ЛАОС
крупный из горных мон-кхмерских народов — кхму; ему уступают по численности
суй,со, ламет и др.
В этнокультурном отношении население страны делится на три основные
группы: лаолум (население долин), лаотенг (население горных склонов) и
лаосунг (население горных вершин).
Среди инонациональных групп населения самые многочисленные китайская и
вьетнамская. Каждая из них в начале 70-х годов насчитывала примерно по 30
тыс. человек. В стране проживает также около 2 тыс. индийцев. Эти три
группы живут главным образом в городах, сохраняя традиционные формы быта и
культуры и занимаясь преимущественно торговлей, ремеслами и
предпринимательством.
После достижения независимости государственным языком страны был объявлен
лаосский. Он имеет свое слоговое письмо, близкое к письму монов Бирмы.
Наиболее распространенной религией в Лаосе является буддизм тхеравады,
который исповедуют лао и тай. Среди горцев широко распространены различные
родо-племенные верования. Пережитки традиционных верований можно встретить
и у местных буддистов: они почитают духов «фи», олицетворяющих мертвую и
живую природу.
Лаос относится к числу стран, которых коснулся «демографический взрыв»:
население растет быстрыми темпами, прирост составляет 2,2% в год. В 60-е
годы мужчин и женщин насчитывалось примерно поровну.
Из экономически активного населения (1,5 млн. человек) свыше % занято в
сельском хозяйстве и около 5 % в промышленности и ремеслах.
На размещение населения по территории Лаоса огромное влияние оказали
природные условия — горный рельеф, густая речная сеть, различия в климате.
Большинство населенных пунктов и основная часть населения сосредоточены по
берегам рек: если средняя плотность населения страны 115 человек на 1 кв.
км, то в долинах, где проживает почти % всех лаосских жителей, она в 5 раз
выше. А в некоторых горных районах на 1 кв. км приходится менее 1 человека.
В Лаосе в последние два десятилетия усилился процесс урбанизации,
городское население выросло в 5—7 раз и к началу 70-х годов составляло 15%
всего населения. Одним из важных факторов роста городского населения в 60-х
годах являлась длительная нестабильность положения в стране, которая
заставляла крестьянские семьи искать в городах укрытия во время активизации
военных действий. Восстановление мирной жизни позволило тысячам беженцев
вернуться в родные места. Основная часть лаосского городского населения —
это лао, а также тай.
Наиболее значительные города страны — Вьентьян, Саваннакхет, Луангпха-
банг. Остальные города небольшие и насчитывают 10—12 тыс. жителей.
Крупнейший город Лаоса — ее столица Вьентьян («город Луны»), в котором
живет около 200 тыс. человек. Это один из древнейших городов страны,
сохранивший, хотя иногда и в разрушенном виде, многочисленные пагоды.
Город, центр которого застроен каменными зданиями, тянется на несколько
километров вдоль берега Меконга. Вьентьян — культурный и торговый центр
страны. Здесь находятся основные учебные заведения, археологический музей,
государственная библиотека. В 60-х годах в столице построено новое здание
Народного собрания, городской лицей, новые кинотеатры. Вьентьян наиболее
развит и в промышленном отношении.
В противоположность ему Луангпха-банг, бывший прежде королевской
резиденцией, сохранил черты старого города, застроенного многочисленными
торговыми лавочками и свайными глинобитными домами. Над городом возвышается
31 пагода. Как и много лет назад, Луанг-пхабанг просыпается под ритмичную
дробь барабанов пагоды Фу-Си, воздвигнутой в центре города в XVIII в. Здесь
же находится здание бывшего королевского дворца (сейчас превращенного в
государственный музей), а в пригороде сохранились священные гроты со
статуями Будды.
