Корея
иностранных прямых капиталовложений (4,5 млрд. долл. в 1990г.) страна
уступает ряду восточноазиатских и юго-восточных стран.
По относительным показателям иностранные инвестиции также уступают
названным выше странам. В 1971—1980 гг. среднегодовой приток иностранных
прямых капиталовложений составлял 1, 34% валовых инвестиций в хозяйстве
страны, в 1981—1990 гг. — 0, 54%.
Правящие круги проявляют заинтересованность в привлечении прямых
капиталовложений при долевом участии местного капитала, что способствовало
бы усвоению новой технологии.
С середины 60-х годов приняты законы, согласно которым, в частности,
предприятия с иностранным капиталом освобождались от подоходного налога на
первые пять лет, от налога с юридических лиц, налога с имущества. При этом
власти старались держать иностранные прямые капиталовложения под контролем.
В некоторые секторы экономики их доступ был закрыт, включая средства
информации, нефтепереработку, ряд услуг. Иностранные банки могли открывать
только отделения, но не дочерние компании. Иностранные капиталовложения в
основном сосредоточены в экспортных зонах, которые были учреждены в 1966г.
для производства товаров на экспорт. На иностранных предприятиях в 1887г.
производилось 2,3% ВВП (Сингапур — 53,8%, Индонезия — 11,3, Тайвань — 8,1%
ВВП).
Повышение уровня экономического и социального развития превратило Южную
Корею во второй половине 80-х годов в нового экспортера капитала. Подобное
изменение означает радикальную трансформацию ее позиций и значения в
международных экономических отношениях и в мировом хозяйстве в целом,
особенно в экономике АТР.
Капитал стал вывозиться еще в конце 60-х годов, но это были эпизодические
сделки. За 1966—1981гг. кумулятивная сумма прямых инвестиций составила
только 209 млн. долл., а с 1981 по 1989гг. она достигла 1,7 млрд. Основными
рынками приложения капитала выступают страны ЮВА.
Если в 70-е годы южнокорейские компании вкладывали капитал в объекты,
продукция которых поставлялась на внутренние рынки получивших инвестиции
стран, то в последние годы 75% зарубежных предприятий экспортируют
большинство своей продукции.
Зарубежные инвестиции на территории развивающихся стран сделаны с целью
перевести туда трудоемкие и материалоемкие отрасли, использовать местное
сырье и рабочую силу, в развитых странах — обойти внешние торговые барьеры,
получить доступ к научно-техническим достижениям принимающих стран.
Заметное место в системе международных экономических отношений страны
занимают строительные услуги и миграция рабочей силы. На первом этапе
основную массу трудовой эмиграции составляли моряки и медицинский персонал.
В 60—70-е годы экспорт строительных услуг развивался по восходящей линии.
В начале 80-х годов доходы от зарубежных строительных подрядов составили
40% всех поступлений от невидимой торговли.
Основным районом приложения рабочих рук были страны Ближнего и Среднего
Востока, прежде всего Саудовская Аравия. В тот период страна вышла на
второе место в мире после США по стоимости осуществленных зарубежных
проектов — 6,1% контрактов.
Экономическая стратегия вызвала серьезные структурные проблемы. Ориентация
на экспорт, зависимость от внешних рынков усилили подверженность
внутреннего рынка внешним воздействиям, ограничили размеры и эффективность
внутренней стабилизационной политики.
Капиталовложения превратились в функцию экспортных перспектив. Поскольку
экспортные поступления колеблются в зависимости от сбыта, валютная политика
стала изменчивой в соответствии с колебаниями цикла.
Развитие экспорта с 1965 г. в большом размере поддерживалось
краткосрочными кредитами. Экспортные кредиты связывались с объемом
экспорта, изменения в экспортных доходах нарушали
КОРЕЯ
Страна в Восточной Азии, занимает Корейский п-ов, прилегающую к нему
часть материка и около 3,5 тыс. прибрежных островов. Территория- 220,8 тыс.
км2 . Население - свыше 60 млн., в основном корейцы.
Корея – страна с древней историей. В годы русско-японской войны 1904-
05 гг. она была оккупирована Японией, которая в 1910 г. аннексировала её,
превратив в свой аграрно-сырьевой придаток и плацдарм для дальнейшей
экспансии в Восточной Азии. В августе 1945 г. Корея к северу от 38-й
параллели была освобождена Советской Армией от японцев. Московское
совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (декабрь
1945 г.), имея в виду возрождение Кореи как единого, независимого,
демократического государства, высказалось за сформирование временного
центрального корейского правительства и учредило совместную комиссию из
представителей командования советских и американских войск (войска США
были введены в южную часть Кореи в соответствии с союзническими
соглашениями в Ялте и Потсдаме; это произошло в сентябре 1945 г., уже после
подписания акта о капитуляции Японии, в связи с чем они по существу не
принимали участия в военных действиях против японцев на территории Кореи).
