Административно-территориальный портрет России
позиций после Второй мировой войны. Советский период одни называют вершиной
российской истории, другие — досадным недоразумением, деформировавшим
процесс естественного стадиального развития российского общества. По-
видимому, более взвешенная оценка семидесятилетней истории России, начиная
с октября 1917 г., будет дана нашими потомками.
Несомненно, однако, что существование СССР как гигантского
геополитического образования и поистине уникальной советской цивилизации
постоянно будет будоражить воображение исследователей. Напомним лишь
основные характеристики СССР как географического субъекта мира.
1. Союз Советских Социалистических Республик с территорией, равной
22,4 млн. км2, был величайшим государством нашей планеты. Его земли
простирались с запада на восток от побережья Вислинского залива до мыса
Дежнева на Чукотке и с севера на юг от мыса Челюскин до Кушки. (В Новой
России эти координаты подверглись существенной коррекции лишь на юге:
вместо Кушки самой южной оконечностью страны стал Дагестан.)
2. СССР стоял во главе социалистической формационной системы
государств, на долю которых, по разным оценкам, приходилось от40до43%
мирового промышленного производства. Это содружество играло колоссальную
роль в функциональном механизме мировой политики и экономики, а сам мировой
порядок носил характер «биполярного», «столпами» которого были СССР и США.
Супердержавный статус Советского Союза явился следствием его победы во
Второй мировой войне и во многом базировался на силе ядерного оружия.
Быстрое разрушение послевоенного порядка, распад Советского Союза,
уменьшение роли военно-силовых факторов ставят Россию перед необходимостью
заново определить свою роль в мире.
3. На территории СССР были сосредоточены колоссальные природные
ресурсы (которые во многом достались «по наследству» России). Страна
являлась единственным государством в мире, полностью обеспеченным всей
номенклатурой сырьевых ресурсов, всеми элементами Периодической системы
Менделеева. Согласно статистике ООН, СССР располагал около 20% всех
топливно-энергетических ресурсов мира, в том числе 40% мировых запасов
твердого топлива. Площадь континентального шельфа составляла около 6 млн.
км2, 70% территории которого были перспективны для поисков углеводородного
сырья.
4. Советский Союз представлял собой уникальное в своем роде
объединение многих этнолингвистических семей народов (индоевропейской,
уральской, алтайской, кавказской и др.) и мировых религий. Есть много
оснований утверждать, что такое объединение не было механическим набором
этносов и конфессий, а было обусловлено всем ходом истории на огромном
евразийском пространстве.
5. В СССР был создан крупнейший отряд инженеров и ученых, а советская
наука не раз демонстрировала выдающиеся успехи на важнейших направлениях
мирового научно-технического прогресса. Этот успех во многом базировался на
едва ли не самой прогрессивной в мире системе всеобщего школьного
образования.
7. Распад СССР и его последствия
Было бы величайшей «натяжкой» объяснять распад Советского Союза
стремлением его народов к самоопределению. Национальные чувства
доминировали лишь при отделении государств Прибалтики, Закавказья и
правобережной Молдовы. Население Украины (за исключением Галиции), не
говоря уже о жителях Белоруссии, в своей массе не проявляли стремления к
разрыву с Россией. Процесс же активного становления новых национальных
государств в Средней Азии и Казахстане явился, по сути, вынужденной
реакцией на развал Союза, поскольку массовое движение за независимость
здесь практически отсутствовало.
В течение веков Россия представляла собой не просто государство, а
единственное в своем роде, связанное множеством нитей сообщество этносов,
населяющих данное геополитическое пространство. Это единство сложилось
исторически как модель мирного сожительства и коллективной безопасности.
Неконтролируемый, подчас искусственный всплеск национализма на территории
бывшего единого государства имел мало общего с подлинным национальным
возрождением народов.
Во многом насильственная дезинтеграция СССР привела:
1) к разрушению (или деформации) общего пространства — хозяйственного,
транспортного, финансового, культурного и информационного;
2) возникновению в новых суверенных странах многочисленных
противоречий — межэтнических распрей, противостояний внутри наций,
сепаратизма, автономистских движений и территориальных споров;
3) экономическому хаосу, резкому снижению ВВП и массовому обнищанию
людей в большинстве вновь образованных государств;
4) ухудшению геополитического положения и национальной безопасности
новых международных субъектов;
5) подрыву научно-технического потенциала и местных систем образования
из-за отсутствия средств и нарастающей «утечки мозгов»;
6) беспрецедентному росту криминогенности, массовому нарушению прав
человека и т.п.
Глава II. Административно-территориальный портрет России.
1. Административное устройство царской России
Формирование единого централизованного государства потребовало
организации и введения единой системы управления его отдельными
территориями, или, как говорят, — установления административной унификации
(единообразия). Нельзя сказать, что этот процесс осуществлялся как бы с
чистого листа. Россия располагала исторически сложившимися территориями с
уже устоявшейся системой управления. Поэтому имевшаяся местная система
управления не подвергалась ломке без серьезных на то оснований.
