Нидерланды
|Животноводческие и птицеводческие фермы |4881 |26,3|10356 |27,0|
|Всего |18539 |100 |37120 |100 |
В последние годы все большее внимание в Нидерландах уделяется мерам по
снижению негативного влияния сельскохозяйственной деятельности на
окружающую среду. Эти меры включают, в частности, введение строгих правил
использования удобрений и обращения с отходами животноводческих ферм.
Выполнение требований по охране окружающей среды повлияло на увеличение
себестоимости продукции большинства фермерских хозяйств.
Традиционное молочное животноводство ведется в условиях почти
круглогодичного выпаса на обширных пастбищах. Производство молока
составляет около 11 млн. т. в год и регулируется установленными ЕС квотами.
Фермеры продают практически все молоко на обрабатывающие предприятия.
Доминирующую роль в молочном секторе играют три крупнейших кооператива, на
которые приходится около 75% переработки молока.
Рыболовство продолжает занимать важное место в нидерландской
экономике, хотя не такое, как прежде. В начале 90-х годов насчитывалось
приблизительно 1100 рыболовных судов с общей грузоподъемностью в 177 тыс.
т. Ежегодно вылавливается более 320 тыс. т, включая 90 тыс. т макрели
(скумбрии) и примерно такое же количество харинга (сельди).
Нидерландское морское рыболовство подразделяется по видам продукции и
типам рыболовецких судов на:
. траулерную ловлю сельди, скумбрии, трески и т.д. в центральной и
северной частях Северного моря и вокруг Британских островов и
Ирландии;
. ловлю камбаловых (косорота, морской камбалы) большими тендерами
преимущественно в центральных и южных частях Северного моря;
. ловлю креветок малыми тендерами по датскому, немецкому и
нидерландскому побережью;
. добычу моллюсков (мидий, устриц) специальными судами в Ваддензей и
Остерсхелде.
В последние годы вследствие большого роста рыболовной мощности многих
государств произошло значительное сокращение добычи некоторых
разновидностей рыбы, в том числе сельди, традиционно являющейся важным для
голландцев продуктом питания. Оказалось необходимым в рамках ЕС заключить
договор о допустимых размерах рыбной ловли. Кроме морского и прибрежного
рыболовства, в Нидерландах ведется ловля рыбы во внутренних водах (главным
образом на озере Эйселмеер).
3 СФЕРА УСЛУГ
Большое развитие в Нидерландах получила сфера услуг, обеспечивающая
61,5% ВНП и обеспечивающая работой свыше трех четвертей трудоспособного
населения. Ведущими отраслями этой сферы экономики являются транспорт и
связь, банковское и страховое дело. Существенное место занимают также
компьютеризация, техническое обслуживание, расчетные операции и маркетинг,
торговля и т.д.
Туризм также представляет собой одну из наиболее крупных отраслей
сферы услуг. Ежегодно почти 6 млн. иностранных туристов посещают Нидерланды
и более 6 млн. голландцев проводят свои отпуска за границей. В области
туризма специализируются свыше 40 тыс. фирм и компаний и занято более 260
тыс. человек. На долю туристов приходится почти 11% всех потребительских
расходов в Нидерландах.
По данным Национального туристического бюро, в ближайшие годы можно
ожидать рост туризма на 3-4%. Это прогноз основывается на таких тенденциях,
как увеличивающееся количество свободного времени, изменения в структуре
расходов и растущее число пожилых людей, имеющих в своем распоряжении
больше времени и денег.
2 ВЕДУЩИЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1 ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Топливно-энергетический комплекс является ключевой сферой
хозяйственной инфраструктуры, обеспечивающей потребности многоотраслевой
экономики и населения в электроэнергии и различных видах энергоносителей. В
принципе, Нидерланды можно отнести к сравнительно благополучным странам в
отношении возможности решения энергетических проблем. Голландия располагает
весьма значительными собственными энергоресурсами, главным образом в виде
запасов природного газа, а также нефти, месторождения которых находятся как
на территории страны, так и на континентальном шельфе. Причем добыча газа
ведется в таких масштабах, которые позволяют экспортировать значительную
часть его, за счет чего покрываются затраты на экспорт ввозимых в страну
энергоносителей.
