Культура Древней Греции
литературных произведениях, из-за чего бывает трудно понять, возникло ли
данное явление в результате индивидуального или группового творчества либо
отражает широко распространенное представление. Подъем классического
полиса, победа над персами имели важные последствия для народного
мировоззрения. Современными исследователями отмечается рост религиозности
среди греков.
Развитие в конце Архаического периода на базе древнего крестьянского культа
надежды на бессмертие, которое ранее считалось принадлежностью не
отдельного индивида,но ряда следующих друг за другом поколений, в Афинах в
V веке до н.э., когда человек почувствовал себя свободным от уз семьи и
традиции,доходит до культа личного бессмертия.[N.1, кн.1, c.191]
С точки зрения традиционных представлений в войне с персами на стороне
греков сражались и их божества, о чем, в частности, упоминает Геродот.
Победа греков над персами соответственно воспринималась как свидетельство
могущества греческих богов. Вторым важным обстоятельством, связанным с
подъемом классического полиса, является чувство исторического оптимизма,
которое отразилось и в религиозном сознании. Зевс, все более занимавший
доминирующее место в пантеоне, приобретал в мыслях и чувствах греков черты
гаранта справедливости. Эти идеи очень отчетливо выражены у Пиндара и
Эсхила. В трилогии о Прометее Зевс первоначально выступает как тиран, но в
последней трагедии примиряется с Прометеем, готовым умереть за людей. В
"Орестее" Эсхила торжествует идея возможности решить все, даже самые
сложные и мучительные проблемы, путем примирения: страшные богини Эринии
превращаются в благодетельных Евменид. Убежденность в том, что боги помогут
человеку, если он лишен гордыни и приемлет свою судьбу, была присуща грекам
той поры.
Важнейшей особенностью следующего, "Периклова" периода было усиление, по
крайней мере в Афинах, тенденции к полному слиянию в рамках единого
пантеона полисных и народных божеств. Самые древние божества Аттики Афина и
Посейдон почитаются теперь совместно и на афинском Акрополе, и на мысе
Суний. Укрепляется культ Афины. Растет влияние культа Диониса, в котором
отчетливо прослеживаются демократические тенденции. По-прежнему велик
престиж общеэллинских святилищ в Олимпии и Дельфах, однако несколько падает
значение Делоса, после того как он оказался полностью под властью Афин.
Происходит очеловечение религии, она становится мирской.С этого времени
государство и боги образуют неразрывное целое. Религиозное чувство уступает
патриотизму и гордости граждан, могущих воздвигнуть своим богам столь
великолепные памятники, явившиеся поводом для пышных празднеств и ставшие
предметом восхищения всего мира. Но сливаясь с гражданской гордостью,
религия очеловеченных богов уходит из сердца человека и возвеличивает его
значительно меньше, чем он себе представляет.[N.1, кн.1, с.202]
Последняя треть Vв. позволяет говорить об определенном кризисе религиозного
сознания греков, чему было несколько причин. Тяжелейшие бедствия,
обрушившиеся на эллинский мир в годы Пелопонесской войны, сломили тот дух
оптимизма, который господствовал в предшествующие годы, и одновременно
подорвали веру в благость богов - гарантов существующего порядка. Вторая
важная причина кризиса - усложнение характера общества, его социальной
структуры, которым перестали соответствовать традиционные религиозные идеи,
восходящие к глубокой древности. Прежде это несоответствие оставалось вне
поля внимания современников, теперь же в новой, чрезвычайно сложной
обстановке несоответствие буквально бросалось в глаза. Литература этих лет
полна насмешек над богами, традиционными верованиями и ритуалами. Однако
парадоксальность ситуации заключалась в том, что те самые граждане, которые
вчера смеялись над богами, смотря комедию, завтра участвовали в
торжественных религиозных церемониях в честь тех же божеств. Все это
свидетельства наметившегося разрыва между религиозными чувствами гражданина
и религиозной политикой государства, ранее невозможного в греческом мире.
