рефераты бесплатно

МЕНЮ


Сирия

и бедных, на многочисленных гробницах сохранились христианские надписи и

символы.

Падение этих городов связано с персидскими походами. В первую очередь

были ограблены такие богатые коммерческие центры, как Хлеб, Антиохия,

Апамея. Персы, как правило, использовали тактику «выжженной земли» в своих

войнах против Византии. Они сознательно уничтожали виноградники, разрушали

каменные террасы, вырубали оливковые рощи. В период арабских завоеваний

этот район был уже заброшен. Когда-то интенсивная торговля оливковым маслом

и вином стала невозможной.

Монгольские завоевания, кульминационным моментом которых был поход

Тамерлана, довершили разрушение. Из-за войн и их постоянной угрозы

население двинулось в более крупные города Сирии. Землетрясения

способствовали разрушению городов, однако многие не исчезали с лица земли,

пережив все превратности судьбы и времени. Одним из таких городов является

Эль-Бара. А такие города, как Апамея, Мари, Пальмира, Маарет – это не

просто сохранившиеся памятники уникальной архитектуры, оставшиеся

недосягаемыми образцами. Жизнь этих городов отражала культуру, политику,

идеологию своего времени. С ними связаны взлеты творческой мысли,

достижения в области науки, философии, поэтики.

Апамея.

Апамея – город развалин, исчезающий под натиском времени, прячется в

горах. Сохранились небольшие участки старой римской дороги, соединявшей

когда-то прекрасный город с Антиохией. Этот мертвый город особенно любим

современными сирийцами.

Первое название города – Фарнаке. Селевк, смелый и талантливый

сподвижник великого полководца Александра Македонского женился на красавице

Апамее, дочери персидского полководца Спитама. После смерти Александра

распалась огромная империя, часть которой перешла в руки Селевка. В честь

любимой жены был назван второй после Антиохии город, крупнейший центр

империи Селевкидов. Апамея стала крупнейшим стратегическим пунктом империи.

Известный историк Страбон упоминает о конном заводе Апамеи, насчитывавшем

30 тысяч кобыл и 300 жеребцов, а также о 500 слонах, находившихся здесь же.

В 64 году, в период римского нашествия, Помпей разрушил город, но в

византийскую эпоху Апамея снова пережила расцвет. В это время город был

расширен и на главной улице возникла стройная колоннада, остатки которой

существуют и по сию пору.

В 540 году город захватил и сжег персидский царь

Хосров I. Затем последовало несколько сильных землетрясений,

крупнейшее из которых было в 1152 году. Население, измученное бесконечными

военными стычками, тяжелыми землетрясениями, покинуло город. Когда затихли

войны, Апамея была почти полностью разрушена, всеми покинута; заросли

дороги и тропы, ведущие к городу.

Современная дорога к Апамее – пыльная, узкая, каменистая. Сюда не

ведет асфальтированное шоссе, как, например, в Пальмиру, нет потока

туристов. Вас встречает тишина – та особенная тишина, которая сопутствует

развалинам. Сначала в хаосе благородных развалин трудно сориентироваться,

но постепенно начинаешь различать остатки стен, которыми был окружен город,

остовы круглых башен, между которыми еще сохранились каменные ворота.

На фоне развалин четко выделяется главная улица, вдоль которой тянутся

белоснежные коринфские колонны римского периода. В центре колоннады – две

колонны с выступами, на которых когда-то стояли скульптуры знаменитых

граждан. Скульптур уже нет, но имена остались. Это Антоний Пиус и Люций

Верус. Благодаря их усилиям и была создана колоннада. К главной улице

примыкают развалины большого здания – бывшего храма, поставленного в честь

главного почитаемого здесь бога – бога удачи. За храмом – форум. Планировка

города типично эллинистическая: улицы сходятся под прямым углом, образуя

своеобразные клетки. Некоторые улицы имеют навесы, поддерживаемые

колоннами. Стройные колонны у основания несколько утолщены и покрыты

резьбой с повторяющимся мотивом вечного цветения.

Мари.

