рефераты бесплатно

МЕНЮ


Россия и Белоруссия

Россия и Белоруссия

Министерство образования Российской Федерации

Курский государственный педагогический университет

Аналитическая записка

«Геополитические аспекты взаимоотношений России и Белоруссии»

Выполнил: студент отделения

экономики и менеджмента

2курса, 2 группы

Веденьёв В.О.

Проверил: доцент Нечаев

Владимир

Дмитриевич

Курск-2002

«В XXI век наши страны

вступают в новом качестве,

вместе уверенно двигаясь к

союзному государству. Это

полностью отвечает чаяниям

народов России и Беларуси».

Из выступления Бориса

Ельцина на церемонии подписания

Декларации о дальнейшем

единении России и Беларуси, 25

декабря 1998 года

Введение

Для России конца ХХ в. примечательным явлением стало выдвижение множества

геополитических концепций, по-разному рисующих положение нашей страны в

мире. Сложный переходный период после распада Советского Союза — мощной

сверхдержавы — характеризуется обилием проектов “обустройства России”,

зачастую слишком идеологизированных и даже совершенно фантастических. Опять

заспорили “западники” и “славянофилы”, громко заявили о себе евразийцы. Но

при жарких спорах о судьбе и будущем России фактически были утрачены

академические исследования современной геополитической ситуации и реальных,

а не воображаемых прожектерами и идеологами отношений с другими странами.

Иными словами, пока не сложился нормальный, объективный геополитический

анализ, принятый в западной науке. В данной связи актуальным представляется

изучение географической конфигурации современных внешних связей страны и ее

внешней политики для определения того, насколько реалии отличаются от

геополитических проектов и каковы действительные геополитические позиции

России.

Восточно-славянский треугольник

Вопреки появившимся в 90-е годы внешне привлекательным концепциям

"межморья", или Балто-Черноморского пространства, и попыткам

противопоставить российскую государственность как якобы "евразийскую"

"однозначно европейским" западным странам СНГ, реальным фактом по-прежнему

остается восточно-славянский треугольник, то есть пространство интенсивных

связей и особых отношений между Россией, Украиной, Белоруссией и их

народами.

Такой вывод основан, по меньшей мере, на трех серьезных аргументах.

Начать с того, что в значительной степени сохранились желание поддерживать

гуманитарные связи, равно как и притяжение объективно более мощной

российской культуры и русского языка. В свете этого понятно, что на

личностном уровне российско-украинско-белорусские отношения затрагивали

десятки миллионов человек, вырастая в особо значимую внутриполитическую

проблему.

Другой центростремительный фактор - это неоспоримо выявившаяся к концу

1990-х принадлежность России, Украины и Белоруссии к постсоветскому

пространству, успешно покинуть которое удалось странам Балтии. Уже тот

факт, что расширение НАТО остановилось на западных границах Украины, весьма

показателен. Но окончательную точку в этом вопросе поставила позиция

Европейского союза, который, несмотря на все попытки Украины

продекларировать свой европейский выбор, отказывается предоставить Киеву

кандидатский статус даже в перспективе и рассматривает Украину сквозь

призму концепции "прямого соседства".

Наконец, в последнее десятилетие продолжилась своего рода игра на

ревности - демонстрация сближения с одним из партнеров, чтобы

воздействовать на позицию другого. А это говорит о реально существующем

ощущении внутреннего единства трех стран. В России такая позиция была

наиболее четко сформулирована в докладе СВОПа "Возродится ли Союз?" (1996),

в котором было, с одной стороны, заявлено, что перспективы российско-

украинских отношений зависят от того, как пойдут дела с Белоруссией (и

Казахстаном), а с другой стороны, отмечено, что рост - благодаря

экономическому сотрудничеству с Россией - благосостояния белорусов

затруднит Киеву проведение "политики самоизоляции". Символичен в этом

смысле и выбор маршрута экспортного газопровода в обход Украины, который

пройдет именно через Белоруссию. В свою очередь украинское руководство

пыталось затормозить российско-белорусское сближение, заявляя, что "Украину

отталкивают" и что это ведет к подрыву СНГ. Примечательно и то, что

президент Белоруссии Александр Лукашенко часто предпринимал шаги на

украинском направлении как раз тогда, когда ему было нужно в чем-то убедить

Москву.