5.Хозяйство
Накануне перехода власти в руки народа Лаос входил в число 25 беднейших
стран мира и имел один из самых низких уровней национального дохода на душу
населения. Национальная промышленность в нем только зарождалась, сельское
хозяйство — основа всей экономики — носило в большинстве районов
натуральный и полунатуральный характер. Товарно-денежные отношения в стране
были развиты слабо: из 10 лаосцев в начале 70-х годов 6 человек ничего не
покупали и ничего не продавали на рынке, оставаясь вне сферы денежного
обращения. Отсталость социально-экономической структуры Лаоса на протяжении
полувекового периода искусственно поддерживалась французскими
колонизаторами. И хотя после ликвидации колониального режима в Лаосе
произошли некоторые социально-экономические перемены, страна, втянутая в
орбиту гражданской войны, в течение почти 30 лет не могла приступить
вплотную к преобразованию своей экономики. Почти % населения Лаоса (до 700
тыс. человек) превратилась в беженцев без крова и пищи. Огромный ущерб в
военные годы был нанесен сельскому хозяйству: поля забрасывались,
снижались урожаи.
Длительные военные действия в Лаосе мешали частным предпринимателям
вкладывать капитал в экономику страны. Постоянная нехватка капиталов
вынуждала Лаос обращаться за экономической помощью за границу. Финансовые
средства, выделяемые Лаосу в 50—60-х годах рядом капиталистических стран и
международных организаций, были довольно значительны — только США
ежегодно предоставляли ему до 50 млн. долл. Однако эта «помощь»
тратилась в основном не на экономические и социальные нужды, а на
содержание армии, различных иностранных миссий, а также на строительство
аэродромов и дорог стратегического назначения. Большая часть
предоставленных ссуд оседала в карманах высших лаосских чиновников и
офицеров. Лаос оставался слаборазвитой аграрной страной с преобладанием
докапиталистических форм хозяйства и социальных отношений.
В освобожденной зоне в этот же период успешно осуществлялись народно-
демократические преобразования, решались задачи антиимпериалистического,
средства производства передавались в общенародную собственность,
развивалось кооперативное движение, расширялась сеть больниц и школ,
впервые была разработана письменность для некоторых горных народов. В
настоящее время ведущей отраслью феодального характера, направленные на
подъем жизненного уровня населения. Проводилось справедливое распределение
пахотных земель между крестьянами, предоставлялись равные возможности всем
национальным меньшинствам в развитии их экономики и культуры. Основ
экономики страны и главным источником существования для подавляющей части
населения остается сельское хозяйство. В нем создается до % валового
национального продукта. Основное занятие лаосских крестьян — земледелие.
Преобладают мелкие рисоводческие хозяйства, которые производят продукцию
главным образом для своих собственных нужд. Такие хозяйства обычно имели
надел земли в 1,5—2 га, но чересполосица была настолько велика, что одно
хозяйство могло иметь до 50 наделов. Такие крохотные парцеллы трудно
орошать и обрабатывать с помощью современной техники. В горных районах, где
земельная собственность фактически отсутствовала, обрабатывались участки,
расчищенные от джунглей и дающие урожай, не превышающий потребности семьи.
Крупных хозяйств было немного, обычно их размеры не превышали 10 га даже в
рисоводстве — главной отрасли земледелия. Сейчас в ЛНДР появились первые
кооперативы, хозяйства переводятся на оседлость. Кооперативное движение
ширится по всей стране.
Рис, являющийся важнейшим продуктом питания, выращивается в Лаосе
повсеместно. Однако по сравнению с концом 40-х годов население страны
выросло втрое, а производство риса — вдвое. При этом быстро росла
потребительская часть населения — городские слои, армия и беженцы, а число
земледельцев сокращалось, многие рисовые поля стали ареной военных действий
и выпали из севооборота. Все это в условиях преобладания потребительских
крестьянских хозяйств обостряло продовольственную проблему. Для ее решения
правительство ЛНДР монополизировало торговлю рисом и установило контроль
над ценами на него. Уже освоена большая часть заброшенных в войну рисовых
полей.
Урожайность поливного риса остается невысокой— 8—10 хуга, а в подсечно-
огневом земледелии еще • ниже, так как многие крестьяне еще продолжают
возделывать поля с помощью отсталых методов и примитивной техники. Однако в
Лаосе появились первые показательные рисоводческие станции и
государственные хозяйства (их уже насчитывается около 800), где
используются высокоурожайные сорта риса, применяются химические удобрения и
прогрессивные агрикультурные методы. Урожайность здесь выросла до 13 ц/га.
