Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России
поступлений в бюджет государства, которые прямо или косвенно обеспечиваются
за счет разработки минерально-сырьевых богатств страны, составляют 70 %.
Составляет основу оборонного могущества страны. Развитая сырьевая база
является необходимым условием для совершенствования военно-промышленного
комплекса государства и создает необходимый стратегический запас и
потенциал.
Обеспечивает социальную стабильность. В России практически все крупные
компании, входящие в состав минерально-сырьевого комплекса, или же
связанные с ним, являются градообразующими. Таким образом, развитие данного
сектора экономики будет обеспечивать повышение уровня благосостояния
населения и снижение социальной напряженности.
Способствует развитию интеграционных процессов между странами. Взаимное
дополнение государств, в рамках единого экономического пространства,
обеспечит обладание практически всеми видами полезных ископаемых, что будет
оказывать очень большое влияние на мировом сырьевом рынке.
Стратегическим фактором экономического роста России в ближайшее время
должна стать структурная перестройка национальной экономики на основе
имеющихся минерально-сырьевых ресурсов страны с целью существенного
повышения ее эффективности. Особая сложность этой задачи состоит в том, что
необходимо перестраивать отраслевую и производственную структуры, которые
складывались в условиях планово-распределительной системы и полной изоляции
от мирового рынка. Указанное обстоятельство определило низкий уровень
эффективности работы обрабатывающей промышленности, не
конкурентоспособность большей части ее продукции на Мировом рынке и, как
следствие, снижение объемов производства и ликвидацию многих предприятий
данного сектора экономики.
Финансово-промышленные группы как основа формирования наиболее эффективных
и конкурентоспособных компаний.
Большая часть добывающих предприятий не обладает достаточным
инвестиционным потенциалом не только для расширенного, но и простого
воспроизводства основных фондов. Так, в наиболее благополучной из отраслей
МСК газовой промышленности более 60 % газопроводов эксплуатируются более 20
лет (при нормативе 33 года), а в угольной промышленности более двух третей
основных фондов находится за чертой физического износа.
В этой связи процесс структурной перестройки национальной экономики должен
иметь целью формирование наиболее эффективных и конкурентоспособных
компаний, как на внутреннем, так и на мировом рынках. Учитывая огромный
минерально-сырьевой потенциал России, восстановление отечественной
обрабатывающей промышленности должно производиться на основе ее
всесторонней интеграции с добывающими отраслями.
Наиболее перспективной формой такой интеграции должно стать создание, при
всесторонней поддержке государства, крупных финансово-промышленных групп -
корпораций межотраслевого профиля, которые могли бы конкурировать с
транснациональными корпорациями Запада.
Сегодняшнее финансовое состояние предприятий добывающей и обрабатывающей
промышленности, использование в процессе производства неконкурентоспособных
технологий, отсутствие ассигнований на геологоразведочные работы - все это
заставляет при поддержке государственных органов организовывать финансово-
промышленные группы, способные аккумулировать значительные финансовые
средства на внутреннем и мировом рынках капитала.
Основные приоритеты государства при создании межотраслевых финансово-
промышленных групп должны предусматривать:
устойчивое обеспечение страны минеральными ресурсами и продуктами их
переработки;
повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов и
создание необходимых условий для перевода экономики на ресурсосберегающий
путь развития;
дальнейшее развитие сырьевой базы;
поддержание и наращивание экспортного потенциала страны, изменение его
структуры в пользу торговли продуктами переработки и промышленной
продукции;
развитие обрабатывающей промышленности и ее экспортного потенциала и др.
Обозначившийся в России процесс становления промышленно-финансовых групп на
базе отдельных отраслей МСК (прежде всего газовой, энергетической,
нефтяной, алюминиевой и др.) знаменует формирование нового этапа развития -
объединение многоотраслевых комплексов с финансовым и коммерческими
структурами.
Эти комплексы должны определить темпы преобразования и подъема экономики
России как стабильный источник бюджетных и валютных поступлений,
существенный очаг стабильности, в том числе эффективной занятости
населения, как фактор формирования прорывных критических технологий, как
фактор реструктуризации и модернизации базовых отраслей МСК и
промышленности, и, наконец, как фактор интеграции в пространстве России,
СНГ и мирового сообщества.
