Вена
свои таланты. Самый древний из сохранившихся домов - дворец Эстерхази (1698
год), в котором после реконструкции находится казино и самый известный
модный салон “Адльмюллер”. Не забудьте посетить также отель "Захер",
помнящий знаменитостей прошлого и знающих знаменитостей настоящего, и
купить один из традиционных венских сувениров - фирменный шоколадный торт,
известный во всём мире.
Шёнбрунн - летняя резиденция Габсбургов - также входит в число ваших
обязательных посещений. Подобно Петергофу и Версалю, это - ансамбль,
объединяющий архитектуру и природу, где парк становится продолжением
дворца. Его история начинается в 1559 году, когда Максимилиан II приобрёл
участок земли, на котором находилась мельница "Каттенбург", по его приказу
переделанная в охотничий домик. "Шёнбрунн" - "прекрасный источник",
названный так кайзером Маттиасом. Кайзер был коронован в 1612 году, и как
сообщают хроники, в первые дни своего правления пошёл охотиться и открыл
источник с чистейшей водой – “Шёнбрунн”. Охотничий домик был разрушен во
время турецкой осады 1683 года. В 1692 году кайзер Леопольд I решил
построить для своего сына Иосифа летнюю резиденцию и получил выполнение
этой задачи своему любимому архитектору Бернхарду Фишеру фон Эрлаху, одному
из известнейших архитекторов эпохи барокко, внесшему весомый вклад в
формирование облика Вены.
Фишер фон Эрлах разработал грандиозный проект, поставив своей целью
превзойти Версаль. Он хотел построить дворец на холме, подчеркнув тем самым
исключительное положение монарха. От дворца должны были спускаться лестницы
с пандусами. Из-за финансовых сложностей этот проект не удалось
реализовать. Вместо парадных сходов разбили парк, завершением которого
является дворец - кайзеру всё же пришлось приблизиться к народу. На холме
воздвигли" Глориетт" - триумфальную арку в честь победы над прусским
кайзером Фридрихом II(битва 1757 года при Колине).
Строительство дворца, начатое в 1696 году, было завершено в 1713. Во время
правления Марии Терезии, любившей Шёнбрунн и жившей в нём с супругом-
императором и 16-ю детьми, здание было перестроено архитектором Николаусом
Пакасси. Когда войска Наполена оккупировали Вену (в 1805 и 1809 годах), в
Шёнбрунне находился штаб императора. Во дворце родились и скончались сын
Наполеона от брака с Марией Луизой Австрийской - король Рима, патетичный
неудачник Эглон (“Орлёнок”), и кайзер Франц Иосиф. Достоин внимания
интерьер — 1441 апартамент, частично доступный для осмотра. В одном из
самых нарядных помещений дворца - Зеркальном зале шестилетний Моцарт играл
для Марии Терезии и её двора. Жемчужина рококо - так называемая “миллионная
гостиная”, которую украшают панно из китайского розового дерева с
драгоценными персидскими и индийскими миниатюрами, обрамлёнными
позолоченными рамами. В Большой галерее, где сегодня проходят особо
торжественные приёмы, танцевал когда-то Венский конгресс.
В Шёнбрунне открыта выставка экипажей, где экспонируются кареты, сани,
паланкины, портшезы.
В центре коллекции - позолоченная, богато отделанная имперская карета весом
в 4 тонны, которую в дни коронаций запрягали восемью лошадьми. О Версале
напоминает французский парк с подстриженными деревьями, украшенный
мифологическими скульптурами и увенчанный у подножия холма фонтаном
Нептуна. В летнее время вы можете посетить дворцовый театр, где проходят
музыкальные спектакли и концерты. На территории парка находятся также
несколько музеев, в частности. Дом пальм - стеклянно-металлическая
конструкция, созданная в 1883 году, и Зоопарк.
Мы вам расскажем ещё о двух памятниках эпохи барокко - о Бельведере и
Карлскирхе.
Бельведер, построенный Лукасом фон Хильдебрандтом как летняя резиденция для
одного из самых великих полководцев своего времени принца Евгения
Савойского, находился когда-то за городскими стенами. После смерти принца
дворец отошёл Габсбургам. В начале века здесь жил наследник престола
эрцгерцог Франц Фердинанд, убитый в Сараево в 1915 году.
