рефераты бесплатно

МЕНЮ


Великобритания

заседания втайне. До 17 века монарх и Тайный совет представляли собой

правительство, а роль парламента сводилась к выделению денег на

государственные и монаршие нужды. В наши дни Тайный совет обладает

ограниченной властью, например, по совету его членов королева формально

одобряет большое количество законов, издаваемых по указу королевы и

прошедшие без слушания в парламенте (Orders in Council), а также он

выполняет некоторые судебные функции. Всего в государстве 400 тайных

советников, состоящих из всех членов Кабинета министров, некоторых других

министров, лидеров оппозиционных партий в парламенте, высших судей и

некоторых чиновников из Содружества.

Королева и судебная система

Монарх всегда был обязан следить за исполнением правосудия и

поддерживать единую судебную систему, которая исключила бы путаницу и

соревнования между местными и частными судами. До конца 17 века монархи

принимали участие в вынесении вердиктов и исполнении правосудия, однако, в

1689 году был принят Билль о правах (The Bill of Rights), по которому

монарх более не имел права исполнять правосудие. В начале 18 века монарх

был лишен и обязанности поддерживать и контролировать судебную систему, и

правом королевы осталась лишь возможность увольнять судей по совету

министров, и, таким образом, судебная власть стала независимой от

исполнительной и законодательной. На территории Шотландии действует своя

правовая система, но роль монарха в ней не слишком отличается от роли на

остальной территории Великобритании. До объединения с Англией Шотландия

имела свой парламент и свою судебную и правовую системы. После объединения

в начале 18 века парламенты двух стран были объединены, а судебная система

Шотландии осталась нетронутой и, как и в Англии, указом была сделана

независимой от исполнительной и законодательной власти. В наши дни королева

по совету премьер-министра назначает верховных судей в шотландский суд. В

наши дни исполнение правосудия не является обязанностью королевы: она не

выносит приговоры и не участвует в судебных процессах, но по традиции все

суды и все, что с ними связано, являются королевской прерогативой, поэтому

в Великобритании суды - Королевские суды, судьи - судьи Ее Величества,

тюрьмы - тюрьмы Ее Величества. В области права королева действует только по

совету ее министров. По их совету или рекомендации она назначает верховных

судей, правительство, награждает титулами и проводит амнистию или смягчение

приговора. Законы Великобритании не распространяются на королеву как на

индивидуум, поэтому на нее нельзя подать в суд. Несмотря на то, что

королева, в сущности, ограничена только принципами собственной морали, она

держит себя в рамках законов для подданных Великобритании. По европейскому

праву, которое распространяется на территории страны, королева является

гражданином Европейского Сообщества, но это никак не влияет на ее

полномочия.

Королева и церковь

На территории Великобритании официально действуют две церкви:

Англиканская церковь (the Church of England) на территории Англии и

Шотландская церковь (the Church of Scotland) на территории Шотландии. На

территориях северной Ирландии и Уэльса не зарегистрировано государственной

религии. В стране действует закон, по которому провозглашается

веротерпимость как к представителям других религий и конфессий, так и к

атеистам. Полный титул королевы включает слова "Защитница веры" ('Defender

of the Faith'). Монарх обязан придерживаться англиканского вероисповедания,

так как он является "высшим правителем" англиканской церкви. Как и в случае

отношений с другими государственными и правительственными органами,

королева назначает епископов и архиепископов по совету премьер-министра,

который, в свою очередь, рассматривает список, предоставленный Церковной

комиссией. Архиепископы и епископы заседают в Палате Лордов, где они

проводят и принимают различные церковные меры и каноны, что еще раз

показывает связь Церкви с государством. В отличие от Англиканской церкви,

королева является рядовым членом Шотландской церкви, а не ее главой. При

восхождении на престол она клянется поддерживать Шотландскую церковь,

которая является независимой от правительства.