Таблица 2.4
Основные показатели топливно-энергетического комплекса Нидерландов
|ЭНЕРГОРЕСУРСЫ |1985 г. |1990 г. |1993 г. |1994г. |
|Добыча/производство |
|Природный газ, млрд. куб. М |81 |72 |84 |84 |
|Сырая нефть, млн. т |3,7 |4,0 |3,3 |4,5 |
|Электроэнергия, млрд. кВт/ч |63 |72 |77 |80 |
|Потребление |
|Уголь, млн. т |10 |14 |13 |14 |
|Природный газ, млрд. куб. М |44 |41 |46 |47 |
|Нефтепродукты, млн. т |19,4 |22,5 |22.3 |23,4 |
| В том числе: | | | | |
| бензин, млн. т |4,6 |4,6 |5.1 |5.2 |
| диз. топливо, газойль, |3,2 |4,4 |4,9 |4,9 |
|млн. т | | | | |
| сжиженный газ, млн. т |0,8 |0 |0,9 |0,8 |
2 ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Химическая промышленность - вторая по величине отрасль производства в
Нидерландах. Ее годовой оборот составляет около 15% общего промышленного
оборота. Отрасль насчитывает около 350 компаний (не включая субсектор
пластмасс), которые дают работу почти 90 тыс. голландцев. Три нидерландских
концерна, "ШЕЛЛ КЕМИ", "АКЗО-Нобель" и "ДСМ", принадлежат к числу
крупнейших в мире предприятий химической промышленности.
Предприятия химической промышленности Нидерландов выпускают более 50
тыс. различных товаров и видов продукции. Отрасль включает следующие
сектора производства:
. производство основных химических продуктов (искусственные
удобрения и неорганическое сырье - хлор, фосфор, серная кислота и
т.п.);
. производство продуктов тонкой химической технологии (полуфабрикаты
для фармацевтической промышленности и д.р.);
. производство специализированных химических продуктов (готовые
изделия, лекарства, краски, мыло);
. производство химических продуктов из нефтяного сырья;
. переработка каучука и пластмассы (для изготовления упаковочных и
строительных материалов и для автомобильной промышленности).
3 МЕТАЛЛУРГИЯ И МЕТАЛЛООБРАБОТКА
Благодаря своему удачному географическому положению Нидерланды имеют
хорошие условия для развития базовой металлургии и металлообрабатывающих
секторов промышленности. Выход страны к морю и наличие крупных современных
портов позволяют импортировать и экспортировать сырье и полуфабрикаты в
большом количестве, относительно дешево и с большой эффективностью.
Базовую металлургическую и металлообрабатывающую промышленность
Нидерландов можно классифицировать по общепринятой схеме на сектора черных
и цветных металлов.
1 СЕКТОР ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ
Сектор черных металлов является доминирующим в металлоиндустрии
Нидерландов. В нем занято две трети от общего числа работников базовой
металлургической и металлообрабатывающей промышленности.
Самым крупным предприятием сектора и отрасли в целом является концерн
"Хооговенс" с общим числом сотрудников около 27 тыс. чел., из числа которых
60% заняты в производстве стали. На сталь приходится половина оборота
компании. Постоянное наращивание объемов производства - одна из наиболее
характерных черт концерна. "Хооговенс" имеет тесные связи с зарубежными
компаниями. Так, например, в сотрудничестве с "Бритиш Стил" "Хооговенс"
разработал восстанавливаемую сталь для производства консервных банок,
покрытую уникальным антикоррозийным защитным покрытием. При тесном
взаимодействии концерна с французскими автомобилестроителями и голландскими
производителями автомобилей осуществляется выпуск долговечных труб для
автомобильных глушителей из нержавеющей стали.
2 СЕКТОР ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ
Ведущее место в секторе занимают компании, производящие и
обрабатывающие алюминий, представленные на рынке Нидерландов как крупными
алюминиевыми предприятиями, так и небольшими специализированными фирмами. В
небольших объемах производится и ряд других цветных металлов.
Как и в черной металлургии, здесь доминирует концерн "Хооговенс", на
который приходится практически все реальное производство этого металла в
Голландии. В алюминиевом подразделении концерна занято около 7 тыс.
человек, т.е. 24% всех работников. Предприятия концерна производят почти
все виды алюминия: первичный, листовой, в рулонах, прокат различных
конфигураций, литье и провод.
4 МАШИНОСТРОЕНИЕ
Машиностроение является крупной высокоразвитой отраслью голландской
индустрии. Она включает около 1400 фирм с общей численностью персонала
свыше 88 тыс. человек. Нидерланды производят сравнительно малое количество
тяжелых машин и оборудования, и большинство фирм отрасли относятся к
секторам среднего и легкого машиностроения.
Голландские машиностроительные предприятия выпускают транспортные и
строительные машины, сельскохозяйственную технику, подъемное оборудование,
паровые котлы, компоненты приводов, гидравлические и пневматические
механизмы и т.д. Нидерланды завоевали высокую международную репутацию в
изготовлении машин для окончательной обработки текстиля и
высококачественной печати, оборудования для нефтехимии, работ на шельфе,
производства бумаги и картона, а также для пищевой промышленности.
