рефераты бесплатно

МЕНЮ


История масонства

жизни общества. В 1838 году папа КлиментXII издал специальный энциклику, в

которой осудил орден и пригрозил отлучением от церкви тех, кто к ней

принадлежит. Энциклика призывала инквизицию начать преследование. В

романских странах масонов отправляли в изгнание, ссылали на каторгу. Но

репрессии не получили широкого размаха, а только создали полезный для

ордена ореол мученика.

Сама по себе длительная борьба с церковью показывает, что масонство,

оставаясь в принципе религиозным движением, не порывая с религией до конца,

очень далеко отстоит от традиционных форм богопочитания, принятых в

христианских конфессиях.

Великий Архитектор Вселенной — это принцип мировой жизни, существующий

в себе, в абсолютном, в мире же относительном он — право. Справедливость,

добро и красота.

2.2. Французское масонство

Ранняя история французского масонства тесно связана с наплывом во

Францию английской знати после революции XVII века. В основном это были

эмигранты и поклонники династии Стюартов.

Первая масонская ложа была основана в 1778 году под названием Великий

Восток Франции. Масонство быстро распространяется и к началу 30 годов XVIII

века во Франции числится 5 лож. Здесь можно было встретить кого угодно. Во

французских ложах бывали аристократы, буржуа, революционеры. Наравне с

якобинским дворянством, во Франции организуются ложи английской знати,

верной Ганноверскому дому.

Существующий к тому времени общественный, и политический строй

представлялся идеальным как для французской знати, уставшей от ига

королевского абсолютизма, так и для французской буржуазии, которая в свою

очередь жаждала сравняться с высшим классом.

Своеобразная политика короля Франции Людовика XIV, которая привела к

позору и разорению в стране, не могла не вызвать протеста народа,

притесняемого и духовно и экономически. В таких условиях с большей силой

ищет выхода религиозное чувство буржуазии, которую с одной стороны

контролировала господствующая католическая церковь, а с другой стороны

полицейские преследования. Нередко поиски новой религиозной формы приводили

французских искателей религиозной формы к почитанию проповедников и

шарлатанов. Вследствие такого положения неопределенный идеал масонского

братства со своей религиозно-нравственной окраской, нашел пристанище во

Франции. Масонство быстро распространяется. Ложи появляются в больших

городах Франции: Лионе, Руане, Кане, Тулузе.

Вместе с тем слабое развитие общественного самосознания привело к

тому, что французским обществом была воспринята только внешняя сторона

учения, заключающаяся в обрядности и ритуалах. Что касается содержания

учения, то оно не отличалось «особой строгостью нравов», т.к. в большинстве

своем, братья проводили время в ресторанах и кабаках, где карточная игра,

обеды, выпивка составляло их главное занятие.

Между тем полицейские преследования не прекращались. Братьев

преследовали за шумность собраний, которую они создавали своим поведением.

С другой стороны их подозревали в тайном революционном заговоре.

Несмотря на это, масонство пользовалось спросом. Оно стало темой дня,

и ему открылся путь в ряды III сословия. Вместе с тем, хаотичное

распространение масонства во французских провинциях, а также стремления

мало осведомленных братьев постигнуть основу масонского учения, познать

истину, привели к тому, что масонство в разных ложах стало представлять

видоизмененный вариант. Постройка Храма царя Соломона, наименование

ритуалов, степеней, шотландские обряды сплелись с английским вариантом в

полную неразбериху, предоставляя возможность для разных авантюристов

«порассуждать на тему».

Одни из них задавались целью вывести масонство «на чистую воду»,

другие не задавались ничем иным кроме выгоды своих честолюбивых интересов.

Третьи стремились использовать масонство в своих политических замыслах.

Одним из представителей авантюристского течения в обществе был Андрэ

Рамзе. Он пытался установить связь между масонством и крестоносным орденом.