Природно-ресурсная политика России.
Независимо от того, в чьей собственности находятся природные, в
частности, минеральные ресурсы, государство вправе регулировать процесс их
освоения и использования, действуя в интересах общества в делом и отдельных
собственников, чьи интересы вступают в противоречие друг с другом, а для
достижения компромисса необходима помощь государственных органов власти.
В централизованно управляемой экономике природопользование находилось вне
сферы рыночных отношений. В начале рыночных реформ в России на некоторое
время государство выпустило из рук стратегическое управление природно-
ресурсным комплексом. Это обернулось застоем национального природно-
ресурсного потенциала, развалом формировавшейся в течение многих
десятилетий геологической отрасли, рядом других негативных последствий. Но
сейчас рыночная эйфория первых лет экономических реформ постепенно уступает
место более взвешенному подходу, допускающему возможность и признающему
необходимость регулирующего воздействия государства на хозяйственные
процессы в целом и на природопользование в частности. Практика стран с
развитой рыночной экономикой дает нам немало примеров эффективного
государственного вмешательства в долговременные проекты освоения природных
ресурсов.
Современная стратегия рационального ресурсопотребления не может
базироваться исключительно на возможностях рынка как такового. Это тем
более относится к переходным состояниям экономического развития, а значит,
и к народному хозяйству России. Практика это хорошо демонстрирует - даже
наши инновационные предприятия зачастую не используют ресурсосберегающие
технологии. Рыночный механизм даже в развитых странах не обеспечивает
решение стратегических задач природопользования, охраны природы, устойчивой
экономической безопасности.
В России, следовательно, необходимо реализовать такой принцип
рационального природопользования, как органическое сочетание рыночных
механизмов саморегулирования и поддержки рационального ресурсопотребления и
ресурсосбережения. Система государственного регулирования и поддержки
последних должна включать в себя, как минимум, следующие подсистемы:
а) правового обеспечения,
б) финансово-кредитной поддержки,
в) инфраструктурного и информационного обеспечения,
г) страхования от чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.
Можно также выделить подсистемы научного обеспечения, экологического и
экономического образования и повышения квалификации и др. Рациональное
ресурсопотребление и ресурсосбережение – проблема комплексная и
многоплановая. Наряду с социально-экономическими и экологическими аспектами
исследователями выделяются аспекты технико-технологические.
Совершенствование и кардинальное обновление технологий должно быть
поставлено во главу угла развертывания предпринимательской деятельности.
Согласно ряду серьезных зарубежных и отечественных разработок в
области технологической макродинамики, Россия остается (и при нынешней
непродуманной стратегии рыночного реформирования надолго останется)
многоукладной не только по формам собственности, но и по так называемым
технологическим укладам. При этом у нас господствует "третий
(ресурсозатратный) уклад", пройденный развитыми странами уже в конце70-х
годов, а "четвертый технологический уклад", связанный с переходом на
ресурсосберегающие инновационные технологии, представлен только в ряде
производств ВПК.
Потенциальные условия для перехода к новым укладам в России по ряду
направлений имеются, но для реализации этих возможностей необходимо
обеспечить распространение передовых технологий из ВНК в мирные отрасли и
сферы экономики, использовать еще сохранившийся задел соответствующих
отечественных разработок и стимулировать активизацию наших ученых на новые
разработки. С помощью разработки и внедрения технологий новых укладов
предстоит прежде всего обеспечить эффективное ресурсопотребление
предпринимательских структур в топливно-энергетическом комплексе, АПК, в
отраслях и сферах производственной, социальной и рыночной инфраструктуры. В
целях рационализации ресурсопотребления необходимо создание соответствующих
организационно-экономических условий. Рыночный механизм, как уже
отмечалось, сам по себе не в состоянии решить весь комплекс рассматриваемых
проблем, ряд противоречий устраняется посредством научно обоснованного
государственного регулирования. Речь идет о противодействии монопольному
поведению крупных корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих
инновации и нарушающих нормы природопользования, об обеспечении чистоты
биосистем, блокировании тенденций к экологическому загрязнению и т.д. Во
всех развитых государствах в наибольшей мере (хотя и далеко не всегда
результативно) регулируется именно природопользование вне зависимости от
существующих форм собственности на землю и ее недра, от форм
хозяйствования.
