Общая характеристика Турции
высокогорные районы встречаются: яблоня, груша, айва, слива, черешня,
абрикос, персик, вишня.
В целом на душу населения приходится в год около 270 кг овощей, 180
кг фруктов и более 100 кг орехов и фисташек.
Б) ЖИВОТНОВОДСТВО
Животноводство - вторая по важности отросль аграрного сектора. В
отличие от земледелия, животноводство (исключая птицеводство) развивалось
почти исключительно на экстенсивной основе, за счет роста поголовий скота.
Скотоводство среди домашних животных первенство по численности и
экономическому значению принадлежит овцам: они составляют более половины
поголовья стада и овцеводство обеспечивает 45 % всего дохода поступающего
от скотоводства. Коза, обычная и ангорская, занимает в Турции второе ,
после овец, место среди рогатого скота.
Крупный рогатый скот, насчитывающий 13 млн. голов, включает коров и
быков, буйволов и молочных коров. Остальное тягловый и транспортный скот,
а также молодняк. Рабочий и транспортный скот в Турции составляют: ослы,
мулы, и особенно незаменимые в условияхгористой местности верблюды.
Птицеводство в последнее десятилетие в связи с повышением рыночного
спроса на белое (птичье) мясо и яйца получило значительное развитие. С
помощью израильского капитала созданы птицеводческие комплексы по
производству на промышленной основе 100 млн. бройлеров и около 1 млрд. яиц
в год. Повысилась и роль домашнего птицеводства, особенно в районах
Черного, Мраморного и Эгейского морей (куры и индюки).
В) РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Велики потенциальные возможности для прогресса рыболовства, поскольку
страна с трех сторон окружается морями. Этому способствует и наличие
внутрених водоемов: озер и водохранилищ. Однако из-за отсталости техники
лова, эта отрасль еще не достигла желаемого результата. Примерно 90% улова
дают Черное и Мраморное моря. Основные породы рыб: хамса, ставрида,
сардина, кефаль, скумбрия, тунец. Основные породы пресноводной ихтеофауны:
сазан, форель, кефаль и т.д.
В целом на душу населения в год приходится 11 кг рыбы.
Г) ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Леса и кустарники занимают 25,9 % всей территории страны, и по
площади лесов Турция находится в Европе на 4-ом месте (после России,
Швеции, Финляндии). В результате принятого в 1937 г. “Закона о
национализации лесов” практически все леса 199,9 %) находятся ныне в руках
государства. Обеспеченность различных территорий лесами крайне-
неравномерна. Почти половина площади лесов приходится на полосу шириной в
150 км вдоль Черноморского побережья (районы обильных осадков); остальная
часть леса приходится, на горы Тавра и побережье Эгейского моря.
Относительно высокий удельный вес площади,занятой в Турции лесами,
отнюдь не показатель развитого лесного хозяйства и благоприятных
возможностей для его прогресса. Во-первых , часть лесных массивов - это
кустарники и низкоростные леса пригодны для зоготовки дров, а не для
деловой древесины.
Во-вторых леса не отличаются высоким качеством пород.В основном это
сосны и ели (78%), лиственные(14%) и смешанные леса (8%). Качественный во
всех отношениях лес занимает 30,6% всей площади лесов.
На западе страны произрастает валовый дуб, желуди которого содержат
дубильное вещество (танин), употребляемое в кожевенном и красильном деле.
Леса поставляют и другие продукты: древесину, древесную смолу, солодковый
корень, росный лодан и др.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ИНФРАКСТРУКТУРА
В Турции развивается текстильная промышленность, пищевкусовая,
металлургическая, химическая промышленность, а также добывающая,
нефтеперерабатывающая и машиностроительная промышленности.
Добывающая промышленность обеспечивает 7,2 % стоимости промышленной
продукции и строительства. В отрасли около 72 % производства
обеспечивается государственными предприятиями (без учета нефтяных).
Топливное сырье-каменный уголь; магнит и нефть - идет на внутренние
нужды. Добыча каменного угля ведется на Черноморском побережье. Бурый
уголь добывается в шахтах в Афишине - Эльбистане, в Сейтомире, Тунчбилеке
(или Кьютахья). На 80 % добычу осуществляют государственные предприятия.
