс РФ. С

точки зрения содержания принципа законности важно, что процессуальные

нормы, например расположены в актах материально- правового характера,

должны приниматься, во- первых, только на федеральном уровне, во- вторых,

соответствовать законодательству о судопроизводстве в арбитражных судах

(ст. 3 АПК).

Принцип законности присущ деятельности суда и арбитража в частности,

поэтому, как уже отмечалось имеет особое значение.

Это связано с тем, что решение должно приниматься в строгом соответствии с

законом при обязательном соблюдении правил судебного или арбитражного

производства.

Согласно Конституции РФ государство и всего его органы действуют на основе

законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества прав и

свобод граждан. Таким образом, смысл законности состоит в точном и

неуклонном использовании законов, иных нормативных актов изданных в

государстве, обеспечении правопорядка.

Деятельность государственного арбитража по рассмотрению и разрешению

экономических споров должны протекать в рамках строжайшего соблюдения

законности с точным соблюдением всех норм, регулирующих арбитражное

производство по рассмотрению экономических споров с обеспечением спорящим

сторонам активного участия в арбитражном производстве с тем, чтобы

экономические споры разрешались в полном объеме, в соответствии с

нормативными актами регулирующими спорное правоотношение между сторонами.

Следовательно, принцип законности применительно к деятельности арбитража

означает прежде всего обязанность арбитражных органов:

n рассматривать все споры при строжайшем соблюдении норм арбитражного

процесса,

n разрешать споры и другие отнесенные их компетенции вопросы в полном

соответствии с законом или подзаконными актами.

Задача государственного арбитража единообразное и правильное применение

законодательства при разрешение экономических споров, что имеет большое

значение для укрепления законности в экономических отношениях в целом.

Любое решение государственного арбитража должно строго соответствовать

требованиям закона и вместе с тем быть наиболее целесообразным в рамках

закона, т. Е ., обеспечивать такое разрешение экономических споров,

которое, полностью отражало бы требования закона и в максимальной степени

учитывало интересы спорящих организаций.

Содержание принципа законности в арбитражном процессе обладает

определенной спецификой, обусловленной, во- первых, тем что арбитражи, иные

органы, разрешают экономические споры , обеспечивают законы в отношении

лиц, чьи права и интересы защищаются. В результате разрешения спора

ликвидируется конфликтная ситуация и отношения спорящих сторон приводятся в

соответствии с законом.

Во- вторых, арбитражи обязаны реагировать на отступление от закона не

участвовавших в споре организаций, в действиях которых коренится

первопричина конфликта участников процесса. Разрешая экономические споры

иные органы выступают гарантом законности. В условиях, когда экономические

связи организаций настолько тесны, что нарушения допускаемые в одном звене

хозяйственного комплекса, нередко отражаются на всей взаимосвязанной цепи

экономических отношений восстановления правопорядка имеет особое важное

значение. Таким образом принцип законности в арбитражном процессе

способствует обеспечению надлежащего, соответствующего закону поведения

хозяйственных, коммерческих, организаций участвующих в процессе.

В- третьих, органы разрешающие экономические споры, обязаны действовать в

строгом соответствии с законодательством, не допуская нарушений прав

участников процесса, соблюдать установленные правила разбирательства дел и

ведения по некоторым вопросам предупредительные работы. Никому не позволено

нарушать законы, пренебрегать ими. В этом смысл законности. Идея законности

четко выражена в законодательстве об арбитраже и арбитражном процессе, о

чем говорится в ст. 1 АПК.

Единообразное и правильное применение законодательства при разрешение

экономических споров имеет особое важное значение из- за многозначности

органов и лиц, имеющих право их решать; органической связи разрешения

споров с экономической деятельностью и руководством ею. Единство в

применении законодательства в этой сфере содействует нормативному

функционированию экономического механизма, обеспечение единообразного и

правильного применения законодательства при разрешении экономических споров

возложено на государственный арбитраж, использующий в этих целях

разнообразные формы.

В. И . Ремнев, пишет, что понятие законности охватывает не только

исполнение и соблюдение законодательства, но и его постоянное

совершенствование в соответствии с назревшими потребностями общества.

Государственный арбитраж согласно закону вправе вносить предложения по

совершенствованию правового регулирования экономических отношений и этим

правом он активно пользуется , внося предложения по наиболее глобальным

вопросам совершенствования хозяйственного законодательства.

