рефераты бесплатно

МЕНЮ


Великобритания: Изменение структуры хозяйства и проблемы старых отраслей

ее послевоенном циклическом развитии; после кризиса 1974—1975 гг. характер

и ход воспроизводственного процесса в Англии резко изменились .

Кризису 1974—1975 гг. предшествовали самые высокие за весь послевоенный

период темпы роста английской экономики. В 1973 г.ВВИ возрос на:5,9%. Этот

кратковременный бум, опиравшийся на улучшение условий реализации на внешнем

рынке, увеличение инвестиций в недвижимость и запасы, активную политику

правительства по стимулированию роста, усилил диспропорции в экономике, Уже

осенью 1973 г. началось постепенное затухание, а затем и падение темпов

прироста промышленного производства.

Внутренние предпосылки кризиса усугубились внешними. Рост мировых цен па

сырьевые товары в Англии с ее огромной зависимостью от импорта повел к

увеличению цен производителей. Важным фактором явилось трехкратное

повышение мировых цен на нефть осенью 1973 г. В то время Англия

импортировала практически всю потребляемую нефть, и ее вздорожание резко

ухудшило финансовое положение страны. Кризис совпал со вступлением Англии в

ЕЭС, которое привело к обострению конкуренции на внутреннем рынке со

стороны товаров других членов Сообщества, а также к повышению цен на

продовольствие.

Эти обстоятельства повлекли за собой рост производственных издержек и цен.

Глубокие и затяжные кризисы развернулись в нефтехимии, автомобилестроении,

судостроении, что вызвало спад производства в черной металлургии, общем

машиностроении и ряде других отраслей. Наконец, синхронность мирового

экономического кризиса и сопровождавшее его снижение темпов роста мировой

торговли лишили страну возможности смягчения внутрихозяйственных

противоречий за счет внешней экспансии.

Кризис 1974—1975 гг. был отмечен значительным п долгосрочным падением

инвестиционной активности. Сокращение инвестиций, начавшееся в 1974 г.,

постепенно охватило практически все главные отрасли хозяйства, за

исключением добывающей промышленности. Предыдущий максимум капиталовложений

в экономику и большинство ( ее отраслей не был превзойден и к концу 70-х

годов.

В предшествующие периоды инвестиционных спадов вложения в такие

финансируемые из государственного бюджета отрасли, как коммунальное

хозяйство, социальные услуги, образование и здравоохранение, не

сокращались. С 1973 г. в этих сферах экономики начинается снижение вложений

в результате попыток правительства осуществить бюджетную экономию за счет

сокращения социальных расходов. Кризис и последующая депрессия усугубили

падение государственных расходов на социальные нужды. Приход к власти

консерваторов, 1 пытающихся решить экономические проблемы страны путем

дальнейшего наступления на интересы трудящихся, еще более обострил эту

проблему.

Таким образом, с середины 70-х годов в циклическом развитии экономики в

Англии наблюдается ряд новых процессов: снижение и без того невысоких

темпов роста; сокращение продолжительности цикла — кризис начала 80-х годов

наступил всего пять лет спустя после кризиса 1974—1975 гг.; уменьшение в

течение длительного времени инвестиций в экономику, прежде всего в

обрабатывающую промышленность; непрекращающиеся отраслевые кризисы. Все это

существенно усугубило положение

трудящихся, беспрецедентного за весь послевоенный период уровня достигла

безработица.

В 70-х годах противоречия британской экономики резко обострились в связи с

тем, что кризис переплелся с галопирующей инфляцией.

Инфляция — явление сложное, обусловленное действием многих факторов.

Важнейшие среди них — монополистическая практика ценообразования и

избыточная эмиссия платежных средств, связанная с возрастающими расходами

государства, в том числе и па военные цели. Монополистическое

ценообразование характеризуется прежде всего созданием крупными монополиями

системы более пли менее единых цен на однородную продукцию. При этом широко

используется практика «лидерства» в ценах, при которой ведущие фирмы

отрасли ориентируются на цены, устанавливаемые одной мощной монополией.

Например, в химической промышленности таким «лидером» является ИКИ. Во

многих случаях крупные монополии, не довольствуясь подобным согласованием,

идут на тайные соглашения вплоть до образования картелей. В Англии

существует около 2,5 тыс. картелей; в них устанавливаются минимальные цены,

ниже которых участники обязуются не сбывать свою продукцию, что создает

предпосылки усиления инфляции. Широкое распространение получило в Англии

неценовое соперничество, также способствующее «односторонней эластичности»

цен — их движение происходит только вверх.

