рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административные правоотношения

дисциплинарных проступков

В зависимости от характера правонарушений и санкций за их совершение

правонарушения делятся на преступления и проступки.

По мнению ряда ученых, преступлениями называются (как уже говорилось

выше) общественно опасные виновные деяния, предусмотренные уголовным

законодательством, а проступками называются виновные противоправные

деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не

наказаний, а взысканий.[2] Ряд ученых, рассматривая данный вопрос, исходили

из того, что только преступление обладает свойством общественной опасности,

а все прочие правонарушения таким качеством не обладают.[3]

Отдельные специалисты полагают, что общественной опасностью обладают

только преступления, а правонарушения - общественной вредностью.[4]

В настоящее время практически общепризнанно, что главное отличие

правонарушений заключается в различной степени общественной опасности,

которая определяется различными обстоятельствами:

характером наступивших последствий совершенного деяния;

мотивами и целями совершения деяния;

формой вины;

неоднократностью совершения деяния.

Различие в степени общественной опасности - основной признак, по

которому административное правонарушение отграничивается от преступления и

других правонарушений. Он определяет социальную природу каждого вида

правонарушений. Однако между указанными правонарушениями имеются и иные

различия, производные от основного: по характеру противоправности и по

юридическим последствиям.

Так административное правонарушение, в отличие, например от

преступления не обладает уголовной противоправностью и характеризуется

административной противоправностью, то есть нарушает нормы

административного права.

Отличие административного правонарушения от иных правонарушений по их

юридическим последствиям заключается в том, что преступление влечет за

собой такие специфические последствия, как уголовное наказание и судимость

и характеризуется личным характером. И не могут быть подвергнуты уголовному

наказанию, например, юридические лица. В отличие от этого,

административному наказанию могут быть подвергнуты не только физические, но

и юридические лица, о чем говорилось выше.

Административные деликты, обладая признаками общественной опасности, в

то же время существенно отличаются от преступлений степенью вредности.

Бытующее мнение о том, что, административные правонарушения - предтеча

преступлений, многократными исследованиями ученых и практикой не

подтверждается. Уточнение критерия этих видов правонарушений, в том числе

административных деликтов и уголовных правонарушений, является сегодня

чрезвычайно важной задачей. Стремление административистов учредить

специализированную отрасль знаний- административную деликтологию, в связи с

этим, думается вполне оправданно.

Сравнивая административный проступок с другими видами правонарушений,

анализируя их сходные и отличительные черты, нами была составлена таблица,

в которой наглядно отражено место административного деликта среди других

видов правонарушений.

Вид правонарушения Степень общест- Форма Вид

венной опасности противо-

юридической

правности ответственности

1. Преступление Значительная Уголовная

Наиболее строгие

степень о/о

п/правность меры государст-

венного принуж-

дения

2. Административное Незначительная Администра- Менее строгие

правонарушение степень о/о тивная про-

меры гос.

тивоправность принуждения

3. Дисциплинарный Нет Противоправ-

Дисциплинар-

проступок общественной ность трудо-

ные взыска-

опасности вая,

уставная ния

Глава 3. Понятие и основные черты

административной ответственности,

отличие административной ответственности

от других видов юридической ответственности

Юридическая ответственность, будучи составной частью правовой

системы, выполняет в ней важные функции. Она является тем юридически

средством, которое локализует, блокирует противоправное поведение и

стимулирует общественно-полезные действия людей в правовой сфере.

В широком (философском) значении понятие ответственности трактуется

как отношение лица к обществу и государству, к другим лицам с точки зрения

выполнения им определенных требований, сознания и правильного понимания

гражданином своих обязанностей (долга) по отношению к обществу, государству

и другим лицам.

В узком или специально-юридическом значении юридическая

ответственность интерпретируется как реакция государства на совершенное

правонарушение. В указанном значении юридическая ответственность есть

обязанность лица претерпевать определенные лишения госудасртвенно-властного

характера, предусмотренные законом, за совершенное правонарушение.[5]

Из приведенного выше определения вытекает, что

во-первых, юридическая ответственность всегда связана с

государственным принуждением;

во-вторых, юридическая ответственность характеризуется определенными

лишениями, которые виновный обязан претерпеть;

в-третьих, юридическая ответственность наступает только за

совершенное правонарушение.