Добыча нефти по сравнению с размерами ее внутреннего потребления
недостаточна. Государственные предприятия в сочетании с иностранным
капиталом осуществляют поисковые работы, а также иностранные компании,
частные и смешанные компании. Наиболее важный район находится в Эго-
Восточной Анатолии. Т.к. залежи находятся в отдаленных районах , то затраты
на добычу и траспорт возрастают.
С 1985 г. началась пробная добыча природного газа.
Железная руда добывается в селе Сивас и Малатья. Турция занимает
видное место по добыче и запасам хромовой руды (идет на экспорт).
На территории также находятся залежи и добывается медная руда,
марганцовая руда, ртуть, сера, вальфрамовая руда, урановая руда, бориты,
фосфориты, золото и серебро (небольшое количество).
Нефтеперерабатывающая и химическая промышленность. Переработку нефти
осуществляют государственные заводы в Батме, Измит, Алиага в Мерсине.
Добыча природного газа в стране началась в 90-е годы.Потребности в
газе также удовлетворяются за счетпродукции газовых заводов в Анкаре,
Стамбуле, Измаиле и снижение попутных газов на перерабатывающих заводах.
Производство минеральных удобрений, в основном фосфартных и азотных
находятся в районе Измира и Стамбула.
Резиновая промышленностьпредставлена четырмя современными заводами по
производству автомобильных шин. На частных предприятиях производят покрышки
и камеры мотоциклов и велосипедов. Другая отрасль - это резиновая обувь, а
также резинотехнические изделия.
Черная и цветная металлургия. Производство черных металлов
сосредоточено в трех крупных государственных предприятиях черной
металлургии - Карабюкском, Эрегийском и Искендерунском комбинатах. На
последнем же проиходит и выплавка стали. Имеет место выплавка меди.
Существуют предприятия алюминевой промышленности.
В целом производство цветных металлов не удовлетворяет растущий спрос.
Машиностроительная и электротехническая промышленность получила
развитие прежде всего за счет создания сборочных предприятий. В этой
отрасли особенно активно представлено участие частного капитала. Отрасли
машиностроения: сборка и производство транспортнных средств, строительство
железных транспортных средств, железные дороги, вагоны, холодильники,
дизель-моторы. Имеются ремонтные заводы судостроение развито в Стамбуле и
Измире. На верфях строятся суда для городских и непротяженных каботажных
линий, автомобильные паромы. Значительная часть оборудования и запчастей
импортируется. Средне- и крупномонтажные суда Турция закупает за границей.
Станкостроение как отрасль обрабатывающей промышлености совсем недавно
создано в стране. Сборка некоторых моделей такарных, фрезерных, сверлильных
станков осуществляется по лицензиям западных фирм. Котельные и холодильные
установки, промышленные газовые печи изготавливаются на небольших хорошо
оборудованных предприятиях частных фирм. Частный сектор в сотрудничестве с
иностранным капиталом производят бытовую технику - газовые печи, плиты,
швейные машины, велосипеды, калориферы.
Развивается электротехническая промышленность. Промышленное
производство электроизометоров, бытовых электроприборов происходит по
лицензиям западных фирм.
Заметными темпами развивается радио- и электронная промышленность -
производство телефонной, радио - и телетехники, электронной аппаратуры,
сборка ЭВМ.
Электроэнергетика. Строительство, эксплуатация энергетических объектов
и распределение электроэнергии в Турции фактически сосредоточено в руках
государства. Если в 60-70- г.г. основным развитием электроэнергетики была
тепловая энергетика на базе жидкого топлива (нефть), то теперь положен
принцип преимущественной ориентации на собственный источник энергии:
лигнит, гидроресурсы, природный газ, геотермальная солнечная энергия и
энергия ветра.
Действует Комиссия по атомной энергии для проведения исследований в
области использования атомной энергии. Разрабатываются проекты по
строительству АЭС.
В стране действуют 50 ГЭС и 30 ТЭС. Производство электроэнергии в 90-х
годах составило 54,3 млрд. кВч ч. Потребление же на душу населения 926 кВт
ч. Существует дефицит электроэнергии.
Турция является экспортером продукции сельского хозяйства и добывающей
промышленности.
