Королевство Нидерландов
Флиссингене, Тернеузене и Делфзайле.
В радиусе 500 км от Роттердама находится рынок со 160-миллионным
населением в таких промышленных регионах, как Рур (Германия), Северная
Франция, Бельгия и др.
Роттердам является также крупнейшим в мире перевалочным пунктом для
грузов, следующих практически во все регионы мира.
Голландский флот на внутренних водах насчитывает 6 тыс. судов общим
водоизмещением около 5 млн. т и является крупнейшим в Западной Европе.
Почти во все европейские промышленные центры можно завезти груз из
Роттердама, используя разветвленную сеть судоходных рек и каналов. Ежегодно
из порта Роттердама совершаются 170-180 тысяч рейсов речных судов.
Автомобильные перевозки грузов - основное средство осуществления
транспортных связей в Европе. Таким путем доставляется 80% всех грузов,
перемещаемых внутри континента. Нидерланды располагают развитой сетью
современных автомобильных магистралей. Около трети всех грузовиков,
пересекающих европейские границы, принадлежит голландским транспортным
компаниям. Тарифы на перевозку в Нидерландах одни из низких в Западной
Европе из-за открытой конкуренции и отсутствия вмешательства государства.
Нидерландские железные дороги играют небольшую роль в грузовых
перевозках. Причем в последние годы наблюдается сокращение объемов
перевозок грузов с 19,6 млн. т в 1988 г. до 16 млн. т в 1993 г. Наоборот,
перевозки пассажиров росли и в 1993 г. составили 350 млн. чел. против 256
млн. чел. в 1990 г.
Впрочем, ряд прогнозов предсказывает новое оживление на рельсовых
путях, прежде всего за счет увеличения перевозок контейнерных грузов и
расширения транспортных операций в комбинации "трак/железная дорога". По
самым оптимистичным прогнозам, это увеличит ежегодные грузоперевозки до 65
млн. т к 2010 году. Поэтому в развитие отрасли предусматриваются большие
инвестиции. Например, в создание новой железнодорожной линии, соединяющей
порт Роттердама с внутренними районами Германии, планируемый общий объем
капиталовложений составляет 5 млрд. гульд. В настоящее время протяженность
нидерландских железных дорог приближается к 3 тыс. км, из которых около 2
тыс. км электрифицированы. Готовится строительство новой сверхскоростной
пассажирской магистрали (скорость поездов 300 км в час), которая свяжет
Амстердам через аэропорт Схипхол и Роттердам с Брюсселем, Парижем и
Лондоном.
Гражданская авиация Нидерландов располагает 600 самолетами.
Аэропорт Схипхол, расположенный между Амстердамом и Гаагой, один из
современных модернизированных европейских портов, занимает 4-е место после
Франкфурта, Парижа и Лондона. Ежегодно через Схипхол перевозится около 700
тыс. т грузов, что позволило ему войти в десятку крупнейших воздушных
портов по этому показателю. Годовой пассажирооборот Схипхола перешагнул 20-
миллионный рубеж (при полной пропускной способности в 27 млн. пассажиров).
В соответствии с проектом "Схипхолл-2000" осуществляется реконструкция и
техническая модернизация аэропорта. Помимо Схипхола действуют еще около 20
аэропортов, в том числе 12 с международными линиями. Национальная
авиакомпания "КЛМ" совершает рейсы в 90 стран мира.
Таблица 2.11
Объемы перевозок по видам транспорта
|BИДЫ ТPAHCПOРTA |1985г. |1990г. |1993г. |1994г. |
|Морские перевозки, млн. т |328 |373 |365 |380 |
|Перевозки по внутренним водам, млн. |224 |254 |225 |220 |
|т | | | | |
|Железнодорожные перевозки, млн. т |20 |18 |17 |16 |
|Автодорожные перевозки, млн. т |429 |511 |536 |540 |
|Трубопроводный транспорт, млн. т |35 |41 |47 |47 |
|Авиаперевозки - а/п Схипхол, тыс. т |436 |604 |774 |850 |
|Перевозки пассажиров, млн. чел.: | | | | |
| железнодорожный |206 |256 |333 |330 |
| авиационный - а/п Схипхол |11,8 |16,6 |20,8 |23,3 |
3 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1 НИДЕРЛАНДЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
Благополучие Нидерландов в определяющей степени зависит от состояния
ее внешнеэкономических дел. Осознавая жизненно важную роль свободы торговли
для страны с ограниченными естественными ресурсами, требующей сырья для
высокоразвитого промышленного производства, Нидерланды активно участвуют в
формировании мировой торговой политики. Страна является членом Европейского
Союза, Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), других международных
экономических ассоциаций и соглашений.