Развитие отношений

При рассмотрении вопроса о создании российско-белорусского союза следует

принимать во внимание несколько факторов, повлиявших на развитие

объединительной инициативы:

1) стремление ослабить кризис в СНГ и закрепить интеграционные тенденции

в Содружестве;

2) решить проблему «изоляции» России, в связи с расширением НАТО и

ослаблением влияния России в Европе;

3) претворить в жизнь идею «избирательного» подхода к интеграции на

постсоветском пространстве, перейти к двусторонней модели

межгосударственных отношений, как более перспективной форме интеграции;

4) хотя бы частично осуществить идею создания «славянского союза» из

стран наиболее близких России по политическому, экономическому и

культурному развитию.

Российско-белорусские отношения активно развивались еще до образования

СНГ. В декабре 1990 года впервые в истории двусторонних отношений между

Россией и Белоруссией был подписан политический договор со сроком действия

десять лет. В последующие годы, по мере того как в Содружестве стали

проявляться несовпадающие интересы объединенных в нем новых независимых

государств и разнонаправленность их геостратегических устремлений, вошедшие

в СНГ страны начали отдавать предпочтение двусторонним и региональным

связям, а не многостороннему сотрудничеству. На этом фоне российско-

белорусские отношения занимают особое место и интеграция российской и

белорусской экономик не имеет аналогов в других странах СНГ.

В то же время сходство Союза России и Белоруссии с Европейским Союзом -

не более чем внешняя аналогия, за которой стоит совсем другое содержание.

Согласно западной классификации, в региональных международных объединениях,

коим по существу и является Союз России и Белоруссии, выделяются следующие

виды экономического сотрудничества. В зонах свободной торговли между

странами-участницами ликвидируются тарифы и другие торговые барьеры.

Участники таможенного союза в дополнение к ликвидации барьеров во

внутрирегиональной торговле принимают единые таможенные правила и тарифы

для торговли с третьими странами. Общий рынок представляет особой союз, в

котором осуществляется свободное перемещение по территории региона товаров,

рабочей силы и капитала. Экономический союз обладает всеми чертами общего

рынка, страны-участницы которого при этом согласовывают и координируют свои

экономические курсы. Наконец, всеобъемлющая экономическая интеграция

предполагает полную экономическую унификацию хозяйственных институтов и

экономических стратегий развития, включая создание общей валютной системы.

(Эта схема носит, прежде всего, теоретический характер, на практике же

встречаются различные комбинации вариантов подобных отношений.) Российско-

белорусское сотрудничество скорее подпадает по этой классификации под

промежуточное определение между таможенным союзом и общим рынком, т. е.

занимает весьма далекое место от собственно экономической интеграции.

При этом данное сотрудничество - качественно иное явление, нежели

современные интеграционные процессы в западных странах. Прежде всего, это -

не интеграция двух рыночных, основанных па частной собственности экономик.

Белорусскую экономику вообще еще нельзя назвать рыночной - в ней

практически не представлена частная собственность, она контролируется и

направляется государством. Российская экономика является экономикой

переходного периода со смешанными формами собственности, в которой роль

рынка и частного капитала значительно больше. Но в своем взаимодействии с

Белоруссией Россия представлена, прежде всего, государством. Роль частного

российского капитала в российско-белорусской экономической интеграции

минимальна в силу, как общего характера белорусской экономики, так и

сознательной политики белорусских властей. Кроме того, если в западных

интеграциях речь идет об установлении новых связей, то в российско-

белорусском случае - скорее о сохранении старых, сложившихся в

социалистической системе разделения труда. В условиях перехода к рынку это

можно сделать лишь целенаправленными волевыми усилиями, зачастую

ограничивающими действие рыночных механизмов.