Верхний Бельведер, шедевр Хильдебрандта, завершённый в 1722 году, служил
принцу репрезентативной резиденцией. В одном из самых парадных залов этого
дворца, украшенном красным мрамором, 15 мая 1955 года был подписан
Государственный договор, положивший конец 10-летней оккупации Австрии.
Сегодня в залах Верхнего Бельведера расположились коллекции Австрийской
галереи ХIХ-ХХ веков, где можно увидеть наиболее известные работы Климта,
Шиле, Кокошки, художников периода “бидермайер” и современных мастеров. В
одной из частей дворца в 1896 году умер композитор Антон Брукнер.
Жилые помещения принца Евгения - в Нижнем Бельведере, построенном в 1714-
1716 годах, где находится музей барокко. В бывшей Оранжерее Нижнего
Бельведера открыта для обозрения коллекция средневекового австрийского
искусства. Оба дворца объединяет исключительный по красоте парк,
вдохновлявший многих художников, в том числе Бернардо Белотто
(“Каналетто”).
Над созданием самой совершенной барочной церкви Вены Карлскирхе трудились
Йоханн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын Иосиф Эммануэль. Работы были
закончены в 1739 году. Церковь - дань кайзера Карла VI во избавление от
чумы 1713 года. Купол церкви высотой 72 метра - одна из доминант венского
ландшафта. Рассказывают, что идея фасада с двумя отдельно стоящими
колоннами возникла в голове Фишера фон Эрлаха-отца, когда он при закате
солнца наблюдал церковь Святого Петра и Троянскую колонну в Риме,
объединившихся в его фантазии в единое целое.
Это произошло в Рождество 1857 года. Мирные бюргеры ещё нежились в
постелях, вдыхая аромат еловой хвои и свечей и предвкушая радость завтрака
и утренней газеты, не подозревая о том, что на первой её странице напечатан
указ кайзера Франца Иософа о сносе крепостных валов, доселе окружавших
центр города. Цель этой акции - придать более репрезентативный характер
столице, объединить ядро Вены с предместьями.
“Ринг” означает “кольцо”, но на самом деле этот бульвар имеет форму
подковы, стороны которой выходят на “укрощённый” Дунай – “дунайский канал”
(из-за частых наводнений в 1870-75 годах русло Дуная в пределах города было
урегулировано). Отдельные участки Рингштрассе имеют свои названия:
Паркринг, Шубертринг, Кернтнерринг и так далее. Одна из возможностей
охватить взором панораму Ринга - поезка на трамваях “1” или “2”,
курсирующих по маршруту Ринг - Кай (набережная) - Ринг.
В застройке бульвара участвовало много архитекторов, старавшихся превзойти
друг друга в оригинальности. В результате возник конгломерат различный
стилей, когда-то раскритикованных как “стилевая мешанина”, с годами,
однако, утвердившийся как собственный “ринг-штрассенстиль” - история
искусств знает немало подобных примеров. На Ринге вы увидите много
интересных зданий, обратим ваше внимание на самые значительные из них.
Неоготический Ратхаус - Ратуша Вены - построена в 1872-83 годах Фридрихом
фон Шмидтом, строителем Кёльнского собора. Его центральная башня увенчана
“железным ратушным человечком”, ставшим одним из символов Вены. Перед
Ратушей парк, украшенный фонтанами и скульптурами выдающихся австрийцев,
среди которых Йоханн Штраус-отец и Йозеф Ланнер. С ноября площадь перед
Ратушей украшает огромная ёлка, доминанта рождественского базара, где
развлекаются и стар и млад. Летом площадь превращается в открытый театр,
где проходят фестивали искусств, выступает цирк. Вокруг устраиваются лотки
с сувенирами и разной снедью - венцы и гости столицы получают хлеб и
зрелища. Парламент (1873-83) построен датчанином Теофилом Хансеном.
Архитектор долгие годы провёл в Афинах, что вдохновило его на проект в
греческом стиле. Перед зданием фонтан со статуей Афины Паллады.
Самый знаменитый драматический театр Вены — Бургтеатр также находится на
Ринге. Он был построен в 1874-88 годах по проекту Готфрида Земпера. Пышный
интерьер театра украшен фресками Густава Климта и Франца Матча. Сильно
повреждённый во время войны, театр был вновь открыт 1955 году.