Во всех районах страны выращивают кукурузу, которая приобретает особое
значение при неурожае риса. Ее производство за последние 20 лет более чем
утроилось — с 12 тыс. до 35—37 тыс. т в год. Если главными районами
производства риса являются долины рек (под-сечно-огневое земледелие в
горных районах дает примерно % всего риса), то кукуруза возделывается
больше в горных районах на севере страны.
Повсюду распространены огородные и садовые культуры — картофель, соя,
маниока, капуста, цитрусовые и масличные. Хлопок и табак — традиционные
культуры крестьянских хозяйств. Но если в колониальный период эти культуры
производились для нужд своего хозяйства, то сейчас в связи с развитием
местной хлоп-кообрабатывающей и табачной промышленности они все больше
становятся товарными культурами. Хлопка-сырца выращивается до 3 тыс. т
ежегодно, табака — 3—4 тыс. т. Особое значение в экономике имеет кофе,
дающий до 5% валютной выручки. Вторая экспортная культура — опийный мак
(примерно 50 т в год). В отличие от многих соседних стран в Лаосе не имеют
эксплуатационного значения гевея и различные пальмы.
Животноводство в стране не является самостоятельной отраслью сельского
хозяйства, но домашний скот выращивается во всех крестьянских хозяйствах:
для сельских работ — быки и буйволы, для транспортировки грузов '— лошади,
для питания — свиньи, мелкий рогатый скот и птица. Большой ущерб поголовью
домашнего скота наносило отсутствие квалифицированного ухода за ним; скот
круглый год находился на подножном корму, часто страдал от эпизоотии,
Раньше он совершенно не подвергался отбору. Однако сейчас правительство
принимает энергичные меры для развития животноводства, в частности
разведения племенного скота.
Большое значение имеют лесные промыслы. Лаос снабжает мировой рынок гакимн
ценными продуктами, как кардамон, гуммилак, деловая древесина, бен-зой
(30—50% мировой добычи),
Промышленность пока еще слабо развита и недостаточно технически оснащена.
Вместе с ремеслами она дает лишь 6% валового национального продукта.
Наиболее развита оловодобыча. В шахте Фонтиу, в Центральном Лаосе, ежегодно
добывается 1—1,5 тыс. т оловянной руды. Но оловоплавилен в Лаосе нет, руду
вывозят за границу. Остальные отрасли промышленности представлены
небольшими предприятиями по производству табака, сигарет, прохладительных
напитков, обуви и стройматериалов. На таких предприятиях занято обычно
10—25 рабочих и преобладает ручной труд.
Заводы и фабрики современного типа единичны, они появились лишь в 50-х
годах, например цементный завод в Тхак-хеке, хлопкоочистительная фабрика во
Вьентьяне. Потребности населения в товарах первой необходимости
удовлетворяются либо с помощью ремесленных мастерских, либо путем импорта
из других стран. А в натуральных крестьянских хозяйствах семья сама
обеспечивает себя и орудиями труда, и одеждой, и пищей. Единственная
отрасль промышленности, которая развивалась в период независимости
относительно быстрыми темпами, — это энергетика; б наиболее крупных
электростанций находятся в ведении государства. За два последних
десятилетия производство электроэнергии выросло в 20 раз благодаря
строительству новых и усовершенствованию старых электростанций. Но, как н
раньше, большая часть энергии, за исключением вырабатываемой на ГЭС Нгум,
используется пока для бытовых нужд. Производство электроэнергии на душу
населения составляет лишь 8 кВт в год.
Горный рельеф и порожистость рек Лаоса препятствуют созданию хорошо
развитой транспортной сети. Многие дороги сильно пострадали от военных
действий. Поэтому отдаленные районы страны плохо связаны между собой.
Наименее обеспечен дорогами север страны. Лаос — одна из немногих стран
мира, где нет еще железных дорог. Основные пути сообщения внутри страны и с
внешним миром — судоходные участки рек, проселочные и лесные дороги и
горные тропы, при этом направления большинства наземных дорог повторяют
очертания речной сети. Шоссейные дороги соединяют наиболее крупные города,
их протяженность — около б тыс. км, только % из них может использоваться
круглый год, В последние годы заметно вырос автомобильный парк Лаоса: с 300
машин в 1948 г. до 18 тыс. в 1975 г. Все большее значение в стране
приобретает воздушный транспорт, обслуживающий внутренние и внешние
авиалинии; имеется 20 аэродромов и несколько взлетно-посадочных полос.