Наконец, в числе причин - и одновременно результатов - духовного кризиса
следует назвать критику традиционных представлений и установлений общества,
в том числе и религии, со стороны софистов. Софистические идеи более всего
распространились среди верхушки общества. Не зря народное мнение Афин в
"деле гермокопидов" считало виновниками святотатства Алкивиада и его
друзей, людей того же круга. Вместе с тем нельзя преувеличивать масштабы и
глубину этого кризиса. Именно в обстановке упадка старых представлений
рождались новые религиозные идеи. В частности, в это время становится
популярной идея о личной связи человека с божеством. Ее мы встречаем,
например, у Еврипида, в общем весьма негативно относившегося к традиционным
взглядам. Возрастает значение новых культов, например бога врачевания
Асклепия. Некоторые старые культы возрождаются в связи с изменением их
функций. Упадок традиционных верований приводит к широкому проникновению в
Элладу иноземных культов, фракийских и азиатских. Для религиозного сознания
эпохи характерно также распространения мистицизма.
ФИЛОСОФИЯ
В философии Vв. ведущим направлением осталась натурфилософия, сложившаяся в
Ионии в предшествующем столетии. Наиболее яркие представители стихийно-
материалистической натурфилософии этого времени - Гераклит Эфесский,
Анаксагор и Эмпедокл. Подобно натурфилософам прошлого, философы Vв.
основное внимание уделяли поискам первичного элемента. Гераклит, например,
видел его в огне. Согласно Анаксагору мир первоначально представлял собой
неподвижную смесь, состоявшую из мельчайших частиц ("семян"), которой
придал движение ум (нус). Анаксагорова концепция ума означала радикальное
противопоставление источника движения инертной материи; она оказала
значительное воздействие на дальнейшее развитие философской мысли (идеи
"первичного толчка" в философии нового времени). Эмпедокл видел четыре
первичных элемента (он их называл "корнями всех вещей"): огонь, воздух,
землю и воду. Все материальные вещи, по Эмпедоклу, состоят из этих четырех
элементов, количественно и качественно не изменяемых, соединенных в
различных пропорциях. Движение материи (как и у Анаксагора) определяется
находящимся вне ее разумом - организующим принципом космоса, преодолевшим
начальный хаос. Теория четырех элементов благодаря ее восприятию
Аристотелем оставалась фундаментом европейской физики до XVIIв.
Наивысшего расцвета древнегреческий материализм достиг в учении Левкиппа из
Милета и Демокрита из Абдер. Левкипп заложил основы атомистической
философии. Его ученик Демокрит не только принял космологическую теорию
своего учителя, но расширил и уточнил ее, создав универсальную философскую
систему.
Демокрит бросил миру великое слово - атом. Он бросил его в качестве
гипотезы. Но поскольку эта гипотеза лучше всякой другой отвечала на
вопросы, поставленные его предшественниками и его временем, этому
брошенному им слову предстояло перейти в века. [N.1, кн.2, с.97]
Впервые в истории философии Демокрит создал развернутую теорию познания,
исходный пункт которой - чувственный опыт. Но истинная "природа" вещей
(атомы), по Демокриту, недоступна чувству и постигается лишь с помощью
мышления. Как и Эмпедокл, Демокрит объяснил чувственное восприятие
истечениями (потоки атомов, отделяющихся от воспринимаемого тела). Большое
место в учении Демокрита занимали социальные и этические проблемы.
Наилучшей формой государственного устройства он считал демократию,
наивысшей добродетелью - безмятежную мудрость. Материалистическая философия
Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философии и
естественных наук.
В Vв. продолжалось традиционное противостояние натурфилософии,
материалистической в своей основе, и пифагореизма. Пифагорейское учение по-
прежнему пользовалось большей популярностью в Великой Греции, чем в
собственно Элладе.