В период с 1933 по 1934 года недалеко от городка Абу-Кемаль проходили

раскопки. Абу-Кемаль и склон Телль-Харири, на котором был расположен

городок, стал напоминать пчелиный улей. А 23 января 1934 года был днем

незабываемым: в результате раскопок из-под плотного слоя земли показался

город Мари. Ученые уже давно были знакомы с этим названием по

многочисленным надписям, найденным в Вавилоне и Ассирии. Один из текстов

говорил, что Мари был десятым городом, основанным после Потопа. Раскопки

продолжались на протяжении нескольких лет. Показались стены города. Но

самым поразительным был дворец. «Мы обнаружилти в процессе раскопок 69

комнат и дворцов, и еще большая часть осталась под землей», - писал Андре

Паре, французский археолог. И это было только начало. Позже обнаружили 138

комнат, и перед глазами археологов возник храм Драгона и зиккурат – типично

месопотамская башня. Наконец, был полностью очищен дворец царей Мари во

всем его величии: громадное здание площадью 4 гектара, относящееся к III

тысячелетию до н. э. Аэрофотосъемка огромного дворца дала поразительный

эффект

Это было выдающееся открытие. Поднимая пыль, шли многочисленные

грузовики из Телль-Харири. Они везли драгоценный груз: 24 тысячи документов

– клинописных табличек из архивов дворца (библиотека ассирийского владыки

Ашшурбанипала содержала только 22 тысячи глиняных табличек).

Архитектурный ансамбль дворца был жемчужиной древнего Востока.

Путешественники из дальних стран приезжали, чтобы посмотреть на это чудо.

«Я видел Мари», - пишет восхищенный купец из древнего финикийского порта

Угарит.

Мари был столицей государства, протянувшегося до Персидского залива на

востоке, посредником между Средиземноморьем, Месопотамией и Анатолией. Этот

важный коммерческий центр держал контроль над караванными торговыми путями,

связывавшими страны древнего мира. Народ, населявший царство Мари, сумел

сохранить независимость в течении долгого времени, постоянно укрепляя и

расширяя свою территорию. В казну текли деньги от налогов, взимаемых с

караванов. Хорошо развитая система земледелия обеспечивала отличные урожаи.

Все эти факторы способствовали процветанию цивилизации, существовавшей во

втором тысячелетии до н. э.

Царский дворец был окружен защитной стеной. Единственные ворота на

северной строне обеспечивали наиболее надежную защиту. Многочисленные

переходы вели к большому внутреннему двору. Здесь протекала официальная и

административная жизнь государства, здесь царь принимал послов, курьеров.

Палата аудиенций вмещала сотни людей. Широкий коридор вел к царским

апартаментам. К тронному залу.

Ни один из известных древнейших царских дворцов не был так велик, как

дворец Мари, и так талантливо украшен. Многочисленные росписи были очень

эффектны. Кажется, что краски на росписях нанесли только вчера. На стене

нарисован фрагмент ритуального шествия царя. Лицо каждого человека –

участника шествия индивидуально. Особенно интересно лицо жреца – с крупным

носом и плотно сжатыми губами.

Как уже говорилось, дворец царя Мари имел массу помещений. Чиновники,

вельможи, писцы имели специальные комнаты. Существовал иностранный отдел и

отдел торговли. Более ста официальных лиц были вовлечены в учет доходов, а

также товаров, ввозимых и вывозимых из государства. Записи по этому вопросу

заняли тысячу табличек.

Особенную ценность представляют царские архивы Мари. События далеких

лет раскрываются при прочтении многочисленных писем, счетов, деловито

начертанных на глине писцами. Таблички потребовали неустанного труда

ученых, которые занимались расшифровкой материалов архива на протяжении

нескольких лет. Было переведено и опубликовано большое количество

документов, каждый из которых представляет собой маленький кусочек

огромного мозаичного панно, рассказавшего нам о государстве Мари.

Столица жила насыщенной жизнью. Новости поступали сюда исключительно

быстро, ибо существовал своеобразный телеграф. Важные сообщения передавали

с помощью сигнальных костров. Государство Мари лежало на пересечении

великих караванных путей с запада на восток и с севера на юг.

Корреспонденция осуществлялась с помощью глиняных табличек. Они фиксировали

разнообразные события жизни, рассказывали о религиозных праздниках, о

жрецах с их волшебными формулами и гаданием по звездам.

Однако граждане Мари были вынуждены защищать себя и свою территорию.