Аэропорты во Вьентьяне и Луангпхабанге принимают самолеты круглый год, В
структуре внешней торговли Лаоса отразились не только аграрный характер
экономики, но и общая дезорганизация хозяйства страны в результате
длительных военных действий. Обострение продовольственной проблемы привело
к необходимости ввоза большого количества продуктов питания, а
ограниченность экспортных ресурсов — к тесной зависимости внешней торговли
от конъюнктуры и уровня цен на мировом рынке. За 1965—1975 гг. покрытие
расходов на импорт за счет экспорта сократилось в 2 раза. Основную часть
импорта составляли готовые промышленные изделия (до 60% по стоимости) и
продовольствие (около 30%), Но среди промышленных изделий на первом месте
стояли потребительские товары, а не производственные. что свидетельствовало
о низком уровне экономического развития страны. Ввозились рис, топливо,
одежда. До провозглашения республики Лаос импортировал такое количество
предметов роскоши для зажиточной части городского населения, что власти
были вынуждены принять специальные постановления об ограничении их ввоза; в
то же время очень мал был импорт химических удобрений, сельскохозяйственных
орудий, промышленного оборудования. Внешнеторговое сальдо все последние
годы имело остродефицитный характер. Основными внешнеторговыми партнерами
Лаоса до 1975 г. были капиталистические страны — США. Франция, Япония.
Англия, ФРГ и некоторые из развивающихся стран Азии: Таиланд, Индонезия,
Малайзия.
Большие изменения в жизни страны произошли после провозглашения Лаоса
народно-демократической республикой. Новое республиканское правительство
проводит широкую программу социально-экономических мероприятий,
направленных в первую очередь на искоренение пагубных последствий
колониально-феодального режима. Эта программа включает аграрные
преобразования и ведет к подъему основных отраслей сельского хозяйства,
создавая предпосылки для последующей индустриализации. Уже освоены
заброшенные пахотные земли, восстановлены и строятся новые промышленные
предприятия, создаются кооперативы в сельском хозяйстве, ремесле и
торговле, а также новые государственные и смешанные государственно-частные
компании; среди крестьян распределяются угодья бывших крупных
землевладельцев. Расширяется система здравоохранения и народного
образования. Медицинское обслуживание и обучение стали бесплатными.
Укрепляются связи с социалистическими странами. В 1976—1977 гг. подписаны
соглашения об оказании Советским Союзом экономической помощи ЛНДР, о
культурном и научном сотрудничестве, о товарообороте и платежах, которые
успешно выполняются.
6.Культура:
традиции и современность
Материальная культура Лаоса в прежние времена основывалась на традиционном
крестьянском хозяйстве, ритм жизни которого тесно связан с наступлением
сухого и влажного сезонов и состоянием речных вод. Различия В природных
условиях и уровне социально-экономического развития отдельных народов
обусловили существование двух типов земледелия; в долинах на постоянных
полях орошаемое — «на», в горных районах переложное — хай, Но часто и
долинные жители прибегают к расчистке леса на ближайших склонах гор, чтобы
получить дополнительный урожай.
Сельскохозяйственные работы всюду начинаются в апреле — мае. В долинах
орошаемые паводковыми водами поля разрыхляются с помошью деревянного плуга
с округлым лопатообразным лемехом; в плуг впрягают одного или двух
буйволов. Затем на затопленное поле вручную высаживается рисовая рассада.
На этом обработка полей и уход за ними заканчиваются вплоть до сбора
урожая. В горных районах на выбранном склоне перед самым началом дождей
подрубают и поджигают деревья. Эти поля не вспахивают, на них с помощью
заостренных палок делают лунки, в которые кладут 2—3 зерна. Для защиты от
животных поле обносят оградой. Урожайность таких полей падает уже на третий
год.