Юридическая ответственность не только возникает в случае нарушения

правовых норм, но и осуществляется в строгом соответствии с ними. Иными

словами, применение мер юридической ответственности к правонарушению

возможно лишь при условии соблюдения определенного процедурно-

процессуального порядка, установленного законом, регулирующим данный вид

правонарушений.

Одним из видов юридической ответственности является ответственность

административная.

Под административной ответственностью следует понимать систему мер

государственного принуждения, установленную законодательством за

административный проступок.

Меры административной ответственности представляют собой систему

административных взысканий, которые налагаются за лица, совершивших

административный проступок. Эти взыскания носят принудительный характер.

Административная ответственность является частью административного

принуждения. Однако следует иметь в виду, что меры прямого

административного принуждения могут в зависимости от ситуации применяться

как к виновным, так и к невиновным гражданам (при пожарах, стихийных

бедствиях), а меры административной ответственности - исключительно к

лицам, совершившим административное правонарушение. Поэтому во всех случаях

основанием для возникновения административной ответственности служит деяние

(действие или бездействие), которое законом признается административным

правонарушением. Так, Кодекс об административных правонарушениях относит к

подобным деяниям курение в не установленных местах а железнодорожном

транспорте, управление транспортными средствами в состоянии опьянения,

безбилетный проезд в общественном транспорте, мелкое хулиганство, распитие

спиртных напитков в общественных местах и т.д.

Административная ответственность - это особый вид юридической

ответственности которому присущи все признаки последней.

В то же время в законодательстве закрепляются признаки, характерные

именно для данного вида ответственности, и они достаточно часто

применяются органами исполнительной власти.

Административная ответственность представляет собой систему

административных взысканий, которые налагаются на виновное лицо специально

уполномоченными органами и должностными лицами исполнительной и судебной

власти.

Основанием административной ответственности является административное

правонарушение (проступок). Административным правонарушением (проступком)

признается, как говорилось выше, посягающее на общественный и

государственный порядок, государственную или личную собственность, права и

свободы граждан, противоправное, виновное действие или бездействие, за

которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административное взыскание является мерой ответственности за

административное правонарушение и применяется в целях:

а) воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в

духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;

б) предупреждения совершения им новых правонарушений;

в) предупреждения совершения правонарушений другими лицами (ст. 22

КоАП Каз.ССР)

В ст. 23 КоАП закреплены следующие виды административных взысканий:

n предупреждение;

n штраф;

n возмездное изъятие предмета (реквизиция);

n конфискация предмета;

n лишение специального права;

n административный арест;

n установление надзора за предпринимательской деятельностью;

n лишение лицензии (патента) на определенный вид деятельности.

Законодательством РК могут быть установлены и иные, кроме указанных,

административные взыскания.

1. Предупреждение - взыскание морального характера. Оно выносится в

письменной форме или оформляется иным способом. Устное

предупреждение не является административным взысканием.

2. Штраф -денежное взыскание, налагаемое за административное

правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных

законодательством. Он является наиболее распространенным

взысканием, предусмотренным почти за все виды административных

правонарушений. Штраф, налагаемый на граждан, как правило, не может

превышать десяти, а на должностных лиц - двадцати размеров

минимальной заработной платы, остановленных законодательством РК на

момент совершения правонарушения.

3. Возмездное изъятие предмета, ставшего орудием или непосредственным

объектом административного правонарушения, состоит в его

принудительном изъятии и последующей реализации с передачей

вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по

реализации изъятого предмета.

Возмездное ихъятие оружия и боеприпасов не может

применятся к лицам, для которых охота

является основным средством существования.

4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или

непосредственным объектом административного правонарушения, состоит

в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в

собственность государства. Согласно ст. 28 КоАП конфискован может

быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя,

если иное не предусмотрено законодательством. Предметы контрабанды

могут быть конфискованы независимо от того кто является их

собственником.

Наличие административных взысканий в виде возмездного

изъятия и конфискации предмета противоречит п. 1 ст. 6 Конституции

РК, по которой равным образом защищаются государственная и частная

собственность. В соответствии с п. 3 ст. 26 Конституции, никто не

может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. В

связи с этим подлежат приведению в соответствие с Конституцией номы

законодательства о порядке применения этих взысканий.

5. Лишение специального права, предоставленного конкретному гражданину

(права управления транспортными средствами, права охоты),

применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое

правонарушение порядка пользования этим правом.

