рефераты бесплатно

МЕНЮ


Ответы на билеты за 9 класс

фанеры, спичек, тары, мебели и т.п.). Размещается в местах заготовок, в

транспортных узлах, близ потребителя (Европейский Север, Сибирь, Урал).

Целлюлозно-бумажная промышленность (производство целлюлозы, бумаги,

картона), лесохимия (производство скипидара, спирта, канифоли и т.п.).

Размещается близ больших рек и озер, вблизи районов лесозаготовок

(Европейский Север: Архангельск, Котлас, Коряжма, Сыктывкар, Кондопога,

Восточная Сибирь: Братск, Усть-Илимск, Байкальск).

№16 В-1

Агропромышленный комплекс (АПК) и его значение – совокупность

взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве,

транспортировке, хранении, переработке сельскохозяйственной продукции и

доведении ее до потребителя. АПК производит: продукты питания, от

количества и качества которых зависит уровень жизни населения,

разнообразное сырье для легкой промышленности. Можно сказать, что АПК нас

кормит, обувает и одевает. АПК состоит из трех звеньев: 1)сельское

хозяйство (растениеводство), 2) отрасли, перерабатывающие

сельскохозяйственную продукцию, 3) отрасли, обслуживающие АПК, повышают

эффективность производства и переработки сельхозпродукции. Легкая

промышленность – совокупность отраслей, производящих в основном предметы

потребления. В нее входят: текстильная, швейная, кожевенная, обувная,

меховая и др. Предприятия легкой промышленности ориентируются на

потребителя и на трудовые ресурсы. Историческим центром легкой

промышленности является Центральный район. Пищевая промышленность

производит продукты питания. Одни отрасли в своем размещении ориентируются

на сельскохозяйственное сырье (сахарная, крупяная, маслодельная,

консервная), другие – на потребителя (хлебопекарная, макаронная,

кондитерская). Предприятия пищевой промышленности расположены повсеместно,

а ассортимент и количество выпускаемой продукции зависит от численности

населения и его платежеспособного спроса, сельскохозяйственной

специализации территории, развития инфраструктуры.

№17 В-1

Сельское хозяйство – основное звено агропромышленного комплекса, которое

обеспечивает продуктами питания население и поставляет сырье для пищевой и

легкой промышленностей. Отличительными особенностями сельского хозяйства

являются: сезонность работ, зависимость от природных условий, использование

земли как средства и предмета труда. Состав сельского хозяйства.

Растениеводство: зерновых и зернобобовых культур, кормовых культур, овощей,

картофеля, бахчевых, технических культур, плодов, ягод, винограда.

Животноводство: разведение крупного рогатого скота (скотоводство),

свиноводство, овцеводство, птицеводство и т.д. Зональная специализация

сельского хозяйства вызвана разнообразием природных условий (особенно

климата и почв) и требовательностью сельскохозяйственных культур и животных

к разным условиям тепла и влаги. Тундра, лесотундра – овощные культуры под

стеклом, оленеводство. Таежная зона – рожь, ячмень, картофель, овощи,

зернобобовые ранних сортов, молочное скотоводство, свиноводство. Смешанные

леса – пшеница, рожь, зернобобовые, лен, картофель, овощи; на Дальнем

Востоке – пшеница, кукуруза, соя; молочно-мясное скотоводство,

свиноводство. Лесостепь и степь – пшеница, просо, кукуруза, гречиха,

картофель, бахчевые и плодовые культуры, подсолнечник, сахарная свекла,

молочно-мясное скотоводство, свиноводство, мясо-шерстное овцеводство,

птицеводство. Сухие степи и полупустыни – пшеница, кукуруза, горчица,

бахчевые культуры, рис, виноград, тонкорунное овцеводство, мясное

скотоводство, коневодство, верблюдоводство. Вокруг больших городов развито

пригородное хозяйство (овощеводческо-животноводческое). Главными

сельскохозяйственными районами России являются: Северо-Кавказский,

Центрально-Черноземный, Поволжский, южные районы Сибири.

№18 В-1

Транспортный комплекс – совокупность: всех путей сообщения (дорожной

сети, транспортных узлов), транспортных средств (воздушного, сухопутного и

водного видов транспорта), транспортных предприятий (вокзалов, ремонтных

мастерских и т.д.). Задачи транспортного комплекса: Обеспечение устойчивых

связей между отдельными предприятиями, между предприятиями и потребителями,

между различными странами; перевозка пассажиров. Транспорт не только

связывает воедино всю страну, но и влияет на размещение людей и

производства. Вместе с городами он составляет опорный каркас территории. В

нашей огромной стране, с неравномерным размещением населения, хозяйства и

природных ресурсов, транспорт имеет особое значение. Основными видами

транспорта являются: сухопутный (железнодорожный, автомобильный,

трубопроводный), воздушный, водный (морской, речной). При выборе вида

транспорта учитывают: себестоимость перевозки, грузоподъемность, скорость

транспортировки, влияние природных условий на работу транспорта и др.