Основные этнические группы Лаоса отличаются друг от друга прежде всего
своим жизненным укладом. Например, деревня, занимающаяся поливным рисо-
сеянием, —это, как правило, деревня лао или тай; они активно торгуют как с
долинными жителями, так и с горными, покупая у них лесопродукты и дичь в
обмен на ткани и соль. Деревни большинства горных народов один раз в 3—4
года меняют свое место после того, как почва на выжженных участках
истощается и урожаи падают. У мео деревни перемещаются реже. иногда
оставаясь на одном месте более 10 лет. В отличие от всех других народов
основное занятие мео — выращивание и продажа опийного мака. Этот народ
отличается исключительнойвыносливостью и приспособляемостью к высокогорным
условиям существования. Горные народности, живущие в труднодоступных
местностях, в большей степени, чем долинные, сохраняли до недавнего времени
отсталый, патриархальный уклад.
Основной хозяйственной единицей у всех лаосцев является семья, внутри
которой происходит разделение труда- Главное занятие мужчин — работа в
поле, охота и рыболовство. На долю женщин падает большая часть работ по
дому, Лаосская семья, как правило, многочисленна, Очень часто вместе с
родителями живут их дети со своими семьями и даже женихи незамужних
дочерей, чтобы увеличить число рабочих рук. Обычно деревня состоит из одной
большой семьи или группы родственных семей, которые по традиции совместно
обрабатывают все поля во время посадки или сбора риса. Обычно в деревне
живет от 50 до 350 человек, Нетрудно отличить различные лаосские народы по
их одежде, особенно но одежде женщин. Так женщины носят шелковую или
хлопчатобумажную многоцветную юбку с золотым или серебряным узором, часто
домотканую. Она шьется расклешенной или прямой и держится на разлива рек
или сильных дождей. Жилище каркасное из плетеного бамбука, С открытой
верандой, двускатной крышей, покрытой бамбуком или пальмовыми листьями. В
горах дома ставятся прямо на землю, стены делаются дощатые, в одном доме
может жить несколько семей. Внутренняя обстановка крестьянских домов очень
проста, мебель и посуда самодельные. Обычно лаосцы располагают свои жилища
рядом с термитниками, которые у них считаются священными и приносящими
счастье, так как по форме напоминают пагоду. Современная цивилизация
(электричество, газеты) раньше мало проникала в лаосскую деревню.
Большинство населения оставалось неграмотным- Жители деревни в основном
занимались сельскими работами или домашними ремеслами. "Здесь редкостью был
даже велосипед, и путешествия крестьян обычно ограничивались пределами
провинции.
твердом пояске. Юбку цвета индиго с пестрым узором носят женщины племени
лы. Есть даже народ, который получил свое название благодаря обычаю носить
черную блузу, — это черные тай, или тхай-дам. По высокой прическе надолбом
можно узнать замужних женщин у тхай-дам, а у лы незамужних отличают но
розовому тюрбану на голове. У мео и мужчины и женщины носят свободные
черные шаровары и серебряные шейные кольца, одежда одной из групп мео—лай
имеет аппликацию на рукавах. У самых отсталых горных народов мужчины
надевают всего лишь набедренную повязку, а женщины — юбку. оставляя верхнюю
часть тела открыток. Мужчины лао носят также широкие короткие (до икр)
штаны и прямозастежную куртку с маленьким стоячим воротничком.
Жилища тоже имеют свои отличия. Долинные жители — лао и тай — обычно
ставят дома на сваи, на случай
Пища лаосских крестьян типична для жителей Юго-Восточной Азии. В первую
очередь это рис — «хлеб Азии». Из него готовят разнообразные блюда и
напитки, применяют как гарнир. Но для жителей северныхрайонов основной
пищей является кукуруза и иногда просо. Деревенский житель не знает
молочных продуктов, масло едят только растительное. В пищу употребляют
самые разнообразные фрукты и овощи, на севере,
например, квашеную капусту- В отличив от соседних стран в Лаосе больше
потребляют белковой животной пищи: каждая семья разводит кур, свиней, коз;
в долинах все жители едят рыбу — в вареном, вяленом, квашеном и даже
молотом виде. Городские жители уже привыкли к натуральным и
консервированным мясо-молочным продуктам, ввозимым из-за границы. Из
напитков распространены чай, различные фруктовые соки и настойки. Спиртные
напитки, как правило, некрепкие.
Буддийская религия наложила значительный отпечаток на духовную культуру и
быт страны. В центре каждой деревни высится пагода-храм, обычно самое
большое и красивое здание, выстроенное в отличие от жилых домов из кирпича.