Внешние партнеры: ФРГ, США, Великобритания, Франция.
В целом Турция - это развивающаяся страна.
VI. ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ
Турция имеет достаточно развитую транспортную систему. В этой отрасли
занято 3% населения страны.
Доминирующее положение в системе перевозок занимает автомобильный
транспорт. В 1993 г. на его долю приходилось 93,2 % внутренних перевозок и
70,7 % внутреннего грузооборота. Число автотранспортных средств быстро
растет. Длина шоссейных и групповых дорог государственного и районного
значения составила 109,4 тыс. км (государственного значения 58,7 тыс. км).
Большое значение для развития автомобильного транспорта Турции имеет
ввод в эксплуатацию второго подвесного моста через Босфор. Он позволил
увеличить поток транзитных грузов через Турцию, что является источником
поступления валюты.
Железнодорожный транспорт
Общая протяженность железных дорог 10 390 км. Из-за пережитого в 80-х
г.г. кризиса железная дорога получает медленное развитие.
Воздушный транспорт
До 1987 г. в Турции существовала одна авиакомпания - государственная,
которая осуществляла перевозки пассажиров, как на внутренних, так и на
заграничных авиалиниях. (Тюрк Хава йоллары - ТХЙ). Позже появилось
несколько частных авиалиний, осуществлявших перевозки авиапассажиров на
местных линиях на небольшое расстояния самолетами малой авиации.
Все большее значение преобритает трубопроводный транспорт. Нефтепровод
(Турция - Иран) Газопровод (Турция - Россия) 9,5 % всего грузооборота.
Связь
В Турции внутренняя и международная почтовая связь находится в ведении
Эксплуатационной Генеральной дирекции, являющейся государственной
экономической организацией. В 1993 г. она имело 41,7 тыс. отделений по всей
стране.
В 80- годах проводилась широкая программа модернизации почтовых и
телеграфных служб, оснащение их современным оборудованием, которое
позволяет механизировать и автоматизировать многие почтовые операции.
Быстро развивается телефонная связь. Насчитывается 11,9 млн.
абонентов.
Успешно в Турции развивается телексная связь и компьютерная
коммуникация и их потребности полностью удовлетворены.
Также на территории Турции развит морской и немного речной транспорт.
Основные морские порты: Стамбул, Измир, Зонгулдак.
VII. КУЛЬТУРА
Музеи и исторические памятники
В начале 90-х годов в 53 городах Турции фунционировал 131 музей. В
музейных коллекциях содержаться 2,2 млн. единиц хранения: археологические
находки, предметы материальной культуры, монеты, иконописные таблички,
образцы искусства каллиграфов, архивные документы, рукописи. Ежегодно
коллекции музеев пополняются в среднем на 50 тыс. экспонатов.
Кроме того, под охраной государства находится 13,6 тыс. недвижимых
объектов культуры: военные сооружения, ритуальные и административные
здания, архитектурные ансамбли, памятники природы и др.
Ежегодно музей посещают около 10 млн. человек (музей в Амасье,
архиологический музей в Эвкишехире, в Стамбуле, музей апатолийской
цивилизации в Анкаре, морской музей в Стамбуле и т.д.)
Исторические памятники
Земля Малой Азии за весь период существования цивилизации дала
человечеству целый ряд культур мирового и местного значения.
Памятники существовавших ранее культур можно ныне увидеть в музеях и
многочисленных городах-музеях на территории современной Турции.
Аланджахеюк - загородная резиденция хеттских царей, знаменитая
“воротами сфинкса”.
Эфес - древнегреческий городок. Известный как культурный центр
поклонения богине Аплодородия Артемиде, где был построен храм Артемиды
(одно из семи чудес света).
В 7 км от развалин Эфеса на склоне расположен Дом Девы Марии -
часовня, где по легенде провела последние годы мать Иисуса.
Бодрум - древнегреческий город, известен надгробным памятником Мавзола
(одно из семи чудес света). Общая высота памятников 40 м.
Измир - древнегреческий город, по легенде его основами воинственные
племена Амазонок. Предполагаемая родина автора “Илиады” и “Одиссеи” Гомера.