3 АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС НИДЕРЛАНДОВ
1 ПРОИЗВОДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИЙ
Сельское хозяйство Нидерландов - высокопродуктивное, с ярко выраженной
экспортной ориентацией. Из Голландии поставляется за рубеж 60% производимой
в стране аграрной продукции, что составляет 24% стоимости всего
нидерландского экспорта. Важными причинами большого зарубежного спроса
являются высокое и стабильное качество продукции и прочная рыночная
организация.
По темпам роста объема сельскохозяйственного производства Голландия
занимает первое место среди развитых стран. На гектар сельхозугодий
производится продукции в 3 раза больше в стоимостном выражении, чем в
среднем по странам ЕС.
Характерной чертой сельского хозяйства Нидерландов является его
интенсивность. Количество продукции растет, в то время как процент
населения, занятого в аграрном секторе, а также площади
сельскохозяйственных земель постепенно уменьшаются. Хотя они пока еще
занимают около 50% территории страны.
Таблица 2.5
Основные показатели аграрного сектора
|ПОКАЗАТЕЛИ |1985г. |1990г. |1993г. |1994г. |
|Число фермерских хозяйств, тыс. |136 |125 |120 |116 |
|ед. | | | | |
|Площади сельскохозяйственных |2,0 |2,0 |2,0 |2,0 |
|угодий, млн. га | | | | |
| В том числе: | | | | |
| луга и пастбища, млн. га |1,2 |1,1 |1,1 |1,1 |
| пахотные земли, млн. га |0.7 |0,8 |0,8 |0,8 |
| сады и огороды, млн. га |0,1 |0,1 |0.1 |0,1 |
| земли под паром, тыс. га |5 |6 |11 |14 |
|Животноводство |
|Крупный рогатый скот, тыс. |5,2 |4,9 |4,8 |4,7 |
|Свиньи, тыс. |12,4 |13,9 |15,0 |14,6 |
|Овцы, тыс. |0,8 |1,7 |1,9 |1,8 |
|Козы, тыс. |90 |93 |96 |92 |
|Куры, млн. |12 |61 |57 |64 |
|Производство продукции, тыс. т |
|Молоко |12,5 |11,3 |11,0 |10,9 |
|Масло |0.2 |0,2 |0,1 |0,1 |
|Сыр |0,5 |0,6 |0,6 |0,6 |
|Зерно |1,1 |1,4 |1,4 |1.3 |
|Картофель |4,7 |4,7 |5,1 |4,7 |
|Сахарная свекла |6,3 |8,6 |7,5 |6,1 |
|Объем продаж на аукционах, млн. гульд. |
|Овощи |2,7 |3,2 |3,0 |2,9 |
|Фрукты |0,4 |0,5 |0,5 |0,5 |
|Срезанные цветы |2,5 |3,3 |3,7 |3,9 |
|Многолетние растения |0,8 |1,2 |1,3 |1,4 |
2 ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Пищевая промышленность является ведущей отраслью нидерландской
экономики, на ее долю приходится 28% всего промышленного товарооборота
страны. Целесообразное использование имеющейся инфраструктуры и
международный опыт позволили нидерландским производителям быстро и
эффективно обслуживать весь рынок ЕС.
Разнообразие и качество продукции за недавние годы значительно
возросло. В Нидерландах эта тенденция вызвала переключение от продуктовой
на рыночную ориентацию. Это, однако, представляет собой коренное изменение,
требующее крупных инвестиции в изучение рынка, разработку изделий и
маркетинг. Различные отрасли нидерландской пищевой промышленности, такие
как молочная промышленность и переработка мяса, уже приспособились к этой
новой ситуации и расширили свой ассортимент за счет диверсификации и
выпуска новых высококачественных продуктов.
4 ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА НИДЕРЛАНДОВ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
Нидерланды имеют развитую сеть путей сообщения, играющую важную роль
во всей транспортной системе Западной Европы. Ведущие места по грузообороту
занимают водный и автомобильный транспорт.
Морской флот имеет общий тоннаж 4,5 млн. брутто регистровых тонн. Из
них к портам Нидерландов приписаны суда общим тоннажем 3,7 млн. б.р.т.
Часть флота приписана к портам Кюрасао, Арубы и др. Голландия занимает 25-е
место среди морских держав мира.