Декларируя на политической арене принципы свободы торговли, Нидерланды
на практике умело и успешно претворяют их в жизнь. В списке наиболее
крупных мировых экспортеров и импортеров Нидерланды с 1992 г. занимают 7-е
место, опережая Канаду и десятки других, гораздо больших себя государств.
При том, что в этой стране проживает всего 0,3% населения, голландская доля
мирового внешнеторгового оборота составляет свыше 4%.
Около 60% всего объема валового национального продукта Нидерландов
формируется за счет экспорта. Это краеугольный камень голландской
экономики. На экспорт ориентирована складывавшаяся в течение послевоенных
десятилетий система хозяйства, инфраструктура, законодательная база.
Развитие экспорта, наращивание его потенциала осознанно воспринимается
голландцами как национальная задача. Более 80% всех промышленных
предприятий страны производят экспортную продукцию. На долю малых и средних
предприятий приходится около четверти всего экспорта страны или порядка 50-
60 млрд. гульд. в год. В последнее десятилетие экспорт Нидерландов
неизменно возрастал, и его доля во внешнеторговом обороте страны постоянно
превышала импорт.
В 50-60-е годы нидерландский экспорт сводился только к продаже
собственных товаров за границей. Лишь в конце 60-х годов голландцы вплотную
занялись внедрением маркетинга, начали открывать филиалы и приобретать
предприятия за границей, вышли на внешние рынки с экспортом услуг, прежде
всего транспортных.
За последнее время в Нидерландах на разных уровнях поднимается вопрос
о перспективах развития нидерландского экспорта, считается, что в будущем
могут возникнуть серьезные проблемы с его расширением, если не предпринять
срочных мер с учетом прогнозируемого развития мировой торговли и экономики.
В принципе, однозначно высказывается мнение, что география и особенно
структура голландского экспорта имеют много слабых мест и должны
корректироваться.
Внешнеторговый оборот Нидерландов реализуется преимущественно на
рынках стран ЕС, более всего - в Германии, на которую приходится примерно
четвертая часть как экспорта, так и импорта. Другими большими экспортными
рынками являются Бельгия и Люксембург (15%), Англия (11%), Франция (11%),
Италия (7%). В импорте Голландии существенные роли играют также Бельгия и
Люксембург (14%), Англия (8%), Франция (8%), США (8%). Отмечается, что
конкуренция на рынке ЕС растет, причем доля Нидерландов на нем несколько
сокращается.
Вместе с тем Нидерланды мало экспортируют на развивающиеся рынки
Центральной и Южной Америки, Восточной Азии, Восточной Европы. В рамках ЕС
в недостаточной степени используется потенциал рынков Португалии, Испании,
Греции. Это признается как на правительственном уровне, так и национальными
объединениями экспортеров, крупнейшее из которых "Фенедекс" (Федерация
нидерландских экспортеров) контролирует 75% экспорта страны.
Одновременно указывается и на уязвимость нидерландского экспортного
пакета. Отставание Нидерландов в торговле высокими технологиями становится
все заметнее. Благоприятно Нидерланды выглядят в торговле продукцией
сельского хозяйства, химической и электротехнической промышленности,
минеральным топливом, составляющими основную часть экспорта. То есть как
раз в тех областях, в которых (за исключением электротехники)
прогнозируется нарастание конкуренции со стороны стран Восточной Европы. К
тому же эти товары очень чувствительны к ужесточившимся требованиям по
охране окружающей среды.