Музыкальная Мекка Вены - Штаатс-опер. Авторы её проекта Эдуард ван дёр Июль
и Аугуст Сиккардсбург черпали своё вдохновение во французском раннем
Возрождении. 25 мая 1869 года Опера торжественно открылась “Дон Жуаном”
Моцарта. Здание, которым сегодня восхищаются, в своё время было предметом
ожесточённых нападок: архитекторов обвиняли во всех смертных грехах,
позволил себе критику и кайзер. Не выдержав такого позора, ван дёр Нюль
повесился, два месяца спустя умер от инфаркта Сиккардсбург. Если верить
истории, Франц Иосиф избегал с тех пор высказывать своё мнение по вопросам
искусства, употребляя неизменно стереотипную, ставшую теперь нарицательной
фразу: “Это было прекрасно и очень меня порадовало ...”. Разрушенная во
время войны, восстановленная Опера была открыта в 1955 года почти
одновременно с Бургтеатром. В феврале в Штаатсопер проходит самый
знаменитый бал Австрии - опернбаль. На одну ночь зрительный зал и сцена
превращаются в огромную танцевальную площадку. Феерия цветочных гирлянд,
роскошных туалетов, сверкающих драгоценностей - высший свет Австрии
предстаёт во всём своём блеске. Забываются все высокие государственные и
иные обязанности, и после вечно прекрасного полонеза, где белые туалеты
дебютанток оттеняют фраки и униформы партнёров, когда звучит фраза, которую
можно перевести примерно так: “Все танцуем вальс!”, начинается праздник,
длящийся до утра...
Невдалеке от Штаатсопер другой “храм искусств” – “Музикферайн”, дом
бесподобных венских филармоников. Здание построено в 1867-69 годах Теофилом
Хансеном, автором проекта Парламента. Первого января в “золотом” зале
Мукзикферайна проходит Новогодний концерт, транслирующийся телевидением на
весь мир. Этот концерт, как и опернбаль, - одно из центральных событий
светской жизни. Чести дирижировать концертами, где в основном звучат
произведения династии Штраусов и Лайнера, удостаиваются лишь самые
знаменитые дирижёры -Херберт фон Караян, Карлос Клайбер, Риккардо Мути,
Зубин Мета ...
По обеим сторонам площади Марии Терезии с её памятником находятся
архитектурные близнецы - Художественно-исторический и Природно-исторический
музеи, построенные в 1871-81 годах Готфридом Земпером и Карлом Хазенауером
в стиле итальянского Возрождения. Гордость Художественно-исторического
музея - его картинная галерея с работами Дюрера.Рембрандта, Рафаэля,
Тициана, Веласкеса, нидерландских мастеров с самой большой мире коллекцией
Брейгеля.
Лёгкие Ринга - его парки. Самый популярный - Штадтпарк - городской парк,
открытый в 1862 году. Среди многочисленных монументов, украшающих парк, -
памятник королю вальса Йоханну Штраусу (скульптор Эдмунд Хельмер, 1923
год). Летними вечерами в парке играет оркестр, и вы можете забыться в
безумном вихре под чарующие звуки знакомой с детства музыки ... Самый
старый парк Ринга - Бурггартен (1820 год), являющийся как бы продолжением
Хофбурга. Его главное украшение - памятник Моцарту (1896 год) работы
Виктора Тильгнера. Прелестен Фольксгартен, Народный парк, в итальянском
стиле. В центре парка так называемый Храм Тезея, копия греческого храма,
построенный архитектором Пьетро Нобиле для скульптуры Каковы “Тезей,
убивающий Минотавра”, которая сейчас находится в Художественно-историческом
музее. В Фольксгартене замечталась навеки мраморная императрица Элизабет.
Близость храма Тезея напоминает ей о любимой Греции ...
С венским барокко соседствует модерн, крупнейшим представителем которого
является Отто Вагнер. Один из его проектов - городская железная дорога,
которую он рассматривал кок целостный художественный объект, где важно всё:
павильоны и мосты, светильники и надписи.
Железнодорожные линии должны были соединить венские вокзалы, сделав
сообщение в столице империи более совершенным. Сегодня отреставрированные в
историческом стиле павильоны принадлежат метро, в одном из них, на
Карлсплатц, - выставочный зал Музея истории Вены.
На берегу реки Вены, превратившейся в едва заметный ручеёк, вы найдёте
“Майоликахаус”, построенный Отто Вагнером в 1898-99 годах, фасады которого
украшают майолики, расписанные типичным для модерна растительным
орнаментом. Соседний дом с золотыми медальонами также построен по проекту
Вагнера.