Официальное приказное делопроизводство XVII века, наиболее полное и
последовательное для своего времени, делило территорию российского
государства на части (области), именовавшиеся тогда «городами». При
отнесении тех или иных территорий к «городу» утверждался историко-
географический принцип. Хорошо известны такие административно-
территориальные единицы, как Рязанские, Северские, Замосковные, Пермские и
другие «города».
Более низким звеном деления были уезды, волости и станы. Как правило,
в качестве административного центра уезда выступал город (т.е. город-пункт
в отличие от вышеупомянутого города-области). Уезды подразделялись на
волости и станы. Волостная организация возникла, как считается, из
крестьянской сельской общины. Центром волости являлось, как правило, село
(крупный сельский населенный пункт), объединявшее несколько деревень. В не
которых случаях стан вытеснял волостное деление.
В ряде районов России долго сохранялось традиционное сложившееся
территориальное деление (края, погосты, дороги, полки и т.д.). При изучении
исторической географии России XVI-XVII веков возникает ряд трудностей,
обусловленных в значительной степени несопоставимостью административного
устройства отдельных территорий. Поэтому специалисты вынуждены делать это
на основе конструирования природно-исторических комплексов, заменяющих
тогдашнее, не всегда стройное административное деление страны.
Так или иначе, но к началу XVIII века наиболее устоявшейся единицей
громоздкого и неустойчивого административно-территориального устройства был
уезд. Для целей рекрутских наборов страна подразделялась и на разряды.
Позднее старая система деления перестала отвечать, вернее, не смогла
отвечать новым потребностям. Административной основой для упорядочения
рекрутских наборов послужило новое губернское устройство России.
В 1708 г. было создано 8 губерний, что также решало задачи
налогообложения и полицейско-бюрократического управления. Это были довольно
крупные образования (например, Урал и вся Сибирь входили в состав одной
губернии — Сибирской), и управление ими оказалось неудобным и
малоэффективным. При этом сохранилось старое, низовое уездное деление
губерний, что заставило искать и создавать промежуточное звено — провинции.
Доставшееся советской власти в наследство от царской империи
административно-территориальное деление в своих основных чертах было
сформировано при Екатерине П. Для обеспечения сохранности дворянско-
помещичьей власти и усиления налогового пресса необходимо было как можно
теснее приблизить военно-полицейский и фискальный аппараты к податному
населению. Эта цель была достигнута путем «дробления» губерний и уездов,
число которых практически удвоилось. По мере территориального роста империи
число губерний (а соответственно, и уездов) увеличивалось. При этом
«екатерининское» административно-территориальное деление было по-своему
нормативным: территория с населением 300—400 тыс. душ считалась оптимальной
для образования губернии, а с населением 20—30 тыс. душ мужского пола - для
уезда.
Разумеется, ни к экономике, ни к природному и историческому
своеобразию, ни к национальному составу населения такое деление, по
существу, не имело отношения.
Административно-территориальное размежевание «единой и неделимой»
России осуществлялось таким образом, чтобы территории компактного
национального расселения были раздроблены. Так, территория Грузии была
разделена между четырьмя губерниями, Белоруссии и Татарии — между пятью
губерниями. Таким образом, наряду с прежними функциями административно-
территориальное деление стало выполнять и новые — «противоавтономные»
функции, явно противодействуя сепаратистским и национально-освободительным
движениям.
Впрочем, несмотря на то что административная сетка царской России
слабо увязывалась с процессами территориального разделения труда, с
историческими и природными условиями огромной страны и, по большому счету,
служила делу реализации имперского принципа «разделяй и властвуй», после
внезапного распада СССР ряды сторонников старого губернского деления, не
склонных преувеличивать важности учета в районировании национального
[своеобразия территорий, резко пополнились.
2. Эволюция административного деления в СССР
Коренные преобразования административно-территориальной [сетки страны
начались вслед за Октябрьской революцией 1917 г. В (качестве основного
аргумента этих перемен (особенно в последующие годы) выдвигался принцип
единства экономического районирования, национального состава и
административно-территориального деления. Однако непоследовательность
административно-территориальных преобразований, шараханье из одной
крайности в другую (например, чередование тенденций объединения и дробления
областей) позволяет говорить об отсутствии у большевиков четко продуманной
политики в данной сфере.
Первый этап осуществления административно-территориальной реформы
относится к 1917—1922 гг. и связывается преимущественно с созданием новых
национальных образований, т.е., по существу, с демонтажем старого
районирования в целом, «индифферентного» к национальному своеобразию
территорий. Кроме провозглашения Украинской Советской республики,
конституционно были оформлены Туркестанская автономная республика и Коммуна
немцев Поволжья. Образовавшиеся на Северном Кавказе Терская автономная
социалистическая республика (объединившая чеченцев, ингушей, кабардинцев и
других горцев) и Кубано-Черноморская республика были интегрированы в Северо-
Кавказскую республику. Далее последовало образование Башкирской и Татарской
автономных республик, Вотской (Удмуртской), Калмыцкой и Марийской
автономных областей. Несколько позже были созданы Якутская и Бурят-
Монгольская автономные республики, Узбекская, Туркменская союзные
республики и другие национальные образования.