Все философские школы начала Vв. объединяло стремление создать единую
универсальную космологическую и онтологическую концепцию, объяснить
единство и разнообразие мира. И в этом они явились бесспорными
продолжателями дела философов архаической эпохи. Однако примерно с середины
Vв. в духовной жизни Греции происходит решительный поворот: отныне в центре
философии оказывается не мир, а человек. В этом духовном перевороте немалую
роль сыграли софисты (от греч. слова "софос" - "мудрый"). Возникновение
софистического движения, как уже отмечалось, связано с общим усложнением
структуры общества, что нашло свое выражение как в увеличении числа
социопрофессиональных групп, появлении прослойки профессиональных
политических деятелей, так и в возрастании объема конкретных знаний,
необходимых для успешной политической деятельности. Софист, странствующий и
обучающий за плату учитель мудрости и красноречия, - естественный результат
процесса профессионализации знаний. Другая причина рождения софистического
движения - логика внутреннего развития самого знания. Всеобъемлющие
космологические учения натурфилософов покоились, в сущности, на очень
шатких основаниях, будучи в основе своей умозрительными. Чем далее, тем
труднее стало согласовывать в рамках единых концепций множество отдельных
эмпирических наблюдений и выводов частных наук с такими генеральными
схемами космоса. Чем сильнее обозначился разрыв между натурфилософией и
реальными знаниями, тем большим становился общественный скептицизм в
отношении натурфилософии. Выразителями этого скептицизма и стали софисты.
Непримиримым врагом софистов в Афинах выступил Сократ, хотя с точки зрения
обыденного сознания (как, например, оно отражено у Аристофана) сам Сократ -
не только софист, но даже и глава их.
Сократ был для своих современников и все еще остается для нас загадкой,
ключ к которой, должно быть, никогда не будет найден. [N.1, кн.2, с.291]
Сократ был, скорее всего, не философом, а народным мудрецом, противостоящим
софистам, но воспринявшим все то позитивное, что содержало их учение.
Сократ не создал своей школы, хотя и был постоянно окружен учениками. Во
взглядах Сократа отразились некоторые новые явления жизни греческого
общества, в первую очередь афинского. Он подчеркивал необходимость
профессиональных знаний для успешной деятельности в любой сфере жизни,
"Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться и
упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо
воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых", [N.2,
c.44] -
откуда делались и политические выводы: руководство государством - это тоже
профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы. Эта
концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам афинской
демократии, согласно которой управление полисом - дело каждого гражданина.
Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу для олигархов, что и
привело его в конце концов к непримиримому конфликту с демосом,
закончившемуся осуждением и смертью Сократа.
ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК
V век можно считать временем рождения науки как специальной сферы
деятельности. Натурфилософия архаической эпохи и первой половины Vв. в
сущности представляла своего рода синтетическую науку, в которой сливались
и общекосмогонические построения, и наблюдения и выводы более частного
характера, принадлежащие отдельным научным дисциплинам. Однако такой
характер древнегреческая наука могла сохранить только до определенного
уровня. Расширение сферы знания, увеличение его суммы приводили не только к
отпочковывнию от натурфилософии отдельных наук, но и (иногда) к конфликту
между ними.
А) Медицина.
Особенно показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с
деятельностью Гиппократа.
Было бы большой ошибкой считать, как это иногда делают в наши дни, что
греческая медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализма
существовали две медицинские традиции:медицина заклинаний,
сновидеий,знамений и чудес в орбите святилищь и медицинское искусство
независимое и целиком светское,к которому и относился Гиппократ. Они были
паралельны, но совершенно отличны друг от друга.
В "Гиппократовом сборнике" можно различить трактаты трех больших групп
врачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители умозрительных
спекуляций. Им противостоят врачи Книдской школы, у которых уважение к
фактам настолько велико, что они оказываются не в состоянии шагнуть дальше
их.Наконец, в третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими
учениками, то есть Косска школа, - имеются врачи, которые, основываясь на
наблюдении, исходя из него и только из него, настойчиво стремятся его
истолковать и понять. У этих врачей позитивное мышление: они отказываются
от произвольных предложений и постоянной константой считают разум.