Для многочисленных кочевых племен богатый и цветущий Мари был большим

соблазном. Кроме того и известные завоеватели покушались на суверенитет

могучего государства. Завоевать Мари удалось Саргону аккадскому А довершили

разрушение армии Хаммурапи из Вавилона около 1700 года до н. э. При

раскопках обнаружены следы страшного ущерба, нанесенного столице. Но

стереть город с лица земли не удалось. Остались пятиметровые стены. «Можно

пользоваться кухнями и ванными комнатами дворца. Даже нет необходимости их

реставрировать», - писал Парро. И это через 4 тысячи лет после разрушения!

Прекрасно сохранились глиняные трубы водопровода и даже древесный уголь в

потухших печах.

Мертв город, исчезло государство, но богатую культуру невозможно

уничтожить. Ее восприняли другие народы. Сильно ее влияние на цивилизации

Востока.

Пальмира.

В осенний день 271 года Рим ликовал. С триумфом возвращался на родину

император Аврелиан. Процессия медленно двигался через город под

восторженные крики толпы. Замкнутое и надменное лицо Аврелиана не могло,

однако, скрыть радости. За колесницей императора двигалась толпа измученных

пленников. Народ с любопытством смотрел на закованную в золотые цепи

женщину. С трудом ступали по камням ее намученные ноги. Но ни длинные

спутанные волосы, ни лохмотья не могли скрыть ее удивительной красоты.

Современники утверждали, что она прекрасней Клеопатры. Имя пальмирской

царицы Зенобии, идущей за колесницей, было известно всему Востоку. А по уму

и смелости эта гордая женщина превосходила многих мужчин. Ее не посмели

казнить, ибо она вызывала слишком глубокое уважение. Как упоминают тексты,

Зенобия кончила свои дни пленницей.

Упоминания о городе встречаются на ассирийской табличке II тысячелетия

до н. э. и на табличке из Мари. Аккадский текст говорит нам, что

ассирийский царь Тиглатпаласар I шел походом на Тадмор (Пальмиру), чтобы

бороться с арамейцами. Предшественниками арамейцев были ханааниты, которые

ввели культ культ бога Бола, ставшего главным богом Пальмиры. Позже он

ассимилировался с Белом – главным богом Вавилона. В течение раннего

римского периода число арабов и арамейцев было равным в Пальмире. Племена,

оседавшие в городе, были арабскими, говорили по-арабски, а писали по-

армейски. Арабы чувствовали себя хозяевами этих мест. Они приходили,

строили свои жилища в Пальмире, и происходило это задолго до ислама. Далее,

вплоть до I века до н. э., никаких сведений о Пальмире нет. Правда, в

ветхом завете упоминается, что пальмирой правил Соломон, который

реконструировал этот город. Доисламский поэт аль-Набиха в поэме «Аль-

Далейя» вспоминает арабскую легенду о том, как джинн построил Пальмиру для

царя Соломона: «Бог приказал Соломону: Встань и иди к людям, помоги им

освободиться от ошибок, дай знать джинну, что я дал ему право построить

прекрасные каменные здания и колонны Тадмора»». Город был разрушен, но

вскоре восстановлен. Название «Тадмор». Под которым он известен арабам и

другим семитским народом, имеет неизвестное происхождение. Под латинским

названием «Пальмира город был широко известен в греко-римский период. Какое-

то время Пальмира находилась в руках Селевкидов и независимость обрела в 64

году до н. э., тогда как остальная Сирия превратилась в римскую провинцию.

С этого момента город играл роль буферного государства между персами и

римлянами. Выгодное географическое и политическое положение позволило ему

быть связующим звеном между средиземноморской культурой и культурой

Персидского залива. К 40-му году он превратился в богатейший торговый

центр. Сюда везли жемчуг, стеклянные изделия, вина, китайский шелк,

индийскую слоновую кость, персидские ковры, статуи из Финикии. Бесчисленные

караваны устремлялись к удивительному городу.

Богатство города привлекало к себе алчное внимание Рима. В одном из

текстов, относящихся к 41 году до н. э., говориться, что Антоний. Проконсул

Рима в Египте, организовал грабеж города: «Когда Антоний послал своих

всадников в Пальмиру и приказал разграбить ее, ему не в чем было обвинить

пальмирцев, ибо они честны и занимаются торговлей, покупая товары в Индии,

аравии, Персии и продавая их римлянам». В этот период город не был укреплен

и в случае опасности жители, забрав свое добро, уходили на левый берег

Евфрата.

Однако по-настоящему подчинилась Риму пальмира только в первом

столетии нашей эры. Она вошла в состав римской провинции Сирии, будучи

автономной и представляя собой олигархическую республику. В 60-е годы II

века Пальмира вновь стала фактически независимой.

