Великобритания
заседания втайне. До 17 века монарх и Тайный совет представляли собой
правительство, а роль парламента сводилась к выделению денег на
государственные и монаршие нужды. В наши дни Тайный совет обладает
ограниченной властью, например, по совету его членов королева формально
одобряет большое количество законов, издаваемых по указу королевы и
прошедшие без слушания в парламенте (Orders in Council), а также он
выполняет некоторые судебные функции. Всего в государстве 400 тайных
советников, состоящих из всех членов Кабинета министров, некоторых других
министров, лидеров оппозиционных партий в парламенте, высших судей и
некоторых чиновников из Содружества.
Королева и судебная система
Монарх всегда был обязан следить за исполнением правосудия и
поддерживать единую судебную систему, которая исключила бы путаницу и
соревнования между местными и частными судами. До конца 17 века монархи
принимали участие в вынесении вердиктов и исполнении правосудия, однако, в
1689 году был принят Билль о правах (The Bill of Rights), по которому
монарх более не имел права исполнять правосудие. В начале 18 века монарх
был лишен и обязанности поддерживать и контролировать судебную систему, и
правом королевы осталась лишь возможность увольнять судей по совету
министров, и, таким образом, судебная власть стала независимой от
исполнительной и законодательной. На территории Шотландии действует своя
правовая система, но роль монарха в ней не слишком отличается от роли на
остальной территории Великобритании. До объединения с Англией Шотландия
имела свой парламент и свою судебную и правовую системы. После объединения
в начале 18 века парламенты двух стран были объединены, а судебная система
Шотландии осталась нетронутой и, как и в Англии, указом была сделана
независимой от исполнительной и законодательной власти. В наши дни королева
по совету премьер-министра назначает верховных судей в шотландский суд. В
наши дни исполнение правосудия не является обязанностью королевы: она не
выносит приговоры и не участвует в судебных процессах, но по традиции все
суды и все, что с ними связано, являются королевской прерогативой, поэтому
в Великобритании суды - Королевские суды, судьи - судьи Ее Величества,
тюрьмы - тюрьмы Ее Величества. В области права королева действует только по
совету ее министров. По их совету или рекомендации она назначает верховных
судей, правительство, награждает титулами и проводит амнистию или смягчение
приговора. Законы Великобритании не распространяются на королеву как на
индивидуум, поэтому на нее нельзя подать в суд. Несмотря на то, что
королева, в сущности, ограничена только принципами собственной морали, она
держит себя в рамках законов для подданных Великобритании. По европейскому
праву, которое распространяется на территории страны, королева является
гражданином Европейского Сообщества, но это никак не влияет на ее
полномочия.
Королева и церковь
На территории Великобритании официально действуют две церкви:
Англиканская церковь (the Church of England) на территории Англии и
Шотландская церковь (the Church of Scotland) на территории Шотландии. На
территориях северной Ирландии и Уэльса не зарегистрировано государственной
религии. В стране действует закон, по которому провозглашается
веротерпимость как к представителям других религий и конфессий, так и к
атеистам. Полный титул королевы включает слова "Защитница веры" ('Defender
of the Faith'). Монарх обязан придерживаться англиканского вероисповедания,
так как он является "высшим правителем" англиканской церкви. Как и в случае
отношений с другими государственными и правительственными органами,
королева назначает епископов и архиепископов по совету премьер-министра,
который, в свою очередь, рассматривает список, предоставленный Церковной
комиссией. Архиепископы и епископы заседают в Палате Лордов, где они
проводят и принимают различные церковные меры и каноны, что еще раз
показывает связь Церкви с государством. В отличие от Англиканской церкви,
королева является рядовым членом Шотландской церкви, а не ее главой. При
восхождении на престол она клянется поддерживать Шотландскую церковь,
которая является независимой от правительства.