Однако США сорвали работу советско-американских комиссий и в сентябре 1947
г. незаконно передали корейский вопрос на обсуждение ООН, где им удалось
навязать решение о проведении выборов под наблюдением комиссии ООН. В мае
1948 г. в Южной Корее были проведены сепаратные выборы, и 15 июля 1948 г.
провозглашена Республика Корея со столицей в Сеуле.
В Северной Корее советская администрация создавала режим,
опиравшийся на вышедших из подполья и вернувшихся из эмиграции
коммунистов, а также на привезенных сюда советских корейцев.
Образованный в феврале 1946 г. Временный Народный комитет Северной Кореи
возглавил коммунист Ким Ир Сен. Возобновила свою деятельность компартия,
она объединилась с Новой народной партией в Трудовую партию Северной
Кореи (ТПСК). В 1946-1947 гг. на основе закона об аграрной реформе
конфискованная у японцев и корейских помещиков земля, а также часть
Церковно-монастырских владений были распределены между безземельными и
малоземельными крестьянами. Национализация без выкупа собственности
японцев и значительной части корейской буржуазии привела к созданию
государственного сектора, во владении которого оказалось 80 % средств
производства. Таким образом, в Северной Корее стали создаваться
политические и экономические структуры по советскому образцу.
В Южной Корее американские оккупационные власти образовали гражданскую
администрацию, находившуюся под их контролем. Противоречия между СССР и
США, противоположность целей, которые они преследовали в Корее, не
позволили осуществить решения Московской конференции и выработать формулу
создания единого корейского государства. В мае 1948 г. под наблюдением
комиссии ООН по «корейскому вопросу» на территории Южной Кореи состоялись
выборы в Национальное собрание, и 15 августа была провозглашена Республика
Корея. Ее президентом стал корейский эмигрант Ли Сын Ман, вернувшийся из
США, где он жил с 1919 г.
В ответ на раскольнические действия США и внутренней реакции
прогрессивные силы Севера и Юга провели в августе 1948 г. обще- корейские
выборы в Верховное народное собрание (ВНС) Кореи (на Юге выборы проходили
нелегально, в форме сбора подписей). 1-я сессия ВНС, проходившая в
Пхеньяне, провозгласила Корейскую Народно-Демократическую Республику
(КНДР). Главой правительства, претендовавшего на то, что его полномочия
распространяются на всю страну, стал Ким Ир Сен.
Советский Союз первым (1948) установил с КНДР дипломатические
отношения и к концу 1948 г. эвакуировал с её территории свои войска.
Отношения между двумя государствами складывались весьма напряженно.
Руководство КНДР заявило о необходимости «объединения и полной
независимости родины», Ли Сын Ман – «о походе на Север». На 38-й параллели
неоднократно происходили вооруженные столкновения, а 25 июня 1950 г.
начались военные действия. Войска КНДР через три дня заняли Сеул и
углубились далеко на юг. Совет безопасности ООН признал агрессором КНДР и
решил направить в Корею войска ООН. 15 сентября 50-тысячный десант войск
США высадился в районе Инчхона, в глубоком тылу армий КНДР. Вслед за тем
войска ООН, главной частью, которых были силы США, перешли в
контрнаступление и, заняв большую часть территории КНДР, вышли к границам
КНР.
Война между двумя корейскими государствами была одновременно
противоборством между СССР, который действовал совместно с КНР, и США. В
октябре 1950 г. границу КНДР перешли части китайских «народных
добровольцев», в боевых операциях принимала участие советская авиация. СССР
снабжал армию КНДР и «народных добровольцев» оружием и боеприпасами. В
результате начатого ими контрнаступления к концу года войска ООН были
отброшены к 38-й параллели, где фронт и стабилизировался. После длительных
переговоров 27 июля 1953 г. было подписано соглашение о перемирии.
Рубежом между двумя корейскими государствами осталась 38-я параллель.
Состояние перемирия сохраняется и по сей день.
Война нанесла огромный ущерб Корее – многие города лежали в
развалинах, погибло около 9 млн. человек. Потери китайских «народных
добровольцев» составили около 1 млн. убитыми и ранеными. США потеряли 54
тыс. убитыми и 103 тыс. ранеными.