Королева и церковь

Монарх является Главнокомандующим Вооруженных Сил и только он может

объявлять войну и заключать мир. Однако, с 1689 года монарх не может сам

объявить войну без согласия парламента и министров. Королева, тем не менее,

принимает активное участие в делах армии, причем она, как и многие члены

королевской семьи, является действующим офицером в рядах Британских

Вооруженных Сил. Помимо действительного звания, королева и члены ее семьи

обладают почетными военными званиями как Великобритании, так и некоторых

стран Содружества

Премьер-министр

Тони Блэйр родился 6 мая 1953 года в Эдинбурге, Шотландия.

Воспитывался в высокоинтеллигентной семье - его отец читал право в

университете, а образование получил в элитном Феттс Колледже (Fettes

College) в Эдинбурге, после чего продолжил изучение права в Оксфорде в 1972

году. Он был общительным студентом, а также играл на бас-гитаре и пел в рок-

группе под названием Ugly Rumors (жуткие слухи).

Работая адвокатом, Тони встретил свою будущую жену, Чери Бут, с

которой он за последующие годы вырастил двоих сыновей и дочь. В тот же 1975

год он вступил в партию лейбористов и получил место в парламенте в 1983

году будучи всего 30 лет от роду. Нейл Киннок, лидер партии в 80-х годах,

продвигал Блэйра вверх по политической лестнице. Блэйр прорвался на

верхушку, став лидеромпартии, когда преемник Нейла Киннока, Джон Смит,

умер.

Вместе с Джоном Прескоттом он старался сделать лейбористов самой

массовой партией, и к 1997 году в партии насчитывалось более 400 тысяч

членов, что сделало ее самой быстрорастущей партией в Европе.

1 мая 1997 года лейбористская партия победила на выборах в парламент в

Великобритании. Тони Блэйр является действующим премьер-министром страны.

Международные отношения.

Великобритания и содружество

Британская Империя строилась несколько столетий. Сначала англичане

стали контролировать все земли Британских островов, затем началась активная

торговля и освоение колоний в Северной и Южной Америке. Эмигранты из

Великобритании осели в таких странах, как Австралия, Южная Африка и Новая

Зеландия. Торговали и с некоторыми территориями Африки и Азии, которые

впоследствии также стали британскими колониями. К началу девятнадцатого

века Великобритания контролировала территории, на которых проживала

четверть всего населения Земли.

В конце XIX - начале XX веков Империя преобразилась в Британскую

Империю и Содружество, когда Канада, Австралия, Новая Зеландия и Южная

Африка отделились и стали самоуправляемыми доминионами. Многие граждане

этих государств были потомками первых британских поселенцев. Они считали

Великобританию своим домом и сохраняли ценности монархии. Но это отношение

изменилось, когда у жителей этих доминионов более четко проявилось чувство

национального самосознания.

В середине XX века Британская Империя и Содружество стала просто

Британским Содружеством, после того, как британское правительство позволило

отделиться большинству колоний. Индия и Пакистан стали независимыми в 1947

году, в 50-х-60-х отделились африканские колонии, а затем и азиатские

территории. Британское Содружество преобразовалось в Содружество Наций, так

как большинство бывших британских колоний стали независимыми государствами.

У них был выбор - либо полностью порвать со своим колониальным прошлым или

остаться в Содружестве на правах независимого государства. Многие колонии

решили остаться в Содружестве по разным причинам. Только очень небольшая

часть бывшей Британской Империи остается до сих пор - колонии, зависимые

территории и протектораты, такие, как Фолклендские острова и Гибралтар.

В настоящее время Содружество - свободная ассоциация почти 50

независимых стран (включая Великобританию). У него нет законодательной

системы, парламента или единого политического лидера. Во многих колониях до

сих пор можно проследить британское влияние, как, например, образовательные

и законодательные системы, скопированные с английских. Но немногие переняли

политическую систему, основанную на власти парламента. Некоторые страны

изменили ее, чтобы она подходила собственным нуждам, другие стали

однопартийными странами, третьи разработали конституции, основанные сразу

на нескольких политических системах.