Стремление поддержать и увеличить норму прибыли является важной причиной

развертывания инфляции. Несмотря на медленное расширение спроса на

внутреннем рынке и ослабление позиций британских монополий на мировом

рынке, они неустанно взвинчивают цены. Кризис 1974—1975 гг. сопровождался

не снижением цен, а их быстрым нарастанием; оно продолжалось и во второй

половине 70-х годов, хотя загрузка производственных мощностей в

промышленности не возрастала.

Мощным усилителем инфляции стало увеличение объема государственного

потребления — рост бюджетных расходов на военные цели, на вмешательство в

экономику, а в 70-х годах и на финансирование бюджета ЕЭС. Напомним, что с

участием государства реализуется до 60 % ВВП. Политика расширения

совокупного спроса приводила к повышению цен; в свою очередь оно вызывало

разбухание денежной массы, необходимой для обслуживания товарного фонда в

возросших ценах, что способствовало дальнейшему обесценению денег.

Развертыванию инфляционных процессов способствовали диспропорции в

хозяйстве Англии, которое отличается более низким удельным весом

промышленности и более высокой долей сферы услуг, чем в других

западноевропейских странах и Японии. Отсюда вытекают два последствия. Во-

первых, в периоды оживления и особенно подъема английская промышленность

сплошь и рядом оказывалась не в состоянии удовлетворить товарный спрос на

внутреннем рынке, что, с одной стороны, усиливало тенденцию к росту цен на

продукцию национального производства, а с другой — вело к увеличению

импорта.

Наконец, еще одним фактором, способствовавшим усилению инфляции в Англии,

стала почти хроническая несбалансированность ее внешнеэкономических связей.

Ухудшение платежного баланса, наступавшее при ускорении темпов роста

экономики и увеличении спроса на импортные товары, влекло за собой снижение

курса фунтов стерлингов с последующим вздорожанием стоимости импорта,

издержек производства и в конечном итоге цен. Инфляционное воздействие на

цены оказали девальвации 1949 и 1967 гг., введение «плавающего» курса фунта

в 1972 г. В то же время в целях поддержания этого курса и привлечения

финансовых средств из-за границы правительство нередко повышало учетную

ставку процента; в результате в страну притекали «горячие деньги», которые

наряду с наплывом евродолларов в банки Сити также служили источником

инфляционного повышения цен.

Последствия инфляции, как показано выше, были крайне неблагоприятны для

экономики в целом. Инфляционное повышение цен замедлило выход из кризиса

1974—1975 гг., способствовало продлению последовавшей за ним депрессии, в

большой мере объясняет неустойчивость оживления и подъема, а также

особенности кризиса конца 70-х — начала 80-х годов. Быстрое увеличение цен

стало одной из важнейших причин почти непрерывного во второй половине 70-х

годов сокращения капиталовложений, снижения темпов роста экономики и

ослабления позиций британских монополий на мировых рынках.

Кризис 1974—1975 гг. обнаружил скрытые противоречия хозяйства и низкую

эффективность механизма государственно-монополистического вмешательства в

экономику Англии. Он вызвал противоречие между по преимуществу

краткосрочным характером регулирования экономики и долгосрочными задачами

ее структурной перестройки. Отсутствие у правящих кругов последовательной

экономической стратегии, частые изменения акцентов в политике при смене

правительств, отражавшие в большой мере противоречивые интересы различных

фракций британской буржуазии, мешали и мешают приспособлению хозяйства к

меняющимся условиям развития .

С начала 60-х годов консервативные и лейбористские правительства,

осуществляя политику «стоп-вперед», пытались попеременно добиться улучшения

платежного баланса или роста экономики. Тактика переключения при каждом

повороте конъюнктуры с «тормоза» на «акселератор» и обратно сдерживала

хозяйственное развитие и оказывала лишь краткосрочное воздействие на

состояние платежного баланса; она не затрагивала основных причин нарушения

его равновесия — низкую конкурентоспособность многих английских товаров,

увеличение государственных расходов за границей, прежде всего военных, на

которые приходится почти половина дефицита государства по текущим статьям

платежного баланса, наконец, огромный экспорт капитала британскими

транснациональными корпорациями. Хронические дефициты платежного баланса

сопровождались время от времени острейшими вспышками валютных кризисов,

падением курса английской валюты, «бегством от фунта» и его обесценением,

сокращением золотовалютных резервов, увеличением внешней задолженности.