Наиболее дешевыми видами транспорта являются водный, трубопроводный ( но по

трубам можно перемещать лишь особые грузы: нефть, газ). У речного

транспорта свои ограничения: сезонность работы, неглубокие фарватеры рек,

общее направление течения рек – меридиональное, а большинство перевозок

имеет широтное направление. Морской транспорт обслуживает в основном

внешние перевозки. Основным же видом российского транспорта является

железнодорожный. Отличаясь большой грузоподъемностью, дальностью перевозок,

низкой себестоимостью, малой зависимостью от погодных условий, он считается

«стальным хребтом России». Все большее значение приобретает самый

маневренный вид транспорта – автомобильный. В транспортных узлах

осуществляется обмен грузами между различными видами транспорта. Крупнейшие

транспортные узлы страны: Москва, Санкт-Петербург, другие города-

миллионеры. Экологические проблемы стоят перед всеми видами транспорта. Их

решение – в регулировании транспортных потоков, строительстве современных

путей сообщения, производство более экономичных видов двигателей, внедрении

новых видов топлива.

№19 В-1

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие

разнообразные услуги. Услуга – особый вид деятельности, удовлетворяющий

разнообразные потребности людей. Люди постоянно пользуются услугами.

Инфраструктурный комплекс = коммуникационная система (связь + транспорт) +

сфера обслуживания (жилищно-коммунальное обслуживание, медицинское,

бытовое, торговля, услуги образования, деловые услуги и т.п.). При переходе

к постиндустриальному обществу возрастает роль всех звеньев

инфраструктурного комплекса. Особо выделяется связь как средство передачи

информации. Без связи невозможно управлять страной, координировать

деятельность людей. Быстрая и своевременная передача нужной информации

может принести большие экономические выгоды. Транспорт связывает воедино

всю страну: предприятия, районы, людей. С его помощью осуществляются

грузовые и пассажирские перевозки между странами. Сфера обслуживания делает

жизнь людей более комфортной, интересной, избавляет от тяжелого физического

труда, служит сохранению и восстановлению здоровья. Рекреационное хозяйство

– совокупность предприятий, предоставляющих услуги для отдыха и лечения

людей. Это – сеть домов отдыха, различных здравниц, туристских организаций

и т.д. В нашей стране выделяют следующие основные рекреационные районы: а)

Северный Кавказ с благоприятными природными условиями, лечебными водами и

грязями, с разнообразными видами отдыха, развитым сервисным обслуживанием;

б) Центральная Россия и Северо-Запад богаты историко-культурными

памятниками: Москва, Санкт-Петербург, древние русские города, старинные

усадьбы. Мягкое лето, разнообразные туристские маршруты, развитая сеть

здравниц делают эту территорию основным рекреационным районом. Еще одним

местом отдыха для миллионов горожан стали дачные и садовые участки,

бабушкины и дедушкины деревни, где с удовольствием проводят отдых люди

разных возрастов.

№20 В-1

Наша страна неординарна по своим природным условиям, богатству

природными ресурсами, размещению населения, развитию хозяйства. На

территории России можно выделить два самых крупных региона – Западный и

Восточный. Западный макрорегион, включающий Европейскую часть и Урал,

располагается в более благоприятных для жизни людей условиях, чем Восточный

(Сибирь и Дальний Восток). За Уралом более половины территории лежит в зоне

многолетней мерзлоты, много болот, сложных горных участков. Но именно здесь

находятся основные ресурсы страны: минеральные, водные, лесные. Почти 4/5

россиян живут в Западной зоне, заселение которой началось очень давно.

Именно здесь сложилось ядро русского народа и сформировалось российское

государство. И только в XVI веке началось освоение Сибири и Дальнего

Востока. Главная полоса расселения охватывает почти всю Европейскую часть,

заметно сужается на юге Сибири и Дальнего Востока. Восточный макрорегион,

являясь кладовой природных богатств, освоен очень слабо. Это объясняется

удаленностью, огромными размерами территории и ее природными условиями

(строительство дороже в 2-3 раза). Здесь располагаются предприятия

добывающей промышленности, вывозящие свою продукцию на Запад (сырьевая

специализация). Западный макрорегион отличается высоким уровнем

хозяйственного освоения, концентрацией научного и финансового потенциала

страны (90%). Здесь развита обрабатывающая промышленность, наукоемкие и

трудоемкие производства. Западный макрорегион: площадь – 25%, население –

79%, плотность – 26 чел./кв.км, мощности примышленного и

сельскохозяйственного производства – около ѕ, путь развития – интенсивный.

