Вьетнам
свою независимость. В борьбе против монголов, охватившей весь народ,
выдающуюся роль сыграл полководец Чан Хынг Дао. В конце 13 в. Дайвьет вёл
борьбу с лаосским государством Лансанг на Среднем Меконге; по договору с
Тьямпой в 1307 Дайвьетом были приобретены также области О и Ри (территории
современной провинции Тхыатхьен).
Тяжелые воины 2-й половины 13 - начала 14 вв. привели к усилению налогового
бремени, возлагаемого на крестьян. Власть крупных феодалов укреплялась, а
власть вуа ослабевала. Во 2-й половине 14 в. нарастали крестьянские
восстания (особенно значительное в 1379 в дельте р. Хонгха). В 1377 Тьямпа
вторглась в Южный Дайвьет. В обстановке крестьянских восстаний, военных
поражений и упадка центральной власти феодальная бюрократия начала
объединяться вокруг Хо Кюи Ли, фактического правителя страны с 1378.
Укрепив армию и отбив нападения Тьямпы, он приступил в 1389 к проведению
реформ, в том числе земельной (1397). Реформы имели целью подорвать власть
крупных феодалов, упрочить положение центральной власти и феодальной
бюрократии. Переход власти к династии Хо (правила в 1400-07) сопровождался
усилением централизации. Реформаторская деятельность Хо встретила
ожесточённое сопротивление крупных феодалов, которые обратились за помощью
к Китаю. В 1407 китайская армия вторглась в страну, династия Хо была
низложена, многие реформы отменены. В ответ на оккупацию и жестокий
произвол китайских феодалов началось массовое освободительное движение. В
1427 агрессоры были изгнаны из Дайвьета. Победа в освободительной войне и
наличие сильной армии позволили вождю восставших Ле Лои, основавшему
династию Поздних Ле (правила в 1428-1789), и его ближайшим преемникам
продолжать реформы по упрочению централизации, начатые при династии Хо. В
15 в. укрепилась государственная земельная собственность, быстро росли
города, особенно в южной части страны, расширялась ирригационная сеть,
развивалась внешняя и внутренняя торговля. Армия и чиновничий аппарат
получили стройную организацию, чётко дифференцированную и централизованную.
Конфуцианство становится официальной идеологией. При императоре Ле Тхань
Тонге (правил в 1460-97) вьетнамское феодальное государство достигло
наивысшего расцвета, к Дайвьету был присоединён ряд областей на З. и
окончательно подчинена Тьямпа (1471).
Первые десятилетия 16 в. ознаменовались крупными крестьянскими восстаниями,
наиболее значительным из которых было Чан Као восстание в 1516-24. С того
же времени южные и западные районы, ранее вошедшие в состав Дайвьета, стали
базой феодальных домов (Мак, Нгуен, Чинь), боровшихся с центральным
правительством. К середине 16 в. центральное правительство династии Ле
почти полностью утратило контроль над страной. Фактически власть
осуществлялась феодальным домом Мак. В ходе непрерывных внутренних войн
между домами Мак, Нгуен и Чинь за верховную власть всё большую роль играли
мелкие и средние феодалы-воины, получавшие за службу земли; быстро росло
поместное землевладение. Со 2-й половины 16 в. во В. начинают проникать
иностранные миссионеры и купцы (португальцы, испанцы, голландцы, англичане,
французы), к услугам которых прибегали феодалы, ведшие междоусобные войны
(покупка у купцов европейских видов оружия и пр.). К концу 16 в.
политическая власть в стране перешла от дома Мак к домам Чинь и Нгуен. К 30-
м гг. 17 в. государство Дайвьет при сохранении номинальной власти династии
Ле фактически раскололось на 2 феодальных владения: Чиней - на С. и Нгуенов
- на Ю., между которыми велись непрерывные войны. К концу 17 в. Чини
завершили освоение северо-западных районов В., а Нгуены начали закрепляться
на территории современного Южного В.
С середины 17 в. интенсивно происходил связанный с ростом производительных
сил процесс распада общины, которая подвергалась двойной эксплуатации: со
стороны старого феодально-бюрократического аппарата и владельцев поместий.
Большую роль в 18 в. начали играть ремесленники, купечество,
горнопромышленники.