В 1972—1973 гг. консервативное правительство Э. Хита, игнорируя нарастание

инфляции и увеличение дефицита платежного баланса, взяло курс на ускорение

экономического развития «любой ценой» в расчете на то, что в конечном счете

оно приведет к повышению производительности труда и таким образом поможет

вырвать экономику из «порочного круга», в котором она находилась на

протяжении всего послевоенного периода. Эти расчеты, не имевшие под собой

прочного основания, были опрокинуты еще до начала энергетического кризиса и

роста цен на нефть. «Эксперимент» консерваторов окончился неудачей:

инфляция увеличилась, валютное положение ухудшилось, бум 1973 г. подготовил

почву для кризиса.

Экономический кризис 1974-1975 гг. и последовавшая м ним длительная

депрессия, а также развертывание структурных кризисов мирового хозяйства,

нарастание массовой безработицы в обстановке усиления инфляции, с одной

стороны, побудили лейбористское правительство временно отказаться от

дефляционной политики и более решительно перейти к другому варианту

антиинфляционной политики — «политике доходов». Процесс непосредственного

вмешательства государства в установление заработной платы, начавшийся еще

до кризиса, при правлении консерваторов, стал основной частью

лейбористского «социального контракта» и сочетался с мерами по

стимулированию экономики. Эффективность «политики доходов» была

ограниченной: в конечном счете она не смогла сдержать повышение цен и

особенно быстрое расширение денежной массы в обращении. С другой стороны,

кризис обнажил структурные слабости хозяйства. Он вынудил правительство

обратить больше внимания на долгосрочные задачи, от решения которых зависят

не только длительные перспективы развития экономики, но и преодоление

текущих хозяйственных трудностей. В 1975 г. лейбористы разработали

«экономическую стратегию», смысл которой заключался в том, чтобы с помощью

государственных средств стимулировать развитие наиболее передовых отраслей

промышленности с целью повышения эффективности участия Англии в

международном разделении труда.

Уменьшение вмешательства государства в хозяйство стало центральным пунктом

экономической программы правительства консерваторов, возглавляемого М.

Тэтчер. Однако объявленное им максимальное сокращение предпринимательской

деятельности государства и его расходов на развитие экономики противоречит

задачам ее приспособления к требованиям научно-технической революции. В

современных условиях решение коренных проблем, стоящих перед экономикой

любой страны, немыслимо без самого активного участия государства.

Характерно, что в начале 70-х годов правительство Э. Хита вопреки принципам

своей «хозяйственной философии» оказывало широкую финансовую помощь

монополиям. Нельзя считать случайностью и то, что вскоре после прихода в

1979 г. к власти правительство М. Тэтчер отказалось от наиболее далеко

идущих проектов урезывания функций Национального управления предприятиями и

Британской национальной нефтяной корпорации. Несостоятельны попытки

консерваторов решить экономические проблемы за счет резкого сокращения

социальных расходов. Не говоря уже о том, что подобная политика ведет к

снижению темпов расширения внутреннего рынка, ее реализация представляется

чрезвычайно сложной. Как писал «Экономист», есть предел свертыванию

социальных расходов . Бюджетная политика консерваторов половинчата и

непоследовательна. Поставив во главу угла сокращение государственного

потребления, они в то же время объявили о значительном увеличении военных

расходов. Сокращение прямых налогов имело целью стимулирование «

предпринимательской инициативы «, в то же время повышение ставок налога на

добавленную стоимость в 1979 г. вызвало рост цен, что ухудшило условия

проявления подобной « инициативы».

Таким образом, 70-е годы характеризовались резким обострением противоречий

экономического развития Англии и хозяйственной политики ее правящих кругов.

События минувшего десятилетия указывают на глубокий кризис механизма

государственно-монополистического регулирования, которое не смогло решить

или даже приблизиться к решению проблем, стоящих перед страной. Это в свою

очередь оказывает непосредственное воздействие на весь комплекс социально-

экономических и политических вопросов и противоречий, с которыми Англия

вступила в 80- годы.