В Содружество входит около четверти населения Земли. Оно включает

народы, исповедующие разные религии, представляющих разные расы и

национальности, которых объединяет история борьбы против колониализма.

Содружество иногда описывают как "семью" наций. Однако, несмотря на время

от времени возникающие войны, ссоры и разлады между этими "членами семьи",

Содружество действует как единая организация.

Монарх Великобритании - неполитический лидер Содружества и играет

разнообразную роль в разных странах, в зависимости от того, являются ли эти

страны Содружества королевствами или республиками. Монарх играет важную

объединяющую и символическую роль, которая часто удерживала Содружество

единым во времена кризисов и конфликтов.

Премьер-министры или главы стран Содружества встречаются каждые два

года на конференции, которая проводится в одной из стран Содружества. На

этих встречах обсуждаются, а иногда и решаются, общие проблемы, хотя в

последние годы наблюдается тенденция в сторону увеличения разногласий и

снижения роли Великобритании в решении этих проблем.

В Лондоне находится Секретариат Содружества, которые координирует

политику Содружества. В дополнение к нему, существует множество сообществ

Содружества, библиотек, организаций, профессиональных организаций и

программ обмена студентами. Граждане Содружества по-прежнему прибывают в

Великобританию как иммигранты, студенты и туристы, в то время, как

эмиграция британцев в остальные страны Содружества заметно уменьшилась.

Английский язык вместе со своими многочисленными диалектами остается общим

языком Содружества, а Игры Содружества проводятся каждые четыре года. По-

прежнему работают общие программы Великобритании и Содружества в сельском

хозяйстве, здравоохранении, машиностроении и образовании.

В последнее время возникает сомнение, по-прежнему ли Содружество

является одной из влиятельнейших организаций в мире. Традиционного чувства

солидарности Содружества уже не существует, а сама Великобритания имеет

мало общего с остальными странами содружества. Несомненно, что эта

организация представляет собой уже исторический союз, а не политический, и

уж тем более не экономический. За последние тридцать лет правительство

Великобритании последовательно приближает страну в политической и

экономической сферах к Европе и Европейскому Союзу, удаляясь таким образом

от Содружества.

До вступления Великобритании в Европейский Союз в 1973 году она имела

преимущество в торговле со странами Содружества. Вступление в Европейский

Союз выглядело как прекращение торговых связей с Содружеством Наций. Но

успешная торговля, пусть и не в таком объеме, как до вступления в ЕС,

продолжается, несмотря на то, что Великобритания уделяет больше внимания

европейскому рынку.

Великобритания и европейский союз

Идея объединения Европы стала актуальной после окончания Второй

Мировой Войны. В воздухе витало желание создать мирную и богатую Европу, с

сильной экономикой и политическими системами после разрухи и убытков от

двух Мировых войн двадцатого века и столетий вражды и антагонизма между

европейскими странами.

Основы объединенной Европы были заложены в 1957 году, когда шесть

стран (Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Люксембург и Нидерланды) образовали

Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС). Великобритания не

присоединилась к этому союзу, но помогла создать Европейскую Ассоциацию

Свободной Торговли (ЕАСТ) в 1959 году, наряду с такими странами, как

Швеция, Норвегия, Австрия, Дания, Португалия и Швейцария. Великобритания

неохотно шла на сближение с Европой, так как видела свое экономическое и

международное будущее в торговле со странами Содружества и США. Она считала

себя важной экономической силой мира, и не хотела быть связанной

обязательствами с Европой. К тому же, многие британцы не преодолели

векового недоверия европейским странам, и считали, что объединение с

Европой будет стоить им свободы и национального достоинства.

Однако, в 60-х британское правительство изменило свое мнение о

перспективе вступления в ЕЭС и попыталась присоединиться к нему. Попытки

Великобритании были остановлены тогдашним президентом Франции Шарлем де

Голлем, который не одобрял отношения Великобритании с США (особенно по

вопросам ядерного оружия), оспаривал принадлежность Великобритании к Европе

и очевидно не хотел соперника в лице британского премьер-министра на пост

главы ЕЭС.