Сейчас уже мало кто знает, что на заре советской власти существовала
общая Литовско-Белорусская республика, а на территории, занимаемой ныне
Казахстаном, была образована Киргизская автономная республика (поскольку
казахов нередко называли киргизами со столицей в городе Оренбурге; что еще
в 1919 г. была провозглашена Крымская советская республика в составе РСФСР,
через два года преобразованная в автономную (при этом более половины
населения этой республики составляли русские, около четверти — татары,
остальные — украинцы, евреи, греки, болгары и другие народы).
Наряду с формированием новых национальных образований в 1917—1922 гг.
происходил интенсивный процесс разукрупнения старых губерний. Так, из
состава Владимирской и Костромской губерний выделилась Иваново-Вознесенская
губерния, из Пермской — Свердловская, из Новгородской — Череповецкая, из
Саратовской — Царицынская и т.д.
Но затем четко проявилась противоположная тенденция — к объединению
губерний. В период с 1923 по 1929 г. на политико-административной карте
РСФСР появились:
1) Уральская область, включившая в свой состав Свердловскую,
Челябинскую, Пермскую, Тюменскую губернии и Тобольский Совет;
2) Северокавказский край, в который вошли Донская и Кубано-
Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии и национальные
автономии: Горская, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Адыгей-Черкасская и
Карачаевская; позднее в его состав вошли Шахтинский и Таганрогский округа;
3) Сибирский край с центром в Новосибирске, объединивший
Новониколаевскую, Омскую, Томскую, Иркутскую губернии, а также Ойратскую
автономную область;
4) Дальневосточный край в составе бывших Амурской, Приморской и
Забайкальской губерний;
5) Ленинградская область, включавшая Ленинградскую, Псковскую,
Новгородскую, Череповецкую и Мурманскую губернии;
6) Центральная черноземная область с центром в Воронеже, объединившая
Воронежскую, Курскую, Орловскую и Тамбовскую губернии, а также часть
территорий соседних губерний;
7) Нижневолжский край с центром в Саратове в составе Саратовской,
Астраханской и Сталинградской губерний, а также некоторых соседних
территорий;
8) Средневолжская область, в которую вошли Ульяновская, Пензенская,
Самарская и Оренбургская области, а также часть Саратовской губернии;
9) Северный край с центром в Архангельске, объединивший
Архангельскую, Вологодскую и Северодвинскую области и автономную область
Коми;
10) Западная область с центром в Смоленске, включившая в свой состав
Смоленскую, Брянскую, Калужскую губернии и часть Тверской;
11) Нижегородский край, образованный на месте Нижегородской и Вятской
губерний, Марийской и Вотской автономных областей, а также Чувашской
автономной области;
12) Ивановская промышленная область в составе Иваново-Вознесенской,
Ярославской, Владимирской и Костромской губерний;
13) Московская промышленная область, объединившая Московскую,
Тульскую, Рязанскую, а также часть Тверской и Калужской губерний.
Итак, по сравнению с прежним губернским делением количество
административных единиц верхнего уровня резко сократилось: в РСФСР было
выделено 13 краев и областей, в остальных союзных республиках эти единицы
вообще не создавались — в них были сформированы округа (на Украине,
например, 40, в Белоруссии — 8, а в Казахстане— 12), наряду с которыми
выделялись национальные автономии.
Осуществленное к 1929 г. во всех республиках новое Госплановское
«административно-хозяйственное» деление (или, как тогда писали,
районирование) состояло из трех иерархических уровней: областей (краев),
округов (ликвидированных в 30-х гг.) и районов. При этом районы первого
уровня первоначально называли экономическими, но впоследствии стали
называть просто областями (или краями, если в них входили национальные
автономии). Указывалось, что при новом делении тщательно учитывались
задания плана ГОЭЛРО, т.е. перспективы развития страны и конкретных
районов, а также национально-этническая специфика территорий.
Политико-административное деление СССР в 1990 г.
|Союзные |Автоном-|Автоном-|Автоном-|Края|Админис-т|Админис-т|Города|
|республики | | |ные | |ративные |ративные | |
| |ные |ные |округа | |области |районы | |
| |респуб- |области | | | | | |
| |лики | | | | | | |
|РСФСР |16 |5 |10 |6 |49 |1834 |1030 |
|Украинская |- |- |- |- |25 |480 |429 |
|ССР | | | | | | | |
|Белорусская |- |- |- |- |6 |117 |99 |
|ССР | | | | | | | |
|Узбекская |1 |- |- |- |10 |155 |124 |
|ССР | | | | | | | |
|Казахская |- |- |- |- |17 |222 |83 |
|ССР | | | | | | | |
|Грузинская |2 |1 |- |- |- |65 |61 |
|ССР | | | | | | | |
|Азербайджан-|1 |1 |- |- |- |61 |65 |
|ская ССР | | | | | | | |
|Литовская |- |- |- |- |- |44 |92 |
|ССР | | | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3
|