Народы Северного Кавказа
Народы Северного Кавказа
Северный Кавказ
|Северный Кавказ - это Россия в миниатюре. Многочисленное население со |
|своими традициями, верованиями, языками, экономическими неурядицами, с|
|попытками одного народа диктовать другим народам "правильную линию" |
|поведения вызывают, мягко говоря, неприятие. Действительно, трудное |
|это дело, владеть колониями, народ в которых никак не хочет понять, |
|что "За совращение несовершенолетних..." не тост, а статья Уголовного |
|кодекса. И многое, что считалось достойным настоящего джигита, теперь |
|трактуется статьей УК и банальным "Восток ...тонкое". Но мы знаем и |
|далее - "Где тонко..." |
|На пятачке, называемом Северный Кавказ живут такое же количество |
|народов, что и во всей остальной России. И они как-то уживались!.. Но |
|после имперского "Разделяй и властвуй" вся ненавязчивая дружба |
|кавказких народов дала не просто трещину, а омылась кровью. А здесь |
|кровь смывается кровью! |
|АДЫГИ, адыгэ (самоназв.), этническая общность, включающая адыгейцев, |
|кабардинцев, черкесов. Числ. в России 559,7 тыс. чел.: адыгейцы - |
|122,9 тыс. чел., кабардинцы - 386,1 тыс. чел., черкесы - 50,8 тыс. |
|чел. Живут также во многих странах мира, гл. обр. на Бл. и Ср. |
|Востоке, где, обычно называемые черкесами, расселены компактно и |
|включают нередко абазин, абхазов, осетин и др. выходцев с Сев. |
|Кавказа,- в Турции (150 тыс. чел.), Иордании (25 тыс. чел.), Иране (15|
|тыс. чел.), Ираке (5 тыс. чел.), Ливане (2 тыс. чел.), Сирии (32 тыс. |
|чел., вместе с чеченцами), всего ок. 250 тыс. чел. Общая числ. св. 1 |
|млн. чел. Языки - адыгейский и кабардино-черкесский. Верующие - |
|мусульмане-сунниты. Древняя история А. и формирование их общности |
|связаны с р-нами Вост. Причерноморья и Закубанья. В 1-м тыс. до н.э. |
|древнеадыг. племена уже фиксируются в Вост. Причерноморье. Процесс |
|формирования древнеадыг. общности охватывал в осн. кон. 1-го тыс. до |
|н.э.- сер. 1-го тыс. н.э. В нём участвовали племена ахеев, зихов, |
|керкетов, меотов (в т.ч. торетов, синдов) и др., этнически, видимо, не|
|только древнеадыгские. По сведениям Страбона, эти племена населяли |
|терр. на Ю.-В. от совр. Новороссийска по левобережью Чёрного м. и в |
|горах вплоть до совр. Сочи. Жители побережья занимались земледелием, |
|но их гл. промыслом был морской разбой. В 8-10 вв. А. занимали земли в|
|Прикубанье, в т.ч. вблизи др.-рус. Тмутараканского кн-ва. Известен ряд|
|воен. походов (965, 1022) рус. князей на А.-касогов. В результате |
|монгольских завоеваний в 13 в. нас. сконцентрировалось гл. обр. в |
|горных ущельях, что привело к большой плотности нас., к малоземелью |
|горцев. Прервалось развитие городской жизни, этнич.терр.сократилась, |
|гл. обр. за счёт Прикубанья. В 13-14 вв. обособилась часть |
|кабардинцев. В 16-18 вв. терр. А. была ареной многочисл. междоусобиц и|
|войн, в к-рых участвовали Турция, Крымское ханство, Россия, да-гест. |
|владетели. Обл. расселения А. (Чер-кесия) охватывала земли от Тамани |
|на 3. до вост. побережья Каспия на В., включала земли в басе. Кубани и|
|по Вост. Причерноморью на С.-З. от совр. Сочи. Однако значит, часть |
|этих земель представляла собой хоз. угодья, в осн. пастбища для |
|кабард. коневодства, и не имела постоянного нас. В годы Кавказской |
|войны (1817-64) происходит внутр. самоорганизация зап. А.- адыгейцев. |
|В 1-й трети 19 в. в Закубанье образуется группа адыг. (кабардинского) |