Эти три школы в равной мере противостоят медицине святилищ. Но только
Косская школа основала медицину как науку. [N.6]
Б) Математика.
В течение Vв. в самостоятельную научную дисциплину превращается математика,
освобождаясь от влияния пифагорейцев и становясь предметом профессиональной
деятельности ученых, не примыкавших ни к какому философскому направлению.
Важным для развития математики было создание дедуктивного метода
(логический вывод следствий из небольшого числа исходных посылок). Прогресс
математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии,
стереометрии. К этому времени относятся также значительные успехи в
астрономии. Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение
солнечным и лунным затмениям.
С) Историография.
Лишь применительно к Vв. можно говорить и о рождении историографии: на
смену ионийским логографам приходят историки. Современные исследователи
ставят рождение истории как науки в связь с оформлением демократии и
соответственно углублением политического сознания гражданства. Гражданин,
создающий своей политической деятельностью современную историю, хотел знать
и историю, которую творили его предки. Именно поэтому вершиной греческой
историографии стал строго рациональный труд Фукидида. Переходным звеном от
логографов к Фукидиду можно считать Геродота, которого Цицерон назвал
"отцом истории". Основная тема "Истории" Геродота - греко-персидские войны.
Темой труда Фукидида стала история Пелопонесской войны. Коренной афинянин,
связанный родством с семьей Кимона, блестящий ученик софистов, Фукидид был
видным представителем верхушки афинского полиса. Однако его карьера
внезапно оборвалась в 424г., когда он, будучи стратегом, потерпел поражение
у Амфиполя и был изгнан из Афин. Труд Фукидида - это современная ему
история. Только в самом начале он дает в очень краткой форме общий очерк
истории Эллады с древнейших времен, все остальное содержание строго
ограничено поставленной задачей. Фукидид сознательно противопоставлял свой
метод методу своих предшественников - логографов и Геродота. Его можно
считать родоначальником исторической критики. Фукидид свою задачу видит в
том, чтобы создать правдивую историю Пелопонесской войны. Отбрасывая все
чудесное (занимавшее столь значительное место в труде Геродота), Фукидид
пытается объяснить происходившее только "природой человека". Тем самым
естественнонаучный метод переносится в сферу политической истории. История,
с точки зрения Фукидида, не является механистическим процессом, познаваемым
на основе логического анализа, ибо действуют и слепые силы (стихийные
события, непредвиденное стечение обстоятельств - словом, все то, что
обнимается понятием "слепой случай"). Взаимодействие рационального и
иррационального и образует реальный исторический процесс. Значительную роль
отводит Фукидид и выдающимся политическим деятелям, особо выделяя их
способность осознать направление исторического процесса и действовать в
соответствии с ним.
ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА
Значительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении
Vв., отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой
лирики - того жанра литературы, который господствовал в архаическую эпоху;
тогда же рождается греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духу
классического полиса жанр литературы.
Эта ранняя аттическая трагедия конца VI начала V вв. еще не была драмой в
полном смысле слова. Она являлась одним из ответлений хоровой лирики, но
отличалась двумя существенными особенностями: 1) кроме хора, выступал
актер, котырый делал сообщение хору, обменивался репликами с хором или с
его предводителем (корифеем); в то время как хор не покидал места действия,
актер уходил, возвращался, делал новые сообщения хору о происходящем за
сценой и при надобности мог менять обличие, исполняя в свои различные
приходы роли разных лиц; 2) хор принималучастие в игре, изображая группу
лиц, поставленных в сюжетную связь с теми, кого представлял актер.
Количественные партии актера были еще очень незначительны, и он, тем не
менее, был носителем динамики игры, так как в зависимости от его сообщений
менялись лирические настроения хора. [N.4,с.108]
Аристократическая по происхождению, идеям, способу выражения хоровая лирика
переходит в Vв. из предыдущего в лице таких признанных мастеров, как
Симонид Кеосский и Пиндар из Фив - последний и наиболее яркий певец
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|