Новый проповедник мечтал о космополитической республике. Так использование

масонства в корыстных целях позволило новым его толкователям отходить от

принципов масонского философского учения масонства, вообще не брать во

внимание его основной закон. Вследствие этих причин во многих масонских

ложах стали появляться высшие степени масонства, как например, «архитектор-

избранник». Погоня за усложнением степеней и пышный расцвет многостепенных

систем основывались, по мнению Т. Соколовской на «крупном социальном

факте».

Таким фактом служила борьба между дворянством и буржуазией. Начиная с

1755 года во Франции, передовые люди пытались реорганизовать масонство.

Таким образом Французское масонство окончательно и бесповоротно откололось

от английских порядков. Первые нововведения, вошедшие в устав нового

масонства, состояли в исповедовании христианской религии. А также в

изобретении системы 25 степеней, разделенных на 7 рангов.

Вместе с тем, следует отметить, что пагубная привычка к увеселительным

заведениям не покинуло на этот раз и французских братьев. Даже близость

масонства к духовенству не спасла братство от новых гонений как полиции,

так и римской католической церкви. Деятельность лож постоянно осуждалась

высшими представителями духовенства, в том числе и самим Папой.

Между тем французские масоны высказывали терпимость в отношении

религии. Основное, чего требовали масоны от властей — это

неприкосновенности личности и законность, которая составляла неотъемлемую

часть духовности масонского братства.

Между тем число лож непрерывно росло. В обществе началась открытая

торговля на приобретение масонских печатей, удостоверений, знаков, отличий.

В обществе начался беспредел. Возникшие неурядицы подтолкнули французских

масонов к необходимости проведения реформ. Эта реформа вылилась в

знаменитое общественное собрание 1772-73 г.г., которое длилось несколько

месяцев и получило название «Национального». В собрании принимало участие

около 100 представителей разных французских провинций. Таким образом,

"Национальное" собрание позволило рассмотреть проблему существования

масонства во Франции.

После реорганизации возникло 3 палаты администрации, Парижа и

провинций. Работа в ложах подчинялась надзору 22 провинциальных

инспекторов, которые по истечении времени представляли отчеты о работе лож.

Продолжая дело внутренней организации масонства, верховные представители

Ордена учреждают 3 символических степени, а также изобретают так

называемые «адоптивные» ложи, в которые допускались женщины.

Так, благодаря реформе, ложи окончательно приспособилось к

существовавшему общественному и политическому строю Франции. Деятельность

масонских лож свелась исключительно к делам благотворительности: помощи

бедным, воспитанию сирот, поддержке инвалидов.

В это самое время все европейское общество было охвачено единственным

стремлением познать тайны духа и физического мира. Преклонение перед

мистическими загадками и тайнами захватывает в свою паутину таких

представителей ученого мира как Им. Сведенборга.

Французское общество, состоявшее главным образом из масонов, не было

исключением из правил. Модное стремление познать тайны духа и физического

мира пускает свои корни во Франции. Во многих масонских ложах изучается

каббала, изощряется аллегорическое толкование символов. В ложах братья

задались целью перевоспитать людей. В общем, энтузиазме люди стали

докапываться до тайн мировых загадок, стремясь уловить смысл жизни,

творчества и смерти. Благодаря этой своеобразной моде на все мистическое, в

обществе наступает пора для размножения «самозванцев-мудрецов». Таких людей

почитали за обладание алхимической мудрости и жизненного эликсира. Ловкие

шарлатаны открыто смеялись над легко впечатлительными особами, создавая

себе тем самым ореол «мага». Одним из наиболее уважаемых был граф

Калиостро, снискавший славу в странах Европы , а также — , другой его

предшественник граф Сен-Жермен, известный в великосветских кругах

французского двора, а также имевший благодетеля самого короля Людовика XV.

Во Франции по-прежнему существовало 2 ложи: Великая ложа Франции и

Великий Восток. Преследования со стороны властей улеглись, и это позволило

ложам расширить штат своих «верноподданных». Благодаря этому число лож

достигло 600 по всей Франции, количеством доходящим до 100 человек в

каждой.

Постепенно во Франции стали формироваться ложи, отнесенные по каким-то

интересам, профессиональным признакам или объединенные каким-то научным

исследованием.