|нас., позднее получившая назв. черкесы. Кавказская война и |
|последовавшие за ней реформы во многом изменили этнич. и демографич. |
|ситуацию, особ. это связано с махаджирст-вом - переселением горцев в |
|Османскую империю, продолжавшимся до 1-й мир. войны, а также |
|поселением горцев на равнине. А. имели во многом общую социальную |
|структуру. В 19 - нач. 20 вв. сохранялись мн. нормы обычного права - |
|обычаи кровной мести, аталычества, гостеприимства, куначества, |
|патроната, искусств. родства (молочное усыновление, побратимство). |
|Образ жизни привилегированных сословий резко отличался от жизни |
|простого народа; социальные различия сказывались в одежде, её цветовой|
|гамме, покрое. В обществ, и семейном быту, помимо обычного права |
|(адат), действовали нормы мусульм. права (шариат). До наст. времени А.|
|во многом сохранили единую традиц. культуру, различия в к-рой |
|(особенно в х-ве, поселении, пище) определяются в осн. |
|природно-климатич. условиями, вертикальной зональностью. Сохранялась |
|общность духовной культуры адыгов: пантеон божеств, мн. традиции |
|обществ. быта (напр., творчество певцов-импровизаторов), традиц. |
|представления. А. чётко осознают своё историч. единство. |
|АНДИЙСКИЕ НАРОДЫ, группа наро дов в составе андо-цезских |
|(андо-дидойских) народов Дагестана: андийцы, ах-вахцы, багулалы, |
|ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы. Общая числ. в |
|России (вместе с цезскими народами) - 55-60 тыс. чел. Коренное нас. |
|высокогорья Западного Дагестана, родственны аварцам. Говорят на |
|андийских языках (нахско-даг. группа северо-кавказ. семьи), имеющих |
|большое количество диалектов. Распространены аварский, чеченский (у |
|андийцев, ботлихцев, годоберинцев), рус., азерб. яз. Письменность гл. |
|обр. на рус. и аварск. яз. на рус. графич. основе. Верующие - |
|мусульмане-сунниты. В 1 в. н.э. андийцев упоминает Плиний Старший. Они|
|занимали обширные терр. вниз по течению р. Андийское Койсу, где их, |
|очевидно, ассимилировало аваро-языч. местное нас. Традиц. соц. |
|отношения - патриарх. А.н. были организованы в общины (джамааты) |
|воинов-скотоводов и земледельцев. зовамия - союзы сел. общин ("вольные|
|общества"). Судопроизво было осн. на обычно-правовых установлениях |
|(адатах) и нормах мусульм. нрава (шариат). Преобладающая форма семьи -|
|малая, пережиточные формы неразделённой семьи сохранялись лишь |
|эпизодически. Вплоть до 30-40-х гг. 20 в. сохранялось значение |
|патриарх, кровнородств. объединений -тухумов. Главы тухумов чаще всего|
|являлись старейшинами в джамаате. Приоритетно родство по муж. линии. |
|До 40-х гг. 20 в. сохранялись рудименты муж. союзов (многодневные муж.|
|увеселит, собрания). Ныне для решения местных нац.-культурных, адм., |
|хоз. задач А.н. созданы землячества, объединившие б.ч. мужчин. Селения|
|располагались но склонам ущелий, планировка ступснчато-кучевая. |
|Строились 3-4-ярусные боевые башни с бойницами. Жилища каменные, |
|нрямоуг. в плане, чаще одноэтажные, с небольшим двором, реже |
|двухэтажные, с плоской крышей. Одежда в осн. общедагест. типа. Мужчины|
|носили туникообразные рубахи, узкие штаны, бешмет, черкеску, бурку, |
|овчинные шубы и папахи. Обувь из сыромятной кожи, из хрома местной |
|выделки, войлока, деревянная. Жен. одежда: иногда овчинные шубы, |
|платки и шали, чепец-накосник чухту, неск. разновидностей |
|туникообразных отрезных и распашных платьев-рубах, узкие штаны; обувь |