Де Голль ушел в отставку в 1969 году, и новые переговоры по вступлению

Великобритании в ЕЭС начались в 1970 году про-европейским британским

премьер-министром Эдвардом Хитом. В 1972 году парламент Великобритании

проголосовал за вступление в союз, не смотря на растущие сомнения и

неприятие этого решения оппозиционными политическими партиями.

Великобритания, Ирландская Республика и Дания вступили в ЕЭС 1 января 1973

года, покинув ЕАСТ в 1972 году.

Однако, в 1974 году новое правительство во главе с лейбористом

Гарольдом Уилсоном решило дать право голоса народу и в 1975 году провело

референдум, где обсуждался вопрос, стоит ли продолжать состоять в ЕЭС.

67,2% голосовавших отдали свои голоса за объединение с Европой.

Другие страны позднее присоединились к ЕЭС (впоследствии Европейскому

Союзу): Греция в 1981 году, Португалия и Испания в 1986, бывшая ГДР как

часть объединенной германии - в 1990 году. Гренландия, зависимая территория

Дании, которая вступила в ЕС под властью последней, вышла из состава

Европейского Союза в 1985 году. Австрия, Финляндия и Швеция стали членами

ЕС в 1995 году. ЕЭС изначально создавалось как организация, целью которой

было развитие экономики стран Европы и объединение стратегий, например,

общая сельскохозяйственная стратегия, а также финансовая помощь территориям

со слабой экономикой внутри границ ЕЭС. Более бедные регионы Великобритании

значительно выиграли от региональных субсидий. В 1986 году члены стран ЕС

образовали единый европейский рынок, а с 2001 года в силу вступит единая

валюта - евро. Однако, Великобритания пока отложила решение по поводу

присоединения к единой валютной системе до новых парламентских выборов.

Участие Великобритании в Европейском Союзе помогло сгладить результаты

спада британской экономики после отделения колоний. Теперь Великобритания

видит настоящее и будущее своей экономики именно на европейском рынке.

Экономика.

Великобритания на сегодняшний день представляет собой страну с высоко

развитой, сильной и независимой экономикой.

Восстановление экономики после Второй Мировой Войны заняло почти сорок

лет. Кроме внутренних ресурсов, процесс восстановления подхлестнуло

вступление Великобритании в Европейское Сообщество в 1973 году, что

способствовало подъему конкурентоспособности страны. Теперь Великобритания

находится в первых рядах среди развитых стран по уровню прироста

производства, производительности и конкурентоспособности. Доля производства

и машиностроения за годы после Второй Мировой Войны упала с одной трети до

одной пятой, в то время, как сфера услуг значительно расширилась и стала

приносить значительную часть дохода страны. США и Япония - наиболее

значительные торговые партнеры Великобритании, а японские компании часто

выбирают именно Великобританию в качестве своей базы в Европе. Другие

развивающиеся страны Восточной Азии с экспортно-ориентированной экономикой

активно участвуют на открытом рынке Великобритании. Таким образом,

Великобритания активно сотрудничает не только со странами - членами

Содружества, но и с Европой, Азией и Северной Америкой.

80-е годы стали свидетелями широкомасштабной приватизации

государственных предприятий, которые были национализированы в предыдущие

годы. Также поднялся средний уровень жизни, хотя по-прежнему осталось

деления на более преуспевающие территории юго-восточной части страны,

включая Лондон, и менее богатые территории запада и севера. Уровни

безработицы и инфляции постепенно были снижены, но оставались достаточно

высокими. Страна играла роль мирового финансового лидера, что, наряду с

открытием месторождений природного газа и нефти в Северном море снизило

зависимость экономики от более традиционных источников энергии и

значительно оздоровило внутреннюю экономику страны и экономическую политику

правительства.

Главными пунктами экономической политики правительства стали

регулирование и частая перемена процентных ставок, постепенное снижение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.