Как следует из недавно проведенного Центральным плановым бюро (ЦПБ)
Нидерландов исследования состояния и развития голландского экспорта, его
рост будет отставать от темпов мировой торговли, если существенно не
улучшить структуру экспортного пакета. Промышленность должна быть больше
ориентирована на выпуск высокотехнологичных товаров. В то же время
Центральное плановое бюро с тревогой указало на тот факт, что, начиная с
конца 80-х годов, многие предприятия стали тратить меньше средств на
исследования и развитие.
Сокращение расходов на промышленные исследования и развитие имеет
прямое влияние на состояние экспорта, причем негативное, поскольку
Нидерланды и без того экспортируют много товаров, спрос на которые
фактически приблизился к пределу возможностей дальнейшего роста. Это
относится, например, к сырью и полуфабрикатам (базисные химические продукты
и сталь), на которые в нидерландском экспортном пакете приходится весьма
большая доля. Ослабление спроса на сырье и полуфабрикаты объясняется тем,
что из-за налогов на энергию и охрану окружающей среды промышленность
совершенствует технологию и потребляет все меньше химикалий, горючего и
т.д. для производства единицы продукции.
Следует отметить, однако, что переменчивость рыночной конъюнктуры
иногда не совпадает с общей тенденцией. Так, экспорт химической продукции
Нидерландов в 1994 г. возрос по сравнению с 1993 г. на 10%. Химические
предприятия использовали то благоприятное для них обстоятельств во, что
американские фирмы меньше экспортировали в Европу из-за растущего спроса на
собственном внутреннем рынке, вызванного оживлением американской экономики.
На долю Западной Европы пришлось 70% всех поставок голландских химикалий.
Озабоченность в Голландии вызывает экспорт промышленной продукции. В
то время как рост нидерландского экспорта должен был бы идти за счет
высокотехнологичных товаров, как раз эти отрасли переживали в последние
годы не лучшие свои времена.
То, что в Нидерландах в целом отмечается опережающий рост экспорта
промышленных товаров по сравнению с конкурентами из ЕС, объясняется
активным реэкспортом, т.е. речь идет об импортных товарах, которым в
Нидерландах добавляется стоимость в форме, например услуг по распределению,
торговле, перевозкам, страхованию, и которые затем вывозятся.
Таблица 3.1
Структура и основные показатели внешней торговли Нидерландов
|ПОКАЗАТЕЛЬ |1985г|1990г|1993г|1994г|
| |. |. |. |. |
|Импорт, млрд. гульд. |
|Весь импорт |216 |230 |235 |246 |
| Пищевые товары, напитки, табачные |26 |25 |30 |32 |
|изделия | | | | |
| Сырьевые материалы |15 |13 |13 |16 |
| Минеральное топливо |48 |24 |23 |20 |
| Химические продукты |22 |24 |28 |29 |
| Машины и оборудование |34 |51 |53 |56 |
| Промышленные товары |57 |72 |68 |71 |
| Транспортное оборудование |14 |20 |21 |22 |
|Доля стран ЕС, % |56 |64 |61 |59 |
|Экспорт, млрд. гульд. |
|Весь экспорт |226 |239 |258 |265 |
| Пищевые товары, напитки, табачные |41 |46 |53 |53 |
|изделия | | | | |
| Сырьевые материалы |14 |15 |17 |18 |
| Минеральное топливо |52 |23 |23 |21 |
| Химические продукты |37 |41 |41 |45 |
| Машины и оборудование |28 |42 |51 |53 |
| Промышленные товары |46 |57 |60 |61 |
| Транспортное оборудование |8 |14 |14 |14 |
|Доля стран ЕС, % |73 |77 |74 |73 |
|Индекс цен (1985 г.-100) |
|Импорт |100 |82 |75 |76 |
|Экспорт |100 |82 |75 |76 |
Ведущими конкурентоспособными отраслями экономики Нидерландов являются
судостроение (особенно в области специализированных судов),
электротехническая, нефте- и газодобывающая промышленность, пищевая
промышленность и другие сектора агропромышленного комплекса.