Восточный макрорегион: площадь – 75%, население – 21%, плотность – 2,5

чел./кв.км, мощности примышленного и сельскохозяйственного производства –

около ј, путь развития – экстенсивный. Западный и Восточный макрорегионы,

составляющие единое целое страны, отличаются своим географическим

положением, природными условиями и ресурсами, историей освоения и уровнем

освоенности территории, своей специализацией.

№1 В-2

Европейский Север. Особенность района – острая нехватка трудовых

ресурсов. Специфика ЭГП: 1)Значительная часть территории района расположена

севернее Северного полярного круга. 2)Близость Северного Ледовитого океана

обуславливает крайнюю суровость климата. 3)Сложность конфигурации береговой

линии обусловило малое количество удобных бухт для портов. 4)Соседство с

Центральным, Волговятским, Уральским, Северозападным экономическими

районами дает возможность осуществлять транзитные торговые связи. Северный

район протянулся с Севера на ЮГ на 1500км, а с Запада на Восток – на 1700

км: отсюда естественно крайнее разнообразие природы: от арктических пустынь

на островах Северного Ледовитого океана и тундры на его побережье до Южной

тайги Вологодской области; от равнин Карелии до полярного Урала. Основные

черты рельефа – обширные равнинные области, которые перемешиваются

невысокими горами Тиманского кряжа. Карельский полуостров продолжает

медленно подниматься (землетрясения до 5 баллов). Большая часть Карельского

полуострова не выше 200 метров. Сложному рельефу района добавили

своеобразие ледники в период оледенения, которые при отступлении превратили

Карелию в «страну тысячи озер». Климат умеренно-холодный на большей части

территории и континентальный суровый на побережье. Особенность климата –

необычность освещения и нагревания земной поверхности. Полярная ночь и

полярный день. Район очень богат полезными ископаемыми.

№2 В-2

Северо-Западный район. Особенности ЭГП: 1)Выгодное приморское положение

у берегов балтийского моря. 2) Исторический торговый путь «Из варяг в

греки», на котором возникла Новгородская Русь. 3)Наличие двух крупных

портов международного класса (Калининград, Санкт-Петербург). 4) в 1990

году Санкт-Петербург выведен в зону свободного предпринимательства.

5)Граничит с высокоразвитыми странами Европы. 6)Компактная территория с

равнинным рельефом. 7)Особое место занимает Калининградская область,

образованная в 1946 году на территории бывшей Восточной Пруссии, отошедшая

к СССР в качестве аннексии. Необыкновенный ледниковый рельеф (около 7 тыс.

озер). Климат – умеренно-континентальный; на побережье – морской,

Балтийское море не замерзает лишь у Калининграда. Санкт-Петербург – самый

северный из крупнейших городов, основан в 1703 году в устье реки Нева.

Является вторым, после Москвы, промышленным и транспортным узлом.

Промышленность концентрируется на юге и востоке города. Заводы:

«Электросила» (генераторы и турбины для АЭС, ГЭС), «Адмиралтейский»

(атомные ледоколы). Калининград. Нас. = 413 тыс. чел. К концу ХХ в.

сформировалась зона свободной торговли «Янтарь». Добывается

высококачественный янтарь.

№3 В-2

МСР – московский столичный регион. Москва и Московская область входят в

состав МСР. Среди особенностей ЭГП можно выделить две, наиболее важные:

1)Столичное положение, 2)Центральное транспортно-географическое положение.

В понятие столичных функций входит: 1)Политический центр, 2) Место

пребывания органов государственной власти, 3) Промышленные предприятия, 4)

Культурные и коммуникационные услуги. Природно-ресурсный потенциал

соответствует все более возрастающим потребностям региона (природных

ресурсов мало и они истощены). Однако природа отличается разнообразием:

Смоленско-Московская возвышенность, Москворецко-Окская равнина, Мещерская

низменность. Наличие такого рельефа обусловило удобство и выгодность физико

и ЭГП МСР. Особое ЭГП района (центральность+столичность+транзитность)

определяет следующие основные черты системы коммуникаций и транспорта:

1)Преимущественно радиально-кольцевая конфигурация магистралей.

2)Нарастание плотности дорожной сети и приближенности к центру.