Как показывает зарубежный опыт, малый бизнес, действующий в конкурентной

среде, может сыграть важную роль в увеличении объема производства,

расширении ассортимента товаров и услуг, повышении качества продукции.

Мелкие предприятия доставляют людям прекрасную возможность реализовать свои

творческие способности, предприимчивость, инициативу. Они выступают также

как средство абсорбирования избыточной рабочей силы, удельный вес которой

возрастает, по крайней мере в начальный период экономических преобразований

и структурно-технологической перестройки производства.

На протяжении последнего десятилетиями особенно в конце 80-х годов

Великобританию охватил настоящий бум мелкого предпринимательства .Так, в

1987 г. в стране было учреждено 42 тыс., в 1988 г. — 65 тыс., а в 1990 г. —

87 тыс. новых фирм, большинство из которых мелкие и мельчайшие. Если в

1980— 1986 гг. в среднем еженедельно регистрировалось 500, в 19.87 г.—1,2

тыс., то в 1990 г.— 1,7 тыс. новых фирм.

Подъем мелкого предпринимательства в 80-е годы объясняется совокупностью

ряда обстоятельств. Среди них наиболее важные — структурно-технологическая

перестройка производства и бурное развитие "экономики, базирующейся на

знаниях". Последняя открывает много новых разнообразных возможностей для

мелкомасштабного бизнеса — программирование и конструирование с помощью

персональной ЭВМ, предоставление экспертных и информационных услуг,

коммерческое и технологическое освоение нововведений на наиболее

перспективных направлениях НТР.

Важными также представляются изменения организационной структуры крупных

корпораций в сторону максимальной самостоятельности филиалов и

подразделений; развитие субподрядных отношений с мелким бизнесом, включая

инновационно-венчурные фирмы и поставщиков небольших партий мелкосерийной

продукции. Подъему мелкого предпринимательства способствовала политика

консервативного правительства, значительные финансовые льготы, создание

разветвленной сети специализированных программ, консультативных служб и

курсов по обучению технике бизнеса.

И конечно, рост мелкого бизнеса неотделим от общей экономической ситуации в

стране. А она была очень благоприятной: с 1982 г. идет непрерывный рост

экономики; объем ВНП за 1985—1990 гг. вырос на 20%; произошло оздоровление

финансов; инфляция снизилась до 5—7% во второй половине 80-х годов;

расширилось личное потребление; повысилась предпринимательская культура с

ее упором на автономию и независимость в труде, свободу деловой активности,

культом процветания и успеха ценой упорного труда. К этому следует добавить

давние традиции мелкого предпринимательства; систему юридических норм,

гарантирующих функционирование мелких предпринимательских структур,

допускающих в разумных пределах конкуренцию между ними и блокирующих их

превращение в мини-монополистов.

„Поддержка мелкого предпринимательства была одной из основных целей

экономической политики правительства Тэтчер. Британские консерваторы видели

в этом реализацию своих программных установок па создание "демократии

собственников" и "народного капитализма", на обеспечение своей партии

устойчивой социальной базы.

Правительство воздействует на сферу мелкого бизнеса путем обеспечения общих

социально-экономических условий предпринимательской деятельности (меры в

области налогообложения, приватизации, трудового законодательства), а также

используя разнообразные экономические, организационные, правовые нормы и

методы непосредственной поддержки (учреждение специальных служб и программ

стимулирования деловой, активности, предпринимательских курсов, льготные

условия финансирования и др.).

Проводя курс на предоставление максимальной свободы частному

предпринимательству, правительство тори оказывало особое покровительство

мелкому бизнесу, рассматривая его как важный фактор стабилизации

хозяйственного роста и структурного динамизма, повышения эффективности

экономики.

В экономической политике, направленной на. создание благоприятной .новые

сферы для предпринимательской активности, ведущими по праву могут считаться

законодательные меры в области налогообложения. Наиболее важные среди них—

сокращение налогов на мелкие предприятия, на капиталовложения в новые сферы

бизнеса,особенно связанные с высокой степенью риска, снижение высшей

налоговой ставки на инвестирование, расширение практики предоставления

налоговых скидок предпринимателям, упрощение финансовой процедуры слияния и

разукрупнения компаний. К этому следует добавить снижение всех ставок

индивидуального подоходного налога, в том числе базисной налоговой ставки

па 10% и высшей — на 60%, а также повышение "порога" заработной платы,

подлежащей наивысшему налогообложению.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.