Стамбул - крупнейший город Турции (основан 660 г. до н.э. )
Современный город расположен на двух берегах Босфора.
Архитектура, изобразительное искусство
На территории Турции сохраняются многочисленные памятники первобытного
искусства и искусства древневосточных деспотий.
В древности возводились шатровые постройки наподобие кочевых юрт,
украшенных куполами. Строительным материалом служили высушенные на солнце
кирпичи, камень.
С привнесением ислама появились культовые сооружения, а также
надгробная архитектура.
Наивысший расцвет турецкой архитектуры приходится на османский период.
Различают четыре этапа развития: ранний (1300-1453), классический (1453-
1720), третий этап характеризуется влиянием Запада (1720-1890),
неоклассицизм (1890-1930). После 1950 г. главенствующим стилем становится
модернизм (градостроение).
В 70-80-х г.г. прослеживаются попытки рестоврации зданий,
синтезируются старинные архитектурные формы с современными техническими
возможностями.
Живопись
До принятия ислама живопись в среде тюрских племен была представлена
в виде тканной одежды ковров, изделий из кожи, дерева и т.д.
После принятия ислама живопись в основном развивались в жанре крижской
миниатюры, реалистические, отличаются глубокими, яркими и чистыми тонами.
Со стороны западной культуры влияние было оказано в эпоху султана
Махмеда II Фатих (15 век). Позже в 18-19 веках живопись стала преподаваться
в военных и технических школах. В конце XIX века впервые зафиксировано
использование законов перспективы, светотени и объемного изображения.
Основным жанром становиться пейзаж.
Стали организовываться общедоступные выставки. В 1883 г. - открылась
первая школа “изящных искусств” (университет Мимара Синана в Стамбуле). В
1937 г. - первый Государственный музей живописи.
Скульптура
Скульптура дореспубликанского периода была представлена
схематическими изображениями или стилизованными барельефами.
Прогресс замечен в 30-е годы с момента создания памятника Мустафе
Кемалю Ататюрху (Стамбул) и монументов в честь победы в национально-
освободительной войне. (Анкара, Стамбул и др.)
В 80- е годы верущими скульпторами были Али Теоман, Герменер, Семахат
Асинер и т.д. Большая часть из них работатет в силе абстракций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно отметить, что выбрав для реферата именно Турцию, я
не ошиблась. Изучив материал об этой стране, я подчерпнула для себя много
полезного и интересного.
Турция 1-я страна на Ближнем Востоке, которая в результате национально-
освободительного движения образовала свою республику (1923 г.). Она
является ассоциированным членом “Общего рынка”, где ей отводится роль
поставщика сельскохозяйственного сырья продуктов и промышленных товаров.
Большое значение в стране играет туризм. Сюда приезжают люди из многих
стран мира, в том числе из России.
Оценивая уровень социально-культурного развития Турции в целом, нельзя
не отметить, что страна много достигла за последние годы. Это и
значительный подъем в экономике. Появились отрасли ранее не существующие:
нефтехимическая промышленность, электротехническая, радиоэлектронная,
автосборочная.
В 1995 году завершилось сооружение Карабабаммсокй ГЭС на реке Ефрат. И
, последнее, что можно отметить - это межправительственное соглашение
Турции с Россией о поставках природного газа по дну Черного моря (проект
“Голубой поток”). Это крупнейшее в мире сделка была заключена в декабре
1997 г. Благодоря реализации “Голубого потока” Турция будет ежегодно
закупать 30 млрд. м куб. российского газа и в начале нового тысячелетия
станет вторым после Германии импортером “Голубого топлива” из Германии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. “Энциклопедия”, 1994 г.,Издание для юношества
2. Турецкая республика. Справочник 1993 г.
3. Корни Тамариска. Издательство “Наука”, 1987 г.
4. Большая Советская энциклопедия, 1981 г.
Рецензия
Тема данного реферата “Комплексная характеристика Турции”.
В работе выявлены черты хозяйства характерные именно для Турции. Развитие
отраслей промышленности и сельского хозяйства идет на основе анализа
природных ресурсов страны.
Большое внимание уделено транспорту, внешнеэкономическим связям.
Вся работа построена логически верно. Тема раскрыта полностью
Страницы: 1, 2
|