Королева и церковь
Монарх является Главнокомандующим Вооруженных Сил и только он может
объявлять войну и заключать мир. Однако, с 1689 года монарх не может сам
объявить войну без согласия парламента и министров. Королева, тем не менее,
принимает активное участие в делах армии, причем она, как и многие члены
королевской семьи, является действующим офицером в рядах Британских
Вооруженных Сил. Помимо действительного звания, королева и члены ее семьи
обладают почетными военными званиями как Великобритании, так и некоторых
стран Содружества
Премьер-министр
Тони Блэйр родился 6 мая 1953 года в Эдинбурге, Шотландия.
Воспитывался в высокоинтеллигентной семье - его отец читал право в
университете, а образование получил в элитном Феттс Колледже (Fettes
College) в Эдинбурге, после чего продолжил изучение права в Оксфорде в 1972
году. Он был общительным студентом, а также играл на бас-гитаре и пел в рок-
группе под названием Ugly Rumors (жуткие слухи).
Работая адвокатом, Тони встретил свою будущую жену, Чери Бут, с
которой он за последующие годы вырастил двоих сыновей и дочь. В тот же 1975
год он вступил в партию лейбористов и получил место в парламенте в 1983
году будучи всего 30 лет от роду. Нейл Киннок, лидер партии в 80-х годах,
продвигал Блэйра вверх по политической лестнице. Блэйр прорвался на
верхушку, став лидеромпартии, когда преемник Нейла Киннока, Джон Смит,
умер.
Вместе с Джоном Прескоттом он старался сделать лейбористов самой
массовой партией, и к 1997 году в партии насчитывалось более 400 тысяч
членов, что сделало ее самой быстрорастущей партией в Европе.
1 мая 1997 года лейбористская партия победила на выборах в парламент в
Великобритании. Тони Блэйр является действующим премьер-министром страны.
Международные отношения.
Великобритания и содружество
Британская Империя строилась несколько столетий. Сначала англичане
стали контролировать все земли Британских островов, затем началась активная
торговля и освоение колоний в Северной и Южной Америке. Эмигранты из
Великобритании осели в таких странах, как Австралия, Южная Африка и Новая
Зеландия. Торговали и с некоторыми территориями Африки и Азии, которые
впоследствии также стали британскими колониями. К началу девятнадцатого
века Великобритания контролировала территории, на которых проживала
четверть всего населения Земли.
В конце XIX - начале XX веков Империя преобразилась в Британскую
Империю и Содружество, когда Канада, Австралия, Новая Зеландия и Южная
Африка отделились и стали самоуправляемыми доминионами. Многие граждане
этих государств были потомками первых британских поселенцев. Они считали
Великобританию своим домом и сохраняли ценности монархии. Но это отношение
изменилось, когда у жителей этих доминионов более четко проявилось чувство
национального самосознания.
В середине XX века Британская Империя и Содружество стала просто
Британским Содружеством, после того, как британское правительство позволило
отделиться большинству колоний. Индия и Пакистан стали независимыми в 1947
году, в 50-х-60-х отделились африканские колонии, а затем и азиатские
территории. Британское Содружество преобразовалось в Содружество Наций, так
как большинство бывших британских колоний стали независимыми государствами.
У них был выбор - либо полностью порвать со своим колониальным прошлым или
остаться в Содружестве на правах независимого государства. Многие колонии
решили остаться в Содружестве по разным причинам. Только очень небольшая
часть бывшей Британской Империи остается до сих пор - колонии, зависимые
территории и протектораты, такие, как Фолклендские острова и Гибралтар.
В настоящее время Содружество - свободная ассоциация почти 50
независимых стран (включая Великобританию). У него нет законодательной
системы, парламента или единого политического лидера. Во многих колониях до
сих пор можно проследить британское влияние, как, например, образовательные
и законодательные системы, скопированные с английских. Но немногие переняли
политическую систему, основанную на власти парламента. Некоторые страны
изменили ее, чтобы она подходила собственным нуждам, другие стали
однопартийными странами, третьи разработали конституции, основанные сразу
на нескольких политических системах.