Достойно внимания вилла архитектора в Венском лесу, для которой он избрал
свободный ренессансный стиль. В 1972 году виллу приобрёл художник Эрнст
Фукс, один из основателей венской школы фантастического реализма. Сохранив
во многом стиль Отто Вагнера, он превратил виллу в личный музей, где
экспонируются его картины, рисунки, скульптуры, мебель.
Одно из самых знаменитых творений Отто Вагнера и, пожалуй, всего “венского
модерна” - церковь “Ам штойнхоф” (1904-1907), находящаяся но территории
психиатрической больницы.
Гуляя по Вене в её центральной части, вы несомненно, обратите внимание на
здание с кружевным золотым куполом. Интересна его история. В 1861 году в
Вене было основано Товарищество художников, которые собирались в Доме
художников, служившим также выставочным залом. В 1898 году девятнадцать
художников, которые, подобно Передвижникам, были несогласны с
консервативными тенденциями, доминировавшими тогда в изобразительном
искусстве, покинули Товарищество и основали Общество художников под
девизом: “Времени - его искусство, искусству - его свободу”. Главой
“сецессионистов”, “отступников”, стал Густав Климт. В том же году
выдающийся представитель “сецессионистов” Иосиф Мария Ольбрмх спроектировал
выставочный зал, который стал называться “Сецессион”. На его открытии
присутствовал Франц Иосиф.
В 1985-86 годах здание было отреставрировано. Средства на позолоту
бронзового купола из лавровых листьев пожертвовал тогдашний посол США в
Австрии Рональд Лаудер. Во время реставрации возник новый зал, где теперь
экспонируется фриз Густава Климта - художественное видение Девятой симфонии
Бетховена.
В 1998 году, в год столетия “Сецессион”, венцы и многие гости столицы
испытали шок, вызванный новым обликом здания - из белоснежного оно
превратилось в красное. К счастью, эта метаморфоза, осуществлённая
швейцарским художником Маркусом Гайгером, длилась недолго, и вскоре фасады
снова предстали в первоначальной белизне.
Среди современных венских художников Фриденсрайх Хундертвассер, безусловно,
- один из самых оригинальных. Стремление к необычному чувствуется во всём -
в придуманном имени: Фриденсрайх – “Царство мира”, в облике - неизменной
кепкой на голове, в стилеего архитектуры и живописи. Туристы, несмотря на
протесты жильцов, буквально осаждают один из спроектированных им домов,
который так и называется – “Хундертвассерхаус”.
Почерк Хундертвассера узнаваем сразу - красочность поверхностей,
позолоченные куполочки, сознательное искривление стен, потолков,
асимметрия, вкрапление природы в архитектуру. Что-то от детских рисунков,
подкупают своей фантастической наивностью и неизменно вызывающих улыбку.
Радовать глаз и душу — вот к чему стремится художник. Весьма проблематично,
конечно, уютное самочувствие в таком доме, где пол буквально уходит из-под
ног...
Неподалёку от Хундертвассерхаус - спроектированный им же Кунстхаус - Дом,
искусств с постоянной экспозицией работ художника и выставочными залами. В
один из дней, которые вы проведёте в Вене, вам обязательно бросится в глаза
башня с золотым шаром - так украсил Хундертвассе “мусорный крематорий”.
Если вам захочется отдохнуть среди зелени и аттракционов, сходите в Пратер,
история которого восходит к Средневековью. С 1766 года императорский
Пратер, место охоты, по приказу Иосифа II стал общедоступным. С этого
времени Пратер превращается в место отдыха с увеселениями и
гастрономическими заведениями. Символ Пратера и один из символов Вены -
Ризенрад - гигантское колесо обозрения, сооружённое в 1896-97 годах
английским инженером Вальтером Бассетом для Всемирной венской выставки.
Поднявшись в одном из его вагонов на высоту примерно 65 метров, вы сможете
охватить взором панораму Вены.
О былых временах Пратера напоминают сегодня две китайские фигуры - Калафати
с супругой. Калафати настолько популярен, что на территории Пратера имеет
хождение волюта его имени, которой вы можете оплатить аттракцион. Есть в
Пратере “лиллипутбат” - детская железная дорога длиной в 4 километра.
Увеселений здесь много и для любого возраста – “дорога ужасов”, карусель,
тиры, современные аттракционы с захватывающей дух скоростью и переворотами
в воздухе. Разрушенный во время войны, возрождённый Пратер, как и прежде, -
одно из любимых мест отдыха венцев и гостей столицы.
Страницы: 1, 2
|