6. Административный арест устанавливается и применяется лишь в

исключительных случаях за отдельные виды административных

правонарушений на срок до пятнадцати суток, Наложение этого

взыскания производится районным (городским ) судом, судьей.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам,

имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим

18 лет, к инвалидам 1 и 2 групп.

7. Надзор за предпринимательской деятельностью граждан - хозяйствующих

субъектов, устанавливается как дополнительное взыскание на срок до

1 года. Он осуществляется путем возложения на граждан -

хозяйствующих субъектов обязанности по представлению в

соответствующие контролирующие органы ежемесячных отчетов о

результатах своей хозяйственной и финансовой деятельности.

8. Лишение граждан- хозяйствующих субъектов, должностных лиц лицензии

(патента) на определенный вид деятельности может быть временным, на

срок до 6 месяцев или постоянным.

9. Принудительное лечение в специализированном учреждении

здравоохранения (наряду с административным взысканием) может быть

назначена судом больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или

токсикоманией и уклоняющимся от добровольного лечения, в случае

совершения ими административного проступка, нарушающего права

других граждан либо общественный порядок.

Таким образом, как мы сумели убедиться, административная

ответственность обладает широким спектром мер административного

принуждения, носящих весьма специфичный характер и выделяющий

административную ответственность в ряду других видов юридической

ответственности, таких как, уголовная ответственность, гражданская

ответственность, трудовая и т.д.

Кроме того, рассматриваемый вид юридической ответственности носит

публичный характер, назначается только за административное правонарушение и

сочетает в себе как личную так и имущественную ответственность.

Заключение

Итак, мы закончили рассмотрение вопросов, связанных с понятием

административного правонарушения и юридической ответственности и пришли к

следующим выводам.

Административные проступки, в отличие от преступлений не столь опасны

для общества. Они могут посягать на различные стороны общественного

правопорядка, в результате чего, каждый вид административных проступков

имеет свои определенные черты и признаки.

Совершение лицом административного правонарушения является законным

основанием для применения мер административной ответственности.

Законодатель располагает широким спектром мер административной

ответственности, каждая из которых имеет свои собственные преимущества

перед другими видами ответственности и свои ограниченные возможности.

Поэтому достижение целей ответственности возможно только при условии

использования в каждом конкретном случае именно той меры ответственности,

которая соответствует совершенному административному правонарушению и

вызванному им ущербу. К такому соответствию может привести только строго

соблюдение закона и основных принципов применения мер административно-

правовой ответственности:

n правомерности применения мер административного принуждения. То есть

они должны применяться в строгом соответствии с законом;

n целесообразности привлечения лица к административной

ответственности;

n справедливости назначаемого наказания;

n соразмерности. Должно быть достигнуто соответствие между

совершенным проступком и ответственностью за причиненные негативные

последствия.

Библиография

Нормативный материал:

1. Конституция Республики Казахстан, 1995 г.

2. Кодекс КазССР об административных правонарушениях, Алматы, 1985.

3.Уголовный Кодекс РК.

4.Указ Президента, имеющий силу Закона от 23.01.96 “О внесении изменений в

Кодекс об адм. правонарушениях”

Статьи и монографии:

1. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 1995. С. 207.

2. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. - М.:

Зерцало, ТЕИС, 1996. С. 437.

3. Общая теория права. Учебник для юридических вузов / Ю.А.Дмитриев,

И.Ф.Казьмин, В.В.Лазарев и др.; под общей ред. А.С.Пиголкина. - 2-е изд.,

испр. и доп. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. С. 145.

4. Теория права и государства: Учебник / Под ред. Проф. В.В.Лазарева. - М.:

Право и Закон, 1996. С. 187.

-----------------------

[1] Юридические понятия и термины / Ахметов Р.И. и др. - Алматы: ТОО Аян.

1997.

[2] Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А.Дмитриев,

И.Ф.Казьмин, В.В.Лазарев и др.; Под общей ред. А.С.Пиголкина. М., 1995. С.

310.

[3] Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности.

- М., 1966.

[4] Самощенко И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. -

М., 1963. С. 60.

[5] Теория права и государства: Учебник / Под ред. Проф. В.В.Лазарева. -

М.: Право и Закон, 1996. С. 241.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.