Ухудшение положения крестьянства к последней трети 18 в. обусловило новый
подъём крестьянской борьбы. Центром крестьянского движения стали
густонаселённые северные районы государства Нгуенов, где в 1771 началось
самое крупное в истории феодального В. крестьянское восстание. В 1786
крестьянская армия тэйшонов заняла всю территорию государства Чиней.
Антифеодальная борьба вьетнамского крестьянства проходила под лозунгом
возвращения власти династии Ле. После формального восстановления правления
династии Ле (1786) фактическая власть в стране оказалась в руках тэйшонов,
объединивших всю территорию В. Попытка Ле установить свой действительный
статус привела к свержению тэйшонами династии Ле в 1789. К 1802 феодалы Ю.,
возглавляемые Нгуен Фук Анем, при поддержке французских купцов и
миссионеров подавили восстание тэйшонов.
Наука
До французской колонизации научные и технические знания развивались под
влиянием китайской науки и техники. В конце 19 - начале 20 вв. французскими
учёными во В. велись исследования климата, методов борьбы с инфекционными
заболеваниями. Для выявления минеральных ресурсов страны была организована
геологическая служба. Производились топографические и картографические
работы, главным образом в военных целях.
Философия. В раннеклассовом обществе (3-1 вв. до н. э.) возникла
самостоятельная, по-видимому, политеистическая система религиозно-
мифологических воззрений, от которой сохранилось немногое. В первые века н.
э. из Индии и Китая проникают религиозные и философские течения: буддийская
философия, конфуцианство. Образуется комплекс мистических взглядов, условно
называемый даосизмом, хотя и резко отличный от собственно даосизма
(китайского) отсутствием цельной системы философских воззрений, тесной
связью с магической практикой, культом местных богов и т.п.
С 6 по 10 вв. во вьетнамской философии преобладающим направлением был
буддизм дхьяны (вьетнамский - тхиен). С конца 11 - начала 12 вв. начинается
борьба между философией дхьяны и конфуцианской философией, закончившаяся в
конце 14 в. победой конфуцианства, ставшего господствующей, но не
единственной философией во В. Конфуцианство в преобразованной китайским
мыслителем Чжу Си форме было основным философским течением во В. вплоть до
16 в. Буддийская философия отошла на второй план, её представители
преследовались, но в сфере частной жизни господствующего класса и среди
основной массы населения она, как и даосизм, сохранила прочные позиции.
В 16-18 вв. конфуцианская чжусианская философия переживала кризис,
связанный с изменениями в социальной структуре В., ослаблением роли
государства в экономической и политической жизни общества (Нгуен Бинь
Кхием, 16 в.). Наблюдался новый подъём буддизма, одним из наиболее крупных
представителей которого выступил Нгуен За Тхиеу. В 18 в. обе философии
стали практически равноправны. Однако среди народных масс по-прежнему
преобладали воззрения, связанные с культом неба, оформленным в понятиях
даосского учения, и культом предков. В 18 - начале 19 вв. проявились первые
попытки создания стихийно-материалистического мировоззрения (Ле Кюи Дон,
Фан Хюи Тю и др.). В 19 в. в образованных слоях вьетнамского общества
распространилась христианская философия (Нгуен Чыонг То и др.).
Отсутствие доминирующей философской концепции, стихийное формирование
материалистических взглядов, распространение в образованной среде
христианства - всё это, после падения вьетнамской монархии и захвата страны
французскими колонизаторами, привело на рубеже 20 в. к уменьшению влияния
традиционных религиозных учений; конфуцианство и буддизм стали играть всё
меньшую роль в развитии философской мысли. Однако с 30-х гг. буддийская
философия вступила в период "модернизации", выразившейся в требовании более
активного участия в общественной жизни.
С начала 20 в. начинает распространяться материализм, но самостоятельных
материалистических систем выработано не было. Наибольшей популярностью в
среде мелкобуржуазной интеллигенции в то время пользовалось учение
китайского мыслителя и революционного демократа Сунь Ят-сена. Наиболее
крупными философами в начале 20 в. явились Фан Бой Тяу и Фан Тю Чинь. В 30-
40-е гг. имели место попытки создания конформистской философии,
синтезирующей чжусианское конфуцианство с европейскими идеалистическими
концепциями (Фам Кюинь, Нгуен Ван Винь).