3)Преобладание ввоза над вывозом. 4)Преобладание железнодорожного

транспорта в перевозках, как грузов, так и пассажиров. 5)Доминирующая роль

Москвы в системе работы всей транспортной системы страны. Первая железная

дорога была построена в 1851 году (Петербург – Москва). Сейчас длина

железных дорог в Московской области – 3000 км, 85% - электрифицированы. В

Москве функционируют 9 вокзалов. Автодорог от Москвы отходит – 13000 км в

15 направлениях. Огромное значение имеет речной транспорт. Воздушный

транспорт представлен 4 аэропортами. Первая линия открыта в 1923 году

(Москва – Нижний Новгород). Сейчас – 9000 рейсов ежесуточно. Трубопроводный

транспорт впервые открыт в 1927 году газопроводом Саратов – Москва. Большое

развитие получил внутригородской транспорт (1872 – первая конка, 1899 –

первый трамвай, 1935 – первая очередь в метро). Сейчас транспорт

представлен метрополитеном (135 станций), троллейбусом (1260 км линий),

трамваем (500 км путей), автобусом (5500 км маршрутов), такси. Огромная и

густая сеть коммуникаций создала ряд экологических проблем. Экологические

проблемы: 1) Загрязнение атмосферы (особо опасен тяжелый свинец – 5 тонн в

сутки). 2)Истощение и загрязнение питьевой воды (20% теряется

безвозвратно). 3)Утрата продуктивности земли. 4)Деградация лесных массивов

5)Повышенный шумовой и электромагнитный фон. Нужно отметить, что многие

жители МСР живут в плохих экологических условиях (28%), а 8% - в

максимально дискомфортных.

№4 В-2

Факторы, определившие современное развитие хозяйства Центральной России:

а) Выгодное транспортно-географическое положение на пересечение и в узле

речных, железнодорожных, автомобильных магистралей и трубопроводов; б)

Столичное положение. Влияние Москвы как экономико-географического фактора,

способствующего росту и развитию прилегающих территорий; в)

Старопромышленный характер хозяйства региона, определивший его как базу

индустриализации; г) Сосредоточение научно-исследовательских центров,

высших учебных заведений, высококвалифицированных кадров, позволивших

развитие наукоемких и трудоемких производств, мощного ВПК; д)

Незначительные природные ресурсы, использование преимущественно привозного

сырья и энергии; е) Формирование собственной металлургической базы на

основе железной руды КМА. Центры узловых районов: Москва, Нижний Новгород,

Воронеж.

№5 В-2

АПК Центральной России включает 3 региона: 1)Территория, связанная с

черноземами – юг. В Центрально-Черноземном районе и на юге Волго-Вятского

сформировался завершенный АПК. Затраты труда на производство с/х продукции

в этом районе наиболее низкие в стране. Главная отрасль специализации –

производство зерна (под озимыми занято 60% площади Центральной России)

Вокруг городов здесь сложилось пригородное хозяйство, садоводство, а также

молочно-мясное животноводство на отходах земледелия. Старейшая отрасль

специализации – пищевая промышленность (мукомольная, маслобойная,

свеклосахарная, табачная ми мясокомбинаты). 2) Междуречье Оки и Волги:

здесь много городов и преобладает пригородное хозяйство. Специальные

овощекартофельные и животноводческие комплексы, а также большое количество

птицефабрик; на отходах пищевой промышленности созданы свинофермы.

3)Занимает Север и Запад Центральной России. Главная специализация –

льноводство и молочное животноводство (для скота повсеместно выращивают

кормовые травы). Пригородное хозяйство Москвы находится на особом счету и

имеет широкий профиль специализации.

№6 В-2

Население Центральной России составляет около 46 млн. человек, это почти

1/3 населения России. Плотность населения в Центральной России – самая

высокая по стране. От 330 чел./кв.км в Московской области до 50-100

чел./кв.км – в других областях. Центральная Россия – территория, где

сформировался русский народ, который составляет здесь большинство. Только

на востоке региона в автономных республиках живут мордва, марийцы, чуваши.

В Центральной России преобладает городское население, составляющее 77% в

Центральном регионе, 61% - в Центрально-Черноземном регионе. В регионе 1200

городских поселений (из них более 420 городов). Есть два города-миллионера,

десятки крупных городов (вокруг них образуются городские агломерации),

древние города, бывшие города-крепости, центры промышленности, города

науки, центры ВПК. Сельские поселения различаются: а) На севере региона –

селения небольшие, с малым количеством дворов, сельскохозяйственные угодья

разбросаны среди лесов небольшими участками (от 1-2 до 10 га), земледелие

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.