В Нидерландах широко развито портовое хозяйство: многопрофильный порт-
гигант в Роттердаме, который удерживает первое место в мире по
грузообороту, крупный порт в Амстердаме, специализированные порты во
Флиссингене, Тернеузене и Делфзайле.
Роттердам является также крупнейшим в мире перевалочным пунктом для
грузов, следующих практически во все регионы мира.
Голландский флот на внутренних водах насчитывает 6 тыс. судов общим
водоизмещением около 5 млн. т и является крупнейшим в Западной Европе.
Почти во все европейские промышленные центры можно завезти груз из
Роттердама, используя разветвленную сеть судоходных рек и каналов. Ежегодно
из порта Роттердама совершаются 170-180 тысяч рейсов речных судов.
Автомобильные перевозки грузов - основное средство осуществления
транспортных связей в Европе. Таким путем доставляется 80% всех грузов,
перемещаемых внутри континента. Нидерланды располагают развитой сетью
современных автомобильных магистралей. Около трети всех грузовиков,
пересекающих европейские границы, принадлежит голландским транспортным
компаниям. Тарифы на перевозку в Нидерландах одни из низких в Западной
Европе из-за открытой конкуренции и отсутствия вмешательства государства.
Нидерландские железные дороги играют небольшую роль в грузовых
перевозках. Причем в последние годы наблюдается сокращение объемов
перевозок грузов с 19,6 млн. т в 1988 г. до 16 млн. т в 1993 г. Наоборот,
перевозки пассажиров росли и в 1993 г. составили 350 млн. чел. против 256
млн. чел. в 1990 г.
Впрочем, ряд прогнозов предсказывает новое оживление на рельсовых
путях, прежде всего за счет увеличения перевозок контейнерных грузов и
расширения транспортных операций в комбинации "трак/железная дорога". По
самым оптимистичным прогнозам, это увеличит ежегодные грузоперевозки до 65
млн. т к 2010 году. Поэтому в развитие отрасли предусматриваются большие
инвестиции. Например, в создание новой железнодорожной линии, соединяющей
порт Роттердама с внутренними районами Германии, планируемый общий объем
капиталовложений составляет 5 млрд. гульд. В настоящее время протяженность
нидерландских железных дорог приближается к 3 тыс. км, из которых около 2
тыс. км электрифицированы. Готовится строительство новой сверхскоростной
пассажирской магистрали (скорость поездов 300 км в час), которая свяжет
Амстердам через аэропорт Схипхол и Роттердам с Брюсселем, Парижем и
Лондоном.
Гражданская авиация Нидерландов располагает 600 самолетами.
Аэропорт Схипхол, расположенный между Амстердамом и Гаагой, один из
современных модернизированных европейских портов, занимает 4-е место после
Франкфурта, Парижа и Лондона. Ежегодно через Схипхол перевозится около 700
тыс. т грузов, что позволило ему войти в десятку крупнейших воздушных
портов по этому показателю. Годовой пассажирооборот Схипхола перешагнул 20-
миллионный рубеж (при полной пропускной способности в 27 млн. пассажиров).
В соответствии с проектом "Схипхолл-2000" осуществляется реконструкция и
техническая модернизация аэропорта. Помимо Схипхола действуют еще около 20
аэропортов, в том числе 12 с международными линиями. Национальная
авиакомпания "КЛМ" совершает рейсы в 90 стран мира.
Таблица 2.6
Объемы перевозок по видам транспорта
|BИДЫ ТPAHCПOРTA |1985г. |1990г. |1993г. |1994г. |
|Морские перевозки, млн. т |328 |373 |365 |380 |
|Перевозки по внутренним водам, млн. |224 |254 |225 |220 |
|т | | | | |
|Железнодорожные перевозки, млн. т |20 |18 |17 |16 |
|Автодорожные перевозки, млн. т |429 |511 |536 |540 |
|Трубопроводный транспорт, млн. т |35 |41 |47 |47 |
|Авиаперевозки - а/п Схипхол, тыс. т |436 |604 |774 |850 |
|Перевозки пассажиров, млн. чел.: | | | | |
| железнодорожный |206 |256 |333 |330 |
| авиационный - а/п Схипхол |11,8 |16,6 |20,8 |23,3 |
3 Список используемой литературы:
1. Царегородцев А. Н. и соавторы, «Как делать бизнес в Нидерландах»,
Обозреватель, Москва 1995.
2. Бусыгин А. В., «Нидерланды», Мысль, Москва 1988.
3. Страны мира: справочник, Политиздат, Москва 1991.
4. Данные Министерства экономических дел Нидерландов, голландского
Центрального бюро статистики, банка ABN AMRO.
Страницы: 1, 2, 3
|