Говоря о принципе законности в арбитражном процессе необходимо отметить,

что он неразрывно связан с демократизмом данной процессуальной формы защиты

права.

В юридической литературе справедливо подчеркивается неразрывная связь

законности и демократии.

Существенное значение для взаимодействие демократии и законности имеют

формы ее обеспечения, демократизм средств, используемых для приведения в

соответствие с законом поведение организаций и лиц, совершающих

правонарушение и защиты нарушенных прав и интересов. Демократизм

проявляется таким образом, в гарантиях законности, заложенных в

процессуальной форме деятельности правоприменительных органов.

Демократизм арбитражной процессуальной формы позволяет считать, что

арбитраж и государственный арбитраж должен в итоге стать центром,

обеспечивающим законности всех органов, осуществляющих защиту прав и

интересов хозяйственных органов. В этих целях могут быть использованы такие

формы, как пересмотр решения иных органов в порядке надзора,

разбирательство дел по искам заинтересованной стороны, не согласной с

односторонним действием контрагента, предоставление права давать

обязательные к использованию указания по результатам анализа и обобщения

правоприменительной деятельности в системе, в рамках территории или страны

в целом совершенствования контрольной деятельности государственного

арбитража. Способствовало бы наиболее последовательному проведению принципа

законности в экономических делах страны.

Реализация принципа законности в арбитражном процессе обеспечивается

целым рядом процессуальных гарантий. К их числу относятся прежде всего

гарантии, составляющие содержание других принципов арбитражного

процессуального права, например независимость судей арбитражного суда и

подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону, равенство сторон

перед законом и судом, состязательность процесса и равноправие сторон,

гласность разбирательства в арбитражных судах, непосредственность и

непрерывность судебного разбирательства.

Законодатель, детально регламентируя арбитражный процесс, все же допускает

возможность судебных ошибок. Поэтому для их устранения и восстановления

законности предусмотрены стадии пересмотра арбитражных судебных

постановлений, а именно стадия пересмотра решений, не вступивших в законную

силу, в апелляционном и кассационном порядке и стадии пересмотра вступивших

в законную силу решений и определений в порядке надзора и по вновь

открывшимся обстоятельствам.

Следует выделить такие гарантии реализации принципа законности, как

возможность отвода судьи (ст. 16 АПК РФ), участие прокурора в деле (ст. 41

АПК РФ), участие в арбитражном процессе государственных органов, органов

местного самоуправления и иных органов (ст. 42 АПК РФ), возможность

стороны иметь представителя (ст. 77 АПК РФ), четкий регламент формы и

содержания искового заявления (ст. 102 АПК РФ), и ограниченный перечень

оснований к отказу в его принятии (ст. 107 АПК РФ). Впервые в арбитражном

процессуальном кодексе предусмотрено составление протокола судебного

заседания (ст. 123 АПК РФ). В случае обжалования судебных актов в

вышестоящий арбитражный суд по протоколу можно проверить законность ведения

процесса и совершение отдельных процессуальных действий.

В качестве гарантии принципа законности в арбитражном процессе

установлена письменная форма решения и подробно регламентировано его

структурное содержание (ст. 126- 127 АПК РФ).

Цель арбитражного процесса состоит в том, чтобы в результате рассмотрения

дела были установлены действительные фактические обстоятельства дела,

должна быть правильно применена норма материального права.

Норма материального права считаются нарушенные или неправильно

примененными, если:

1. арбитражный суд применил закона, подлежащего применению;

2. применил закон не подлежащий применению;

3. неправильно истолкован закон.

Правильному применению закону всегда предшествует процессуальная

деятельность сторон и арбитражного суда по установлению оснований

возникновения, изменения или прекращения субъективных прав и обязанностей

сторон, т. Е. , юридических фактов. Процесс познания в арбитражных судах

включает в себя как установление фактов, с которыми стороны связывают

возникновение изменений или прекращение пава так и правовую оценку

установленных фактов.

Нельзя считать принцип законности реализованным, если по конкретному

делу арбитражный суд не установит полно и верно действительные

обстоятельства по делу, права и обязанности сторон. Действующее

законодательство об арбитражном судопроизводстве предусматривает перечень

доказательств, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства

(ст.52 АПК РФ ) , порядок их представления, истребования( ст.54 АПК РФ) ,

правило оценки доказательств( ст.59 АПК РФ) .