Марксистская мысль формируется во В. с начала 20-х гг., когда появляются
первые произведения Хо Ши Мина и первые переводы марксистских работ
("Манифест Коммунистической партии" и др.). С этого времени марксистская
философия всё больше распространяется; в 30-40-е гг. разрабатывались
преимущественно проблемы эстетики и литературоведения. Создание во В. в
1930 Коммунистической партии имело важное значение для укрепления позиций
марксистской идеологии. После победы революции в августе 1945 и образования
ДРВ марксистская философия становится там преобладающей.
Архитектура и изобразительное искусство
Древнейшие памятники художественной культуры на территории В. (в том числе
бронзовые барабаны "нгок лу" с рельефными изображениями сцен народной
жизни, зверей и птиц) относятся к первым векам до н. э. Расцвет искусства
В. наступает в 1-м тыс. и связан с образованием государства Тьямпа
(Центральный В.). Искусство тьямов испытало влияние культуры Индии и
отчасти кхмеров. В городах Мишоне и Донгзыонге сохранились руины буддийских
и брахманских храмов 7-10 вв., в их числе Бо-Кхат-Ре-Соа (Бхадрешвара, 10
в.), классический образец "калана" - кирпичного башнеобразного храма,
отличающегося стройностью пропорций. Скульптура тьямов связана с
архитектурой. Играя преимущественно декоративную роль, она достигает
большой пластической выразительности. Лучшие её образцы (7-10 вв.)
обнаружены в развалинах храмов Чакье (среди которых - горельефы пьедестала,
изображающие танцовщиц и музыкантов; 10 в.?), Мишона и Донгзыонга. Особое
место в тьямской скульптуре занимают изображения животных и фантастических
существ. Высокого уровня достигло ремесло тьямов. Сохранились золотые и
серебряные изделия (диадемы, ларцы, вазы, чаши и т.д.) из сокровищниц
тьямских царей, а также обнаруженные раскопками в Мишоне, Понагаре и других
местах. С 11 в. в искусстве Центрального В. появляются черты упадка
(пропорции храмов становятся тяжеловесными, а декор сухим и измельчённым).
Этими особенностями отмечены каланы 11-12 вв. "Золотая башня", "Серебряная
башня", "Медная башня" (все близ современного г. Куинён).
Искусство Северного В. вступило в период расцвета в 11-13 вв. В его
произведениях проявилось некоторое китайское влияние. Сооружаются
многоярусные башни (в том числе в Биньсоне, около Виньйена, 10-11 вв.),
храмовые ансамбли, для которых характерны связь с природой, симметричность
плана, использование в постройках деревянного каркаса ("Храм литературы",
посвящённый Конфуцию, в Ханое, основан в 1070; "Храм великого Будды" близ
Ханоя, 13 в.). Уникальна деревянная пагода Дьен-Бо (Мот-Кот) на одном
столбе (1049, восстановлена в 1955) в Ханое. В числе сохранившихся
сооружений последующих веков - храмовые комплексы Бут-Тап близ Ханоя (до 14
в.), Кэо в провинции Тхайбинь (17 в.) и многоколонная постройка типа "динь"
в деревне Диньбанг близ Ханоя (18 в.), предназначавшаяся для собраний,
судов и т.д., но служившая также храмом. Поздние дворцы отличаются обильным
применением в отделке резьбы и лака (в том числе "Дворец совершенной
гармонии" в г. Хюэ, 1805-1833). В скульптуре В. с 15 в. появляются
изображения канонизированных умерших священнослужителей, отмеченные точным
следованием натуре (например, статуя мудреца Тует Шона из пагоды Тай-Фьюнг,
15 в.). Живопись 15-19 вв. представлена храмовыми росписями, пейзажами,
погребальными портретами. Развитие получил народный лубок. Из
художественных ремёсел распространены резьба по слоновой кости, дереву,
сочетающаяся с инкрустацией костью и перламутром, литьё из металла,
плетение из камыша, а также изготовление лаковых изделий с росписями
цветными и золотыми лаками.
Господство французских колонизаторов (начавшееся с середины 19 в.)
затормозило развитие национальной культуры. В городах возникли европейские
кварталы, в которых с конца 19 в. появились комфортабельные жилые и
общественные здания, построенные, под влиянием стилей европейской
архитектуры (модерн, функционализм). Районы, заселённые вьетнамцами были
крайне неблагоустроены. Промышленные предприятия размещались вплотную к
жилищам; в портовых городах берега рек и морских бухт были заняты хаотично
расположенными портовыми строениями.