В Содружество входит около четверти населения Земли. Оно включает
народы, исповедующие разные религии, представляющих разные расы и
национальности, которых объединяет история борьбы против колониализма.
Содружество иногда описывают как "семью" наций. Однако, несмотря на время
от времени возникающие войны, ссоры и разлады между этими "членами семьи",
Содружество действует как единая организация.
Монарх Великобритании - неполитический лидер Содружества и играет
разнообразную роль в разных странах, в зависимости от того, являются ли эти
страны Содружества королевствами или республиками. Монарх играет важную
объединяющую и символическую роль, которая часто удерживала Содружество
единым во времена кризисов и конфликтов.
Премьер-министры или главы стран Содружества встречаются каждые два
года на конференции, которая проводится в одной из стран Содружества. На
этих встречах обсуждаются, а иногда и решаются, общие проблемы, хотя в
последние годы наблюдается тенденция в сторону увеличения разногласий и
снижения роли Великобритании в решении этих проблем.
В Лондоне находится Секретариат Содружества, которые координирует
политику Содружества. В дополнение к нему, существует множество сообществ
Содружества, библиотек, организаций, профессиональных организаций и
программ обмена студентами. Граждане Содружества по-прежнему прибывают в
Великобританию как иммигранты, студенты и туристы, в то время, как
эмиграция британцев в остальные страны Содружества заметно уменьшилась.
Английский язык вместе со своими многочисленными диалектами остается общим
языком Содружества, а Игры Содружества проводятся каждые четыре года. По-
прежнему работают общие программы Великобритании и Содружества в сельском
хозяйстве, здравоохранении, машиностроении и образовании.
В последнее время возникает сомнение, по-прежнему ли Содружество
является одной из влиятельнейших организаций в мире. Традиционного чувства
солидарности Содружества уже не существует, а сама Великобритания имеет
мало общего с остальными странами содружества. Несомненно, что эта
организация представляет собой уже исторический союз, а не политический, и
уж тем более не экономический. За последние тридцать лет правительство
Великобритании последовательно приближает страну в политической и
экономической сферах к Европе и Европейскому Союзу, удаляясь таким образом
от Содружества.
До вступления Великобритании в Европейский Союз в 1973 году она имела
преимущество в торговле со странами Содружества. Вступление в Европейский
Союз выглядело как прекращение торговых связей с Содружеством Наций. Но
успешная торговля, пусть и не в таком объеме, как до вступления в ЕС,
продолжается, несмотря на то, что Великобритания уделяет больше внимания
европейскому рынку.
Великобритания и европейский союз
Идея объединения Европы стала актуальной после окончания Второй
Мировой Войны. В воздухе витало желание создать мирную и богатую Европу, с
сильной экономикой и политическими системами после разрухи и убытков от
двух Мировых войн двадцатого века и столетий вражды и антагонизма между
европейскими странами.
Основы объединенной Европы были заложены в 1957 году, когда шесть
стран (Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Люксембург и Нидерланды) образовали
Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС). Великобритания не
присоединилась к этому союзу, но помогла создать Европейскую Ассоциацию
Свободной Торговли (ЕАСТ) в 1959 году, наряду с такими странами, как
Швеция, Норвегия, Австрия, Дания, Португалия и Швейцария. Великобритания
неохотно шла на сближение с Европой, так как видела свое экономическое и
международное будущее в торговле со странами Содружества и США. Она считала
себя важной экономической силой мира, и не хотела быть связанной
обязательствами с Европой. К тому же, многие британцы не преодолели
векового недоверия европейским странам, и считали, что объединение с
Европой будет стоить им свободы и национального достоинства.
Однако, в 60-х британское правительство изменило свое мнение о
перспективе вступления в ЕЭС и попыталась присоединиться к нему. Попытки
Великобритании были остановлены тогдашним президентом Франции Шарлем де
Голлем, который не одобрял отношения Великобритании с США (особенно по
вопросам ядерного оружия), оспаривал принадлежность Великобритании к Европе
и очевидно не хотел соперника в лице британского премьер-министра на пост
главы ЕЭС.