В 267 году был убит правитель Пальмиры Оденат. Пальмирская корона

перешла к младшему его сыну, еще младенцу, который унаследовал от отца все

титулы и звания. Зенобия, ставшая регентшей при сыне, захватила власть в

свои руки. Образованная, волевая, чрезвычайно гордая и умная красавица, она

была и чрезвычайно честолюбива. После смерти Клавдия II Римская империя

переживала тяжелый кризис. Рим с трудом отражал набеги готов. Зенобия

избрала именно этот период для вторжения в Египет. Победив римские войска в

Египте, она осуществила и свои планы захвата всей Передней Азии. Летом 271

года Зенобия и ее сын провозгласили себя императрицей и императором

Востока. Это было время наивысшей славы Зенобии. Пальмира чеканила монеты с

изображением ее и сына.

Осенью 271 года римский император Аврелиан начал против Зенобии

военные действия. Они развернулись прежде всего в Египте. Так как

пальмирское господство не пользовалось особой популярностью, Аврелиан

победил быстро. Он вернул все города. Покоренные Пальмирой , и без особых

трудностей дошел до Сирии. Аврелиан перешел Оронт и выиграл два решительных

боя. Войска Зенобии бежали в Пальмиру, найдя убежище за ее могучими

стенами. Город был осажден. Ночью Зенобия бежала из города на верблюде,

пытаясь добраться до Персии и добиться помощи бывшего союзника, но была

схвачена. Пальмира сдалась. Зенобия следовала в качестве пленницы за

колесницей Аврелиана в процессии триумфа. В Хомсе были казнены советники

Зенобии, среди которых был и Кассий Лонгин, философ и оратор, глава школы

неоплатоников и приближенный Зенобии.

Едва победитель достиг Европы, как Пальмира восстала, римский гарнизон

во главе с губернатором был перебит. Аврелиан был вынужден вернуться,

следствием чего явилось разграбление города и разрушение его стен. В борьбе

против Рима Пальмира потеряла былую славу.

В начале XII века влияние Пальмиры вновь усиливается. В конце этого

века она была присоединена к эмирату Хомса. Вокруг один за другим вырастали

арабские замки. Но город вновь теряет свое значение после вторжения Тимура

и падения крупных северных городов на Евфрате, которые были связаны с ней

торговыми отношениями. Землетрясения и набеги бедуинов завершают дело его

разрушения и опустошения. Так что новое знакомство с Пальмирой (уже с ее

развалинами) происходит только в XVII-XVIII веках.

Самая ранняя научная экспедиция в Пальмиру была осуществлена двумя

англичанами, которые опубликовали свои зарисовки в сборнике «Руины

Пальмиры». За нею последовала экспедиция Ваддингтона. Немецкая экспедиция

побывала здесь в 1902 году.

Английские путешественники, авторы «Руин Пальмиры», сообщали, что в

Пальмире они обнаружили только 18 домов. Жить им пришлось во дворе храма

Баала. Но постепенно рядом вырос заново отстроенный город. В XIX и XX веках

Пальмира вызывала большой интерес и большой приток посетителей.

Развалины древнего города разбросаны на большом пространстве между

храмом Баала на востоке и подножием холмов на западе, соединенными длинными

колоннадами с Триумфальными воротами. Большинство крупных зданий находится

у южной части колоннады. Это театр, сенат, агора с четырьмя порталами.

Крепостная стена почти сровнялась с землей, однако по ней еще можно

определить границы древнего города. С вершины холма можно охватить взором

весь ансамбль развалин и представить себе древнюю Пальмиру с ее роскошными

сооружениями и зелеными насаждениями. Это та Пальмира, которая не раз

возникала прекрасным миражом в строках многих лирических стихотворений.

Храм Баала разместился на искусственном холме, скрывавшем остатки

более раннего языческого храма. План его носит типично восточный характер:

четырехугольный двор с крытыми галереями, в центре – собственно храм, перед

которым помещен алтарь для жертвоприношений, комната для угощений и

священный бассейн. К каждой стороне примыкает два ряда колонн, которые были

когда-то украшены капителями из позолоченной бронзы. В южной и восточной

сторонах храма – две ниши с изображениями пальмирских богов. Это явление

типично сирийское. Ни греки, ни римляне не помещали богов в ниши, а ставили

их на пьедестал.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.