Во Франции близится революция. Какую роль при этом выполняло

масонство? На этот вопрос существует не одна точка зрения. На участие

масонства во французской революции указывает Джон Робинсон: «в масонских

ложах развился зародыш пагубных начал разрушивших религию и нравы». Другой

сторонник подобного мнения, отец Баррюэль. В своем 2-х томном издании он

стремиться доказать, что масонский орден был главным виновником Великой

революции. Вместе с тем "вольные каменщики" были как в стране

революционеров, так и в стране контреволюционеров. На самых крайних

позициях стояли такие масоны, как Дантон и Марат, а на другой стороне —

Местр и Тассен. Однако по утверждению большинства историков между

распространением масонских идеалов и Французской революцией 1789 г. можно

усмотреть лишь связь во времени, но отнюдь не причинно-следственную связь.

Об этом говорят архивные материалы. В период французской революции

деятельность лож фактически останавливается: ложи как бы погружаются в

оцепенение, засыпают. Некоторые масоны эмигрировали на время, другие ушли

в политические клубы. Немногие ложи были способны существовать в такое

напряженное время. После смерти Робеспьера, масоны были так напуганы, что

этот факт отбил у них на долгое время вести беседы с политиками. Одно

занятие еще сохраняется в уцелевших ложах — это сбор пожертвований на

военное обмундирование. В после революционное время уцелевшим ложам удается

сохранить верность католической церкви, однако новые порядки в стране

вынуждают их заменить масонские праздники, выбросить названия святых и

принять название «Республиканских лож Франции». Вместе с тем и эти

масонские ложи вызывают подозрение у сторонников революции. Ложи были

запрещены. Их место заняли народные общества, демократические по составу,

открытые для всех и связанные с активным центром — Якобинским клубом в

Париже.

Сумрачный покров террора окутывает французское общество. На эшафоте

гибнет главный управляющий ложами — Филипп Орлеанский, погибает часть

членов Великого востока.

Проходят трудные годы. Страна просыпается от ужаса. В 1795 году

энергичный Р. де Монтаню призывает вновь к объединению уцелевших членов

масонства. Однако их прежний дух «деятелей филантропии» уже исчез.

Религиозное течение, когда-то одушевлявшее его, обособляется в общество,

официально признанную правительством. Ложи живут старыми традиционными

формами. Растет число банкетов, вечеров патриотического характера.

Следует отметить в заключении, что масонство не играло той значимой

роли во Франции, коей она была в Англии. Оно было лишь струйкой в том

могучем идейном потоке XVIII века, который закончился Великой французской

революцией. Основным значением масонства — было увеселение общества.

Масонские ложи создавались с той целью, дабы принять людей, уставших от

жизни, поддержать в трудной ситуации, дать пищу для души и тела.

О том, участвовало масонство в Великой французской революции трудно

дать обоснованный ответ: с одной стороны мы видим точку зрения самих

масонов, которые опровергают любое участие Ордена в революционной

деятельности. И вообще в какой-либо иной деятельности порочащей доброе и

славное имя масонства. С другой стороны — перед нами стоят, скорее всего,

противники масонского учения, которые всеми силами стараются оклеймить

"братство вольных каменщиков", зачастую не имея веских доказательств.

Следует принять во внимание тот факт, что масонство находилось в самом

центре событий и зачастую в него входили виднейшие передовые люди

общества. Масонство не могло закрыть глаза, пропустить мимо ушей

«символическую злободневную тему» — революционное брожение в обществе. Не

могли и не хотели, т.к. они сами были членами этого же самого общества. А,

следовательно, это угрожающее положение вещей в их собственной истории

страны, которой они были сами очевидцами, никак не могло быть им чуждым. В

ложах, скорее всего, они только и делали, что обсуждали надвигающуюся

революцию, поскольку ее идейными вдохновителями были и Робеспьер, и Дантон,

и Бриссо и многие другие.