Геополитическое значение союза

Российско-белорусская интеграция и основана на политической воле, на

сознательных целенаправленных усилиях правительств обеих стран. Чем же

обусловлена эта политическая воля, какие мотивы стоят за интеграционными

усилиями России и Белоруссии? Интеграционную политику России невозможно

объяснить чисто экономическими причинами (как, впрочем, и любую другую, все

дело, однако, в пропорциях экономики и политики). Для России интеграция

имеет, прежде всего «геополитическое» значение. Союз с Белоруссией

обеспечивает России прямой доступ к Калининградскому анклаву, сохраняет

открытыми ворота в Европу, экономит значительные средства, необходимые для

создания системы военно-стратегического сдерживания на западной границе

России, поскольку объекты ПВО на территории Белоруссии обеспечивают

безопасность всего пространства Союза РФ с РБ. Пророссийская позиция

Белоруссии также «разрывает» Балто-Черноморский коридор, который в

противном случае может отгородить Россию от основных магистралей

транспортировки нефти через Латвию и Литву в Балтийское море и через

Украину - в Черное. В случае реализации этого проекта западные

постсоветские республики не только избавятся от российской

энергозависимости, но могут создать Москве реальную конкуренцию в вопросах

реэкспорта каспийской нефти в Европу. После же строительства на территории

Белоруссии газопровода «Ямал-Западная Европа» Балто-Черноморский коридор

распадется на два самостоятельных направления - южное и северное.

Белоруссия обладает целым рядом факторов, благоприятствующих динамичному

развитию экономики страны. Это и ее чрезвычайно выгодное геоэкономическое

положение, поскольку через территорию Белоруссии проходят сухопутные

транзитные пути, связывающие Россию, страны Центральной Азии и Закавказье с

Европой. Кроме того, в республике сохранилась относительно развитая

коммуникационная инфраструктура, квалифицированная и относительно дешевая

рабочая сила, достаточно высокий научно-технический потенциал,

производственные мощности для выпуска целого ряда конкурентоспособной на

российском рынке и на рынке третьих стран продукции, развитый

агропромышленный сектор.

Препятствия для экономической интеграции

Наиболее радикальным, с точки зрения интеграционного процесса,

представляется переход к единой денежной единице и формирование единого

эмиссионного центра.

В мае 2000 г. появились сообщения о согласии партнеров использовать в

качестве единой валюты российский рубль, но при этом белорусская сторона

настаивала на том, чтобы Россия выделила стабилизационный кредит для

поддержания ее национальной валюты в размере 150-200 млн. долл. Руководство

ЦБ РФ возражало против предоставления кредита, настаивая на изменения

кредитно-денежной политики Национального банка РБ, которые способствовали

бы оздоровлению финансового положения страны.

Тем не менее, к концу 2000 г. компромиссы были найдены, и 30 ноября В.

Путин и А. Лукашенко подписали Соглашение о введении единой денежной

единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства.

Документом предусматривается, что с 1 января 2005 г. в качестве

единственного платежного средства на территории России и Белоруссии будет

функционировать российский рубль, а с I января 2008 г. предполагается

ввести новую общую валюту уже Союзного государства.

О том, что страна начинает вступать в полосу рыночных преобразований,

свидетельствует и принятие нового закона об экономической

несостоятельности, который вступил в силу с февраля 2001 г. Процедуре

банкротства и санации подвергаются сейчас не единицы и не десятки, а сотни

предприятий-должников. Причем примерно четверть дел о банкротстве

возбуждаются против государственных предприятий, чего прежде практически не

было.

Соглашение о Таможенном союзе между РФ и РБ, предусматривавшее создание

единой таможенной территории и отмену таможенного контроля на российско-

белорусской границе, было подписано еще 6 января 1995 г. Данное намерение

подтверждалось Договором о Сообществе России и Белоруссии, Уставом Союза

России и Белоруссии, наконец, Договором о создании Союзного государства.

Однако это не решило проблему. Сохранявшиеся различия в размерах таможенных

платежей позволяли коммерсантам уклоняться от их уплаты в России путем

оформления товаров из третьих стран на более благоприятных условиях в

Белоруссии с последующей переброской грузов в Россию. Бюджету нашей страны

наносился весьма существенный урон.

Кроме того, российская сторона терпела убытки и от разницы экспортных

пошлин на нефтепродукты. В конце марта 2000 г. власти РФ фактически

восстановили контроль на границе с Белоруссией, а последняя, естественно,

предприняла адекватные меры. Таможенный союз оказался под угрозой.