Основанная в 1925 Высшая школа изящных искусств в Ханое, знакомя
вьетнамских художников с западноевропейским искусством и давая им
профессиональные навыки, насаждала принципы европейского академического и
салонного искусства.
Театр
Сведения о театре В. до 19 в. скудны и отрывочны. Традиционные его жанры -
тео и туонг. Тео - народный театр. Искусство этого театра изустно
передавалось из поколения в поколение. Сюжеты черпались из истории, сказок,
легенд, поэм. Возникновение тео связано с празднествами, которыми ежегодно
отмечался сбор урожая в дельте р. Хонгха. Для тео характерна импровизация.
Основные персонажи этих представлений крестьяне (в спектаклях участвуют
мужчины и женщины). Тео тесно связано с народной музыкой и танцами.
Действие сопровождается хором. Музыка, танцы и пение чаще всего
рассказывают о с.-х. процессах (возделывание риса и др.). Отдельные
элементы танца (условные движения кистей рук в танцах с веером и др.)
раскрывают содержание пьесы. Представления устраивались во дворах культовых
домов и пагод, зрители сидели на полу, окружая с трёх сторон место, где
разыгрывалось действие. Спектакли тео обличали общественные пороки,
сатирически изображая феодалов и представителей французских колониальных
властей, воспевали доблесть народа. Наиболее известен выступавший в жанре
тео театральный деятель и драматург Нгуен Динь Нги, создавший около 50
пьес, как исторических ("Героиня великого Юга", "На голове бешеного
слона"), так и остро комедийных, сатирических. В его театре сотрудничали
популярные актёры, среди них известный артист Нгуен Ван Тхинь.
Театр туонг - классический театр В. - возник между 11-13 вв. на С. страны
как придворное зрелище. В своём развитии туонг испытал некоторое влияние
китайского классического театра, заимствовал обрядовые и символические
костюмы, условный грим. В туонге сохраняются условные жесты, костюмы,
манера исполнения, интонации. Декорации отсутствуют. Большое место в
репертуаре занимают пьесы, рассказывающие о событиях национальной истории,
истории Китая. Нередко в основу спектакля положены сюжеты вьетнамской
мифологии или переработки произведений китайской классической литературы и
драмы. Кроме придворных трупп театра туонг, существовали и бродячие труппы,
вносившие в искусство туонг демократические тенденции. К середине 19 в.
туонг обогатился новым содержанием, в числе действующих лиц появились
представители народа. Действие в туонге разделяется на акты. Неотъемлемой
частью спектакля являются музыка и танцы, способствующие раскрытию
характера героя. Декламация ведётся нараспев, на высоких регистрах. К
лучшим достижениям театра туонг в начале 20 в. относятся исторические пьесы
драматургов Ханоя Нгуен Хыу Тиена "Фениксы Донг А" (о героях борьбы против
монгольского нашествия - полководцах Чан Хынг Дао и Фам Нгу Лао) и Хоанг
Танг Би "Месть за мужа и долг перед родиной" (о сёстрах Чынг, возглавивших
в 1 в. восстание против иноземных завоевателей). Образы предателей в этих
пьесах недвусмысленно указывали на тех, кто в новое время служил
колонизаторам.
Театр кай-лыонг, или обновлённый театр, сформировался к 20-м гг. 20 в.
Представление сопровождается музыкой, существуют занавес и декорации.
Действие пьесы делится на акты. Сюжеты используются самые разнообразные: из
жизни вьетнамского общества начала 20 в., исторические сюжеты, легенды,
часто перерабатываются пьесы европейского театра, сценарии фильмов. Для
развития театра кай-лыонга немало сделал поэт Тхе Лы, который в 1942-43
создал труппу, носившую его имя.
Кить-ной - современный "разговорный", или драматический, театр, появился
также в 20-е гг. 20 в. Первые спектакли - комедии Мольера, затем пьесы
вьетнамских авторов ("Друг и жена" Ву Динь Лонга, "Деньги" By Гуен Дака и
др.). Была поставлена комедия, написанная Хо Ши Мином, - "Бамбуковый
дракон" (1920-е гг.), в которой высмеивается король-марионетка.
Государственный строй
Действующая конституция вступила в силу с 1 января 1960. Конституция
закрепляет руководящую и направляющую роль во всей общественной и
государственной жизни Партии трудящихся В.