|преим. та же, что и у мужчин. Разнообразны серебряные украшения. Пища |
|в осн. мучная и мясо-молочная, фрукты, дикорастущие растения, плоды и |
|коренья. Осн. блюда: неск. разновидностей хлеба, лепёшек, каш, блюд из|
|толокна, хиикалы, похлёбки, пироги, вареники и др. Литература и |
|фольклор двуязычны - на аварск. и родном яз. У каждого из А.н. |
|разработан свой с.-х. календарь, развита нар. медицина. Отмечаются |
|календарные и мусульм. праздники. В быту пережиточ-по сохраняются |
|языч. представления: вера в чертей, джиннов, ведьм, домовых. |
|ЦЕЗСКИЕ НАРОДЫ, группа народов в Рос. федерации в составе андо-цезских|
|(андо-дидойских) народов Дагестана: цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы,|
|бежтинцы, хваршины. Общая числ. (вместе с андийскими народами) - 55-60|
|тыс. чел. (1992, оценка). Языки образуют подгруппу в составе |
|нахско-дагестанских яз. Родственны аварцам, в составе которых Ц.н. |
|учитывались в переписях нас. СССР (кроме переписи 1926). Говорят на |
|цезских языках, имеющих много диалектов. Различия между цезскими |
|языками значительнее, чем между андийскими. Большинство свободно |
|владеет аварским, представители среднего и старшего поколений - |
|грузинским яз. Письменность на авар. яз. Верующие - |
|мусульмане-сунниты. Впервые упоминаются у антич. авторов 1-2 вв. как |
|дидуры (дидойцы). Под назв. Дидо был известен союз сел. обществ, |
|объединявший многие горские народы Зап. Дагестана. Бежтинцы-капучинцы |
|упоминаются в араб. географич. сочинениях 10 в. Груз. хроники |
|упоминают эн-зебцев (гунзибцев) и хуайпов (хварши-нов). С 15 в. |
|начинается активная исла-мизация Ц.н., связанная с усилением экспансии|
|аварских (хупзахских) ханов. С этого времени Дидо распадается на ряд |
|самостоят, союзов сельских обществ. Процесс исламизапии завершился в |
|основном к кон. 18 в. В сер. 1940-х гг. значит, число семей Ц.и. было |
|принудительно переселено на опустевшие чеченские территории. В 1957-58|
|им было разрешено вернуться на исконные места. |
|Территориально-родственные общины (джамаат) объединялись в |
|военно-поли-тич. союзы сельских общин ("вольные общества"). Высшим |
|закоподат. органом общины был сход мужчин (с 15-летнего возраста). |
|Исполнит, и судебная власть находилась в руках старейшин. Традиц. виды|
|х-ва - отгонное скотоводство, гл. обр. овцеводство, земледелие, |
|ремёсла и промыслы. Со 2-й пол. 19 в. растёт товарное нроиз-во. В |
|последние десятилетия 20 в. появились новые отрасли х-ва (садоводство |
|и др.). Преобладала малая семья. Неразделённые братские семьи |
|сохранялись эпизодически в силу экономич. целесообразности. Большое |
|значение имели кровнородственные союзы семей - тухумы. В джа-маате |
|могло быть от 2-3 до 7-8 туху-мов (часто родственных между собой). |
|Главы тухумов (чаще всего они же старейшины общины) представляли |
|интересы своего тухума перед общиной и союзом общин. Тухум оказывал |
|поддержку своим членам, давал им рекомендации и наставления, в его |
|пределах был предпочтителен выбор брачных партнёров. В семьях |
|господствовали патриархальные отношения. Селения располагались по |
|склонам ущелий, имели ступенчато-кучевую планировку. Доступ в селение,|
|как правило, был возможен лишь по одной тропе. В селениях строились |
|многоэтажные каменные боевые башни с бойницами. Наружу постройки были |
|обращены глухими стенами с бойницами. Чаще всего в центре селения |
|располагалась мечеть. В селениях было но нескольку годеканов - мест |