Важнейшей целью природно-ресурсной политики является обеспечение
рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала
России с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей
экономики страны и экспорта. Она должна обеспечить осуществление
принципиальных структурных преобразований, исключающих неэффективное
ресурсорасточительное природопользование, создание экономических механизмов
комплексного решения задач рационального использования, охраны и
воспроизводства природных ресурсов, включая государственную поддержку новых
методов и способов изучения, прогнозирования, мониторинга состояния
природной среды, совершенствование взаимоувязанных систем кадастров на
основе цифровых геоинформационных систем.
В этой связи стратегической целью государственной политики в сфере
восполнения (восстановления) использования и охраны природных ресурсов на
ближайшее десятилетие становится достижение оптимальных уровней
воспроизводства, неистощительное рациональное и сбалансированное
потребление и охрана всего комплекса природных богатств, направленные на
повышение социально-экономического потенциала страны, качества жизни
населения, реализацию прав нынешнего и будущих поколений на пользование
природно-ресурсным потенциалом и благоприятную окружающую среду обитания,
усиленная экономия сырья, материалов, энергии на всех стадиях производства
и потребления, создание основы для перехода к устойчивому развитию, высокая
ответственность при принятии различных внутри- и внешнеполитических
решений, направленных на реализацию геополитических интересов и соблюдение
национальной безопасности России.
При этом основными стратегическими задачами для природно-ресурсного блока
являются
завершение перехода к рациональному сочетанию административных и
экономических методов государственного регулирования в области
природопользования;
формирование эффективной системы органов государственного управления в
сфере природопользования, четкая координация и разграничение сфер их
деятельности;
развитие правовой базы в целях стимулирования инновационного и
инвестиционного процессов в сфере природопользования;
оптимизация объемов и расширение диверсификации источников инвестиции
при воспроизводстве, потреблении и охране природных ресурсов;
развитие государственного регулирования экспортно-импортных операции в
сфере природных ресурсов;
осуществление государственной поддержки научных исследований как
важнейшей исходной части технологического цикла в области изучения,
воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;
создание условий для сбалансированного природопользования как
основного фактора устойчивого развития страны;
обеспечение разграничения функций и прав федеральных органов и
субъектов Российской Федерации в сфере природопользования;
учет региональных особенностей и потребностей природопользования при
совершенствовании структуры экономики России в целом.
Речь идет о противодействии монопольному поведению крупных
корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих инновации и нарушающих
нормы природопользования...
На первом этапе усилия государства должны быть направлены на решение
следующих проблем:
совершенствование природно-ресурсного законодательства, в том числе
усиление административной и уголовной ответственности за его нарушение;
углубление и совершенствование экономического механизма
природопользования;
уточнение и корректировку системы лицензирования и регламентации
режимов природопользования;
разработку механизма аудита в области природопользования;
расширение перечня видов природных ресурсов, используемых на платной
основе;
создание действенного механизма финансового обеспечения программ и
мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов;
формирование критериев и требований к разграничению государственной и
иных видов собственности на природные ресурсы;
создание федерального фонда резервных месторождении полезных ископаемых и
иных видов естественных богатств.
В дальнейшем основные усилия следует сконцентрировать на
завершении создания унифицированной системы нормативно-правового
обеспечения;
реализации государственной политики в области природопользования;
переходе к управлению и регулированию природопользования на основе
разграничения государственной собственности на природные ресурсы между
центром и субъектами;
развитии (реформировании) системы налогообложения в сфере
природопользования с преимущественным замещением акцизов рентными
платежами;
внедрении системы страхования и аудита в практику природопользования;
введении территориальных комплексных кадастров природных ресурсов;
создании единой унифицированной информационно-аналитической и учетно-
статистической системы по природным ресурсам и ряду других направлений.