Однако, благодаря политической воле союзников, противоречия удалось

устранить. 29 января 2001 г. было подписано Соглашение между Правительством

Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о завершении

унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования

в Союзном государстве. В соответствии с этим соглашением, и Россия, и

Белоруссия будут теперь применять в торговле с третьими странами единые

таможенные тарифы.

Важным и трудно решаемым вопросом представляется и выработка единой

ценовой политики. Проще говоря, нефть, металл, зерно или мясо должны стоить

одинаково в обоих государствах (речь, разумеется, не идет о розничных

ценах). Белорусские промышленные предприятия оплачивают природный газ по

ценам в 3.5-4.3 раза выше, а электроэнергию - в 5.5-6 раз выше, чем в

соседних регионах России. Однако на прошедшем 12 апреля 2002 г. в Москве

заседании ВГС Союзного государства стороны договорились, что с 1 мая будут

введены единые цены на энергоносители, а с 1 июля - единые транспортные

тарифы.

Одной из важнейших проблем интеграции является унификация налогового

законодательства и проведение единой налоговой политики. Серьезным камнем

преткновения является принятие единообразных нормативно-правовых актов,

определяющих принцип и порядок установления государственных тарифов на

продукцию (услуги) предприятий естественных монополий. Есть и некоторые

подвижки. Так, практически унифицированы законодательные нормы двух стран

по вопросам косвенного налогообложения. С 2000 г. Белоруссия перешла на

зачетный метод при исчислении НДС, который применяется в России. В целом же

белорусская правовая база в налоговой сфере в значительно большей степени,

чем российская, отстает от потребностей рыночной экономики.

Заключение

Важнейшими выводами, которые можно сделать из анализа дискуссий,

связанных с обсуждением белорусско-российского союза, являются следующие:

1) для успешного решения внешнеполитических задач России требуется

урегулирование внутренних проблем, иначе они станут серьезным препятствием

на пути реализации ее геополитических планов;

2) несмотря на окончание биполярной эпохи, сохраняются старые стереотипы

во взглядах на межгосударственные отношения, на Россию и ее политику;

продолжают существовать опасения возрождения сильной России, страх перед

«российской угрозой», пришедшей на смену «советской угрозе»;

3) в случае сохранения Россией независимого внешнеполитического курса,

она будет неизменно встречать препятствия в реализации своих

геополитических планов, в том числе на постсоветском пространстве, со

стороны не только США, но и других региональных держав, которые могут

получать американскую поддержку;

4) существует серьезное противодействие закреплению двустороннего союза в

ряде стран ЦВЕ, которое находит сочувствие у США и будет оказывать влияние

не только на внутриполитическую ситуацию в Беларуси, но и на российско-

белорусские отношения;

5) в Беларуси нет консенсуса среди представителей интеллектуальной и

правящей элиты, и весьма распространено мнение о том, что республике

следует иметь более «европоцентричный» курс и разновекторную политику, в

которой Россия будет одним из векторов.

Список использованной литературы:

1. Н.Федулова. Перспективы российско-белорусского объединения//МЭИМО,

06.2002, №7, с.93-102.

2. В.А.Колосов, Р.Ф.Туровский. Геополитическое положение России на пороге

ХХI в.: реалии и перспективы.// www.politstudies.ru/ 02.2000

3. А.Розанов .Внешняя политика Белоруссии: представления и реальности //

pro et contra, 1998, т.3

4. Шаклеина Т.А. Белоруссия во внешнеполитической стратегии РФ.

М.:МОНФ,2000

5. А.Машес. Внешняя политика России:1991-2000. // www.pubs.cornegie.ru,

зима-весна т.6, 2001.

6. Поссорит ли Лукашенко Россию с Западом? // www.sewing.ru, 4.12.2000

7. Россия и Белоруссия объединяют военную мощь. // www.ng.ru, 17.04.2001

8. Т.Корнейко. Россия и Лукашенко. // www.gazeta.sng.ru. 09.09.2001

9. Морозов П. Политические грабли. // АИФ, 41(866), 1997, с.10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.