|сбора и проведения досуга взрослых муж-чип. Главный годекан обычно |
|находился у мечети. Жилища каменные, 2-4-этажные. Стены верх. этажей |
|часто строились из досок или плетёнки, обмазанной глиной. Муж. одежда |
|однотипна с одеждой др. народов Дагестана: овчинные папахи, шубы, |
|бурка, бсшмет, черкеска, штаны с зауженными штанинами, на вздержке, |
|ту-никообразиая рубаха без воротника, с длинными рукавами без манжет. |
|Обязательным атрибутом муж. костюма был кинжал. Самый распространённый|
|тип обуви - вязаные шерстяные сапоги с толстой простёганной шерстяной |
|подошвой и загнутыми носками. Женщины носили рубахи (тупикооб-разного |
|покроя или отрезные по талии), подпоясанные матерчатым поясом, штаны, |
|скроенные из двух полотнищ, на вздёржке, меховые шубы, платки и шали. |
|Непременным головным убором девочек и женщин был чепец-накосник чухту:|
|небольшой мешочек, закрывающий волосы от лба до затылка и спускающийся|
|но спине до пояса. Основными продуктами питания были мука, крупы, |
|толокно, сушёное и свежее мясо, курдюк, молоко, масло, сыр, свежие и |
|сушеные фрукты. Из муки готовили пресный и кислый хлеб, лепёшки, |
|несколько разновидностей хипкалов; из муки и круп готовили каши; мясо |
|потреблялось чаще всего варёным, с хипкалом, иногда жареным; |
|готовились пироги типа чуду и вареники (курзе) - с творогом, мясом, |
|зеленью и др. Календарные праздники: день первой борозды, день встречи|
|зимы и др.- отмечались спортивными состязаниями, разведением костров, |
|процессиями ряженых и др. Сохранялись домусульм. представления, вера в|
|чертей, джиннов, ведьм, домовых и др. Литература и фольклор |
|ШАПСУГИ, шапсыг (самоназв.), народ группы адыгов в Рос. Федерации. |
|Живут в Туапсинском и Лазаревском р-нах Краснодарского кр., небольшая |
|группа - в Адыгее. Переписями не учитывались. По косвенным данным, |
|насчитывали в 1926 св. 4 тыс. чел.; совр. числ. ок. 10 тыс. чел. |
|Говорят на диалекте адыгейского яз. Верующие - мусульмане-сунниты. Ш. |
|составляли одну из самых крупных групп нричерноморских адыгов (совр. |
|адыгейцев), населяли земли между рр. Джубга и Шахе (т.п. Малый Шапсуг)|
|и высокогорные лесистые обл. на сев. склонах Кавказского хр. по рр. |
|Антхир, Абин, Афине, Бакан, Шипе и др. (Большой Шапсуг). Принимали |
|активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством. Во время |
|Кавказской войны были одними из самых упорных противников России, |
|вошли в созданный Шамилем союз, существовавший до 1859. В кон. 1860 |
|был учреждён меджлис, объединивший Ш., убыхов и натухайцев. В 1864 |
|осн. часть Ш. вместе с др. адыгами переселилась в Турцию, где была |
|частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность. На |
|Кавказе осталось ок. 2 тыс. Ш., их земли стали заселяться иноэтнич. |
|элементом. В 1924 был создан Шапсугский нац. р-н с центром в Туапсе, |
|затем в с. Красно-александровское и Лазаревское, в 1945 |
|преобразованный в Лазаревский р-и Краснодарского кр. На 1-м съезде |
|шап-сугского парода в 1990 была принята декларация о восстановлении |
|Шапсугского нац. р-на. 12 июня 1992 Президиум ВС РФ принял |
|постановление о создании Шапсугского нац. р-на. Традиц. культура |
|характеризовалась общеадыгскими чертами. Сеяли просо, в меньшем |
|количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овёс; с кон. 18 в. широко |
|распространилась кукуруза. Разводили кр. и мелкий рогатый скот, |