В послевоенный период КНДР неоднократно обращалась к Югу с
предложениями объединить страну мирным демократическим путём, но сеульский
режим отвергал все инициативы КНДР. Лишь в 1972 г. состоялись первые
контакты и 4 июля 1972 г. было согласовано Совместное заявление Севера и
Юга, в котором определены общие принципы объединения Кореи. Осенью 1985 г.
впервые за 40 лет между Севером и Югом был осуществлён обмен
художественными коллективами и группами «посещения родных мест» под эгидой
обществ Красного Креста КНДР и Южной Кореи. В последующие годы КНДР
выдвинула ряд новых предложений, в т. ч. о создании «Демократической
конфедеративной республики Корё» при сохранении существующих в обеих частях
страны политических систем (октябрь 1980 г.), о проведении трёхсторонних
переговоров между КНДР, США И Южной Кореей (январь 1984 г.), о проведении
межпарламентских переговоров для выработки декларации о ненападении (апрель
1985 г.), о превращении Корейского п-ова в безъядерную, мирную зону (июнь
1986 г.), о проведении военно-политических переговоров на высоком уровне
(декабрь 1986 г.), о поэтапном сокращении в 1988-91 гг. армий Севера и Юга
до 100 тыс. человек каждая при одновременном поэтапном выводе из Южной
Кореи американских войск (июль 1987 г.). В ноябре 1990 г. было подтверждено
предложение об объединении Кореи путем создания конфедерации и высказана
идея созыва консультативного совещания представителей властей, лидеров
политических партий Севера и Юга с участием их высших руководителей. В июне
1990 г. КНДР выступила с инициативой «о смягчении напряженности на
Корейском полуострове и обеспечении мирной ситуации для объединения
родины», предусматривающей ряд новых мер по созданию атмосферы доверия
между Севером и Югом и поэтапному осуществлению разоружения в Корее. В том
же году в Сеуле (сентябрь и декабрь) и в Пхеньяне (октябрь) состоялись 3
раунда переговоров между премьером Административного совета КНДР и премьер-
министром Южной Кореи, посвященных вопросам снижения напряженности на
Корейском полуострове и перспективам объединения страны, - первые со
времени раскола Кореи контакты на таком высоком уровне.
В 1973 г. ХХVIII сессия ГА ООН санкционировала роспуск «Комиссии ООН
по восстановлению и объединению Кореи». В том же году КНДР был предоставлен
статус официального наблюдателя при ООН. В 1975 г. ХХХ сессия ГА ООН
одобрила проект резолюции, который призывает упразднить «командование
войсками ООН», вывести все иностранные войска, дислоцированные в Южной
Корее под флагом ООН, заменить соглашение о перемирии мирным договором и
принять действенные меры по разрядке напряженности между Севером и Югом
Кореи и обеспечению мира. Однако США, их союзники и южнокорейские власти
игнорируют эту резолюцию.
КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Корейская народно-демократическая республика (КНДР) – расположена в
северной части Корейского полуострова. Территория – 121,2 тыс. кв. км.
Население – св. 20 млн. человек; корейцы, проживает несколько тысяч
китайцев. Столица – Пхеньян. Государственный язык – корейский.
В 1945-48 гг. в Северной Корее под руководством Трудовой партии Кореи
(ТПК) были осуществлены земельная реформа, национализация промышленности,
транспорта, связи, банков, внешней торговли, провозглашены равноправие
женщин, демократизация образования и восстановлен производственный
потенциал, разрушенный японскими оккупантами накануне капитуляции. Страна
вступила в период постепенного перехода к социализму, прерванный, однако,
войной 1950 – 1953 гг. В послевоенный период КНДР, опираясь на
экономическое сотрудничество с СССР и другими социалистическими странами,
не только залечила тяжелые раны войны, но и создала прочный фундамент
национальной экономики. Одновременно началось осуществление идей «чучхе»,
выдвинутых Ким Ир Сеном. Их суть состоит в том, что человек – это «хозяин»,
который «решает все», но разобраться в том, что правильно, а что
неправильно, и самостоятельно выполнить роль «хозяина» человек может только
тогда, когда он овладеет учением Ким Ир Сена, которого в КНДР называют
«великим вождем», «гениальным мыслителем и теоретиком». В духе преданности
ему ведется воспитание населения. Все жители страны носят на груди значок с
изображением Ким Ир Сена.