Принцип законности означает, что при рассмотрении и разрешении

арбитражным судом отнесенных к его ведению споров должна строго соблюдаться

установленная арбитражным законодательством процессуальная форма

деятельности, т.е. порядок определения лиц, участвующих в деле ,

возбуждения процесса, извещения и вызов участников процесса , подготовка

дела к суду и разбирательству, ведения дела в судебном разбирательстве,

обжалование решений или определения , также исполнения решения суда,

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

(организационно- функциональные принципы)

Принцип организации системы арбитражных судов является одним из

основополагающих принципов всей системы принципов, поэтому существует такая

классификация:

принцип назначаемости судей арбитражных судов на должность.

Изначальным организационным принципом арбитражного процесса является

принцип выборности судей арбитражных судов. Закон РФ “Об арбитражном суде”,

принятый 4 июля 1991 года (ст. 13), предусматривал образование арбитражных

судов на началах выборности. Данное положение было закреплено также в ст. 6

Закона “О статусе судей в РФ”.

В настоящее время арбитражные суды формируются иначе и судьи арбитражных

судов не избираются, а назначаются на должность.

Существует два пути назначения судей арбитражных судов на должность: одни

судьи назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ,

другие- Президентом РФ.

Независимо от того, в каком порядке происходит назначение на должность

арбитражного судьи, ни одно лицо не может быть представлено к назначению

без соглашения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента

РФ назначается на должность Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ.

По представлению Президента РФ, основанному на представлении

Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, Совет Федерации Федерального

Собрания РФ назначает на должность также заместителей Председателя Высшего

Арбитражного Суда РФ и других судей Высшего Арбитражного Суда РФ (п.1 ст.8

Федерального конституционного закона РФ “Об арбитражных судах в РФ”).

Председатели, заместители председателей и судьи арбитражных судов

субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению

Председателя Высшего арбитражного Суда РФ с учетом мнения законодательных

(представительных) органов соответствующих субъектов РФ.

Полномочия судей арбитражных судов арбитражных судов не ограничены

каким- либо сроком. (ст. 11 Закона РФ “ О статусе судей в РФ”). Прекращение

полномочий судьи допускается только по решению соответствующей

квалификационной коллегии судей ( ст. 8 Закона “Об арбитражных судах в

РФ”).

Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при

рассмотрении дел.

Дела в первой инстанции рассматриваются судьями арбитражного суда

единолично. При этом они действуют от имени суда. По решению председателя

арбитражного суда любое дело может быть рассмотрено в суде первой инстанции

коллегиально. При коллегиальном рассмотрении и разрешении дела в состав

суда должно входить трое или другое нечетное количество судей.

Обязательный коллегиальный состав суда предусмотрен при рассмотрении в

суде первой инстанции дел о признании недействительными актов

государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, а

также дел о несостоятельности (банкротстве). Все дела апелляционной,

кассационной и надзорной инстанции рассматриваются только коллегиальным

составом суда (ст. 14 АПК РФ).

Вопросы, возникающие при рассмотрении дел арбитражным судом в

коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из

судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в

заседании голосует последним. Судья, не согласный с решением большинства,

обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде, свое

особое мнение, которое приобщается к делу, но не объявляется. Лиц,

участвующих в деле, с особым мнением не знакомят. Оно может учитываться

судом при пересмотре решения в случае его обжалования.

Высший арбитражный суд проводит в течение трех лет эксперимент по

рассмотрению дел с привлечение арбитражных заседателей (ст. 8 Федерального

закона РФ “ О введение в действие АПК РФ” от 5 мая 1995 года).

Принцип независимости судей арбитражного суда.

Принцип независимости судей арбитражных судов отнесен к числу основных

принципов деятельности арбитражных судов в РФ (ст. 6 Федерального

конституционного закона “Об арбитражных судах в РФ”).

Этот принцип означает, что при осуществлении правосудия судьи

арбитражного суда независимы, подчиняются только Конституции РФи

федеральному закону.

Какое бы то ни было построение воздействие на судей, вмешательство в их

деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления

и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан не допустимы и

влекут за собой ответственность, установленную административным и уголовным

законодательством.

Суждения о фактических обстоятельствах дела, достоверности

доказательств, о правах и обязанностях сторон должны быть убеждениями

самих судей арбитражного суда, а не суждениями, навязанными им другими

лицами извне.

Судья арбитражного суда при разрешении экономических и иных споров

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.