Главой государства является президент ДРВ (избирается Национальным
собранием на 4 года). Президент назначает и смещает членов правительства,
публикует законы и указы, объявляет амнистию, состояние войны или военное
положение, ратифицирует международные договоры, назначает дипломатических
представителей, возглавляет вооружённые силы и председательствует в Совете
национальной обороны. В качестве консультативного органа при президенте
функционирует Особое политическое совещание, призванное обсуждать важнейшие
общественно-политические проблемы.
Высший орган государственной власти и единственный законодательный орган -
однопалатное Национальное собрание, депутаты которого избираются на 4 года
по норме 1 депутат от 50 тыс. населения (промышленные районы с населением в
10-30 тыс. представлены 1 депутатом каждый). Национальные меньшинства имеют
гарантированное представительство в Национальном собрании в количестве 1/7
общего числа депутатов. Национальное собрание образует из числа своих
депутатов Постоянный комитет Национального собрания.
Правительство ДРВ - Совет Министров - образуется Национальным собранием по
представлению президента.
Органами государственной власти во всех административно-территориальных
единицах являются народные советы, избираемые населением в провинциях,
автономных районах и городах центрального подчинения на 3 года, в уездах,
посёлках и сёлах - на 2 года. Исполнительными органами народных советов
всех ступеней являются их исполнительные комитеты.
В соответствии с конституцией и избирательным законом от 14 января 1960 в
ДРВ введено всеобщее прямое избирательное право при тайном голосовании.
Активное избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18
лет, пассивное - 21 года.
Высшая судебная инстанция - Верховный народный суд, председатель которого
избирается Национальным собранием на 5 лет. В провинциях, уездах, городах и
автономных районах имеются народные суды. Надзор за соблюдением законности
возложен на Верховную народную прокуратуру.
Население
Естественный прирост населения в среднем за год (в 1963-69) - примерно 3%.
По территории население размещается крайне неравномерно и в основном
сконцентрировано в районе дельты р. Хонгха и на прибрежной равнине, где
плотность достигает 500, а местами 1500 человек на 1 км2. Преобладают
небольшие города и крупные сёла. Городского населения около 20% (1965).
Крупные города: Ханой (414,6 тыс. жителей, с пригородами 643,6 тыс.
жителей, 1960), Хайфон (182,5 тыс. жителей, с пригородами 369,2 тыс.
жителей), Намдинь (86 тыс. жителей).
Экономико-географический очерк
Победа Августовской революции 1945 создала предпосылки для
социалистического развития ДРВ. На первом этапе народно-демократического
развития ДРВ вынуждена была направить все усилия на отпор иностранной
агрессии и в условиях развернувшейся войны Сопротивления (1945-54) начать
те социально-экономические преобразования, которые явились бы основой для
социалистического переустройства экономики. После окончания войны экономика
страны оказалась в крайне тяжёлом состоянии, главным образом из-за
разрушений, причинённых длительными военными действиями, нарушением
традиционных хозяйственных связей северных и южных районов, а также вывозом
части промышленного оборудования и материальных ценностей национальной
буржуазией и французскими капиталистами за границу или в Южный В.
В годы послевоенного восстановления народного хозяйства, в 1955-57, в итоге
выполнения трёх одногодичных планов в основном был достигнут довоенный
уровень. С.-х. производство несколько превысило довоенный уровень,
увеличилось производство продовольственных и технических культур. Произошли
сдвиги в промышленности, восстановлено большинство крупных промышленных
предприятий, построено заново много новых промышленных объектов.
Экономическая политика была направлена на ограничение, преобразование и
использование частнокапиталистических элементов в интересах
социалистического строительства. В результате завершения аграрной реформы
(за исключением горных районов) была ликвидирована феодальная собственность
на землю и земля помещиков и других эксплуататоров безвозмездно
распределена среди малоземельных крестьян. Были организованы группы
трудовой взаимопомощи и госхозы, начали создаваться производственные
кооперативы. К концу восстановительного периода и к началу нового этапа
социалистических преобразований и социалистического строительства экономика
ДРВ всё ещё испытывала тяжёлое наследие феодализма и капитализма и
характеризовалась отсталым сельским хозяйством, основанным на
индивидуальном крестьянском хозяйстве, и слаборазвитой промышленностью.