Политический курс, основанный на идеях «чучхе», заключается в решении
всех задач революции и социалистического строительства «самостоятельно, в
соответствии с условиями страны, при опоре на собственные силы». Для того
чтобы, как говорит Ким Ир Сен, «построить коммунистический рай на земле»,
необходимо осуществить три революции – идеологическую, техническую и
культурную. Высокими темпами развивается тяжелая промышленность, особенно
машиностроение. Сельское хозяйство переводится на промышленную основу.
Однако республике хронически не хватает энергии и сырья, потребительских
товаров. Слабая эффективность чрезмерно централизованной экономики
обусловливает сохранение уравнительного, нормированного распределения
промышленных товаров и продуктов питания. Школьники и студенты бесплатно
получают одежду, обувь, белье, рабочие и члены сельскохозяйственных
кооперативов – одежду. Как признает руководство КНДР, «народ живет не так
хорошо, как люди европейских стран», но при этом средства массовой
информации постоянно убеждают население в том, что благодаря мудрости
«великого вождя» оно счастливо, а трудности объясняют угрозой внешнего
врага – США. На поддержание военного потенциала КНДР затрачивает 30 %
бюджетных расходов.
В КНДР сохраняется авторитарная бюрократическая система. Вся полнота
власти принадлежит Ким Ир Сену, который занимает пост президента и
генерального секретаря правящей Трудовой партии Кореи. Для обеспечения
преемственности курса предполагается постепенная передача власти по
наследству его сыну Ким Чен Иру (род. в 1942 г.), которого именуют «любимым
руководителем», «великим мыслителем и теоретиком».
На IV съезде ТПК в сентябре 1961 г. отмечалось, что в 1958 г. в стране
были «завершены социалистические преобразования в городе и деревне». V
съезд ТПК в ноябре 1970 г. констатировал, что КНДР «превратилась в
социалистическое индустриальное государство». Победу социализма
законодательно закрепила Социалистическая конституция КНДР (27 декабря 1972
г.). VI съезд ТПК в октябре 1980 г. выдвинул задачу «создания прочной
материально-технической базы, соответствующей обществу полностью
победившего социализма, и резкого подъема материального и культурного
уровня жизни народа».
КНДР имеет дипломатические отношения более чем со 100 странами мира.
Высший законодательный орган государственной власти – Верховное
народное собрание (ВНС), избираемое на 4 года. В период между сессиями
функционирует Постоянный совет ВНС. Глава государства – президент,
являющийся одновременно главнокомандующим вооруженными силами. Президент
возглавляет высший руководящий орган государственной власти – Центральный
народный комитет (ЦНК). ЦНК формирует распорядительный и исполнительный
орган – Административный совет.
Руководящая сила корейского общества – Трудовая партия Кореи (ЕПК),
основана 10 октября 1945 г. Генеральный секретарь ЦК ТПК – Ким Ир Сен.
КИМ ИР СЕН
Генеральный секретарь ЦК Трудовой партии Кореи (ТПК). Президент
Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР).
Родился 15 апреля 1912 г. в деревне Мангендэ близ Пхеньяна в семье
бедного крестьянина. С юношеских лет принимал участие в революционном
молодежном движении. В 1929 г. был арестован маньчжурской полицией и до
весны 1930 г. находился в заключении в тюрьме г. Гирина. В 1931 г. вступил
в компартию. В 1932 г. организовал на территории Маньчжурии партизанские
отряды, которые развернули вооруженную борьбу японских колонизаторов. В
1936 г. под его руководством создается «Общество возрождения отечества»,
положившее начало образованию единого антияпонского национального фронта.
После освобождения Кореи Советской Армией в августе 1945 г. работает на
важных партийных и государственных постах. Избирается ответственным
секретарем Северокорейского оргбюро Компартии Кореи. После слияния в 1949
г. партий на Севере и Юге в единую Трудовую партию Кореи (ТПК) избирается
председателем ЦК ТПК, с октября 1966 г. – Генеральный секретарь ЦК ТПК. В
1946 г. возглавил высший орган власти на Севере Кореи – Временный народный
комитет, который провел коренные социально-экономические преобразования. С
сентября 1948 по 1972 г. – Председатель кабинета министров. С декабря 1972
г. – президент КНДР. В 1950 г. назначается Председателем Военного комитета
республики и Верховным главнокомандующим Корейской народной армией. С 1953
г. – маршал КНДР. Депутат Верховного народного собрания всех созывов.
Трижды Герой КНДР и Герой Труда КНДР. Изданы 32 тома его сочинений.
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ (Южная Корея)
Республика Корея расположена к югу от 38-й параллели. Территория –
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|