Масонская жизнь во Франции была нарушена революционным периодом в том

плане, что такие идеалы как свобода, равенство, братство, которые

воспевались и чтились масонами не прижились в атмосфере наполеоновской

эпохи. Французская революция несет на себе масонский отпечаток в том, сто

касается ее общих информационных принципов, отнюдь не в ее политической

действительности.

Поэтому утверждение некоторых о том, что масоны сделали революцию во

Франции, считаются, по-моему мнению, преувеличенными.

2.3. Итальянская ложа.

В Италии XVIII века масонство в основном отражало реальность страны,

раздробленной на многочисленные карликовые государства. Везде были ложи,

действовавшие под влиянием тех или иных иноземных покровителей — англичан,

французов, австрийцев. Раздробленность движения проявлялась не только в

политическом плане, но и доктринальном.

В Венеции масонами были Казанова и Гольдони. Первый наряду со своими

авантюрными приключениями интересовали магией и каббалой. Гольдони,

рассматривая масонство как наиболее подходящую компанию для дружеских

вечеров. В Тоскане "английские" ложи состояли из деистов и свободных

мыслителей. Во второй половине столетия утвердилось направление тамплиеров-

оккультистов и течения мысли, связанные с французским спиритизмом.

В наполеоновскую эпоху была совершена первая попытка учредить

центральную масонскую организацию, распространяющую свою деятельность на

всю Италию. После падения императора итальянская организация оказалась в

кризисе. Ложи оказались совершенно неподходящим местом для наиболее

беспокойных деятелей, осуществлявших конспиративную работу в масштабах всей

страны. С этой целью были созданы многочисленные тайные общества, которые

пытались подражать языку и обычаям масонов.

В Италии многие исследователи масонской истории проводят связь между

масонством и карбонариями. При изучении ритуалов в принятых в обиходе

карбонариев, обращает на себя внимание наличие общей связи соприкосновения

карбонариев с масонскими ритуалами.

Однако между масонами и карбонариями нет достаточных доказательств

совпадения их организационной структуры. Многие утверждают факт

соперничества между ними.

В период Рисордтименто[7] выдающимися масонами были Дз. Гарибальди,

Кавур, Конфольери Пеппико.

С 1861 года и в последующие годы во многих итальянских городах

происходили масонские учредительные собрания, которые привели к тому, что в

1874 году была сформулирована унитарная масонская конституция.

В последние двадцать лет на исходе столетия столкновения между

католической церковью и масонством в Италии приобрело драматический накал.

Это было время, когда масоны организовали подписку по сбору средств на

сооружение памятника Джордано Бруно в Риме.

Однако нельзя вместе с тем утверждать, что итальянское масонство,

выступившее в конце XIX века с позицией, критикующей католическую церковь,

прямо указывающих на распущенность священников. Однако Бог — это история,

высшее мировоззрение, к которому устремлены народы.

В 1908 году произошел исторический раскол итальянского масонства. В

ходе дискуссий в палате депутатов итальянского парламента по вопросу о

дальнейшем преподавании религии в школе.

Большинство масонов в эпоху первой мировой войны высказывались за

вступление Италии в войну во имя защиты демократических принципов, поступая

тем самым вопреки решениям международного масонского движения, стоявшего на

позициях пацифизма и нейтралитета.

В том, что касается фашизма, влиятельные масонские круги оказали

давление на руководство ордена, потребовав от него поддержать программу

начинающего фашизма "Сан-Сеполькро" (1919). Так продолжалось до тех пор,

пока движение, возглавляемое Муссолини, не обнаружило подлинную сущность

своих намерений, скрываемых до поры до времени под демагогическими

лозунгами "национального патриотизма" и наведения в стране демократического

порядка.

Большинство масонов с самого начала повели себя как непримиримые

противники фашизма. Но и те, кто первоначально поддался фашисткой

демагогией, вскоре пересмотрели свои взгляды и также вступили на путь

антифашисткой борьбы. Ярким примером этого является Домицио Париджани.

Самое мощное на протяжении первых десятилетий ХХ века французское

масонство было раздавлено войной и нацистской оккупацией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.