Общую картину положения Нидерландов на мировом рынке рисуют результаты
исследований Мирового экономического форума относительно конкурентных
позиций всех стран в мире по 300 критериям. Из них следует, что позиции
Нидерландов по отношению с другими странами ЕС достаточно прочные: 6-е
место в мире, впереди из членов ЕС только Дания и Германия. Имеется
отставание в области высоких технологий, научных разработок и
интернационализации. По первым двум показателям Нидерланды спустились с 6-
го на 12-е место. По качеству самодеятельного населения - с 6-го на 8-е
место. Уровень менеджмента остался на 7-м месте. Даже по такому показателю,
как интернационализация, где Нидерланды традиционно сильны, сделан шаг
назад - со 2-го на 3-е место. По уровню развития инфраструктуры Нидерланды
поднялись с 14-го на 11-е место в мире.
2 ИМПОРТ И ЭКСПОРТ ТОВАРОВ
1 ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Помощь национальным производителям в освоении внешних рынков является
одним из основных элементов экономической политики Нидерландов. Можно
назвать следующие инструменты такой политики:
. прямое и косвенное субсидирование экспортеров;
. кредитование экспорта;
. страхование экспорта;
. содействие в организации необходимой для экспорта инфраструктуры;
. содействие в обеспечении экспортеров необходимой информацией;
. внешнеполитическая деятельность по обеспечению максимально
благоприятных условий для национальных производителей на внешних
рынках;
. моральное поощрение экспортеров.
Прямое субсидирование экспорта применяется преимущественно при вывозе
сельскохозяйственной продукции. Однако такая политика вызывает неизбежные
контрмеры и может привести к общей дестабилизации мировой торговли. Поэтому
ГАТТ призывает страны-участницы Соглашения ограничивать субсидирование
экспорта. Помимо прямых дотаций из бюджета могут использоваться такие
средства, как налоговые льготы экспортерам, освобождение их от пошлин на
импорт сырья и материалов.
В 1976 г. страны-члены ОЭСР, в которой состоят Нидерланды, достигли
договоренности об ограничении льготности экспортных кредитов с целью
выравнивания условий торговли. Они согласились предоставить кредиты на срок
не свыше 8,5 лет для развитых и 10 лет для бедных и средне-обеспеченных
государств, устанавливая при этом минимальные процентные ставки, а также
требовать оплаты наличными не менее 15% стоимости кредитуемого контракта.
Соглашение, однако, не распространяется на кредитование экспорта аграрной
продукции, судов, самолетов, оборудования для атомных электростанций,
военного оборудования.
Важным средством государственной поддержки экспорта является также
страхование и гарантирование экспортных кредитов, предоставляемых частными
финансовыми институтами.
Наиболее эффективными инструментами внешнеторгового регулирования
являются квотирование и лицензирование импорта и экспорта. Верные принципам
свободы торговли Нидерланды поддерживают благоприятный торговый режим.
Большинство экспортно-импортных операций осуществляется без каких-либо
ограничений. Однако согласно Закону о внешней торговле, введенному в
действие с 1 января 1963 г. (последние изменения в этот Закон были внесены
24 марта 1988 г.), соответствующим постановлениям и распоряжениям, принятым
в рамках ЕС, все внешнеторговые и валютные операции могут быть подвергнуты
государственному контролю.
Единственным товаром, подпадающим под государственную монополию на
экспорт и импорт в Нидерландах, является природный газ. Только компания
"Газюни", в которой государству принадлежит 50% капитала, может его
транспортировать, хранить, добывать и продавать.
Для основной части нидерландского экспорта не требуется ни лицензий,
ни валютного разрешения. Права регулирования экспорта и импорта, включая
решение вопросов о выдаче лицензий, предоставлены по промышленным товарам
Центральной экспортно-импортной службе в Гронингене, а по
сельскохозяйственным товарам, включая продукты рыбного промысла, - 15
"Продуктсхаппам".
Как правило, лицензии требуются при ввозе товаров, на которые
установлены количественные ограничения, либо которые подпадают под правила
регулирования в рамках ЕС или многостороннего соглашения по текстилю.
Лицензии на экспорт драгоценных металлов выдаются Нидерландским банком, а
на произведения искусства - Фондом торговли художественными изделиями. Для
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|