|занимались коневодством. Значительное место принадлежало садоводству и|
|виноградарству. Занимались также пчеловодством. В материальной |
|культуре традиционные элементы сохранились гл. обр. в пище (мамалыга |
|из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в |
|частности сыров). Мужчины носят папахи в сочетании с европейским |
|костюмом, женщины - наголовныс платки. В общественно-семейном быту |
|сохраняются мп. патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, |
|уважение к старшим, общинная взаимопомощь. Свадьбы обычно очень |
|многолюдны и могут продолжаться несколько дней, сопровождаются конными|
|состязаниями. Доисламские верования включали культ общеадыгских |
|божеств -грома и молнии Шиблс, плодородия Со-зсреша, покровителей |
|скотоводства Еми-ша, Ахипа, Хакусташа, кузнечного ремесла Тленша и |
|др., а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд вызывания |
|дождя Ханцсгуаше: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем |
|топили в речке. Фольклор включает разнообразные по сюжетам сказки, |
|мифы, легенды. |
|Дагестан |
|АВАРЦЫ, м а арулал (само назв.), народ в России, коренное нас. |
|Дагестана. Числ. в России 544,0 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане 496,1 |
|тыс. чел. Живут также в Чечне, Калмыкии, кроме того, в Азербайджане |
|(Белоканский и Закатальский р-ны - 44,1 тыс. чел.), в Грузии (4,2 тыс.|
|чел.), в Казахстане (2,8 тыс. чел.). Общая числ. 601,0 тыс. чел. |
|Говорят на аварском яз. нахско-даг. группы северо-кавказ. семьи. |
|Диалекты делятся на 2 группы: сев. наречие - зап. (салатавский), вост.|
|и центр, (хунзахский) диалекты; юж. наречие - андалальский, анцухский,|
|гидатлинский, карахский, батлухский, закатальский (джарский). |
|Распространён рус. яз. Письменность на осн. рус. графики. Верующие - |
|мусульмане-сунниты. Осн. масса А. живёт во внутреннегор-ной и |
|альпийской зонах, в 1940-60-е гг. часть переселилась на равнину. С А. |
|связывают известные со 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. племена легов, |
|гелов, каспиев, утиев и др., сближают упоминаемых Птолемеем (2 в.) |
|савиров. С 5 в. терр., заселённая А., известна как царство Серир. |
|Позднее А. входили в состав Аварского и Мехту-линского (обр. в 18 в.) |
|ханств и много-числ. (ок. 40) "вольных обществ" (союзов сел. общин). |
|Общая правовая система и политич. консолидация А. способствовали |
|выработке у них т.н. гъоболмац! ("язык гостя" или болмац!, "язык |
|войска"), положенного в основу лит. яз. В 15 в. утвердился ислам. С 16|
|в. существовала письменность на араб. графич. основе. После |
|присоединения Дагестана к России (1813) А. приняли участие в |
|освободит. борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля. Во 2-й |
|пол. 19 в. к А. стали проникать товарно-ден. отношения. Нац. |
|консолидация А. ускорилась с образованием Дагестанской АССР (1921, с |
|1991 -Респ. Дагестан). Традиц. занятия - скот-во и пашенное земледелие|
|(ячмень, пшеница, голозерный ячмень, рожь, овёс, просо, бобовые, |
|кукуруза, картофель, лён, конопля). В горных р-нах и предгорьях |
|земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль |
|принадлежала скотоводству (гл. обр. отгонное овцеводство). Традиц. |
|породы овец грубошерстные, в сов. время появились тонкорунные. |
|Занимались садоводством и виноградарством. Практиковали террасирование|
|горных склонов, беспаровой севооборот, чередование с.-х. культур, |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|