Буддийский календарь тесно связан со сменой сезонов года и используется в
Лаосе наряду с григорианским календарем. Лаосский год делится на 12
месяцев, отсчитываемых с декабря. Каждый год носит название одного из 12
животных, причём наименования эти повторяются каждые 12 лет.
Искусство народов Лаоса по духу родственно тайскому и кхмерскому. Под
Саваннакхетом сохранились памятники первобытной культуры — святилища,
сходные с прасатами Кампучии, а в Долине Кувшинов — каменные овальные
сосуды трехметровой высоты, датируемые I—V вв. Видимо, их использовали как
погребальные урны.
В Лаосе почти не сооружалось каменных архитектурных ансамблей, которые
могли бы быть сопоставлены с величественными памятниками зодчества соседних
стран. Но сложившиеся в Лаосе типы зданий занимают важное место в истории
искусства. Здесь, в частности, сохранились великолепные образцы деревянного
зодчества — ваты (пагоды). Каждый ват имеет статую Будды, молельню,
библиотеку и святилища — тхаты — подобие индийских ступ. Иногда тхаты
строились и как самостоятельные архитектурные комплексы. Таков тхат Луанг
близ Вьентьяна (XVI в.), восстановленный в 1938 г. В отличие от пагод тхаты
всегда возводились из кирпича или камня.
Один из наиболее старых ватов, сохранившихся в стране, — Ксенг-Тонг в Луан-
гпхабанге (1561 г.). В нем наиболее ясно выражены основные черты
средневековой архитектуры Лаоса. Прямоугольное в плане здание увенчано
высокой крутой кровлей, составленной из нескольких перекрывающих друг друга
частей. Верхние угловые концы кровли завершены изогнутым заостренным
коньком — стилизованным изображением змей-наги. Другие пагоды на севере
Лаоса варьируют подобный тип вата,
На юге страны ват имеет несколько иной облик. Здесь чувствуется большая
близость к таиландской архитектуре. Южные ваты отличаются более крупными
размерами и великолепием, но в них меньше своеобразия и благородства
пропорций, свойственных северным ватам. Примером южного зодчества может
служить ват Фра Кео во Вьентьяне (XVI—XVII вв.).
В искусстве Лаоса скульптура не получила такого развития, как в граничащих
с ним странах. Основным скульптурным мотивом является изображение Будды,
выполненное чаще из дерева, покрытого лаком, или бронзы, реже из камня или
обожженной глины; лицо Будды всегда имеет явно выраженные этнические черты.
Декоративное искусство не носит религиозной окраски. Птицы, животные,
человеческие фигурки искусно вплетены в резное обрамление дверей, ставен и
светильников храмов или украшают ларцы для рукописей.
Наиболее развитыми видами народного прикладного искусства являются
художественное ткачество, обработка драгоценных камней и металла,
производство эмалей. В тонких ювелирных и красочных лаковых изделиях наряду
с религиозными и мифологическими сюжетами встречаются реалистические сцены
из народной жизни, пейзажи, портреты и натюрморты.
Лаосская литература основана на письменных светских и религиозных
произведениях, но впитала в себя и дух устного народного творчества -—
песен, сказок, мифов, главными персонажами которых выступают народный герой
— веселый уличный мальчишка, а также неумный и жадный богач, колдун и
обманщик- Первые письменные памятники (XIII в.) повествуют о важнейших
событиях и обычаях страны, ее политическом и социальном устройстве.
Современная литература представлена в основном небольшими рассказами и
стихами.
Музыкальная культура основана на пя-тиступенной гамме без полутонов.
Лаосцы любят мелодичные, напевные песни и озорные праздничные частушки;
праздники сопровождаются круговым коллективным танцем — лам-вонгом,
исполняемым под аккомпанемент народного музыкального инструмента кхена, по
звуку напоминающего орган.
Искусство Лаоса впитало многие черты культуры других народов, по-своему
развило их и донесло до нашего времени.
7.Список литературы:
1.Страны и народы. Зарубежная Азия 1979г.
2.Большая советская энциклопедия. Том 16 1984г.
3.Атлас мира. 1994г.
Страницы: 1, 2
|