Существовали различные формы собственности, в народном хозяйстве имелось 5
секторов - государственный, кооперативный, мелкотоварный,
частнокапиталистический, государственный капиталистический.
Социалистический сектор обеспечивал почти 60% производства промышленной
продукции, около 25% валовой продукции промышленного и кустарного
производства, 61% оборота оптовой торговли и 29,5% оборота розничной
торговли (36,7% с учётом торговли через различные формы государственного
капитализма), 98% внешней торговли. Он безраздельно господствовал на
железнодорожном транспорте и в банковской системе. В сельском хозяйстве на
социалистический сектор приходилось всего 0,14% (20 госхозов).
Кооперативный сектор производил 9,8% с.-х. и 7,2% промышленной и кустарной
продукции; на мелкотоварный сектор приходилось 80% с.-х. и 50,2%
промышленного и кустарного производства; частнокапиталистический сектор
сосредоточивал 10% с.-х. и 14,2% промышленного и кустарного производства.
Годы осуществления трёхлетнего плана 1958-60 стали периодом коренных
социально-экономических преобразований и утверждения господствующей роли
социалистического сектора в экономике ДРВ. Основная задача трёхлетнего
плана по подъёму сельского хозяйства наряду с развитием промышленности с
преимущественным расширением производства средств производства была
выполнена.
Произошли структурные изменения в экономике. Значительно возрос удельный
вес промышленности в общем объёме валовой продукции промышленности и
сельского хозяйства (см. раздел ДРВ, Исторический очерк).
Важным этапом экономического развития ДРВ явилось осуществление 1-го
пятилетнего плана в 1961-65, главная задача которого заключалась в создании
основ материально-технической базы социализма. В условиях максимального
использования внутренних ресурсов и помощи социалистических стран ДРВ
приступила к социалистической индустриализации. За эти годы среднегодовой
прирост в промышленности составил 13%, а в сельском хозяйстве - около 5%.
Наибольшее внимание было уделено развитию энергетики, машиностроения,
химической и горнодобывающей промышленности. В целом производство средств
производства в общей продукции промышленности к 1965 достигло 41% (против
27%, без кустарного производства, в 1955). С.-х. орудиями и техникой стали
снабжаться госхозы и кооперативы, свыше половины которых превратилось в
кооперативы высшего типа. В 1963 доля сельского хозяйства в образовании
национального дохода составила 48,6% (53,6% в 1960), доля промышленности и
строительства - 29% (22,9%), торговли - 19,3% (20,7%), транспорта и связи -
3,1% (2,8%).
В августе 1964 - начале 1965 мирное развитие было прервано бомбардировками
американской авиацией территории ДРВ, а затем и открытой агрессией. Меры по
рассредоточению и переводу крупных предприятий в сельскую местность,
строительство мелких и средних предприятий местной промышленности нашли
своё отражение в новой экономической политике ДРВ и двухлетнем плане
развития экономики на 1966-67.
Решению народно-хозяйственных задач ДРВ на всех этапах развития
способствовало тесное сотрудничество с другими социалистическими странами.
Предприятия, построенные при содействии СССР за 1955-65, дали 3/4 добычи
угля, свыше 1/2 производства металлорежущих станков, почти весь объём
продукции олова, апатитов, суперфосфата, значительную часть электроэнергии.
Промышленность. К концу пятилетки 1961-65 на промышленность и кустарное
производство приходилось свыше 50% общего объёма валовой продукции
промышленности и сельского хозяйства.
Горнодобывающая промышленность и энергетика. Большое значение в экономике
ДРВ имеет угольная промышленность. Уголь является основой энергобаланса,
часть его экспортируется. Добыча каменного угля производится главным
образом в бассейне Хонгай, преимущественно открытым способом, а также в
районах Камфа, Куангйен. С помощью СССР созданы угольные шахты Уонгби (1966-
67), Вангзань и угольные разрезы Део-Най, Кок-Шау, Хату. В угольных районах
расположены основные электростанции, в числе крупнейших ТЭС Уонгби.
Положено начало освоению гидроэнергии, построены ГЭС Бантхать и Тхакба. На
территории ДРВ добываются олово и вольфрам (провинция Каобанг), железная
руда (провинция Тхайнгуен), хромиты (в Кодине в районе Тханьхоа), апатиты
(провинция Лаокай); из морской воды выпаривается поваренная соль.
Источник: Интернет.
Страницы: 1, 2
|