Де Голль ушел в отставку в 1969 году, и новые переговоры по вступлению
Великобритании в ЕЭС начались в 1970 году про-европейским британским
премьер-министром Эдвардом Хитом. В 1972 году парламент Великобритании
проголосовал за вступление в союз, не смотря на растущие сомнения и
неприятие этого решения оппозиционными политическими партиями.
Великобритания, Ирландская Республика и Дания вступили в ЕЭС 1 января 1973
года, покинув ЕАСТ в 1972 году.
Однако, в 1974 году новое правительство во главе с лейбористом
Гарольдом Уилсоном решило дать право голоса народу и в 1975 году провело
референдум, где обсуждался вопрос, стоит ли продолжать состоять в ЕЭС.
67,2% голосовавших отдали свои голоса за объединение с Европой.
Другие страны позднее присоединились к ЕЭС (впоследствии Европейскому
Союзу): Греция в 1981 году, Португалия и Испания в 1986, бывшая ГДР как
часть объединенной германии - в 1990 году. Гренландия, зависимая территория
Дании, которая вступила в ЕС под властью последней, вышла из состава
Европейского Союза в 1985 году. Австрия, Финляндия и Швеция стали членами
ЕС в 1995 году. ЕЭС изначально создавалось как организация, целью которой
было развитие экономики стран Европы и объединение стратегий, например,
общая сельскохозяйственная стратегия, а также финансовая помощь территориям
со слабой экономикой внутри границ ЕЭС. Более бедные регионы Великобритании
значительно выиграли от региональных субсидий. В 1986 году члены стран ЕС
образовали единый европейский рынок, а с 2001 года в силу вступит единая
валюта - евро. Однако, Великобритания пока отложила решение по поводу
присоединения к единой валютной системе до новых парламентских выборов.
Участие Великобритании в Европейском Союзе помогло сгладить результаты
спада британской экономики после отделения колоний. Теперь Великобритания
видит настоящее и будущее своей экономики именно на европейском рынке.
Экономика.
Великобритания на сегодняшний день представляет собой страну с высоко
развитой, сильной и независимой экономикой.
Восстановление экономики после Второй Мировой Войны заняло почти сорок
лет. Кроме внутренних ресурсов, процесс восстановления подхлестнуло
вступление Великобритании в Европейское Сообщество в 1973 году, что
способствовало подъему конкурентоспособности страны. Теперь Великобритания
находится в первых рядах среди развитых стран по уровню прироста
производства, производительности и конкурентоспособности. Доля производства
и машиностроения за годы после Второй Мировой Войны упала с одной трети до
одной пятой, в то время, как сфера услуг значительно расширилась и стала
приносить значительную часть дохода страны. США и Япония - наиболее
значительные торговые партнеры Великобритании, а японские компании часто
выбирают именно Великобританию в качестве своей базы в Европе. Другие
развивающиеся страны Восточной Азии с экспортно-ориентированной экономикой
активно участвуют на открытом рынке Великобритании. Таким образом,
Великобритания активно сотрудничает не только со странами - членами
Содружества, но и с Европой, Азией и Северной Америкой.
80-е годы стали свидетелями широкомасштабной приватизации
государственных предприятий, которые были национализированы в предыдущие
годы. Также поднялся средний уровень жизни, хотя по-прежнему осталось
деления на более преуспевающие территории юго-восточной части страны,
включая Лондон, и менее богатые территории запада и севера. Уровни
безработицы и инфляции постепенно были снижены, но оставались достаточно
высокими. Страна играла роль мирового финансового лидера, что, наряду с
открытием месторождений природного газа и нефти в Северном море снизило
зависимость экономики от более традиционных источников энергии и
значительно оздоровило внутреннюю экономику страны и экономическую политику
правительства.
Главными пунктами экономической политики правительства стали
регулирование и частая перемена процентных ставок, постепенное снижение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|