В связи с этим необходимо
разработать и начать реализацию концепции государственной природно-
ресурсной политики, включающей в себя проблемы нормативно-правового,
экономического, учетно-статистического обеспечения рационального
природопользования;
завершить подготовку нормативно-правовой базы для введения платы за
пользование всеми видами природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный
оборот;
продолжить совершенствование системы платежей за право пользования
недрами, включая возможность получения недропользователями льгот за
истощение недр или за отработку низкокачественных руд, содержащих
дефицитные полезные ископаемые.
В дальнейшем следует предусмотреть уменьшение числа налогов и переход
в основном к рентным платежам, повысить эффективность государственного
управления природопользованием, укрепить экономические основы федерализма в
области отношений собственности на природные ресурсы, усилить
административную и уголовную ответственность за нарушения природно-
ресурсного законодательства, обеспечить соблюдение национальных интересов
при привлечении иностранных инвестиций, совершенствование природо-
ресурсного законодательства, углубление экономического механизма
природопользования, корректировка системы лицензирования и регламентации,
разработку механизмов аудита, расширение перечня платных природных
ресурсов...
Для реализации государственной политики в области использования, охраны и
воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов в качестве первоочередных
следует предусмотреть следующие основные меры:
ликвидация острого дефицита в стране отдельных видов минерального
сырья (марганца, хрома, урана и др.);
приостановление отставания прироста запасов от объемов добычи полезных
ископаемых;
развитие минерально-сырьевой базы на региональном уровне за счет выявления,
оценки и промышленного освоения небольших месторождений угля, торфа и
агрохимического сырья, прежде всего в удаленных районах России, в которых
отсутствуют альтернативные источники твердого топлива и минеральных
удобрений;
повышение комплексности использования минерального сырья;
разработка мероприятий по модернизации геологоразведочных работ,
внедрению новой техники для буровых и геофизических работ, адаптированной к
геологическим и природным условиям конкретных нефтегазоносных и рудоносных
регионов России;
расширение объемов изучения и использования ресурсов шельфа и Мирового
океана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Устойчивое развитие экономики России в ближайшие годы должно
базироваться на планомерном росте ее составляющих и, прежде всего, за счет
минерально-ресурсного потенциала. При этом под устойчивым развитием
применительно к минерально-сырьевым ресурсам подразумевается
гарантированное обеспечение экономической безопасности страны путем
создания надежной минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и
перспективных потребностей экономики России с учетом экологических,
социальных, демографических, оборонных и других факторов.
В качестве завершающего общего вывода следует отметить, что
сложившиеся социально-экономические предпосылки, а также стратегия выхода
России из глубокого кризиса и обретение былой мощи на качественно новой
основе свидетельствуют, что важнейшим фактором в развитии государства на
ближайшую перспективу остается состояние минерально-сырьевого комплекса
страны. От уровня рациональности, продуманной ответственности и
масштабности использования потенциала естественных богатств в подавляющей
степени зависит быстрота преодоления кризисных явлений в стране, создание
материально-технической базы для производства высокотехнологичной и
наукоемкой продукции, включая товары длительного пользования; решение
продовольственной проблемы, в том числе обеспечение государственной
безопасности России в области продуктов питания; изменение структуры
внешней торговли, соответствующей товарообороту развитых стран мира;
решение многих социальных проблем и целого ряда факторов, определяющих
будущее Российской Федерации. Состояние минерально-сырьевого комплекса
страны - важнейший фактор выхода России из глубокого кризиса и обретения
былой мощи на качественно новой основе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
. Райзберг Б., Лозовский Л. Учебный экономический словарь. М. 1999 г.
. Шишов А. Л. Макроэкономика. М. 1997 г.
. Ломакин В. К. Мировая экономика. Учебник. М. 2000 г.
. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический
анализ. – М. 1997 г.
. Ильин С. С., Васильева Т. И. Экономика. Справочник студента. М. 1999 г.
. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. Учебник. – М. 1997 г.
. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М. 1997 г.
. Друзик Я.С. Мировая экономика на финише века. Учебное пособие. Минск.
1997 г.
. Нухович Э.С., Смитенко Б.М., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже
ХХ-ХХI веков. М. 1995.
Страницы: 1, 2
|